4. Ектения «Рцем вси…» 5. Ектений об оглашенных 6. «Ныне силы небесные…» Вход со Св. Дарами. Перенесение их на престол через царские врата. Молитва св. Ефрема Сирина 7. Ектения «Исполним вечернюю молитву нашу…», «Отче наш…» 8. Причащение. Благодарственная ектения («Прости, приимше…») 9. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю…») 10. Заключение и отпуст. VI. CXEMA ПАСХАЛЬНОГО ЦИКЛА Подготовительные недели 1. О мытаре и фарисее 2. О блудном сыне 3. О Страшном Суде (мясопустная; заговенье на мясную пищу) 4. Воспоминание Адамова изгнания (сыропустная). Прощеное воскресенье Недели св. Четыредесятницы (Великого поста) 1. Торжество Православия 2. Память св. Григория Паламы 3. Крестопоклонная 4. Память преп. Иоанна Лествичника 5. Память преп. Марии Египетской 6. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Страстная седмица 1. Великие понедельник, вторник, среда. Чтение 4–х Евангелий 2. Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери. На утрене под Великую пятницу служба Страстей Христовых (12 Евангелий) 3. Великая пятница. День Распятия и погребения. На вечерне вынос плащаницы 4. Великая суббота. Господь во гробе Пасха и послепасхальные недели 1. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ 2. Фомина (Антипасха). Во вторник Фоминой седмицы — Радоница 3. Жен–мироносиц 4. О расслабленном 5. О самарянке 6. О слепом. В четверг 6–й седмицы — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 7. Св. Отцов I Вселенского Собора 8. ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ТРОИЦЫН ДЕНЬ). В понедельник 1–й седмицы после Пятидесятницы — ДЕНЬ СВ. ДУХА. 9. Неделя 1–я по Пятидесятнице — Всех святых. С понедельника 2–й седмицы по Пятидесятнице начало Петрова поста (кончается 29 июня/12 июля в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла) 10. Неделя 2–я по Пятидесятнице — Всех святых, в земле Российской просиявших. VII. O ДНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ Согласно Евангелию от Иоанна, Господь был распят в день иудейской Пасхи, которая пришлась в тот год на пятницу. А в первый день недели (называемый сейчас воскресеньем), еще до восхода солнца, гроб Его был пуст. Пасха праздновалась с вечера 14 нисана . Однако древние принципы ее вычисления остаются не совсем ясными. Известно только, что праздник ориентировали по первому весеннему полнолунию. В связи с этим была сделана попытка установить, когда именно в правление Пилата (26–36 гг.) это полнолуние падало на пятницу. В результате получили две даты: 3 апреля 33 года и 7 апреля 30 года. Первая дата сразу же вызвала сомнения. Поскольку Христос родился за 6–7 лет до н.э. (см. прим. 45), то в 33 году Ему должно было быть уже 40 лет, что противоречит свидетельству Луки: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3, 23). Следовательно, наиболее подходящая дата Распятия — 7 апреля 30 года, а Воскресение, таким образом, должно быть отнесено к 9 апреля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Но постепенно в Типиконах студийской традиции начинают появляться указания о полном запрете на совершение к.-л. литургии, в т. ч. Л. П. Д., в первые дни Великого поста. Напр., в пользовавшемся большим авторитетом во мн. визант. монастырях Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. Л. П. Д. установлена в те же дни, что и в Студийско-Алексиевском уставе, но за исключением понедельника 1-й седмицы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 515; см. также: C. 509-510, 544-546, 553). В южноитал. Николо-Казолянском Типиконе 1205 г. сказано, что в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста Л. П. Д. совершается только при архиерейском богослужении , а в мон-рях и, вероятно, на приходах она не служится (Там же. Т. 1. С. 826). Здесь же уже нет Л. П. Д. и в Великую пятницу. В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе , составленном ок. 1042 г. на груз. языке, Л. П. Д. не служится в сырную среду и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы поста, но в сырную пятницу, в будние дни др. великопостных седмиц и в Великую пятницу она все еще совершается ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273-280, 282, 289). По наблюдению - вероятнее всего, верному - прот. Стефана Алексопулоса, отмена Л. П. Д. в нек-рые дни Великого поста (и прежде всего в начальные дни 1-й седмицы, а также в Великую пятницу) была связана с желанием подчеркуть постный характер этих дней и с этой целью полностью устранить вкушение в них пищи или предельно ограничить его ( Alexopoulos. 