283408.html (дата обращения: 10.12.2020). Загл. с экрана. 56 . Приказ наркома внутренних дел СССР 00447/Открытая православная энциклопедия «Древо». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/ articles/3915.html (дата обращения: 02.11.2020). Загл. с экрана. 57 . Приказы Тухачевского во время подавления Антоновского восстания/Дилетант. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://diletant.media/ articles/34265090/(дата обращения: 12.11.2020). Загл. с экрана. 58 . Проскурина А.В. Советское законодательство о религиозных культах в 1920–1930-е гг. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pskgu.ru/ projects/pgu/storage/wt/wt101/wt101_29.pdf (дата обращения: 12.11.2020). Загл. с экрана. 59 . Протоколы по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) – ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии) 1922–192 гг./сост. В.В. Лобанов. М.: ПСТГУ, 2014. 60 . Русак В. История российской Церкви/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 16.11.2020). Загл. с экрана. 61 . Русак В.С. Пир сатаны. Русская Православная Церковь в «ленинский» период (1917–1924)/В.С. Русак. London (Canada): Заря, 1991. 62 . Священник Днепровский Иван Михайлович. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://map.mefodiy-kirill-hram.ru/ person.php?id=5 (дата обращения: 27.11.2020). Загл. с экрана. 63 . Священномученик Александр Телемаков, пресвитер/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ days/sv-aleksandr-telemakov (дата обращения: 20.04.2021). Загл. с экрана. 64 . Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918–1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях смуты//Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. 1. С. 124–128. 65 . Синельников С.П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917–1929 годах//Вестник церковной истории. 2013. 1–2. С. 320–334. 66 . Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России, февраль 1917 январь 191 гг.: дис. ... док. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2014. (Эл. вариант: http://disser.spbu.ru/

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Христова в Посланиях святого Апостола Павла [Электронный ресурс]/архим. Ианнуарий (Ив- лиев)//Православное учение о Церкви. Богословская конференция РПЦ (17–20 ноября 2003г.). М., 2004. Режим доступа: http://aliom. orthodoxy.ru/arch/039/yann39.htm (дата обращения: 20.02.2013). Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие/еп. Иларион (Алфеев). — Клин: Христианская жизнь, 2004. — 304 с. Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии/свт. Иоанн Златоуст. — Тверь: Герменевтика, 2006. — 254 с. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений в 12 т. Т. 2, 7, 12/свт. Иоанн Златоуст. — Репринтное воспроизведение изд. 18981906 г. — М.: Радонеж, 2003–2005. Иоанн Лествичник , прп. Лествица [Электронный ресурс]/прп. Иоанн Лествичник. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ обращения: 23.02.2016). Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4, часть 1/И. Кант. — М., 1965. — 544 с. Кронштадтский Иоанн. Моя жизнь во Христе. Т.2./ Иоанн Кронштадтский . — СПб, 1893. Лопухин А. П. Толковая Библия [Электронный ресурс]/А. П. Лопухин. Режим доступа: обращения: 14.04.2016). Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие [Электронный ресурс]/В. Н. Лосский; пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). — 2е изд., испр. и пере- раб. СТСЛ, 2012. — 586 с. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/da ta/2012/07/30/1237280986/V.N.Losskii_2-e_izd..pdf (дата обращения: 17.06.2016). Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие/В. Н. Лосский. М., 1990. — 288 с. Малков П. Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. Курс лекций [Электронный ресурс]/П. Ю. Малков. М.: 2007. Режим доступа: http://azbyka.ru/vvedenie-v-liturgiches- koe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения: 18.07.2016). Мень Александр, прот. «Вечные вопросы». Выступление о. Александра на Первом канале Центрального телевидения СССР 6 ноября 1989 [Электронный ресурс]/прот. Александр Мень. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=L8pAYIfL34M (дата обращения: 14.04.2016).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

