При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

Иногда нас спрашивают, каково ваше послание миру. Мы должны ответить: это сочетание знаний, интеллекта, образования и духовности. В этом сплаве — сила нации, сила народа. Именно это сочетание и определяет жизнеспособность государств. Я сердечно поздравляю вас с этим замечательным праздником. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами, с многими тысячами, которые собрались на Красной площади, и со многими-многими, кто присоединится сегодня в пении к нам с народом и с Отечеством нашим. С праздником поздравляю вас! Храни вас всех Господь!»  Затем выступила заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец. От имени присутствующих она поздравила Святейшего Патриарха с тезоименитством. Большой сводный хор пропел «Многая лета». Дети преподнесли Его Святейшеству и О.Ю. Голодец букеты цветов. 2015 год для России — год знаменательных юбилейных торжеств. Одним из важнейших юбилеев в этой череде памятных дат является 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, которому был посвящен ряд музыкальных произведений. Концертная программа также включала произведения, посвященные юбилеям композиторов П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, писателя М.А. Шолохова, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Прямые включения были организованы из Пскова, Хабаровска, Грозного. Песня Н.В. Сацуры на стихи В.В. Ковальчука «Переживем» исполнялась на трех славянских языках — русском, белорусском и украинском. Концерт завершили финал торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского и сочинение М.И. Глинки «Славься!». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/4095322.ht...

5/18 декабря. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Зимний»). Служил литургию в храме Христа Спасителя. 8/21 декабря. Церковным Собором утверждено «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России». 10/23 декабря. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках. 17/30 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Голутвине и вечерню в храме Василия Блаженного на Красной площади (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву). 18/31 декабря. Послание патриарха Тихона о вступлении на Патриарший престол Православной Российской Церкви. («В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили на древнее место патриаршее».) 24 декабря/6 января. Рождественский сочельник. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 25 декабря/7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 декабря/8 января. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 27 декабря/9 января. Служил литургию в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской улице. 29 декабря/11 января. Патриаршее послание грузинским иерархам по поводу автокефалии Грузинской Церкви. 31 декабря/13 января. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1918 год 1/14 января. Служил молебен в канун Нового года в храме Христа Спасителя и произнес проповедь «Новогоднее слово». («Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, прилежати же о душе, вещи бессмертней, совсем забываем».) Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 3/16 января. Председательствовал в большом зале Епархиального дома на открытии Пастырского союза. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

