Знаменитыми монашескими островами Уэльса были также Барри-Айленд (святой Баррук, † 600) и Калдей (святые Дубриций и Самсон – † 565). Они также перебирались на полуостров Корнуолл (юго-запад Британии). Здесь монашествовали мученики Фингар и Фиала († 455), святые Пиран, Кеу, Морвенна и Мабин († 500), Эндельон (Эндельена) и Кейна († 505), Клетер († 550). Святые подвижники и аскеты также отправлялись в область под названием Девон; там подвизались святые Нектан († 510), Румон и Браннок († 525), Петрок и Аустелл († 564); в Сомерсете подвижничали святые Конгар († 520), Каранток († 600), Декуман († 706), на острове Силли – святой Элидий († 620). Они достигли Нормандских островов, как святые Бранваладер, бывший король († 560), и Маглорий с острова Сарк († 757); перебирались на полуостров Бретань (современная Франция), как святые Мавес († 480), Корентин († 490), Бриок († 510), Армел († 552), Туди и Тудвалл († 560), уже упомянутые нами Самсон Дольский, Павлин, а также Будок († 585), Меван († 617) и знаменитый святой Мало († 640). Эти святые подвижники оживили искры веры, теплившиеся еще со времен римского «имперского Православия вилл», о котором помнили некоторые бритты. Ирландские и уэльсские святые распространили веру по всему западу, перебираясь из одного места этого кельтского мира в другое, обмениваясь духовным опытом, передавая благочестие. Их монашеское Православие имело успех, потому что было укоренено в культуре, то есть воспринималось местным населением как свое, а не как чуждое римское колониальное «Православие вилл». Ирландцы и валлийцы знали латынь, они имели знания о вере и традициях Римской Церкви V века; и у них была монашеская традиция, принесенная из Египта – напрямую или опосредованно, через Галлию. Так что только именно при таком духовном прорыве могла осуществиться миссия святого Колумбы из Ирландии на остров Айона в 563 году, а затем дальше, укрепив Православие в северной, западной и центральной Шотландии и на всех западных островах, распространившись с Айоны на Линдисфарн и северную Англию.

http://pravoslavie.ru/53219.html

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

550. Соловьёв B.C. Литературная критика. М., 1990. С. 43-46. 551. Леонтьев К. Наши новые христиане. М., 1882. С. 16. 552. Соловьёв B.C. Цит. соч. С. 44-45. 553. Русские эмигранты о Достоевском. С-Пб., 1994. С. 124. 554. Там же. С. 125. 555. Ф.М.Достоевский и Православие. М., 1997. С. 93. 556. Леонтьев К. Цит. соч. С. 31. 557. Там же. С. 41 558. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 308. 559. Иванов Георгий. Собр. соч. в трёх томах. Т.3. М., 1994. С. 558. 560. Там же. С. 564-565. 561. Адамович Георгий. Борис Зайцев.// Борис Зайцев. Собр. соч. Т.7. М., 2000. С. 453. 562. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 45. 563. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония ... С. 824. 564. Горький А.М. Полн. собр. соч. Т.21. М., 1974. С. 12. 565. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. С. 455-456. 566. Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 54-55. 567. История русской литературы. Т.3. Л., 1982. С. 726. 568. Прп. Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. С. 155-156. 569. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1981. С. 373, 376, 378. 570. Там же. С. 387. 571. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. С. 246-247.   Краткая библиография   История всемирной литературы. Т.7. М., 1991. История русской литературы. Т.3. Л., 1982. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Антоний (Храповицкий), митрополит . Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. Батюто А.И. И.С.Тургенев— романист. Л., 1977. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. Бурсов Б.И. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов. М., 1953. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л., 1974. Бушмин А.С. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л., 1970. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. Ветловская В.Е . Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1974. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. Достоевский в конце XX века. М., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ситуация зашла столь далеко, что понадобилось вмешательство самой высшей государственной власти. Ок. 560 г. император Юстиниан 130  написал послание «О праздниках: Благовещении и Рождестве, Сретении и Крещении» (Sermo de festis. CPG 6892) 131 , адресованное Иерусалиму, т. е. Иерусалимской Церкви при патриархе Евстохии (552–563/564). «Мы услышали, что некоторые заблуждающиеся, пребывая в Иерусалиме, не следуют святым писаниям и учителям-отцам и не совершают это святое в теле Рождество Господа 25 декабря месяца, а на Рождество Господа устраивают [праздник] Давида и Иакова. В 6-й день месяца января совершают они Рождество вместе с Крещением» 132 . В силу этого, по мысли автора, нарушались даты праздников Благовещения (25 марта) и Сретения (2 февраля) 133 . Сославшись на Евангелие от Луки ( Лк. 1:26–56 ), Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: свтт.  Григория Богослова ,  Григория Нисского  и  Иоанна Златоуста , а также текст под именем  блж. Августина  Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов без «некоего принуждения» и «силы» принять отдельный праздник Рождества 134 . «Из Святого Писания и от Благовещения 135  видно, что иной день Рождества и иной день Крещения. Во время Рождества Христова полки ангелов, откровение света, удивление пастухов, пришествие волхвов, ведомых звездой с востока, и выпытывание времени Иродом. А о Крещении и о Богоявлении в Писании имеется другое свидетельство у святых евангелистов…» 136 . Послание Юстиниана завершается указанием на традиционность византийской литургической практики: «Ныне мы не что-то новое изыскиваем у вас, но то, что отцы и учители изыскали из священных книг и православные совершали изначала, совершается ныне нами, и вам также надлежит поступать, дабы согласно славить нам Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь» 137 . Послание «О праздниках», составленное в форме мягкого приказа, было исполнено уже после смерти Юстиниана 138 . Согласно сообщению Никифора Каллиста, император Юстиниан только издал декрет о праздновании Сретения, а его преемник Юстин II (565–578) подтвердил празднование Рождества во всей империи 25 декабря 139 . Около 570 г. неизвестный паломник из Пьяценцы в своем описании Святой Земли отметил, что празднование в честь Иакова и Давида совершалось на следующий день после Рождества (alio die de Natale Domini) 140 . Значит, в этом году Рождество праздновалось уже 25 декабря. По предположению М. ван Эсбрука празднование Рождества 25 декабря было введено в Иерусалиме вскоре после 567/568 г. 141

http://bogoslov.ru/article/6172078

В основе канонического права Коптской церкви лежит Кормчая книга, составленная в 13 в. епископом Дамиеттским Михаилом (ибн–аль–Ассалем); в нее включены псевдоапостольские постановления, деяния первых трех Вселенских соборов (в монофизитской редакции) и «правила благочиния» коптских патриархов (Вениамина, Христодула, Гавриила и др.). Однако канонические труды в Коптской церкви предпринимались и ранее. Так, Абу Сулх Юнус ибн Абдаллах, известный также как Садид ибн Яна, составил (на основе тех же псевдоапостольских постановлений, канонов 1–3 Вселенских соборов и «разбойничьего» собора в Эфесе 449 г., а также местных канонических источников) компендиум по церковному праву, состоящий из 48 разделов (предполагается, что окончательная редакция данного сборника может быть отнесена к первой четверти 11 в.). В то же время после завоевания Египта мусульманами копты часто обращались в шариатские суды для решения своих споров, даже по вопросам семейного права. Помимо этого, египетский мусульманский историк Таки ад–Дин Ахмед ибн Али аль–Макризи (1364–1442) обращает внимание на явную связь ряда «заповедей» коптов с Торой (в частности, в вопросах, связанных с рабством, смертной казнью за предумышленное и изгнанием за непредумышленное убийство, проклятием прелюбодеям и пьяницам, мужеложцам, лжесвидетелям, игрокам). Эфиопская церковь , ведущая свое происхождение от Коптской церкви 468 , заимствовала от последней канонические представления. Кроме того, в Эфиопии существовало собственное правотворчество с попытками кодификации: в 15–16 вв. с использованием римского и мусульманского гражданского права был составлен компилятивный сборник Фета Нагаст («Право царей») – эфиопский вариант Номоканона. Начало формирования церковного права Армянской Апостольской церкви восходит ко времени Григория Просветителя. В 325 г. Армянская церковь приняла Никейский Символ веры и 20 правил 1 Вселенского собора, к которым Григорий добавил еще несколько правил. К середине 4 в. традиционно относятся ответы на различные вопросы канонического и литургического характера иерусалимского патриарха Макария I (314–333), адресованные католикосу Вртанесу (340–355); возможно, однако, что автором этих канонических ответов был иерусалимский патриарх Макарий II (552 и 563/4–574).