«...подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны во орудия света...» Тот же исследователь отмечает сходство главопреклонных молитв: «ПОСТАНОВЛЕНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ» СОВРЕМЕННЫЙ СЛУЖЕБНИК «...Сам и ныне преклонися, Господи Вседержителю, и яви лице Своё на люди Твоя, преклоншия выю сердца своего...» «Господи, Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческого, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и человеколюбцу судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выи...» Таким образом, по мнению Н.Д. Успенского , молитвы VIII книги «Апостольских постановлений» могли послужить основой для современных пресвитерских молитв 462 . И уже в IV веке из записей западной паломницы Эгерии можно сделать вывод о наличии сформированного чинопоследования в Палестине. Так, по её словам, «особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходящие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днём, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается» 463 . Эгерия даёт нам весьма ценное свидетельство о порядке чтения молитв: «Ибо по два или по три пресвитера, также и диакона, ежедневно чередуются с монашествующими, и после каждой песни и антифона читают молитвы» 464 . Оно приобретает важное значение в связи с последующим развитием богослужения и расположением в нём пресвитерских молитв. Таким образом, имеющее ветхозаветные корни суточное богослужение первых христиан, постепенно формируясь, к IV веку принимает отчётливые очертания: имеет определённую структуру, включает в себя псалмы, гимны и корпус молитв. Песненное последование ( σματικ κολουθα) Исследователи священнических молитв вечерни и утрени в современном их виде сходятся во мнении по поводу их происхождения: первоначально эти молитвы являлись частью древнего соборного чина Великой Константинопольской церкви – песненного последования σματικ κολουθα 465 , которое известный литургист М. Арранц по справедливости называет «настоящим сокровищем богословия и эстетики древней Византийской Церкви» 466 . Древнейшее его описание мы находим в Типиконе Великой Константинопольской церкви, свидетельство же о позднем чине, когда песненное последование было постепенно забываемо, – в творениях святителя Симеона, архиепископа Фессалоникийского († 1429). Одной из главных черт песненного последования Великой церкви было исполнение в начале богослужения антифонов константинопольской Псалтири, которых всего было 76 467 , в отличие от используемой ныне в богослужении палестинской Псалтири, разделяющейся на 60 антифонов («слав»). На каждом богослужении количество антифонов менялось в зависимости от дня седмицы, праздников и даже места исполнения 468 . Каждому антифону предшествовала ектения (перед 1-м антифоном – великая) и священническая молитва 469 , связанная с антифоном по смыслу, иногда являющаяся его парафразой 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковная практика допускала таким образом возможность исключения акта соединения рук со всеми относящимися к нему молитвословиями и молитв при возложении венцов. Эти порознь встречающиеся в перечисленных списках особенности воспроизводятся чином венчания по рукописи Афоно–Ватопедской библ. 1538 г. Незнающий ни соединения рук, ни молитв при возложении венцов, кроме формулы: «Венчается раб Божий... раба Божия»; «Господи Боже наш, славою и честию венчал еси их», он имеет в первой своей части современный вид 46 . Так, благодаря указанным сокращениям, синайская редакция первой половины чина венчания получила современную форму. Единственное отличие ее состава за XVI в. от этой последней заключается в отсутствии второй молитвы благословения брака: «Благословен еси, Господи Боже наш, иже тайнаго и чистаго брака священнодействителю». Но и данная молитва , известная по изданному Goar’oм списку венчания 47 , несомненно принадлежит к молитвам синайской редакции, – представляет сокращение с изменениями двух ее