Поэтому и жених покоится между лилий и среди тех, которые не осквернили одежд своих, ибо пребыли девственницами, и которые внимали заповеди: да будут во всякое время одежды твои светлы ( Еккл. 9:8 ) и, как основатель и глава девства, говорили с верою: Я нарцисс Саронский, лилия долин ( Песн. 2:1 ). Итак камень – прибежище зайцев, которые при гонениях бегают из города в город и не боятся оного пророческого изречения: не стало для меня убежища ( Пс. 141:5 ); – высокие же горы – сернам, питающимся змеями, которых малое дитя будет выводить из пещер, когда будут вместе пастись рысь и козел, и вол и лев будут есть мякину, – не для того, чтобы вол научился свирепости, но для того, чтобы лев научился кротости. Возвратимся к указанному свидетельству. Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего. За тем следует: потому что кротость покрывает и большие проступки. Этот стих имеет такой смысл: Если в помыслы твои проникнет змей, то всяким хранением блюди свое сердце и пой с Давидом: от тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего ( Пс. 18:13–14 ); тогда ты не дойдешь до величайшего греха осуществленного не деле, но тотчас поработишь в уме греховные возбуждения и вавилонских младенцев разобьешь о камень, на котором не видны следы змея, и дашь Господу смиренное обещание: чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения ( Пс. 18:14 ). То же самое Писание свидетельствует в другом месте: наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода ( Чис. 14:18 ), то есть: Бог не наказывает нас непосредственно за самые помыслы и расположения духа, но воздает за них в потомстве их, т.е. в злых делах и в греховном упорстве, как говорит через Амоса: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его ( Ам. 1:3, 2:4 ). После тщательного наблюдения за помыслами, ты должна вооружится постом и петь с Давидом: постясь душею моею ( Пс. 68:11 ); ем пепел, как хлеб ( Пс. 101:10 ); и еще: во время болезни их одевался во вретище ( Пс. 34:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Правда, в дохристианские времена смысл обоих этих утверждений отличался от евангельского: любовь к ближнему предполагала, что сей ближний есть только израильтянин, и при этом он не сделал тебе зла или ущерба; любовь к Богу означала послушание в исполнении Его заповедей. В том же Законе мы находим другое известнейшее поучение, которое иногда называют " золотым правилом нравственности " ; оно существует в двух формах: Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой; Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Эти мудрые слова не охватывают весь драматизм битвы сил добра и зла, но в определенной степени способствуют духовному равновесию. 4.3. Законодательство Рассмотрим подробнее некоторые законы, каждый из которых имеет отношение к одной из десяти заповедей. Может показаться странным, что в качестве наказания за преступление Закон требует либо смертной казни (побивания камнями) - когда прямо нарушается заповедь декалога, и грех считается смертным, либо, в менее значимых случаях, - возмещения ущерба в адекватном размере. Нет тюрем, нет изгнания - только смерть или штраф, выражающийся отнюдь не обязательно в деньгах. Смертная казнь оправдана только в ВЗ-ном теократическом обществе: если человек смертно согрешил, то он отвержен Богом, и в жизни, Им дарованной, ему нет удела. И если одни законы Пятикнижия могут показаться жесткими и в чем-то устаревшими, то другие и сегодня удивляют своей мудрой последовательностью и благородством. " Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти. Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть ему под руки его, то Я назначу ... место, куда убежать убийце. А если кто с намерением умертвит ближнего коварно и прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. "/Исх. 21, 12-14/Законом определялись города-убежища, и невольный убийца мог найти там приют от мести родственников убитого, если успевал добежать и коснуться жертвенника. " Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Пришельцами, о которых говорится в этом стихе, назывались иноплеменники, жившие среди Израильтян в качестве свободных граждан, или невольников, также чужеземцы-путешественники, или временно проживавшие по каким-нибудь делам в Израильской земле. Господь, отделив в Свое особенное достояние сынов