Не были забыты и сельские жители. Добровольцы Георгиевского храма города Челябинска отправили помощь в сельские районы: в Варну, Еткуль, Уйское и другие деревни, а прихожане храма Святителя Николая Чудотворца города Уссурийска Владивостокской епархии обеспечили продуктами и одеждой 20 семей из отдаленных деревень. Помощь медицинским работникам В первый месяц пандемии выяснилось, что в помощи нуждаются не только малозащищенные группы населения, но также врачи и медсестры, которые неделями не покидают больницы. Им потребовалось обеспечение и продуктами, и горячим питанием, и СИЗ. Одними из первых стали готовить бесплатные горячие обеды для медиков прихожане Екатерининского храма города Симферополя и сотрудники Кризисного центра «Крымский дом для мамы». Они доставляли обеды на подстанции скорой помощи и в инфекционное отделение Городской больницы 7. А прихожане храма Святой равноапостольной княгини Ольги села Калачево  Кемеровской епархии  обеспечивали горячими обедами медперсонал больницы города Новокузнецка.  Одесская епархия  передала для бригад скорой помощи Одесского областного центра медицины катастроф 500 защитных костюмов, 300 респираторов типа FP2, 50 респираторов многоразового пользования, пять тысяч перчаток, средства дезинфекции. Иногда врачам требовалась помощь в работе. И сестры Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии в составе медицинской бригады клиники «Ситидок» выезжали на предприятия, чтобы взять анализ на ковид у их работников. Положительные отклики в Сети вызвала и инициатива клирика Покровского храма в Новодвинске священника Владимира Смирнова, который, присоединившись к волонтерскому движению «Довези врача — стань автоволонтером», в свободное время привозит лекарства пациентам на карантине, среди которых есть и врачи. Любовь и жертвенность Когда весной по благословению Святейшего Патриарха в качестве меры профилактики в ­Мос­кве на два месяца закрылись все храмы, многие прихожане почувствовали, как им не хватает участия в богослужениях и церковных Таинствах. «COVID-19 — это коварная болезнь. Она парализует человека не только физически, но и духовно, — говорит окормляющий больных настоятель  московского храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле протоиерей Иоанн Кудрявцев. — Потому так важно для больных ковидом причастие Христовых Таин». В связи с этим Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете Москвы была создана специальная группа подготовленных священников, которые с апреля круглосуточно выезжают на вызовы на дом и в больницу к людям с диагнозом «коронавирус» или похожими симптомами.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5761942...

