История епархии История Санкт-Петербургской епархии как самостоятельного образования ведет свое начало с 1 сентября 1742 года. Однако, по мнению историков, Православная Церковь в этих местах «современна образованию Русского государства» (Минувшие судьбы Петербургского края. (По поводу 200¬-летия Санкт¬-Петербурга.) Церковно­исторический очерк Ф. В. Четыркина. СПб., 1903. С. 3.). Более того, существует предание, согласно которому еще апостол Андрей Первозванный посетил эти края и даже побывал на месте будущей столицы Российской империи. В момент основания Санкт-Петербурга и в последующее время сказание о посещении святым Андреем края признавалось за истину как Петром Великим, так и его современниками, и было записано следующим образом: «от Друзина (т. е. Грузина), св. апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Нево (т. е. Ладожским) и рекою Невою сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское море (т. е. Балтийское); и в это шествие оные места, где царствующий град Санкт-Петербург, не без благословения его апостольского были» (цитировано по: там же. С. 4.).  Предание представляет интерес прежде всего потому, что связывает судьбы северо-¬западных русских земель с первым учеником Христа, благословившим не только Киев (куда апостол Андрей пришел из Крыма), но и те места, где спустя почти восемнадцать веков был основан Петербург – новая столица Российского государства, заместившая православную Москву – легендарный «Третий Рим».  Но и в то время, когда центр государственности находился в Киеве – «Матери городов Русских», северо-западные земли не были оставлены христианским просвещением. Сохранилось сказание о том, как княгиня Ольга после крещения в Царьграде посетила свой «вдовский» удел (впоследствии – Гдовский уезд) и на берегу реки Наровы водрузила крест.  Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом.  Так вплоть до 1721 года эти земли находились в ведении новгородских архиереев, в XVIII веке претерпев значительные церковные изменения. Традиционно именно это время считается началом Синодального периода церковной истории, но его история началась задолго до того, как Петр Великий учредил Святейший Синод. Прежнее, патриаршее, управление Церковью прекратилось со смертью (16 октября 1700 года) одиннадцатого Патриарха Московского Адриана (1637/1639¬? – 1700). Но тогда Петр, целиком поглощенный войной, не имел ни времени, ни желания заниматься церковными вопросами. Видимо, по этой причине он не стал называть своего кандидата на Патриарший Престол, хотя традиция избрания Первосвятителя в соответствии с монаршей волей издавна существовала в Московском государстве. 16 января 1700 года Петр назначил Экзархом (Местоблюстителем) Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722). Экзарху была предоставлена возможность вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». 

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

Сайт СПбПДА: М.В. Шкаровский. Храм святых Двунадесяти апостолов Петроградской Духовной Академии ноября 2013 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. Сердце столичного храма богословской науки забилось. Ввиду тесноты помещения для расположенных в Александро-Невской Лавре Духовно-учебных заведений, после их преобразования в 1808-1809 гг., митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для Духовной Академии на лаврской земле особого здания. В том же году архитектор Александр Егорович Штауберт предложил проект подобного здания, но осуществить его не удалось. 3 марта 1817 г. был высочайше утвержден проект трехэтажного академического здания, составленный архитекторами Луиджи (Алоизия Ивановича) Руска и Джакомо Кваренги, а 6 марта император Александр утвердил строительный комитет, состоявший из членов академического правления и архитектора Л. Руска. 1 10 июня 1817 г. на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 2 Строительные работы вчерне были завершены осенью 1817 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

  разделы   рассылка  распечатать Письмо В.В. Путину от Община деревянного храма прп. Антония Сийского в Петербурге с просьбой помочь со строительством храма Жители Санкт-Петербурга обратились к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в строительстве храмового комплекса Православного центра культуры Севера при петербургском Подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Вот уже много лет администрация Калининского района препятствует возведению церкви в честь святого Архистратига Михаила, несмотря на многочисленные протесты верующих... Крайняя тревога за судьбу строительства храма Архангела Михаила заставила жителей Калининского района города Санкт-Петербурга обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. В письменном обращении, подкрепленном более чем тремя тысячами подписей, говорится: " Мы, нижеподписавшиеся граждане России, православные жители Санкт-Петербурга, вновь и вновь обращаемся к Вам с настоятельной просьбой оказать поддержку и содействие строительству храмового комплекса Православного центра культуры Севера при Подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии в квартале 41 Севернее Муринского ручья. Создание подворья благословлено Святейшим Патриархом всея Руси Алексием II и Высокопреосвященнейшим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Этот остро необходимый в районе храмовый комплекс создается с целью духовного и нравственного воспитания, патриотической работы с населением, особенно с молодежью. Кроме того, центр послужит возрождению нравственных, исторических традиций нашего города, сближению народов Северо-Запада. В настоящий момент на месте будущего строительства выстроен на условиях временной аренды небольшой деревянный храм прп. Антония Сийского, который уже сейчас тесен и не вмещает всех желающих участвовать в богослужениях. Однако дальнейшее строительство храма Архангела Михаила и Православного центра невозможно, т.к. положительному решению вопроса о землеотводе много лет всячески препятствует Администрация Калининского района.

