7 мая 1908 г. по распоряжению Святейшего Синода на базе Грузино-Имеретинской синодальной конторы был основан цензурный комитет (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26974. Л. 6). Он ограничил возможности публиковать статьи, посвященные церковной жизни Грузии. Г. Э. противопоставил активизации политических партий и движений культурно-просветительные и благотворительные мероприятия. Так, в неурожайный 1909 г. были собраны деньги для закупки хлеба и раздачи его по приходам для помощи детям-инвалидам; была выстроена больница в Абастумани, проводились благотворительные вечера духовной музыки, лекции на церковные и духовные темы и т. п. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 52959. Л. 1-5; Ед. хр. 53193. Л. 1). Акцент миссионерской деятельности был перенесен на проповедь среди сектантов и противодействие антицерковной пропаганде политических революционных партий (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 52986. Л. 7). Циркуляром Святейшего Синода от 18 сент. 1910 г. особое внимание предписывалось обращать на проблему сектантства (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 52986. Л. 7). При церквах и мон-рях были созданы специальные курсы по изучению миссионерского дела (Кавказ. 1910. 116. С. 3), а при тифлисской ц. во имя Иоанна Крестителя Миссионерский совет Г. Э. открыл специальные курсы обучения миссионеров для работы среди сектантов (Там же). Курсы снабжались из казны учебными пособиями, духовной лит-рой, церковным инвентарем, денежными субсидиями (Сахалхо пурцели. 1910. 82. С. 2), на них помимо основных духовных дисциплин изучались история миссионерства и новейшие методы проповеди. Усилиями студентов и преподавателей открывались б-ки и начальные школы, проводились беседы среди паствы, основывались церковные хоры (АКавАК. Т. 7. С. 258). По ветке Тифлис-Джульфа Закавказской железной дороги курсировал вагон-церковь (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22628. Л. 1-3). В этот период, когда борьба за автокефалию ГПЦ достигла в Грузии своего апогея, Грузинским экзархом был назначен архиеп. Владимирский Никон (Софийский; 9 июня 1906 - 28 мая 1908). Он получил от груз. духовенства, недовольного отрицательным решением Синода вопроса об автокефалии в 1906 г., требование не приезжать на Кавказ. Так, в частности, известна телеграмма свящ. В. Карбелашвили члену Гос. совета кн. И. Чавчавадзе от 27 июня 1906 г., где он просит передать экзарху и митр. Антонию (Вадковскому) в Синод совет «не приезжать в Грузию» (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 2130. Л. 30; см. также: По поводу годовщины. 1909. С. 2-9). По прибытии в Тифлис его отказались встречать груз. священнослужители, объявив ему бойкот.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ (ШУШАНИЯ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеромонах Алексий (Шушания). Фото Алексий (Шушания), Сенакский, Теклатский (груз. (); 1852 - 1923 ), иеромонах , преподобный Память 18 января (Груз., ПЦА ) Родился 23 сентября 1852 года в селе Нокалакеви Сенакского уезда, в верующей семье. Отец Алексия скончался в 1868 году. Перед смертью благословив сына, завещал ему заботиться о семье. Будущему иеромонаху в ту пору было всего шестнадцать лет. В тот же год Алексий отправился в Иерусалим , поклониться святыням, а затем прибыл в Константинополь к дяде, Исламу Шушания, купцу, который был глубоко верующим и высокообразованным мужем. Во время пребывания у дяди Алексий обучился торговому делу и это ему настолько понравилось, что решил серьезно заняться торговлей. По зову сердца Алексий взял у дяди икону святого Иоанна Крестителя , уединился в своей комнате, усердно молясь Богу, дабы Господь наставил его на истинный путь. Во время напряжённой молитвы у Алексия началась сильная внутренняя брань: с одной стороны, его привлекали прелести мирской жизни, со всеми земными соблазнами, а с другой стороны, какая-то невидимая сила призывала к святой и возвышенной жизни. В такой брани и размышлениях прошло несколько часов. Измученный сомнениями, Алексий вопросил: " Что мне делать с отцовским завещанием, он же мне поручил семью, как быть с моими обязанностями? " Невидимый Наставник ответил: " Кто займётся твоими делами, если ты умрёшь? " " Бог! " - ответил Алексий. Опять послышался голос: " Тогда и ты умри для временной жизни ради Господа и доверь Богу все твои дела и он Сам всё устроит " . Услышанное Алексий воспринял как Глас Божий и с той минуты неотступно следовал ему. Алексий удивительно преобразился: месяцами он не выходил из своей комнаты, читал духовные книги и держал строжайший пост. Видя такое поведение Алексия, Ислам Шушания решил оставить Константинополь и вместе с ним вернуться в Грузию .