10 Юревич Д., прот.  Курс лекций по библейской герменевтике, читанный студентам Московской духовной академии в 2007–2008 учебном году//Библейский сайт «Синай». URL: http://sinai.spb.ru/herm/yureherm.pdf. (дата обращения: 10.11.2016). 12 Мень А., прот.  Герменевтика библейская//Библиологический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 1. С. 250–251. 15 Верклер Г А.  Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Гранд Рапиде: Бэйкер Бук Хаус, 1995. С. 8. 20 Более подробно см.: Brown R. Е.  The Sensus Plenior of Sacred Scripture. Baltimore: St. Mary’s University, 1955. P. 92. 21 Варнава (Беляев), en.  Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Нижний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. Т. 1. С. 89. 23 Менъ А., прот.  Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. С. 42. 25 Элуэлл У, Камфорт  Ф. Ирод, династия Ирода//Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 618. 26 Хазел Г.  Постигая живое слово Божие//Электронная библиотека «Грамотей». URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269095410 (дата обращения: 02.07.2016). 31 Дэвидсон Р. М.  Истолкование Библии//Настольная книга по теологии. Заокский: Источник жизни, 2010. Т. 12. С. 73. 32 Иов (Гумеров), иером.  О допустимости толкования Библии//Сайт «Азбука веры». URL: (дата обращения: 02.07.2016). 33 Хазел Г.  Постигая живое слово Божие//Электронная библиотека «Грамотей». URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269095410 (дата обращения: 02.07.2016). 34 Арсеньев К, свящ.  Саддукеи (происхождение этой иудейской партии и религиозно-политические ее воззрения). М., 1911. С. 32–36. 38 Более подробно о различии современных жанров и библейских см.: Аверинцев С. С.  Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов). М.: Coda, 1998. 47 Принципы святоотеческой герменевтики взяты из: Мень А., прот.  Святоотеческая экзегеза//Библиологический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 3. С. 84–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

- URL: (дата обращения: 24.12.2018) 2. Алексеев И.Е. « Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных... » (Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. ...)//Информационно-аналитическая служба (ИАС) «Русская народная линия» (19 апреля 2018 г.). - (дата обращения: 24.12.2018) 3. Алексеев И.Е. « Милостию Божиею и Пречистые Богородицы и всех Святых молитвами, и Государя Царя и Великого Князя Михайла Фёдоровича всеа Русии счастьем, Астрахань очистилась от воров... »//ИАС «Русская народная линия» (20 июля 2018 г.). - (дата обращения: 24.12.2018) 4. Алексеев И.Е. Очерки по истории Казанского Богородицкого монастыря и Казанской иконы Божией Матери/Выпуск I. - Казань: ООО ПК «Астор и Я», 2018. - 319 с. - (Серия «Русское присутствие») 5. Алексеев И.Е. Последний бой Нефёда Кудрявцева (Из истории Казанского Богородицкого монастыря...)//ИАС «Русская народная линия» (6 декабря 2017 г.). - URL: kudryavceva/ (дата обращения: 24.12.2018) 6. Алексеев И.Е. « Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь... » (Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора...)//ИАС «Русская народная линия» (1 февраля 2018 г.). - (дата обращения: 24.12.2018) 7. Алексеев И.Е. Тринадцатое чудо Богородицы Казанской (к вопросу об иконопочитании в среде православных трезвенников Казани и Казанской губернии в конце XIX - начале ХХ вв.)//Седьмые традиционные чтения: материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2016 г.)/Эйфория (г. Казань). - 2016. - 1 (127). - С. 6 - 19. 8. Алексеев И.Е. «Я радуюсь тому, что являюсь участником события исторического значения...» (Первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан и закладка памятного камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря)//ИАС «Русская народная линия» (13 февраля 2018 г.).

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

12) Кирилл Александрийский, свт. Разъяснение догматов//Богословский вестник. Т. 20-21. 1-2. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2016. С. 298-326. [Электронный ресурс.] Режим доступа:  http://elibrary.ru/item.asp?id=29094151 (дата обращения: 21.06.2017). 13) Мень А., прот. История религий: в поисках пути, истины и жизни. Т. 2: «Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи Великих учителей». Приложение 8: «Библия и учение о грехопадении». [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 12.05.2017). 14) Морозова Д. Не-интервью с Дж. П. Мануссакисом, или Как не упасть со статуи Свободы от экзистенциального головокружения. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.clement.kiev.ua/ru/node/948 (дата обращения: 12.11.2016). 15) Мумриков О., свящ. К вопросу о принципах построения православной естественно-научной апологетики XXI в. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/4664280.html (дата обращения: 13.05.2017). 16) Пикок А. Эволюция — тайный друг веры. М., ББИ, 2013. — 392 с. 17) Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. — 243 с.   Со ссылкой на Tennant F.R., The Origin and Propagation of Sin, Hulsean Lectures, Cambridge, 1901-1902. Cambridge, Cambridge University Press, 1902. Комментарии ( 2): иеромонах Авель 28 февраля 2020г. 23:02 Интересно. Пока заметил здесь: ...если вероятность некоего события сколь угодно мала, но выше нулевой, его совершение является всего лишь вопросом времени и оказывается обязательной частью «сценария» некоторое разногласие со своим представлением о свободе в раю. Здесь, как мне думается, упущен факт того, что: а) природа Адама не желала чего-либо против воли Божьей, она была нетленна и порождала то, что желал Бог в силу единения Адама и Божества; б) Адам не был в безусловном подчинении своей природе, не находился под необходимостью безпрекословно подчиняться ей в силу богодарованного же самовластия; в) Адам находился в состоянии богообщения и всегда мог прибегнуть к совету и оценке вещи или ситуации Бога. -- всё это обостряет вопрос свободы воли, но отрицает подход, в котором ненулевая вероятность означает обязательное падение, потому что это обозначало бы, что Адам находится в безусловной зависимости от своей природы или что его природа в раю не полностью была в единении с Богом и однозначно порождала внебожественные воления, то есть греховные... что порочит Творца...

