Священник Грузинской Церкви: Богохульство не остается безнаказанным Тбилиси, 23 ноября 2015 г. Священник Грузинской Церкви, протоиерей Андрей Кемулария, рассуждая о страшных терактах, произошедших во Франции, в слове, опубликованном на сайте Kenozisi , дал духовную оценку произошедшему. В частности, он пишет: «Сегодня мы слышим вопрос «Кто?» Но почти не слышно «почему?». Но ведь когда приходит беда, разумно задать именно этот вопрос – «почему?». И если мы не зададим его, то ничего не изменится к лучшему – ни в мире, ни в нас самих. Никакая человеческая сила, оружие, организация не может остановить зло. Часть общества и правительство защищают «право» на насмешки и богохульство, делая из него нечто вроде религии, и говорят – «я шарли» Освобождение от него наступает только тогда, когда мы задаем себе вопрос: «Почему усиливается зло? На что оно опирается? В чем моя вина в его усилении ? Какова моя лепта в этом?» Мы слышим слова сочувствия, видим выражение поддержки и ... я удивлен. Удивлён не тем, как сочувствует мир боли французов. Он и должен сочувствовать, сочувствовать и сильнее, и искреннее, не только на словах или раскрашивая здания или аватарки в соцсетях в цвета флага. Удивлён не тем, почему столь ценна жизнь европейца. Беспокоит и удивляет, почему жизнь других не ценится так же, как жизнь европейца, почему мир не скорбит о других так же, как о европейцах. Почему глуха «образованная» часть планеты, к тем, кто не является «ее частью?» Почему ей также равно не дороги драгоценные жизни нигирийцев, пакистанцев, сирийцев, кенийцев и многих других, убиенных за веру или национальность? Почему мир не заметил теракт в Бейруте, унесший 44 жизни днем раньше ? Не узнал о подвиге Аделя Термоса ? 13-го и в Багдаде произошел теракт, погибло 18 человек, но о них никто не скорбел. Если у терроризма нет национальности, то и жертвы не надо делить по национальному признаку. Почему допустила цивилизованная часть мира, почему сделало это нормой – самую глубокую и сильную боль людей делать целью сарказма?

http://pravoslavie.ru/88043.html

В то же время Церкви Закавказья имели огромную собственность. Кроме этого, топорность включения Католикосатов Закавказья в РПЦ видна в " торпедировании " самих процессов. Все эти факторы вызвали болезненные процессы как в церковной среде, так и среди народа. Вплоть до ряда вооруженных восстаний, подавленных военной силой, что еще больше усилило напряжение. Еще один фактор " топорности " упразднения, который Вы все никак не можете понять. Упразднение ДВУХ Церквей и создание одного Экзархата нарушило и без того хрупкое этническое равновесие в Закавказье. Абхазы сопротивлялись сильней и получили в Рос. Империи статус " виновного народа " . Мцхетский Католикосат, трансформированный первым в Грузинский Экзархат фактически получил в свое управление в 1817 г. территории другой Поместной Церкви с коренным неселением которой итак были разногласия. Это сжало пружину напряженности еще больше. Пользуясь сумятицей 1917 года, Грузинский Экзархат отделился, прихватив наследие, полученное с помощью России. Провозглашали автокефалию ГПЦ не в границах упраздненного в 1811 г. Мцхетского Католикосата! Почему бы и тут не заявить о неканоничности? И, кстати, ни у кого не вызывает порывов оспорить передачу в 1943 г. ГПЦ от РПЦ православных приходов в Армении, на которые ГПЦ вообще никогда не распространялась. " Грузины тоже старцы между прочим... " Про этногенез грузинского народа история отдельная. При желании расскажу. :-) Алэксандрос 23 апреля 2016г. 02:29 Я давно ответил. Не пропустили. пишу заново. +++Во-вторых, без уточнения того, что Митрополия Константинополя, просуществовавшая до конца 17-го века, имеет и определенное начало в... НАЧАЛЕ того же 17-го века+++ Не понимаю о чем вы говорите. С крещения Руси до конца 17-го века это была каноническая территория Константинопольской Церкви. +++Улавливаете разницу между " неканонически " и " неправильно " ?+++ С моей греческой точки зрения никакой разницы не существует. канон=правило по гречески. Не канонически=неправильно. +++Грузинский Экзархат отделился, прихватив наследие, полученное с помощью России. Провозглашали автокефалию ГПЦ не в границах упраздненного в 1811 г. Мцхетского Католикосата! +++ Так разве грузины виноваты в таком повороте сюжета? Почему не воспринимать это как восстановление исторической справедливости? +++И, кстати, ни у кого не вызывает порывов оспорить передачу в 1943 г. ГПЦ от РПЦ православных приходов в Армении, на которые ГПЦ вообще никогда не распространялась.+++

