О пострижении Ильи. Увидел игумен юношу сердечным взором, как от Бога пришедшего, и принял его с радостью, и постриг в монахи. И наречен был во иноках именем Иринарх. И отдал его игумен под начало наставника. Он же пребывал у своего учителя в послушании и покорности, в молитвах и посте. О послании в пекарню. И как закончилось его ученичество, игумен начал испытывать его смирение. И послал его в пекарню. Он же взял благословение у игумена. Пребывая в пекарне, трудился на братию день и ночь в покорности и послушании, терпя насмешки, ни о чем плотском не думая и от духовных не отступая. И приходил в церковь прежде всех братий, а в церкви ни с кем не говорил, и не присаживался во время чтения церковного, но на своих ногах стоял, как твердый камень бриллиант или сапфир. И из церкви от службы не уходил прежде отпуста. О друге его Агафонике. И узнал друг его Агафоник о пострижении его в монахи, и пришел к нему в монастырь проведать его. И пробыл в монастыре у него много дней, и потом Иринарх проводил его из монастыря два поприща, и, поцеловав его и попрощавшись, отпустил его с миром. А сам старец Иринарх возвратился в монастырь, и размышлял по пути про себя, как бы самому ему спастись, и обещал пойти в Кириллов или на Соловки. И был ему голос свыше, сказавший: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: здесь спасешься». И засомневался он в сказанном, и во второй раз тот же голос произнес: «Здесь спасешься». Он же из-за услышанного стал сильно плакать и думал про себя: «Что это будет?» И в третий раз тот же голос свыше проговорил ему: «Здесь спасешься». Он же про себя утвердился, что действительно слышал голос, и оглянувшись, никого не увидал, а слышал голос в третий раз. И пришел в монастырь, пребывая там в послушании, покорности по отношению ко всем неуклонно, и труды к трудам прилагая более первых дней, в ночных молитвах и бодрствовании пребывая, и на земле лежа, мало сну предавался. О пономарстве. Потом же игумен послал его пономарем служить. Он же все с радостью исполнял в монастырских службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предложить вопрос такой В добром направленьи. А начальницей была Матерь Афанасья, Ладно правила она Сеструшкам на счастье. «Отдохнуть бы, посидеть. Бог бы дал ненастья»... Анна молвила: «Геть, теть, Матерь Афанасья!» А во храме бедном, чистом Как они молились, Вопли в воздухе лучистом, Слезочки струились... И казалось мне не раз – Белые платочки Проводили все в слезах Длинны темны ночки. О, невесты вы Христа, Скромные девицы, Тяжка доля, но чиста, Добры голубицы... Не забыть мне никогда Слезны, трудны ночки; Ведь невесты вы Христа, Белые платочки. Святой апостол вас слезно просил: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляйтесь от плотских похотей, восстающих на душу... Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде (шелковые рясы, кашемировые наметки, апостольники, дорогие четки), но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом... Будьте все смиренномудры, единомысленны, сострадательны, братолюбивы, дружелюбны... Господа Бога святите в сердцах ваших... Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе... Говорит ли кто (читает в церкви), говори как слова Божии, служит ли кто (или поет в церкви), служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава вовеки веков. Аминь». ( 1Пет. 2–3 ). д) Един голос «И, увлекшись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, чаю Его нет» ( 3Езд. 7: 23 ). Когда нашего Господа Иисуса Христа судили в Синедрионе, то за Него издал (в защиту Христа) один голос ученый Гамалиил. Остальные члены Синедриона выступили – казнить Христа. Когда Спасителя нашего распяли на Кресте, издевались над Ним, смеялись, глумились, злорадствовали все: начальники и народ, только один голосголос разбойника – возвысился в защиту Иисуса Христа... Когда в первом веке тиран и мучитель римский император Нерон поставил вопрос в сенате, чтобы уничтожить юную Христову Церковь и утопить ее в собственной ее крови, то в защиту христиан выступил один голос неизвестного сенатора. Христианская Церковь тогда была вырезана и уничтожена, и первоверховные апостолы ее – Петр и Павел – были публично казнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Аллилуиа» (ст. 4. Ср. 4:9–10; 5:14). «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (5) (ср. 11:18). Чей это «голос от престола»? Очевидно, он принадлежит кому-либо из небесного окружения, старцев или животных, но не Богу и не Христу, п. ч. в таком случае не могло бы быть сказано: «Бога нашего», но «Бога Моего», как в 3:12). Кто же суть эти «рабы Божии, боящиеся Его, малые и великие»? Относится ли это обращение к загробному миру, который тем самым призывается к деятельному славословию, а чрез то и к молитвенному участию в судьбах мира, или же к миру земному? Следует ответить на этот вопрос в первом смысле, на основании общего контекста. Кроме того, «голос от престола» и не может доноситься до слуха земного, но обращён к миру духовному, ангелов и отшедших людей, праведников, мучеников и вообще всех, кто достоин быть назван рабами Божиими, великими или малыми. Это ещё раз подтверждает, что загробное участие в судьбах мира есть не единоличное, но всеобщее дело отшедших во Господе, всей загробной Церкви. Ответный голос «многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа», также принадлежит загробному миру. Сравнение это отмечает его особую, ответную восторженность и силу, «ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (6). Этот стих имеет пророчественный и пролептический характер: он относится к имеющему совершиться, хотя ещё лишь совершающемуся в мире падению Вавилона, которое есть и воцарение Христа. И это воцарение описывается далее, как совершающееся во второй части этой главы (11–21), в войне «Царя царей и Господа господствующих». Эта война ещё имеет совершиться, здесь же свидетельствуется лишь пролептически. Смысл и сила этого грядущего свершения, которое предызображается как уже совершившееся, выражается в образах единственной и исключительной значительности. В них как бы подводится итог всему, доселе в мире совершавшемуся. Это есть брак Агнца. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу» – звучит в небесах призыв к небесной радости, которая предвосхищает события, грядущее постигая уже как совершившееся, ибо «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (7).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И врачу мы удивляемся особенно тогда, когда он сумеет потушить и совершенно прекратить горячку на высшей ее степени и пламень недуга в крайней силе его. Так было и с Павлом: когда он был в самом сильном огне, тогда-то голос Господа, как упавшая с неба роса, совершенно освободил его от недуга. «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа». Оставил народ, и напал уже на главных. Как желающий вырубить дерево, оставив ветви, высекает снизу корень, так точно и он пошел на учеников, чтобы истребить корень проповеди . Но корнем проповеди не ученики были, но Владыка учеников. Поэтому Он и говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). А корень тот неодолим: поэтому, чем более ветвей отсекали, тем в большем количестве и длиннее они вновь вырастали. Так, отсечен Стефан – и вырос Павел и уверовавшие через Павла. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:3, 4 ). Для чего прежде не голос сошел, но свет осиял его? Чтобы он спокойно выслушал голос. Человек, слишком занятый каким-нибудь делом и объятый сильным гневом, если и тысячи (людей) будут звать его, не обращается к ним, потому что он весь предан своему предмету: так, чтобы не случилось этого и с Павлом, чтобы он, опьяненный неистовством от (прежних своих) дел, не отвергнул голоса или даже совсем не услышал его, вследствие того, что все мысли свои обратил на опустошение (Церкви), Христос светом сперва ослепил глаза его, укротил ярость, усмирил совсем душевную бурю и водворил в сердце его совершенную тишину, и потом уже испустил голос, дабы (Савл), после того, как низложится в нем гордость, уже трезвой мыслью внимал словам (Господа). «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Слова не столько упрекающего, сколько защищающегося! «Что ты гонишь Меня?» В чем, малом или великом, можешь упрекнуть Меня? Чем ты обижен от Меня? Тем ли, что Я воскресил ваших мертвецов, очистил прокаженных, изгнал демонов? Но за это надлежало покланяться Мне, а не гнать Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И врачу мы удивляемся особенно тогда, когда он сумеет потушить и совершенно прекратить горячку на высшей ее степени и пламень недуга в крайней силе его. Так было и с Павлом: когда он был в самом сильном огне, тогда–то голос Господа, как упавшая с неба роса, совершенно освободил его от недуга. « Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа », оставил народ  , и напал уже на главных  . Как желающий вырубить дерево, оставив ветви, высекает снизу корень, так точно и он пошел на учеников, чтобы истребить корень проповеди. Но корнем проповеди не ученики были, но Владыка учеников. Поэтому Он и говорил: « Я есмь лоза, а вы ветви » (Ин. 15:5). А корень тот неодолим: поэтому, чем более ветвей отсекали, тем в большем количестве и длиннее они вновь вырастали. Так отсечен Стефан — и вырос Павел и уверовавшие чрез Павла. « Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? » (Деян. 9:3, 4). Для чего прежде не голос сошел, но свет осиял его? Чтобы он спокойно выслушал голос. Человек, слишком занятый каким–нибудь делом и объятый сильным гневом, если и тысячи (людей) будут звать его, не обращается к ним, потому что он весь предан своему предмету: так, чтобы не случилось этого и с Павлом, чтобы он, опьяненный неистовством от (прежних своих) дел, не отвергнул голоса, или даже совсем не услышал его, вследствие того, что все мысли свои обратил на опустошение (церкви), Христос светом сперва ослепил глаза его, укротил ярость, усмирил совсем душевную бурю, и водворил в сердце его совершенную тишину, и потом уже испустил голос, дабы (Савл), после того, как низложится в нем гордость, уже трезвою мыслью внимал словам (Господа). « Савл, Савл! что ты гонишь Меня? » Слова не столько упрекающего, сколько защищающегося! « Что ты гонишь Меня? » В чем, малом или великом, можешь упрекнуть Меня? Чем ты обижен от Меня? Тем ли, что Я воскресил ваших мертвецов, очистил прокаженных, изгнал демонов? Но за это надлежало покланяться Мне, а не гнать Меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:16–17 ). У евангелистов Марка и Луки Отец обращается непосредственно к Сыну: «Ты Сын Мой возлюбленный» ( Мк. 1:11 ; Лк. 3:22 ). Голос Отца звучит и в двух других евангельских повествованиях – о преображении Господнем и о беседе Христа с народом. В первом случае евангелисты говорят о том, что, когда Христос преобразился, облако