Среди представителей следующего поколения композиторов появляются сторонники развития ирл. музыки в рамках нового европ. муз. языка, в творчестве которых есть и духовные песнопения. А. Флейшманн (1910-1992), ирл. композитор нем. происхождения, работавший в Корке, написал оффертории для смешанного хора «Illumina oculos meos» (Просвети очи мои (Пс 12. 4); в 4-е воскресенье по Пятидесятнице) (1934) и «Confirma hoc Deus» (Укрепи, Боже сие; Пс 67. 29-30; на Пятидесятницу) (1945), Мессу для женского/детского 3-голосного хора и органа (1972) и Мессу св. Финдбарру (покровителю Корка) для смешанного хора и органа (не датирована). Композитору, дирижеру и исследователю ирл. музыки XVIII в. Б. Бойделлу (1917-2000) принадлежат следующие духовные произведения: «An Easter Carol (Mary, Moder)» (Пасхальное песнопение «Мария Матерь»; op. 12) для 3 солистов и смешанного хора (1940), «Timor mortis» (Страх смерти; op. 35) для тенора, смешанного хора и органа (1952), антем «I Will Hear What the Lord Will Speak» (Услышу, что речет ко мне Господь (Пс 84)) для смешанного хора и органа (1988). В И. получили известность произведения англ. композитора ирландского происхождения Э. Маконки (1907-1994), в т. ч. ряд ее вокально-инструментальных сочинений духовного содержания: «Девора» для 2 голосов, 2 хоров и оркестра (30-е гг. XX в.), «Dies irae» C-dur для хора и оркестра (1940-1941), «By the Waters of Babylon» (На реках Вавилонских (Пс 136)) для хора и оркестра (1943), «How Samson Bore Away the Gates of Gaza» (Как Самсон унес врата Газы; на слова Н. В. Линдсея) для голоса и фортепиано (1937; аранжировки для соло или неск. голосов с оркестром: 1938, 1963-1964, 1973), кэрол-кантата «Рождественское утро» для сопрано, женского трио и фортепиано (1960-1961) и др. Маконки принадлежат также хоровые произведения a cappella: Два Мотета: Гимн Христу, Гимн Богу Отцу (на слова Дж. Донна) для 2 хоров (1931; обработка для тенора и фортепиано: 1959, 1965), кэрол «Christmas Night» (Рождественская ночь) для 4 голосов (1974) и др. |
Wiesbaden, 1968; Das heidnische und christliche Slaventum. Wiesbaden, 1969–1970. Bd. 1–2; еще один том вышел впоследствии: Methodiana. (AISl. Bd.9). Wien, Köln, 1976; r. Κυρλλω και Μεθοδω τμος ρτιος π τη χιλιοστ και κατοστη τηρδι, I–II. Thessalonike, 1966–1968; д. Konstantin-Kyrill aus Thessalonike. (OChr. NF. Bd.22). Würzburg, 1969; e. Константин-Кирил Философ: Юбилеен сборник по случаи 1100-годишната от см&ртта му. София, 1969; ж. Симпозиум 1100-годишнина от смртта на Кирил Солунски. CKonje, 1970. Т. 1–2; з. Константин-Кирилл Философ. София, 1971; и. Делото на Константин-Кирилл Философ. София, 1972. Упоминания заслуживают также доклады симпозиума в Вашингтоне (1964 г.), которые собраны в DOP. Vol. 19, сборник трудов болгарского византиниста и слависта И. Дуйчева: Dujev I. Medioevo bizantino-slavo. Т.1–3. (Storia е letteratura. Т. 102, 113:119). Roma, 1965–1971 [см. еще: Follieri Е. Ivan Dujev: Notizie biografice e bibliografia//Byz. 1977. Т.47. Р.5–41 (полная библиография)], а также: Dittrich Z.R. Christianity in Great-Moravia. Groningen, 1962; Георгиев E. Кирил и Методии. София, 1969; Zagiba F. Das Geistesleben der Slaven im frühen Mittelalter. Wien, Köln, Graz, 1971. Литература по кирилло-мефодиевскому вопросу, ставшая практически необозримой, собрана в нескольких библиографиях: Ильинский Г.А. Опыт систематической Кирилло-Мефодьевской библиографии. София, 1934 (перепеч.: Zug, 1967); Попруженко Μ., Романски Ст. Кирилометодиевска библиография за 1934–1940 год. София, 1942; Дуйчев И., Кирмагова А., Паунова А. Българска кирило-методиевска библиография за периода 1944–1962 г.//Хиляда (см. выше). С.515–541; Весковик J. Прилог кон кирилометодиевската библиография//Власник на Инет, за нац. истор. 1969. Т. 13. С. 319–324 (македонская литер, с 1945 г.); юбилейная литература собрана в работе: Petrovi I. Literatura о Cirilu i Metodiju prilikom 1100 jubileja slavenske pismenosti//Slovo. 1967. T. 17. S. 136–188; 1969. T. 18/19. S. 233–382 (за 1963–1969 гг.). Текущую библиографию см. |