Тогож года, в отечественную войну с Французами, пожертвовано на ополчение Настоятелем монастыря 1000 рублей, от братии 1200 рублей; собственно монастырской суммы 2675 рублей; от Поручика Кормщикова 100 рублей и другого Обер-Офицера Ламакина 25 рублей, а всего 5000 рублей, да сверх сего из монастырского имущества 2 пуда ломаного серебра. Июля 5-го дня монастырская Ладья во имя Преподобного Зосимы, на которой Архимандрит Иларион, по надобности из монастыря отправился в город Архангельск, воспоследовавшею вдруг сильною бурею была посажена на каменную коргу близь Анзерской Кирилловой губы. Дно у судна было проломлено и началась сильная течь, а большая мачта была срублена. При сем опасном случае Архимандрит и прочая с ним бывшая братия с великою трудностью вывезены на берег, а ладья, по утишении бури, приведена для починки в монастырскую гавань буксиром. По сношению Архимандрита Илариона с Архангельским Правительством учинено от оного по всему поморскому берегу судохозяевам и прочим промышленникам строжайшее подтверждение с подписками, чтобы по случаю их проезда морем мимо островов Соловецких, или за погодою при оных останавливаясь, не стрелять оленей и прочих зверей, так как с давнего времени заведенных монастырем и оному принадлежащих, а приезжающим с богомольцами на судах с кормщиками строжайше воспрещено, чтобы без ведома и дозволения Настоятеля никого не увозить из оного. 1813 Года, на канале, проведенном из Святаго озера в море с Южной стороны монастыря, построена лесопильная о двух поставах мельница. Тогож года Июня 4-го дня Архимандрит Иларион скончался и погребен в Соловецком монастыре при входе на лестницу Преображенского собора на левой стороне, который был Архимандритом 7 лет 8 месяцев и 26 дней. На место его, Указом Святейшего Синода Июля 10-го тогож года определен 17) Паисий Архимандрит, переведенный из Новгородского Устюженского Моденского монастыря. Он прибыл в Соловецкий монастырь в Октябре месяце. При нем 1814 Года, по требованию Артиллерийского Департамента, а по предложению в оный от Военного Министерства, выведена из Соловецкого монастыря в Новодвинскую крепость вся артиллерийская команда, со всеми годными орудиями, порохом и свинцом. Вместе с оными взяты и все орудия, жалованные монастырю от прежних Российских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди них - волости Чекуевская, Чюхчин Бор, Мудьюга, Вонгуда, Подпорожье, Пияла, Вазинга (Вазенская), Поле на р. Кодина и др. На морском берегу - Ворзогоры, Кушерека «с деревнями и с пустошами и реки и с озеры и с рыбными ловлями и со всякими угодьями». В 1658 г. мон-рю была передана часть земель вдоль рек «с рыбными ловлями» в Кольском у. Эти земли были известны соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением и лесозаготовками. Патриарх приписал к строящейся обители Трифонов Печенгский мон-рь , а Новгородский митр. Корнилий - еще 2 пустыни - Сырьинскую и Благовещенскую на Касьяновом Волочке на р. Онеге (Там же; Гемп. 1966. Л. 3). В 60-х гг. XVII в. мон-рю принадлежали села в Вологодском и Белозерском уездах, но вскоре они были отобраны. Вотчины, пожалованные патриархом, либо покупались, либо отбирались у др. владельцев. У Соловецкого мон-ря в пользу К.-О. м. была отобрана Кушерецкая вол., у Антониева Сийского мон-ря - земли на р. Иоканьге. В 1686 г. К.-О. м. захватил дер. Калитинскую, принадлежавшую Кожеезерскому Богоявленскому мон-рю, после чего было проведено специальное расследование и размежевание земель ( Гемп. 1966. Л. 4). После низложения патриарха Никона (1666) К.-О. м. потерял не только своего покровителя, но и часть вотчин, возвращенных прежним владельцам. В 1682 г. на 3 месяца К.-О. м. был приписан к Новоиерусалимскому Воскресенскому мон-рю, затем указ был отменен. В период преобразований имп. Петра I с вотчин К.-О. м. собирали деньги на «корабельное строение», из монастырской казны направлялись средства на возведение Новодвинской крепости, монастырские крестьяне были ее строителями (Там же. Л. 18). Только в 1702 г. от К.-О. м. потребовали 99 чел. (по одному с 5 дворов), с лопатами, кирками и др. инвентарем, а также 27 лошадей ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444. Л. 38). В XVIII в. земли по р. Онеге, богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев. С 1756 г. при мон-ре на рогу (мысе), как на удобном и безопасном месте для пристанища всякого рода судов, устраивалась купеческая лесная биржа с таможней.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

