Древний пророк поистине говорил об этом голосе, когда восклицал: « Фавор и Ермон о имени Твоем радуются » ( Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася ) (Пс. 88:13). О каком имени? Сей есть Сын мой возлюбленный». Он даровал Ему имя выше всякого имени. Но ты, возлюбленный, спросишь, конечно: «Что значит — « Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются »? Учись же. Фавор — это гора, где по желанию преобразился Христос, и от Отца был засвидетельствован Сыном, как сейчас вы слышали. Ермон — гора малая в иорданской земле, откуда был вознесен Илия, и близ которой в струях Иордана крестился по Своей воле Христос, и был засвидетельствован от Отца Сыном. На этих двух горах непорочный Отец, утверждая сыновство, и тогда и теперь вторично восклицает: « Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте . Слушающий Его и Меня слушает; и кто постыдится Его и Его слов, и Я того постыжусь во славе Моей и святых ангелов. Слушайте Его непритворно, простодушно, безгранично, с верой исследуя, а не языком измеряя, с верой принимая, а не взвешивая Слово словами». Павел проповедник, обуздывая суетного и уча всему несомнительно, восклицает: « О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! » ( о, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его ) (Рим. 11:33). Ему слава во веки веков. Аминь. О вайях УЖЕ дары духовного торжества сияют, уже есть знаки всеславного праздника, уже есть вести о невещественном женихе, уже Лазарь возлежит с Господом, получив залог всеобщего воскресения, уже дарственное миро исполняет благовония приходящих к крещению, уже верные стражи Царя взяли этот ведший город, уже верный народ, выбежав на встречу Господу, взывает словами: «осанна в вышних», как сейчас мы слышали, « благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( благословен грядый во имя Господне царь Израилев ) (Ин. 12:13); благословен идущий, всегда идущий, с нами сущий, и вне верных отнюдь не бывающий».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сколь там были предызображены образы, здесь же — истина: там мрак, здесь — Солнце; там тьма, здесь — облако света; там десятисловный закон, здесь — предвечное Слово, превысшее всяких слов; там плотские гадания, здесь — Божественные вещи; там на горе были начертаны скрижали по причине нечестия, здесь — сердца умудряются во спасение. Тогда проистекла вода из камня неверия, ныне же явился Источник жизни и бессмертия; там прозяб жезл, здесь процвёл Крест; там перепел был послан в наказание, здесь — голубь свыше во спасение; там Мариам по-еврейски воспевала и тимпанствовала, здесь Мария владычественно родила Бога; там Моисей развязал обувь на ногах, предуказывая прекращение законного служения, здесь Иоанн не развязывает нерасторжимую обувь Иисуса, ясно утверждая единение Бога Слова с нашим смертным и кожаным естеством; там Илия от лица Иезавели скрывается, здесь Илия Бога лицом к лицу созерцает. Гора Синай не открыла Моисею земли обетованной, а гора Фавор ввела Моисея в обетованную землю, поскольку примирение и прощение грехов благодаря Иисусу привлекли Бога к человеческому естеству. Восхотев явить оное естество очищенным от излитого на него змиева яда, собезначальное Слово Бога Отца показывает Своим ученикам таинство на горе Фавор. Ибо, доведя их до середины [Своего пути], Он предвозвестил им о Царствии и о славном Своём Втором пришествии, — и поскольку они, будучи несовершенными по отношению к прежде сказанному им о Царствии, несомненно были склонны к пустым разговорам в соответствии с их тог­дашним душевным состоянием, — желая, дабы они поверили будущему от настоящего, словно в некоем образе преславно соделал Богоявление на горе Фавор провозвестием Небесного Царствия, как бы говоря им: дабы временной разрыв не произвёл в вас неверия, истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь и внимающих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во славе Отца Своего (Мф 16:28, ср. Мк 9:1, Лк 9:27). И показывая совпадение хотения и действия, Евангелист говорит, что по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф 17:1–3).

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

Иисус знал, что для учеников Его смерть будет тяжелым испытанием. Чтобы укрепить в них веру, Иисус ведет их на гору Фавор и показывает им то, чего никто еще не видел на земле,— сияние Своего Божества. Знаете ли вы что: Поросшая деревьями, одинокая и громадная, она возвышается над окрестностями, словно огромный верблюжий горб. Она как бы округлена от подножья до вершины, отчего и получила своё название, которое означает — выпуклое место (пуп). На вершине горы есть обширная площадка, слегка вогнутая внутрь, как кратер у вулкана. И хотя Фавор никакой не вулкан, но именно на его вершине однажды просиял свет в миллионы раз более яркий, чем огонь всех вулканов мира. Каранталь Еще одна гора, которая не упомянута в Евангелии — гора Каранталь. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Иисуса такого названия у этой горы не было. Получила она его лишь после событий, которые на ней произошли. А вот события эти как раз и были описаны в Евангелии довольно подробно. Дело в том, что слово «каранталь» — это искаженное латинское числительное «сорок». Так была названа гора, где Иисус Христос проводил свой сорокадневный пост после крещения. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк 4:1–8) Каранталь — часть горной гряды, идущей вдоль Иудейской пустыни. В отличие от поросших деревьями Фавора и Елеона, здесь совсем нет никакой растительности.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