T.I/2: От славенизацията на державата до падането на первото царство (852–1018). София, 1927 – см. также более новые работы: Vaillant A., Lascaris Μ. La date de la conversion des Bulgares//RES1. 1933. T.13. P. 5–15; Snegarov I. La fondation de I’Eglise orthodoxe bulgare//Εις μνμην Σπυρδωνος Λμπρου. θναι, 1935. Ρ. 278– 292; Петров Π.Χρ. За годината на налатане християнството в България//Изв. на Институт за история. 1964. Т. 14/15. С.569–590; Swoboda V. L’origine de 1’organisation de I’Eglise en Bulgarie et ses rapports avec le patriarcat de Constantinople (870–919)//ByzBulg. 1966. T.2. P. 67–81; Шъбев T. Проникване на християнството в България до 865 г.//Г ДАКО. 1966. Т. 15 (41). С. 1–35; Wasilewski Т. Data chrztu Bulgarii//Pamitnik Slowaski. 1968. R. 18. S. 115–129; Поптодоров P. Преломното значение на покръстването и на основането на българския народ през време на първата българска държава//ГДАКО. 1969/70. Т. 19(45). С.71–185 [ср. также: Vlasto А.Р. (прим. 62). Р. 154–179; Ангелов Д. и др. История на Болгария, II: Переа белгарска держава. София, 1981. С. 213–232, 251–261, 323–330 (дополнения В. Гюзелева, И. Божилова, Д. Мирчевой). – Прим. изд. (К.А.)]. О русско-болгарских отношениях этого времени см.: Михайлов Э. Руси и Българи презранното средновековие (602–964 г.)//ЕСУ. 1975. Т.66 (1972/73). С.79–143. 65 Это прежде всего работа панслависта В.И. Ламанского: Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник (критические заметки)//ЖМНП. 1903. Апрель. 4.346. С.345–385; Май. 4.347. С. 136–161; Июнь. 4.348. С.350–388; Декабрь. 4.350. С.370–406; 1904. Январь. 4.351. С. 137–173 [Ср.: Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. Приложения. С.483–491. – Прим. изд. (К.А.)]. Из его критиков назовем: Полонская Н. (прим. 62). С.49–58; Пархоменко В. (прим. 61). С.51–67. О широком проникновении кирилло-мефодиевской литературы на Русь см.: Obolensky D. The Heritage of Cyril and Methodius in Russia//Idem. |
в VI в. хранились в Кесарии ( Anon. Placent. Itinerarium. 46; см. также: Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites, XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969. P. 314-316). Ист.: BHG, N 1405-1407e; BHO, N 831; ActaSS. Febr. T. 2. P. 863-867; Iun. T. 1. P. 62-70; History of the Martyrs of Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L., 1861 [сир. текст и пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 270-272; ЖСв. Февр. С. 299-305; MartUsuard. 1965. P. 238; MartAdon. P. 175-176; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 179-181 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 696-700). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45; Т. 3. С. 73-74; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 311, 322, 328, 380, 429, 482; Millet G. Sainte-Sophie avant Justinien//OCP. 1947. Vol. 13. P. 597-612; Eldarov G. Elia, Geremia, Isaia, Samuele e Daniele//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1057-1058; Sauget J.