В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды. Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

http://pravenc.ru/text/165231.html

5 В 14-ую неделю приходится иногда неделя перед Воздвижением, а в 15-ю неделю по Воздвижении. См. в сентябре месяце. 6 В 19 неделю приходится иногда неделя седьмого Вселенского собора. См неделю перед Троицыным днем. 7 Евангелие по большой части не читается, как положено читать его, в 28 неделю, чтобы не повторять его в неделю св. праотец, за два воскресенья до Рождества Христова. Вместо него в 28 неделю обыкновенно читается евангелие 29 недели и т.д. – в 28 недели положено читать евангелие святых праотец потому, что недели святых праотец часто приходится в 28 нед. С недели святых праотец обыкновенно изменяется порядок чтения воскресных евангелий: так как за ней следуют недели: 1, пред Рожд. 2 по Рождестве, 3 пред Просвещ. И 4 по Просвещении. За тем, как совершается чтение? За тем, чтения располагаются сообразно с неделею 33-ю о мытаре и фарисее, или с началом Триоди, что иногда бывает чрез одну, две и три недели по Просвещ. Так как неделя мытаря и фарисея есть 33-я, то неделю предшествующую ей, читается евангелие 32-ой нед., за две недели до недели мытаря и фарисея есть 33-я, то в неделю, то в неделю предшествующую ей, читается евангелие 32-ой нед., за две недели до недели мыт. и фрис. читается еванг. 31, за три – 30-ой недели. 8 Неделя мытаря и фарисея, кроме евангелия, имеет еще некоторые особенности, приготовляющие к посту. Со дня недели этой начинается особая богослужебная книга «Триод постная», употребляющая в течение великого поста, до Пасхи; на утрени поются особые стихиры: «Покаяния отверзи мне двери». Слово Триодь греческое, значит, тритьенец, потому что в течение великого поста поются каноны трехпесные, тогда как каноны обыкновенно состоят из 9 песней. Каноны триоди – покаянные. Стихиры «Покаяния отверзи мне двери» весьма умилительные церковные песни. Они поются для пробуждения в душе чувства сокрушения о грехах и раскаяния. 9 В сие и два следующие воскресенья на утрени поется псал. 136. На реках Вавилонских, в коем церковь уподобляет нашу греховную жизнь Вавилонскому плену евреев, и возбуждает к воздыханию о потере небесной отчизны и к желанию вновь возвратится в рай. Это – еще, кроме евангелия, особенность недель: блудного сына и двух следующих за нею, приготовляющая к посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

На первой порожней странице в нач. XVII в. написано киноварью: Елисеевской (не ученика ли препод. Сергия?). 9. (2022) Иоанна Златоустог о и других поучения полууст., исх. XIV века, в четверть, 235 листов. Чтения от недели мытаря и фарисея до недели всех Святых. л. 1. В неделю о мытари н фарисеи. Слово св. Иоанна Златоустаг о, патриарха Царяграда. Нач. Придете убо днесь, братье, послушавше гласа Христова, мудреейши будем. Русское. л. 2 об. В неделю о блудном сыне. Поучение того же, сказание Евангелия от Луки. Нач. Взлюблении, послушайте самого Христа о покааньи учаща нас и глаголюща притчю. Русское. л. 4 об. В неделю мясопустную. Поучение того же о втором пришествии Господа нашего Ис. Христа и о страшном суде. Нач. Се приближися, братие, время покаянию, се настают днье оцещению. Русское. л. 6 об. В неделю сыроястную. Слово того же, поучение о посте, сказание от Евангелия. Нач. Братие, послушание, умные двери отверзше и слуха душевная открывше. Русское. л. 9. В суботу 1-ю поста. Сказание Нектариа, патриарха Царяграда, слово о том, что ради в 1-ю суботу поста память творим св. и великого мученика Феодора Тирона, и о кутьи. Нач. Яко много множьство благости Твоея, Господи, достойно нам с Давидом псалмы днесь похвалити Господа, ти потом да начну повесть великого муч. Феодора Тирона. л. 14. В неделю 1-ю поста. Поучение Иоанна Златоустог о о посте. Нач. Видесте ли взлюблении от самих вещий пользу постную. Русское, напечатано в Приб. к Твор. св. Отцев 1858 года. л. 16. В неделю 2-ю поста. Поучение того же о св. посте. Нач. Придете друзи и братья, взлюбленое стадо Христово, да мало ни еще нечто изреку вам о сем св. посте. Русское, напечатано там же. л. 18. В неделю 3 поста. Поучение того же о св. посте на поклонение честного и животворящего Креста. Нач. Братье, препловльше ныне св. сия дни постные, взрадуемся душею. Русское. л. 20. В неделю 4 поста. Поучение того же, о св. пощеньи и о молитве. Нач. Придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранью. Русское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста.    Впервые рождественские песнопения звучат через неделю после его начала: на утрене праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня начинают петь в качестве катавасии рождественские ирмосы. А в праздники святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября), Святителя Николая (6 декабря) и святого пророка Даниила (17 декабря) в службы этим святым введены особые предпраздничные стихиры, которые постепенно подводят нас к духовному восприятию праздника. Наконец, 20 декабря начинаются дни предпразднства Рождества Христова, раскрывающие перед нами тайну истощания Сына Божия. Эти службы и отдельные песнопения представляют собою связанные друг с другом вехи духовного пути, по которому ведет нас Церковь в дни Рождественского поста.    Период этого поста характеризуется также особым подбором священных памятей, которые Церковь предлагает нам в эти дни.    Особое место среди них, как уже отмечалось, занимают памяти ветхозаветных пророков и праведников. В течение поста мы совершаем памяти пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Два последних воскресенья поста посвящены памяти всех вообще ветхозаветных праведников и пророков. В Церковном уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец. Как уже говорилось, первая часть церковного года, охватывающая время от Новолетия до Рождества Христова, посвящается преимущественно ветхозаветным воспоминаниям и богата памятями ветхозаветных праведников, что особенно заметно в период Рождественского поста.    Из одиннадцати дней его, когда положено петь «Аллилуиа», 5 падает именно на дни памяти пророков. В противоположность новозаветным святым, службы которым носят особо торжественный характер и озарены светом духовных дарований, полученных ими от Христа, службы пророкам, жившим до Его пришествия, когда над человечеством тяготело бремя первородного греха, построены так, чтобы напомнить нам о наших грехах и возбуждать покаянные чувства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