http://bogoslov.ru/article/4875748

– Со своей стороны, мы свидетельствуем о готовности участвовать в общеправославном обсуждении вопроса церковного разделения в Украине». Митрополит Владимир вновь выступил против создания в Украине параллельных церковных юрисдикции (по эстонскому образцу), так как проблемы раскола это все равно не решит, но еще больше разделит украинское общество. Глава УПЦ (МП) призвал вынести этот вопрос на суд всей полноты Православной Церкви. Но каков будет вердикт этого суда? Много ли у Московского Патриархата союзников в православном мире? Как передает агентство Asianews, даже Антиохийский Патриарх Игнатий IV, традиционный союзник Москвы, 10 октября после речи Константинопольского Патриарха, в которой тот раскритиковал проявления национализма в Церкви, заявил: «Мы имеем одного главу в православном мире, и это Константинополь». Похоже, как бы ни стремилась Россия упрочить свое влияние на православном Востоке, Константинополь всегда будет задавать тон в четверке древних православных Патриархатов, которые имеют определяющее значение в разрешении межправославных противоречий. 6 Так что стратегически Москва может уступить Константинополю пальму первенства в православном мире, если не предпримет каких-то сверхусилий для поиска новых союзников и удержания старых (Болгарская, Сербская, Польская, Чешская Церкви). Роковой может стать любая ошибка – например, нарушение канонических границ Грузинской Церкви. При этом право Московского Патриархата на всю территорию бывшего Советского Союза (кроме Грузии) как на свою «каноническую территорию» не учитывается Константинопольским Патриархатом. Что касается отношений с Грузинской Церковью (она также послала в Константинополь своего представителя), то их пока удается сохранять. В итоговом документе Всеправославного совещания приветствуются «позиция Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество» и отмечается, что «обе Церкви исполнили долг служения примирению». Встреча глав и представителей Православных Церквей в Стамбуле стала очередной попыткой объединить православный мир, раздираемый сегодня различными церковными расколами и политическими противоречиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Считаю излишним, писал он, объяснять, что в этом случае, как и во многих других, здешний край не может еще подходить под общие с российскими губерниями правила, и должен присовокупить, что в таком положении никак нельзя поручиться за спокойствие Имеретии при первом потрясении, которым здешний край, при обстоятельствах, коих предвидеть нельзя, подвергнуться может. Просьбу имеретинского дворянства об определении в Имеретию особого архиерея по уважениям, в записке изъясненным, я полагал бы необходимым удовлетворить, с тем чтобы епископ, который будет туда назначен, состоял в зависимости экзарха Грузии и синодальной конторы». 380 Экзарх, со своей стороны, смотрел на Грузию, как на одну из русских губерний, не принимая во внимание ни этнографических, ни топографических особенностей края, а Головин видел в Грузии страну, совершенно отличную от России, страну, которую нельзя насильно, без всякого уважения к её местным потребностям, характеру и обычаям, укладывать в формы, приличные для государственного организма России. Император Николай, когда чрез сопровождавшего Чернышева статс-секретаря Позена представлены ему были и прошение имеретинских дворян о назначении к ним особого архиерея, и отзывы об этом экзарха Грузии и главноуправлявшего, склонился к мнению последнего и на докладной записке Позена написал: «Кажется, можно согласиться сделать угодное, назначив викарными