Израиля от других народов, отнюдь не хотел, чтоб это преимущество избранного народа пред другими давало ему повод презирать их и всячески чуждаться их. Нет, любя Свой народ и особенно покровительствуя ему, Он не давал ему в обиду чужестранцев. Он есть Бог творяй суд пришелцу. «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так для туземца» ( Лев. 24:22 ), гласил закон Господень. Города-убежища, – так называвшиеся потому, что в них до произведения формального суда могли находить безопасное пристанище совершившие неумышленное убийство, – были открыты одинаково для туземцев и для пришельцев ( Чис. 35:15 ). – Вещественное довольство было уделом в земле Израильской не одних туземцев, но и пришельцев. Господь любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. Пришельцы не могли иметь недвижимой собственности в среде Израильтян, но они снискивали средства жизни торговлею, промышленностью, ремесленными занятиями, военною службою и т.п. Кроме того закон Моисеев вменяет в обязанность сынам Израиля чрез каждые три года допускать пришельцев до участия в десятой части произведений земли своей ( Втор. 14:28–29 ), во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда – оставлять в пользу пришельцев снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах ( Втор. 24:19–21 ). При этом требовалось от живших с Израильтянами чужеземцев одно, – чтобы они чтили истинного Бога, приносили Ему жертвы в храме ( Лев. 17:8 ), соблюдали закон о субботе ( Исх. 20:10, 23:12 ), а невольники должны были даже обрезаться. В ряду чужеземцев особенное благоволение Господь являл к Идумеям и Египтянам. По закону Моисееву, дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8 ), т.е. совершенно слиться с избранным народом, если только, как само собою разумеется, примут обрезание. – Покровительствуя пришельцам, Господь Бог Израилев есть вместе заступник вдов и сирот творяй суд сиру и вдовице. Жалко положение этих беспомощных существ, с утратою главы семейства лишившихся главной земной опоры. Но об них печется Отец небесный, и потому никому нельзя безнаказанно обижать их. Он заповедал о них в законе Своем: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх. 22:22–24 ). Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судить пришельца, сироту и вдову ( Втор. 27:19 ). Это одно из тех преступлений, за которые Господь грозил Иудеям опустошением государства их и рассеянием их по лицу земли ( Ис. 10:4 ; Иез. 22:7–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рим.12:9 .  Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; Рим.12:10 .  будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; От разных служений – даров – Апостол переходит теперь к обычным христианским добродетелям, между которыми ставит на первом месте любовь. Эта любовь должна быть непритворной. Она отвращается поэтому от зла, обличает зло даже и в любимых существах. Для нее выше всего – добро, которое она умеет везде, найти и оценить. В отношении к братьям по вере должна появляться любовь, соединенная с нежностью. Она соединяется также с уважением к ближнему. Каждый из нас должен стараться подавать пример такого уважения. Рим.12:11 .  в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; Рим.12:12 .  утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; Христианин должен быть усердным, ревностным деятелем в Церкви. Пусть он воспламеняется духом (Святым)! Пусть всегда действует, как раб Господа (Христа), а не по своим капризам (Вместо: Господу ( Κυρω) в некоторых кодексах стоит: времени ( καιρ)). Это будет указывать на необходимость для христианина соображать свою ревность с требованиями времени и обстоятельств, пример чего подавал и сам Ап. Павел (См. 1Кор.9:19 и сл.; Флп.4:12 и сл.). В скорбях христианина должна утешать надежда на будущее прославление. Рим.12:13 .  в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. В отношении к ближним христианин должен быть заботливым об их нуждах и даже врагам своим желать всякого добра, всячески остерегаясь любомстительности. Странноприимство при тех обстоятельствах, какие переживала Апостольская Церковь , когда христиане часто должны были оставлять свои города и искать убежища в других, было особенно важною добродетелью. – Святые=христиане. Рим.12:14 .  Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Ср. Мф 5:44 . Рим.12:15 .  Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Сорадование чужому счастью, чужой удаче требует известной нравственной высоты и Апостол ставит эту добродетель впереди сочувствия чужим несчастьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово на Дамаск. 1 . Вот Дамаск исключается из (числа) городов и падет. 2 . Оставлен (будет) навеки в ложе стадам и на отдых 269 , и некому будет отгонять (их). 3 . И не будет он более укреплен для убежища Ефрему, и не будет царства в Дамаске, и остаток сириян погибнет, ибо ты не лучше сынов Израилевых и не славнее их. Так говорит Господь Саваоф. 4 . Померкнет 270 в тот день слава Иакова, потрясется верх славы его 271 . 5 . И будет: подобно тому, как если кто собирает жатву стоящую и жнет 272 наполненные зерном колосья 273 ; или подобно тому, как если кто собирает колосья в непроходимой дебри 274 , 6 . И останется в ней стебель; или две-три масличных ягоды на самой вершине (маслины), или четыре-пять на ветвях ее останется 275 . Так говорит Господь Бог Израилев. 7 . В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. 8 . И не будут надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. 9 . В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) аморреи и евреи пред лицом сынов Израилевых 276 , и будут пусты. 10 . Поскольку ты оставил Бога, Спасителя твоего, и не вспомнил о Господе, Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 277 семя. 11 . В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 278 . 12 . О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 279 . 13 . Как большая вода – множество народов; как шум 280 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 281 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. 14 . К вечеру – и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. 270 σται κλειψις – будет умаление, очень хорошо выражено по-слав. помрачение. Только мы перевели применительно к русской речи глаголом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тогда даются сынам израильским заповеди о всесожжениях, о жертвах ежедневных, в субботы, в но­вомесячия, в пасху, в день седмиц и в седьмой месяц; за­поведуется также об обетах, т.е. какие обеты можно давать. Тогда вооружаются двенадцать тысяч израильтян против ма­дианитян, и Финеес с ними, и умерщвляют их, и пять царей мадиамских, и Валаама волхва. Начатки добычи они принесли Богу, а остальное разделили между собою. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина приступили к Моисею и просили себе землю по ту сторону Иордана. Моисей отдал им ее, взявши с них наперед обещание воевать вместе с про­чими израильтянами и перейти чрез Иордан с оружием, чтобы сражаться за своих братьев. Здесь Моисей повествует о путешествии от Египта до того времени, как они подошли к Иерихону; заповедует им истребить всех идолов языческих; говорит им о границах земли, откуда она начинается и где оканчивается; делает распоряжение и о земле, которую должны были получить левиты, и о шести городах убежища, чтобы не­вольный убийца убегал туда и спасался от опасности, живя там до тех пор, пока умрет великий священник. Если же он будет схвачен вне пределов города и убьет его родствен­ник убитого, то отмстивший не подвергается наказанию. Кратко говорится о законах касательно убийств. Приходят начальники колена Манассиина и говорят Моисею: так как решено, чтобы дочери Салпаада получили наследство, то что будет, если слу­чится им выйти замуж за кого-нибудь из другого колена? Участок нашего колена отойдет в то колено. Тогда Моисей повелел, чтобы каждый брал жену из своего колена, дабы наследства не переходили от одного колена в другое. Обозрение книги Второзакония.   Моисей кратко повествует о всем, прежде бывшем, при­водя иудеям на память как благодеяния Божии, так и их нечестие. Увещание о том, чтобы не почитать идолов. Здесь находится и следующее изречение: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор.4:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда даются сынам израильским заповеди о всесожжениях, о жертвах ежедневных, в субботы, в новомесячия, в пасху, в день седмиц и в седьмой месяц; заповедуется также об обетах, т.е. какие обеты можно давать. Тогда вооружаются двенадцать тысяч израильтян против мадианитян, и Финеес с ними, и умерщвляют их, и пять царей мадиамских, и Валаама волхва. Начатки добычи они принесли Богу, а остальное разделили между собою. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина приступили к Моисею и просили себе землю по ту сторону Иордана. Моисей отдал им ее, взявши с них наперед обещание воевать вместе с прочими израильтянами и перейти чрез Иордан с оружием, чтобы сражаться за своих братьев. Здесь Моисей повествует о путешествии от Египта до того времени, как они подошли к Иерихону; заповедует им истребить всех идолов языческих; говорит им о границах земли, откуда она начинается и где оканчивается; делает распоряжение и о земле, которую должны были получить левиты, и о шести городах убежища, чтобы невольный убийца убегал туда и спасался от опасности, живя там до тех пор, пока умрет великий священник. Если же он будет схвачен вне пределов города и убьет его родственник убитого, то отмстивший не подвергается наказанию. Кратко говорится о законах касательно убийств. Приходят начальники колена Манассиина и говорят Моисею: так как решено, чтобы дочери Салпаада получили наследство, то что будет, если случится им выйти замуж за кого-нибудь из другого колена? Участок нашего колена отойдет в то колено. Тогда Моисей повелел, чтобы каждый брал жену из своего колена, дабы наследства не переходили от одного колена в другое.   Обозрение книги Второзакония   Моисей кратко повествует о всем, прежде бывшем, приводя иудеям на память как благодеяния Божии, так и их нечестие. Увещание о том, чтобы не почитать идолов. Здесь находится и следующее изречение: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор.4:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Чис.35:11–25 ; Втор.19:2 ...13), Закон, данный Богом чрез прор. Моисея, требует вполне точного исследования в том случае, когда акт убийства требовал установления личности – убийцы. Это строгое исследование, с свидетельскими показаниями от «общества», требовалось даже и тогда, когда убийство совершилось нечаянное – ненамеренное, дабы «спасти убийцу, нечаянно убившего, от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), и дабы в сем случае «не проливалась кровь невинного», т. е. нечаянного – ненамеренного убийцы. «Но если кто будет врагом ближнему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из городов тех (убежища): то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер» – согласно, конечно, тому законному – формальному исследованию о нем, как об убийце, о котором сказано было выше. «Да не пощадит его глаз твой! смой с Израиля кровь невинного» ( Втор.19:10 ...13). Весьма знаменательно в данном слове прор. Моисея отнесение одного и того же осквернения земли как к деянию «от пролития невинной крови» (αμα νατιον) тогда, когда нечаянный – ненамеренный убийца был бы принят за убийцу – намеренного, так к деянию «от пролития невинной крови» (αμα νατιον – стихи 10 и 13) тогда, когда преднамеренный убийца остался бы не понесшим «суда убийцы»: значит, в данном слове прор. Моисея с особенной силой отмечается то злодейство в обществах человеческих, в котором отдельная личность, по каким бы мотивам личным в себе ни действовала, принимает на себя лично суд о жизни и смерти своего ближнего и приводит сей суд в исполнение. Чрез акт преднамеренного убийства личность убийцы теряет как бы свое право на продолжение своего бытия-жизни в среде человеческого общества: и это понятно, так как никакое человеческое общество, как сожительство людей, не мыслимо тогда и при таких порядках, когда и при каких порядках возымел бы хотя малую допустимость, или силу произвол волений отдельных лиц – судить о жизни и смерти других, изрекать смертные приговоры и приводить их в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Убежище, города убежища Убежище, города убежища . Первоначальное учреждение городов убежища подробно описано в кн. Числ ( Чuc.XXXV, 10–15 ). Как в патриархальные времена до Моисея, так при Моисее и после него человеческая жизнь считалась весьма священной. Сознательный убийца был осуждаем на смерть и, даже убивши своего ближнего ненамеренно, подвергался опасности отмщения со стороны его ближайшего родственника (отмстителя за кровь). Впрочем, эта суровая справедливость растворялась милосердием, так как для таких невольных убийц были назначены особые города: три Моисеем на в. берегу Иордана и три Иисусом Навином