http://drevo-info.ru/articles/8764.html

В 1885-1888 гг. на средства ризничего Св. Гроба архим. Евфимия были возведены и украшены церковь, включившая элементы средневек. постройки, и монастырские здания. Значительную помощь возрождению обители оказал Иерусалимский патриарх Никодим I ( Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1886 г.//ГМИР. Шифр ИППО. Б. IV. 853/28. С. 189). «В 1885 году... председатель Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович - брат русского Императора Александра III, передал 16 000 рублей серебром на постройку церквей на Святой Земле. 3000 рублей из этих средств были пожертвованы московским жителем А. Н. Ленивовым для монастыря святого Иоанна Предтечи на Иордане. Многие иконы для церкви монастыря были написаны на средства великого князя Сергея Александровича» ( Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане. СПб., 1907. С. 5). Преемник игум. Максима архим. Григорий «на правой стороне устроил комнаты для приема поклонников» ( Дамаскин (Смирнопул), архидиак. Воспоминание о св. местах Иерусалима и всей Палестины. Иерусалим, 1908. С. 174). Монастырские строения И. П. м. были повреждены во время землетрясения 1927 г. и восстановлены в 1952-1955 гг. греч. Иерусалимским Патриархатом. С 1967 по 1993 г. монастырь пустовал, т. к. находился в приграничной зоне. В наст. время он доступен паломникам в сочельник Богоявления, когда Иерусалимский Патриарх совершает великое водоосвящение на месте Крещения Господня, и во вторник Страстной седмицы. Обычай совершать богослужение на Иордане 5-6 янв. возник в визант. период. Согласно нек-рым груз. календарям VI-X вв., отражающим традиции древнейшего Иерусалимского Святогробского Типикона, накануне Крещения (5 янв.) совершался «собор на берегу Иордана», а 6 янв.- «великий собор на Иордане в ц. св. Иоанна Крестителя» ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 379; Esbroeck M., van. L " Hymnaire de Michel Modrekili et son sanctoral (Xe siècle)//Bedi Kartlisa. 1980. T. 38. P. 119). Предположение К. Кекелидзе, что в 1-м случае речь идет о мон-ре, а во 2-м - о церкви на месте Крещения ( Кекелидзе. Канонарь. С. 170), небесспорно: на берегу была расположена церковь, а не мон-рь.

http://pravenc.ru/text/577918.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобномученики Гареджийские, от персов убиенные. Грузинская икона Гареджийские преподобномученики (груз. ; + 1616 ), насельники Давидгареджийских монастырей, пострадавшие от иранского шаха Аббаса I Память во вторник Светлой седмицы , 3 апреля , 10 апреля (Груз. , РПЦЗ , Румын. , Серб. ), 26 апреля (ПЦА ) Предание об избиении Гареджийских преподобномучеников было записано 22 июня 1868 года совершавшим паломническую поездку в Гареджи М. П. Сабининым со слов его проводника, иеромонаха Гареджийской Иоанно-Крестительской пустыни Герасима (+ 1870), который подвизался в монастыре около 60 лет и застал насельников, знавших о событиях XVII века по рассказам старцев. Разорив Тбилиси, иранский шах Аббас I отправился на охоту на юго-восток Грузии, в так называемые Караягские степи. Будучи уверенным, что он уже " предал мечу " всю Грузию, шах был удивлён, увидев посреди степи множество огней. Узнав, что это гареджийские монахи совершают пасхальный крестный ход в монастыре Воскресения Христова (к югу от лавры святого Давида, за хребтом), шах приказал немедленно изрубить всех, кого найдут в этой степной пустыни. Напрасно некоторые приближённые Абаса просили его пощадить этих безвредных людей, напоминая ему, что сам Магомет велит щадить молитвенников. К утру следующего дня воины истребили по одной версии до 600, по другой - до 6 тысяч иноков. Персидское войско встретил настоятель монастыря Арсений, которому перед пасхальной заутреней явился ангел и повелел объявить собравшимся в обители о близкой смерти, предложив выбор: кто хочет спасти свою жизнь, пусть бежит или скрывается. Арсений со слезами просил воинов шаха позволить братии дослужить литургию и причаститься Святых Таин. По окончании службы все монахи облачились в мантии и вышли к персам. Произнеся отречение от власти шаха и веры Магомета, они были изрублены, тела их выброшены на съедение птицам и зверям, Вокресенская обитель и несколько соседних с ней разорены.