2009. P. 62-63). Отсутствие Л. П. Д. и, следов., сугубо постный характер нек-рых будних дней Великого поста влекли за собой потенциальное понижение статуса тех праздников годового неподвижного богослужебного круга , к-рые приходятся на этот период. Поэтому в Типиконах появляются указания о совершении Л. П. Д. не только в те или иные будние дни поста, но и в даты главных праздников этого времени года - естественно, если они выпадут на будние дни, а не на субботу или воскресенье (когда в любом случае служится полная литургия). При этом, поскольку Л. П. Д. совершается на вечерне, получается, что вечерня в такие праздники не открывает собой следующий богослужебный день, как обычно, а замыкает день уходящий.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

24. Четверг 6-й седмицы, ваий. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского . Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы» . На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха), служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и служба Архангела Гавриила (с 25–26 марта). Примечание. В текущем году отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (26 марта) выпадает на Лазареву субботу. Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста. Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 1-й) и Троичны гласа. Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й . 4-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Значение григорианского хорала не ограничивается только его применением за литургией. Это пение именуют музыкальным учителем Европы – ведь даже названия нот взяты из первой строфы обращенного к Иоанну Крестителю григорианского песнопения Ut queant laxis, которую в XI в. «постоянно и уже давно» использовал «для обучения мальчиков» Гвидо Аретинский (каждая нота – первый слог строки; ноту «до» именовали ut, название ноты «си», появившееся позднее, также связывают с этим гимном): Ut queant laxis Чтобы могли Resonare fibris отверстою гортанью Mira gestorum Ревнители [твои] Famuli tuorum Воспеть твоих деяний чудо, – Solve polluti От скверны отреши [их] грешные уста, Labii reatum Sancte Iohannes! О, святой Иоанн! § 5. Восточный тип богослужения 1. Полицентричное формирование богослужебного типа на Востоке В отличие от Запада, где весьма скоро выделился литургический центр, претендовавший на роль единственного, на Востоке имелось несколько центров унификации богослужения – Иерусалим, Александрия, Антиохия, позднее Константинополь. Таким образом, в то время как на Западе в вв. развивался процесс богослужебной унификации, на Востоке в пределах Византийской империи сосуществовали три обряда: александрийский, западносирийский (или антиохийский) и византийский. Несомненно, и на Востоке развитие, в конечном счете, шло к большей унификации. Византийский обряд Нового Рима – имперской столицы Константинополя постепенно становится преобладающим. Он был принят с X в. христианами древних восточных Патриархатов: Антиохии, Иерусалима и Александрии. Кроме того, константинопольский тип богослужения распространился среди славянских народов и в Грузии. В византийском обряде устанавливаются три вида литургии: литургия Иоанна Златоуста (основное литургическое последование, совершаемое большую часть года); литургия Василия Великого (совершается десять раз в году: накануне или в самые дни праздников Рождества Христова и Богоявления, в зависимости от календарных особенностей; в день памяти Василия Великого 1/14 января; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие, или Страстные, четверг и субботу); литургия Преждеосвященных Даров, приписываемая традицией Григорию Двоеслову , которая совершается только Великим постом: по средам и пятницам первых шести седмиц, в четверг пятой седмицы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принцип, лежащий в основе формирования этих подвижных памятей,— перенос праздников Минеи на субботние и воскресные дни. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля (интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом). Память преподобной Марии связывается с 5й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было (их предлагалось брать из Минеи), во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четвергседмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четвергседмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически (хотя с большой долей уверенности). В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6го часа («Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя») явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так:  во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение.