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Лат. Liberatus Carthaginensis] († после 566), диак. Карфагенской Церкви, лат. церковный писатель, автор «Краткой истории несториан и евтихиан» (Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum). О жизни Л. К. известно крайне мало, в основном лишь то, что он сообщил о себе в конце своего сочинения. Нек-рую дополнительную информацию дает африкан. хронист еп. Виктор Туннунский (сер. VI в.). В 534 или нач. 535 г. Л. К. вместе с епископами Гаием и Петром был отправлен архиеп. Репаратом Карфагенским в составе делегации в Рим для консультаций о решениях Карфагенского Собора по вопросу о порядке принятия в Церковь бывш. арианских епископов. Вопрос был весьма актуален для Североафриканской Церкви , т. к. незадолго до этого в карфагенской Африке было уничтожено королевство вандалов, где арианство было офиц. религией, и регион перешел под власть правосл. Византийской империи. Поддержка халкидонского православия новыми властями вскоре привела к переходу мн. представителей арианского духовенства в православие. Посольство Гаия, Петра и Л. К. было отправлено к папе Римскому Иоанну II , однако не застало его в живых: понтифик умер 8 мая 535 г. Переговоры с африкан. делегацией епископов вел новый папа Римский Агапит (избран на престол 13 мая 535). Папа упомянул Л. К. в своем послании к архиеп. Репарату Карфагенскому и др. епископам Африки ( Mansi. T. 8. Col. 849; PL. 66. Col. 45). Новые сведения о Л. К. появляются спустя почти 10 лет в связи со спором вокруг эдикта визант. имп. Юстиниана I о «Трех Главах» (544). Л. К., как и архиеп. Репарат, был ревностным противником этого эдикта. В 551 г. Л. К. сопровождал архиепископа в К-поль, куда Репарат был вызван для выяснения позиции Североафриканской Церкви по вопросу о «Трех Главах». Несмотря на оказываемое на Репарата давление со стороны имп. власти и К-польской Церкви, архиепископ остался тверд в своей позиции и отказался подписать эдикт, за что в 552 г. он был сослан в Евхаиты (диоцез Понт; ныне Бейозю, Турция). Известно, что и Л. К. нек-рое время жил в Евхаитах, присоединившись добровольно к своему епископу в изгнании. В 553 г., во время V Вселенского Собора, Л. К. находился в визант. столице и мог следить за событиями: он стал свидетелем давления на папу Римского Вигилия , к-рый в конечном счете согласился с соборным осуждением «Трех Глав», и твердой положительной позиции по этому вопросу африкан. епископов. По сообщению Виктора Туннунского, Репарат умер в Понте в 563 г. ( Vict. Tonun. Chron.//PL. 68. Col. 959-962). Неизвестно, вернулся Л. К. в Африку после смерти Репарата или же ранее, после завершения V Вселенского Собора. Сочинение Л. К. написано уже в Африке после Собора, но еще при жизни имп. Юстиниана (ум. в 565).

http://pravenc.ru/text/2463647.html

   Василий Куртикий, Куртикий, Иоаннаки 73, 167, 198, 204, 209, 227, 239, 450, 470, 526, 531, 590    Василий Месопотамит 546    Василий Псилл 342    Васильевский В. 48, 528, 529, 531, 532, 536, 537, 540, 541, 553, 555, 558    Василько Ростиславович, князь 541    Вебециот 203    Вельф IV, герцог Баварский 83, 459    Верлиндер К. 535    Вермандуа граф, тесть Гуго Вермандуа 562    Вероит 354    Виберт, Клемент III, антипапа 503    Вильгельм, брат Роберта Гвискара 599    Вильгельм, заговорщик 165    Вильгельм, сын Ивона 505    Вильгельм Апулийский 20, 29, 444, 457—460, 489—495, 498— 500, 504—509, 517—520, 546    Вильгельм Ганд 372    Вильгельм Грантмесниль 305, 575    Вильгельм Иордан 311, 583, 607, 608    Вильгельм Карпентарий (Гийом Шарпантье), Илья (?), Церпентирий (?) 