Что же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городах 6-го января после литургии в соборных храмах при участии приходского духовенства совершают торжественный крестный ход на так называемую «Иордань,» устраиваемую обыкновенно на реке для совершения Великого водоосвящения. В селах также бывает в указанное время крестный ход на реку или другой водоем для Великого водоосвящения. Там, где река находится на слишком далеком расстоянии от храма, Великое водоосвящение совершается в приготовленных больших кадках или чанах. Преображение Господне Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф.16:28 ). Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера. Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор , находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями. Восходя крутыми тропинками и достигнув ее вершины, Христос оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно необычайном виде: Он был окружен неземным светом, лицо Его сияло, как солнце, одежды были белее снега и также необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся с неба ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул: " Господи! Как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе – одну, одну Моисею и одну Илии.» ( Мф.17:4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы. «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки. В день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен.  С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города. Здесь, в Гефсиманском саду, его и предал один из учеников по имени Иуда. Он привел с собой стражников и поцеловал Иисуса, чтобы те поняли, кого им надо хватать. Отсюда Его увели на мучения и смерть. И отсюда же, с Елеонской горы, Он вознесся на небеса после Своего Воскресения из мертвых. Фавор А вот гора Фавор расположена от Иерусалима очень далеко. В Евангелии название этой горы не упоминается, но в церковном предании именно с Фавором связано одно из важнейших событий в истории человечества. Здесь Иисус Христос впервые обнаружил перед людьми Свое Божество видимым образом. Нет, конечно, Он и раньше творил чудеса — исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых, останавливал бурю на море одним Своим словом. Но при этом внешне оставался для всех присутствующих обычным человеком, ничем не отличающимся от всех других людей. И вот пришел день, когда трое избранных Им учеников увидели воочию, Кто же был рядом с ними все эти годы: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Потом, обратясь ко всем своим ученикам и народу, Он произнес: – Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто захочет душу свою сберечь (для удовольствий временных), тот потеряет ее (для вечности); а кто погубит душу свою ради Меня (в этой жизни), тот обретет ее (в вечности). Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца своего с Ангелами своими, и тогда воздаст каждому по делам его. § 51. Преображение Господне Mф. XVII:1–13 ; Mk. IX:1–13 ; Лk. XI:28–36 . Спустя шесть дней поле беседы с Своими учениками на пути к Кесарии Филипповой Иисус Христос отправился с ними к горе Фавор, находившейся недалеко от Назарета. Здесь хотел он новым и яснейшим образом показать ученикам Свою божественность, дабы впоследствии они не колебались, при виде Его вольных страданий. От подошвы Ливана простирается возвышенная плоскость Галилеи, на юге оканчивающаяся крутым спуском в долину Ездрелонскую, а на востоке – еще более крутыми берегами Тивериадского озера и верховьев Иордана. На севере этой плоскости, распространяясь во все стороны, идут горы Невфалимовы, составляющие юго-западную отрасль Антиливана, а на южном конце ее, в двух часах на восток от Назарета, при спуске в долину Ездрелонскую возвышается гора Фавор (Итавирион), на которой преобразился Господь перед своими учениками. Она стоит совершенно отдельно от всей цепи гор; потому, как в Евангелии, так и до сих пор у туземцев она называется просто горой (Джебель-Тор). Она представляется огромным усеченным конусом и на вершине оканчивается площадью, имеющей полчаса в окружности. Вся гора покрыта цветущей зеленью, цветами, дубовыми и фисташковыми рощами. С Фавора и возвышенной галилейской плоскости спускаются на юг в долину Ездрелонскую или Иезреельскую, так названную по имени находившегося в ней города Иезрееля или Ездрелона. Эта долина, ограничиваемая на севере Фавором, на востоке малым Ермоном, на юге горами Самарийскими, а на западе Кармилом, в длину (от севера к югу) простирается на 5, а в ширину на 8 часов. 18 Через нее в древности пролегала граница Галилеи и Самарии. § 52. Исцеление бесноватого глухонемого отрока

