архим. Захария (Захару) V. Путь монашества 1. Монашество как дар Святого Духа Познание пути Божия, которое проистекает из опыта трех периодов духовной жизни, особым образом достигается в монашестве. Испытания указанных трех периодов имеют целью окончательное утверждение верного в благодати божественного усыновления. Также монашеский подвиг ставит целью перед собой стяжание совершенства, которое Небесный Отец ожидает от чад Своего Царства. Следовательно, слово о монашестве неизбежно затрагивает вопрос христианского совершенства таким, как его открыл Христос в Своем учении и в Своей жизни. Христианское совершенство превосходит человеческую меру. Оно не является свойством тварной природы 675 , но есть дар Святого Духа. Оно было явлено в человеческой природе Христа, воспринятой Им от Святой Девы. Это совершенство остается недостижимым в рамках земной жизни 676 . Тем не менее Христос желает, чтобы Его творение – человек – приобрел это совершенство, и поэтому дает его в качестве заповеди 677 . Это совершенство есть прежде всего совершенство Божественной любви. Старец Софроний отождествляет его с «большей любовью» 678 жертвы Христовой. Он останавливается вниманием на образе Христа, Который в одиночестве восходит на Голгофу и претерпевает крайние страдания, чтобы освободить людей от смерти и даровать всем вечную божественную жизнь 679 . Как «предельное совершенство» 680 определяет Старец совершенство любви Христа, Который опрокидывает пирамиду всего тварного бытия и помещает Себя в ее вершине, оказавшейся внизу. Таким образом, Христос берет на Себя грехи всех людей и несет проклятие поразившей их смерти. Это совершенство имеет началом Крест. Оно есть совершенство «широты, и долготы, и глубины, и высоты» непостижимой любви Христовой 681 . Оно есть вечное Действие схождения Христова в преисподние места земли и Его восхождения превыше всех небес. Этим деянием собезначальный Отцу Единородный Сын обнял небо и землю, и преисподняя 682 . Схождение и восхождение Христовы являются источником всех даров Святого Духа. Эти дары небесны 683 . Они вводят причастных им «в меру полного возраста Христова» 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Таинства. Богослужение. Устройство храма В церковных Таинствах через видимые действия передается невидимая Божественная благодать. Таинства совершаются священниками или епископами (впрочем, Таинство Крещения в исключительных случаях может совершить мирянин — так, например, бывает, когда человек, умирая, хочет креститься, а священника поблизости нет). Желающий участвовать в Таинстве должен быть православным христианином и знать, что оно означает для человека. В Православной Церкви – семь Таинств: Крещение, после которого человек становится членом Церкви. Перед Крещением желающий войти в Церковь отрекается от Сатаны и обещает сочетаться духовным союзом со Христом. В этом Таинстве Бог снимает с человека первородный грех — унаследованную от Адама вину за его падение, — а также прощает все личные грехи. Крещение состоит в троекратном погружении в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. С момента Крещения христианин удостаивается права участвовать в Таинствах и богослужениях Церкви. Креститься может человек любого возраста, даже несмышленый младенец, однако в последнем случае он должен иметь восприемника (крестного отца или крестную мать), который ответствен перед Богом за христианское воспитание юного члена Церкви. Миропомазание — Таинство, совершаемое, как правило, сразу же после Крещения. По выходе из крещальной купели человек должен стать причастным Духу Святому, подобно апостолам в день Пятидесятницы. В этом Таинстве на человека налагается печать дара Духа Святого. Помазывая тело новокрещенного святым миром — особым благовонным составом, освященным Святейшим Патриархом, — священник передает верующему благодатные дары Святого Духа, освящающие мысли, чувства, слова и поступки христианина. Миропомазание, как и Крещение, совершается один раз в жизни.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Троица, 10 икон Святой Троицы Несколько иконописных традиций и 10 икон Святой Троицы — интересные факты и важные комментарии. 30 мая, 2015 Несколько иконописных традиций и 10 икон Святой Троицы — интересные факты и важные комментарии. Содержание статьи Икона Святой Троицы — что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу. Святая Троица Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия. Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии. Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала. Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир. Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы». Икона Святой Троицы Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарственную песнь воссылаем мы в Троице поклоняемому Богу, сподобившему нас собраться «вкупе» в дни Пятидесятницы на острове Крит, освящённом Апостолом Языков Павлом и его учеником Титом, «истинным сыном по общей вере» (Тит. 1, 4), и с позволения Святого Духа завершить работу Святого и Великого Собора Православной нашей Церкви – созванного Его Божественным Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем с согласия Блаженнейших Предстоятелей Святейших Православных Церквей – во славу благословенного имени Господня, на благо народа Божьего и всего мира, исповедуя вместе с Божественным Павлом: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1). Святой и Великий Собор Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви являет собой подлинное свидетельство веры в Богочеловека Христа, Единородного Сына и Слова Божия, явившего вочеловечением, всем Своим «делом» на земле, крестной жертвой и воскресением Троичного Бога как безграничную Любовь. Потому едиными устами и единым сердцем мы обращаем слово «в нашем уповании» (1 Петр. 3, 15) не только к чадам Святейшей нашей Церкви, но и ко всякому человеку, «ближнему и дальнему» (Еф. 2, 17). «Упование наше» (1 Тим.1, 1), Спаситель мира открылся как «с нами Бог» (Мф. 1, 23) и как Бог «за нас» (Рим. 8, 32), «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Проповедуя милость и не утаивая благодеяния, со знанием слов Господа, что «небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Мф. 24, 35), «исполненные радости» (1 Ин. 1, 4), мы благовествуем слово веры, надежды и любви, взирая на «невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день» (Василий Великий, Беседа вторая на Шестоднев. – PG 29, 52). Тот факт, что жительство наше «на небесах» (Фил. 3, 20), не упраздняет, но усиливает наше свидетельство в мире. В этом мы равняемся на предание Апостолов и наших Отцов, которые благовествовали Христа и через Него спасительный опыт веры Церкви и, богословствуя как «ловцы человеков», направлялись «по-апостольски» к людям каждой эпохи, чтобы передать им Евангелие свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1). Церковь не живёт для себя. Она всецело приносит себя человечеству для возвышения и обновления мира в новом небе и новой земле (см. Откр. 21, 1). Таким образом, она несёт евангельское свидетельство и раздаёт во вселенной дары Божии: Его любовь, мир, справедливость, примирение, силу Воскресения и чаяние вечности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении чрез крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства. Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога. Когда же крестят младенца, то отречение от диавола и всех дел его, а равно и Символ веры произносят от его лица восприемники, т. е. крестный отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по-христиански. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своею рукою, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: «крещается раб Божий» (причем упоминает его имя) «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь» . На крещенного возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается таинство миропомазания . Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святого» . В это время невидимо подаются крещенному дары Св. Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело , или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и всего поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его восприемниками кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещенного делается в знак его посвящения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Содержание О гимнах преп. Симеона Нового Богослова Никиты Стифата, монаха и пресвитера Студийского монастыря, на книгу божественных гимнов преподобного Отца нашего Симеона Симеон Новый Богослов, прп. Начало божественных гимнов, т.