И каждая перемена, по сути, обнуляет историю. Она, с одной стороны, тянет за собой исторический груз и багаж дальше, потому что от истории никуда не денешься, но, в каком-то смысле, каждая новая эпоха власти — это некая попытка начать жизнь заново, попытка обновиться. И я бы не сказал, что, например, брежневская Россия или ельцинская Россия — это то же самое, что путинская Россия. Или Россия Троцкого и Россия при Путине. Это две совершенно разные России. Поэтому здесь не нужно всё лепить в одну кучу. Монархия пала, да. И у нас нет средств восстановить монархию вот так вот: вот сейчас возьмём, да и восстановим. — Откуда? Для начала давайте найдём людей, которые умеют слушаться, думать, которые патриотичны, которые на своём маленьком месте делают своё дело хорошо, и начнём работать над переменой сознания. Потому что, если сознание не изменить, о какой монархии может идти речь? Для монархии требуется патриотизм и вера. А если патриотизма и веры нету, или их очень мало, тогда незачем даже и мечтать. У нас есть залоги, говорящие о возможном хорошем будущем и, конечно же, есть куча проблем, которые ввергают нас в печаль. Но от нас никто не отнял возможность трудиться и делать мир лучше. Человек для того и приходит в мир — чтобы сделать его лучше. — Добрый вечер, отец Андрей. Поясните мне, пожалуйста, по 74-у псалму, 8-й стих: «Так как Бог – Судия: одного Он смиряет, а другого возносит. Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет (ее) то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощатся: выпьют все грешники земли». Я совершенно не могу понять, что это значит: «...Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором...» — Вот русский перевод: «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли». Это русский синодальный перевод. У пророков, у Осии, в частности, говорится о пьянстве князей земли, о том, что они напились и ходят как пьяные, блевотина их отвратительна, они творят постыдное, и как пьяные спотыкаются среди белого дня.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

И не Господь, не учение Его послужили причиной осуждения тех, кто не понял и не поверил. Когда придет время предстать пред Судом Божиим, каждый ответит по делам и грехам своим. Возлюбленные о Господе братья и сестры! У каждого из нас свой крест в этой жизни. Слагается он из того, что терзает нас и отягощает на пути ко Господу во все дни бытия. Это и немощи нашего естества, и болезни, и труды, и неприятности житейские. Это — и наши обязанности, нелегкое иго долга, которое мы несем перед обществом и нашими ближними. Никто не избавлен от житейского креста, только одни смиренно несут его себе во спасение, а другие, пытаясь скинуть тяжкий груз, обрекают себя на погибель, уязвляясь собственным невниманием к Божественной благости и Промыслу Божиему. Господь призывал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ). Поверив в Господа нашего Иисуса Христа, возлюбив Его всем сердцем и душою, решив идти за Ним, невозможно следовать за Сыном Божиим без своего креста, без всех тех тягот и скорбей, неудобств и нестроений, которые встречаются нам на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, на пути спасения. Проповедью и земной жизнью Своей, донесенной до нас словами Святого Евангелия, Спаситель пробуждает нас от духовной лености, делает способными различать свои грехи, верить, видеть и рассуждать. Преподобный Нил Синайский поучает: «Желай, чтобы дела твои устраивались не так, как тебе представляется, но как угодно Богу». Если в сердца наши вселится искренняя и пламенная любовь к Господу, то никакие богатства и блага мира не смогут отлучить нас от этой любви. Будем же помнить также слова святителя Григория Нисского: «Время для любви к Богу — вся жизнь.» Аминь. Христос воскресе! Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно… ( Деян.18:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.18:22-28 ) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии, приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И они сказали: «Ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял 15«. По праведности своей и справедливости он причтен был к избранным вождям и священникам народа Божьего, и в своих молитвах был услышан Богом, и говорил с Ним, как сказал псалмопевец: «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним» 16. Если мы верим и учим, что верующие получают путем возложения рук благодать Святого Духа, значит, те, кто лишен этого ритуала, лишаются и благодати. Кто же виновен в этом лишении, как не те предстоятели, что обещали охранять их, а сами не могут или же не хотят исполнять эту службу духовного стража 17? Нет большей причины этого греха, нежели чем алчность. Об этом апостол, через которого говорил Христос, сказал: «Корень всех зол есть сребролюбие 18«. И еще он сказал: «Неправедные Царства Божия не наследуют 19«. Когда предстоятель из любви к деньгам берет себе больше подопечных, чем он может обойти с проповедью в течение года, то в опасности оказываются и он сам, и те, над кем он поставлен, ибо он ложно зовется их защитником. Высказав некоторые соображения о несчастьях, которым подвергается наш народ, я прошу тебя, возлюбленный епископ, пытаться по мере сил исправлять в соответствии с истинным правилом жизни то, что ты признаешь неверным. Я уверен, что ты найдешь ревностнейшего помощника в этом благом деле в лице короля Кеолвулфа 20, который по глубокой своей любви к вере будет неустанно и твердо приводить всех на путь справедливости. Он особенно будет рад помочь в начатом тобой благом предприятии, поскольку ты являешься его ближайшим и любимейшим родственником. Прошу тебя честно высказать ему, что вы вдвоем должны позаботиться о приведении церкви нашего народа к лучшему состоянию, чем то, в каком она пребывает сейчас. Эта цель, как я уверен, может быть достигнута только посвящением новых предстоятелей нашего народа по примеру законотворца, который, когда не смог нести ношу народа Израилева, избрал и посвятил по Божьему совету семьдесят старейшин, с помощью которых он легче мог переносить возложенный на него груз 21.

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

И опасаясь, как бы не быть выброшенными на Сирт, спустили плавучий якорь и так носились. И так как нас сильно било бурей, они на другой день начали выбрасывать груз, и на третий день своими руками побросали оснастку корабля. И так как в течение ряда дней не показывались ни солнце, ни звезды, и буря свирепствовала немалая, – в конце концов, стала пропадать у нас всякая надежда на спасение. Люди давно не ели. Тогда Павел, став посреди них, сказал: “Надо было, о мужи, послушавшись меня, не отходить от Крита и не терпеть этой беды и ущерба. И теперь призываю вас к бодрости, ибо ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо ангел предстал мне этой ночью от Бога, Которому я принадлежу, Которому и служу, и сказал: “Не бойся, Павел; пред Кесарем должно тебе предстать, и вот даровал тебе Бог всех плывущих с тобой”. Поэтому бодритесь, мужи: ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-то остров”. А когда наступила четырнадцатая ночь, как мы носились по Адрии, около полуночи моряки стали догадываться, что близка к ним какая-то земля. И вымеряв глубину, нашли двадцать сажен; потом, на небольшом расстоянии, вымеряв снова, нашли пятнадцать сажен. И опасаясь, как бы не попасть нам на скалы, они, бросив с кормы четыре якоря, напряженно ждали наступления дня. Когда же моряки пытались бежать с корабля и спустили лодку на море под предлогом, что они якобы собирались бросать якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: “Если эти не останутся на корабле, вы не можете спастись”. Тогда воины отсекли канаты у лодки и дали ей упасть. А пока день еще не наступил, Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: “Четырнадцатый сегодня день вы проводите в ожидании без пищи, ничего не вкусив; поэтому прошу вас принять пищу; это ведь нужно для вашего спасения; ибо ни у кого из вас волос с головы не пропадет”. Сказав же это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, преломив, начал есть. Все ободрились и тоже приняли пищу; было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

