«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Полнота времени Апостол на Рождество Христово. Послание к Галатам, глава 4, стихи 4-7 4 Братия, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление 6 А поскольку вы - сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!» 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник - благодаря Богу. Перевод архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева) «Полнота времени», о которой говорит Апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. Равноапостольный Константин Великий, первый христианский кесарь Римской империи, созвав Первый Вселенский собор, процитировал собравшимся отцам Церкви пророчество римского поэта Вергилия, написанное за несколько десятилетий до Рождества: «Возраст последний настал… Новых великих веков чреда зарождается ныне…» И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» (Мк. 1, 15). Положенная Творцом мера времени была достигнута. Мир и время подошли к концу, к своей цели, настали «новые великие века». Когда пришла эта «полнота времен», когда все небесное и земное соединилось во Христе (ср. Еф. 1, 10), тогда наступило время «Нового Завета». Но, произнося привычное словосочетание «Новый Завет», ощущаем ли мы всю необычность, всю значимость этого выражения? Все народы земли во все времена хвалились древностью своих традиций, священных установлений и книг. И вдруг: «Древнее прошло, теперь все новое!» (2 Кор. 5, 17). В чем же новизна? Новизна в том, что наступил исторический поворот: рабы стали свободными сынами. Бог сотворил новую ситуацию через послание Своего Сына, Который вошел в мир, как и все прочие люди: через рождение. Более того, как и прочие люди, Он поставил Себя в подчинение Закону. И все это ради того, чтобы все мы стали свободными и сынами Божиими.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Разговор не неверующих Сергей ЗЕМСКОВ Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Иисус: должно вам родиться свыше. (Ин. 3) Все знают, что человек не может родиться, будучи стар, он может только умереть в свое время, и его отнесут на кладбище. Но Иисус говорит «должно вам родиться». Я смущен. Господи, разве это Ты? Что за бред? Я никому ничего не должен. У меня сил нет. И почему такое давление? Разве Ты не есть Любовь, разве не я распоряжаюсь своей свободой? Что Тебе до меня? Ты Сам делай, что делаешь, и будь что будет. А Господа Нашего Иисуса Христа это не устраивает! Он сломал, снес, разрушил все преграды в нашей жизни - плоды отчуждения и греха. То, что Иисус родился к нам от Духа, который дышит, где хочет, и от Девы, которая преодолела свое смущение доверием и любовью. То, что Он был с нами, и есть свидетели - пастухи, волхвы, животные около яслей, поверивший и взбешенный Ирод, убивавшие младенцев воины… То, что есть мы и есть Тело Христово, - все это являет невозможное - родиться можно. Но почему все-таки Иисус говорит «нужно»? Потому что, «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», не может достигнуть полноты бытия, счастья, радости, мира… Выбора нет. Это та обреченность на свободу и присутствие Христа в нашей жизни, о котором Он сам сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Взгляните на подвиг Богородицы. Мария, Дева Пречистая, Матерь Божия, наша Заступница от бед, наше Возвращение к Любви Христовой, - для мира, лежащего во зле, в Тебе все не так, и все не то… Приняв от архангела слово благое, зачала непорочно от Духа Святого и в тишине созерцания Царства Небесного в своем сердце терпеливо ждала разрешения от бремени. Родила Царя Славы Иисуса Христа в хлеву, окруженная животными, принесла в храм и услышала от праведного Симеона Богоприимца страшные слова «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). И ждала Она свершения воли Божией смиренно, и «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2, 19), полностью доверяя себя Творцу неба и земли - Богу. И Иисус говорит: «Я назвал вас друзьями» и говорю вам - нет другого пути. Без меня все будет ошибкой, промахом, все напрасно и попусту. И Я хочу, «дабы всякий верующий в Сына не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому - «должно», а не «может». Потому что, «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Впрочем, ты действительно распоряжаешься своей свободой и поэтому можешь игнорировать Мое требование к ученикам. Но тогда, пожалуйста, не смущай людей и не называй себя Моим учеником, не говори, что ты православный христианин. Не мешай другим «приходить ко Мне».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/36...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Спасти погибшее Евангельское чтение в неделю о Закхее Лк. 19, 1-10 В то время, Иисус, войдя в Иерихон, проходил городом. 2 И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, 3 хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; 4 и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. 5 Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме». 6 И тот поспешно спустился и с радостью принял Его; 7 и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. 8 А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо». 9 И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек - сын Авраамов. 10 Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало». Перевод Сергея Аверинцева Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинно духовного перерождения. Все его считали падшим грешником и паршивой овцой. С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени. Желание Закхея Евангелие сообщает: «Закхей искал видеть, кто был Иисус…» Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался. Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек - друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он - их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год Божие страхование Ирина Левина Порой так хочется гарантий. Дружить, любить, строить близкие отношения, но только на условиях гарантированной взаимности. Мы наводим справки, стелим соломку, возводим крепостные стены вокруг своего сердца, разрабатываем отходные пути и запасные варианты. Гонка за безопасностью стала нашим образом жизни. И современные христиане - уже вовсе не те «фанатики» начала эры. Тем, наверное, нечего и некого было терять. Особенно, когда назревает необходимость изменений в жизни, - так хочется уверенности, что новое точно будет лучше того, от чего отказываешься. Думаешь: да, Господи, я пойду за Тобой, но Ты уж мне, будь добр, гарантируй… Шаг в неизвестность? Нет, это не для меня. Я же человек, а не ангел. Мне надо… необходимо… я должен точно знать… я хотел бы… а вдруг?.. Наши головные компьютеры просто перегреваются в попытке просчитать Божий замысел о нас, подстраховаться, вычислить вероятность того или иного исхода. Все должно быть разумно, просчитано, здраво. Орган веры - сердце? Главная сердечная функция - отдавать, а не просчитывать выгодно или нет вложение сил? А зачем же тогда голова? Нет, и не уговаривайте. Мне нужны гарантии. «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1, 2). Наш христианский страховой полис надежно скреплен печатью Небесной любви: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. 8, 7). Реальность Своей любви - единственная гарантия, которую предлагает нам Бог. Это наша надежда, которая «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Выходит, что точка опоры не во мне, а в Боге. Так трудно доверять человеку, а Богу?.. Его словам: «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31, 3). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин. 4, 16). Любовь и доверие - это выбор, образ жизни. Попытки обрести безопасность, гарантии во внешнем мире, в своей успешности, отношениях с другими людьми обречены на сокрушительный и болезненный провал. Безопасность и покой только в любящих руках Отца. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас», - восклицает апостол Иоанн (1 Ин. 4, 19), а он тот, кому в вопросах любви стоит доверять.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год Последнее слово. Евангельское чтение в неделю мясопустную Сказал Господь: «Когда Сын Человеческий придет во славе Своей, и все Ангелы с Ним, тогда воссядет Он на престол славы Своей; 32 и приведут к Нему все народы, и Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов, 33 и поставит овец по правую руку от Себя, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от него: «Приблизьтесь, благословенные Отца Моего! Примите Царствие, уготованное для вас от основания мира. 35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем, и вы дали Мне приют; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня». 39 Тогда праведники спросят Его: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, и накормили, или жаждущим, и напоили? 38 Когда же это мы видели Тебя чужестранцем, и приютили, или нагим, и одели? 39 Когда же это мы видели Тебя больным, или в заточении, и навещали Тебя?» 40 И Царь скажет им в ответ: «Воистину говорю вам: все, что вы сделали для одного из этих Моих братьев меньших, вы для Меня сделали». 41 Тогда скажет он и тем, что по левую руку: «Идите прочь от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его! 42 Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне поесть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был чужестранцем, и вы не дали Мне приюта; болен и в заточении, и вы не ходили за Мной». 44 Тогда спросят и они: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или чужестранцем, или нагим, или больным, или в заточении, и не послужили Тебе?» 45 Тогда Он ответит им: «Все, чего вы не сделали для одного из этих меньших, вы не сделали для Меня». 46 И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную». Мф. 25, 31-46 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год Сто первое прочтение Ирина Левина Бывает, сто раз читаешь одно и то же, уже наизусть знаешь, а на сто первый - вдруг рождается вопрос. Как я могла согрешить только перед Богом так, чтобы остальные люди не имели к этому никакого отношения? Такой вопрос появился у меня, когда старалась вдумчиво молиться, читая пятидесятый псалом. «Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» (Тебе единому согрешил и лукавое пред очами Твоими совершил). Это как? Ведь все, что я ни делаю, - я делаю и перед лицом Бога, и перед людьми. Просто одни лучше, другие хуже меня знают. О любом своем даже внутреннем промахе я узнаю через отношения с людьми. Я не могла вспомнить такого случая, чтобы грех был единственно перед Богом… Задумаешься, а взгляд скользит по тексту дальше, сердце спешит вперед: мало ли неразрешимых вопросов? Недавно прочитала у пророка Иоиля: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил. 2, 13) Раздирайте сердца! Внутри появился знакомый холодок, который бывает, когда приближаешься к разгадке. Вернулась назад: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2, 12). Лукавство перед Богом в том, что я хочу получить и получаю от Него все, а в ответ не готова отдать все, хотела бы хоть чуточку оставить себе. Что в этом плохого? Не всем сердцем, а почти всем… Другие-то и так не обращаются… Да, я хочу всего Божиего, но при этом чтобы мое осталось моим. Пронзила мысль: ведь это ужасное малодушие - беречь что-то для себя, когда Он отдал Себя целиком! Вот это и есть ложь перед Богом, которая совершается в глубине человеческого сердца, лукавство, открытое одному только Богу. Именно оно вызывает Его гнев. Только Бог умеет гневаться так, что при этом Его любовь не уменьшается. Оказывается, опасно задавать вопросы, если не готов получить ответ. Ведь может так выйти, что получишь… А что с этим делать?

