Так, иногда Господь приглашает нас быть свидетелями Своего милосердия к недостойным, на наш взгляд, людям, как приглашены были первые работники разделить нечаянную радость последних. Это нам дается возможность сделать первый шаг в любви, которая «долготерпит, милосердствует», «не завидует», «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается». И можно ли сомневаться, что если бы рабочие, призванные первыми, были бы первыми и в любви, то и они получили бы больше. – Не случайно же хозяин начал с последних. Но они решительно осудили любовь, и остались при своем жалком динарии и при оскверненной завистью душе. Четверг. О даре языков Мф.20:17–28 1Кор.14:6–9 Среди многих даров Святого Духа в древней Церкви был и так называемый дар языков. Человек по вдохновению свыше вдруг начинал молиться на ином языке. Причем, это не были просто иностранные языки. Апостол говорит, что «никто не понимает его, он тайны говорит духом» ( 1Кор.14:2 ). Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы сообщали только основы веры и благочестия, и шли дальше. А в жизни общины потом возникало много частных проблем. Письменные Евангелия появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать свою паству, а посещали еще реже. Поэтому Дух Святой непосредственно назидал верных. И дар языков, это было первой ступенью схождения Духа. Это было как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь сознания. Это было первым свидетельством присутствия Духа. И человек в состоянии невыразимой радости от соприкосновения с небом начинал молиться словами, неведомыми даже ему самому. Это был личный дар только этому человеку, и поэтому: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» ( 1Кор.14:2 ), «тот назидает себя» ( 1Кор.14:4 ). Этот дар очень способствовал личному возрастанию в вере. Люди так увлекались, что приходилось напоминать и о последующей ступени: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали», «чтобы церковь получала назидание». «Благодарю Бога моего, – пишет Апостол о себе, – я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор.14:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Апостол, нисколько не умаляя избранничества иудеев, в известном смысле уравнивает здесь иудеев и язычников как одинаково нуждающихся в спасении и призванных к нему. Это природное равенство пред Богом раскрывается в истории призвания языков через Петра в лице Корнилия сотника и присных его ( Деян. 10–11 ). О Корнилии говорится, что он «был благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (10, 2). Он имел явление ангела Божия, возвестившего ему: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (10,4). И сам Петр говорит Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе» боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (10, 34–35). Это новое приравнивание иудеев и языков на путях правды и богослужения получает здесь уже харизматическое подтверждение: именно «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слышавших слово» (10,44), так что все присутствовавшие из обрезанных вместе с Петром изумились, что «дар Св. Духа излился и на язычников» (10, 45). И это совершилось до крещения и от него независимо, 297 так что Петр мог лишь засвидетельствовать: «кто может запретить креститься водой тем, кто, как и мы, получили дары Духа Св.»? (10, 47), и на это же он указывает в своем отчете об этом событии пред апостолами и братией (11, 3–8). И то же в речи своей на Апостольском соборе Петр свидетельствует: «Сердцеведец Бог дал им свидетельствовать, даровав от Духа Св., как и нам, и не позволил никакого различия между нами и ими, верою очистив их сердца» (15, 8–9). Эта доступность Духа Св. для избранных язычников представляет факт величайшей догматической важности. 298 И такой же догматической важности факт представляет собою вообще призвание язычников и основание церкви языков, которое положено повелением Божиим старейшему апостолу Петру и совершено трудами апостола языков, иудея из иудеев, апостола Павла. Знаменательно, что книга Деян., которая содержит в себе повествование о возникновении новозаветной церкви действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Все апостолы 2 , с ними Матерь Божия и прочие верующие – все были в одном доме. Вдруг утром, в 3-м часу дня (по нашему счету в 9-м утра) сделался шум с неба, как будто от сильной бури, и наполнил дом, где находились апостолы, и на каждого из них в виде огненных языков сошел Дух Святый. Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и, услышав, что они говорят разными языками, с удивлением говорили друг другу: „Не все ли они Галилеяне (т. е. Евреи из места Галилеи и знающие один еврейский язык?). Как же мы слышим их говорящими на разных языках?“ А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили об апостолах: „Они, должно быть, пьяны“. Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: „Что вы удивляетесь нам? А иные говорят еще, что мы пьяны. Нет, мы не пьяны. Но с нами произошло то, что было предсказано пророком Иоилем: мы получили Духа Святого Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между вами великие чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Св“. Слышавшие это, умилились и сказали Петру и прочим апостолам: „Что же нам делать?“ Петр сказал им: „Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы также получите дар Святого Духа“. И они крестились в числе около 8000 человек. После сего апостолы пошли по всей земле с проповедию веры Христовой ( Деян.2 ). Дух Святой сошел в виде языков в знак того, что апостолы с сего времени имели получить между прочим способность говорить на разных языках, что нужно было им для проповедания Евангелия всем народам. Сошел в виде языков огненных в знак того, что Дух Святой имеет силу все очищать, все освещать и согревать, как и было сделано это с апостолами с принятием Святого Духа. День, в который воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, составляет праздник у христиан. Праздник этот называется Пятидесятницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Для разъяснения своей мысли о значении дара языков Ап. берет случаи из обыденной жизни и прежде всего делает сравнение этого дара с музыкальными инструментами. Для того чтобы мелодия того или другого музыкального инструмента явилась понятною для человеческого слуха, она должна быть построена по законам тонов и ритма, должна подчиняться законам интервалов и такта. – «И бездушные» – точнее: «даже» ( μως) безжизненные предметы. – «Свирель» – духовой инструмент, «гусли» или цитра – струнный. Это были два главные инструмента, употреблявшиеся в древности при богослужении и разных торжествах печального или радостного характера. – «Как должно распознать» – правильнее: «как узнать, к чему призывают они – к плачу или к пляске?» – «Труба» – это более звучный инструмент, чем свирель и гусли. Однако и она подчиняется тем же законам. Сигналы ее только тогда понятны, когда их можно различить один от другого. 1Кор.14:9 .  Так если и вы языком про­износите невра­зу­ми­тель­ные слова, то как узнáют, чтó вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Здесь Ап. делает приложение сказанного сравнения к Коринфянам. Если они, говоря «языком» т. е. употребляя дар языков, не заботятся о том, чтобы их речь была разъяснена собравшимся христианам, то говорят как бы на ветер. 1Кор.14:10 .  Сколько, например, раз­личных слов в мире, и ни одного из них нет без значе­ния. 1Кор.14:11 .  Но если я не ра­зу­мею значе­ния слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Еще пример для убеждения читателей: «В мире есть так много родов языков (или просто: так много языков, – по-русски переведено неверно: «различных слов») – я и не знаю сколько! – (по-русски неправильно: «например») – и нет ни одного из них, который не имел бы ясно произносимых звуков» (по-русски опять неверно: «без значения»). – «Значения слов» – правильнее: значения звука. – «Чужестранец» – правильнее: варвар. У греков и египтян «варварами» назывались народы, которые не говорили на языках этих наций. 1Кор.14:12 .  Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это — первая пятидесятница, языческая. Через пять веков после потопа люди опять извратились, и вместо того, чтобы строить из себя дом духовный для обитания в них Бога, начали строить башню высотою до небес — дом гордости и тщеславия; вместо прославления Имени Божия захотели прославить имя человеческое. Отсюда и произошли язычники — поклонники вымыслам человеческим, поклоняющиеся вместо Творца — твари. Посему и наказаны разделением единого языка на множество наречий. Так перестали люди понимать Единого Бога, поклонившись многим богам: и потому заговорили на многих языках. И отнято было от людей благословение Божие, которое заключалось в единстве языка и в понимании друг друга. И вот, когда Господь Бог решил вернуть Свое благословение людям в лице израильского народа, Он дал им единство языка и понимания и единство в устройстве жизни духовной и общественной. Он дал им единый закон на Синае. “И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда” (Исх 19:9). Это — еврейская пятидесятница, происшедшая в пятидесятый день по выходе из Египта. Но вот ныне мы празднуем Пятидесятницу; в третий раз Господь сошел на землю в виде огненных языков и в шумном ветре, чтобы люди снова начали понимать друг друга, — “и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать” (Деян 2:4). Дар, противоположный смешению языков: Апостолы начали говорить сразу на многих языках. А вернее, это был единый язык Духа Святаго, — и единство языка было возвращено роду человеческому, но только верующему во Имя Божие, а не во имя человеческое. Сегодня мы все имеем этот язык Святого Духа. Сегодня род человеческий может строить башню до небес, Церковь Христову, заменившую скинию ветхозаветную, которая в свое время заменила башню Вавилонскую. Да, человечество призвано построить из себя дом духовный, из живых камней, обожженных благодатью Духа Святого. И каждый христианин есть такой именно камень в составе Дома Божия — Церкви Христовой. Сегодня каждый из нас должен осознать себя живым камнем в организме Христовой Церкви, должен вновь освятиться огнем Духа Святого, — восприять в себя заново благодать огненных языков, чтобы понимать друг друга, по слову Апостола: “Будьте единомысленны и единодушны”. — И сегодня мы видим в Церкви Христовой множество племен: русские, греки, сербы, болгары, и пр., и пр., — много языков, — но Один Дух и одно понимание, одна вера. Так вернул Господь Свое благословение, отнятое у строителей башни Вавилонской. Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех снова благоволение. Аминь. Проповедь на Пятидесятницу

http://pravmir.ru/prazdniki-dvunadesyaty...

1Кор.13:10 .  когда же настанет совершен­ное, тогда то, что отчасти, пре­кратит­ся. Прекращение дарований не влечет за собою оскудения духа церковного. Напротив, Церковь достигнет тогда совершенства во всем. Будущее знание будет отличаться от «дара знания» и широтою своею и легкостью приобретения, потому что мы будем видеть все как бы из центрального пункта, откуда все, весь предмет виден вполне ясно. 1Кор.13:11 .  Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас­суждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Ап. разъясняет путем сравнения, почему несовершенное должно уступить место совершенному. Как растет человек, так возрастает и Церковь . Там и здесь одинаково действует закон развития и превращения. Как скоро развиваются способности к более высокой форме деятельности, прежнее само собою отпадает. В выражениях: «говорил, мыслил» и «рассуждал» Ап. делает намеки на три, упомянутые выше дара«дар языков» (говорил), «дар пророчества» (мыслил – точнее: чувствовал, стремился ( φρονεν) и «дар знания» (рассуждал). Дар языков уподобляется первому лепетанью младенца, который выражает этим свою радость, какую внушает ему ощущение того, что он живет. Дар пророчества, которое устремляется взором к далекому будущему, соответствует пламенному стремлению отрока, который мечтает о будущем, как о поре радости и счастья. Наконец дар познания, который стремится познать божественную истину, соответствует наивным представлениям ребенка о внешнем мире. – «Оставил младенческое». Как юноша с некоторою гордостью отрекается от своих детских воззрений, так с чувством внутреннего удовлетворения зрелый человек отрекается от грез своего детства и юности, чтобы осуществлять задачу своей жизни, какую он для себя поставил. Также будут смотреть и христиане на духовные дарования, когда для них (христиан) наступит славная пора царствования со Христом. 1Кор.13:12 .  