е. введение. (Молитва – призыв, от состав.) Гимн 1. О том, что божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченные грехом части их и врачуя раны, он приводит их к совершенному исцелению, так что они блистают божественною красотой. Гимн 2. О том, что страх раждает любовь, любовь же, Божественным и Святым Духом, искореняет из души страх и остается в ней одна. Гимн 3. О том, что Дух Святый пребывает в тех, которые сохранили чистым святое крещение, от осквернивших же его Он отступает. Гимн 4. Кому Бог является, и кто чрез делание заповедей приходит в доброе состояние. Гимн 5. Четверостишия преп. Симеона, показывающие его любовь (ρωτα) к Богу. Гимн 6. Увещание к покаянию, и каким образом воля плоти, сочетавшись с волею Духа, соделывает человека богоподобным. Гимн 7. Согласно с природою одно только Божество должно быть предметом любви и вожделения; кто приобщился Его, тот сделался причастным всех благ. Гимн 8. О смирении и совершенстве. Гимн 9. Кто живет, не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; и кто недостойно причащается (св.) Таин, для того неуловимо бывает божественное тело и кровь Христова . Гимн 10. Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с бесстрастием. Гимн 11. О том, что для всякого человека, досаждаемого и злостраждущего ради заповеди Божией, (само) это бесчестие за заповедь Божию является славою и честью; и диалог (разговор) ко своей душе, научающий неисчерпаемому богатству Духа. Гимн 12. О том, что желание и любовь к Богу превосходят всякую любовь и всякое человеческое желание; ум же очищаюхся, погружаясь в свет Божий, весь обожается, и потому называется умом Божиим . Гимн 13. Изъявление благодарности за дары Божии, и каким образом в отце, пишущем это, действовал Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Водное крещение, установленное СамимГосподом, совершаемое апостолами и их преемниками, т. е. пастырями церковными, есть истинно и едино. «Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 . Рим. 6:4 и др.). Оно (крещение) вместе с тем не есть простой обряд, как учат сектанты, а есть спасительное таинство, так как в этом священнодействии чрез естественное видимое действие – погружение в воду невидимо сообщаются сверхестественные благодатные дары Св. Духа. Мысль о спасительном значении таинства крещения находят для себя полное подтверждение в св. Писании и особенно выражается втех местах, где говорится о плодах этого таинства. Так, через крещение даруется прощение человеку всех прежних грехов, первородного, переходящего от Адама на всех его потомков и грехов произвольных (если принимает таинство взрослый человек: Деян.2:38 ; 1Кор. 6:11 ; вместе с тем через крещение подается человеку освобождение от прародительского проклятия за грехи ( Рим. 6:38. 8:1 ); через крещение подается человеку дар возрождения и обновления в жизнь новую, освящаемую благодатию Духа Святого ( Ин. 3:5 ; 1Ин. 5:18 ; 1Кор. 6:11 ; Гал. 3:26–29 ; Еф. 5:26 ; Кол. 2:13 ). Вот почему крещение в ряду всех таинств является первым таинством и служит как бы дверью, вводящей уверовавшего во Христа в дом Отца Небесного, а потому оно и безусловно необходимо для каждого христианина. Между тем сектанты совершают это таинство только над взрослыми и отрицают крещение младенцев. Младенец еще не имеет веры, следовательно, и крещение для него, по воззрению сектантов, излишне. Но лишая крещения младенцев,сектанты поступают в этом случае вопреки ясному свидетельству св. Писания, где повествуется, что и дети также призываются ко спасению, как и взрослые. Даже более, по слову Спасителя, дети и младенцы являются как бы прямыми наследниками ЦарстваБожия. Чтобы судить о степени особенного благоволения Божия к невинным детям и младенцам, достаточно припомнить известное Евангельское повествование о том, с какой любовью Иисус Христос приближал к Себе и благословлял приносимых к Нему детей, а так как таинство крещения установлено Богом для прощения человеку грехов его, первородного и др., то оно необходимо и для младенцев, потомучто и на них лежит первородный грех, от которого они могут очиститься, быть святыми, а не нечистыми только чрез крещение. Подаваемую в таинстве крещения благодать Св. Духа, возрождающую человека для новой жизни во Христе, младенцы способны воспринимать и воспринимают, ибо младенцы, как и взрослые, кроме тела имеют и душу живую. Наконец, крещение является единственным и для младенцев средством для вступления в Церковь Христову в Новом Завете, подобно обрезанию – в Ветхом; поэтому оно совершалось над младенцами еще при св. Апостолах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня мы в первый раз после продолжительного перерыва воспели молитву «Царю Небесный», обращенную к Духу Святому. А вчера на утрени слышали Евангелие о явлении Христа Воскресшего Своим ученикам, когда Он дунул на них и сказал: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, имже держите — держатся» (Ин. 20, 19—23). Святые отцы говорят, что эти два явления Духа Святого — в первый вечер Воскресения и в день Пятидесятницы — свидетельствуют о двух моментах христианской жизни. Первое ниспослание Духа