563    Вильгельм Кларет 358, 601    Вильгельм Маскавел, Маскавел 76—78, 454    Вильгельм Тирский 559, 571, 574, 575, 577, 582, 596, 606    Вильманс Р. 457, 490    Витрувий 599    Виттек де Жонг С. 532    Владимирская Н. 554    Владислав, король венгерский 589    Влахернит 25, 265, 552    Вольф Т. 501    Вотаниат, см. Никифор III Вотаниат    Вотаниат, жених внучки Анны Далассины 99, 467    Вотаниаты 472    Врана, см. Алексей Врана    Врана, см. Иоанн Врана    Врана, см. Николай Врана    Врануси Е. 499    Враны 12, 494    Вриеннии 447    Вриенний, см. Иоанн Вриенний    Вриенний, см. Никифор Вриенний    Вриенний, см. Никифор Вриенний Старший    Вриенний, отец Никифора Вриенния Старшего 268    Вукан 23, 30, 221, 240, 241, 251— 253, 263, 328, 538, 548, 549,551    Вурц, топарх Каппадокии и Хомы 133    Вурц, см. Варда Вурц    Вурц, отец Варды Вурца 407, 408, 486    Вурц, см. Михаил Вурц    Вурцы 27, 486, 617    Вутумит, см. Мануил Вутумит    Вутумиты 524    Гавра 545    Гавра, см. Григорий Гавра    Гавра, см. Константин Гавра    Гавра, см. Феодор Гавра    Гаврадис 545    Гази 414, 618    Гази III, даншмендский эмир 618    Гаита, Сигельгаита, Сишельгаита 80, 85, 151, 184, 185, 454, 460, 497, 498, 517, 518    Галаваца 246

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V в., где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Иерусалиме в один день – 6 января 124 , и данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского (VI в.). В «Житии Евфимия» несколько раз упоминается о том, что ежегодно преподобный уходил в «великую пустыню (πανρημον) в восьмой день святых Богоявлений» 125 . С учетом сделанного в «Житии Саввы» указания на то, что прп. Евфимий «взял с собой [св. Савву] в четырнадцатый день января месяца в великую пустыню Рува» 126 , выводится дата празднования «святых Богоявлений» 6 января, получаемая путем вычитания 8 дней из 14. О другой, более ранней, декабрьской дате у Кирилла нет никаких упоминаний. Одно из наиболее ярких свидетельств о сохранении особой литургической традиции Иерусалимской Церкви в VI в. со VI в. содержится у Косьмы Индикоплевста (Индикоплова), который в «Христианской топографии» (550 г.) писал: «Иерусалимляне (...) на Богоявление совершают Рождество. (...) Но издревле Церковь , дабы не забыла об одном из двух праздников, совершая их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов…» 127 . И Авраамий Эфесский 128 в проповеди на Благовещение, датируемой ранее 553 г., констатировал: «Только до сего дня палестинцы и преданные им арабы не соглашаются со всеобщим мнением всех и не празднуют наш праздник святого Рождества Христова» 129 . Ситуация зашла столь далеко, что понадобилось вмешательство самой высшей государственной власти. Ок. 560 г. император Юстиниан 130 написал послание «О праздниках: Благовещении и Рождестве, Сретении и Крещении» (Sermo de festis. CPG 6892) 131 , адресованное Иерусалиму, т. е. Иерусалимской Церкви при патриархе Евстохии (552–563/564). «Мы услышали, что некоторые заблуждающиеся, пребывая в Иерусалиме, не следуют святым писаниям и учителям-отцам и не совершают это святое в теле Рождество Господа 25 декабря месяца, а на Рождество Господа устраивают [праздник] Давида и Иакова. В 6-й день месяца января совершают они Рождество вместе с Крещением» 132 . В силу этого, по мысли автора, нарушались даты праздников Благовещения (25 марта) и Сретения (2 февраля) 133 . Сославшись на Евангелие от Луки ( Лк. 1:26–56 ), Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: свтт. Григория Богослова , Григория Нисского и Иоанна Златоуста , а также текст под именем блж. Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов без «некоего принуждения» и «силы» принять отдельный праздник Рождества 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Варвару святую почтим, вражия бо сети сокруши, и яко 550 птица избавися от них, помощию и оружием креста, всечестная. Молитва. К тебе, яко 551 ко истинному скораго исцеления и многочуднаго врачевания источнику, святая дево Варваро великомученице, аз 552 немощный прибегаю и к твоим святым мощам усердно припадая, молюся: виждь раны греховныя и всетелесную язву, виждь неможение души моея, и сие, обычным твоим милосердием и благостию понуждаема, исцелити потщися 553 . Вонми 554 гласу моления моего, не презри от окаяннаго ми сердца приносимое стенание, и вопль мой услыши, яко ты еси мое прибежище. Святую, единосущную