Теперь мы видим как бы сквозь тускло­е стекло­, гадатель­но, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда по­знáю, подобно как я по­знан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор.14:5 .  Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы про­роче­с­т­вовали; ибо про­роче­с­т­ву­ющий пре­восходнее того, кто говорит языками, раз­ве он при­том будет и изъяснять, чтобы церковь по­лучила назидание. Ап. вовсе не отвергает «дара языков»: он желает даже, чтобы все коринфские христиане имели этот дар. Но еще больше желает он, чтобы более частым явлением в христианских собраниях было пророчествование. Впрочем, если говорящий языками сам же может и изъяснить для собравшихся смысл своей речи, то в этом случае дар языков становится на уровень с даром пророчества. 1Кор.14:6 .  Теперь, если я при­ду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую при­несу вам по­льзу, когда не изъяснюсь вам или открове­нием, или по­зна­ни­ем, или про­роче­с­т­вом, или уче­нием? Мысль о бесполезности дара языков для Церкви самого по себе Ап. разъясняет так. Что было бы, если бы он, придя в Коринф, выступил здесь только как говорящий языками, не объясняя своей речи? – «Когда не изъясняюсь вам» – правильнее: «когда, в тоже время, не обращаюсь к вам, не выступаю пред вами как пророк и учитель» (Русский перевод представляет дело так, как будто пророчество и учительство были средствами разъяснения речи языками, а между тем это были дары самостоятельные и для разъяснения «речей на языках» служил «дар истолкования»). – «Откровение» – это внутренний акт, совершающийся в душе человека, равно как и «познание». Что касается «пророчества» и «учения», то первое является внешним обнаружением откровения, а второе – внешним результатом познания. Чрез откровение человеку вдруг сообщается уразумение какой-либо одной стороны домостроительства Божия о нашем спасении, а познание предполагает довольно долгую самостоятельную работу человеческого ума над сообщенными Духом Божиим истинами веры. 1Кор.14:7 .  И бездушные вещи, изда­ю­щие звук, свирель или гусли, если не про­изводят раз­дель­ных тонов, как распознать тó, чтó играют на свирели или на гуслях? 1Кор.14:8 .  И если труба будет изда­вать неопределен­ный звук, кто станет готовиться к сраже­нию?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Дар языков и истолкования их; пророческий дар а) дар языков (глассолалия) Коринфской общины б) сравнение со случаями из книги Деяний ( Деян. 2:4 – 13; 10:44 – 46; 19:6 ). Мнения исследователей (Домашнее задание) в) новозаветное пророческое служение. Пророки в книге Деяний (Агав, дочери Филиппа благовестника и др.) г) большими важнейшим даром является то, что служит к назиданию Церкви и внешних (т. е. пророчество) IV. О воскресении (15) 1. Доказательства истинности воскресения Христа а) подтверждение смерти и воскресения Господа двойной ссылкой на Писание (ст. 3, 4) б) Свидетельства очевидцев. Явления Воскресшего Господа Ап. Павел не проводит различия между явлениями Воскресшего Господа до и после Его Вознесения. Ап. Павел называет себя извергом (ερτρωμα – недоносок, выкидыш); смысл этого названия 2. Воскресение Христа и всеобщее воскресение а) Воскресение Христа служит основанием всеобщего воскресения б) Христос и Адам. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (15:21 – 22) в) всеобщее воскресение во втором пришествии – единство в Царстве Божием. Когда же (Отец) все покорит Ему, тода и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (15:28) (толкования стиха) 3. Образ всеобщего воскресения а) в каком теле воскреснут мертвые? Представления о бессмертии у иудеев и в античном мире б) образ зерна. Ср. Ин. 12:24 в) «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (15:44) г) разнообразие славы Воскресших д) «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (15:52 – 53) План 2 Кор. Коринфская община и скорбн ап. Павла (1:15 – 2:11) Отложенное посещение Коринфа (1:15 – 24) 2. О «строгом» (4 ст.) послании (2:1 – 4) 3. Прощение обидчика (2:5 – 11) Ап. Павел и его служение (2:12 – 7) 1. Скорби и утешение апостола (2:12 – 3:2) 2. Сущность апостольского служения (3:4 – 7:4) а) служение Нового Завета (3:4 – 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Дар языков " июня 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе " Почти два месяца и в богослужении, и в домашнем правиле опускалась молитва " Царю Небесный " , и сегодня мы молились Духу Святому, чтобы Он пришел к нам, - сказал владыка в проповеди. - Запели - и стало тепло на душе, ощущение, что Дух Святой близко, с нами. Конечно, Он нас никогда не покидает, Духом Святым всякая душа живится. Если Его нет - все живое умирает. Есть чрезвычайные дары Духа Святого, о них сегодня мы и рассуждаем. В Пятидесятницу Господь завершил Свой искупительный подвиг. После своего Воскресения Он позволил ученикам уйти в Галилею: они пережили тяжелейшее испытание - стали свидетелями страданий и смерти Спасителя, и им нужно было покинуть Иерусалим, чтобы прийти в себя. Христос их там не раз посещал, когда они ловили рыбу. А перед Вознесением " собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым " (Деян. 1:4-5). Пока они оставались со Христом, у них не было чрезвычайных даров Святого Духа. А когда Он вернулся к Отцу, выполнил обещание - послал им Святого Духа " . " Они получили дар говорения на других языках ради той огромной миссии, которую им предстояло совершить: идти по всему миру, проповедовать Евангелие, крестить людей и учить тому, чему они научились у Спасителя, - продолжил архипастырь. - Для этого нужно было, чтобы люди слышали их проповедь на родных им языках. Тогда наше учение становится понятным: оно разумное и в то же время сердечное, его можно понимать и умом, и сердцем, но для этого нужно слышать на родном языке. Так вот, Господь удостоил рыбаков дара языков, каким не обладают даже студенты-лингвисты. Те языки учат по несколько лет, а апостолы получили все в одну минуту. Святой Дух сошел на них, и они сразу же вышли с проповедью, разговаривая с собравшимися на их языках. Все дивились: откуда простые рыбаки так хорошо знают не родную им речь? Они несли Слово Божие, и важно понимать, что Господь все слова произнес для каждого из нас. Ученики их запомнили и записали в Евангелии. Пока не было Евангелия, устно передавали услышанное и крестили людей: в один день три тысячи человек крестилось - проповедь апостола Петра так легла на сердца, что все покаялись. И дальше жили уже в единомыслии, в молитве, по-христиански. Крещенные тоже получали дар Духа Святого в сердце и соединялись со Христом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Если вся Церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь» ( 1Кор. 14, 23 ). Точнее невозможно сказать. Посещение собраний, где все говорят «языками», оставляет тягостное впечатление невменяемости «молящихся». В Священном Писании мы читаем: «Языки, суть знамение не для верующих, а для неверующих» ( 1Кор. 14, 22 ). Если так, то как же неверующие могут говорить о бесновании глоссолалов, если этот удар предназначен для них? Он предназначен для неверующих иноплеменников. Когда же он употребляется не по назначению, в собрании верных, то этот дар не полезен, а даже вреден, ибо через него может хулиться имя христиан. Что вполне могло иметь место в Коринфской Церкви. Дар языков предназначен для слушателей, о чем свидетельствует и следующий стих: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 ). Но как же тогда понимать слова о том, что «глоссолал сам себя назидает» ( 1Кор. 14, 4 ). Вот как разрешает это кажущееся недоразумение святой Иоанн Златоуст : «Плодом для говорящего служит польза слушателей. Сие сказал Апостол в послании к Римлянам: «Да, некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» ( Рим. 1, 13 )» 199 . Этим апостол Павел еще раз запрещает бесплодную не назидательную молитву. Сам по себе, без истолкования, дар языков для Церкви не назидателен. Даже и при истолковании разрешается говорить двоим, много – троим, «и то порознь» ( 1Кор. 14, 27 ). У пятидесятников на собраниях все говорят «языками», при этом никто никогда «языки» не толкует. Сколь же далека от этого практика сектантов. Остается только догадываться: то ли они вовсе не знакомы с наставлениями апостола Павла, то ли не желают их исполнять... 13. О даре языков «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих – учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и Я покажу вам путь превосходнейший»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010