Святого — дуновение уст Христовых — есть дарование Церкви всегда истинно действующих спасительных таинств, которые, вне зависимости от нашего недостоинства, всегда освящают нас и спасают. Оттого что Христос соединился с человеком, принял все наше естество, прошел весь путь человеческий от начала до конца, до смерти; оттого что Он воскрес с нашею природой и вознес ее одесную Бога Отца, дается всем нам, крестящимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, этот небесный дар. И даже если человек приходит с сомнением, без веры или отрекается потом от этого дара — он действует непреложно до конца его жизни, ходатайствует за него, как говорит преподобный Серафим Саровский. Истинно и неизменно все, что совершается во всех таинствах Церкви, во всех священнодействиях ее, во всех знаках и символах. Вода нашего крещения — именно та Богоявленская вода Иордана, в которой Христос крестился. И святое таинство причащения — таинство Тела и Крови Христовых — как на Тайной Вечери, вне зависимости от того, как мы в этом участвуем. И венцы, которыми украшаются жених и невеста, — это истинно венцы, которые с небес Сам Господь заранее дарует соединяющимся двум людям. И рука епископа, совершающая посвящение, и рука священника благословляющая — это действие Христово, которое всегда, неизменно — в Церкви. И одновременно в день Пятидесятницы, когда сходит Дух Святой, все эти дары соединяются и раскрываются в полноте. Это значит, что мы должны личным своим подвигом, своим участием в том, что дает нам Господь, стяжать этот дар, принять его в свою жизнь.

http://moral.ru/two-mysteries/

Скачать epub pdf 2. 2 неделя по святой Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Наши молитвенники «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшыя» (Тропарь). В прошлое воскресенье, – первое по Пятидесятнице, – благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня её основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов. Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых? Это Она делала, чтобы особо прославить Бога, в Святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день Святой Пятидесятницы. Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую. Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы. В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь , а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь . Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь , основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной. Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твёрдого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины – княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Славословие Богу за величие дела искупления и возрождения человечества (3–5). Благодать возрождения – источник утешения в скорбях и напастях, могущих укреплять веру и любовь к Господу Иисусу Христу (6–9). Величие благодати Христовой и спасения людей во Христе открывается из того, что это спасение есть тайна Божия, которая недоведома и Ангелам и которая являлась предметом изысканий и исследований ветхозаветных пророков (10–12). Увещание к твердости надежды, к святости жизни и к взаимной любви (13–25). 1Пет.1:1 .  Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, 1Пет.1:2 .  по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Уже в начальных стихах послания, в его надписании и в приветствии Апостола читателям выражается общий характер и дух миросозерцания и богословия святого Апостола Петра, именно: близкая связь его учения с Ветхим Заветом. Называя себя с самого начала Апостолом Иисуса Христа, св. Петр делает это, конечно, с целью придания авторитета своему слову в глазах всех последователей Господа Иисуса Христа. При имени « απστολος " читатели послания должны были вспомнить, что лица, именуемые апостолами (ср. Мф 10:1–2 ), говорят и действуют не сами по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа; что в силу особенного призвания они являются свидетелями о Христе, как Искупителе и Спасителе мира (ср. Деян 4:9, 10:39 ), и имеют долг и власть учреждать общества или церкви во имя Христово, проповедовать и учить о кресте Христовом и всем деле спасения по всей вселенной, преподавать назидание и увещания, обличения и запрещения всем людям – иудеям и язычникам, по принятии ими слова благовестия (ср. Рим.1:13 и др. мн.), причем для достижения высоких целей своего всемирного служения апостолы получили особенные дары Святого Духа и чрезвычайные чудотворные силы ( Деян 2:4, 5:5, 11 ; Ср. Мк 16:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010