http://azbyka.ru/velikiy-post

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 31 марта 2023 года 18. Пятница 5-й седмицы. Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Преподобномучениц Сходненских . Прмц. Наталии Баклановой . Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Георгия, еп. Мелитинского (с 7 апреля) . Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 18 февраля. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10: самогласен, глас 6-й: «Яко от Иерусалима…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Мученицы Твои, Господи…» (единожды), и Богородицы (Похвалы), глас тот же – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы (Похвалы), глас 2-й: «Еже от века таинство…» (догматик гласа не поется). Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. В храме Похвалы Богородицы после паримий Триоди – три паримии Богородицы, помещенные на праздник Успения (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Примечание. «На трапезе пием вино, труда ради бденнаго, хотящаго быти» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Повечерие бывает малое и великое. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной псалтири. Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других дней в году, когда положено совершать великое повечерие; оно иногда совершается в кельях (см. стр. 578, 579 печатного оригинала). Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с нею. Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной псалтири, в Типиконе (см. 6 янв., 25 мар., понедел. 1-й седмицы Великого поста и в друг. местах). Отдельно от утрени Великое повечерие совершается во вторник (на среду) и четверток (на пяток) Сырной седмицы (за исключением случаев, указанных в Уст. 2 февр. и в 28 храм. гл.), в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу (за исключением среды и пятницы 5 седмицы) всех недель Великого поста, в понедельник и вторник на Страстной неделе. 79 В соединении с утреней великое повечерие совершается 24 марта и накануне храмовых праздников и царских дней, если эти праздники случатся в те седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником; а также всегда отправляется великое повечерие в соединении с утренею 5 янв. и 24 дек. 80 Богослужение утреннее В состав этого богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Полунощница. Именем полунощницы обозначается церковная служба, которая совершается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Иисуса Христа ( Лк.6:12 ; Мф.26:30), Которому подражали апостолы ( Деян.16:25 ) и современные им христиане ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ). Во время гонений этот обычай получил особенное развитие вследствие того, что ночное время было самое безопасное для богослужения вообще. Вместе с тем св. Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное, по своей тишине, для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения св. Василий Великий (Посл. 2 к Григор. Назианз.). По мнению толкователей богослужения, полунощницу св. Церковь установила:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В течение века в церковной прессе (напр., в БТ) неоднократно высказывались предложения об исправлении отдельных частей формуляра литургии (диалога после великого входа, тропаря 3-го часа, благодарственной молитвы по причащении и пр.), о чтении анафоры вслух всего народа (что практикуется многими священниками). Проблема корректировки современного формуляра литургии до настоящего времени не разрешена. В 90-х гг. в некоторых епархиях (напр., в Сумской) в те дни, когда положена литургия на вечерне (в Великие Четверг и Субботу, в дни совершения литургии преждеосвященных Даров и др.), литургия совершалась во второй половине дня, как и предписано уставом. В 70–80-х гг. XX в. в академическом храме ЛДАиС совершалась литургия ап. Иакова. Круги триодных и минейных праздников. Триодный цикл не претерпел в XX в. никаких изменений. Богослужение Великим постом совершается полнее, чем в другое время года. Литургической проблемой является распространившаяся практика совершения постом вечерни утром, а утрени – вечером. Во многих храмах и мон-рях из-за недостаточного знания устава службу на протяжении всего Великого поста совершают по последованиям первой седмицы, что приводит к ошибкам: при использовании «Служб первой седмицы» во все седмицы поста песнопения 2, 3, 4, 5, 6-й седмиц заменяются по незнанию песнопениями 1-й (напечатанными в «Службах»), в самих «Службах» есть уставные неточности. Одна из редакций «Служб» содержит тексты не традиционной, а реформированной (см. выше) Триоди. В Великие Пятницу и Субботу совершаются вынос плащаницы Спасителя и надгробное пение, эта традиция, почти не зафиксированная в Типиконе, достойна внесения в него. На Св. Пасху почти во всех храмах совершается ночное богослужение. В XX в. появилось большое число новых праздников минейного цикла – памяти новопрославленным святым и множество соборных памятей, к которым относятся праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (появившийся уже в XVII в., он стал торжественно отмечаться только в XX в.) и Соборы святых отдельных епархий и даже