-M. Giuliano//Ibid. 1965. Vol. 6. Col. 1192 1193; idem. Panfilio, Valente, Paolo, Porfirio, Seleuco, Teodulo, Giuliano e i cinque egiziani, Elia, Geremia, Samuele, Isaia e Daniele//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 94-101; idem. Seleuco//Ibid. 1968. Vol. 11. Col. 829-830; Cavallo G. Scuola, scriptorium, biblioteca a Cesarea// Idem. Le biblioteche nel mondo antico e medievale. R., 1988. P. 65-78; Πμφιλος//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 372; Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: Ист. очерк//БСб. 1999. 3. С. 136-151. А. Н. Крюкова Почитание у славян В слав. Четьих-Минеях под 16 февр. содержится «Мучение Памфила, Валента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана, мученых в Египте» (напр., РГБ. 92; см.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. СПб., 2008. С. 94; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 паг.]). Начало и конец этого текста соответствуют тексту Евсевия Кесарийского (BHG, N 1405), однако содержание в целом представляет собой сокращенный его перевод-пересказ с акцентом на главных сюжетных линиях и персонажах и имеет нек-рые искажения. |
Места находок этих идолов свидетельствуют о славянской принадлежности их изготовителей и почитателей. Подобные изображения в виде палочек с вырезанными на концах одной, тремя или четырьмя головками известны и на неславянских землях, например, в Риге, где они датируются XII–XIII вв. (Цауне А.В., 1981; 1990, с. 127–128). И. Срезневский (1853, с. 181), а в последнее время Г. Ловмянский (Lowmianski Н., 1979, S. 158) утверждали, что каменных идолов у славян вообще не было. Но упоминания об идолах, сделанных из камня и металла, встречаются в источниках. Так, в Щецине имелся идол из золота, который был спрятан язычниками (Житие Отгона Бамбергского, Котляревский А. А., 1893, с. 360). По Иоакимовской летописи, «Добрыня же идолы сокруши, деревянии сожгоша, а камении изломав в реку ввергоша» ( Срезневский И.И. , 1853, с. 180). В «Слове о том, како первое погани кланялися идолом» (XI в.) говорится: «Начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзей ж мраморяне и золотеи и сребренеи» (Аничков Е.В., 1914, с. 264). Идолы, сделанные из камня, найдены по всей славянской земле (рис. 2). Сводная карта каменных идолов, найденных на территории Польши, сделана Я.Соколовской (Sokolowska J., 1928). В Германии известны рельефные изображения на камне, например, в Альтенкирхен (Die Slawen in Deutschland, 1970, Abb. 122). Наибольшее скопление каменных изваяний известно в Поднестровье, в Подолии (Довженок В. И., 1952, с. 136–142; Винокур И. С., Хотюн Г. Н., 1964, с. 210; Брайчевский М. Ю., Довженок В. И. 1967; Винокур И. С., 1967; 1970 а, б; 1972; Винокур И. С., Забашта Р. В., 1989). Здесь же, помимо сохранившихся идолов, имеется много сведений о когда-то находившихся в разных местах «каменных бабах» (Антонович В. Б., 1901; Сецинский Е., 1901). Идол, обнаруженный крестьянами при добыче камня около Гусятина на Збруче, имел вид четырехгранного столба с изображенными на нем человеческой головой, лошадьми и еще какими-то фигурами. Идол был разбит и камни употреблены при постройке церкви (Сецинский Е., 1901, с. |