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Пасхальная тайна Иисуса В то время был человек среди фарисеев, имя ему Никодим, иудейский старейшина. 2 Вот он пришел к Иисусу ночью и сказал: - Равви, знаем мы, что от Бога пришел Ты учителем. Ведь никому не совершить тех знамений, что совершаешь Ты, если Бог не с ним». 3 Ответил Иисус, сказав ему так: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится, не увидит тот Божьего Царства». 4 Спрашивает Никодим: «Как это можно человеку родиться, если он стар? Нельзя же ему в материнское чрево снова войти и родиться». 5 Ответил Иисус: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится от воды и Духа, тому не войти в Царство Божие. 6 От плоти рожденное - плоть, а от Духа рожденное - Дух. 7 Не удивляйся, что сказал Я тебе: «Нужно сверх вам родиться. 8 дышит где хочет. Голос слышишь его и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так и со всяким рожденным от Духа». 9 И спросил Никодим: «Как это может быть?» 10 В ответ сказал ему Иисус: «Ты учитель Израиля, и этого не знаешь? 11 Аминь, аминь, говорю Я тебе: что знаем, о том говорим, что видели, о том свидетельствуем, но свидетельства нашего не принимаете. 12 О земном вам сказал, и не верите. Поверите ли, если скажу вам о небесном? 13 Но никто не взошел на небо, кроме Того, Кто с неба сошел, - Сына Человеческого, пребывающего на небе. 14 И как Моисей вознес змея в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий, 15 чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел в Нем жизнь вечную». Ин. 3, 1-15 Перевод Славянского Библейского фонда Греческое слово значит и «сверху», и «снова». Греческое слово значит и «дух», и «ветер» Евангелие от Иоанна отличает от предшествующих ему ряд характерных черт. На одну из них указывает его специфическое использование за богослужением: за малым исключением литургические зачала пасхального круга взяты из него. Значит, содержание этого Евангелия в высшей степени выражает пасхальную тайну Иисуса. Каким образом и что именно оно открывает нам?

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Репортаж или икона? В те дни случилось так, что Петр, проходя все эти церкви, спустился и к святым, живущим в Лидде. 33 И там он нашел одного человека по имени Эней, уже восемь лет не встававшего с постели, так как был парализован. 34 И сказал ему Петр: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань и убери свою постель». И он тотчас встал. 35 И увидели его все жители Лидды и Сарона, и все обратились к Господу. 36 А в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «Серна». Она была богата добрыми делами и щедро творила милостыню. 37 И в те дни случилось так, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. 38 А так как недалеко от Иоппии была Лидда, ученики, услышав, что в Лидде Петр, послали к нему двух человек с просьбой: «Скорее иди к нам, не задерживайся!» 39 И Петр, встав, пошел с ними. Когда он прибыл на место, его повели в комнату, что наверху. И обступили его все вдовы, плача и показывая рубашки и плащи, которые делала Серна, когда еще была с ними. 40 Петр же, выслав всех вон и преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И тогда она открыла глаза и, увидев Петра, села. 41 Он же ей подал руку, помог встать и, позвав святых и вдов, представил им её живою. 42 И стало об этом известно во всей Иоппии, и многие поверили в Господа. Деян. 9, 32-42 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) На первый взгляд сегодняшнее апостольское чтение из Книги Деяний рассказывает две истории, которые просты и понятны в каждом своем слове. Эти истории - замечательные свидетельства миссионерской деятельности святого Петра. Но более внимательный взгляд обнаруживает в этих простых историях более глубокий богословский подтекст. Давно замечено, что многие евангельские рассказы, а также сообщения Книги Деяний больше похожи на иконы, чем на фотографии или зарисовки реалистической живописи. Икона, отбрасывая все случайное и несущественное, являет зрителю суть изображаемого. При этом иконописец использует некоторые известные каноны и символы. Так же и многие рассказы об Иисусе Христе и Его первых учениках, отбрасывая случайные элементы и развлекательную орнаментальность, изображают для читателя самую суть сообщаемого. И здесь евангелисты тоже используют определенные сложившиеся каноны с их легко узнаваемой символикой.