http://bogoslov.ru/article/6024995

Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе  3–16 августа 2000 г./Канонизация святых в ХХ в. С. 285–300. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской  Православной Церкви//Альфа и Омега. 1999. 3(21). Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО) Ф. 3656. Оп.2,, д.4412 Л. 47, 48. Кураев А., протод . Деканонизация: горькая правда http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html (дата обращения 28.12.2016 года). Цыпин В., прот. В канонах нет даже слова деканонизация обращения 28.10.2013 года). Дамаскин (Орловский), игумен . Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников Российских (дата обращения 27.12.2016 года). Лученко К . Уже несвятые святые http://radonezh.ru/monitoring/17711.html (дата обращения 28.12.2016 года) Макарий (Маркиш), иером . Критический анализ статьи П.Г. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников» (НГ-религии.16.04.2013//Церковь, государство и общество в истории России 20 века. Материалы 4 международной научной конференции. Иваново, 2004. С.102. 9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников. 25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых.

http://bogoslov.ru/article/5297810

289 Цит. по: Катаев А.М. Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943–1949 годах//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 181. 293 См.: Светозарский А.К. Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1259980.html (дата обращения: 17.05.2017). Загл. с экрана. 294 См.: Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 428. 296 Торжество открытия Ленинградской Духовной академии и Духовной семинарии//ЖМП. 1946. 10. С. 9–12. 298 См.: Архив Саратовского епархиального управления. Переписка с Учебным комитетом и смежными епархиями по вопросу содержания и дотации Саратовской духовной семинарии за 1947–1948 гг. На 36 листах. Л. 1. 300 Запись беседы Г.Г. Карпова с Патриархом Московским и всея Руси Сергием//Фомин С.В. Страж Дома Господня. М., 2003. С. 775. 304 Воззвание Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 05.11.2016). Загл. с экрана. 305 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 510. 308 Священномученик Дамаскин, епископ Стародубский [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4797.htm (дата обращения: 05.11.2016). Загл. с экрана. 309 См.: Журавский А.В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского) //Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. 1. С. 350. 310 И был он, конечно, не одинок. Епископ Вениамин (Федченков) , например, писал в своём литургическом дневнике (запись за 6/19 сентября 1927 г.): «После обедни я читал второй раз послание митрополита Сергия... И дивное дело: оно так понравилось мне своей внутренней правдой, так отрадно было душе моей. И куда делось некоторое смущение, которое я испытал отчасти при первом чтении! Дивно! Признаюсь, я намеренно даже откладывал это чтение и именно после литургии стал сразу читать – во благодати... И принял, принял!» (цит. по: Вениамин (Федченков) , митр. Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митрополита Сергия//К свету. 1994. Вып. 13: Патриархи смутных времён. С. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ованнисян И. В Грузии окончательно приняты поправки в Гражданский кодекс, касающиеся религиозных организаций, 06.07.2011 [Электронный ресурс]//Радио Азатутюн на русском. URL: http://rus.azatutyun.am/a/24256919.html (дата обращения: 16.11.2022). Ованнисян И. В Грузии окончательно приняты поправки в Гражданский кодекс, касающиеся религиозных организаций, 06.07.2011 [Электронный ресурс]//Радио Азатутюн на русском. URL: http://rus.azatutyun.am/a/24256919.html (дата обращения: 16.11.2022). Там же. Там же. Шкурова Е. В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы//Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. 2. С. 146. Филарет, митр. Государство и Церковь: основы и перспективы сотрудничества//Проблемы управления (Минск). 2006. 3 (20). С. 11. Ковалев Е.А. «Конкордатная» модель государственно- церковных отношений: историко-правовой и зарубежный опыт//Вопросы российской юстиции. 2020. 9. С. 87. Щёкин Н. С. Диалог Церкви и государства: современные формы взаимодействия//Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2018. 7. С. 133. Лебедев П. Грузия и Румыния остаются самыми религиозными среди православных стран в Европе, 25.05.2018 [Электронный ресурс]//Седмица.RU: Церковно- научный центр «Православная Энциклопедия». URL: http://sedmitza.ru/text/8119285.html (дата обращения: 04.02.2022) Малахов В.С., Летняков Д. Э. Указ. соч. С. 172. Там же. Durham C.W. (Jr.) Op. cit. Op. cit. Mikeladze T. (ed.) Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecular state policy. Tbilisi: Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. P. 7. Лесной кодекс Грузии: закон Грузии от 22.05.2020 5949 (ред. 15.12.2021) [Электронный ресурс]//Законодательный вестник Грузии: официальный сайт. URL: (дата обращения: 21.11.2022). Малахов В. С., Летняков Д. Э. Указ. соч. С. 172.   Источник: Долин В. А. Эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии: сравнительный анализ//Ипатьевский вестник. 2023. 2. С. 130–140 http://doi.org/10.24412/2309–5164–2023–2–130–140

