Среди представителей следующего поколения композиторов появляются сторонники развития ирл. музыки в рамках нового европ. муз. языка, в творчестве которых есть и духовные песнопения. А. Флейшманн (1910-1992), ирл. композитор нем. происхождения, работавший в Корке, написал оффертории для смешанного хора «Illumina oculos meos» (Просвети очи мои (Пс 12. 4); в 4-е воскресенье по Пятидесятнице) (1934) и «Confirma hoc Deus» (Укрепи, Боже сие; Пс 67. 29-30; на Пятидесятницу) (1945), Мессу для женского/детского 3-голосного хора и органа (1972) и Мессу св. Финдбарру (покровителю Корка) для смешанного хора и органа (не датирована). Композитору, дирижеру и исследователю ирл. музыки XVIII в. Б. Бойделлу (1917-2000) принадлежат следующие духовные произведения: «An Easter Carol (Mary, Moder)» (Пасхальное песнопение «Мария Матерь»; op. 12) для 3 солистов и смешанного хора (1940), «Timor mortis» (Страх смерти; op. 35) для тенора, смешанного хора и органа (1952), антем «I Will Hear What the Lord Will Speak» (Услышу, что речет ко мне Господь (Пс 84)) для смешанного хора и органа (1988). В И. получили известность произведения англ. композитора ирландского происхождения Э. Маконки (1907-1994), в т. ч. ряд ее вокально-инструментальных сочинений духовного содержания: «Девора» для 2 голосов, 2 хоров и оркестра (30-е гг. XX в.), «Dies irae» C-dur для хора и оркестра (1940-1941), «By the Waters of Babylon» (На реках Вавилонских (Пс 136)) для хора и оркестра (1943), «How Samson Bore Away the Gates of Gaza» (Как Самсон унес врата Газы; на слова Н. В. Линдсея) для голоса и фортепиано (1937; аранжировки для соло или неск. голосов с оркестром: 1938, 1963-1964, 1973), кэрол-кантата «Рождественское утро» для сопрано, женского трио и фортепиано (1960-1961) и др. Маконки принадлежат также хоровые произведения a cappella: Два Мотета: Гимн Христу, Гимн Богу Отцу (на слова Дж. Донна) для 2 хоров (1931; обработка для тенора и фортепиано: 1959, 1965), кэрол «Christmas Night» (Рождественская ночь) для 4 голосов (1974) и др.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Wiesbaden, 1968; Das heidnische und christliche Slaventum. Wiesbaden, 1969–1970. Bd. 1–2; еще один том вышел впоследствии: Methodiana. (AISl. Bd.9). Wien, Köln, 1976; r. Κυρλλω και Μεθοδω τμος ρτιος π τη χιλιοστ και κατοστη τηρδι, I–II. Thessalonike, 1966–1968; д. Konstantin-Kyrill aus Thessalonike. (OChr. NF. Bd.22). Würzburg, 1969; e. Константин-Кирил Философ: Юбилеен сборник по случаи 1100-годишната от см&ртта му. София, 1969; ж. Симпозиум 1100-годишнина от смртта на Кирил Солунски. CKonje, 1970. Т. 1–2; з. Константин-Кирилл Философ. София, 1971; и. Делото на Константин-Кирилл Философ. София, 1972. Упоминания заслуживают также доклады симпозиума в Вашингтоне (1964 г.), которые собраны в DOP. Vol. 19, сборник трудов болгарского византиниста и слависта И. Дуйчева: Dujev I. Medioevo bizantino-slavo. Т.1–3. (Storia е letteratura. Т. 102, 113:119). Roma, 1965–1971 [см. еще: Follieri Е. Ivan Dujev: Notizie biografice e bibliografia//Byz. 1977. Т.47. Р.5–41 (полная библиография)], а также: Dittrich Z.R. Christianity in Great-Moravia. Groningen, 1962; Георгиев E. Кирил и Методии. София, 1969; Zagiba F. Das Geistesleben der Slaven im frühen Mittelalter. Wien, Köln, Graz, 1971. Литература по кирилло-мефодиевскому вопросу, ставшая практически необозримой, собрана в нескольких библиографиях: Ильинский Г.А. Опыт систематической Кирилло-Мефодьевской библиографии. София, 1934 (перепеч.: Zug, 1967); Попруженко Μ., Романски Ст. Кирилометодиевска библиография за 1934–1940 год. София, 1942; Дуйчев И., Кирмагова А., Паунова А. Българска кирило-методиевска библиография за периода 1944–1962 г.