И тогда она нашла лазейку, боковое ответвление от казённого мейн-стрима: анималистику и, чуть позже, керамику. Впрочем, и в этом жанре, который традиция относила к «декоративно-прикладному искусству», она всегда оставалась скульптором – по чувству формы, по неподъёмной монументальности её работ (знаю не по наслышке – всю жизнь, кряхтя и ругаясь, таскал их на животе). Встреча с рижским шамотом открыла перед ними с бабушкой новые горизонты. Шамот – эта такая особая керамическая масса, в которой сырая глина смешивается с измельчённой обожжённой. Прошедшие обжиг частицы обеспечивают сырой глине новые качества: если обычный глиняный пласт сминается и оседает под собственным весом, пласт шамота можно ставить на торец, как книгу, и он сохранит жёсткость и устойчивость… В нём можно вырезать отверстия, гнуть его как хочешь, хоть в воронку закручивать; после обжига он приобретает уникальную поверхность, и керамические красители тоже воспринимает по-своему – иначе, чем гладкий черепок. За два месяца в их мастерской, как в райском саду, появились на свет под руками матери самые необычные звери: юный страус (который, скажу по секрету, являлся моим портретом ), пролётные гуси-лебеди, а ещё – павлины, верблюды, гулявшие среди шамотных пальм… Последним, как и подобает царю зверей, вышел из обжигального горна сказочный Лев с цветочками на боках! Мама наслаждалась новыми возможностями, которые открывал перед ней шамот: нарушая все приличия и каноны, она разместила львиную морду… внутри львиной головы! Я тут же обозвал зверя «Лев-интроверт». Раз в неделю, а то и в две, подавался к подъезду Дома Творчества тряский горбатый автобус… Художники рассаживались в нём, прижимая к груди, как детей, свои хрупкие работы из необожжённого шамота. Мамины традиционно были самыми большими и самыми тяжёлыми – «суриковская» школа! Потом творцов и их творения везли куда-то на окраину Риги, где на дымном, неряшливом техническом производстве, не имевшем отношения к искусству, адским огнём пылали огромные высокотемпературные печи. К вечеру художники возвращались назад, осиротевшие и потерянные… Молча ужинали, рано ложились спать. А через пару дней ехали забирать своих детушек, переживших обжиг. Тут вполне проявлялась алхимическая магия керамики: ни один, даже самый сведущий в технологии, керамист не знал в точности, что он увидит! Бывало, печь дохнёт жаром на бочок работы – и её цвет изменится: пигмент либо выгорит дочерна, либо приобретёт загадочный, космический оттенок или блеск. Иногда случайное пятно копоти навеки вплавлялось в глазурь в виде загадочного облака, матовой запотелости… Встреча с собственным произведением была похожа на встречу родителей с ребёнком, выросшим на чужбине: какой-то он теперь? Все посмеивались, когда рижская керамистка Мария, справившись с первым изумлением от вида собственной работы, неизменно громко объявляла по-русски, ни к кому конкретно не обращаясь:

http://radonezh.ru/analytics/kot-shamot-...

