У советских космонавтов признаков религиозного отношения к делу завоевания новых областей, конечно, нельзя видеть. И можно только надеяться, что крупицы его есть в потаенных глубинах сердец тех или иных космонавтов Советского Союза. И Господь приемлет эти крохи, ибо Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», как говорит пророк Исаия. Но если исчезнут из душ осуществителей дерзновенных предприятий человеческих последние элементы смирения и благоговения, если они окажутся преисполненными только гордости и надмения, то исполнится над ними страшное слово того же пророка Исаии, обращенное им к гордым языческим царям древности, но Церковью смело и решительно отнесенное к первообразу и первородителю гордости, к древнему дракону, низпавшему с небес. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю попиравший народы! А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду [на] горе, в сонме богов. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему...». Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней... В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим. Под тобою подстилается червь, и черви – покров твой». А как же смотрит Церковь на проблему обитания иных миров разумными существами? На такой вопрос лучше всего ответить: никак! Эта проблема еще не ставилась перед Церковью. В сознании человечества она находится еще в той же стадии, в какой была проблема космических полетов во времена Лукиана и Фирдоуси, т. е. в стадии ничем не обоснованных, хотя может быть и художественных, фантазий. И как в свое время святые отцы не считали нужным отвечать на эти фантазии, но хранили о том трезвенное молчание, так и современным выразителям голоса Церкви предпочтительнее всего никак не отвечать на данный вопрос. Мы не можем ни в ту, ни в другую сторону предъявлять какия бы то ни было требования к Господу Богу. Мы не можем заявлять, что раз Господь сотворил многое множество планетных миров (впрочем, до сих пор мы достоверно знаем только планеты в солнечной системе), то Он должен был населить их разумными существами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

     О Светописанном образе Божией Матери, явленном в XX веке и очень почитаемого афонитами, и о русском Пантелеимоновом монастыре, воссозданном стараниями приснопоминаемого старца Иеремии (Алехина), рассказывает писатель Владимир Николаевич Крупин. В этом году ему исполнилось 75 лет! Сердечно поздравляем Владимира Николаевича Крупина с юбилеем, Божией помощи в праведных трудах, многая и благая лета! Удел Божией Матери Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность. Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После Храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий суд. Владимир Крупин      В Деяниях апостолов рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног, и Тайную вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2:2–4). После проповеди Петра к Апостольской Церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деян. 2:41).

http://pravoslavie.ru/98668.html

И Владыка, и его сестра очень интересовались космическими достижениями. Дневники монахини Евфросинии пестрят записями о запусках космических кораблей. Космонавтов она знала по именам, молилась об их благополучном возвращении на Землю. «Эли продолжала энергично интересоваться физикой, астрономией, науками о Земле. В самых восторженных тонах она рассказывает о космонавтах, о том, какая была с ними пресс-конференция… Президент Академии наук акад. Келдыш заключил свое слово тем, что сказал: «Через 30–40 лет наша теперешняя совершенная наука будет казаться дикарским челноком, на котором катались первобытные люди!» В то же время она неукоснительно выполняла монашеское правило и пятисотницу». Эли пишет: «Наслаждалась игрой на пианино. Читала сегодня в послании св. апостола Иоанна: «Дабы вы знали, что, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную… И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Знаем и то, что получаем просимое от Него». Какое дерзновение и надежду дарят эти слова! Весь день я лежа читала книгу «Ядерная астрофизика» о ядерных частицах. Это помогает читать статьи о звездах… Вчера запустили «Союз-6» с двумя космонавтами. Сегодня – «Союз-7» с тремя космонавтами…» «После обеда я улеглась и стала читать интереснейшие статьи о Венере и ракетах: «Венера-5» и «-6», которые братик вырезал мне из газет. Наши ракеты прибыли на Венеру, вошли в ее атмосферу». Эли не забывала отметить, что «Аполлон-10» уже четвертый день летит к Луне: «Сегодня он должен облететь Луну и быть в 15 километрах от нее!» Через несколько дней делает запись в дневнике о благополучном возвращении «Аполлона». «22 декабря мы услышали по радио, что американцы полетели на Луну! Американцы на этот раз ограничились тем, что делали кольца вокруг Луны, но не сели на нее. 24 декабря их начальник – космонавт и в то же время методистский священник – читал в космосе несколько строчек из Книги Бытия». Интерес к освоению космоса в то время проявляли многие служители Церкви. Стремление прикоснуться к замыслу Творца соседствовало с гордостью за успехи своего народа. Митрополит Нестор (Анисимов) , не один год отсидевший в лагерях, пишет в письме родным: «…Поздравляю вас с Новым годом, принесшим великую СЛАВУ нашей дорогой Родине! Поздравляем с грандиозной победой русского, советского, гения – запуском спутника. Ура, ура и слава!» Его близкие рассказывают, что он следил за полетом первого спутника и гордился тем, что первой была НАША СТРАНА.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