XIII. Триоди а. Харатейные. 48. Триодь постная, писанная уставом на пергамене в одну грань в пол-листа, на 152 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . На 1-м листе написано: «Взята от Государя Патриарха на Печатный Двор.» Внизу по листам подпись: «Сия книга, глаголемая Триодь постная, Коневского Н Яницкого монастыря.» Оканчивается неполным Каноном в 5-ю неделю поста Св. Андрея Критского . По письму относится к концу 13, или началу 14, века. 49. Триодь Постная (часть 1-я), писана уставом косым, в лист, на пергамене, в одну грань, на 191-м листе, скреплена рукою Патриарха Никона . На последнем листе 191-м написано: «Афанасий многогрешный начерта;» оканчивается Службой вечерни во 2-ю неделю св. поста. По письму относится к 15 веку. 50. Триодь Постная (часть 2-я), писана косым уставом в лист в одну грань, на 81 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . Здесь помещена Служба 3 и 4 недели св. поста. 51. Триодь Постная (часть 3-я), писана косым уставом в лист в одну грань, на 102 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . Здесь заключается Служба 5 и 6 недели св. поста. 52. Триодь Постная, писанная уставом на пергамене в лист в два столбца, на 206 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . Последних листов недостает; оканчивается неполной Службой в Пяток 6-й недели св. поста на утрени. По письму относится к концу 14, или началу 15, века. 53. Триодь Постная, писанная уставом в пол-листа, на пергамене в два столбца, на 184 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . Оканчивается Службой Пятка 6-й недели поста. По письму относится к концу 14, или началу 15, века. 54. Триодь Постная, писанная уставом на пергамене в два столбца, в лист на 212 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . Оканчивается Службой св. Пятка 6-й недели поста. По письму относится к 15 веку. По Описи 1846 года все эти 7-м рукописей значатся под 10-м. 55. Триодь Постная вместе с Цветною, сокращенная, заключающая в себе только Стихири на хвалитех, Апостолы и Евангелия, читаемые в дни недельные великого поста и св. Пятидесятницы; писана уставом весьма хорошим в лист, в два столбца, на 198 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . Оканчивается неделей Пятидесятницы. По письму относится к 14 веку. Письмо Русское, наречие Новгородское. По Описи 1846 г. рукопись эта значится под 8-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5-й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5-й поста) с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) Неделя 5-я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5-й поста) Понедельник 6-й седмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6-й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6-й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-27/

В былые времена, кроме времени Великого поста, еще Среды и Пятницы всего года чтились не только телесным воздержанием, но и особым богослужением — без Евха­ристии. Так, в древних памятниках можно встретить описание того, как «александрийцы в среду и в пятницу читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме таин». Вероятно, данная служ­ба — литургия без евхаристии — и дала начало литургии Преждеосвященных Даров, о которой мы читаем в 52 правиле VI Всел. собора: «Во все дни поста святые четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров». И то, как говорят толкователи – «для немощных духом и телом, Церковь являет нам в продолжении седмиц поста дары преждеосвященные». Согласно этому правилу и Иерусалимскому Уставу Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток, хотя согласно Студийскому уставу (рассчитанному на более немощную братию) такие Литургии допускались во все седмичные дни Великого поста. И когда наша Церковь жила по этому Уставу, то литургия Преждеосвященных Даров совершалась пять раз в неделю. Отголоски этой практики остались в богослужении Страстной седмицы. Таким образом, хотя в совершении Преждеосвященных литургий стало принято усматривать особое благочестие, на самом деле, частое причащение в Пост — это лишь снисхождение к немощным, не могущим поститься строго. Вспомните здесь практику монашествующих, уходивших на время поста из монастыря в пустынные места и приходившие обратно для причащения лишь по окончании пощения. Впрочем, с практикой частого совершения литургий Преждеосвященных Даров можно было бы и смириться (признав общую нашу немощь), если бы этот чин причащения совершался в соответветствии с Уставом, т.е. в вечернее время, ибо принятие св. Даров в дни поста по идее своей должно совершаться лишь по окончании дневного поста. Эта идея заложена в самой литургии Преждеосвященных Даров, которая соединяется с вечерним богослужением. По тому же принципу в Великий Четверг, а так же в навечерие (сочельник) Рождества Христова и Богоявления, Литургия совершается вечером (в соединении с вечерней). И как оговаривает 29 правило 6 Всел. Собора, совершающие ее должны делать это натощак. Правда, время пощения при этом не оговаривается.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