http://religare.ru/2_50232.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Если бы это было правдой, Петербург следовало бы признать религиозной столицей России» По мнению иерея Алексия Володина, Левада-Центр не учитывает противопоставление в общественном сознании религиозности и духовности 30.09.2011 868 Время на чтение 3 минуты Согласно результатам социологического опроса Левада-Центра, 18% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают религиозность наиболее характерным качеством в целом для жителей России, такого же мнения придерживается 14% жителей Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Владивостока, опрошенных в ходе социологического исследования, сообщает сайт Левада-Центра . Кроме того, 10% жителей Москвы считают религиозность наиболее характерным качеством для москвичей, такого же мнение придерживаются 5% петербуржцев и 4% жителей Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Владивостока. Социологи также выяснили, что только 9% жителей Москвы считают религиозность наиболее характерным качеством для петербуржцев, такого же мнение придерживаются 8% жителей Петербурга и 12% жителей Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Владивостока Опрос по репрезентативной выборке населения 6 городов России (500 жителей Москвы, 500 жителей Санкт-Петербурга и 500 в Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Владивостоке вместе взятых), проведен 22-25 августа 2011 года. Погрешность данных исследования составляет не более 5%. Результаты социологического опроса Левада-Центра анализирует в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово кандидат физико-математических наук иерей Алексий Володин . « Первое, что бросается в глаза, так это признание Санкт-Петербурга более религиозным городом, чем Москва . По моим же представлениям, москвичи более религиозны, чем петербуржцы. На мой взгляд, Петербург среди самых крупных российских городов является наименее религиозной частью западной России. То, что между Москвой и Петербургом выявлен такой разброс, говорит о том, что опрос проводился все-таки неправильно, а выборка была не совсем однородной и репрезентативной. Нет такой большой разницы между этими городами, а если и существует какая-то разница, то в пользу Москвы. Ведь Санкт-Петербург как был «колыбелью революции», так ею и остался, будучи городом, холодным в религиозном плане.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/30/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > Историческое заключение о Ленинградском вокзале 29.07.2009 381 Время на чтение 4 минуты Возникновение вокзала было обусловлено развитием железнодорожного дела в России. 1 февраля 1842 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва . Строительство дороги началось в 1843 г. и закончилось в 1851 г. Протяженность дороги составила 650 км., что делало ее на то время самой длинной в Европе. В связи с сооружением дороги возникла необходимость строительства вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, которое происходило одновременно и по единому проекту. Вокзал в Москве был построен в 1844-1849 гг. в характерном для архитектора К.А. Тона русско-византийском стиле, предполагающем сочетание строгости форм и симметрии композиции. В центральной части здания располагалась двухъярусная башня с часами и флагштоком. Первоначальное историческое название вокзала в Москве было ПетербургскийПетербурге вокзал был назван соответственно - Московским). В 1855 г., после вступления на престол, император Александр II распорядился назвать дорогу Николаевской - в честь отца Николая I, как организатора и вдохновителя строительства. В 1856 г Петербургский вокзал, по тем же соображениям, был переименован в Николаевский. В феврале 1923 г. нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский подписал указ о переименовании Николаевской дороги в Октябрьскую, а Николаевский вокзал - в Октябрьский. Это решение находилось в русле проводимой большевиками идеологической кампании по переименованию исторических мест. В 1924 г в целях увековечивания памяти В.И. Ленина Петроград (до 1914 г. Санкт-Петербург) был переименован в Ленинград. В том же году Октябрьский вокзал стал Ленинградским. Это название он носит и в настоящее время. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 г. городу Ленинграду было возвращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург. В связи с этим обстоятельством сохранение у вокзала в Москве, с которого отправляются поезда в Санкт-Петербург, прежнего названия «Ленинградский» выглядит явным историческим анахронизмом. Возникает резонный вопрос о необходимости возвращения Ленинградскому вокзалу одного из двух исторических названий - Петербургский или Николаевский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Князь-Владимирский собор Князь-Владимирский собор построен в 1766-1789, памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Находится на Петроградской стороне. Собор занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве. Официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I. Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