P. 479-511; Andreescu-Treadgold I. Glass from the Mosaics on the West Wall of Torcello " s Basilica//Arte medievale. N. S. Mil., 2006/2007. Vol. 5. N 2. P. 87-140; Draghi A. Gli affreschi dell " Aula gotica nel monastero dei Santi Quattro Coronati: Una storia ritrovata. Mil., 2006; Stampfer H., Steppan T. Affreschi romanici in Tirolo e Trentino. Mil., 2008; Veneto romanico/A cura di F. Zuliani. Mil., 2008; Lombardia romanica: I grandi cantieri/A cura di R. Cassanelli, P. Piva. Mil., 2010; Paone S., Tomei A. La pittura medievale nell " Abruzzo aquilano. Mil., 2010; Bonfioli M. Pittura monumentale bizantina o d " influenza bizantina in Umbria: Valutazioni storico-artistiche//Corpus della pittura monumentale bizantina in Italia. Vol. 1: Umbria (в печати). Л. Риккарди, Л. Бевилаква Византийские мозаики в И. Для развития средневековой живописи И. большое значение имели постоянные и тесные связи с визант. искусством. В эпоху своего наивысшего расцвета в средневизант. период (сер. IX-XII в.) визант. художественная культура оказывала существенное влияние на искусство всей Зап. Европы. Произведения визант. мастеров - темперные и мозаичные иконы, иллюстрированные рукописи, эмали, резьба по слоновой кости и полудрагоценным камням, ювелирные изделия - очень высоко ценились как особо престижные предметы роскоши, сохраняющие связь с античной и раннехристианской традициями. Благодаря торговле, церковным и политическим связям в И. не только бытовали визант. иконы, рукописи и произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавались памятники монументальной живописи высокого уровня, в т. ч. мозаики. Крупнейшими центрами визант. искусства на территории И. были Сицилия и Сев. Адриатика. В каждом из них сложилась особая историко-культурная ситуация. Произведения, созданные к-польскими мозаичистами в сер.- 2-й пол. XII в. по заказам норманнских королей в Палермо и его окрестностях, представляют собой чрезвычайно яркое, но очень ограниченное локально и хронологически явление, которое не имело продолжения, хотя оказало существенное влияние на развитие итал.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Она взяла меня к себе лаборантом. Фонды музея — это вообще святая святых, а фонды таких музеев, как Третьяковская галерея, Русский музей, тем более. А там были работы, которые никогда никому не показывали — картины Кандинского, Малевича, Шагала, Родченко, Удальцовой, Филонова — все то, что считалось формализмом и не положено было видеть советскому человеку. Среди своих однокурсников я стал знаменитым: благодаря мне многие друзья имели возможность видеть фонды Третьяковской галереи. Я был ключиком, открывавшим сокровища Аладдина. Мне очень это все нравилось, я даже подумывал заняться искусством русского авангарда… Я носил иконы и смотрел — Но в итоге выбрали древнерусское искусство. Как так получилось?  — В Третьяковской галерее, там, где были фонды живописи, располагались и фонды древнерусского искусства, фонды икон. Тогда все это было сосредоточено в церкви Николы в Толмачах. Помню работавших там чудесных хранителей, например, хранительница икон Елена Федоровна Каменская — скромная, чуть-чуть согнутая старушка, очень милая, кстати говоря, дочка знаменитого владельца Волжского пароходства Каменского. Их дом можно видеть на фотографиях Нижнего Новгорода. Были фонды, которые на музейном жаргоне называются фондом драгов. Драги — это произведения, украшенные серебром, золотом, драгоценными камнями, жемчугом, чаще всего это оклады икон. Хранителем этих самых фондов драгоценных металлов был замечательный человек Алексей Николаевич Свирин, человек с особой историей. До 1927 года Алексей Николаевич был директором Сергиево-Посадского музея в Троице-Сергиевой лавре, он один из его основателей. В 1927 году музей разогнали, кого-то из сотрудников арестовали, объявив, что музей — рассадник религиозной пропаганды. Успел, слава Богу, не долго, побывать в заключении и Алексей Николаевич. В 30-е годы он преподавал в разных институтах историю декоративно-прикладного искусства. Он написал ряд замечательных книг, посвященных древнерусской книжной иллюстрации, у него есть книжки про древнерусское шитье и про ювелирное искусство.

http://pravmir.ru/kazhdyj-pamyatnik-kak-...

