Председатель Отдела внешних церковных связей совершил Литургию в Троицком кафедральном соборе в Париже 21 мая 2018 г. 11:20 20 мая 2018 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в Троицком кафедральном соборе в Париже. За Божественной литургией ему сослужили епископ Корсунский Нестор и клирики храма. По окончании Литургии епископ Нестор тепло приветствовал митрополита Илариона, пожелав помощи Божией в ответственном служении на посту председателя ОВЦС. В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Нестор! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я рад возможности посетить в этот день Париж и совершить богослужение в сем святом храме. В нем легко служить, легко молиться, и я с радостью совершил здесь сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию. Хотел бы передать вам благословение Его Святейшества и заверить в том, что он помнит и об этом храме, и о Корсунской епархии , и о всех вас; он всегда держит этот храм и эту общину в своем сердце, в своих молитвах. В прозвучавшем сегодня за Литургией зачале из Евангелия от Иоанна (чтение этого Евангелия началось в Пасхальную ночь, а завершится в праздник Пятидесятницы) мы слышим, что Господь Иисус Христос после того, как в последний раз побеседовал с учениками на Тайной Вечере, обратился с молитвой к Своему Небесному Отцу. Он начал эту молитву такими словами: " Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную " (Ин. 17:1-2). О каком часе говорит Господь Иисус Христос? О том, ради которого Он пришел на землю. Мы можем вспомнить, как в Кане Галилейской, когда Господь совершил Свое первое чудо по просьбе Своей Матери, Иисус обратил к Ней загадочные слова, которые вряд ли поняли находившиеся рядом: " Еще не пришел час Мой " (Ин. 2:4). Но когда незадолго до смерти Он беседовал со Своими учениками, Спаситель сказал: " Душа Моя теперь возмутилась " и добавил: " …на сей час Я и пришел " (Ин. 12:27). И вот сейчас Он говорит об этом часе предстоящих Ему страданий и смерти как о часе, когда будет явлена слава Божия, — не в громах и молниях, как она являлась Моисею, а в уничижении и страдании Того, Кого Бог послал на землю, чтобы спасти этот мир и открыть путь к жизни вечной для каждого человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5207471.ht...

Состоялась беседа председателя ОВЦС с братией Свято-Пантелеимонова монастыря 23 октября 2010 г. 09:58 22 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , прибывший во главе паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон, на трапезе после праздничной Литургии , за которой состоялось поздравление игумена Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремии с 95-летием со дня рождения и 35-летием пребывания на Афоне, обратился к братии со словом назидания: Ваше Преподобие, дорогой отец игумен, Дорогие братия, Еще раз сердечно приветствую всех вас в этот знаменательный день, когда мы празднуем 95-летие со дня рождения игумена этой святой обители архимандрита Иеремии. От имени тех, кого Святейший Патриарх прислал сегодня в эту святую обитель, чтобы поздравить нашего почтенного старца, хотел бы приветствовать всех вас, передать вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелать процветания монастырю. Христос Спаситель говорит, что есть две величайшие заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12. 30) и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12. 31). И кому как не монахам надлежит прежде всего исполнять эти две заповеди? Вы, братия, возлюбили Бога и потому оставили мир. Вы возлюбили Бога и потому в те ночные часы, когда обычные люди спят, вы встаете на молитву, преодолевая немощи телесного естества, и возносите ваш ум ко Господу, чтобы соединиться с Ним. Из любви к Господу вы несете трудные послушания, и Он вознаграждает вас через молитву, через Таинства церковные — вы чувствуете близость Божию, которую невозможно передать человеческим словом. Но Господь напоминает, что невозможно любить Бога, не любя ближнего. И монах — это тот человек, который оставил мир, оставил свою семью не для того только, чтобы стать одиноким, а чтобы стать членом иной семьи, членом монашеского братства. Здесь, в этом монашеском братстве вы несете подвиг любви друг к другу. И по тому узнают о вас, что вы ученики Христовы, что будете иметь любовь между собою (см. Ин. 13. 35).

http://patriarchia.ru/db/text/1304051.ht...

Архив Пн Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 2 ноября 2011 г. 11:20 С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия , портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии. Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения. Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней. В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1663546.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил перед сотрудниками Счетной палаты России 21 декабря 2011 г. 17:07 21 декабря 2011 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. Данная встреча была организована в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Счетной палаты России С.В. Степашиным 10 июня 2010 года. Перед началом мероприятия владыка Иларион посетил домовый храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где поклонился иконе святого. О жизни церковной общины архипастырю рассказала помощник председателя Счетной палаты Е.А. Агапова. От лица собравшихся в конференц-зале сотрудников митрополита Волоколамского Илариона приветствовал С.В. Степашин. В своем выступлении, посвященном теме «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции» , председатель ОВЦС, в частности, отметил большое значение религиозного фактора в борьбе с этой опасной болезнью нашего общества. «Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними, — пояснил архипастырь. — И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: " …Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых " (Втор. 16:19). " Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота " (Притч. 22:1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: " Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям " (1 Тим. 6:9-11)».

http://patriarchia.ru/db/text/1845120.ht...

Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19). «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9-11). 5 ноября 2011 года Президент России Д.А. Медведев встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, представителями епископата и духовенства Русской Православной Церкви и церковной общественности в Москве на открытии выставки-форума «Русь Православная». В своем приветственном слове Его Святейшество затронул тему нравственного состояния современного российского общества, что является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции в нашей стране: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность» [VII] . 28 ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Межрелигиозного совета стран Содружества Независимых Государств. По итогам заседания был принят документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о связи нравственности и политики: «Многие привыкли считать, что политика и духовность — это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность» [VIII] .

http://patriarchia.ru/db/text/1845133.ht...

Arhiva Пн Predica Patriarhului rostit dup Dumnezeiasca Liturghie svârit cu prilejul unui an de la sfinirea bisericii principale a Forelor Armate ale Federaiei Ruse 13 iunie 2021 16:55 13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации. Богослужение было приурочено к первой годовщине освящения Патриаршего собора. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня во время Литургии читалось Евангелие от Иоанна (Ин. 17:1-13), и в этом евангельском отрывке есть стих — на мой взгляд, центральный, самый значительный, в котором как в капле воды отражается все христианство. А звучат эти слова так: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Эта фраза Божественная, от Бога идущая, утверждает, что есть жизнь вечная, что человеческое существование не прекращается с биением сердца. И это действительно так, потому что с прекращением физической жизни не заканчивается человеческая жизнь. Это важнейшее утверждение — не человеческое; не Патриарх так сказал, не священник, не какой-то философ. Это слова Самого Бога, которые передает нам Евангелие: жизнь вечная . А разве не на этом основывается, чисто интуитивно, способность одного человека отдавать свою жизнь за другого, за Родину, за родных и близких? Если бы не было интуитивного осознания того, что вечная жизнь есть, — как же страшно было бы умирать! Как много было бы случаев предательства, дезертирства! А ведь люди поднимаются по приказу командира и идут в атаку навстречу морю огня — с полным пониманием того, что из этой атаки они могут не вернуться живыми, но поднимаются и идут! Весь воинский подвиг находит свое подтверждение, свое обоснование и свой смысл в великих словах сегодняшнего Евангелия, которое читалось не потому, что мы служим здесь, в воинском храме, а потому что в соответствии с уставом именно этот текст полагается прочитать сегодня: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5819730...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Свято-Троицком соборе г. Сургута 28 мая 2023 г. 15:20 28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе г. Сургута. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Как все просто! И мы, христиане, наследники двухтысячелетней традиции апостольского служения, апостольской проповеди, воспринимаем эти слова как очевидную вещь, как сердцевину нашей веры: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа . Но какими же новаторскими, какими удивительно новыми и даже малопонятными были эти слова для тех, кому они были тогда обращены! В Ветхом Завете Бог присутствовал в некоторых видениях, например, в горящей купине; Он присутствовал в сердцах людей. Но Бога, по слову Библии, не видел никто и никогда (Ин. 1:18). И то, что произошло в Новом Завете, полностью меняет всю систему религиозных убеждений, саму природу веры. Бог явился нам во Христе, Господе и Спасителе. Читая Евангелие, мы представляем себе Его образ, мы знаем Его дела, мы знаем Его мысли. Нам легко верить в Господа и Спасителя. Но как трудно было верить тем, кто до Христа верил в Бога, Которого никто никогда не видел! Явление Бога во Иисусе Христе — это великая милость для рода человеческого. И мы принадлежим именно к семье христианских народов, мы принадлежим к Церкви Христовой, в центре которой — исповедание того, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. И мы через Него поклоняемся Богу, Который для нас уже не является неведомым, но ведомым во Христе Иисусе, Господе нашем. Вера в Господа призвана менять человеческую жизнь к лучшему. Если человек крестился, если он себя связывает с Православной Церковью, он не может не наблюдать за своим внутренним духовным состоянием. Если же такой человек занимается чем угодно — политикой, бизнесом, общественной работой и даже семьей, — но почти никогда не вспоминает о Боге, то и Бог не будет его помнить. Ведь отношения человека и Бога — это движение двустороннее. Господь дает нам Свою милость, Свою благодать, Свою помощь в ответ на нашу веру, а вера должна выражаться в молитве и споспешествоваться добрыми делами. Потому что если есть вера, а добрых дел нет, то мы, по слову Божию, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, и наша вера ни во что не реализуется.

http://patriarchia.ru/db/text/6031554.ht...