– «И ты сделался богатым и весьма славным среди морей». Слав. точнее: «и насытился еси и отягчал зело в сердцах морских». Имеется в виду ближайшим образом тяжелый груз корабля. Речь возвращается к покинутому еще в 9 ст. сравнению Тира с кораблем. Иез.27:26 .  Гребцы твои завели тебя в большие воды; восточный ветер раз­бил тебя среди морей. Описывается гибель корабля – Тира. Причиной ее были 1) безрассудная отвага, с которою кормчие завели корабль в большую глубину, т. е. смелая политика Тирского правительства и 2) «восточный ветер», самум или сирокко (LXX и Вульг. «южный», потому что в Палестину приносится с юга), обычно губивший множество кораблей в Средиземном море ( Пс 77.26 ; Деян 27.14 и др.), т. е. халдеи, ср. Иез.17.10 . Иез.27:27 .  Богат­с­т­во твое и товары твои, все склады твои, корабельщики твои и кормчие твои, заделывав­шие про­бо­ины твои и распоряжав­шиеся торговлею твоею, и все ратники твои, какие у тебя были, и все множе­с­т­во народа в тебе, в день паде­ния твоего упадет в сердце морей. Перечисление всего громадного и ценного содержимого корабля усиливает сожаление о гибели его. «Корабельщики», «кормчие» отсылают к ст. 8, «заделывавшие пробоины» (слав. «советницы» в смысле «инженеры») и «распоряжавшиеся торговлею твоею» («для производства торговли твоей» – ст. 9; слав. «смесницы от смесников твоих» – может быть, представители от соучастников торговли) – к ст. 9, «ратники» – к ст. 10 и 11. «Все множество народа» – может быть, исчисляемые с 12 ст. торговцы с Тиром. Иез.27:28 .  От вопля кормчих тво­их содрогнут­ся окрест­ности. «Окрестности». Хотя евр. миграги в других местах имеет такое значение, но здесь оно ослабляло бы силу мысли: падение Тира устрашит не окрестности лишь его; посему LXX: «страхом (убоятся)»; Вульг. classes. Иез.27:29 .  И с кораблей сво­их сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; С погибелью такого большого корабля (Тира) никто не может чувствовать себя безопасным на корабле: морская торговля меньших приморских городов ( «кораблей») ограничится сушей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? " ( Рим.7:19–24 ). Для принятия Таинства Крещения всякому человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние. Условием и причиной нашего вхождения в Церковь должно быть отнюдь не прекраснодушное желание: а пойду-ка я в христиане, там все так красиво, романтично, все такие «благодатные». Это уже будет не поиском Спасения, а поиском какой-то «теплой» компании, внешних и поверхностных эстетических впечатлений, душевного, а отнюдь не подлинно духовного внутреннего удовлетворения. Поиск же Спасения начинается именно с покаяния, с твердой уверенности, что наших собственных сил для достижения этого Спасения совсем недостаточно, с чувства, что из такого тяжелого, печального и плачевного состояния «обезбоженности» нас может вывести лишь Божественная сила и благодать. Поэтому без покаяния, а только с одним прекраснодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя. И одна из задач священника, к которому приходит желающий креститься человек, как раз и заключается в том, чтобы пробудить в его душе это покаянное чувство: чтобы человек, ощутив свое недостоинство, падшесть, в то же время понял, что именно в Крещении ему простятся все его грехи – как первородный, так и личные. Человек должен понимать, что он не только во Христа крестится, но с него также снимается тот печальный и позорный груз, который на нем лежит. Итак, со дня грехопадения Адама весь человеческий род находится под властью греха. Но сегодня мы получили надежное и единственно возможное врачевство от этого охватившего нас духовного недуга – Таинство Крещения. По точному замечанию святителя Амвросия Медиоланского , «нет человека без греха. Поэтому лишь тот, кто прибегает к Крещению Христову, признает себя человеком». 76 Об огромном значении веры и покаяния для вступления человека в церковь нам свидетельствует и Священное Писание Нового Завета: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божьего и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ); «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Иона садится на корабль в Иоппии (Иаффе), Соломона ( 2Nap. II, 16 ) служила портом Палестины местности это не гавань, а довольно опасный рейд. повеление Божие было объявлено Ионе в Гафхефере 1103 не менее как в двух днях пути от Иопии: у него сложилось твердое намерение не исполнять повеления ему данного; и он с упорством, свойственным упрямому» племени, идет в сторону, противную той в которую послан, с целью пробраться на дальний