http://drevo-info.ru/articles/13681411.h...

Великий пост – это, прежде всего, тишина Как будто невидимый ангел повелительно взмахнул над миром крылом и все смолкло, и в этой наступившей священной тишине, как в пустыне, через глубь веков вдруг доносится протяжный голос пророка Иоанна Крестителя – “приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его”. 20 февраля, 2010 Как будто невидимый ангел повелительно взмахнул над миром крылом и все смолкло, и в этой наступившей священной тишине, как в пустыне, через глубь веков вдруг доносится протяжный голос пророка Иоанна Крестителя – “приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его”. Как будто невидимый ангел повелительно взмахнул над миром крылом и все смолкло, и в этой наступившей священной тишине, как в пустыне, через глубь веков вдруг доносится протяжный голос пророка Иоанна Крестителя – “приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его”. И склонила покорно голову природа, услышав этот вечный зов, и в подтаявшем, синеватом, жестком снеге заискрились ручьи, заколебались почерневшие от сырости голые ветки деревьев, бессильно заплакали сосульки на крышах,  дохнул холодный, но уже влажный воздух в лицо, прогоняя прочь сонный дурман. И распались невидимые оковы, и все вокруг ожило и зашевелилось — это лютая зима дрогнула, заколебалась и уступила, наконец, дорогу новому времени. Оно, это новое время, еще не пришло, но оно уже неотвратимо и бесповоротно  вступило на свой путь, подобно восходящему солнцу, которое прежде чем появится из-за кромки горизонта, озаряет небосклон первым, розово-золотым, постепенно усиливающимся сиянием. Это  наступил Великий пост , а с ним  появилась и легкость существования, быстрота движений и  поющие птицы в сердце. Тело как будто сбросило ненужный, мешающий в пути груз, как  старую одежду, и радостно подхватило подаренные ему, тайные, крылья. Великий пост – это, прежде всего, тишина. Фото orthphoto.net И окрасились облачения и ризы в храмах в суровый, аскетический черный цвет. И вот уже длиннобородый священник, укутанный снопом пробивающихся сквозь высокие окна, утренних лучей, падает смиренно на колени, и тут же рассыпаются вокруг людские земные поклоны, соединяя в единый призыв незнакомые друг другу, голоса  —  “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему.”

http://pravmir.ru/velikij-post-eto-prezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ САЙФИ [ас-Сайфи] (1643 - 1723), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/121236_102.htm...