//Хиляда (см. выше). С.515–541; Весковик J. Прилог кон кирилометодиевската библиография//Власник на Инет, за нац. истор. 1969. Т. 13. С. 319–324 (македонская литер, с 1945 г.); юбилейная литература собрана в работе: Petrovi I. Literatura о Cirilu i Metodiju prilikom 1100 jubileja slavenske pismenosti//Slovo. 1967. T. 17. S. 136–188; 1969. T. 18/19. S. 233–382 (за 1963–1969 гг.). Текущую библиографию см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T.I/2: От славенизацията на державата до падането на первото царство (852–1018). София, 1927 – см. также более новые работы: Vaillant A., Lascaris Μ. La date de la conversion des Bulgares//RES1. 1933. T.13. P. 5–15; Snegarov I. La fondation de I’Eglise orthodoxe bulgare//Εις μνμην Σπυρδωνος Λμπρου. θναι, 1935. Ρ. 278– 292; Петров Π.Χρ. За годината на налатане християнството в България//Изв. на Институт за история. 1964. Т. 14/15. С.569–590; Swoboda V. L’origine de 1’organisation de I’Eglise en Bulgarie et ses rapports avec le patriarcat de Constantinople (870–919)//ByzBulg. 1966. T.2. P. 67–81; Шъбев T. Проникване на християнството в България до 865 г.//Г ДАКО. 1966. Т. 15 (41). С. 1–35; Wasilewski Т. Data chrztu Bulgarii//Pamitnik Slowaski. 1968. R. 18. S. 115–129; Поптодоров P. Преломното значение на покръстването и на основането на българския народ през време на първата българска държава//ГДАКО. 1969/70. Т. 19(45). С.71–185 [ср. также: Vlasto А.Р. (прим. 62). Р. 154–179; Ангелов Д. и др. История на Болгария, II: Переа белгарска держава. София, 1981. С. 213–232, 251–261, 323–330 (дополнения В. Гюзелева, И. Божилова, Д. Мирчевой). – Прим. изд. (К.А.)]. О русско-болгарских отношениях этого времени см.: Михайлов Э. Руси и Българи презранното средновековие (602–964 г.)//ЕСУ. 1975. Т.66 (1972/73). С.79–143. 65 Это прежде всего работа панслависта В.И. Ламанского: Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник (критические заметки)//ЖМНП. 1903. Апрель. 4.346. С.345–385; Май. 4.347. С. 136–161; Июнь. 4.348. С.350–388; Декабрь. 4.350. С.370–406; 1904. Январь. 4.351. С. 137–173 [Ср.: Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. Приложения. С.483–491. – Прим. изд. (К.А.)]. Из его критиков назовем: Полонская Н. (прим. 62). С.49–58; Пархоменко В. (прим. 61). С.51–67. О широком проникновении кирилло-мефодиевской литературы на Русь см.: Obolensky D. The Heritage of Cyril and Methodius in Russia//Idem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в VI в. хранились в Кесарии ( Anon. Placent. Itinerarium. 46; см. также: Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites, XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969. P. 314-316). Ист.: BHG, N 1405-1407e; BHO, N 831; ActaSS. Febr. T. 2. P. 863-867; Iun. T. 1. P. 62-70; History of the Martyrs of Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L., 1861 [сир. текст и пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 270-272; ЖСв. Февр. С. 299-305; MartUsuard. 1965. P. 238; MartAdon. P. 175-176; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 179-181 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 696-700). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45; Т. 3. С. 73-74; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 311, 322, 328, 380, 429, 482; Millet G. Sainte-Sophie avant Justinien//OCP. 1947. Vol. 13. P. 597-612; Eldarov G. Elia, Geremia, Isaia, Samuele e Daniele//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1057-1058; Sauget J.