Объяснения православного: Напрасный и притворно-кощунственный страх! Сопоставляя 17-ю гл. Откровения с 12-й, мы узнаем, что св. Иоанн видел две жены. «Одна «жена“ (12 гл.) облечена была в солнце, под ногами ея была луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Она родила младенца, которого хотел пожрать дракон с семью головами и десятью рогами, и убежала от дракона в пустыню, где приготовлено было для нея место от Бога“ ( Откр. 12: 1–6 ); после чего из-за этой жены произошла на небе великая война между архангелом Михаилом и ангелами его с драконом, то есть сатаною и его ангелами, которые были побеждены и извержены на землю (ст. 7–9). А другую жену видел св. Иоанн, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, то есть, сидящую на том же самом звере, или диаволе, который преследовал первую жену, защищаемую архангелом Михаилом. Эта вторая жена «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея» (гл. 17: 3–4); она -то и была «мать блудницам и мерзостям земным“ (ст. 5); она то и была «упоена кровию святых и Кровию свидетелей Иисусовых“, т. е. кровию христиан. По объяснению святых отцов Церкви, под первою женою должно разуметь Церковь Христову, а под второю – столицу языческого государства – Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовавший десятью царствами (десять рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровию христиан в течении почти трехсот лет, начиная от императора Домициана и кончая Диоклитианом, пока не явился защитник Церкви – император Константин Великий , ведший упорную войну с языческими императорами, победивший их и объявивший в 315 году веру христианскую господствующею. Что под женою блудницею разумеется не Церковь Православная, а под чашей, наполненной мерзостями, не св. Причастие ее, как, не боясь Бога, дерзко и кощунственно говорят сектанты, это видно из последнего стиха 17-й главы Откровения, где ясно объяснено, кто – эта вторая жена с чашею, наполненною мерзостями: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (17 гл. ст. 18). Таким великим городом и был древний Рим, владычествовавший почти над целым миром, о чем кощунствующие сектанты могли бы узнать из истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Всё это происходило так, чтобы, как в тени, был один образ вещей и сохранялась истина» (тв. т. 4, стр. 655–656; т. 6, стр. 953). «Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата (ст. 25–28), заклав его в своём произволении; таким же точно образом и мерзкие иудеи, вкушая Пасху, заклали Спасителя» (тв. ч. 2, стр. 117). «Отрок Иосиф выведен был изо рва. И Христос воскрес из мёртвых, потому что не мог быть держим во рве. Не остался Христос и во аде» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 1, стр. 332). Гл. 39, 1 Иóсиф же приведéн бысть во Египет. И купи егó Пентефрий евнýх фараóнов архимагир, мýж Египтянин, от рýк Исмáилтян, иже приведóша егó тáмо Иосиф же отведён был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей «Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю» (св.Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 217). Гл. 39, 7 И бысть по словесех сих, и возложи женá господина егó óчи своя на Иóсифа и речé: пребýди со мнóю И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною Гл. 39, 12 и ухвати егó за ризы, глагóлющи: лязи со мнóю. И остáвив ризы своя в рукý ея, убежé и изыде вóн она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках её, побежал и выбежал вон «Как Иосиф в чертоге Пентефрия попрал всю силу греха, приобретя себе светлый венец за победу над госпожой своей египтянкой; так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там всё могущество самого несносного и неодолимого мучителя» (ibid.). Гл. 39, 20 и взéм господин Иóсифа, ввéрже егó в темницу, в место, идеже ýзники царéвы держáтся тáмо в твердыни и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице «Иосиф, когда победил грех сей, заключается в темницу до времени принятия им венца: так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб» (ibid.). «Иосиф молчит и так же осуждается, как и Иисус Христос, потому что случившееся с Иосифом служит образом того, что произошло с Иисусом Христом» (св. Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие Матфея» ч. 3, стр. 454). Гл. 41, 1 Бысть же по двою лету дний, фараóн виде сóн: мняшеся стояти при реце По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Далее (XXI) Иов, возвращаясь к взводимым на него друзьями – и в особенности Софаром (в XXI главе) – обвинениям, спрашивает: «почему беззаконные живут и достигают старости... и дети и внуки их с ними... и домы их безопасны... и проводят дни свои в счастии? (XXI, 7–9; 13). В главах XXIII и XXIV Иов высказывает, что он жаждет предстать пред праведного Судию, Владыку вселенной: он тоскует по Нем, но знает, что над ним совершается воля Божия (XXIII, 3 – 7; 8 – 16). Он вспоминает всякие бедствия, постигающие людей, и совершаемые ими преступления и грехи, но некоторые из беззаконных безопасны. «Но поднялись высоко и нет их; падают и умирают как и все и как верхушки колосьев срезаются» (вся гл. XXI и ст. 24). С главы XXVI начинается речь Иова о творении и продолжается до XXXI гл. включительно. Мыслью подымаясь к чудным делам Творца вселенной, Иов вспоминает о творении небес и бездны, которые открыты пред Всевышним 512 , «и гром могущества Его кто может уразуметь» (гл. XXVI). В главе XXVII он возвращается к мысли, что будущее беззаконного должно однако быть несчастно, по крайней мере в потомстве его. От этой мысли он переходит (в гл. XXVIII) к указанию, что все устроено в мире по неизменным законам, и тогда снова подымается мыслью к величию Божия творения и вечных законов Его во вселенной. Он видит умственным оком своим месторождения металлов и драгоценных камней, месторождения рек и потоков: «но где же источник премудрости?» восклицает он (XXVIII, 20): «она сокрыта от очей всего живущего». И далее: «Аваддона (в смысле не только бездны, но и личности, ее представляющей) и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее и Он ведает место ее» (id. 22–23)... «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – (есть) разум» (id. ст. 28). И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: о если бы я был как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня!» (XXIX, 1, 2)... «когда еще Вседержитель был со мною и дети мои вокруг меня... когда старцы, увидев меня, вставали... и голос знатных умолкал... Потому что я спасал страдальца, и сироту... и сердцу вдовы доставлял я радость... и был я глазами слепому и ногами хромому... и отцом был я для нищих... И внимали мне и ожидали и безмолвствовали при совете моем... И жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (id. ст. 5–10; 12–16; 21, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Символическим именем Лоамми пророк возвещает отвержение Израиля ср. 4Цар 17.18 : «и прогневался Господь сильно на Израильтян и отверг их от Лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина». Ос.1:10 .  Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». Ст. 10 в евр. 7 начинается II гл.; у LXX ст. 9–10 отнесены к I гл. Речь идет о десятиколенном царстве. Из сопоставления ст. 10-го с предыдущим должно заключить, что, по мысли пророка, отвержение Израиля будет только временное, и потому данное праотцам обетование ( Быт 22.17, 32.12 ) о размножении их потомства угрозою не упраздняется. «Как песок морской»: обычный в Ветхом Завете образ, выражающий мысль о неисчислимом множестве. «И там, где говорили» (в сл. «и будет, на месте на немже речеся им»), т. е. в Палестине, где было возвещено отвержение Израиля и куда со временем соберется Израиль из мест рассеяния. Ос.1:11 .  