запад ему приказано было идти. Корабль, на который входить Иона, несомненно финикийский хотя корабельщики могли принадлежать к разным родам 1104 I, 4. «Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, началась на море великая буря, и корабль готов был разрушиться. шились корабельщики и взывали каждый к своим богам, стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его. Иона спустился во внутренность корабля, лег и крепко уснул. После нескольких дней беспокойства душевной муки и усталости от пути Иона думает, что достиг желаемого. Получив некоторое нравственное успокоение, засыпает, презирая опасность. Буря начинается по особому произволению Божию и делается столь сильною, что корабль подвергается опасности быть разбитым о скалы, или берег Палестины. Моряки, опытные в навигации, выкидывают груз вопият к богам своим – «каждый к своему богу, оказывается, что экипаж корабля состоял из язычников. Один Иона спит. I, 6. «И пришел к Иону начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть Бог (Елогим) вспомнит о нас, и мы не погибнем». В речи начальника корабля слышится выражение того внутреннего чувства, на которое указывают многие новейшие писатели 1105 , – что Божество и понятие о вечном Боге жило всегда в сердцах людей совершенно независимо от мифических измышлений, и что язычники, не отдавая себе в этом ясного отчета, чувствовали сердцем одного Бога Промыслителя и Царя мира. Выражения, общие и язычникам, – как напр. – «так Богу угодно», «пусть будет воля Божия», «Богу известно» и тому подобные, без означения имени какого-нибудь языческого божества, встречаются и у Гомера, и у Гезиода 1106 , и суть драгоценные памятники и свидетели, что не из фетишизма и политеизма выработалось верование в единого Бога, а напротив многобожие выработалось из монотеизма посредством обожения атрибутов божества, сначала постигаемых как свойства Божества, а впоследствии отделяемых от него и чествуемых отдельно 1107 . Но присущее человеку верование, – которого начало в первом откровении, – о Едином Боге – никогда в сущности не умирало, а продолжало жить в сердцах и в речи народа, несмотря ни на какие разветвления политеистического древа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Исповедь, очищая от грехов, облегчая груз греховный, снова подтягивает христианина к Церкви, восстановляет нарушенную беззакониями связь с Нею. В полноте совершается это восстановление в следующем за исповедью величайшем таинстве Тела и Крови Христовых. Евхаристия есть средоточие мистической жизни Церкви, таинственный центр единства церковного Все таинства освящают человека, освящают его и святейшее Имя Божие, благоговейно призываемое, и животворящий Крест, с верою лобызаемый и возлагаемый. Но особенную силу освящения, обожения человека имеет воистину страшное, святейшее таинство Евхаристии, делающее человека подлинно «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Это таинство составляет, если так можно выразиться, сердцевину Церкви. Оно есть «средоточие мистической жизни Церкви», «таинственный центр единства церковного». Если вы, мои дорогие, вчитаетесь в те места Нового Завета, где говорится о взаимоотношении Христова Евангелия и мира, то вы без труда усмотрите их коренную противоположность во всех областях жизни. Эту противоположность непрестанно и неустанно подчеркивают ближайшие ученики Господа, первые провозвестники Его Евангелия. Прислушайтесь к их голосам: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2: 15–16). Потрясенные в наших политических и социальных верованиях и чаяниях, мы так растерялись, что подумали, будто и Церковь Христова должна сокрушиться под ударами ее врагов, как рушился под этими ударами тот государственный и общественный строй, при котором так недавно и так самоуверенно-покойно жили мы. Глубокое и для христианина преступное заблуждение! Заблуждение это изобличает в нем ложное отношение к Церкви – только как к организации, и организации человеческой, и неверие в Церковь, как живой организм Тела Христова. Не говоря уже о том, что здесь сказывается и просто научное невежество в области церковной истории, или, по крайней мере, забвение тех уроков, которыми полна история Церкви и которые надлежит чадам Церкви постоянно носить в душе своей.