-M. Giuliano//Ibid. 1965. Vol. 6. Col. 1192 1193; idem. Panfilio, Valente, Paolo, Porfirio, Seleuco, Teodulo, Giuliano e i cinque egiziani, Elia, Geremia, Samuele, Isaia e Daniele//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 94-101; idem. Seleuco//Ibid. 1968. Vol. 11. Col. 829-830; Cavallo G. Scuola, scriptorium, biblioteca a Cesarea// Idem. Le biblioteche nel mondo antico e medievale. R., 1988. P. 65-78; Πμφιλος//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 372; Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: Ист. очерк//БСб. 1999. 3. С. 136-151. А. Н. Крюкова Почитание у славян В слав. Четьих-Минеях под 16 февр. содержится «Мучение Памфила, Валента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана, мученых в Египте» (напр., РГБ. 92; см.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. СПб., 2008. С. 94; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 паг.]). Начало и конец этого текста соответствуют тексту Евсевия Кесарийского (BHG, N 1405), однако содержание в целом представляет собой сокращенный его перевод-пересказ с акцентом на главных сюжетных линиях и персонажах и имеет нек-рые искажения.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

Места находок этих идолов свидетельствуют о славянской принадлежности их изготовителей и почитателей. Подобные изображения в виде палочек с вырезанными на концах одной, тремя или четырьмя головками известны и на неславянских землях, например, в Риге, где они датируются XII–XIII вв. (Цауне А.В., 1981; 1990, с. 127–128). И. Срезневский (1853, с. 181), а в последнее время Г. Ловмянский (Lowmianski Н., 1979, S. 158) утверждали, что каменных идолов у славян вообще не было. Но упоминания об идолах, сделанных из камня и металла, встречаются в источниках. Так, в Щецине имелся идол из золота, который был спрятан язычниками (Житие Отгона Бамбергского, Котляревский А. А., 1893, с. 360). По Иоакимовской летописи, «Добрыня же идолы сокруши, деревянии сожгоша, а камении изломав в реку ввергоша» ( Срезневский И.И. , 1853, с. 180). В «Слове о том, како первое погани кланялися идолом» (XI в.) говорится: «Начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзей ж мраморяне и золотеи и сребренеи» (Аничков Е.В., 1914, с. 264). Идолы, сделанные из камня, найдены по всей славянской земле (рис. 2). Сводная карта каменных идолов, найденных на территории Польши, сделана Я.Соколовской (Sokolowska J., 1928). В Германии известны рельефные изображения на камне, например, в Альтенкирхен (Die Slawen in Deutschland, 1970, Abb. 122). Наибольшее скопление каменных изваяний известно в Поднестровье, в Подолии (Довженок В. И., 1952, с. 136–142; Винокур И. С., Хотюн Г. Н., 1964, с. 210; Брайчевский М. Ю., Довженок В. И. 1967; Винокур И. С., 1967; 1970 а, б; 1972; Винокур И. С., Забашта Р. В., 1989). Здесь же, помимо сохранившихся идолов, имеется много сведений о когда-то находившихся в разных местах «каменных бабах» (Антонович В. Б., 1901; Сецинский Е., 1901). Идол, обнаруженный крестьянами при добыче камня около Гусятина на Збруче, имел вид четырехгранного столба с изображенными на нем человеческой головой, лошадьми и еще какими-то фигурами. Идол был разбит и камни употреблены при постройке церкви (Сецинский Е., 1901, с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