Сошествие во ад. Икона. XVII–XVIII вв. (ГМИГ) Сошествие во ад. Икона. XVII–XVIII вв. (ГМИГ) В основе груз. складней - композиционно-иконографическая система визант. триптихов из слоновой кости, в то же время они оригинальны в художественном решении. Один из типов складней подбором иконографических тем, подчиненных единой богословской идее, а также композиционным строем тесно связан с программами монументальных живописных ансамблей. Так, на Сетийском триптихе (1-я пол. XIII в., ИЭМС) чеканная «Этимасия» с темой Второго пришествия помещена на «триумфальной арке» центральной части, погрудный образ Спасителя - в «люнете» триптиха, элементы теофанического видения прор. Исаии, серафим и херувим - на створках. Изображения архангелов с лабарумами со славословием «Свят, свят, свят» являются составной частью темы прославления Христа, а композиционно и по смыслу соотносятся с центральным образом Богоматери с Младенцем, составляя традиционную композицию росписи апсиды груз. храмов - «Прославление Богоматери». Расположение на Сетийском триптихе св. воинов (на створках) и св. жен (в нижней части средника) соответствует их размещению в нижних регистрах живописного декора храма. Эта схема повторяется и на складне из Цвирми (2-я пол. XIII в., в восстановленной ц. вмч. Георгия в Сети (ныне Местиа)) - центральный образ Богоматери Агиосоритиссы фланкирован изображениями великомучениц Екатерины и Марины, над Богородицей - оплечный образ Христа, а на створках - Богоматерь и св. Иоанн Креститель предстают в традиц. для Деисуса моленных позах. На сохранившейся центральной части триптиха из церкви в с. Лабскалди (сер. XIII в.) по сторонам образа св. Иоанна Крестителя - Богородица и св. Иоанн Богослов, в верхней части в центре изображена полуфигура Христа, в нижней - образы св. жен. В триптихах предпочтение отдавалось изображению различных образов Богородицы и теме Деисуса, что объясняется, с одной стороны, следованием иконографическим схемам визант. складней, а с другой - назначением складней, являвшихся переносными алтарями.

http://pravenc.ru/text/168199.html

   В греч. Евхологии не приводится текст; Иератикон:    «Утверди, Боже, св. и православную веру благочестивых и православных христиан со Св. Его Церковью во веки веков».    При Арсении Суханове на Востоке произносил «Утверди» патриарх.    О «Пресвятая Богородице спаси нас» груз. и греч. ркп. уст. - глухо, слав. ркп. и Иератикон не имеют, старообр уст.: «посем: Премудрость, клирицы же поют Честнейшую».    Моск. Служ. 1602 и 1647 г.:    «диакон: Премудрость (1647 † аще несть диакона, то иерей глаголет сам: Премудрость), (таже) иерей: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».    Греч. Евх., Служ. Петра Мог. и Моск. 1658, как ныне.    При Арсении Суханове на Востоке «Честнейшую» пел правый лик, а Слава и ныне и проч. - левый.     «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше» слав. ркп. уст. XIV b. и все Служебники до Моск. 1647 г. включительно читают без «Христе», Служ. Петра Могилы: «Ти».    О «Слава и ныне. Господи помилуй 3, благослови» слав. ркп. уст. XIV b.: «братие рекут Слава и ныне Господи (помилуй?), благослови отче».    Моск. Служебники 1602 и 1647 г. и при Арсении Суханове на Востоке: Слава и ныне, Господи помилуй 2, Господи благослови.        О значении отпуста (в собственном смысле), как последней молитвы, сопровождавшейся в древности и благословением с руковозложением со стороны епископа (или священника) каждого присутствовавшего в храме - см. Вступит. гл., 148, 152 и д., 343 и здесь выше, с. 205.    Об отпусте утрени Студ. уст., груз. и греч. ркп. Иерус. уст. - глухо.    Чин патр. Филофея и нын. Евх.:    «Воскресый из мертвых (нын.: † «Христос истинный Бог наш) молитвами Пречистая Своея (ατο) Матере, св. славных и всехвальных апостолов и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».    Слав. ркп. Иер. уст. XIV b.:    «иерей же, став во св. дверех, зря на запад, глаголет † Воскресый из мертвых) Христос истинный Бог наш молитвами Пречистая Его Матери и св. Небесных Сил, честнаго и славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна и св. славных прехвальных апостол и святого имярек егоже память и всех свв., помилует и спасет души наша, яко Благ и Человеколюбец Бог аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Позднее этот ребенок, может быть даже ставший искренно верующим, воспитанный в вере, должен будет понести на себе груз врожденных пороков. Какие скорби он должен будет вынести в борьбе с самим собой, из-за того что родители думали только о своем наслаждении, а может быть, и вовсе ни о чем не думали! Причем, я говорю сейчас только о людях, которые соблюдают хоть какие-то нравственные законы! Взирая духом на этот праздник – Зачатие святого, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, вспоминая и другой праздник – зачатие Пресвятой Богородицы, мы, во-первых, можем понять, что для чистого все чисто 20 , а во-вторых, обязаны осознать свою ответственность перед рождающимися людьми. Представьте себе, что целое поколение людей совершенно не думает о своих будущих детях, относится безответственно к людям, которые должны явиться в мир! Мало того, что они убивают многих из будущего поколения, но еще и об остальных совершенно не думают, будут ли те здоровы и какова будет их нравственность. Одно мгновение родительской безответственности иногда заканчивается мучительной, подчас даже отвратительно греховной жизнью детей. Хотя всякий человек свободен, даже и зачатый в беззаконии, но все равно на него может лечь такой тяжкий груз врожденных пороков, что он окажется не в силах преодолеть его. Пусть и его вина в этом будет, но какая же тяжкая вина в этом его родителей! Осознаем это, братья и сестры, и запомним, что все, и праведники и грешники, рождаются от родителей, но от праведных родителей – праведники и соответственно от людей беспечных и развращенных – грешники. В Священном Писании сказано: Не радуйся о множестве детей, если они нечестивые 21 . Сейчас, правда, наступило время, когда множество детей огорчает людей. То, что в древности вызывало радость, то, чем люди гордились друг перед другом – множество детей, – теперь вызывает скорбь. На многодетных родителей смотрят как на каких-то безумцев, смеются над ними. Сейчас у нас все шиворот-навыворот, все поставлено с ног на голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