всех трех, 381 т. е. включая сюда викария грузинского, архиереев: имеретинского и грузинского». Мысль Государя Позем сообщил синоду, который немедленно послал запрос к митрополиту Давиду, желает ли он управлять имеретинскою епархией, а с тем вместе потребовал соображения от экзарха Грузии о том, где поместить грузинского викария, жившего дотоле в Кутаисе и управлявшего имеретинскою и гурийскою епархиями, если он должен будет уступить место Давиду. По получении от последнего отзыва, с изъявлением согласия на принятие кафедры, викарию как ближайшему помощнику экзарха, назначено пребывание в Тифлисе и определен круг его деятельности, преимущественно обнимавший дела по грузинской синодальной конторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В остальном училище должно было применяться к высочайше утвержденному уставу епархиальных женских училищ. Тифлисское училище рассчитано было на 100 воспитанниц с расходом на наем помещения, на уплату жалованья начальствующим, учащим и другим должностным лицам, а также на другие нужды всего в размере 7365 рублей, каковые, по мысли высокопреосвященнейшего Иоанникия, должны были производиться из прибылей Тифлисского епархиального свечного завода. Желая прийти задуманному делу на помощь и облегчить скорейшее осуществление его, архипастырь пожертвовал из своих собственных средств 12500 рублей, на проценты от каковых должны были содержаться стипендиатками 6 сирот дочерей духовенства. В обеспечение же постоянного существования сего рассадника, духовенством Грузинской епархии, равным образом и некоторыми частными лицами было собрано, в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II, Освободителя, около 65 тысяч рублей. Изыскав таким образом средства к открытию и дальнейшему обеспечению проектировавшегося Тифлисского епархиального женского училища, высокопреосвященнейший Иоанникий вошел с надлежащим ходатайством в Святейший Синод об открытии оного, на что и получил разрешение синодальным указом, от 8 мая 1879 года за 1536. Фактическое открытие училища состоялось 21 сентября 1879 года. Всматриваясь в дальнейшую жизнь этого рассадника, мы видим, что, хотя и духовенство Грузинской епархии, и самый совет женского училища неоднократно поднимал вопрос о преобразовании Тифлисского женского епархиального училища из трёх классного с двухгодичным курсом в каждом классе в шестиклассное (в 1884, 1888, 1891 и 1894 годах), но училище до последнего времени по-прежнему оставалось трехклассным. Главными причинами, тормозившими преобразование училища, были – недостаток средств материальных и теснота в училищном доме. С приобретением же в собственность училища, согласно резолюции высокопреосвященнейшего Флавиана, экзарха Грузии, от 29 марта 1899 года за 1603, имения г-жи Комар за 19835 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое внимание Илия II призвал уделить нуждающейся интеллигенции 9 марта. ПРАВМИР. Грузинский Патриарх Илия II поручил прихожанам начать сбор пожертвований для приобретения дома для нуждающихся людей.  «Каждый должен искать бедствующего человека. Наших детей мы должны воспитать в духе милосердия, — сказал Патриарх на воскресной проповеди. — У меня есть желание, чтобы наши прихожане купили дом, в котором будет устроен приют для нуждающихся людей. Особое внимание мы должны уделять нашей интеллигенции, нашим писателям, художникам, работникам искусства, которые не могут просить и не могут торговать. Им нужно помогать, и они должны иметь возможность для выхода из стресса. Всем вам поручаю собрать деньги, чтобы мы могли купить дом, где бедствующие люди найдут приют», — обратился Патриарх Грузинский к прихожанам. Тот, кто помогает бедствующим, более счастлив, чем тот, кто получает эту помощь, подчеркнул Предстоятель Грузинской Православной Церкви, передает « Благовест-инфо» . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 марта, 2015 15 апреля, 2015 6 марта, 2016 9 января, 2023 10 февраля, 2022 8 февраля, 2022 14 декабря, 2021 1 ноября, 2021 13 сентября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/gruzinskiy-patriarh-ot...