http://bogoslov.ru/article/6194200

Об участи еретиков. Слово в первую неделю Великого поста//Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы//URL: (дата обращения: 15.01.2020). 15 . Максимов Г. , свящ. «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники,– враньё». Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым//URL: http://www.pravoslavie.ru/79270.html (дата обращения: 15.01.2020). 16 . Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. – 352 с. 17 . Официальное заявление Круга Языческой Традиции и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры от 25 декабря 2009 года//URL: (дата обращения: 15.01.2020). 18 . «Приближается ваше избавление»!//Сторожевая башня. 2015:15 июля. 19 . Симеон Новый Богослов , прп. Слова и гимны. М., 2011. Кн. 2. – 720 с. 20 . Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. – 608 с. 21 . Феофан Затворник , свт. Второе письмо в Санкт-Петербург//Его же. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни (письмо 24). М., 2011:22. Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. СПб., 1996. – 272 с. 23 . Что думают ученые о «Велесовой книге»/Сост. А.А. Алексеев . СПб., 2004. – 238 с. 24 . Шиженский Р.В. Неоязыческий миф о князе Владимире//Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2009. Вып. 6:25. Шиженский Р.В., Тютина О.С. Самоидентификация славянских язычников: социальный портрет, государство и образ лидера (по данным полевых исследований)//Новейшая история России. 2016. 1:26. Яшин В.Б. Рецепция элементов шаманского комплекса коренных народов Сибири в современном русском неоязычестве//Общество: философия, история, культура. 2017. 2. 1 Строго говоря, протестантами принято именовать лишь лютеран, реформатов (кальвинистов) и англикан [ср.: 12, с. 310–311]. Поэтому прочие христианские деноминации (в том числе баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и пятидесятников) следует считать сектами протестантского происхождения или неопротестантами. Читать далее Источник: Веселов Е.Г. Духовное родство неопротестантизма и неоязычества//Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. 7. С. 37-46. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 141 (Материалы по автономной православной церкви в Финляндии, декабрь 1967). 4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 277 (Материалы по автономной православной церкви в Финляндии 9 марта 1969 – 4 ноября 1969). 5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 530 (Материалы по автономной православной церкви в Финляндии, 6 марта 1972 – 27 ноября 1972). 6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 4326 (Документы о состоянии Патриарших приходов в Финляндии (отчёты, справки, информации), 13 апреля 1954 – 22 августа 1989). 7. Valamon luostarin arkisto. Aktit v.1938 Ea:101 а. Братство сего монастыря. 8. Arkkipiispa Paavali Esipaimenemme, toim. arkkimandriitta Sergei, rovasti Leo Iltola ja Helena Pavinskij, Ortodoksinen veljestö Ry, 2014.127 s. 9. Esipaimen siunaa: Suomen ortodoksiset piispat 1892-1988 Tekijä: Loima Jyrki, Juvaskyla, Finland, 1999. — 274 s. 10. Oramo I. Ortodoksinen kirkkolaulu [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 21.06.2016). 11. Orthodoxy in Finland: past and present. Edited by Veikko Purmonen. — Orthodox Clergy Association, Kuopio, Finland, 1984. — 110 s. 12. Piiroinen Erkki. Sortavalasta papin taipaleelle. Ortokirja, Joensuu, 1992. — 160 s. 13. Riikonen Juha. The Nationality Question in the Orthodox Church of Finland//The Two Folk Churches in Finland: The 12th Finnish Lutheran-Orthodox Theological Discussions 2014. Helsinki: National Church Council, Department of International Realtions. 2015. — 106 s. 14. Huttunen H. Igumeni Panteleimonn paatossanat arkkipiispa Paavalin muistotilaisuudessa Uudessa Valamossa 8.12.1988//Aamun Koitto. 1988. 23. S. 456. 15. Афанасий (Нечаев), архим. От Валаама до Парижа. — М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония (Сурожского)», 2011. — 244 с. 16. Из архива священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Ч. V. Письма из Финляндии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shh.neolain.lv/seminar23/sidu%20patij.html (дата обращения: 20.05.2016).

http://bogoslov.ru/article/5505512

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010