Не отвечая на вопрос, Иисус, подчеркнув особое значение того, что Он намерен сказать (истинно, истинно говорю вам), говорит вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. На первый взгляд, упрёк несправедлив: из ст. 14–15 ясно, что народ если и не понял всего значения чуда, всё-таки понял, что чудо имело место, и увидел в Иисусе особую, исключительную Личность. Его смысл станет яснее, если мы вспомним близкую параллель в 4:15: самарянка хочет получить постоянный доступ к неиссякающему запасу воды живой, чтобы ей больше не приходилось извлекать воду из глубокого колодца. Точно так же люди испытывают радость при мысли о том, что нашли Чудотворца, способного приумножать и раздавать бесплатный хлеб, и готовы взамен предоставить Ему власть над собой и любые почести. Они не воспринимают духовного смысла чуда, не видят в раздаваемом хлебе знак хлеба небесного, хлеба вечной жизни. Чудо ( shme‹on) есть внешнее и символическое выражение истины Евангелия. Насытились — глагол ‘наедаться’ характерен для Марка (Мк 6:42 и 8:8), что дополнительно подтверждает знакомство Иоанна с текстом второго Евангелия. Старайтесь не о пище тленной — хлеб, хотя и чудесным образом умножен, остается лишь символом и предвозвещением другого хлеба. Обычная пища не может быть презираема, но её нельзя ценить слишком высоко. Глагол ‘стараться, зарабатывать’ иногда выступает в таком же значении и у апостола Павла, см. Рим 4:4–5. О пище, пребывающей в жизнь вечную — ‘пребывать, оставаться, дожидаться’, один из наиболее важных глаголов у Иоанна. В хлебе пребывает Сам Христос, поэтому он сообщает вечную жизнь верующему в Него. Которую даст вам Сын Человеческий — у синоптиков выражение Сын Человеческий чаще предполагает эсхатологический контекст, но в данном случае будущее время относится ко времени после прославления Иисуса (7:39), когда Его дары будут полностью открыты людям, ср. 4:14. Особо примечательно противопоставление слов старайтесь и даст — усилие со стороны человека необходимо, но вечная жизнь есть незаслуженный дар Сына Человеческого. Ибо на Нем положил печать Свою Отец — в 3:33 глагол sfrag…zein ‘запечатлеть’ означал действие верующего, который, принимая свидетельство Христа, запечатлел, что Бог истинен, а здесь сказано, что Бог Отец удостоверяет власть и истину Иисуса.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

proodopoioЪnmwn аЩто j τν notar wn, κα kalo si to j mitropol…taj, κα K α e„j тХ ¤gion met felwn wn. K α proskuno ntej тХп †stantai kЪklw t†j aj oun аШто j de κα Qumi de pr ton t u tr pezan ka€ sfrag…zei k„q oЮmw kaq tai thn t j Goar. p. 623. 76 См. Спутник богомольца при обозрении святынь и достопамятностей св.-Троицкия Сергиевы лавры, М. 1883 г. стр. 30. 86 Потребннк 1639 г. (иноческий) л. 125. Кроме этой особенности в том же Потребнике указаны еще две, а именно: 1) первое евангелие лдя великого четверга и субботы полагалось особое: от Иоанна зач. 14 об овчей купели, 2) пред молитвою «Владыко многомилостиве» положены в эти дни особые прошения о государе и патриархе. 91 В древнейших чинах елеосвящения существовала особенность, указывавшая на возможность совершать это таинство для всех и состоявшая в том, что после помазания больного помазывали в конце и всех присутствовавших, равно как и стены дома, где совершалось таинство. 95 Чтения в Общ. Истор. и Древн. 1871, кн. III, отд. 1, стр. 55, 56. Ст. Рущинского: Религ. быт русских по свед. иностранцев. 96 Goar, Eucologion sive rituale graecorum, ed. 1647. p. 433: ita Jacobi verbis obandientes Graeci nusquam infirma corporis valetudine, ex poeniludinis solius affectu, feria magna quita ecclesiam unguendi convenient. 101 Sym. Thessal. Resp. ad Gabrielem. Quest. 72. Mign. Pair, t. 155, с. 932. ТХ ge лj er κα τν musthr…wn te wsmoЪnmwn, жj parelbomen, κα Шрг pesto panmXj proselqe n to j frekto j musthr…oij, mllon d κα panmXj peripeptwkoj " masi, κα τν капТпа τς metano…aj memelekTmoj κα πρς тХ koinwn sai apeЪdonmoj, ndosin par το pamrXj e€lhfTmoj gr το la…ou telet» te κα cr…hij t " mata, жj Р grfei κα еЪса€ πρς to to suntelousi τν В другом месте в самом начале трактата о елеосвящении (Mign. 155, с. 516) Симеон говорит: TinXj gr τν n sumamoj κα yuc j тТпоп peripesTnmoj, sugkaloШnmai аЩто τς kklhs…aj presbЪmeroi – когда кто из братий впадет в болезнь телесную или только душевную, призываются им пресвитеры церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...