светлое осенило учеников и голос из облака произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» ( Мк. 9:7 ; Лк. 9:35 ; Мф. 17:5 ). Во втором случае рассказывается о том, как во время беседы с народом Иисус обратился к Отцу: «Отче! прославь имя Твое». И тотчас «пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ... слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа» ( Ин. 12:28–30 ). Из трех повествований, в которых звучит голос Бога Отца, наибольшую важность для развития христианского учения о Боге Едином в трех Лицах, получило повествование о Крещении Господнем. В христианской традиции описанное в нем событие воспринимается как одновременное явление трех Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа: Сын явлен народу в Своем человеческом облике, голос Отца свидетельствует о Сыне, а Дух в виде голубя сходит на Сына. В Православной Церкви празднование Крещения Господня называется Богоявлением. В тропаре этого праздника говорится: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение» («Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, было явлено поклонение Троице, ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, а Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова»). Помимо рассказа о Крещении Господнем, другим важнейшим текстом, оказавшим влияние на христианское учение о триедином Боге, были слова Христа, обращенные к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я сел одесную Бога Отца, чтобы и ты прославился; иди за Мною! Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты стал подобным Мне; иди за Мною! Я пришел к тебе, чтобы привлечь тебя к Себе, отпавшее, но любимое Мое создание; иди за Мною! Видишь, человек, любовь Мою к тебе! Видишь и Промысл Мой о тебе! За это ничего не требую от тебя, кроме того, чтобы ты был благодарен и шел за Мною и таким образом получил спасение и вечную славу. Иди за Мною, алчущим и жаждущим твоего спасения, и Я дам тебе спасение Мое. Возлюби Мою нищету, и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, и будешь истинно покоен и мирен. Отрекись от себя, и будешь истинно обладать собою. Оставь утешения плоти и мира, и будешь иметь истинное утешение. Оставь тленное богатство, и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную, и будешь иметь небесную. Иди за Мною! И приведу тебя в Мое Вечное Царство, к Вечному и Небесному Моему Отцу; «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14, 6 ). Итак, слушай, грешная душа, и будь внимательна к голосу Иисуса, любящего тебя и искупившего тебя, и иди за Ним!.. Блудник, прелюбодей и любитель нечистоты! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Злобный мститель и убийца! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Вор, разбойник, грабитель и лихоимец! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Укоряющий, оскорбляющий, клеветник и злоречивый! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Лгун, обманщик, лицемер и всякий грешник, живущий нераскаянно! Услыши голос Господа: покайся и иди за Мною! Святитель Тихон Задонский ( 113, 560 ). Цель нашего говения – приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Таин, к принятию Самого Господа, Который говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 56 ). Так как Господь пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Таин у нас предшествует очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

38, 1). И один из Евангелистов именуется « врачом возлюбленным» (Кол. 4, 14). Почему же лучшая, из имеющихся в мире, вакцина «Спутник V» шельмуется с неуместным призыванием имени Божьего? Всё, сказанное в своей речи, владыка Порфирий именует «доводами», которые ему кажутся убедительными и даже очевидными. Но на самом деле он не привёл никаких доводов! Им не было сказано ничего, кроме туманных намёков и нелепых мнений, неизвестно кем высказанных. Горе нашей Церкви, если даже архипастыри её смущаются в таком простом деле! Однако очевидная нелепость таких доводов не мешает антипрививочникам восхвалить владыку Порфирия за его « обличение властей»: «Не вдаваясь в медицинские подробности и богословские детали проповеди (отмечу только своё несогласие с тем, что вакцина может исказить образ Божий в человеке), обратим внимание просто на сам факт: один из епископов был против обязательной вакцинации. Почему на это стоит обратить внимание? Это важно для Церкви. Пройдёт время, поменяются оценки, а в истории Церкви останется факт: не только миряне и священники, но и Епископ возвысил свой голос за правду»! А за какую, спрашивается, правду? И почему, «возвышая свой голос за правду», означенный епископ наговорил столько неправды? Разве никому не известно, что диавол – « лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44)? Что стóит «правда» в защиту которой приводится три короба вранья? А кто, кроме епископов измышлял и распространял ереси, которые были осуждены Вселенскими Соборами? Сомнительную честь приписывают владыке Порфирию. И что за подвиг совершает владыка Порфирий, «возвышая свой голос за правду», если эта «правда» не более, чем осуждаемое Апостолом «противление властям»: « Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13, 1-2). Бывают случаи, когда земные власти противятся закону Божию. Только в этом случае следует пастырям Церкви «возвышать голос за правду», что и делал святитель Филипп.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/26/...