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Скачать epub pdf Глава 17 Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ). Илия – предтеча Мессии ( Мф.17:10–13 ). Исцеление бесноватого ( Мф.17:14–21 ). Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.17:22–23 ). Подаяние дидрахмы ( Мф.17:24–27 ). Мф.17:1 . По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, «По прошествии дней шести»: с того дня, в который была предыдущая беседа Господа. – «Петра, Иакова, Иоанна»: это были ближайшие и довереннейшие из близких и доверенных учеников Господа, которых одних Он делал иногда свидетелями особенных событий ( Мк.14:33 ). – «На гору высокую»: гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов, при подошве и до средины покрыта прекрасною растительностью, великолепными дубами и фисташковыми деревьями. С вершины ее открываются прекрасные виды на Ливан и Антиливан, Кармил, Гевал и Гаризин, цепь Галаадских гор. Мф.17:2 . и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. «Преобразился пред ними»: в чем состояло сие преображение, показывается далее: 1) лицо Его просияло, как солнце, и 2) одежды Его сделались белы, как свет. Он явился в Своей небесной славе, от чего и лицо Его просияло, и одежды Его побелели; внутреннее величие и слава Его, как Сына Божия, явились и во внешнем Его виде и одеянии. Мф.17:3 . И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. «Явились им»: т.е. Иисусу Христу и трем ученикам. – «Моисей и Илия»: «Для чего же тут являются Моисей и Илия? На сие много можно представить причин. И во-первых, поскольку одни из народа почитали Иисуса Христа за Илию, другие за Иеремию, а некоторые за одного какого-либо из древних пророков, то и являются главные пророки, дабы видно было различие рабов от Господа... Сверх сего, поскольку иудеи часто обвиняли Его в преступлении закона и в богохульстве, будто бы Он восхищал славу Отца, Ему не принадлежащую ( Ин.9:16,10:33 ): то дабы показать, что и то и другое обвинение произошло из зависти и на Него не падает, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк 9:1–8). Высокой горой, на которой произошло это чудо, и был Фавор. Здесь, на ее вершине перед изумленными учениками явились давно умершие великие пророки Моисей и Илия, беседующие с их Учителем. А сам Учитель вдруг изменился удивительным образом. Не только одежды Иисуса светились неземной белизной, но и лицо Его стало сиять, словно солнце. Гора Фавор расположена всего в нескольких километрах от Назарета — небольшого селения, где прошли детство и юность Иисуса. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Подниматься на гору пешком приходилось часа три. Но зато тем, кто проделал этот путь, открывался удивительный вид на окрестности Фавора. Со всех сторон гору окружает плоская равнина. Словно аккуратно поделенные кусочки торта, видны на ней поля и сады. Вся долина внизу изрезана линиями дорог. Отдельно от других — прямой, как стрела, главный путь из Египта в Дамаск. Каждый день по нему шли караваны из могучих верблюдов, везущих разные товары. Но отсюда, с Фавора они казались не больше муравьев. А на горизонте в легкой дымке виднелись горы, окружающие Галилейское море. Здесь, среди всей этой земной красоты Иисус открыл Своим ученикам красоту небесную, затмевающую любые человеческие представления о прекрасном. Спустя сорок дней Ему предстояло отдать Свою жизнь ради спасения человечества.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Таким же очевидным следствием Преображения становится факт того, что Христос не принадлежит этому миру и никакого отношения к израильскому царству Он не имеет. Иисус ясно дал понять, что Он не просто учитель, не царь по чину Мелхиседека, ни даже мессия, обещанный жрецами Израиля. Он небожитель. Он Бог… Апостолам было очень сложно. С одной стороны, для правоверного иудея тех лет такая заявка и такое позиционирование Иисуса – запредельная фантастика и кощунство. С другой – вот оно, событие, которое они не в силах растолковать. И в самом деле. Ничего подобного никогда не было в истории отношений Бога и человека. Иисус показал, что Он тот, кто выше всяких ожиданий учителей Израиля. Он – Бог. И Его царство не от мира сего. Это царство не рухнет со смертью Христа и не исчезнет. Оно открылось апостолам как раз для того, чтобы люди не искали Царство Божие ни в государствах, ни в политике, ни в Шамбале, и вообще – нигде на земле. Первая часть явления была для обозначения иного пространства и места жизни Бога. А вторая – для пояснения основ жизни в этом пространстве и отношений между Богом и Христом. – Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Раз так сказано, значит, предполагалось, что до сих пор ученики Христа не слушали Учителя толком, не уяснили воли Господа, а искали своего. Петр вместо того, чтобы войти в мысли Христа и принять волю Бога, учудил с предложением соорудить на горе Фавор шалаши из ветвей: При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Гора Фавор, Израиль фото: semiestrel.ru Ну шалаш. Ну сели. Ну поели. А дальше что? Сидеть на Фаворе, как боги Олимпа, и входить в дрязги людей, живущих в долине? Слушать слово о любви Вот две цитаты, выражающие то, что ученикам Христа было чрезвычайно трудно узнать волю Отца, и то, что вместо воли Бога они искали свое.

http://pravmir.ru/trudno-bogu-s-nami/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010