Как бы то ни было, в Грузии сегодня есть скрытый конфликт между действующей властью и грузинской церковью. Идеологи нынешней грузинской власти - Леван Рамишвили и Георгий Бокерия - до самого последнего времени активно ратовали за модернизацию грузинской церкви и проведения религиозной реформы: устранения института патриархата и создать вместо него что-то вроде Священного синода. Насколько вовлечен Илия II в серьезные политические игры - вопрос открытый, но это остается одним из последних неиспользованных рычагов влияния Москвы на грузинском политическом поле, поскольку энергетическими ультиматумами здесь вряд ли что-либо можно добиться. В свое время Москва нашла " энергетическую " управу на Украину, пусть и не прочную и не долгую. С Грузией энергетические игры не пройдут. Грузия, вовлеченная в азербайджанско-турецкие энергетические схемы, верная США, безучастна к " газовому " давлению России. И Кремлю пока только остается делать вид, что он принимает правила. 16 января стало известно, что Владимир Путин направил президенту Грузии Михаилу Саакашвили поздравительное послание в связи с его переизбранием на пост президента Грузии. " Примите поздравления в связи с Вашим переизбранием на пост президента Грузии. Хотел бы надеяться на конструктивное развитие отношений между нашими странами в предстоящий период " , - говорится в поздравлении. Хотя Путин и не поедет 20 января в Тбилиси, все же на инаугурации собирается присутствовать человек от России - министр Сергей Лавров. Однако, какими бы вынужденными такие " миролюбивые " шаги не были, проблем накопилось очень много. Главным образом, с Абхазией и Южной Осетией. И вот здесь быстрые шаги могли бы принести пользу, пока в регион с триумфом не въехали войска НАТО со звездно-полосатым флагом. Единственное препятствие - это вопрос о статусе Косово, который сегодня, к большому сожалению, является разменной картой. Его тоже надо решить. Возможно, именно за этим Путин едет в Белград, а не в Тбилиси. http://www.pravaya.ru/look/14890 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В грузинской церкви еще в 1727 году был установлен праздник совершения в Сионском митрополичьем кафедральном соборе, в субботу фоминой недели, торжественного служения в воспоминание известного героя Гиви Амилахвари и его потомства. Поводом к установлению этого празднества послужило следующее обстоятельство. В 1726 году турецкий султан Ахмет III, фирманом своим на имя визиря своего Исак паши Ахалцихского, издал указ об обращении Тифлисского Сионского собора в мечеть, при чем, приказание это должно было быть приведено в исполнение в Фомину субботу того же года. Митрополитом Тифлисским в это тяжелое для Грузии время был Доментий, из фамилии князей Орбелиани. Узнав об этом распоряжении, глубоко опечаленный митрополит в сопровождении Сионского соборного духовенства направляется к князю Гиви Амилахвари, весьма влиятельному в то время лицу, и именем Бога умоляет его не допустить осквернения древнейшей грузинской святыни, глубоко почитаемой всем народом. Князь Амилахвари, как человек глубоко религиозный и народный деятель, восстал против указанного распоряжения султана и употребил все свое могущество, силу и влияние, благодаря чему фирман султана Исак паши не был приведен в исполнение, и народная святыня не была поругана. В ознаменование этого события митрополит составил церковный акт, коим повелевалось ежегодно совершать в Сионском кафедральном соборе торжественное служение в память героя-освободителя, а ему самому выдал грамоту, за своею и других лиц подписью, в которой подробно упомянул заслуги Гиви Амилахвари и указал на распоряжение, данное им духовенству. Грамота эта писана 8 апреля 1727 года 264 . С тех пор церковное торжество по сему случаю совершалось в Сионском соборе ежегодно вплоть до 1795 года, когда оно и было позабыто вследствие смутных политических обстоятельств, – нашествий на Грузию Ага-Магомет хана, Омар хана Аварского, но главным образом по причине, борьбы между двумя царскими династиями – карталинской Вахтанга VI и кахетинской Ираклия II. В 1899 году один из потомков помянутого героя, генерал – адъютант князь Иван Гивич Амилахвари возбудил пред высокопреосвященнейшим Флавианом, экзархом Грузии, ходатайство о восстановлении забытого церковного праздника. Ходатайство это, нашедшее сочувственную поддержку в епископе Кирионе, подавшем экзарху подробную докладную записку о необходимости восстановить празднество в религиозно-нравственных целях, высокопреосвященнейшим Флавианом уважено и с тех пор, согласно отобранным от причта собора, по приказанию экзарха 265 , подпискам, в Сионском кафедральном соборе в Фомину субботу постоянно совершается торжественно божественная литургия и панихида об упокоении души почившего героя, защитника православной веры и церкви. Крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, просветительницы Грузии и честное перенесение его из Санкт-Петербурга в Тифлис