на западном, как города убежища, в которые мог бежать и спасаться невольный убийца и оставаться в них, по исследовании дела, до смерти первосвященника ( Чuc. XXXV, 10–32 , Bmop. XIX, 7–13 , Нав. Х, 1–8 ). Города убежища на в. берегу Иордана были следующие: Бецер, Рамоф и Голан ( Bmop. IV, 43 ), а на з. берегу – Хеврон ( Hab. XXI, 13 ), Сихем ( Hab. XXI, 21 ) и Кедес ( I Nap. VI, 74 ). В каждый из означенных городов мог бежать несчастный, невольный убийца и спасаться в нем от мстителя крови. По свидетельству раввинов, дороги в означенные города были всегда свободны, находились в хорошем состоянии, а по направлениям, ведущим к ним, стояли указательные столбы, и вообще убийце давалась полная возможность спастись туда бегством от руки мстителя. Если по исследовании дела оказывалось, что он повинен в умышленном убийстве, то его удаляли даже из города убежища и предавали смерти ( Чuc. XXXV, 31–32 ); если же находили, что он совершил преступление невольно или случайно, то ему дозволялось жить в городе убежища, но не выходить за пределы оного до смерти первосвященника. Жилище давалось таковому безвозмездно, граждане обучали его какому-либо ремеслу или искусству, и таким образом он приобретал себе средства к пропитанию; но если по какой-либо случайности отмститель крови встречал его за пределами города, то мог убить его и остаться безнаказанным ( Чuc. XXXV, 26–27 ). Были города убежища и у других народов древности, у греков и римлян. Так, напр., Дафны близ Антиохии был городом убежища ( II Mak. IV, 33–34 ). Храм Дианы в Эфесе также считался местом убежища и др. Вообще же храмы и алтари в древности, помимо городов, считались местами убежища для невольных убийц ( Ucx. XXI, 14 ). Так, мы читаем, что Адония и Иоав, по смерти Давида, опасаясь за свою жизнь, убежали к жертвеннику и ухватились за рога оного. Впрочем, это святое место убежища не спасло Иоава. Он был умерщвлен, несмотря на принятую предосторожность ( III Цap. I:50–51, II:28–31 ). Так, в греческой истории мы читаем, что Павзаний, подвергаясь опасности лишиться жизни, убежал в капище Минервы, но посланные за ним убийцы завалили двери капища и обрушили потолок, чтобы он скорее там умер. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

26, 27). Но закон сам уже делает различие между убийцей ненамеренным и убийцей по неосторожности, и, отдавая кровомстителю намеренного убийцу для совершения над ним казни, защищает от него убийцу по неосторожности, ненамеренного. Убийце предоставляется убежать в город убежища. Старейшины того города, где совершено убийство, должны расследовать, совершено ли убийство намеренно или ненамеренно. Если оказывалось, что убийство совершено намеренно, по вражде, то убийцу брали из города убежища, и отдавали в руки мстителя за кровь, чтобы он его умертвил ( Втор. 19:4–13 ). Если же оказывалось, что убийство совершено непреднамеренно, по неосторожности, то убийца такой оставляем был в городе убежища, и должен был жить там до смерти первосвященника, при котором совершено такое убийство. В городе убежища он был безопасен от руки мстителя за кровь. Но если ранее смерти того первосвященника выходил из города убежища, то встретившийся с ним мститель за кровь мог убить его, и сам за это был не наказан. После смерти первосвященника невинный убийца мог выйти из города убежища, и если теперь убивал его, встретившийся с ним мститель за кровь, то последний был уже наказываем как убийца с намерением ( Чис. 35:20–29 ). Никакой выкуп не мог спасти виновного убийцу от смерти, и невинному убийце позволить жить безнаказанно вне города убежища прежде смерти того первосвященника, при жизни которого совершено им убийство ( Чис. 35:31–32 ). Из этих постановлений закона видно, как сильно было во время Моисея господство мести за кровь, и как родственники убитого считали себя обязанными отомстить убийце за кровь убитого им их родственника. Только укрытие в городе убежища, до смерти первосвященника, спасало невинного убийцу от рук кровомстителя. Есть основания предполагать, что родственники убитого мстили за смерть своего родственника и родственникам убийцы, хотя закон прямо это воспрещал ( Втор. 24:16 ; 4Цар. 14:6 ; Иер. 34:29–30 ; Иез. 18:20 ). 7 История представляет много примеров страшного господства мести за кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010