В современном информационном пространстве голос Церкви очень часто превращается в глас вопиющего в пустыне ( Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ). Он тонет в хоре других голосов, призывающих строить жизнь по иным нравственным стандартам, чем те, которые установлены Христом. Тем не менее голос Церкви прорывается через весь тот поток шума, который пытается заглушить его. Доля присутствия Церкви в информационных источниках, как правило, весьма незначительна. Но голос Церкви – это голос Божий. Те, кто не хотят прислушаться к нему, идут не только против общечеловеческих ценностей, не только против здравого смысла, они идут против Самого Бога. К ним, а еще в большей степени к тем христианам, которые отказываются следовать заповедям Христа и предпочитают жить по законам мира сего, обращено грозное предупреждение: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф. 5:13 ). 2. «Свет мира» Образы света и свечи продолжают и расширяют ту же тему, для раскрытия которой был использован образ соли. Тема света – одна из центральных в проповеди Иисуса, как она передана в Евангелии от Иоанна. В беседе с Никодимом Иисус говорит о Себе как о свете, который пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин. 3:19 ). Позже, находясь в Иерусалимском храме, Он скажет иудеям: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 8:12 ) 172 . Свет – важнейший символ во многих религиозных и философских традициях. В Новом Завете, в том числе в корпусе Иоанновых писаний, термин «свет» часто применяется по отношению к Богу. О каком свете говорит Иисус, когда призывает Своих учеников: Так да светит свет ваш пред людьми ( Мф. 5:16 )? Термин «свет» здесь понимается в переносном смысле: речь идет о добрых делах, которые должны отличать христиан от язычников. Христианская нравственность должна служить примером для окружающих: в этом смысле христиане должны быть подобны городу, стоящему на вершине горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Откр.1:10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Я был в духе в день воскресный . Телом святой Иоанн находился на пустынном Патмосе, дух же его – далек от острова, в сферах иных, небесных. И было это в день воскресный , в первый день недели. С самых первых времен христиане чтили этот день как день воскресения своего Господа. В этот день они собирались вместе для духовного назидания, для чтения Священного Писания , для совершения таинства причащения (хлебопреломления). Именно в этот день апостолу Иоанну дано было откровение о будущих судьбах Христовой Церкви. И слышал позади себя . Иоанн уже забывает внешнее окружение свое, уже не видит острова, на котором находится, но, находясь в Духе, в состоянии пророческого прозрения, он слышит позади себя громкий голос, как бы трубный. Как бы – эта приставка часто повторяется в Откровении и вообще она характерна для библейских пророчеств. Пророки видят и слышат нечто, что даже нельзя точно описать человеческими словами, ибо они видят невидимое и слышат неизреченное. Они стараются среди земных вещей подыскать хотя бы что-нибудь подобное этому. И здесь Иоанн тоже говорит: слышал я голос громкий и описать-то его не могу, но он был как бы трубный, то есть похожий на глас трубы. Голос этот говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний . Из слов этих сразу узнаем, что апостолу Иоанну явился Сам воскресший Спаситель Иисус Христос , ибо только о Нем говорится в Писании, что Он Альфа и Омега, Первый и Последний. Откр.1:11 То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Говорит Иоанну Христос: то, что видишь, напиши в книгу . В основном все откровения здесь сообщаются Иоанну ангелами через видения. Он записал то, что видел, что было ему явлено. И пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию . Здесь перечисляются все семь Церквей (семь общин), бывшие в семи городах Малой Азии. Основаны христианские общины в этих городах были самими апостолами. Каждой из этих Церквей будет дано Господом в Откровении особое послание. Эти семь Церквей являют собой семь состояний Церкви и всю полноту Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010