молитв: благословения брака – «Благословен еси, Владыка Вседержитель» и соединения рук – «Владыка Господи Боже наш, Отец всех» 48 . Из первой взята начальная фраза: «Благословен еси Владыка Вседержитель», и изменена в несколько иную современную, опущено затем описание создания мира, и удержано с некоторыми изменениями дальнейшее содержание, начиная со слов: «тайнаго брака законоположитель», и кончая: «яже Бог сопряже, человек да не разлучает». К ним, с пропуском конца первой молитвы и начала второй, прибавлены прошения этой последней: «Благослови их, Господи Боже наш», «Сохрани их»... Таким образом, и в данной молитве современная редакция первой половины чина венчания имеет своим оригиналом синайскую 49 . По свидетельству рукописи Синайской библ. 1153 г. вторая половина венчания ограничивалась в период совместного совершения брака и литургии преподнесением общей чаши и приуроченной к данному действию молитвой. В этом древнейшем составе она известна и в первое время после обособления данных последований 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Екклисиарх и трапезарь просят прощения у патриарха поклоном, он осеняет их рукою, говоря: «Бог простит и помилует». Далее «Милостив и щедр…», Трисвятое, тропарь или кондак, «Господи помилуй» 2, «Господи благослови», патриарх – «Благословен Бог милуяй…», «Тон деспотии…». Екклисиарх, трапезарь, повара и стольники, выйдя из трапезы тотчас после испрошения прощения у патриарха (до «Милостив и щедр…»), при выходе патриарха падают на землю, говоря: «Прости мя, владыко», на что он отвечает: «Бог простит и помилует вас»; они продолжают лежать на земле и при выходе всей братии, говоря каждому выходящему: «Благословите отцы», на что проходящий отвечает: «Бог простит и помилует» 2837 . Совершенно так же совершается обряд прощения после трапезы и доныне на Афоне. Надписания над чином о панагии и отдельные молитвы чина в некоторых рукописях показывают, что он совершался и вне монастырей по следующим поводам: при вступлении кого-либо на службу или должность, при отправлении в путешествие, особенно водное 2838 . Совершался этот чин и при Византийском дворе после обеда. По описанию Кодина (XIV в.), «после снятия со стола кушаний, доместик приносит хлеб на панагиаре; император встает; первый из присутствующих за столом, приняв панагиар, ставит его на столе, и возвысив хлеб, подает его доместику, а тот императору; как только император поднесет хлеб к устам, все громогласно поют ему: «Многая лета " " 2839 . Окидывая одним взглядом все развитие чина монастырской трапезы, нельзя не отметить в истории его, в качестве наиболее характерных явлений, некоторые частности. Еще до христианства сознавалась необходимость молитвенного благословения трапезы. Важнейшая из молитв трапезы в нынешнем ее виде известна IV веку. Агапа, а вслед за тем монашество, придали трапезе настоящий богослужебный характер. Начало самого чина о панагии, являющегося ныне средоточием трапезы, скрыто в глубине истории. Но то обстоятельство, что он неизвестен общераспространенному на греческом Востоке Студийскому уставу, имея здесь вместо себя возвышение укрухов, – это обстоятельство заставляет предполагать, что чин этот появился впервые в Иерусалимском уставе и мог возникнуть в недрах Иерусалимской Церкви очень рано. Лишь только Богоматерь получила в Церкви всю Свою славу и честь, должна была возникнуть идея некоторой евхаристии и во имя Ее. В целях резче отличить эту евхаристию от настоящей, возвышение поручается диакону и простому иноку (у греков даже чтецу). Замечательно сходство чина трапезы в Студийском и Иерусалимском уставе иногда до буквальности во всем, кроме этой частности (возвышение укрухов вместо панагии), правда, самой важной. Очень характерно, что Студийский устав поминает Богоматерь только за вечерней трапезой. Замечательно, что Студийский устав не имеет молитвы Господней в начале трапезы, заменяя ее другою, естественно потом уступившей место величайшей