113 Об истории празднования Богоявления на Западе см., например: Epiphanie//DACL 5. Col. 197– 202; Epiphanie//DSAM 4. Col. 867– 879. 115 Carinen XXVII, 47 –52: Paolino di Nova. I Carmi/testo latino con intr., trad. italiana, note e indici a cura di A. Ruggiero. Vol. 2. Napoli, 1996. P.240–243. 116 Lemarié J. La liturgie de Ravenne et d’Aquilée//Aquileia e Ravenna. Udine, 1978. (Antichità Alto-Adriatiche. Vol, XIII.) P. 367. 117 См. Chromace d’Aquileé. Sermons. T. 1/Intr., texte critique, notes par J. Lemarié, OSB; trad. par Tardif. Paris, 1969. (Sources Chrétiennes. Vol. 154), P. 87 –93. 120 Об истории темы сошествия Христа во ад см., например: Cabrol F., De Méester A. Descente du Christ aux enfers d’aprés la liturgie//DACL 4. Col. 682–696; Quilliet H. Descente de Jésus aux enfers//DTC 4/1. P. 565–619. 122 Lemarié J. La liturgie de Ravenne et d’Aquileé//Aquileia e Ravenna. Udine, 1978. (Antichità Alto-Adriatiche. Vol. XIII.) P. 366. 128 О древнем чине «(на)знаменовання крестом» или «вручения креста» см. Vogel С. La signation dans I’Eglise des premiers siecles//La Maison-Dieu. Vol. 75. 1963. P. 37–51. 129 О разных смыслах помазания елеем до крещения см.: Nocent A., OSB. Christian Initiation During the First Four Centuries//Handbook for liturgical studies. Vol. IV. Sacraments and Sacramentals/Ed. A. J. Chupungco, OSB. Collegeville, 2000. P. 5–48. Также см. Voicu S. Textes peu connus concernant I’onction prébaptismale//Irénikon. Vol. 64. 1991. P. 470–473. 130 Об обычае омовения ног см., например, статью: Beatrice P. Due nuovi testimoni della lavanda dei piedi in età patristicä Cromazio di Aquileia e Severiano di Gabala//Augustinianum. Vol. 20. P. 19–22. 131 См. о следах обычая возложения рук в богослужениях православной и нехалкидонских Церквей см. в: Mateos J., S.J. L’Office du soir//Revue du Clergé Africain. Janvier, 1964. P. 20 –21. 136 Quarino L. Il Battesimo nel rito aquileiese. Thesis ad lauream in S. Theologia. Pontificia Università Lateranense. Roma, 1967. P. 48. |
251 Прот. Владислав Цыпин . История Русской Православной Церкви 1917–1990. С. 106–107; Alexeev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953. P. 83; Кишковский А. И. Рецензия на статью W. Alexeev, L " Eglise orthodoxe russe sous l " occupation allemande (1941–1944), «Irenikon» (Revue trimestrielle), tome XXIX, 3er trimestre, 1956, Chevetogne, Belgique//Вестник института по изучению СССР (Мюнхен), 1958, 2(27). С. 132. 252 А1ехееи W., Stavrou T. The Great Revival. The Russian Church under German Occupation. P. 27–29; Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 175. 254 Фоминов Н. Против благодушия и беспечности в антирелигиозной работе//Большевик, 1937, 20. С. 43. 258 Там же, д. 593, л. 81; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. С. 45. 259 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 46–47; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России-СССР (1917–1971). С. 55. 260 Он был арестован незадолго до начала Великой Отечественной войны и с тех пор бесследно исчез. См.: Польский М. Новые мученики российские. Т. 2. С. 286–287. 261 Vries W. Der Christliche Osten in Geschichte und Gegenwart. Wurzburg: Augustinus Verlag, 1951. S. 193–196; Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. S. 136, 144; Tobias R. Communists Christian Encounter in East Europe, Indianapolis: School of Religion Press, 1956. P. 320; Николаев К. Н. Восточный обряд. Париж: ИМКА-Пресс, 1950. С. 249. 270 Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 125; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. С. 39. 280 РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 44, л. 79; Атеизм в СССР: становление и развитие. М.: Мысль, 1986. С. 73. 281 Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 173; Pospielovsky D. A. History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Antireligious Policies. P. 58, 65. 284 Шейнман М. Религия на службе японского империализма//Под знаменем марксизма, 1940, 2. С. 180–188. 290 Александр (Введенский Александр Иванович , 1889–1946) – обновленческий митрополит. |