http://pravoslavie.ru/100304.html

Итак, каждая душа, желающая угодить Богу, прежде всего должна обладать стойкостью и надеждой, и тогда она возможет без ущерба для себя пройти всякое враждебное действо лукавого и всякую скорбь. Потому что Бог не допускает, чтобы души, надеющиеся на Него и чающие Его, настолько подверглись искушениям и скорбям, что это было бы выше их сил, как и говорит Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). И не столько, сколько угодно диаволу искушать, столько он и искушает душу и подвергает ее скорбям, но — сколько ему допускается это от Бога; только пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И надо ей оставаться непреклонной, потому что насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и ожидая от Него помощи, настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, и настолько допускает это; только сама она пусть будет твердой до конца в терпении и в надежде, и она не постыдится, как написано: « От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 3–5); и еще: «Как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» и проч. (2 Кор. 6, 4); и Господь говорит: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22; 24, 13); и: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19); и в ином месте говорится: «Кто веровал Господу и постыдился? или кто пребывал в страхе Его и был оставлен? Или кто призвал Его, и Бог презрел его?» Потому что если люди небольшого образования и ума умеют испытывать и судить, какую тяжесть и груз в силах нести на себе каждое из вьючных животных, как мул или осел или верблюд, и настолько по силам животного нагружают его; и горшечник, слепив сосуды, если не поставит их в печь, чтобы, подвергнувшись действию жара, они окрепли, то и не сделает их пригодными для человеческих нужд; но он знает, сколько времени их нужно держать в печи, чтобы, полопавшись, они не пропали, и в то же время не оставляет их сырыми, чтобы не случилось им остаться незаконченными и непригодными; итак, если люди приобретают таковое знание и умение различать в отношении материальных вещей, то насколько больше Бог, обладающий непостижимым и неописуемым знанием и разумом и всею премудростью, ведает, насколько души, желающие угодить Ему и уповающие получить вечную жизнь, нуждаются в испытаниях, скорбях и искушениях; и таким образом, до конца претерпевая доблестно и верно и с надеждой всякую скорбь, они тогда становятся испытанными и пригодными для Царства Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, что скажешь ты, монахиня, давшая обет умертвить мир для самой себя и себя саму умертвить для мира, предпочтившая [избрать] покаяние на всю свою жизнь и устремившаяся к тому, чтобы избежать необходимости [быть подвергнутой суду] ужасных дней [кончины века сего]? 132 Даже если ты не нанесла обиды своими словами и даже если ты не излила горечь в душу сестры своей, а также даже не ради дел подвижничества твоего, – все равно пойди и примирись с ней, чтобы не оказался твой постриг 133 напрасным, а бегство от мира ничем не окончилось. Если утруждаешься телом, а [в душе] питаешь ненависть, то уподобляешься кораблю, принявшему свой груз на суше, а потом сбросившему его в море во время шторма. Если взваливаешь на себя тяжкое бремя телесных трудов, а в помыслах копишь злобу, то становишься подобной слабому желудку, приемлющему пищу, но сразу же извергающему ее по причине болезненных соков, обретших жилище в нем. Ничего не значат ни пост, ни бодрствование, ни псалмопение, когда ненависть устраивает себе логово в душе, ибо страсть к препирательству, вторгаясь, становится узами для души и наглухо запирает ум в том, что он говорит и слышит. Оставаясь непримиримой, ты желаешь приносить Богу делание добродетелей? Он сочтет их за не могущие быть принятыми дары и отвратится от них, как от недостойной жертвы. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда пойди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ) 134 . [Господь как бы] говорит [тебе]: «Прежде всего расторгни малодушие, которым накладываются узы на твою душу, и представь Мне ум чистым от ненависти – тогда и приму Я твою телесную жизнь как чистую жертву. Какая Мне польза от внешнего твоего жития, когда вижу, как изнутри ненависть наносит вред душе твоей? И какая польза тебе, если ты все тело свое украшаешь [различными] способами добродетелей, а душу горечью ненависти делаешь непригодной [для спасения]? Какая польза, если тело свое с помощью всенощных бдений представляешь как светильник, но душа не имеет света, даруемого любовью к ближнему, стяжаемой терпением скорбей и обильной теплотой примирения?»

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010