из молитв, так идущей трапезе 4-м прошением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Текст чина в течение всей его длинной истории терпел весьма мало изменений; он всегда и неизменно состоял из двух указанных выше молитв; изменения замечаются только в тексте рубрик или в описании действий, сопровождавших, чтение этих молитв. Древнейший текст чина в Криптоферратском патриаршем Евхологии X в. не имеет никаких иных рубрик, кроме надписаний над молитвами, содержащих в себе указания на время чтения этих молитв и на действия, служившая к тому поводом. Над первою молитвою надписано только следующее: ТБ pmpth. mБj – «во святый и великий четверток молитва на разоблачение святой трапезы», а над второю, непосредственно следующею за первою met тХп – «молитва после омовения» 67 . В тексте чина XII в. по славянскому переводу пред молитвами имеется уже следующая, впрочем, довольно краткая, рубрика: «Чин на помовение святым трапезам в святый великий четверток святителем, по коньчании. и часа. первое. покадит. святоую тряпезоу. около по обычаю. поп и тако творит молитвоу сию. Особе (про себя), и конец возгласит и отвещают соущии с ним аминь. и тогда соодежють святоую трапезоу. и помывают губами новыми, теплою водою, и радостомою. (dadTsmaga ­­ розовая вода) и потирают ио оубросы. Потом паки покрывают, и пакы покадит по обычаю и тако творит второую мол. особе и конец возгласит и посем раздавают гоубы ты» 68 . В рукописях XIV-XV в. чин этот имеет гораздо более выработанный характер. Кроме молитв, в нем три рубрики, описывающая тоже, что рубрика XII в., но обстоятельнее, и размещенный в порядке совершения описываемых действий. В первой, помещенной в начале, говорится о каждении трапезы; во второй, имеющей место между первою и второю молитвами, говорится о разоблачении трапезы, опахивании ее, омытии водою и родостагмою, отирании, новом одевании и каждении; в третьей заключительной рубрике даются наставления об употреблении оставшейся воды, о разрезании и раздаянии губ и полотна, служившего для отирания. Чин этой редакции имеется в ркп. Синод, библиотеки 372, л. 65 (XIV-XV в.) 375, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня. Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.

http://patriarchia.ru/db/text/6053336.ht...

В одной из рукописей софийской библиотеки начала XVII в. 1071, л. 127 мы нашли впрочем «указ како подобает отпевати на погребение над святителем, как преставится» и издаем его ниже. Указ этот содержит в себе некоторые элементы из первого «чина на погребение священника» и замечателен не столько, какими либо выдающимися литургическими особенностями, сколько подробным описанием чисто церемониальной стороны, которая каждый раз могла быть определяема особо церковною и царскою властью. Какие причины вызвали составление чинов указанного выше состава на погребение лиц священного сана? Вопрос этот весьма трудно решить. Приняв во внимание, что чины эти были только дополнением к общему чину погребения и что подобного рода дополнения к общему чину были в употреблении у греков и при погребении монахов и мирян, можно, кажется сделать некоторые пояснительные предположения. У греков с весьма давнего времени, а затем и у южных славян был в весьма большом употреблении особый род торжественного отпевания, известный под именем «Чина на освящение масла умершим иноком и бельцем». Чин этот был, помещаем даже и в первопечатных греческих и сербских евхологиях XVI в. но подвергался осуждению и даже прямому запрещению со стороны некоторых пастырей церкви, наприм. патриарха Никифора 184 . Очень вероятно, что чины на погребения священника начали составлять именно тогда, когда явилась нужда вывести из употребления чин елея над умершими, и так сказать в замен его. Состав чина маслосвящения над умершими до некоторой степени подтверждает это предположение. Чины погребения составлены по образцу этого чина и содержат в себе некоторые из молитв, в нем находящихся и большую часть