митрополит Исидор (Тупикин) Жизнь и служение епископа Смоленского Иоанна (Соколова) в стенах Санкт-Петербургских духовных школ Источник Статья посвящена анализу жизни и трудов епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в период его служения в Санкт-Петербургских духовных школах. Именно этот этап жизни преосвященного отмечен многими научными трудами, которые впоследствии принесли ему славу неординарного богослова и одного из лучших знатоков канонов Православной Церкви. В статье предпринята попытка охватить служение преосвященного Иоанна в качестве преподавателя, инспектора, а затем ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Источниками для исследования послужили труды самого преосвященного Иоанна и архивные документы Российского государственного исторического архива. В качестве дополнительной литературы были использованы статьи из журналов и воспоминания лиц, знавших преосвященного лично. Данный метод позволяет приблизиться к наиболее объективному взгляду на личность и служение исследуемого лица. На основе имеющихся материалов автор статьи показывает вклад епископа Иоанна в церковную науку, а также значимость для Русской Церкви Санкт-Петербургских духовных школ в качестве научного центра и кузницы исследовательских и административных кадров для епархий и высших учебных заведений нашей Церкви в середине XIX в. Имя преосвященного Иоанна (Соколова) – епископа Смоленского и Дорогобужского, канониста, богослова, проповедника – небезызвестно для тех, кто изучает каноническое право, а также для интересующихся проповедническим и публицистическим наследием выдающихся представителей русской богословской науки. Информация о нем содержится во многих энциклопедиях и в ряде статей. Однако все имеющиеся на данный момент биографические опыты не отражают объективный взгляд на личность и труды преосвященного Иоанна. Так, в трудах Котовича и Аристова епископ Иоанн представлен в качестве незначительной фигуры, недостойной особого рассмотрения. Или, напротив, в трудах Романского и Барсова изучаемая нами личность предстает в качестве одной из выдающихся в истории Русской Церкви. Во всяком случае, полноценная научная биография епископа Иоанна (Соколова) на данный момент не написана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Освящение иконостаса во Владимирском соборе Санкт-Петербурга Владимирский собор г. Санкт-Петербурга 8 сентября 2006 года, в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, состоялось освящение иконостаса правого придела санкт-петербургского Владимирского собора. Этот придел посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Собор в честь иконы Владимирской Богоматери один из старейших в городе на Неве. Построенный во второй трети XVIII века, он находится в самом центре, близ Невского проспекта на Владимирской площади. Тогда граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке. Въезд в город находился у моста на Невской «першпективе». Здесь были шлагбаум и застава, называемые Аничковыми. Эта местность носила название – Московское предместье. В петровские времена строительство велось лишь вдоль «першпективной дороги» и Фонтанки – остальная территория долгое время пустовала. Постоянное поселение в Московском предместье возникло лишь в 1737 году. После опустошительных пожаров 11 августа 1736 и 24 июня 1737 года, когда тысячи людей оказались без крова, правительство императрицы Анны Иоанновны предприняло решительные меры для урегулирования городской застройки, обеспечения людей жильем и предотвращения новых пожаров. Высочайшим указом придворным служащим было выделено место для строительства собственных домов за Аничковой заставой. Внутри слобод предусматривалось устроить площадь с церковью, но к постройке храма приступили лишь в 1745 году. Инициатива строительства принадлежала начальнику Придворных слобод (так стали именовать район, в который пересели придворных, конюшенных и дворцовых служителей), управляющему кабинетом ее императорского величества барону Ивану Антоновичу Черкасову. Первая церковь была выстроена из дерева и имела один купол. 25 августа 1747 года преосвященный Феодосий (Янковский) совершил торжественное освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день, 26 августа (8 сентября по новому стилю), в храмовый праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, на литургии присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая на благоустройство храма 300 рублей. Деревянная церковь с примыкавшей к ней с запада трехъярусной колокольней простояла в Придворных слободах 23 года.

http://pravoslavie.ru/583.html

Павел, архиепископ Казанский и Свияжский (Лебедев Петр Васильевич) Родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1853 году окончил курс академии; 28 июня пострижен в монашество; 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил звание магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1861 года – ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года – епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 23 апреля 1892 года при чтении молитвы Пресвятой Богоматери. Погребен в городе Казани. Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Паломничество православных трезвенников Санкт-Петербурга в Кронштадт ноября 2009 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери , православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. В паломничестве приняли участие более 50 человек во главе с руководителем петербургских Школ трезвения Владимиром Анатольевичем Цыганковым. В первую очередь православные трезвенники помолились в Кронштадте у музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, находящегося в доме на пересечении улиц Посадской (Михайловской) и Андреевской, где батюшка Иоанн прожил более полувека. Далее паломники отправились к главной святыне русского флота - Морского собора святителя Николая Чудотворца . Он расположен в самом центре исторической части города, та территории бывшей Кронштадстской крепости. Якорная площадь, на которой находится собор, является главной в Кронштадте. Величественный Морской собор построен подобно храму Софийскому собору в Константинополе. В него вмещалось до 5000 прихожан. Здесь особенно легко могли вспомниться слова " Повести временных лет " о константинопольской Святой Софии: " …не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом… " .   В строительстве и освящении Морского собора принимали участие лично святой царь-мученик Николай Александрович, видные деятели Российского флота: выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Богослужения в Морском соборе совершались до 1927 года, после чего собор был закрыт. Сегодня входящий в храм не увидит прежней роскоши и величия.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010