мон-рей. Празднование всем Российским святым было восстановлено на Поместном Соборе 1917–1918 гг., оно совершается в неделю (воскресенье), следующую за неделей Всех святых. В воскресенье после 25 янв. (7 февр.) включительно совершается Собор новомучеников и исповедников Российских. По определению Архиерейского Собора РПЦ 1994 г. 9 мая (н. ст.) совершается поминовение православных воинов в память о погибших во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого прекрасно подходит чин поминовения воинов, павших на поле брани, ранее совершавшийся в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Посемý и мы непрестáнно благодарим Бóга, что, приняв от нас слышанное Слóво Бóжие, вы приняли не кáк слóво человéческое, но как Слóво Бóжие, – каково оно есть по истине, – котóрое и дéйствует в вас, вéрующих. Ибо вы, брáтия, сдéлались подражáтелями церквáм Бóжиим во Христé Иисýсе. ( 1Фес 2:9–14 ) Пятница 23-й седмицы по Пятидесятнице К солýняном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Вы сдéлались подражáтелями церквáм Бóжиим во Христé Иисýсе, находящимся в Иудéе, потомý что и вы то же претерпéли от своих единоплемéнников, что и те от иудéев, котóрые убили и Гóспода Иисýса и Егó прорóков, и нас изгнáли, и Бóгу не угождáют, и всем человéкам противятся, котóрые препятствуют нам говорить язычникам, чтóбы спаслись, и через это всегда наполняют мéру грехóв своих; но приближáется на них гнев до концá. Мы же, брáтия, быв разлучены с вами на корóткое врéмя лицéм, а не сéрдцем, тем с бóльшим желáнием старáлись увидеть лицé вáше. И потомý мы, я Пáвел, и раз и два хотéли прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатанá. Ибо кто нáша надéжда, или рáдость, или венéц похвалы? Не и вы ли пред Гóсподом нáшим Иисýсом Христóм в пришéствие Егó? ( 1Фес 2:14–19 ) Суббота 23-й седмицы по Пятидесятнице К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Уведомляю вас о благодáти Бóжией, дáнной церквáм Македóнским, ибо они среди великого испытáния скорбями преизобилуют рáдостью; и глубóкая нищетá их преизбыточествует в богáтстве их радушия. Ибо они доброхóтны по силам и сверх сил – я свидéтель: они весьмá убедительно просили нас принять дар и учáстие их в служéнии святым; и не тóлько то, чегó мы надéялись, но они óтдали самих себя, во-пéрвых, Гóсподу, потóм и нам по вóле Бóжией. ( 2Кор 8:1–5 ) Читать далее Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке/пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В 50-60-х гг. X в. состав великопостного цикла Нового И. меняется. Важнейшим изменением стало пополнение текста песнопениями триодного цикла авторства прп. Феодора Студита. Своеобразие этого пополнения состоит в том, что трипеснцами прп. Феодора Студита были укомплектованы службы на будние дни с 1-й по 5-ю среду включительно, тогда как начиная с 5-го четверга в сборник были включены песнопения Октоиха: на 5-й четверг - св. Иоанну Крестителю, на 5-ю пятницу - Кресту, на 5-ю субботу - св. пророкам и мученикам, на 6-й понедельник - покаянные, на 6-ю среду - Пресв. Богородице, на 6-й четверг - св. апостолам, на 6-ю пятницу - свт. Кириллу Иерусалимскому, на 6-ю субботу - архангелам. Эти песнопения повторяют стихиры и каноны из Sinait. iber. 26. Fol. 186-222 и Sinait. iber. 34. Fol. 34-48, где они предназначены для седмичных дней всего года. Помимо пополнения великопостного цикла студийской гимнографией и песнопениями Октоиха появились памяти в сырную субботу - всех св. отцов и в 5-ю среду - Преполовения поста («В среду Преполовения - изнесение животворящего древа [Креста] в Константинополе»). Введение студийских песнопений и праздника Преполовения поста явно указывает на то, что в этой части Новый И. претерпел большое влияние к-польской традиции, к-рая в сочетании с древней иерусалимской образовала весьма своеобразный тип Постной Триоди. Помимо переводной Новый И. должен был содержать и оригинальную груз. гимнографию великопостного цикла. Иоанну Минчхи, одному из главных авторов Нового И., принадлежит полный комплект многострофных стихир утрени и вечерни на весь Великий пост, начиная с мясопуста и до Вербного воскресенья, а также полные каноны для праздника воскрешения Лазаря и Вербного воскресенья, нек-рые песнопения на отдельные дни Страстной седмицы. Иоанн Минчхи является автором и 2 песней, к-рыми пополнены груз. переводы 8 канонов великопостных недель патриарха Иерусалимского Илии, канонов прп. Космы Маюмского на Вербное воскресенье и Великий четверг, канона на Великую пятницу Иосифа Сладкопевца и канона на Великую субботу Феофана. По неизвестным причинам в палестино-синайских списках Нового И. песнопения Иоанна Минчхи не содержатся. Они сохранились в составленных груз. Триодях XI в. (Sinait. iber. 5 и 75) и в списках Постной Триоди прп. Георгия Мтацминдели (Paris. georg. 5 и др.), соответствующих уже новой к-польской традиции. Но поскольку эти песнопения фактически были созданы в 1-й пол. X в., они должны были быть написаны специально для Нового И. и потому могут рассматриваться как его часть (подробнее см.: . 1983; Eadem. 1987). Период Пятидесятницы

http://pravenc.ru/text/200125.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010