Закрыть О соборности подлинной и мнимой Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? Павел Кузенков   Священник Павел Ермилов   11:08 13.07.2016 1545 Время на чтение 20 минут Фото: holycouncil.org Обстоятельства созыва и результаты прошедшего на Крите в июне сего года «Святого и Великого Собора», - претендующего на всеправославный статус, но по факту оказавшегося совещанием делегаций 10 из 15 Поместных Православных Церквей, - вполне ожидаемо выдвинули на повестку дня задачу защиты традиционной православной экклезиологии, поскольку на наших глазах осуществляется радикальная реформа в области церковного устройства. Из истории планов нового Вселенского Собора Идея проведения нового Вселенского Собора стала активно развиваться в православном мире во второй половине XIX - начале XX века. Многие видные церковные деятели как за рубежом, так и в России были воодушевлены этим проектом. Им казалось, что проведение такого Собора внесет струю свежего воздуха в жизнь Православной Церкви, поможет преодолеть накопившиеся проблемы, наметит новые перспективы. Однако вскоре стало понятно, что реализация такого проекта вызывает множество непростых теоретических вопросов, связанных с тем, каким образом возможно - да и возможно ли вообще - воссоздать институт Вселенского Собора в новой исторической ситуации. Неясно было и то, что может послужить подобающей причиной для созыва Собора всей Православной Церкви. Например, первоначальный повод - урегулирование греко-болгарского церковного вопроса - не был сочтен в Русской Церкви достаточным для его решения на уровне Вселенского Собора. Следующие по времени попытки были вызваны стремлением к проведению разнообразных церковных реформ и сближению с англиканским сообществом, вплоть до полного восстановления с ним евхаристического общения, что также ставило под сомнение успех возможного Собора, решения которого едва ли были бы приняты всей церковной полнотой. Сокрушительный провал первого Всеправославного совещания в 1923 году и отторжение обновленческих реформ в Русской Церкви со стороны отдельных Поместных Церквей быстро отрезвили церковных реформаторов, побудив их воздержаться от поспешных действий и добиваться для осуществления намеченных преобразований созыва общепризнанного и правомочного церковного собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Межправославная подготовительная комиссия на 1-м заседании в Женеве 16-28 июля 1971 г. рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми Поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение 1-му Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы 1-е Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося Св. и Великого Собора. 1-е Всеправославное предсоборное совещание проходило 21-28 нояб. 1976 г. под председательством митр. Халкидонского Мелитона (К-польский Патриархат) в правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Московского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой Православных Автокефальных Церквей и Православной Автономной Церкви Финляндии. Совещание пересмотрело обширный каталог тем, включило в повестку дня буд. Св. и Великого Собора лишь 10 из них, к-рые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, вопрос общего календаря, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение правосл. Церквей к остальному христ. миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христ. идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Темы «Источники Божественного Откровения» и «Икономия в Православной Церкви» переданы для изучения Поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Др. темы Родосского каталога 1961 г. были отданы для изучения отдельными правосл. Церквами.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Самая благоприятная пора для верующих приходилась на 1947-1948 гг. Так, в протоколе от 12 марта 1947 г. отмечается, что из рассмотренных 64 ходатайств удовлетворено 64. В протоколе от 20 мая 1947 г. говорится об удовлетворении всех 62 ходатайств, рассмотренных в этот день. Сама же процедура получения разрешения на открытие храма длилась 2-3 года с момента подачи первого заявления даже в эти лучшие годы. В Калининской области в 1945 году действовали 86 церквей, из них в городах 13. Кроме этого, в облисполком поступили 416 заявлений об открытии еще 123 церквей. Кроме действующих церквей на территории области имелось 453 здания бывших храмов, из которых 279 использовались под культурные, хозяйственные и военные цели. В 1946 году действовало уже 93 церкви, из них в городах 15. Поступило 310 заявлений об открытии еще 146 церквей, количество действующих к 1947 году составляло 97. Соответственно, в эти годы отмечался и количественный рост духовенства. 1945 году в Калининской епархии служили 85 священников и диаконов, в 1946 году уже 113, а в 1947 году – 123. К концу 1947 года в 12 из 16 городов Калининской области имелись действующие церкви. Из 47 районов области храмы действовали в 34. В 1948 году прошли торжества, посвященные 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви, в которых приняли участие делегации Константинопольской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской, Албанской и Армянской Церквей. Торжества проводились при поддержке советского правительства, желавшего установить доминирующее положение Русской Церкви в православном мире. Однако уже в том же году начинается новый виток антицерковных акций. Прекращается процесс открытия новых храмов, начинается их закрытие. За 1949 год в РСФСР закрыто около 600 храмов. Однако закрытие храмов в данный период носило скорее локальный, чем тотальный характер. Если, например, в Верхнем Поволжье за 1945-1947 гг. численность действующих храмов увеличилась на 110, то за 1948-1954 гг. уменьшились на 30 храмов .