122 . Кривушин И. В. История и народ в церковной историографии V века Иваново, 1994 123 . Кривушин И. В. Проблемы ранневизантийской церковно-исторической мысли в современной отечественной византинистике//Российское византиноведение. Итоги и перспективы Тезисы докладов и сообщении на Международной конференции, посвященной столетию Византийского Временника и столетию Русского археологического Института в Константинополе Μ , 1994 С 66–68 124 . Кривушин И. В. Ранневизантииская церковная историография СПб , 1998 125 . Кривушин И. В. Рождение церковной историографии Евсевии Кесарийский Иваново, 1995 126 . Кривушин И. В. Христианство и история церковная историография IV-VII вв и прогресс в историческом познании//Историческое познание Традиции и новации Тезисы Международной теоретической конференции Ижевск, 1993 Ч 1 С 127–129 127 . Крывелев И. А. Библия историко-критический анализ Μ , 1985 128 . Крывелев И. А. История религий Μ , 1975 T 1 129 . Крывелев И. А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация Μ , 1968 130 . Кузнецова Т. И. , Миллер Т А Античная эпическая историография Геродот, Тит Ливии Μ , 1984 131 . Кулаковский Ю. А. История Византии Т 1–3 СПб «Алетейя», 1996 132 . Культура Византии IV – первая половина VII в T 1 М «Наука», 1986 133 . Курбатов Г. Л. История Византии Μ , 1984 134 . Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты (К истории общественно-политической мысли) Л,1991 135 . Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом Μ , 1897 136 . Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в СПб , 1903 137 . Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод//Философские проблемы исторической науки Μ , 1969 138 . Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия М, 1964 139 . Лой А. Н. Социально-историческое содержание категории Киев, 1978 140 . Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука Μ , 1927 141 . Лосев А. Ф. Античная философия истории Μ , 1977 Последнее издание Лосев А. Ф. Античная философия истории -СПб Алетейя,2001 |
XIV в.). Помимо переводных песнопений он включает 3 оригинальных слав. гимнографических произведения: цикл заупокойных стихир 8 гласов и на целование усопшего (представленный здесь в сокращенной редакции) с фразовым именным акростихом Константина Преславского (см.: Турилов. 2006. С. 111-115), архаичный (содержащий 2-ю песнь) канон 6-го гласа с остатками фразового акростиха (наличествующий также в серб. Требниках XIV в. из собрания Дечанского мон-ря 67. Л. 14 об.- 18) и РНБ. О. I. 463. Л. 171-175 об.- см.: Турилов. 2006. С. 109-110), предположительно атрибутируемый тому же автору ( Пенкова. 1986), и цикл из 24 стихир, расположенных в порядке слав. глаголического алфавита (открыт на рубеже 70 и 80-х гг. XX в. В. М. Загребиным и опубликован им полностью по сербскому списку кон. XIII - нач. XIV в.: Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в серб. Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. 3. С. 65-92; Он же. Исследования памятников южнослав. и древнерус. письменности. М.; СПб., 2006. С. 232-247). В З. Т. из-за физических утрат этот цикл сохранился фрагментарно, без стихир в объеме букв Е-П ( Цибранска, Мирчева. 1999. С. 180, 192-195). Изд.: Holo š njaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Diss. R., 1995. Лит.: Младенов С. Зайковски светогорски Требник//Периодическо списание на Българското книжовно дружество. София, 1910. Кн. 71. С. 155-205; Лавров П. А. Отзыв о статье С. Младенова//РФВ. 1911. Т. 65. 