апостольских и евангельских чтений. В русской церкви маслосвящение над умершими вовсе не употреблялось. В соловецких и других русско-славянских рукописях его нет, а потому рассмотрение его мы опускаем здесь. Изложение его см. Опис. ркп. Сипод. библ. III стр. 165–168. Чин на погребение священника. Ркп. Солов. библ. (725) л. 405 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Как отнестись к этому указанию? Следует ли доверять ему, или, наоборот, надо отвергнуть его, как личный домысл переписчика Евхология 568? Не может быть никакого сомнения в том, что имя св. Антония Великого , как создателя чина пострижения в монашество, употреблено в названном памятнике по недоразумению. Тот, кто составлял заголовок к чину ες σταυροφρον μοναχν в Евхологии 568, знал, по всей вероятности, о существовании тех памятников аскетической письменности, на основании которых обычно выводят заключение о существование чина пострижения в монашество во времена св. Антония Великого . Но автору заголовка в чине ες σταυροφρον μοναχν по Евхологию 568 неизвестно было, что с памятниками аскетической письменности, надписанными именем св. Антония Великого , – вообще должно обращаться весьма осторожно, а в том пункте, где эти памятники говорят о чине пострижения в монашество во времена св. Антония Великого, им и совершенно не следует доверять 640 . Что касается до указания на св. Евфимия Великого и св. Савву Освященного, то во времена этих палестинских подвижников (св. Евфимий скончался в 473 году, а св. Савва – в 532 году) чин пострижения в монашество действительно уже существовал, как показывает запись его в Ареопагитиках которую мы отнесли, к первой половине V века 641 . Но вот вопрос, – дает ли Евхологий 568 какие ни будь твердые ручательства, что содержащейся здесь чин ες σταυροφρον μοναχν совершался во времена св. Евфимия Великого и св. Саввы Освященного в таком именно виде, в каком он представляется по Евхологию 568? Таких ручательств в Евхологии 568 не имеется. В том месте своего исследования, где мы делали попытку по самым литургическим памятникам восстановить τν μοναχικν πκλησιν в описании псевдо-Дионисия, – мы уже обращали внимания на Τξις ες αχμα μοναχο σταυροφρου в Евхологии (274) при разборе чина пострижения в Евхологии XI–XII века Синайской библ. 961. При помощи этого чина мы старались определить расположение молитв в последовании π το μλλοντος λαμβνειν σχμα μοναχικν по Евхологию 961. По нашим соображениям получалось, что последование в Евхологии 961, нося на себе черты глубокой литургической древности, является в отношении к πκλησις’у в Ареопагитиках литургическим произведением уже осложненным крупными добавлениями 642 . Но еще более осложненным является чин ες σχμα μονχο σταυροφρου в Евхологии 73 (274), также как и в Евхологии 568 родственный ему чин ες σταυροφρον μοναχν.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

б. в кон. VIII в. еще, возможно, не был - после чина в Евхологии Vat. Barber. 336 выписана «молитва иная на брак» (нач.: «Ο το παντς κσμου δημιουργς» - Всего мира Создатель), к-рая, возможно, заменяла В. б. в нек-рых случаях. В рукописях IX-X вв. порядок чина В. б. в целом тот же, что и в Vat. Barber. 336, но отличаются нек-рые детали. С XI в., когда В. б. безусловно стало общеобязательным чином церковного бракосочетания в правосл. Церкви, его порядок неск. усложнился: появились Пс 127 в начале чина, «Отче наш» и возглас «Τ Προηγιασμνα για τος γοις» (      ) перед Причащением, указание о разбиении общей чаши после ее потребления и ряд дополнительных молитв. Таким он предстает в рукописях, отражающих классическую к-польскую практику XI в. (напр., Paris. Coislin. 213, 1027 г. и др.). В целом же в греч. и слав. рукописях Евхология текст чинопоследования церковного благословения брака отличается большим разнообразием, поэтому нельзя говорить о к.