«Север напомнил мне Сибирь по народу и нравам», - писал выдающийся сибиревед Николай Ядринцев, отбывавший ссылку в Архангельской губернии. А как же иначе, если, по подсчетам уже упоминавшегося историка Владимира Булатова около 40% жителей Русского Севера в 17-18 вв. ушло в Сибирь. Даже названия ветров в Сибири: на Байкале, Лене, Колыме пришли с Поморья, а шелоник - через Поморье из Новгорода (ветер с реки Шелонь). Можно утверждать, что 90% Сибирского казачьего войска - потомки выходцев из нашего региона, который более других причастен и к формированию Сибирского казачьего войска, и к освоению всех этих громадных территорий. В 18-20 веках большая часть экспедиций по исследованию Арктики вышла из Архангельска, в составе этих экспедиций было немало уроженцев Поморья. Земляки сыграли значительную роль и в военной истории России трех последних столетий. Хотя на Севере не было таких грандиозных боев, как Бородинская битва, (и населения меньше, и расположен регион на окраине страны), военные столкновения здесь были не менее жестокими. Северная война - первая победа России над шведским флотом у стен Новодвинской крепости, Крымская война - отбитый английский десант у Колы, серьезное сопротивление, оказанное агрессорам жителями поморских сел, обстрел Соловецкого монастыря, после которого британские корабли вынуждены были убраться восвояси, хотя монастырь обороняли не профессиональные воины, а просто монахи. Оборона северных рубежей в Первую мировую. Гражданскую и Великую Отечественную войны, полярные конвои, война в Заполярье, где, на одном из участков враг так и не сумел перейти государственную границу, освобождение северной Норвегии от немецко-фашистских оккупантов. Интересно, что командующим Северным флотом («самый флот» как любят расшифровывать аббревиатуру СФ служившие на нем) был терский казак Арсений Головко. А военно-морским наркомом стал уроженец Котласского района Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов. История Поморья нашла отражение в русской и мировой литературе. Наряду с произведениями Константина Бадигина, с архангельской землей связан роман Вениамина Каверина «Два капитана», военно-историческая проза Валентина Пикуля, книги архангельского писателя Евгения Богданова, «Повести древних лет» Валентина Иванова... А еще - «Человек из Архангельска» Артура Конан Дойла, «Франкенштейн» Мэри Шелли, где упомянут Архангельск, «Три страны света» Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой, среди героев которого - архангельские поморы. В одном из рассказов Эдварда Дансейни упоминаются поморские кресты на полярном берегу, наконец, Робинзон Крузо, который, по воле Даниэля Дефо, также провел несколько недель в Архангельске.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