Архив Пн Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ присвоено звание почетного члена Российской академии художеств 9 декабря 2021 г. 17:28 Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ,  временно исполняющему обязанности руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   В.Р. Легойде присвоено звание почетного члена Российской академии художеств (РАХ). Соответствующие регалии в ходе очередного заседания президиума Российской академии художеств, состоявшегося 7 декабря 2021 года, вручил Владимиру Легойде президент академии Зураб Церетели.        Согласно Уставу Российской академии художеств, звание почетного члена присваивается «выдающимся деятелям культуры и искусства Российской Федерации и других стран, а также лицам, которые своей активной просветительской, общественной, благотворительной и спонсорской деятельностью вносят значительный вклад в развитие академии и российской культуры в целом». Членство в академии является пожизненным. Ранее звания почетного члена Российской академии художеств были удостоены и другие представители Русской Православной Церкви, в частности, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин . 8 декабря с.г. в Нижнем Новгороде  состоялась церемония вручения регалий почетного члена Российской академии художеств  митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию . Российская академия художеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры — отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации. Президентом РАХ с 1997 года является Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Зураб Церетели. В состав РАХ входят российские и иностранныечлены академии, избираемые общим собранием РАХ. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5870769.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 3. Петербург. Вхождение в мир русской культуры 3.1. Образ дома После спокойной, размеренной жизни в Ильинском Елисавета Феодоровна сразу погрузилась в бурные ритмы петербургского бытия в его различных образах — политическом, религиозном, военном, историко-культурном, обыденном, художественном. Последний был ближе, понятней Великой княгине, вызывая особый интерес. В облике Северной столицы во второй половине 80-х гг. XIX в. происходили большие перемены. Эти перемены получили убедительное отражение в трехтомной энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга». Ее авторы отмечают, что в 1880-1890-е гг. облик города начинали определять не дворцы и особняки, а многоэтажные доходные дома. В это время, с одной стороны, торжественные интерьеры сменялись домашними интимными. С другой, несмотря на усилия талантливых создателей уникальных произведений декоративного искусства, авторские работы все более настойчиво вытесняли мануфактуры и фабрики, где налаживалось серийное производство художественных изделий. Эта ситуация активно влияла на деятельность образованных меценатов. Один из них, проживавший тогда в Париже меценат Василий Нарышкин, собрав интересную коллекцию декоративно-прикладного искусства, подарил ее Александру II. Государь распределил этот дар между Эрмитажем и Обществом поощрения художников. Представители последнего создали собственный художественно-промышленный музей, число даров которому постоянно возрастало. Большой интерес Великой княгини вызывало развитие в Петербурге архитектурного стиля модерн, отличавшегося сочетанием разных объемов с перетекающими формами и линиями. Цветные витражи, нарядные мозаики, пронизанные паутиной затейливых решеток, различные архитектурные детали-объемы напоминали огромные бутоны каменных цветов. Стиль модерн подчеркивал свою непохожесть, хотел вернуть человека в мир покоя и добрых размышлений. Наиболее ярко выразил себя модерн в особняках, где исчезало чувство времени, где каждая деталь рассматривалась как полноправная часть дома .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В рамках этой программы нам было сделано лазерное сканирование храма. Храм принял участие в фестивалях, выставках, проводимых в Москве в его поддержку. Мощный информационный толчок вперед. Спасибо директору фонда, чудесному человеку с большим сердцем Ольге Дмитриевне Шитовой и всей ее замечательной команде. А работы на храме шли, не останавливались до глубокой осени. Трапезную накрыли огромным баннером. За осень и весну воды в храме уже не было, это еще одна победа! Еще мы сделали огромную утепленную перегородку между трапезной и основным храмом. Вставили по периметру новые двери во все входы. С началом весны начались субботники. Территорию не раз выравнивали, корчевали, окашивали, убирали нескончаемый мусор. Основная задача в 2033 году была непростой. Надо было накрыть металлической крышей трапезную. Технические сложности были большие. Все верхние края трапезной были разрушены, «изъедены». Но мы и с этим справились. Делали вычинку старого кирпича, вставляли новый, строили тумбы из кирпича, на которые опёрся мауерлат. Слава Богу за всё! Теперь трапезная под металлической крышей. Это опять победа. Победа всех, кто своим трудом, пожертвованиями, информационной поддержкой поучаствовал в благом деле. Скажу вам честно, мне кажется, что служить на дизельной подводной лодке доктором было значительно легче. Это маленькое отступление. В летний период этого года провели два больших праздника у храма в его поддержку. Ко дню рождения храма Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова передал в дар храму иконы и библейские сюжеты, написанные ее выпускниками. Чудесный подарок. Спасибо от души. Ведь это учебное заведение в Москве – одно из старейших в России в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера (основано в 1825 году). В день рождения в стенах храма акапельно пел хор «Апрель» из г.Домодедово. Чудесные голоса, чудесная акустика. Не передать! И опять слёзы радости на глазах стариков. Дети меня часто спрашивают, когда будет праздник. Ради этого стоит жить, ребята, это я вам от души говорю.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/ot...

