Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество? Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения. Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.

http://pravoslavie.ru/99829.html

Скачать epub pdf ПЯТИДЕСЯТНИЦА Тропарь (глас 8) Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак (глас 8) Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1Кор. 16, 8 ; Деян. 2:1–4, 20:16 ). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» 606 . Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных – напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь . Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Поздравления на День Святого Валентина: картинки, открытки, стихи 12 февраля, 2012 В день святого Валентина в России — светский праздник. Что делать христианам? Как относиться к дню святого Валентина и принимать ли поздравления? День Влюбленных (Валентинов день) Православная Церковь не празднует день святого Валентина. Надо отметить, что и в Римско-католической Церкви отношение к нему неоднозначное, так как в «деле дня святого Валентина» много загадок, легенд и исторических несоответствий . Нет никаких сомнений в том, что святой Валентин существовал. На заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. Но к современному празднику эти святые праведники не имели никакого отношения. Кроме того, у нас, православных, есть свой «день святого Валентина». Примером великой христианской любви для нас служит история Петра и Февронии . Праздновать день святого Валентина или отвергать открытки с красивыми стихами о любви? Объявлять ли бойкот романтичному празднику? На самом деле, 14 февраля, как и в любой другой день близким будет приятно получить от нас открытку или стихи в знак признательности и любви. И радовать теплыми словами близких в этот день можно не из-за дня святого Валентина, а просто потому что мы их любим. Заодно можно рассказать и настоящую историю о дне святого Валентина, подкрепив ее историческими фактами. День святого Валентина, как и каждый новый день, данный нам Богом — это не только поздравления и открытки с сердечками, но и возможность помириться с близкими, не отвечать им на поздравления грубыми словами, а спокойно рассказать, почему православная Церковь по-другому относится к празднику и, в свою очередь, сказать добрые слова о о любви. Многие в суете светского праздника решаются сделать предложение своим возлюбленным и Церковь не запрещает сделать это 14 февраля в день влюбленных. Поздравления любимым в этот день необязательно должны касаться сомнительной истории возникновения праздника. Ведь мы каждый день должны с радостью и благодарностью принимать присутствие близких в нашей жизни. Совсем необязательно дарить красивые открытки только своего мужу или жене, жениху или невесте. Мы можем порадовать и других членов своей семьи, друзей, которых мы любим христианской любовью. И по-настоящему правильным будет простить тех, кто обидел нас и, кого мы считаем своими «врагами», проявить к ним милосердие и любовь. Простить даже, если у нас еще не просили прощения.

http://pravmir.ru/pozdravleniya-na-den-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский: «Остается ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник» Известный ученый о провозглашении в качестве официального праздника Дня Крещения Руси 24.04.2010 570 «Прекрасно, что у нас появился новый праздник. Я, правда, протестую против термина «возрождение Православия в России», потому что возрождать можно только умершего, а Православие у нас никогда не умирало, оно всегда было, есть и будет», - заявил в интервью «Русской народной линии» доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, внук известного священника и философа профессор Павел Флоренский в связи с принятием в первом чтении Государственной Думой законопроекта о введении нового праздника - День Крещения Руси , который будет отмечаться 28 июля. «Один благочестивый старец, когда его спросили, можно ли построить храм, даже не слушая дальше, ответил: «Строить храм всегда благо, благословляю». Старец, если говорить конкретно, оптинский старец Илия, даже не стал спрашивать у моего сына, где, что и кто. Также и здесь: установление такого праздника, безусловно, важно. Меня, правда, сильно беспокоит то, что, по-моему, как церковный праздник он пока еще не существует, то есть, получается, что Церковь отстает в этом вопросе от государства. Итак, конечно, я поддерживаю появление нового государственного праздника, но при этом подчеркиваю, что Церковь в этом отношении отстала от государства, а мы, получается, святее самого, так сказать, «папы». Остается ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник, чтобы он праздновался с богослужением: с литургией, со всенощной. Получается, что мы, миряне, забежали вперед наших клерикалов, ну и хорошо!» - восклицает ученый. «Теперь мы будем праздновать День Крещения Руси как важнейшее событие в светской истории православной страны. То есть, еще раз подчеркну, это пока еще не церковный, а гражданский праздник», - добавил он. «Должен ли новый праздник сопровождаться какими-то культурно-массовыми мероприятиями? Конечно, должен. Напомню, что у нас уже давно существует День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая, который известен своими многочисленными культурными мероприятиями. Если мы теперь и наш новый праздник будем сопровождать такого рода мероприятиями, то это, конечно, - благостная и хорошая инициатива. Крещение Руси осуществлялось, в первую очередь, в Киеве, и сейчас оно именно там, в Матери городов русских, празднуется. Конечно, служить нашей Церкви – всегда благо. Можно было бы, например, в этот праздник организовать крестный ход из Киева в Москву . Такой крестный ход соединит наши братские народы», - продолжил П.Флоренский.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/24/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что для православных - День народного единства? На вопросы отвечают священники и миряне 01.11.2008 1102 Время на чтение 32 минут ЭТОТ ДЕНЬ СПАС РОССИЮ На вопросы отвечает игумен Игнатий (Душеин) , благочинный VIII округа Калужской Епархии - Для Православных христиан 4 ноября - день Казанской иконы Божией Матери (еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) - с 2005 года отмечается как " День народного единства " . Отец Игнатий, что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, " совпавшем " с церковным? - Я рад такому празднику, потому что в этот день русским людям действительно есть что вспомнить. Это как раз редкое исключение: обычно светские праздники ничего не дают ни уму, ни сердцу. Возвращение памяти этого дня вселяет надежду на то, что не только церковные праздники будут нести смысловую нагрузку. Нам пора возвращать историческую память, избавляться от многолетней амнезии, вспомнить - чьи мы дети и кто наши отцы. Это очень полезно: " Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу " . - 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе " Церковный Вестник " и " Радонеж " ) почему-то именуют сей праздник " День национального единства " . Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия.... Как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник? - Фактически это - наш день независимости. Его назвали официально " День народного единства " - и правильно назвали. Действительно это редкий, увы, случай исторического единения всего народа в общем порыве. По сути, этот день спас Россию. - Позвольте процитировать одно издание: " В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день " Днем национального единства " . Как должно выражаться " национальное единство " между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный государственный праздник Ко дню народного единства 02.11.2016 963 Время на чтение 5 минут 4 ноября (по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, разбив поляков, с иконой Казанской Божией Матери вошли в Китай-город. Оккупанты укрылись в Кремле, однако уже на другой день, видя, что сопротивление бесполезно, подписали капитуляцию, и древняя первопрестольная столица Святой Руси была полностью освобождена от захватчиков. В честь этой Великой победы русского народа над польско-литовскими интервентами в 1630-е годы на Красной площади был построен Казанский собор. А в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, в день ее явления в граде Казани (21 июля по новому стилю), но и 22 октября (4 ноября по новому стилю). Больше того, по этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. И только в 2004 году этот день снова стал государственным праздником - Днем народного единства. День народного единства как нельзя лучше соответствует своему названию и является большим государственным праздником. Прежний же, самый главный праздник страны Советов - « день 7 ноября - красный день календаря» (день Октябрьской революции) - трудно назвать днём примирения и согласия, наоборот он стал черным в истории нашего Отечества и последним днем великой Российской империи. Этот день принес нашему народу неописуемые горе и страдания, привел к Гражданской войне, к гибели многих миллионов наших сограждан. День же 4 ноября, ставшим днем празднования Казанской Божией Матери, принес в 1612 году освобождение Москвы от иноземных захватчиков, объединил народ и прекратил братоубийственное кровопролитие Смутного времени. Божия Матерь, ее святой чудотворный образ, явленный в городе Казани в 1579 году, безусловно, были главными виновниками победы в войне 1612 года, как и в последующих войнах нашей страны с иноземными захватчиками.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