113 Об истории празднования Богоявления на Западе см., например: Epiphanie//DACL 5. Col. 197– 202; Epiphanie//DSAM 4. Col. 867– 879. 115 Carinen XXVII, 47 –52: Paolino di Nova. I Carmi/testo latino con intr., trad. italiana, note e indici a cura di A. Ruggiero. Vol. 2. Napoli, 1996. P.240–243. 116 Lemarié J. La liturgie de Ravenne et d’Aquilée//Aquileia e Ravenna. Udine, 1978. (Antichità Alto-Adriatiche. Vol, XIII.) P. 367. 117 См. Chromace d’Aquileé. Sermons. T. 1/Intr., texte critique, notes par J. Lemarié, OSB; trad. par Tardif. Paris, 1969. (Sources Chrétiennes. Vol. 154), P. 87 –93. 120 Об истории темы сошествия Христа во ад см., например: Cabrol F., De Méester A. Descente du Christ aux enfers d’aprés la liturgie//DACL 4. Col. 682–696; Quilliet H. Descente de Jésus aux enfers//DTC 4/1. P. 565–619. 122 Lemarié J. La liturgie de Ravenne et d’Aquileé//Aquileia e Ravenna. Udine, 1978. (Antichità Alto-Adriatiche. Vol. XIII.) P. 366. 128 О древнем чине «(на)знаменовання крестом» или «вручения креста» см. Vogel С. La signation dans I’Eglise des premiers siecles//La Maison-Dieu. Vol. 75. 1963. P. 37–51. 129 О разных смыслах помазания елеем до крещения см.: Nocent A., OSB. Christian Initiation During the First Four Centuries//Handbook for liturgical studies. Vol. IV. Sacraments and Sacramentals/Ed. A. J. Chupungco, OSB. Collegeville, 2000. P. 5–48. Также см. Voicu S. Textes peu connus concernant I’onction prébaptismale//Irénikon. Vol. 64. 1991. P. 470–473. 130 Об обычае омовения ног см., например, статью: Beatrice P. Due nuovi testimoni della lavanda dei piedi in età patristicä Cromazio di Aquileia e Severiano di Gabala//Augustinianum. Vol. 20. P. 19–22. 131 См. о следах обычая возложения рук в богослужениях православной и нехалкидонских Церквей см. в: Mateos J., S.J. L’Office du soir//Revue du Clergé Africain. Janvier, 1964. P. 20 –21. 136 Quarino L. Il Battesimo nel rito aquileiese. Thesis ad lauream in S. Theologia. Pontificia Università Lateranense. Roma, 1967. P. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

251 Прот. Владислав Цыпин . История Русской Православной Церкви 1917–1990. С. 106–107; Alexeev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953. P. 83; Кишковский А. И. Рецензия на статью W. Alexeev, L " Eglise orthodoxe russe sous l " occupation allemande (1941–1944), «Irenikon» (Revue trimestrielle), tome XXIX, 3er trimestre, 1956, Chevetogne, Belgique//Вестник института по изучению СССР (Мюнхен), 1958, 2(27). С. 132. 252 А1ехееи W., Stavrou T. The Great Revival. The Russian Church under German Occupation. P. 27–29; Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 175. 254 Фоминов Н. Против благодушия и беспечности в антирелигиозной работе//Большевик, 1937, 20. С. 43. 258 Там же, д. 593, л. 81; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. С. 45. 259 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 46–47; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России-СССР (1917–1971). С. 55. 260 Он был арестован незадолго до начала Великой Отечественной войны и с тех пор бесследно исчез. См.: Польский М. Новые мученики российские. Т. 2. С. 286–287. 261 Vries W. Der Christliche Osten in Geschichte und Gegenwart. Wurzburg: Augustinus Verlag, 1951. S. 193–196; Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. S. 136, 144; Tobias R. Communists Christian Encounter in East Europe, Indianapolis: School of Religion Press, 1956. P. 320; Николаев К. Н. Восточный обряд. Париж: ИМКА-Пресс, 1950. С. 249. 270 Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 125; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. С. 39. 280 РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 44, л. 79; Атеизм в СССР: становление и развитие. М.: Мысль, 1986. С. 73. 281 Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 173; Pospielovsky D. A. History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Antireligious Policies. P. 58, 65. 284 Шейнман М. Религия на службе японского империализма//Под знаменем марксизма, 1940, 2. С. 180–188. 