И какая великая теория у нас на очереди? Так ли мы близки к истине? Апостол Павел писал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4). Венец Божьего творения – человек. Какими же обладал дарами Адам, чтобы проникнуть в глубины сотворенного Богом мира? Господь поручил ему дать имена всему сущему, то есть проникнуть вглубь существа, понять его суть. Но при этом Богом был установлен предел – запрет на вкушение плодов с древа познания добра и зла. Чтобы, по мнению Иоанна Златоуста, Адам знал, «что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления». Ибо жизнь без Бога для человека подобна смерти. Только с Богом человек наполняется бессмертной жизнью, просвещается Божией премудростью, которая помогает проникать в тайны мироздания. Но Адам, послушавшись дьявола, нарушил заповедь, решив стать богом без Бога. И с тех пор человек потерял мудрость, данную Богом, проникать в глубины Божьего творения. Конечно, интересно понять, как устроен мир. Но самое главное творение Бога – человек. Каждый человек уникален, другого такого нет во всей Вселенной. Самое страшное для человека, если у него не состоится встреча со Христом. Если она не произойдет на Земле, то и в Вечности этой встречи не будет. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мрк 8:36). На третье небо – У монашества и космонавтики есть связь? — Мне очень интересно сказал греческий митрополит Иерофей Влахос: «Космонавты очень похожи на монахов: и те, и другие стремятся на небо, космонавты летят через первое на второе небо, монахи же стремятся сразу на третье небо. Но и космонавтам, чтобы их дело было Богоугодным и приносило пользу им самим и ближним, также нужно стремиться на третье небо, это – цель всех людей на Земле». Церковное предание говорит так — Бог сотворил три неба: первое небо – это видимая атмосфера над головой, второе – звездный космос, твердь, куда летают космонавты. Третье небо – Горний мир, туда ракеты никогда не долетят, его можно достичь только, очистив свое сердце от духовных недугов. Это совсем другой мир, другая Вселенная, в которой действуют законы, не похожие на законы нашего мира: там нет смерти, нет тления, как говорят ученые, там не действует Второй закон термодинамики.

http://pravmir.ru/osoboe-poslushanie-apo...

И понятна тогда великая радость учеников при возвращении с горы Вознесения, когда окончательно открылось, что небом наполнена душа человека и вся жизнь его есть восхождение к небесной славе. «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и ник- тоже на вы». Вот песнь праздника Вознесения. Ею мы призваны жить и в ее свете совершать свое восхождение. «Развенчанный» символ По рассказу Евангелия, на сороковой день после Воскресения, Христос вознесся на небо. Явившись ученикам, Он, согласно евангелисту Луке, сказал: Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк. 24:46–53 ). Я думаю, ни один евангельский рассказ не кажется людям, которые далеки от религии, более легендарным и неправдоподобным, чем этот – о небесном восхождении Христа. И если существует «развенчанный» религиозный символ, то это, конечно же, символ неба. Бедное небо! Сколько доставалось и достается ему в антирелигиозной литературе! Кто только не издевался над ним, кто только не пытался доказать, что с развенчанием неба как жилища Бога христианству конец, ибо очевидной становится его связь с первобытными религиями, не ведавшими, что никакого неба, в сущности, нет. Даже космонавт Гагарин и тот нашел нужным после своего полета лягнуть религию, объявив, что побывал он на небе, но никакого Бога там не нашел. Короче говоря, древний религиозный символ объявляется полностью дискредитированным победой «научного» мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Ибо этот фантастический элемент во мне как раз и создает кумира. Можно даже, думая, что мы настоящие верующие, что мы преданы Христу, из того Бога, Который, мы думаем, есть наш Бог, Бог Библии, Бог Откровения, — из Него делать кумира. Это очень опасно! Отсюда, между прочим, и появляется атеизм. Ведь, откровенно говоря, атеисты правы! В том, что отрицают таких наших кумиров. Они не знают нашего Бога — совсем — и видят только эти тени. И если мы — плохие верующие, если мы наполнены такими кумирами и их проповедуем, мы фактически открываем двери безбожию. Которое говорит: «Я в такого Бога — старца с бородой, сидящего на облаках небесных, — не верю». Некоторые воображают, что Он такой. А некоторые очень серьезно — очень серьезно! — говорили, что космонавты в космосе Бога так и не нашли. И не найдут! Нет такого объекта, который можно назвать Богом. В то же самое время Он объективен — и субъективен. То есть в Себе Он субъективен, во мне, в моем личном ощущении, но объективен вне меня. Он не может быть заключен исключительно в мою мысль, и даже в мое восприятие, ощущение, в мою веру. Потому что Он есть Сам по Себе. Так и называли Бога в древности, Его имя в Ветхом Завете означало: «Тот, Который существует Сам в Себе», «Я — Сам в Себе сущий, Я Тот, Кто живет». Источник жизни вечной, сама вечная жизнь. Он есть независимо от того, являюсь ли я тем, кто Его ощущает, и вообще, живу ли я сам. До того, как я родился, и после того, как умру, Он был, есть и будет. Вот это первое и основное, что мы должны в себе иметь. Тогда мы избавимся от кумиров. Потому что они представляют здешнее, земное, то, что мы сами выдумываем, сами в себе определяем, строим. С другой стороны, мы должны отдавать себе отчет в том, что Бог, Который находится в Себе Самом и Который является источником всего, является для нас — каждого из нас — также и тем, Кто все время с нами и в нас. Кто постоянно заботится о нас. И мы это очень хорошо знаем из опыта нашей жизни. Что Бог, именно Бог, сделал для меня? Для меня лично? И для тебя, и для него, и для нее — для каждого человека.