http://bogoslov.ru/article/6026562

Мы всегда должны помнить, что догматическое богословие и богословие аскетическое – это единое целое, одно поверяется другим. И именно поэтому богословам столь необходим опыт святых подвижников, прошедших долгую школу умного делания и достигших созерцания вещей Божественных. Афон же является местом подвига многих прославленных и непрославленных святых. Примером такого плодотворного взаимодействия духовного делания и богословского умозрения является творчество агиорита святителя Григория Паламы . В минувшем столетии богословы и церковные ученые, в том числе русские и греческие, много сделали для того, чтобы заново открыть и актуализировать в церковной жизни наследие святителя Григория и афонской исихастской традиции. Изучение этого наследия поздневизантийского богословия дало мощный толчок развитию современной православной мысли, которая подчеркивает взаимосвязь и единство богословского умозрения и духовного делания. Сохранение и богословское осмысление традиций православного подвижничества и православной культуры – это общецерковное, общеправославное дело. Тема нашей конференции как нельзя лучше подходит для совместной научно-богословской работы представителей различных поместных православных церквей. И именно в совместной работе, в общей дискуссии и личном общении проявляется и раскрывается наше глубокое духовное единство, уходящее своими корнями в далекое прошлое. С особым удовлетворением отмечая участие в нашей конференции представителей греческой, болгарской и сербской делегаций, хотел бы выразить надежду на то, что опыт нашей работы в ходе этой конференции послужит делу развития межправославного сотрудничества. Вряд ли нужно говорить присутствующим здесь о том, насколько мы сегодня нуждаемся в сохранении и укреплении общеправославного единства. Образ Афона как «малого православного мира» с единой духовной традицией при разнообразии национально-поместного представительства должен быть не только историческим воспоминанием, но и живой современной реальностью. Ибо этот образ указывает на Вселенское призвание Православия: являть миру единую Истину Христову в многообразии ее культурных и языковых воплощений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предварительную деятельность осуществляли делегации Московской Патриархии, посетившие Болгарию, Югославию, Румынию, Албанию и Польшу, выполняя задачу по ослаблению влияния «экуменизма, греческих патриархов и реакционного духовенства внутри самих Церквей этих стран». Это один из примеров совпадения церковной позиции с государственной. И вновь неприятности доставил болгарский митрополит Стефан, продолжавший участвовать в экуменическом движении. Для усмирения строптивого иерарха были задействованы «высшие эшелоны» в Болгарии: «Через министра иностранных дел Коларова были приняты меры. Он вместе с премьер-министром Г. Димитровым имел беседу со Стефаном, после которой митрополит официально заявил об отходе от экуменизма, как обслуживающего интересы англо-американских империалистов. Несмотря на это заявление, имеются данные, что неофициально митрополит Стефан резервирует связи с экуменизмом через профессора Цанкова и протопресвитера Шавельского». Но даже эти мелкие неудачи не омрачили главного результата: в экуменическом движении началось разногласие, вселенского объединения Христианских Церквей не получилось, а его лидеры меняли тактику на ходу, о чем и докладывал правительству председатель Совета по делам Русской Православной Церкви: «Наиболее дальновидные деятели этого движения подняли голос против стремления американцев провести Ассамблею в Амстердаме под флагом антикоммунизма. Оппозиция против американцев особенно заметна среди скандинавов, швейцарцев, французов и голландцев. В частных разговорах многие из них высказывают мысль о необходимости создания центра внутри Экуменического совета, противостоящего американскому влиянию. Такой центр, по мнению многих, может быть создан только при участии Русской Православной Церкви. В частности, секретарь Всемирного Совета Церквей голландец Виссерт Хофт заявил, что только с помощью Русской Церкви можно избавиться от опасности “американизации христианства”». Против антикоммунистической американской кампании с использованием экуменистов выступали не только лидеры оппозиции (Виссерт Хофт), но и представители Англиканской Церкви. Так, архиепископ Йоркский доктор Гарбетт в своем выступлении перед верующими 27 марта 1947 г. заявил:

http://pravoslavie.ru/5506.html

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж. В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.). Межхристианские отношения и сотрудничество Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г. Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.). Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.). Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

http://pravoslavie.ru/83730.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом Болгарии в России Бойко Коцевым 21 марта 2014 г. 16:17 21 марта 2014 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцевым. Во встрече участвовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а также первый секретарь Посольства Болгарии в России Василка Кехайлова и пресс-атташе Посольства Цветана Кръстева. Приветствуя гостя, Святейший Патриарх Кирилл отметил традиционно добрые отношения с дипломатическим представительством Болгарии в Москве. «Болгарское Посольство представляет интересы братского народа, с которым народ России связан самыми тесными отношениями на протяжении столетий», — сказал Его Святейшество. «Вехи, которые свидетельствуют о глубине и искренности этих отношений, хранятся в памяти русского и, я надеюсь, болгарского народа, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — И, несмотря на то, что политическая карта Европы сегодня иная, чем была раньше, полагаю, что есть факторы, которые могут сохранять добрые отношения между людьми и народами вне зависимости от того, как складывается политическая карта мира». Святейший Патриарх Кирилл также засвидетельствовал добрые и искренние отношения между братскими Русской и Болгарской Православными Церквами, подчеркнув важность солидарности двух Церквей по многим вопросам. Такое взаимодействие подразумевает не только религиозный фактор, напомнил Святейший Владыка: «Братские отношения между двумя Церквами также являются решающими в сохранении братских отношений между нашими народами». В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви упомянул о недавней встрече со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом в Стамбуле во время синаксиса Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, а также о братском общении во время празднования 1025-летия Крещения Руси в июле 2013 года. «В мае мы ожидаем Его Святейшество вместе с высокой делегацией Болгарской Православной Церкви, чтобы поговорить о наших двусторонних отношениях и нашем общем вкладе в развитие всеправославного единства», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразив надежду, что этот визит также станет яркой вехой в отношениях между двумя странами и народами.

http://patriarchia.ru/db/text/3610197.ht...