1. С. 256-258; Сперанский М. Н. Из истории русско-слав. лит. связей: Сб. ст. М., 1960. С. 51-52; Стоянов М., Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна б-ка. София, 1964. Т. 3. С. 114-115. Табл. 29; Пенкова П. Новооткрит акростих в погребалния чин на Зайковския Требник//Език и лит-ра. 1986. 3. С. 35-43; eadem. Der Beitrag Methods zu den slavischen Totenoffizia//Symposium Methodianum. Neuried, 1988. S. 222-227; Цибранска М. За юсовия правописен тип в Зайковския Требник от XIV в.//Български език. 1996. 1. С. 67-73; она же. За лексикалните русизми в Зайковския Требник от първата пол. на XIV в.//Език и история на българските средневек. текстове: Сб. в чест на Е. Дограмоджиева. София, 2001. С. 136-145. (КМС; 14); Цибранска М., Мирчева Б. Зайковският Требник от първата половина на XIV в. и южнославянската евхологична традиция//АрхПр. 1999. 21. С. 163-196; Турилов А. А. К определению объема творческого наследия учеников Кирилла и Мефодия в составе слав. Требника//Slavica mediaevalia in memoriam F. V. Mareš. Fr./M. etc., 2006. С. 107-122. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия |
Г. Федера (1740-1821), истолковавших его учение в духе берклианства, так и в силу сомнений, к-рые она вызывала у него самого (анализ учения о дедукции на разных этапах творчества К. см.: Schmitz. 1989; Васильев. 1999). VI. Аналитика основоположений. В аналитике основоположений в связи с учением о воображении и синтезе К. разрабатывал проблему времени. Здесь К. к «высшим» познавательным способностям человека относил рассудок, способность суждения и разум, обозначая серединное место способности суждения как имеющей отношение и к рассудку и к разуму, но в разных смыслах, в зависимости от условий применения способности суждения в опыте или вне его. В трансцендентальной логике, по учению К., априорные суждения рассудка как связанные с опытом в отличие от выходящих за границы опыта априорных суждений разума обладают «каноном объективно значимого, т. е. истинного применения» (Соч. 1964. Т. 3. С. 217; AA. Bd. 3. S. 130). Аналитика основоположений К. состояла из 2 исследований: схематизма чистых рассудочных понятий и системы всех основоположений рассудка. Результат, достигнутый в трансцендентальной дедукции,- понимание категорий как предписывающих законы явлениям - получает разработку в проблеме подведения явлений под чистые рассудочные понятия, или категории. К. решал эту проблему, обращаясь к «единству многообразного вообще», утверждая, что «рассудочное понятие содержит в себе чистое синтетическое единство многообразного вообще. Время как формальное условие многообразного [содержания] внутреннего чувства, стало быть, связывания всех представлений a priori содержит многообразное в чистом созерцании» (Там же. С. 221; Ibid. S. 134). Связующим и опосредующим звеном между категориями и явлениями служит трансцендентальная схема, временное определение, сходное, с одной стороны, с интеллектуальной категорией, с др. стороны, с чувственным созерцанием. К. отличал образы, обязанные своим происхождением эмпирической способности воображения, от схемы чистых рассудочных понятий a priori, «которая представляет собой лишь чистый, выражающий категорию синтез... и есть трансцендентальный продукт воображения, касающийся определения внутреннего чувства вообще, по условиям его формы (времени) в отношении всех представлений, поскольку они должны a priori быть соединены в одном понятии сообразно единству апперцепции» (Там же. С. 223-224; Ibid. S. 136). Полагая, что категории без схем представляют собой лишь функции рассудка в их отношении к понятиям, К. относил схемы к непременным условиям познания рассудком предметов и трансцендентальной истины. |
| |