290 Александр (Введенский Александр Иванович , 1889–1946) – обновленческий митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 . Кривушин И. В. История и народ в церковной историографии V века Иваново, 1994 123 . Кривушин И. В. Проблемы ранневизантийской церковно-исторической мысли в современной отечественной византинистике//Российское византиноведение. Итоги и перспективы Тезисы докладов и сообщении на Международной конференции, посвященной столетию Византийского Временника и столетию Русского археологического Института в Константинополе Μ , 1994 С 66–68 124 . Кривушин И. В. Ранневизантииская церковная историография СПб , 1998 125 . Кривушин И. В. Рождение церковной историографии Евсевии Кесарийский Иваново, 1995 126 . Кривушин И. В. Христианство и история церковная историография IV-VII вв и прогресс в историческом познании//Историческое познание Традиции и новации Тезисы Международной теоретической конференции Ижевск, 1993 Ч 1 С 127–129 127 . Крывелев И. А. Библия историко-критический анализ Μ , 1985 128 . Крывелев И. А. История религий Μ , 1975 T 1 129 . Крывелев И. А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация Μ , 1968 130 . Кузнецова Т. И. , Миллер Т А Античная эпическая историография Геродот, Тит Ливии Μ , 1984 131 . Кулаковский Ю. А. История Византии Т 1–3 СПб «Алетейя», 1996 132 . Культура Византии IV – первая половина VII в T 1 М «Наука», 1986 133 . Курбатов Г. Л. История Византии Μ , 1984 134 . Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты (К истории общественно-политической мысли) Л,1991 135 . Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом Μ , 1897 136 . Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в СПб , 1903 137 . Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод//Философские проблемы исторической науки Μ , 1969 138 . Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия М, 1964 139 . Лой А. Н. Социально-историческое содержание категории Киев, 1978 140 . Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука Μ , 1927 141 . Лосев А. Ф. Античная философия истории Μ , 1977 Последнее издание Лосев А. Ф. Античная философия истории -СПб Алетейя,2001

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

XIV в.). Помимо переводных песнопений он включает 3 оригинальных слав. гимнографических произведения: цикл заупокойных стихир 8 гласов и на целование усопшего (представленный здесь в сокращенной редакции) с фразовым именным акростихом Константина Преславского (см.: Турилов. 2006. С. 111-115), архаичный (содержащий 2-ю песнь) канон 6-го гласа с остатками фразового акростиха (наличествующий также в серб. Требниках XIV в. из собрания Дечанского мон-ря 67. Л. 14 об.- 18) и РНБ. О. I. 463. Л. 171-175 об.- см.: Турилов. 2006. С. 109-110), предположительно атрибутируемый тому же автору ( Пенкова. 1986), и цикл из 24 стихир, расположенных в порядке слав. глаголического алфавита (открыт на рубеже 70 и 80-х гг. XX в. В. М. Загребиным и опубликован им полностью по сербскому списку кон. XIII - нач. XIV в.: Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в серб. Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. 3. С. 65-92; Он же. Исследования памятников южнослав. и древнерус. письменности. М.; СПб., 2006. С. 232-247). В З. Т. из-за физических утрат этот цикл сохранился фрагментарно, без стихир в объеме букв Е-П ( Цибранска, Мирчева. 1999. С. 180, 192-195). Изд.: Holo š njaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Diss. R., 1995. Лит.: Младенов С. Зайковски светогорски Требник//Периодическо списание на Българското книжовно дружество. София, 1910. Кн. 71. С. 155-205; Лавров П. А. Отзыв о статье С. Младенова//РФВ. 1911. Т. 65. 