II. Исследования. С. 152–231. Об актах большого московского собора (1666 и 1667 г.). С. 154–181. Чин литургии св. Иоанна Златоустог о по изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных Служебников. С. 182–231. III. Смесь. С. 232–359. Никольского единоверческого монастыря игумена Павла беседа со старообрядцем о мнимых прибавлениях и убавлениях, якобы внесенных церковью в Богослужебные книги. С. 234–244. Поучительный для раскола разговор с евреями. С. 245–249. Заграничные раскольнические издания новейшего времени. С. 249–264. Замечания на статью: «Краткое показание о важности символа образуемого двуперстным сложением, и о клятвах и порицаниях на оное, произнесенных греко-российскою церковью». С. 264–282. О донских старообрядцах. (Корреспонденция из Новочеркасска). С. 282–301. Летопись происходящих в расколе событий. С. 302–337. Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1875 год, читанный секретарем Совета в общем собрании членов, 21 декабря. С. 338–359. Отдел I. 2. Продолжение Деяний собора 1666 года. С. 362–403. 3. Книга соборных деяний, о разных делах и о нужных церковных винах вопросы и ответы, яже быша при державе благочестивейшего великого государя, царя и великого князя Алексия Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, при его царском присутствии, святейших патриархов православных Паисия Александрийского, папы и судии вселенского, и Макария Антиохийского и всего востока, и Иосафа Московского и всея России, и многих архиереев греческих и всех российских митрополитов, архиепископов и епископов, и всего освященного собора за руками. Мироздания в лето 7175 и 7176. С. 404–507. Отдел II. Чин литургии св. Иоанна Златоустог о изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных Служебников. С. 510–536. Замечания о двух мнимоисторических свидетельствах в защиту старообрядчества. C. 537–546. План «Полного собрания сведений, относящихся к расколам и раскольникам», представленный Н.И.Надеждиным бывшему министру внутренних дел графу Л.А.Перовскому. С. 547–567.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Венчал молодых в храме Богоявления сам отец Олег, для чего специально прилетел из Бангкока в Ярославль. 28 августа 2008 года в Смоленске тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне святейший патриарх) посвятил Даниила Ванну в диаконский сан и направил на служение в храм святителя Николая в Бангкок . Елена стала руководить там церковным хором и потихоньку осваивать непростой тайский язык. 5 июля 2009 года в Москве произошло еще одно важное для Даниила событие. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Егорьевский Марк, секретарь Московской патриархии по зарубежным учреждениям в московском храме Святой Животворящей Троицы в Хорошеве рукоположил диакона Даниила в сан священника . И отец Даниил Ванна стал первым православным священником-тайцем. Даниил возглавил православный фонд в Таиланде, который занимается благотворительностью, помогает русскоязычным туристам, оказавшимся с просроченной визой в тюрьме, выбраться на волю. Один из таких бедолаг был освобожден как раз перед Пасхой. На сегодняшний день в Таиланде уже начато строительство еще двух православных храмов во имя Всех святых в известном курортном городе Паттайе и во имя Живоначальной Троицы на острове Пхукет . В Паттайе уже завершена цементная стяжка полов и выведены несущие столбы для кладки стен. Полностью храм будет готов и освящен в дни празднования 10-летия православия в Таиланде, которое состоится в декабре этого года. Строительством храма на Пхукете руководит Даниил, а матушка Елена ему во всем помогает, даже в кладке кирпичей. Год от года тайцы все больше и больше проявляют интерес к православию, кто-то уже принял в храме святителя Николая крещение, другие еще только постигают основы православной веры. Недавно от римско-католического вероисповедания в православие перешел гражданин Лаоса Тонкам Пиаксаявон, который при крещении был наречен Антонием. По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний будет обучаться в Москве в Сретенской духовной семинарии. А затем, возможно, как и Даниил Ванна, продолжит православную миссию в Таиланде. Проповедь в публичном доме

http://azbyka.ru/way/ierej-daniil-danaj-...

Первый том " Исследования " включает сокращенную версию фундаментальной работы покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который четверть века отдал служению на Эстонской кафедре и провел большую исследовательскую работу, собрав обширный материал по истории Православия в Эстонии от самых первых свидетельств о православных священнослужителях и храмах на эстонской земле до начала 90-х годов прошлого века. Полная версия этой работы была опубликована на русском языке в 1998 году, а на эстонском в 2010 году, вместе с другими материалами по истории Православия в Эстонии; в представляемом издании она дана в сокращенном варианте и дополнена обширной редакционной статьей, содержащей исторический обзор основных событий в православной церковной жизни Эстонии в XX-XXI веках. В частности, здесь говорится об эстонском церковном кризисе, связанном с печальными обстоятельствами создания на территории Эстонии параллельной православной церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата. История Православия в Эстонии неразрывно связана с Русской Православной Церковью. Русские священнослужители и миссионеры принесли Православие на эстонскую землю, и попечением Русской Православной Церкви совершалось дальнейшее развитие православной церковной жизни в Эстонии. С 1472 года в Эстонии почитают мучеников Юрьевских, названных по древнему имени города Тарту. В 1817 году было учреждено Ревельское викариатство Санкт-Петербургской епархии. В условиях быстрого развития церковной жизни в Прибалтике в 1865 году оно было переведено в состав Рижской епархии, а в 1920 году, после возникновения независимой Эстонской Республики, Ревельское викариатство стало самостоятельной епархией. Позднее в том же году святой Патриарх Тихон и Священный Синод Русской Православной Церкви даровали статус автономии Эстонской Православной Церкви. В период с 1923 по 1940 год по политическим причинам Эстонская Православная Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата, затем она вновь возвратилась в состав Московского Патриархата и в настоящее время имеет статус Самоуправляемой Церкви, возглавляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием.

http://patriarchia.ru/db/text/1466667.ht...

