С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 2. Избрание двенадцати Сравнительный анализ повествований четырех евангелистов показывает, что община учеников складывалась вокруг Иисуса постепенно. Общее количество учеников варьировалось: если следовать Иоанну, то сначала их было пять, потом стало значительно больше, потом многие отошли. Синоптики не прослеживают такую динамику: из их повествований можно вывести лишь то, что число учеников постепенно росло. Именно в синоптических Евангелиях мы находим рассказ о том, как из общего количества учеников Иисус избрал двенадцать. Этот рассказ у всех трех синоптиков идентичен по содержанию, хотя и разнится в деталях. Матфей вообще не говорит о выделении двенадцати из более многочисленной группы: и призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф. 10:1 ). Марк уточняет, что двенадцать выбраны из общего числа учеников: Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов ( Мк. 3:13–15 ). Лука уточняет, что сначала Иисус взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу, а затем, когда настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами ( Лк. 6:13 ). Обращает на себя внимание выражение Марка: позвал к Себе, кого Сам хотел. Этим подчеркивается, что инициатива избрания двенадцати принадлежит Самому Иисусу и персональный состав группы определил Он Сам. В этот список невозможно было записаться по собственной инициативе, о чем Иисус прямо скажет в прощальной беседе с учениками: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин. 15:16 ). Из трех синоптиков Марк оказывается наиболее конкретным в описании целей, для которых Иисус избрал двенадцать: чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь. Апостолы должны были разделять труды Иисуса, Его радости и скорби, быть с Ним во всех обстоятельствах Его жизни, слушать и запоминать Его слова. Но избрание относится не только ко времени Его земной жизни: они – Его посланники и должны будут после Его смерти и воскресения нести в мир Его слово, проповедовать Его учение, быть продолжателями Его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Такое поразительное ведение человеческого сердца Иисусом отмечает ближайший к Нему ученик в своем Евангелии. «И когда Он» (Иисус) «был в Иерусалиме на празднике Пасхи», – говорит Иоанн Богослов, – «то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин. 2:23–25 ). После всего сказанного мы не можем допустить и малейшей тени какой-либо ошибки со стороны Иисуса при избрании Иуды в число двенадцати апостолов. «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» ( Ин. 6:70 ). И эти двенадцать были те, которых дал Ему Отец; и тех, которых дал Ему Отец, Он «сохранил», «и никто из них не погиб, кроме сына погибели» ( Ин. 17:11–12 ). И Сам Он избрал, и Отец дал Ему Иуду, в числе двенадцати. Ясно, что Иуда имел все данные для того, чтобы быть ему в числе двенадцати. «Я знаю, которых избрал,» – говорит Христос ( Ин. 13:18 ). Но этого избрания не оправдал Иуда. «Он был сопричислен к нам», – говорит апостол Петр, – «и получил жребий служения сего» (т.е. апостольского); «но приобрел землю неправедною мздою» – такими краткими словами изображается все дело его предательства. И таким образом он утратил свое «достоинство», которое принял «другой» ( Деян. 1:17– 18, 20 ). Равный по своему избранию апостолам, он ниспал с высоты своего положения подобно сатане, низринутому из сонма Ангелов. Избирая Иуду, как способного по естественным качествам души, к прохождению апостольского служения, «Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6:64 ). Он знал «предателя Своего» ( Ин. 13:11 ), и тем не менее это не заградило Иуде путь к апостольству. Сам собою возникает вопрос: если Иисус знал предателя и, тем не менее избрал его в число Своих учеников, то для чего Он избрал Иуду в число двенадцати? Понятно, что Христос избрал Иуду на добро, а не на зло: избрал его, чтобы отклонить от того пути, который привел к погибели, и под Своим непосредственным руководством воспитать его достойным к прохождению высокого апостольского служения. Как небесный врач Христос пришел к больным, и чем упорнее болезнь, тем больше Он должен был приложить старания. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мк. 2:17 ; Лк. 5:31–32 ; Мф. 9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Эта антиномия веры снимается в образе апостола Иоанна — Возлюбленного, постоянно пребывающего “у груди Иисуса”, в евхаристическом единстве с Ним. 5. Последний вопрос Петра Господь создал Церковь как новый святой город Иерусалим, как скинию Бога с человеками (Откр 21:3), как жилище для обитания Правды. Ангел показал апостолу Иоанну Град Божий — “жену, невесту Агнца” — и он увидел большую и высокую стену города, которая имела двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр 21:14). Святая, соборная и Апостольская Церковь основана Христом на двенадцати Апостолах как на едином “дне невечернем”, который имеет реальное существование. Его постоянное совершение предполагает, во-первых, постоянное отделение света от тьмы, чистого от не-чистого; постоянно кто-то из двенадцати, тот, через которого приходит тьма (грех), отпадает, а освобождающееся место восполняется: достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Так отпал от числа двенадцати Иуда, чтобы идти в свое место, а жребий сего служения и Апостольства принял Матфий, один из свидетелей воскресения Иисуса Христа, и был сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:25–26). В основании жизни Церкви положен принцип: “не давать место диаволу”. Далее, постоянно очищаемое и восполняющееся “тело” Церкви в своём становлении предполагает постоянное совершение каждого из учеников в единство с Учителем, каждый должен стать, подобно Иоанну, единым с Учителем учеником, а в этом с Ним единстве — и единым с другими едиными с Ним учениками. Ученик Христа может быть или единым с Ним, или — не-единым. В “не-единстве” Пётр и Фома представляют два основных противоположных полюса, Антиномия Пётр–Фома выражает две противоположные степени удалённости всего “не-единства” от Бога. Оба этих крыла удалённости учеников от Учителя подлежат совершению в единство с Ним — в единого “любимого ученика”. Это есть евхаристическое восстановление в единство с Богом, примирение с Ним. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим 11:36). Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Избрание и посольство на проповедь семидесяти апостолов ( Лук. 10:1 – 20 ). Незадолго до Своего преображения, т. е. в конце второго периода Своего общественного служения роду человеческому, когда начала ощущаться еще более настоятельная нужда в распространении учения о пришествии на землю обетованного Мессии, Христос избрал из числа наиболее преданных Ему последователей еще семьдесят учеников, которых также по два послал перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, снабдив их наставлениями, по существу своему довольно сходными с наставлениями, данными по такому же случаю и двенадцати апостолам. После проповеди эти семьдесят учеников возвратились назад с радостью и говорили: „Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем“. Он же сказал им на это: „Я видел сатану, спадшаго с неба, как молнию. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам. Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах“. Не можем не остановить своего внимания на том возражении отрицательной критики, которое касается наставления, данного Иисусом Христом семидесяти апостолам перед посольством их на проповедь. Это наставление, по мнению отрицательной критики 631 , до буквальности сходно с наставлением, данным – по свидетельству Матфея – Иисусом Христом и двенадцати апостолам по такому же случаю; а потому она предполагает, что кто-нибудь из евангелистов заимствовал это наставление из чужого повествования: или Матфей у Луки, или Лука у Матфея. Но отрицательная критика не совсем чистосердечна в этом случае; она не говорит того, что наставление, данное семидесяти, в сущности сходно с наставлением, данным двенадцати апостолам, не по одному только Матфею, но по Марку (6: 7 – 11) и Луке (9: 1 – 6). И вывод, следовательно, отрицательная критика должна бы сделать такой, что Лука заимствовал наставление семидесяти апостолам не у одного только Матфея, но и у Марка, и у самого себя. Если повторения не невозможны в писаниях всякого рода, то тем более они возможны в жизни. И что удивительного, если по одинаковому поводу людям с одинаковым назначением даны сходные наставления!...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

(10, 1) После сего провозгласил 371 Господь и других Семьдесят. Апостолов, очевидно. Ведь многим надлежало уверовать, и была нужда в более многочисленных проповедниках. Итак, Двенадцать Апостолов – это первый сонм, а Семьдесят – второй. Прообразами этих Двенадцати и Семидесяти в древности были двенадцать источников вод и семьдесят финиковых деревьев в Елиме, куда вошли израильтяне, перейдя Красное море 372 . (10, 1) И послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И Двенадцать Он также послал парами, как сказал Марк в четырнадцатой главе 373 , но если Двенадцать Он послал во все города и селения, как более совершенных, то Семьдесят – только в те, которые лежали на пути Его, через Которые Он намеревался пройти, чтобы они возвещали покаяние в грехах и прибытие Того, Кто подает их отпущение. (10, 2) И сказал им: жатвы много, а делателей мало. Жатвой Он называет тех, кого пожнут от неверия и соберут для веры в Него, а делателями – Апостолов, служащих для этого. Здесь Он указал на причину назначения Семидесяти, но еще и сказал, что всех Апостолов мало для множества тех, кто должен уверовать. (10, 2) Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Это и прежде сказанное Он сказал и в конце восемнадцатой главы Евангелия от Матфея 374 , но если там Он называл многой жатвой тех, кому надлежало уверовать из иудеев, то здесь – из язычников. И там Он побуждал Двенадцать молиться о послании Семидесяти, а здесь – этих Семьдесят о назначении епископов и учителей по городам и странам. Но читай и толкование настоящего изречения в упомянутой главе Евангелия от Матфея 375 . (10, 3) Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Он сказал это и Двенадцати, и ищи в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» 376 . Но можно сказать и то, что Двенадцать Он назвал овцами, как более совершенных, а Семьдесят – агнцами. (10, 4) Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви. Запрещая это, Он повелевает полагаться в телесных нуждах на Того, Кто послал их, тем же, чтобы не брать мешок – отвращает от сребролюбия, тем же, чтобы не брать суму – побуждает не накоплять пищи, а тем, чтобы не брать обуви – наставляет их к подвижничеству. Он приказал это и Двенадцати в указанной девятнадцатой главе 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу — из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике. На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде. Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове [ 1 ]. Святой евангелиста Марк, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию [ 2 ], где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух [ 3 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Он был сопричислен к нам, и получил жребий служения сего». Он, Иуда, по воле Господа Спасителя, был принят в число учеников Его, и потом призван был к апостольскому служенью, вместе с другими, в числе двенадцати. Число двенадцати Апостолов соответствовало числу двенадцати колен израилевых. Сам Господь Спаситель указал на это знаменование, когда говорил: Аминь глаголю вам, яко вы шедший по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). По этому апостол Петр предлагает собранью о необходимости на место отпадшего Иуды избрать кого – нибудь достойного носить звание Апостола. Подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господ Иисус, 22. Начен от крещения Иннова даже до дне, в оньже вознесеся (на небо) от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих. Напоминая собранью верующих о надобности призвать кого – нибудь достойного к апостольскому служенью, вместо предателя Иуды, апостол Петрр предлагает собранью свое мнение о том, какие особенные качества должен иметь тот, кто заступит место Иуды. «И так надобно, говорит, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь, начиная от крещения Иннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был с нами вместе свидетелем воскресения Его». Апостол Петрр пред собранием объявляет, что имеющий заступить место погибшего Иуды должен быть очевидным свидетелем всей земной жизни Господа Иисуса, начиная с того дня, как Он принял крещение от Иоанна в Иордане и до вознесения Его на небо; т. е. должен быть свидетелем Его учения и великих чудес, также Его смерти, воскресения и вознесения на небо. Призванный в дом сотника Корнилия, апостол Петр, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа, в доказательство истины своей проповеди о делах Спасителя, говорил: «Мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, наконец, Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» ( Деян.10: 39 – 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Таблица 10. Имена двенадцати апостолов Матфей Деяния Первый Симон, называемый Петром, [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, [избрал…] Симона, которого и назвал Петром, и Андрей, брат его, Иакова Зеведеева и Андрея, брата его, и Иаков, Иаков Зеведеев и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны Громовы», Иакова и Иоанн, брат его, Андрея, и Иоанна, и Андрей, Филипп Филиппа, Филиппа Филипп и Варфоломей, Варфоломея, и Варфоломея, и Фома, Матфея, Матфея Варфоломей и Матфей мытарь, и Фому, и Матфей, Иаков Алфеев Иакова Алфеева, Иакова Алфеева Иаков Алфеев и Фаддей Фаддея, и Симона, прозываемого Зилотом, и Симон Зилот, [в Син. пер: Леввей, прозванный Фаддеем. Прим. пер.], Симон Кананит Симона Кананита Иуду Иаковлева и Иуда, брат Иакова и Иуда Искариот, который и предал Его. и Иуду Искариотского, который и предал Его. Искариота, который сделался предателем. 242 Немецкий термин, который чаще переводится как «произведение общины» или «формула, созданная общиной». 244 Там же, 73; В. Gerhardsson, Memory and Manuscript (ASNU 22; Uppsalä Almqvist and Wiksells, 1961) 329–330. 245 Впрочем, сам Герхардссон признает, что «очевидцы» из Пролога Луки – это «прежде всего, двенадцать апостолов, но едва ли они одни». В. Gerhardsson, The Gospel Tradition [CB(NT)15; Malmö: Gleerup, 1986] 29. 246 Одну из последних попыток объяснить происхождение Двенадцати, не возводя их к Иисусу, см. у: Н. О. Guenther, The Footprints of Jesus» Twelve in Early Christian Traditions (American University Studies 7/7; New York: Lang, 1985). 247 См., например, R.P.Meye, Jesus and the Twelvë Discipleship and Redaction in Mark« " s Gospel (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), глава 8; B.F.Meyer, The Aims of Jesus (London: SCM, 1979) 153–154; M.Hengel, The Charismatic Leader and His Followers (tr. J.C.G.Grieg; Edinburgh: Clark, 1981) 68; E.P.Sanders, Jesus and Judaism (London: SCM, 1985) 98–106; R. A. Horsley, Jesus and the Spiral of Violence (Minneapolis: Fortress, 1993) 199–208; N.T.Wright, Jesus and the Victory of God (London: SPCK, 1996) 299–300; G.Theissen and A. Merz, The Historical Jesus (tr. J.Bowden; London: SCM, 1998) 216–217; M.Casey, Aramaic Sources of Mark» " s Gospel (SNTSMS 102; Cambridgë Cambridge University Press, 1998) 194–196; J. D. G. Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 507–511.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010