11. Пятница 3-й седмицы по Пасхе. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной или полиелейной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и святых, глас 2-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы рано бывша...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учителие неложнии...», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры святых, глас 8-й (со своими припевами) . «Слава» – святых, глас тот же: «Радуйся, двоице священная...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Проси Иосиф...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святых, глас 3-й: «Троице Живоначальней...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален святых, глас 5-й: «Да радуются днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира тепле...» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-24/

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 мая 2024 года 11. Пятница 3й седмицы по Пасхе. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной или полиелейной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8й – 3, и святых, глас 2й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святых, глас 6й: «Апостолом единонравныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2й: «Мироносицы рано бывша…». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8й: «Яко учителие неложнии…», «И ныне» праздника Триоди, глас 1й: «Со страхом приидоша…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры святых, глас 8й (со своими припевами) . «Слава» – святых, глас тот же: «Радуйся, двоице священная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6й: «Проси Иосиф…» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святых, глас 4й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь святых, глас 4й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь святых, глас 4й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален святых, глас 3й: «Троице Живоначальней…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2й: «Мира тепле…» (см. в седальнах по 2м стихословии) . По 2м стихословии – седален святых, глас 5й: «Да радуются днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2й: «Мира тепле…» (см. в седальнах по 2м стихословии).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Не быть в Церкви выкидышем В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. 19 января, 2010 В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Когда наступает праздник Крещения Господня, многие священники, особенно служащие в крупных городах, готовятся к тому, что в этот день придет креститься необычно много людей. Если в среднем приходило 3-5 человек в день, то 19 января придет 25-30, а может и больше. В основе этого стремлении многих креститься именно на праздник лежит, в лучшем случае, желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Это суеверие очень настойчиво поддерживается, как и мнение о том, что существует особая «крещенская» и особая «Богоявленская» вода, что они очень разные по свойствам и применять их нужно по-разному, причем на каждом приходе инструкция по применению освященной воду своя. Хочется сразу сказать: «священники виноваты в том, что церковный народ погряз в суевериях!» Да, виноваты очень часто, но не всегда. Зачастую человек просто не желает видеть Бога, заслоняя Его материальной святыней, особым местом или праздничным днем, самозабвенно веря в самодостаточность этих вещей и понятий. С психологической и бытовой точки зрения это очень удобно: все сводится к обрядоверию, исполнению определенных предписаний, исполнению советов «знающих» бабушек, у которых Святая Троица это Бог, Божья Матерь и Мыкола Чудотворец, а понятие личного покаяния за свои грехи размывается и оттесняется, уступая место призывам покаяться всем народом в убийстве царя, страшилкам о мировом масонском заговоре против России и ИННизму.

http://pravmir.ru/ne-byt-v-cerkvi-vykidy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010