Всемирный Русский Народный Собор, одна из самых значимых международных общественных организаций, в 2019 году пережил серьёзные изменения. Так, в апреле этого года была значительно обновлена команда ВРНС: новым заместителем Главы Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стал основатель нашего канала, известный русский предприниматель и общественный деятель Константин Малофеев. А уже в октябре на XXIII Всемирном Русском Народном Соборе был избран ещё один заместитель его Главы – доктор политических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Щипков. Царьград: Александр Владимирович, 2019 год ещё не закончился, но многие уже подводят его итоги. А год поистине насыщен событиями, причём далеко не только позитивными. Начался он с подписания Константинопольским патриархом Варфоломеем беззаконного " томоса " об " украинской автокефалии " , и в дальнейшем раскол Православного мира только нарастал. Но в то же время мы видим укрепление Православия в России, примером чему являются значительные перемены во Всемирном Русском Народном Соборе, который становится постоянно действующим центром церковно-общественного и церковно-государственного взаимодействия. Насколько значимы, на Ваш взгляд, эти перемены 2019 года? Александр Щипков: Время покажет, на что мы способны, и какие будут результаты, но вы очень точно отметили, что события, произошедшие внутри Всемирного Русского Народного Собора, вполне можно поставить в ряд значимых церковно-политических событий 2019 года. Замечу попутно, что если год начался со " стамбульской агрессии " , то закончился возвращением Западноевропейской Архиепископии в лоно Русской Православной Церкви. Структурные и смысловые изменения, связанные с Всемирным Русским Народным Собором, я бы тоже поставил в этот ряд. И не потому, что коллеги оказали мне честь, выбрав одним из заместителей Главы ВРНС, а потому, что Собор действительно начал меняться. Чем, в первую очередь, всегда был Собор? Это была структура, которая объединяла различные русские силы в России и на территории сопредельных и даже далёких государств. За 26 лет существования ВРНС было сделано множество полезных вещей, поднято множество важнейших вопросов.

http://religare.ru/2_118621.html

Епархиальный совет имеет Наше поручение временно заниматься вопросами церковного судопроизводства. Однако, слава Богу, за прошедший год таких вопросов в Москве не возникало. Я благодарю членов Епархиального совета во главе с архиепископом Истринским Арсением за сложную и многоплановую работу, которую Епархиальный совет проделал в нынешнем году, и надеюсь, что и в грядущем году он будет так же оперативно помогать мне в управлении епархиальной жизнью стольного града. Благодарю также председателей и членов комиссий при Епархиальном совете за большую работу по различным направлениям приходской жизнедеятельности. Уже стало доброй традицией начинать год с проведения Международных Рождественских образовательных чтений. Не стал исключением и уходящий 2006 год. XIV Международные Рождественские образовательные чтения под общим названием «Школа и Церковь — традиции и реформы образования состоялись в Москве с 29 января по 4 февраля. В докладах участников Чтений звучала живая обеспокоенность будущим нашего отечества, понимание того, что это будущее во многом зависит от качества и эффективности процесса образования и воспитания подрастающего поколения. Постоянно подчеркивалось, что эффективное образование в России невозможно без обращения к духовно-нравственным ценностям традиционной русской культуры и обеспечения культурно-исторической преемственности. За последние полтора десятилетия в отношениях Церкви и государства по милости Божией установилась атмосфера взаимопонимания. Социальное партнерство между нашими институтами уже принесло много добрых плодов. Государство способствует развитию Церкви, помогая ей в деле социального служения, и при этом отмечает ее заслуги перед обществом. Государство помогает сохранению архитектурных памятников, правда, эти средства не могут обеспечить нужды Церкви, но эти средства помогают в некоторых случаях решить вопросы текущих неотложных ремонтных работ. В нынешнем году мне была присуждена Государственная премия — цитирую: «за плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей и консолидации общества». Безусловно, эту высокую награду я отношу ко всей Русской Православной Церкви: к своим соработникам — архипастырям, пастырям, монашествующим и всем православным верующим. Денежная составляющая премии была передана мной в приюты для детей и учреждения, которые занимаются делами милосердия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204195...