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из пергаментных рукописей самая древняя относится к VI веку. Есть рукописи на бомбициле и бумаге XI века. Между рукописями музея много рукописей с миниатюрами, как классического периода расцвета грузинской иконографии IX–XII веков, так равно её падения XV–XVII веков. Для того, чтобы книжные сокровища музея сделались доступными и известными обществу, комитет музея печатает подробное описание рукописей и старопечатных книг, благодаря чему в последнее время рукописями нашего древлехранилища стали пользоваться некоторые из профессоров высших учебных заведений при своих изысканиях. Учреждение церковного музея – явление очень важное в деле сохранения грузинских древностей, но для того, чтобы впредь не улетучивались церковно-археологические памятники, необходимо возбуждать в обществе интерес к местным древностям при посредстве широкого распространения в нем церковно-археологических знаний. В этих видах было бы желательно ввести в круг предметов Тифлисской и Кутаисской духовных семинарий преподавание церковной археологии вообще и местной в особенности. Существующий наш церковно-археологический музей окажет этому делу свои услуги. Важное значение археологии в деле богословского образования несомненно уже потому, что она будет развивать в питомцах не только любовь к церковной старине, но и уважение ко всему церковному. Помимо этого, распространение среди духовенства археологических знаний спасет от разрушения и уничтожения местные церковно-археологические древности, так как драгоценные памятники грузинской церковной старины, которыми так богат наш край, не смотря даже на тщательный надзор со стороны духовного начальства и археологических обществ, все гибнут и будут гибнуть до тех пор, пока само духовенство не научится отличать древнее от нового, ценное от малоценного, пока не уяснит себе действительного значения этих памятников, пока само не полюбит родную церковную старину. В виду скопления в музее духовенства Грузинской епархии, а равно и в русских столичных древле-хранилищах массы грузинских рукописных сокровищ, уже обративших на себя внимание людей науки, в начале минувшего 1900 года епископы Грузинского экзархата, преосвященные: Александр Гурийско-мингрельский, Виссарион Имеретинский, Леонид Горийский и Кирион Алавердский чрез высокопреосвященного экзарха Грузии Флавиана возбудили пред Святейшим Синодом ходатайство об учреждении при Санкт-Петербургской духовной академии самостоятельной кафедры истории грузинской церкви, в связи с научным изучением грузинских письменных, архитектурных и других церковных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. считается основоположником груз. эмпирической социологии: в 1907 г. научный кружок груз. студентов С.-Петербургского ун-та под его рук. впервые провел ряд социологических опросов в Грузии, был разработан научный социологический сборник (изд. в Тифлисе в 1915). В 1907 г. Д. стал членом Об-ва истории и этнографии Грузии (в 1921-1930 председатель). Ученый участвовал в политической жизни, являясь сторонником революционного движения, за что в марте 1897 г. сидел в тюрьме «Кресты», в 1906 г. был отдан под суд, ему был запрещен выезд из С.-Петербурга и он находился под тайным надзором полиции. С именем Д. связан новый этап груз. историографии: он первым использовал системный подход к истории Грузии, выстраивая изложение с учетом данных о сопредельных с Грузией странах, исследований по филологии, лингвистике, праву, экономике. Большое внимание Д. уделял церковной истории: в 1907 г. в Политической энциклопедии Л. З. Сломинского он поместил очерк об автокефалии Грузинской Церкви, в 1908 г. выпустил труд по истории армяно-груз. церковного разрыва. В фундаментальном труде «История грузинского народа» отдельные главы посвящены христианизации Грузии, церковной политике св. блгв. царя Вахтанга Горгасали и провозглашению автокефалии, церковно-догматическому разрыву между Грузией и Арменией, церковной политике св. блгв. царя Давида IV Строителя , роли Церкви в борьбе за единство Грузинского гос-ва и др. После Февральской революции Д. вернулся в Тифлис, где возглавил группу груз. ученых (Е. С. Такаишвили , А. Г. Шанидзе , К. С. Кекелидзе , Д. Узнадзе и др.) по созданию 1-го на Кавказе ун-та. Под его рук. было основано Об-во свободного Грузинского ун-та, 22 июня 1917 г. он представил проект устава ун-та. Груз. ун-т был открыт 26 янв. (8 февр.) 1918 г., в день памяти св. блгв. царя Давида IV Строителя. Торжественный молебен отслужил Католикос-Патриарх Грузии Кирион III (Садзаглишвили) , 1-ю университетскую лекцию 30 янв. (12 февр.) читал Д. Он занял пост декана философского фак-та (1918-1919), в 1919-1925 гг. был ректором ТГУ. Ему было присвоено звание профессора (1919). В послереволюционные годы Д. создал и опубликовал мн. основополагающие труды по истории Грузии, палеографии, источниковедению, дипломатике, нумизматике (1923, 1926), груз. праву (1919, 1928-1929), экономике (1930).

http://pravenc.ru/text/171809.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010