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2007 год «Меч обоюдоострый» Апостольское чтение на Литургии в неделю 4-ю по Пятидесятнице (Рим. 6, 18-23) Церковнославянский перевод [ Примечание ]: 18 Бpa1mie, cboб0ждшecz t грэха2, nopaбo1mucmecz пра1вдэ. 19 Человэ1ческо глаго1лю, за не1мощь пло1ти ba1шez: я4коже u43бw предста1висте и4ды ba1шz рабы2 нечистотэ2, u6 бeззako1hiю въ бeззako1hie: ma1kw ны1нэ предста1вите и4ды ba1шz рабы2 пра1вдэ во ст7ы1ню. 20 3Егда1 бо раби1 бэ1сте грэха2, свобо1дни бэ1сте t пра1вды. 21 Ki1й и43бо тогда2 и6мэ1сте пло1дъ, w6 ни1хже ны1нэ cmыдume1cz; кончи1на бо о4нэхъ, сме1рть. 22 Ны1нэ же cboбo1ждщecz t грэха2, nopaбo1щшecz бг7ови, и4мате пло1дъ ва1шъ во ст7ы1ню, кончи1ну же жи1знь вэ1чную. 23 3Обро1цы бо грэха2 сме1рть: дapoba1hie же бж7ie, живо1тъ вэ1чный, w6 хгтэ2 i6u7cэ гдсэ на1шемъ. Русский Синодальный перевод: 18 Братья, освободившись от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человече­ско­му, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Русский перевод епископа Кассиана: 18 Братья, будучи освобождены от греха, вы были порабощены праведности. 19 По человечеству говорю, ради немощи плоти вашей. Как вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию и впали в без­законие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. 20 Ибо когда вы были ра­бами греха, вы были свободны от праведности. 21 Какой же плод имели вы тогда? дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их - смерть. 22 Но теперь, освобожденные от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец - жизнь вечную. 23 Ибо плата за грех - смерть, а дар благодати Божией - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2007 год О мифологии Сергей Земсков sergey@aquaviva.ru После грехопадения у человека возникла потребность описывать свои мечты с помощью мифов. В мире сем мифы становятся неотъемлемым атрибутом культуры и истории. Можно даже сказать, что мы нуждаемся в мифах, потому что нам нужны ответы на вечные вопросы, нам нужно, чтобы исторический персонаж превратился в образцового героя, а историческое событие - в миф или легенду. Архаический человек был достаточно религиозен и, осознавая свою связь с Богом, наделял значимостью и смыслом только то, что причастно к сакральной реальности. И такая связь с героями как будто повышала его статус. Сейчас, когда плоды цивилизации разрывают внутри человека связь с историей первородного греха, становится возможным наделять мифическими свойствами людей, которые даже представить себе не могли, что станут частью архетипа, на который нужно равняться. Это происходит повсеместно в политике, культуре, образовании, спорте, искусстве. И молодежь, не зная, кого слушать, отрицает всех, упиваясь гедонизмом и прагматизмом. Буду смешным, но скажу - вот плоды упадка нравов. Зерна-то от плевел не умеем различать - реальность от картинки. Более того, реальность неинтересна, она скупая, пресная и блеклая. А смены поколений рождают новые мифы, у которых есть приверженцы и критики. Мифы нужны всем, одни хотят себя убедить в том, что все было правильно и надо продолжать, а если неправильно, то все кончилось, ушло в прошлое, и теперь «мы наш, мы новый мир построим» и будет лучше. Отсутствие общих позиций приводит к тому, что результаты современного мифотворчества потрясают нас полярными выводами. Одни проклинают, другие боготворят (Сталин, Распутин, Гитлер…), и те, и те бьются за «свою правду». А слово «правда» единственного числа, и двух «правд» быть не может. Если «правд» две, то одна или обе - ложь. Мы даже святость умудрились превратить в сказку, и если сказать, даже в церкви, что хочешь стать святым, то на тебя посмотрят как на неумного, а могут и обвинить в гордыне. Так что же скажем для себя, как не вестись на обман мифологов. «У Господа Бога нашего - правда, а у нас - стыд на лицех» (Вар.1:15). «Вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.» (Еф. 4, 21-27).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/13...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010