В публикуемой статье Μ. Н. Сперанского проводится сравнительный анализ основных видов крестов – греческого и латинского, а также рассматриваются все известные ему типы придорожных крестов Чехии и Моравии, на основе чего, автор приходит к выводу о принадлежности только некоторых из крестов к кирилло-мефодиевской традиции, и о влиянии на их стиль, именно, византийских памятников. Такие серьезные исследования, использующие в качестве источниковедческой базы кресты, и позволяют нам утверждать, что к началу XX века ставрография сложилась как наука, – вспомогательная историческая дисциплина, являющаяся разделом церковной археологии. Во второй половине XIX века издаются множество каталогов, описей, альбомов музейных и частных собраний, древлехранилищ, ризниц церквей и монастырей. В этот период резко возрастает интерес к отечественным древностям, и, в особенности, к археологическим находкам. Внимание археологов, собирателей и знатоков искусства во многом сосредотачивается на каменных, деревянных и металлических крестах, иконах, складнях и прочих предметах декоративно-прикладного искусства, что послужило прочным фундаментом ставрографической науки. В 1888 г. появилась в свет книга-каталог А. К. Жизневского «Описание Тверского музея», в которой особый раздел составляют кресты, систематизированные по назначению и видам, даны их прориси 17 . В этой работе А. К. Жизневскому помогал археолог граф А. С. Уваров 18 . Достоинством этой книги является типологическая классификация памятников с указанием их размеров и источника поступления. В редких случаях приводятся датировки предметов, правда, без научного их обоснования. В этом же каталоге есть раздел «Каменные кресты», в котором впервые (поскольку они поступили в музей только в 1879 г.) описаны самые знаменитые из них – Стерженский и Лопастицкий кресты, стоявшие в древности на водных путях, а затем поступившие в Тверской музей 19 . Обширные археологические раскопки, которые велись наиболее активно в Приднепровье в последней трети XIX – начале XX вв., позволили местным коллекционерам и археологам собрать значительное количество памятников мелкой пластики, среди которых доминировали нательные и нагрудные кресты (в основном, каменные и металлические).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Выставка, приуроченная ко Дню народного единства, пройдет в Нижнем Новгороде 29 октября 2007 г. 09:37 Выставка «Единение», посвященная празднованию Дня народного единства, пройдет 2 ноября — 9 декабря в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ, пл. Минина), в доме Сироткина (Верхневолжская набережная), в Нижегородском государственном выставочном комплексе (НГВК, пл. Минина). Выставка «Единение» является первым межрегиональным художественным проектом, посвященным Дню народного единства. Идейной основой для организаторов такой масштабной выставки стала деятельность нижегородских ополченцев во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, сыгравших решающую роль в освобождении страны от интервентов в 1612 году. Экспозиция впервые демонстрирует общность тенденций развития изобразительного искусства центральной России. В одном художественном пространстве присутствуют произведения мастеров искусства национальных Республик Чувашии, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии и таких традиционных центров российской культуры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, Иваново, Самара, Саратов, Ульяновск и др. На выставке будет представлено 870 произведений 720 художников, большая часть из которых экспонируется в Выставочном комплексе. Наряду с картинами, графическими работами, скульптурами широко представлены изделия национальных ремесел и предметы декоративно-прикладного искусства. Традиционными на выставке стали разделы храмового, религиозного искусства. Тематический диапазон очень широк: от исторических мотивов до сюжетов современной жизни. Разнообразны и приемы исполнения: от классической стилистики до новых, порой дискуссионных форм художественного высказывания. Все это делает представленный выставочный материал насыщенным, сложным и, безусловно, значимым явлением художественной жизни нашего города, говорится в сообщении. Выставка организована Нижегородской организацией Союза художников России, Нижегородским государственным выставочным комплексом при поддержке губернатора Нижегородской области, Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/314340.htm...