В 1814 г., по требованию Артиллерийского Департамента, из Соловецкого монастыря выведена в Новодвинскую крепость вся артиллерийская команда со всеми годными орудиями, снарядами и порохом; взяты также все орудия, жалованные монастырю прежними государями. В монастыре остались или совсем негодные или же плохие орудия. Вместе с тем постоянный отряд монастырских солдат (число которых в последующие годы колебалось от 50 до 26 человек), потерял уже всякое военное значение и играл роль исключительно военной стражи при Соловецком остроге. В 1830 г. эта стража состояла из 40 человек и одного офицера. Вот при каких условиях монахи должны были встретить крымскую компанию. Еще в Феврале месяце 1854 г. Архангельская губерния была объявлена на военном положении и напряженно стала готовиться ко встрече неприятеля, а Соловецкий монастырь ничего не знал и мирно жил своею жизнью до 16-го Апреля. Только в этот день с большим трудом проник в обитель нарочный из г. Архангельска для доставления нерадостной вести. Монахи сильно перепугались: монастырь имел только крепкие стены и весьма мало других средств защиты. С нарочным же получен от Святейшего Синода указ «немедленно отправить в Архангельск все церковные и монастырские движимые драгоценности 50 ; самим же монашествующим и всем тем, кто имеет пребывание в монастыре, оставаться в оном безвыездно и, призвав на помощь Всевышнего и святых угодников Соловецких, принять, при содействии лиц от военного начальства назначенных; все возможные меры к защите монастыря». Из всего этого монахи видели, что обители грозит серьезная опастность, и не могли освободиться от чувства страха и уныния. По словам очевидцев, эти чувства превратились бы в панику при виде неприятельских кораблей и повели бы к тому, что монашествующие разбежались бы по лесам и горам острова, бросив на произвол свою обитель, если бы в это время не был настоятелем архимандрит Александр (бывший полковой священник), человек весьма энергичный. Он поддерживал упадающий дух братии всеми зависящими от него мерами – словом поучения, увеличенным количеством молитв и акафистов в храме, так что братия выходила оттуда ободренной. Некоторые даже воодушевлялись и изъявляли желание стать в ряды ратников. Так, 1) шестидесятилетний старик, отставной Коллежский ассесор Соколов, кое-что знавший по фортификации, артиллерии и тактике, предложил свои услуги по приведению монастырских укреплений в оборонительное положение; 2) отставной лейб-гвардии унтер-офицер Крылов подал прошение о принятии его во вторичную службу в Соловецкой команде; 3) отставной гренадер Сергеев, сбросив подрясник и надев матросскую куртку, требовал дела и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смольниковская (Курья). Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского , Илии Пророка , Никона Радонежского Год постройки:Между 1803 и 1829. Ильинский придел - 1815, придел прп.Никона - 1888. Ссылки:   Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, д.Смольниковская Координаты: 64.276846, 41.523637 Проезд:с а/д Новодвинск - Холмогоры в Анашкино повернуть на север, 1 км, церковь справа от дороги в 150 м, на высоком берегу Сев. Двины Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Курейско-Сергиевский приход Приход располагался на левом берегу Северной Двины, на 8 верст ниже Холмогор. Был частью Курейско-Сретенского прихода до 1801 г., когда 11 деревень были выделены в самостоятельный приход. Ближайшей к приходской церкви была д. Смольниковская. Прихожан к 1 января 1894 г. числилось - 369 мужского пола и 448 женского. Местность, которую занимала церковь, по устному преданию, записанному в памятную книгу в 1822 г., издревле принадлежала Троице-Сергиевой лавре, имевшей здесь большие вотчины и устроившей деревянную церковь во имя преп. Сергия Радонежского. В связи с упразднением этого подворья в 70-х годах XVIII в., церковь при подворье была обращена в приходскую с отчислением к ней до 40 дворов от соседнего Курейско-Сретенского прихода. Но, так как церковь была очень ветха, нужна была новая церковь. Ее и построил один московский купец. Возможно, в одной из этих двух церквей имелся престол во имя преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского, поскольку издревле соблюдался обычай служить 17 ноября, в день памяти преп. Никона, литургию и молебен; к тому же в числе утвари имелись две иконы преп. Никона. Вторая церковь к концу XIX в. настолько обветшала, что оказалось необходимо построить новую каменную церковь. Для увеличения средств на постройку церкви, по указу Духовной консистории от 28 января 1802 г., Сергиевский приход был увеличен через вторичное отчисление нескольких дворов от Курейско-Сретенского прихода, и количество прихожан в этих двух приходах сравнялось. Строительство церкви, начатое в октябре 1803 г., продолжалось почти до 1829 г. Это объяснялось медленным сбором средств. 13 июня 1815 г. был освящен придельный престол в честь прор. Илии, устроенный по желанию бывшего прихожанина, архангельского купца Андрея Плотникова, пожертвовавшего на это 400 руб. 4 июля 1820 г. был освящен главный престол во имя преп. Сергия Радонежского. 28 августа 1888 г. был освящен новый придел во имя преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=16253