И он был найден... В 1948 году исполнялось 500 лет автокефалии Русской Православной Церкви. Торжественное празднование этого события и должно было стать тем мероприятием, от которого Восточные Патриархи уклониться бы не смогли. А при их присутствии уже можно было говорить о первостепенном значении Русской Православной Церкви в системе православного воинства. Празднества должны были быть приурочены к Совещанию Глав и представителей Поместных Православных Церквей, на котором, по государственному замыслу, и должны были утвердиться нужные внешнеполитические документы. За подготовкой в Москве внимательно следило и руководство Римско-Католической Церкви, и Всемирного Совета церквей (центра экуменического движения), опасаясь влияния СССР на Балканы. Болгарию и Югославию в течение зимы – весны 1948 года посетили различные деятели Всемирного Совета церквей, имея беседы с митрополитом Стефаном и Патриархом Гавриилом. В Софию, Белград и Прагу приезжал Директор Отдела взаимопомощи пострадавшим от войны церквям при ВСЦ Кохберн. И он, и приехавший позже известный английский епископ Сесиль Дуглас Горслей, добивались участия Болгарской и Сербской Церквей в экуменическом движении, стараясь ослабить на них советское влияние, тоже обещая материальную поддержку. И Москва отреагировала быстро. Как писал Г. Карпов в информационной записке правительству накануне открытия Совещания: «В результате предварительной работы достигнуто единство мнений большинства приезжающих делегаций по основным вопросам повестки дня совещания, то есть осуждения антихристианской и антидемократической сущности папизма и отказа от участия православных церквей в предстоящей Ассамблее Всемирного Совета церквей» 47 . «Предварительную деятельность» осуществляли делегации Московской Патриархии, посетившие Болгарию, Югославию, Румынию, Албанию и Польшу, выполняя государственную задачу по ослаблению влияния «экуменизма, греческих патриархов и реакционного духовенства внутри самих церквей этих стран» 48 . И вновь неприятности доставил болгарский митрополит Стефан, продолжавший участвовать в экуменическом движении. По усмирению строптивого иерарха были задействованы «высшие эшелоны» в Болгарии:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение. 3. Благодарить Святейшего Патриарха Болгарского Максима за оказанное гостеприимство делегации Русской Православной Церкви. 4. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей Русской и Болгарской Православных Церквей на благо народов наших стран. ЖУРНАЛ 79 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за всещедрую Его помощь в период Великой Отечественной войны, а равно и в годы мира и даже до сего дня явленную народу нашего Отечества. 2. Утвердить план проведения мероприятий в честь 60-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне. ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходивших Церковно-общественных форумах «Духовно-нравственные основы демографического развития России» в Москве (18-19 октября 2004 г.) и Нижнем Новгороде (14 декабря 2004 г.). СПРАВКА: 18-19 октября 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве проходил церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России». Форум проходил под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при содействии Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и Общественного объединения «Деловая Россия». Целями и задачами Форума были: содействие формированию демографической политики государства, отвечающей современным социальным реалиям и историческому опыту России; содействие сохранению исторического наследия и создание в обществе атмосферы уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям; обсуждение вопросов взаимодействия государства с религиозными организациями в социальной сфере, в деле возрождения духовно-нравственных традиций российской семьи; выработка системы воспитательных мер раннего предупреждения прерывания беременности, широкая пропаганда счастья материнства и ответственности отцовства, формирование в молодежной среде приоритета ценностей семейной жизни. В первый день после открытия Форума состоялось пленарное заседание, на второй день работа Форума проходила по четырем секциям: «Демографическая ситуация и государственная демографическая политика в Российской Федерации», «Духовно-нравственные основы демографического развития России», «Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования»; «Общественное противодействие асоциальным явлениям в молодежной среде, содействие возрождению православных духовно-нравственных ценностей».

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

– Но до суда дело опять не дошло? – Да. Заступился Кучма. Я был на его встрече с журналистами, и когда задали этот вопрос, президент был крайне раздражен протестом Генеральной прокуратуры и даже эмоционально воскликнул: " Людям нельзя запретить верить! " Будто, коли заберут у Филарета награбленное, вера раскольников иссякнет. Учуяв грозящее уголовное дело, истерику, конечно, поднял и сам Филарет, грозя дестабилизацией в стране. К Блаженнейшему Владимиру от президента одна за другой потянулись делегации, убеждая отложить все эти дела во имя мира и спокойствия в Украине. Придумали какую-то отсрочку подачи в суд, и все зависло. Любопытную позицию занял Госкомрелигий, вернее, его зампред генерал СБУ Николай Маломуж, с которым я записал интервью. Серьезный человек, при Ющенко возглавил службу внешней разведки. Так вот он заявил, что филаретовство – это чистый фейк: юридически никто никакой объединенной новой организации не создавал, Филарет просто присоединился к УАПЦ, и та незначительно поменяла свой устав. Он сказал, что УПЦ вправе поставить вопрос о незаконном наименовании расколов " православными церквами " и требовать возвращения финансов и имущества. По сути, это был болгарский вариант преодоления раскола: ведь незаконное использование чужого имени, финансов, храмов и имущества – это основа филаретовского паразитизма. – Почему не пошли таким путем? – Потому что прошли выборы, сменились правительство и Генеральный прокурор, началась политическая акция " Украина без Кучмы " , которая переросла в оранжевую революцию и, в конце концов, привела к воцарению Виктора Ющенко. – А он был принципиальным поборником раскола? – Его пиарили как " первого верующего президента " , хотя он был коммунистом, выпускником Высшей партшколы при ЦК КПУ, как и его предшественники. Он хотел поддержки православного электората. Ты же помнишь, как разгорелась забавная борьба между Ющенко и Януковичем по поводу того, кто же из них получил благословение на выборы от канонической Православной Церкви.

http://religare.ru/2_109742.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010