1. С. 256-258; Сперанский М. Н. Из истории русско-слав. лит. связей: Сб. ст. М., 1960. С. 51-52; Стоянов М., Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна б-ка. София, 1964. Т. 3. С. 114-115. Табл. 29; Пенкова П. Новооткрит акростих в погребалния чин на Зайковския Требник//Език и лит-ра. 1986. 3. С. 35-43; eadem. Der Beitrag Methods zu den slavischen Totenoffizia//Symposium Methodianum. Neuried, 1988. S. 222-227; Цибранска М. За юсовия правописен тип в Зайковския Требник от XIV в.//Български език. 1996. 1. С. 67-73; она же. За лексикалните русизми в Зайковския Требник от първата пол. на XIV в.//Език и история на българските средневек. текстове: Сб. в чест на Е. Дограмоджиева. София, 2001. С. 136-145. (КМС; 14); Цибранска М., Мирчева Б. Зайковският Требник от първата половина на XIV в. и южнославянската евхологична традиция//АрхПр. 1999. 21. С. 163-196; Турилов А. А. К определению объема творческого наследия учеников Кирилла и Мефодия в составе слав. Требника//Slavica mediaevalia in memoriam F. V. Mareš. Fr./M. etc., 2006. С. 107-122. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия

http://pravenc.ru/text/182485.html

Г. Федера (1740-1821), истолковавших его учение в духе берклианства, так и в силу сомнений, к-рые она вызывала у него самого (анализ учения о дедукции на разных этапах творчества К. см.: Schmitz. 1989; Васильев. 1999). VI. Аналитика основоположений. В аналитике основоположений в связи с учением о воображении и синтезе К. разрабатывал проблему времени. Здесь К. к «высшим» познавательным способностям человека относил рассудок, способность суждения и разум, обозначая серединное место способности суждения как имеющей отношение и к рассудку и к разуму, но в разных смыслах, в зависимости от условий применения способности суждения в опыте или вне его. В трансцендентальной логике, по учению К., априорные суждения рассудка как связанные с опытом в отличие от выходящих за границы опыта априорных суждений разума обладают «каноном объективно значимого, т. е. истинного применения» (Соч. 1964. Т. 3. С. 217; AA. Bd. 3. S. 130). Аналитика основоположений К. состояла из 2 исследований: схематизма чистых рассудочных понятий и системы всех основоположений рассудка. Результат, достигнутый в трансцендентальной дедукции,- понимание категорий как предписывающих законы явлениям - получает разработку в проблеме подведения явлений под чистые рассудочные понятия, или категории. К. решал эту проблему, обращаясь к «единству многообразного вообще», утверждая, что «рассудочное понятие содержит в себе чистое синтетическое единство многообразного вообще. Время как формальное условие многообразного [содержания] внутреннего чувства, стало быть, связывания всех представлений a priori содержит многообразное в чистом созерцании» (Там же. С. 221; Ibid. S. 134). Связующим и опосредующим звеном между категориями и явлениями служит трансцендентальная схема, временное определение, сходное, с одной стороны, с интеллектуальной категорией, с др. стороны, с чувственным созерцанием. К. отличал образы, обязанные своим происхождением эмпирической способности воображения, от схемы чистых рассудочных понятий a priori, «которая представляет собой лишь чистый, выражающий категорию синтез... и есть трансцендентальный продукт воображения, касающийся определения внутреннего чувства вообще, по условиям его формы (времени) в отношении всех представлений, поскольку они должны a priori быть соединены в одном понятии сообразно единству апперцепции» (Там же. С. 223-224; Ibid. S. 136). Полагая, что категории без схем представляют собой лишь функции рассудка в их отношении к понятиям, К. относил схемы к непременным условиям познания рассудком предметов и трансцендентальной истины.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010