Упомянутые же духи более всего страшатся молитвы; невольным их орудием чуть не послужила петербургская городская прокуратура, которая возбудила уголовные дела по «факту нарушения закона о свободе совести и религиозных объединениях» против гимназии с православным воспитанием. В стенах гимназии совершались вещи совершенно нестерпимые для, увы, части нашей общественности – там молились. Как сообщила представитель прокуратуры , «В гимназии без согласия родителей и учеников ежедневно читается молитва, что запрещено законодательством, раз в неделю преподается закон Божий» В гимназии действительно молятся – она носит название «Медицинская гимназия с православным воспитанием» и работает по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Родителям это, разумеется, известно – и они охотно отправляют своих детей именно сюда. Почему прокуратура этого не заметила – остается загадкой, однако вскоре ситуация благополучно разрешилась и нелепые обвинения были отозваны. Что же, путь так и произойдет и с другими нападками, возводимыми на Церковь. Есть однако, культ, который совершенно не беспокоит борцов за светское общество; это пришедшая из Китая традиция называть год по имени какого-нибудь животного из восточного календаря. В этом году нас ожидает нашествие крыс – крысы на экранах, крысы в витринах магазинов, крысы на радио, толпы крыс в интернете (добро бы хоть хомячков, а то – крыс!), потому, что наступающий год объявлен «годом Крысы». Телевизор будет работать под лозунгом «крысу – в каждый дом», и с экрана людей много раз проинструктируют, какими ритуалами надо сопровождать его наступление – то ли шебуршать под раковиной, то ли грызть сырные корки – чтобы «Вам повезло в следующем году». Православные же христиане свободны от таких смехотворных суеверий; нас ожидает не «год Крысы» а лето Господне, которое мы будем встречать молитвой, в ожидании великого праздника Рождества Христова. Сергей Худиев Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Хотя молдавское государство посредством своих дипломатических представительств опекает своих зарубежных соотечественников, а в России даже действует конгресс молдавской диаспоры, никто не может стать такой надежной опорой для молдаван в рассеянии как Православная Церковь. Молдавская Церковь никогда, на протяжении всей истории, не отделяла свою судьбу от судьбы своего народа, поддерживая его духовные силы и формируя его ценностный фундамент. Она не оставляет свой народ и в рассеянии. В одном из своих интервью митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир отмечал: «В связи с мировым экономическим кризисом, который не обошел и Молдову, возникли своеобразные трудности. Люди, которые любят свою родину, вынуждены были уезжать в Европу на временные заработки, чтобы прокормить свою семью… Конечно, как православные христиане, они не забывают и Церковь. Раньше наши бывшие соотечественники по воскресным дням собирались где-то в парке, разговаривали, читали молитвы. В последнее время по благословению Святейшего Патриарха мы направляем в эти страны священнослужителей. В молдавскую диаспору направляем священника из Молдовы, в украинскую священника из Украины и т.д. Вот и мне пришлось встретиться с православными христианами в Португалии, где я служил в городе Фарро (на юге). Там были и молдаване, и выходцы из Украины, и жители Московской и Калининградской областей… Конечно, радостно, что они там находят Церковь, но в то же время немного горестно, что они покидают нашу родину и уезжают за рубеж». Молдаване, оказавшиеся за рубежом, всегда стремятся найти поблизости православный храм, а если такового нет, то обустроить его, пригласить священника. В различных странах Европы и мира уже существуют молдавские, русско-молдавские, украинско-молдавские приходы Московского Патриархата. Молдаванин, который не крестит своих детей, не венчает своих сыновей и дочерей, который не причащается хотя бы раз в год Великим Постом, считается неверным. В народе о таком человеке скажут, что он «пэгын», т.е. язычник. Как и у остальных православных народов, особенное место в религиозно-церковной жизни молдавского народа занимает праздник Воскресения Христова. Как правило, духовная подготовка к празднику Пасхи выражается в соблюдении, если не всего Великого поста, то хотя бы одной или двух недель, а также Страстной пятницы в знак почитания страданий Господа. Основная масса молдаван причащается только раз в год, в первое или шестое воскресение Великого поста. Исповедь и причастие перед Пасхой является залогом того, что Воскресший Господь примет покаяние и даст надежду вечной жизни. В народе считается, что, если кто по нерадению не постится и не причастится Великим постом, то за его пасхальным столом не будут присутствовать ангелы, а его подаяние «помана» не будет приниматься Богом целый год.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1591007...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010