Выставка «Сотворение мира» работает в Музее им. Рублева Цель проекта – показать восточнохристианское понимание процесса сотворения мира и человека через художественные образы МОСКВА. Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX вв.» работает в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Масштабный проект посвящен одной из центральных тем во всех мировых религиях, его цель – показать восточнохристианское понимание процесса сотворения мира и человека через художественные образы. Кураторы выставки – сотрудники отдела экспертизы и искусствоведческих заключений ЦМИАР Жанна Белик и Ольга Никольская. Как и каждая тематическая выставка последних лет, экспозиция раскрывает тему через художественные произведения разных периодов (от последней четверти XV до начала XX вв.) и разные виды искусства: здесь представлены иконы, эскизы к храмовым росписям, гравюры, книжные миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства из музейных и частных собраний, всего более 60 произведений. Выставка представляет памятники, иллюстрирующие процесс сотворения мира. Непосредственно этой теме посвящен целый зал, в котором можно увидеть «чудом сохранившиеся», по выражению О. Никольской, авторские картоны-эскизы к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, выполненные художниками В.А. Котарбинским и П.А. Сведомским в 1887–1895 годах. Здесь, а также на некоторых поздних иконах можно последовательно рассматривать изображения всех семи дней творения. «И почил Бог в день седьмый» – так называются две небольших иконы последней четверти XVI в. Как рассказала Ж. Белик, впервые подобное изображение появилось как клеймо в четырехчастной иконе 1547 г. из Благовещенского собора Московского Кремля, которая оказалась в центре дискуссии своего времени о новых иконах, в частности – о богословском обосновании изображения Бога-Отца в образе старца, а Христа – в виде ангела с крыльями. На иконах, представленных на выставке, «День седьмый» – это самостоятельный сюжет, здесь можно рассмотреть эти пререкаемые изображения. На одной из них есть интересная деталь, которой не найти в прообразе, – персонификация Земли в виде женщины, которая кормит грудью зверей.

http://sedmitza.ru/text/10376786.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Народное творчество как нравственный посыл в будущее О служении заслуженного учителя омской гимназии Н.И.Носковой, преподавателя изобразительного искусства 10.04.2018 875 Время на чтение 5 минут «...Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний » Д.С. Лихачев Знаете, я слушаю доклады заслуженного учителя РФ БОУ г. Омска «Гимназия 43» Натальи Ивановны Носковой восхищённо. Они необыкновенно интересны, а главное - полезны для слушателя. Захожу на секцию IX Международных аксиологических чтений и воодушевляюсь. Есть достойные учителя в наше нелёгкое время научно-технического прогресса и поглощающего время интернета. Заголовок моего материала - это направление деятельности Натальи Ивановны. К чему стремится известный в Омске учитель изобразительного искусства? Через художественное восприятие и практическую деятельность на уроке привести ученика к осмыслению содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России. Признаюсь, что эпиграф я беру из её доклада. - Наталья Ивановна, что такое народная культура? - спрашиваю. - Какая, по вашему мнению, основная задача отечественной педагогики? - Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования. - Разве ребёнок способен постигнуть это многообразие? Возможно, планка поднята слишком высоко? - Ничуть, уважаемый Виктор! Уже в детстве ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено в народном искусстве.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/11/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010