Молим вас, возлюбленные, беречь это наследие ваше и иметь его, как то было в святой литовской старожитности, оплотом Православия – под знаменем заповеди Господней: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Пишу и вам, братства. Святая Церковь переживает ныне бурные дыхания «врат адовых» и взывает к помощи сильных, опытных и крепких стоятелей за святую истину Христову и спасительную правду Православия. В деятельном памятовании о доблестях славного прошлого литовских братств в стоянии их за святую веру, «станьте же добре«, братчики, достойно звания вашего и ныне и «подвигом добрым» ( 2Тим.4:7 ) покажите, что спасительная слава братств западнорусских в судьбе Православия края принадлежит не прошлому только времени, что душа их жива и сила и оружия крепки и действенны и в настоящее лихолетье стада Христова. Пишу и вам, пастыри Церкви Литовской. Как сопастырь ваш, молю вас, усугубите ревность вашу в спасении Церкви Божией, «яко дние лукави суть« ( Еф.5:16 ), и близки к вам «волки лютые, не щадящие стада» ( Деян.20:29 ). Помните грозное слово Господне: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя... вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их« ( Иез.34:8.10 ). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Трудно нам, любезные сопастыри, при настоящих злых обстояниях пасение стада Христова. Но об этом нам надлежит не печалиться, а радоваться: ибо чем труднее борьба, тем славней победа и выше награда, – каковой да сподобит вас Небесный Пастыреначальник. В молитвенном единении со всеми вами пред Господом за Церковь Литовскую призываю на всех вас, чад сей Церкви, благословение Божие, – да мышца Господня укрепит вас в подвиге веры святой. Аминь. БС 6 С. 240–243. Воззвание перед сбором пожертвований 31 августа (13 сентября) 1918 г. Святая Православная Церковь с настоящего года лишена денежного пособия от государства, отняты у нее и все другие средства, какими располагала она для выполнения лежащих на ней обязанностей. Но Церковь надеется, что та щедрая рука православных, на трудовые копейки коих воздвигнуты многие тысячи храмов, школ, богаделен, приютов, и ныне, в тяжелую годину, не оставит ее без средств на издание книг Священного Писания , богослужебных и нравоучительных, на дело призрения старых и убогих, на обучение Закону Божию малолетних и просвещение еще сидящих во тьме язычества, на ограждение православной веры от врагов ее – сектантов, подготовление пастырей и архипастырей; она верит, что чуткое сердце православных откликнется на призыв о помощи, с которым Священный Всероссийский Собор и Святейший Патриарх обращаются ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Но сегодня, думаю, для каждого из нас очевидно, что нашим Собором руководил Дух Святой. Мы единомысленно исповедали православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Мы по воле Божией избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, и я вновь благодарю всечестной Собор за оказанное мне недостойному великое доверие, которое означает и великую ответственность. Мы приняли очень важные определения, которые помогут Церкви проложить достойный путь в будущее. Сам дух этого Собора и явная боговдохновенность его решений позволяют нам сказать о том, что мы совершили,  словами отцов Апостольского собора: «Изволися… Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28)! И обратить друг ко другу так хорошо знакомое нам братское приветствие: «Христос посреде нас! И есть, и будет!» Очень скоро мы покинем первопрестольную Москву и станем вновь трудиться, каждый на своем месте, для проповеди Евангелия, для возрождения церковной жизни, для просвещения светом Христовым ближних и дальних. Будем же молиться друг о друге, о Церкви нашей не менее усердно, чем молились перед этим Собором и в его дни. Будем всегда ощущать друг друга братьями и сестрами во Христе, постоянно живущими, как одно Его Тело, в Его присутствии. Будем хранить церковное единство, не нарушая  нашего многообразия. Будем, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «держаться единой Святой Православной Церкви нашей, коей Глава Сам Христос Бог наш, действующий в нас непрестанно во спасение и обновление наше». Дорогие во Христе братья и чада! Во дни Собора мы молились о блаженном упокоении души верного Божия раба Святейшего Патриарха Алексия. Верю, что сегодня он с радостью взирает на Церковь, которую возглавлял без малого двадцать лет, и молится о ней вместе с нами. Пусть наши дела будут достойны славной памяти почившего Первосвятителя. Пусть его молитва укрепляет и новоизбранного Патриарха. Объявляя закрытым наш Поместный Собор, обращаю ко всем вам, дорогие мои, апостольские слова: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3).

http://bogoslov.ru/article/378786

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010