Как бабушка Надежда построила храм на северном острове Мне явилась Богородица и сказала: ты Мне еще нужна. Я голос слышала, образа не видела. Но такой дивный голос! 26 июня, 2014 Мне явилась Богородица и сказала: ты Мне еще нужна. Я голос слышала, образа не видела. Но такой дивный голос! Мир, где граница между видимым и невидимым зыбка, где истово верят в Бога и боятся колдунов, видят воочию святых и дают коту благословение на вход в алтарь, сохранился на Княжестрове посреди Северной Двины. Здесь живет Надежда – сказочная старушка с голубыми глазами, в которых при мысли о родной Руси блестит слеза. – Просто раба Божия Надежда, – отнекивается бабушка, когда пытаешься узнать ее отчество и фамилию. Просто по имени ее называют архангельские священники, «матушка Надежда» – самые разные люди. Надежда Яковлевна Вишнякова (урожденная Прудова) – если по паспорту. Всех приходящих она принимает и на пороге кропит крещенской водой – хоть незнакомцев, хоть батюшек-друзей. «Послушание», мол, такое, объясняет на пороге, если кто-то удивляется или даже оскорбляется. Почему оскорбляются? Думаю, что их принимают за колдунов, и Надежда Яковлевна потом делится: что-то их много кругом развелось. Однажды приходил кто-то – никто не заметил ничего необычного, и посетители вроде бы были все из местных, а в «молитвенном доме», при котором живет бабушка Надежда, стало невозможно находиться, пока его не переосвятили. Переправа с материка на Княжестров. Над рекой напротив острова строит Иоанно-Богословский женский монастырь Княжестров посреди Северной Двины, недалеко от Архангельска и Новодвинска, вмещает как минимум семь (а по другой версии и 15) деревень, где к концу XIX века жили три тысячи человек, а сейчас, как говорят, на зиму остаются занятыми десяток-полтора домов. Но здесь считается, что и это много. Река ограждает остров от городской жизни, от магазинов, от соблазнов, от обычной работы. Ограждает ненадежно: когда в 90-е «началось распущение», то есть развалился колхоз, островитяне тоже стали пить.

http://pravmir.ru/postroit-hram-na-sever...

– Сначала хотели не храм, а часовенку, потому что в храме уже лес рос, за 15-то лет вырос, – вспоминает Надежда Яковлевна. – Подняли молитвенный дом – пошли за благословением к владыке Тихону, а он благословил возрождать храм. Деревья я сама рубила, сама пилила, сама ими топила. Прислали мне молодого парня в помощь, он выслушал про деревья и сказал: вы что, смеетесь? Это только лесорубам под силу… Я и показала ему, как управляюсь с пилой, а он наутро ушел. В 2008 году мы начали, только сначала не очень получалось, хотя община у нас хорошая, заботится… Приходят и местные, но в основном из-за реки приезжают из Новодвинска или Северодвинска. Когда в Княжестров приезжает священник, собирается около 30 прихожан В домовом храме после службы Введенская летняя церковь с престолом во имя священномученика Власия была построена в 1644 году. Одновременно в деревне был освящен еще один теплый шатровый храм в честь великомученицы Екатерины, но он сгорел, а Введенский храм разобрали за ветхостью. В 1857 году все три престола объединили под одной крышей и сделали теплым храмом – так рассказывал Надежде Яковлевне ее отец. После восстановления храма боковые престолы снова будут освящены в честь великомученицы Екатерины и священномученика Власия. Раньше храм был деревянным, но, поскольку он уже дважды сгорал, решили сделать новый «керамзитовый». Разобрали фундамент, укрепили его, залили цементную стяжку. – Расскажу про чудо наше деревенское. В ночь с 3 на 4 декабря у нас каждый год распускается верба – пушинки, как жемчужинки, и светятся изнутри голубизной. Слов нет! Дочка батюшкина даже сфотографировала. Но цветет одно мгновение – и исчезает, к утру уже нет ничего. Господь управил – и все документы нашли, у меня есть полное описание и храма, и иконостаса. Сначала-то искали в епархии – никаких документов не могли найти. А теперь мы по документам вписали в синодик на поминовение всех священников, кто здесь до революции служил, вплоть до последнего псаломщика Феликиссима Степановича Михайлова – местного жителя.

http://pravmir.ru/postroit-hram-na-sever...