http://azbyka.ru/fiction/zhivet-vo-mne-h...

Кстати, недавно я подарил наш фильм «Космос как послушание» американскому астронавту Майклу Барроту. Он посмотрел его и попросил еще десяток дисков: «Мне очень понравился фильм. Хочу и другим астронавтам передать, чтобы и они укреплялись в вере в Бога». – Фильм подарили на русском языке? — На английском. И на греческом уже есть, перевели. Скоро его покажут по главному телеканалу Греции. Но вначале выйдет интервью, которое я давал для греческого журнала «Δρσης μας» («Наше действие»), а потом покажут фильм. – Есть такие случаи, когда человек поверил в Бога только после полета в космос? — Да, например, космонавт Геннадий Манаков мне рассказывал, что был неверующим человеком, а когда на орбите вышел в открытый космос и увидел Землю, он сказал: «Такая красота не могла появиться в результате хаоса. Это Кто-то сотворил. И этот Кто-то – Бог». А командир отряда космонавтов Юрий Лончаков всю Библию прочитал во время пребывания в космосе. Он мне рассказывал, что вечером, после трудного дня, он в своей космической рубке открывал Библию, и ему было так хорошо, что, казалось, Бог совсем рядом, было понятно, что именно имел в виду апостол Павел, когда говорил: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе» (Фил. 4,13). И это особое чувство живого присутствия Бога, к сожалению, на Земле потерялось. – Что особенно поразительного было в полетах в космос? — Первые слова астронавтов корабля «Аполлон-8» Джеймса Ловелла, Уильяма Андерса и Фрэнка Бормана, которые впервые в декабре 1968 года вышли на орбиту Луны и сделали десять витков вокруг нее, были из Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы …» Они прочитали всю первую главу Библии. Я видел видеосъемку, как реагировали в НАСА на чтение Божественной книги – кто-то плакал, а кто-то повторял священные слова за астронавтами. Фрэнк Борман закончил так: «А теперь – от экипажа Аполлон-8. Всего доброго, удачи вам и счастливого Рождества, и да благословит всех вас Бог – всех вас на этой прекрасной Земле».

http://pravmir.ru/osoboe-poslushanie-apo...

…Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:1-8 ). Что делает любовь? Она соединяет два сердца, две души, мысли и устремления двоих в одно целое. Брачная любовь — это великое благословение Божие. Через неё человек прикасается к вечности. Это видение в другом — возлюбленном — того, чего не видят остальные люди. Читая слова апостола, можно проверить: что с моей любовью? Соответствует она вышесказанному или нет? Проверили. Кажется, всё в порядке (особенно — если семья только сложилась, и ещё не прошел медовый месяц). Но проходит время — и появляется потребность в ком-то ещё. Не в чём-то, а именно в ком-то — в ребёнке. Почему у одних пар дети есть, а у других нет? Бывает, всё у людей есть: и положение в обществе, и в материальном плане вроде ничего, и удача крылом машет, и даже здоровье близко к здоровью космонавта, а вот радости — нет… И здесь опять можно вернуться к словам апостола Павла: «любовь долготерпит, не ищет своего». Получая дар любви к другому, супруги не понимают ещё, Кто Податель этого дара. Важно осознать: не существует любовь сама по себе, как не бывает само по себе ничто доброе. И любовь, и добро имеют свою первопричину и источник — Бога. Когда уясним это, тогда и начнёт всё становиться на свои места. Вслед за этим приходят покаяние, молитва, попытка жизни по заповедям, обретение смирения. Без покаяния размышлять о причинах наших бед и страстей нет смысла. Почему бывает так, что у одних пар дети есть, а у других нет? Я не решусь искать виновных, когда Сам Христос на вопрос учеников об одном больном человеке отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, но но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9:3 ). А Промысл Божий, дела Божии, воля Божия? Это ведь не пустые слова. Ведь Его воля гораздо лучше, чем мы себе можем представить. «Да будет воля Твоя» — знакомые слова? Тут можно и нужно вспомнить человека из земли Уц — Иова. И поучиться у него праведности, верности и вере. Да, обожгла жизнь, крах полнейший. Но попустил эти беды Создатель. И возместил затем всё утраченное.

http://azbyka.ru/semya/mozhet-li-bezdetn...