Архив Пн В неделю 5-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни 6 апреля 2014 г. 13:40 6 апреля 2014 года, в неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище г. Москвы. В этом году приход храма отмечает 25-летие возрождения богослужебной жизни. Его Святейшеству сослужили: епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Николай Симонов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни; московское духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни (регент — А.Н. Симонова). За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил в сан священника диакона Арсения Уланова, клирика столичного храма Преображения Господня в Тушино. Проповедь перед причастием произнес священник Александр Данилов, главный редактор сайта Московской городской епархии . По окончании богослужения от лица духовенства и прихожан Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Николай Симонов, который преподнес Его Святейшеству икону Спаса Нерукотворного. Патриарх Московский и всея Руси обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Входа Господня в Иерусалим. Затем Святейший Патриарх посетил Кунцевское кладбище, где совершил литию на могиле своей крестной матери. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3620010.ht...

Грамматические формы, установившиеся в период литературного развития славянского языка, свидетельствуют о скудости его развития и небогатом строе. Таковы, например неправильные формы склонений (разносклоняемые имена, коих окончания принадлежат разным склонениям) и спряжений (употребление будущего вместо настоящего и т. п.). Не говорим уже о музыкальности и благозвучии языка, которые зависят от его богатства и тщательной разработки; примером сего служит латинский, или даже русский язык. Благозвучию, а равно и стройности славянского языка, много вредят двойственные числа склонений и особенно спряжений. Для пояснения означенных свойств языка достаточно привести следующий оборот речи; в сердце наю горе бе в наю; или: хощева, еже просива ваю. 119 Наставление о правиле молитвенном взято из слова митрополита Фотия, в неделю православия, о посте и молитве. 148 Типик определяет, вместе с церковным благочинием, правило благочестия, для монахов, духовенства и вообще христиан; за нарушение этих правил угрожает тяжкими наказаниями. «Правила св. апостол и отец, которые всякий христианин должен опасно хранить: 1) в среды и пятки целого года соблюдать пост точно так же, как и в Великий пост, кроме праздников и немощи. 2) В понедельник, среду и пяток Рождественского поста, Петрова и Успенского – пост до 3 часа по полудни и сухоядение (хлеб, вода и подоб.). 3) В Великий пост не следует есть вовсе в первый и второй день первой недели, до среды; после обедни разрешается… Не могущие поститься первых двух дней разрешают хлеб и квас во вторник после вечерни; так поступают и старые. 4) В прочие недели Великого поста поститься по пяти дней в каждую неделю, до вечера, до 3 часа; при чем соблюдать сухоядение. В субботы и воскресения разрешается масло и вино; рыба – в благовещение и цветоносную неделю. 5) В страстную неделю должно поститься до среды, – могущим до пятка (Типик афонской горы разрешает по 1 ф. хлеба, с солью и водою, во вторник, среду и четверг). 6) Вообще во вторник, четверг, субботу и воскресение разрешается кушать дважды, в прочие дни однажды; обед назначается в 11, 12, и 3 часу дня; кушаний от 1 до 3. 7) Готовящийся к причастию должен провести всю неделю в молитве и посте. Исповедь должна быть подробная, во всех грехах; в легких грехах должно каяться ежедневно. Количество дненощных поклонов полагается 300, кроме полунощницы; и каждый, по силе, полагает их дома (Тип. Стр.31,32,311, 315). 8) Не слушающие предания и правил св. отцов, по правилу VII вселенского собора, подвергаются анафеме и повинны вечной муке. Не постящиеся в среды и пятки всего года, кроме немощи, а также в Великий пост, мирянин да отлучится на время от причастия, клирик да извержется сана. Монах, за нарушение поста и неурочное лакомство рыбою, кается две недели; поклонов на день и на ночь – 300». Впрочем разные уставы во многом разнятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или, вернее, ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост. Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но, кроме него, и в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине. Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следуют теперь, и главная в древности сторонница ее-римская церковь , в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: «Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим» 71 . Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был, кроме Рима, и в некоторых церквах Востока, об этом, кроме Сократа и Созомена , есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности. Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: «сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. «отдыхаем от нее " ] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля) 72 . Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385–412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) – Пасха 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010