На каждый праздник на Княжестрове собирались в определенной из деревень острова, стелили скатерти на траве, играли на аккордеоне, гитаре, балалайке. На одном из таких праздников в деревне Мардарово Надежда Яковлевна насчитала 75 своих родственников: каждый из 12 детей ее деда родил по 4-5 детей. Многие живут на Княжестрове. Из поколения в поколение передают деревянный домовый крест «по прудовской линии, как продолжается род». В 1996 году у Надежды (тогда она жила еще не Княжестрове, а в Соломбале, это район Архангельска) случился обширный инфаркт. Она была в коме, это медицинский факт. А дальше – область чудесных рассказов, и бабушка не настаивает, чтобы ей поголовно все верили. – Мне явилась Богородица и сказала: ты Мне еще нужна. Я голос слышала, образа не видела. Но такой дивный голос! До этого Надежда ходила в храм нечасто, хотя и причащалась. Работала начальником в домоуправлении, «была чисто городская и вся такая светская», как теперь сама вспоминает. А тут бросилась в храм. Вскоре попала в Лявлю: на тамошний монастырь в Соломбале собирали деньги, а она не дала, не зная в тех местах обители, зато зная сельсовет и школу. Выяснив, что монастырь и правда строится, застыдилась и приехала просить у матушки прощения и пожертвовать. Иоанно-Богословский женский монастырь над Северной Двиной Оказалось, что они учились в одной школе в Новодвинске. Заговорили о храме, сгоревшем в 1986 году на Княжестрове, где «всё родное и близко к сердцу». И тут «легло на душу», для чего Божия Матерь вытащила Надежду Яковлевну из инфарктной мглы. Строящийся храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Княжестрове От молитвенного дома к храму Неподалеку от храма стоит большой деревянный священнический дом. В 2001 году, когда сюда пришла бабушка Надежда, в нем были выбиты окна, не было света, тепла и воды. Спала в валенках. Сейчас дети и внуки бабушки помогли ей все отремонтировать, пристроили крылечко. А главное – в домике оборудован домовый храм, где можно служить литургию. В домовом храме

http://pravmir.ru/postroit-hram-na-sever...

К нач. 2001 г. Евангелическо-лютеранская церковь имела общину во имя св. Екатерины в Архангельске (зарегистрирована в июне 1992), в здании лютеран. кирхи с лета 1995 г. проходят регулярные богослужения. Лютеране появились на территории А. о. в XVII в., когда образовалась иностранная торговая слобода в Архангельске. В 1649 г. в городе возник голл. евангелическо-реформатский приход со школой при нем, в 1674 г. была построена деревянная кирха. В 1686 г. началось строительство нем. лютеран. кирхи, при к-рой также открылись приход и школа. В 1817 г. оба прихода были объединены. В 1828 г. в Архангельске открылся англикан. приход, для к-рого была построена церковь на месте сгоревшей реформатской кирхи, в 1833 г. англикан. приход появился в Соломбале. Все протестант. приходы были упразднены в 1920 г., лютеран. община собиралась без пастора до 1929 г. К нач. 2001 г. были зарегистрированы 6 орг-ций евангельских христиан-баптистов - в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Няндоме, Онеге, пос. Вычегодском Котласского р-на. Иудаизм В А. о. зарегистрированы 2 иудейские общины - в Архангельске и Северодвинске, богослужебных зданий не имеют. Иудейская община в Архангельске существовала, по-видимому, с XVII в., в XIX в. в городе избирались общественные раввины, в 1899 г. построена синагога (закрыта в 1920). Ислам В XIX в. в военном гарнизоне Архангельска существовала мусульм. община, для к-рой с сер. XIX в. избирался имам; в нач. XX в. в центре города построена деревянная мечеть (закрыта в 1920). Буддизм В А. о. официально действуют 2 буддистских центра: «Карма Че Линг - Архангельск» и «Карма Че Линг - Северодвинск», центры проводят лекции и семинары. Секты В нач. 2001 г. в А. о. действовало 6 общин адвентистов седьмого дня: в Архангельске, Северодвинске, Онеге, Котласе, в поселках Плесецк и Октябрьский. Первая община адвентистов зарегистрирована в 1991 г., количество адвентистских общин и число их членов резко возросли в 1998-2000 гг., в июле 2000 г. открылось новое здание «Духовного центра» адвентистов в Архангельске.

http://pravenc.ru/text/76434.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010