и неразделимую Троицу, юже 555 треми окнами в бане отеческой созданными изобразила еси, о мне грешнем и нетерпеливем рабе твоем моли, да помилует мя ныне и в день смерти моея. Поклонися Отцу небесному, да мя, всеми грехи приклоненнаго и низу поверженнаго, воздвигнет на славословие Свое, и устроит мя всегда горе 556 имети сердце, горняя мудрствовати 557 , а не земная. Умоли Христа Сына Божия, Иже молитву твою страдальческую в темнице услыша, да мя лениваго к молитвам, и во унынии 558 мнозе, аки 559 в темнице седяща, к скорому течению 560 путем заповедей Божиих наставит и подаст непрестанно молитися усердное хотение. Призови и Духа Святаго, чистоты неизнуряемаго источника, в подвизе страдальческом тя, чистую деву, укрепляющаго и от стыда крылома Своими защищающая, яко да и мне студному и нечистому сердце чисто созиждет, и дух прав обновит во утробе моей: паче 561 же да призовет мя, и подаст усердно подвизатися в житии чистом и укрепит мя на творение благих дел. Верую, яко вся сия можеши мне, о святая великомученице Варваро, у Пресвятыя Троицы исходатайствовати: и аще восхощеши, сильна еси помощи мне, яко прославившая Бога во удесех 562 твоих страдальческих. И вем, дево святая, яко ничтоже тебе невозможно, токмо аще 563 не презриши слез и воздыхания моего: сего ради к честней святых мощей твоих чудотворных раце припадаю, и тебе, на небеси душею пребывающей, покланяяся, дерзаю молитвенно глаголати: да будут уши твои внемлюще гласу молитвы моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Уже сейчас воскресением жало греховное – смерть – притупилось 546 . Рабство страха смерти побеждается твердым упованием Воскресения 547 . Более того, через Свое Воскресение Христос Спаситель соделал нас победителями смерти 548 . Уже здесь, жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного воскресением бессмертия нашему смертному естеству 549 . «Никто да не убоится смерти, – восклицает Златоуст, – свободи бо нас Спасова смерть» 550 . Залогом и надеждой этого славного нашего воскресения и обновления является «светлое, мирорадостное, господоименитое и светоносное» Воскресение Христово 551 , завершившее собой здание домостроительства нашего спасения. Поэтому такую неподдельную радость испытывает душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Христова Воскресения является предвозвестницей будущего дня «востания» (воскресения) нашего 552 . Это поистине – «Пасха великая», «Пасха, двери райския нам отверзающая» 553 , ибо проходит смерть 554 , является нетление и вечная жизнь. Это – Пасха Божия чистительная, спасительная 555 , «Пасха нетления, – мира спасение» 556 . И совершил это – «Христос Избавитель», «Правды Солнце» 557 , «Христос Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий вземляй грехи мира» 558 . «Живоприемное Христово востание» просветило всю вселенную, всю тварь 559 . Христос всю вселенную «озарил Божественными блистаньми Своего Воскресения» 560 . «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается» 561 . Весь мир (космос) Воскресением Христовым «утверждается» в надежде полного обновления. Восчувствовать эту радость обновления призывается вся тварь: «Да радуется тварь, и да процветет яко крин (как лилия), Христос бо от мертвых воста яко Бог» 562 . «Воскресе Христос из мертвых, разрушь смертныя узы: благовести земле, радость велию, пойте небеса Божию славу!» 563 . Праздник Пасхи есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в Апостольской Церкви. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: о страданиях и Воскресении Христа и сообразно с этим посвящала ее празднованию две седмицы: предшествующую дню Воскресения и следующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, Пасха страданий и Пасха воскресная, Пасха воскресения. Первое из этих наименований относилось, главным образом, ко дню смерти Спасителя – Великой Пятнице, а второе – ко дню Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний, первая половина праздника чествовалась постом, вторая – торжественной радостью. После I-oro Вселенского Собора (325 г.) эти наименования вышли из употребления и вошло в употребление теперешнее название – Страстная и Светлая седмицы, а день воскресения назван Пасхой.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010