На мне сбылись слова Апостола Павла в Послании к Римлянам: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Еще немало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но, думаю, и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мной: Богу нашему слава во веки веков! Аминь». Ответ космонавту Егорову Основной аргумент, которым антирелигиозники пропагандируют атеизм и пытаются унизить веру в Бога, сводится к «вере в человека». Чрезмерно завышенная и парадная, «вера в человека» неизменно выдвигается против веры в Бога. Это не есть, конечно, вывод науки или какое-либо математическое вычисление. Это тоже вера, та наивная атеистическая «вера в человека», которая считает, с одной стороны, человека гигантом, а с другой – пузырьком материи. И такому пузырьку материи атеистическая мысль с энтузиазмом приписывает и могущество, и все достижения науки. В четвертую годовщину первого полета человека в космос редакция московского журнала «Наука и религия» послала своего корреспондента к космонавту Б.Б. Егорову. O чем же она его попросила? Она попросила его прокомментировать две мои беседы: «Библия и медицина» и «Медицина и личность» (они вошли в мою «Книгу Свидетельств», изданную в Нью-Йорке в 1965 году). Космонавт Б.Б. Егоров – благородный человек. Он ни в чем не возразил мне, а только выразил следующую идею: «Смысл жизни лежит в глубокой вере в человека, в его силы, в прогресс науки. Я верю в светлое будущее, построенное людьми». Такое исповедание веры космонавта Егорова и я могу принять; оно и мое исповедание, но, конечно, в правильном его понимании. Если бы мы, люди, не верили в свои силы, в свою способность к жизни и творчеству, мы не могли бы вообще жить. Сама жизнь человека уже есть свидетельство того, что он верит в жизнь, в то, что жизнь вообще и его собственная жизнь имеют смысл. Изверившиеся в этом кончают самоубийством. Вопрос только – каков смысл жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Помимо прочего, мифологическое сознание очень напоминает мышление маленьких детей, поэтому его нередко связывают с «детством человечества». В любом случае верна догадка, что очень многое в Библии выражено мифо-поэтическим, а не рационально-логическим языком. Одна из ошибок фундаменталистов (см. раздел 2.4.1.1.) как раз и заключается в том, что первые главы Книги Бытия они читают так, как будто их писал современный ученый, а не древний пророк. Язык мифа универсален, он интуитивно понятен даже тем, кто не знаком с языком науки, и потому мифологическими образами пользуются так часто и охотно. Мы и сами прибегаем к ним в быту, говоря метафорами и притчами; еще больше подобных выражений мы встретим в древних текстах, в частности в Библии. Например, мы множество раз встречаем и в ВЗ, и даже в НЗ утверждения, что Бог живет на небесах и что Иерусалимский храм – Его земной дом. Но уже при освящении самого первого храма царь Соломон делает вполне ясную оговорку: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил; но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой» ( 3Цар 8:27–28 ). То есть Соломон был очень далек от мысли, что Бог действительно обитает в этом храме или даже на видимом небе в том самом смысле, в котором сам Соломон обитал в своем дворце. Но образ небес как «основного жилища» Бога и образ храма как Его «земной резиденции» достаточно ярко и полно выражали идеи о трансцендентном и всемогущем Творце, не оставляющем Своей заботой избранный народ. Так что атеистические карикатуры, изображавшие Бога благостным старичком, сидящим на облаке, которого к тому же «не видели космонавты», устарели, оказывается, еще во времена царя Соломона. Еще один интересный пример – Деян 2:16–21 , где Петр цитирует пророчество Иоиля (2:28–32). Буквально это пророчество сбылось только в одном отношении: апостолы под воздействием Святого Духа заговорили на новых языках. Но вот слова «солнце превратится во тьму и луна – в кровь» и некоторые другие детали, изложенные мифологическим языком, явно не исполнились – и, тем не менее, Петр их процитировал. Имел ли он в виду, что им еще только предстоит исполниться, или же он воспринимал их как некое поэтическое преувеличение? Мы не знаем точно, но мы в любом случае видим, что Петр в пересказе Луки вовсе не боялся дистанцироваться от буквального значения этих слов, и у слушателей его такой подход тоже, по-видимому, не вызвал возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010