И соберут­ся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и по­ставят себе одну главу, и выйдут из земли переселе­ния; ибо велик день Изрееля! Образ речи пророка заимствован от факта исхода евреев из Египта, когда собрался весь народ и поставлена была Богом для всех колен Израиля одна глава – вождь и законодатель Моисей. Исход из Египта служит для пророка в ст. 11 образом будущего, и именно освобождению Израиля из ассирийского плена. «Выйдут из земли», vealah min haarez. Некоторые толкователи понимают глагол alah в смысла – «выступать за пределы», «выступать на бой». Поэтому все выражение изъясняет, как предсказание будущих завоеваний с целью расширения территории (Гитциг, Умбрейт). Но контекст речи и употребление гл. alah не дает основания для такого изъяснения рассматриваемых выражений. «Ибо велик день Изрееля», т. е. день начала пленения Израиля, тот день, когда в долине Изреельской будет поражен и рассеян Израиль (ср. Ос.1:4–5 ); этот день велик по своим последствиям для будущего, так как он приведет к обращению Израиля и единению с домом Иудиным. Церковные учители (блаж. Иероним, Феодорит, Кирилл Александрийский ), в объяснении ст. 11 обращают внимание на значение слова Изреель, понимая его в значении Бог сеет. Все выражение, по их толкованию, означает: славен день, когда народ выйдет из земли пленения и станет семенем Бога живого (Изреель).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

13 и др.), снимет поношение с народа своего по всей земле; ибо так говорит Господь (6–8 ст.) 151 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Нево уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его» (ст. 9; ср. 12 гл.: 8:17; 35:4 и др. 40:10; 62:11). «Ибо рука Господня почиет на горе сей», и Моав будет попран, как солома в навозе и твердыни его будут разрушены (10–12). – В тот день будет воспета песнь (ср. 12 гл.) сия в земле Иудиной. Город крепкий у нас: спасение дал Он нам вместо стены и вала. Отворите ворота, да войдет народ праведный» (26 гл., 1–2 ст. ср. 60:18; 21:11 и др.). «Твердого духом хранишь Ты в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки, ибо Он есть твердыня вечная» (3–4). «Живущих на высоте», «высоко стоявший» город он поверг на землю, – попирает его (город) нога «бедных», стопы «нищих» (5–6). «Путь же праведника прям» 152 , так как праведник, хотя переживает время грозных судов Божиих, но уповает на Господа «с раннего утра» (7–9; ср. особ. 33:2... или 58:2, 8). Суды Господа необходимы, потому что без наказания нечестивые не научатся правде «и будут злодействовать в земле правых», не увидят высоко поднятой руки Господа» (9–12). Другие владыки, кроме Господа, господствовали над Его народом, но только чрез Господа он славит имя Господне. Эти нечестивые владыки уже не встанут, и не сохранится никакого «воспоминания» о них (13–14), а народ Господень будет умножен (15; ср. 9:3). В постигшем его наказании Господа он мучился подобно беременной женщине и «рождал как бы на ветер» – напрасно: так как страдания его не доставили спасения земле. Но в действительности не было бесплодно страдание: «оживут мертвецы Твои (ближайшим образом те праведники, которые страдали или даже потерпели телесную смерть во время бедствия; – избавление от грозного неприятеля является у пророка прообразом общего воскресения всех праведников и совершенного уничтожения смерти, ср. 25:8 и 1Кор. 15:54 ), восстанут мертвые тела! Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл. О крещении Иоанновом чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Оправдиша Бога – воздали хвалу Богу – за то, что Он послал народу великого пророка, – предвозвестителя и Предтечу обещанного Мессии, так что крестились его крещением. О фарисеях и законниках чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Совет Божий отвергоша (отвергли волю Божию) о себе – совет или волю Божию, выражавшуюся в проповеди Предтечи и состоявшую в том, чтобы все покаялись и крестились и тем приготовили себя к принятию явившегося Мессии (Сл. Мф.3:2 и дал.). У еванг. Матфея сказано, что фарисеи приходили к Иоанну, чтобы креститься ( Мф.3:7 ), а у Луки прямо говорится, что фарисеи не крестились. Это нужно понимать так, что не многие из них приняли Иоанна за Предтечу и крестились, большинство же их не сделало этого. Зач. 32-е. Вопрос к Иисусу Христу от Иоанна Крестителя из темницы и ответ Христов и речь Его об Иоанне. (Окончание). Лк.7:31 . Речé