9-е прошение в большинстве греч. ркп. XI–XVII b. и нек. слав. XV b.: «О св. обители сей и всяком граде»; в нек. греч. ркп. с XV b. и слав. с XIII b.: «О граде сем и всяком граде»; в нек. греч.: «О св. обители или о граде»; в нек. слав.: «Аще есть монастырь: О св. обители; аще ли есть в граде: О граде сем»; в иных: «О граде сем и св. обители сей»; «О граде сем, аще есть в монастыри: и о св. обители сей». В 12-м прошении «О избавитися» многие ркп. и печ. изд. после «гнева» имеют еще «напасти», κινδνου, кроме «и нужды». После этого прошения груз. ркп. XIII b. имеют еще прошение: «И о всех требующих от Бога помощи и о помиловании их» (или «душ наших»). 13-е и 14-е прошения: «Заступи» и «Пресвятую» опускают один Евхологий, должно быть, XII-XIII b., один XVII b. и первые греч. изд., помещая и возглас великой ектении после первой малой. В 14-м прошении («Пресвятую») «славную» имеют только нек. греч. ркп. XVI b., печат. греч. с 1838 г. и слав. с 1655 г.; нек. греч. XII b. имеют пред «со всеми святыми»: «иже во св. отца нашего N» (храмового или дневного святого?); груз. ркп. XIII и XVII b. имеют здесь же: «свв. Небесных Сил», на следующей малой ектении здесь же: «св. славнаго Пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна», а на следующей: «св. и всехвальных апостол» [ 275 ]. «Господи помилуй» на ектении Насколько эта молитвенная формула отвечает основным религиозным потребностям человека, показывает употребление ее и в языческих религиях. «Призывая бога, — говорит Епиктет, — мы просим его: господи помилуй (Κριε ελησον)» [ 276 ]. У Виргилия есть обращение к богам: «помилуй меня (miserere mei)», «помилуй». В Ветхом Завете этот возглас слышался в молитвах едва не столь же часто, как у нас [ 277 ]. Неудивительно, что и в христианской Церкви мы сразу встречаемся с таким широким применением его за богослужением [ 278 ], какое имеет он в Иерусалимской и Сирской Церквах IV–V b., где им отвечает хор и народ на каждое прошение ектении, по свидетельству паломницы IV b. и Апостольских Постановлений (см.: Вступ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010