же Госпóдь: комý ýбо уподóблю человеки рóда сегó, и комý сýть подóбни? Лк.7:32 . Подóбни сýть óтрочищем седящым на тóржищих и приглашáющым дрýг дрýга, и глагóлющым: пискáхом вáм, и не плясáсте: рыдáхом вáм, и не плáкасте. Лк.7:33 . Прииде бо Иоáнн креститель ни хлеба ядый, ни винá пия, и глагóлете: беся имать. Лк.7:34 . Прииде Сын человеческий ядый и пия, и глагóлете: сéй человек ядца и винопийца, дрýг мытарéм и грешником. (Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.) В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении (о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относился народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ, в большинстве случаев, не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Нельзя с точностью определить время построения Дамаска. В священной истории он стал известен со времени Давида ( 2Цар. 8:5, 6; 10:16, 19 ), а начало царства Сирии Дамасской можно отнести к времени Соломона ( 3Цар.11:23–25 ). Оно сопредельно было с царством Израильским и до самого последнего царя Рецина находилось почти в непрерывной с ним войне с переменным успехом. Но поскольку Богу угодно было чрез Сириян наказывать отступление Израильтян, то последние часто оставались побежденными. Пророчество это издано, вероятно, в одно время с пятою проповедью (гл. 7–12), т. е. в первый или второй год царствования Ахаза. Гл. 17 Первая часть: определение суда Божия на Дамаск Ст. 1. Вот, Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Ст. 2. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которыя будут отдыхать там, и некому будет пугать их. Ст. 3. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасскаго с остальною Сириею с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф. Здесь Пророк описывает 4 действия суда Божия: 1) разорение Дамаска (ст. 1); 2) разрушение окрестных городов (ст. 2); 3) уничтожение царства Сирского и 4) отведение Сириян в плен (ст. 3). В 3-м стихе под твердынею разумеется или Дамаск, на силу которого полагались Израильтяне, или Самария. Под славою сынов Израилевых по метонимии разумеется все, что составляло славу Израиля: множество людей и вещей, богатство, войско, знаменитые мужи и царь. Смысл 3-го стиха такой: в то самое время, как последует разрушение царства Сирского, ослабится вместе сила и крепость и царства Израильского. Пророк, соединяя участь царств Сирского и Израильского, как союзных и составивших лукавый совет против дома Давидова (7, 1 и сл.), предсказывает, что Сирияне, равно как и Израильтяне, по разрушении их царств, будут отведены в плен в Ассирию и Мидию, и погибнет слава их. Исполнение этого пророчества можно видеть в 4Цар.16:9 . Впрочем Дамаск после этого разрушения опять был восстановлен, и Пророк Иеремия в свое время называет его городом славным (49, 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Сила многолюдного войска грозна и разрушительна, как сила ярого наводнения: такова она для отступников воли Божией, нечестивых Израильтян и коварных Сирийцев; но она ничтожна для преданных Богу иудеев: для них Господь есть Спаситель, Его храм – скала убежища! (ср.ст.10). Господь посылает потоп и опустошает землю, укрощает море и населяет поднебесную. И вот Он только погрозит многочисленному войску, одним знамением обнаружит Свой гнев на него, и оно в ужасе отступит из Его страны (ср.ст.14 и гл.8:7–10) и как ничтожное, как прах земной развеется быстро и бесследно (ср. Пс.34:4–6 ). 14. Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. (К вечеру, и будет плачь: прежде заутрия, и не будет: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас). Многочисленное и грозное войско ничтожно пред Господом небесных воинств: как быстро и ужасно будет приближение его, так скоро и дивно совершится поражение. Вечером оно подступит, и вот настанет ужасная ночь; но едва утренняя заря осветит поле битвы, войско исчезнет. Эта чрезвычайная погибель есть неизбежная участь врагов, это – определение Промысла Божия, охраняющего священный народ, составляющий царство Иудейское, которое покушались разорить Израильтяне в союзе с Сирийцами: тех и других победили Ассирийцы. По слову пророка Исаии, нашествие врагов на Сирию будет так разрушительно, как землетрясение, превращающее крепкие города в груду развалин (ст.1); неприятельское войско возьмет в плен почти все население города, подобно тому, как жнец собирает хорошую жатву (ст.5), оно опустошит страну, как опустошает сильное наводнение (ст.12): но эта разрушительная сила будет быстро уничтожена в пределах царства Иудина чрезвычайным действием всемогущества Божия (ст.14). Кто же эти враги? чья эта всесокрушающая сила? – Это цари Ассирийские со своими многочисленными, грозными и победоносными войсками (ср.гл.8:3–10;37;38). Предсказанная судьба Дамаска исполнилась. По усердной просьбе Ахаза, царя Иудейского, Феглаффелласар, царь Ассирийский, «пошел в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кипр, а Рецина (или Раассона) царя Сирийского, умертвил» ( 4Цар.16:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

далее, в конце коммент. к гл. 18). 9–11 Двойственная природа этого образа выражена в ст. 9 с позиций конкретного отождествления: семь голов зверя суть семь гор, на которых сидит жена, то есть речь идет о Риме, «городе семи холмов». Рим играл роль «матери блудниц». Но семь голов представляют также и семь царей. Независимо от того, что означало число семь для других авторов, для Иоанна оно было символом полноты. Соответственно, пять пали означает, что большинство пришло и ушло; один есть относится к тогдашнему правителю; другой (т. е. седьмой) еще не пришел, но когда придет, не долго ему быть, поскольку конец времени близок (1:3). После своего ухода зверь проявит себя во всей силе в восьмом царе, который будет не из числа новых, потому что он был в числе семи, то есть Нерон; но его не нужно бояться, потому что он пойдет в погибель, иными словами, его ждет судьба, уготованная каждому чудищу, противостоящему Богу. 12–14 Десять рогов в соответствии с Дан. 7:7 интерпретируются как десять царей. В видении Даниила они предшествуют силе, противостоящей Богу (некоторые из них будут подавлены этой силой; Дан. 7:24 ), но в видении Иоанна образуют коалицию с антихристом, правителями союзных государств или провинций. Но они еще не получили царства, а когда получат власть вместе со зверем, продержат ее недолго, на один час. На столь короткое время им дозволено будет проявить свою ярость! Их война с Агнцем бесперспективна, потому что Он есть Господь господствующих и Царь царей, в том числе царей антихриста; а Его званые и избранные и верные разделят с ним победу (ср.: обетования побеждающим в гл. 2–3). 15–18 Хотя воды Вавилона буквально взяты из пророчества Иеремии ( Иер. 51:13 ; см. коммент. к ст. 1), Иоанн рассматривает их как символ народов, которыми управляет город антихриста. Вернувшийся антихрист со своими союзниками возненавидит блудницу, и они разорят ее (язык ст. 16 заимствован из описания Иезекиилем наказания Израиля; Иез. 23:25–29 ). Не дается объяснения, почему правитель антихриста направляет свои силы против города антихриста. В отношении Нерона люди ожидали, что император восстанет, чтобы сокрушить империю, из данной же главы и ст. 13 вытекает, что он будет властвовать над империей и тем самым яростно бороться против деяний Бога. Но Бог положил им на сердце исполнить волю Его. Приспешники сатаны исполняют волю Бога. Зло будет уничтожено злом и пожнет свою жатву. Антихрист и его союзники, как и дьявол, которому они служат, находятся в руках Божьих, доколе не исполнятся слова Божий. 18 Инкогнито женщины теперь полностью раскрыто, по крайней мере, насколько это позволяет апокалиптическая модель, а для читателей Иоанна достаточно знать, о ком он ведет речь: она есть великий город, царствующий над земными царями, то есть во времена Иоанна это был Рим, блудница мира. (О значении такого толкования для современных христиан см. коммент. об антихристианском царстве в конце гл. 18.) 18:1–24 Погребальная песнь Вавилону

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010