-л. его общепринятом стандартном виде (такой текст возник только в XVI-XVII вв. с повсеместным распространением печатных богослужебных книг), хотя основа чинопоследования во всех рукописях одна и та же. Обручение в большинстве случаев образует отдельный чин (хотя встречаются рукописи XVI-XVII вв., где оно неразрывно соединено с В. б.- напр., Castam. 60 (63), XVI в.). На практике, однако, обручение обычно совершается сразу вместе с венчанием, предваряя его, такой порядок установился по крайней мере уже в XV в.; так, в толковании церковного чинопоследования бракосочетания блж. Симеона , архиеп. Фессалоникийского († 1429), описаны соединенные вместе обручение и венчание и не упоминается возможность их разделения. С XV в. в рукописях в чин В. б. регулярно включается служба чтений (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, сугубая ектения; в ркп. старше XV в. служба чтений встречается очень редко - напр., в Sinait. gr. 958, X в. и 973, 1153 г.); тем самым порядок чина В. б. приобретает нек-рое сходство с Божественной литургией. В совр. лит-ре часто встречается мнение, что В. б. было до выделения в самостоятельный чин соединено с литургией; но из рукописей ясно видно, что изначально чин В. б. с литургией не соединялся, но к XV в. был специально приближен к ее порядку - в первую очередь, введением в чин В. б. службы чтений, в ранний период в чине отсутствовавшей. На вторичность службы чтений в чине В. б., помимо прямого свидетельства рукописей указывает и нестабильность ее расположения в чине: обычно она помещается между возложением венцов и молитвой «Κριε Θες μν, ν τ σωτηριδει σου οκονομ καταξισας ν Καν» (так и в совр. Требнике), однако существует целый ряд рукописей, где служба чтений предваряет весь чин (в частности, эта практика бытовала на Руси до реформ 2-й пол. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/150353.html

Далее – прокимен, чтение из кн. Исход, (второй) прокимен и чтение из кн. Иова. Потом произносят «Не предаждь нас до конца», Трисвятое, и начинают вечерню 67 . – Еще короче говорится о песненном чине 9-го часа в следующие дни – вторник и среду 68 . Изложенный чин мало разнится от обычного чина часов. Особенность составляет только песненное исполнение начального псалма и произнесение ектении. Нет здесь ни трех антифонов с ектениями и молитвами, ни молитв отпуста и главопреклонения. Очевидно, кроме краткости изложения, в данном случае сказалось также и происшедшее уже видоизменение в составе самого чина. О существовании, наряду с этим, более полного и целостного чина песненных часов свидетельствуют описанные проф. А. А. Дмитриевским Евхологии: Син. 958 (X в.), Париж. 213 (1027 г.) и другие, а также славянские рукописи: Синод. 371/675 и М. Д. А. 183 69 . Во всех этих Евхологиях приводятся только молитвы песненных часов; но и по молитвам можно судить о построении служб. В частности, во всех без исключения Евхологиях строго выдержан трехъантифонный строй часов; для каждого часа указываются три антифонные молитвы, одна молитва отпуста и одна молитва главопреклонения. Кроме того в некоторых памятниках положена еще 6-я молитва – заамвонная; а в Синод. 371 для первого часа указано даже семь молитв, так как между молитвою главопреклонения и заамвонной вставлена «молитва оутренеа». Каждая молитва имеет особый возглас, являвшийся вместе и возгласом соответствующей ектении. Перед молитвой главопреклонения иерей возглашает: «Мир всем»; диакон: «Главы ваша». После молитвы диакон произносит: «Премудрость», а иерей читает заключительную заамвонную молитву. Наиболее обстоятельное и полное изложение песненных часов, – хотя, нужно думать, не в чистом первоначальном их виде, а уже с некоторыми изменениями, – мы находим в Типиконах позднейшего времени, какими являются рукописи Ватиканской библиотеки, 1877 (1292 г.) и 1609 в.), и другие. Вседневные часы, по этим памятникам, мало отличаются от нынешних. Но служба часов первой и страстной седмиц великого поста обставляется особенной торжественностью; в эти дни совершаются песненные часы. – Вот как, например, описывается служба 1-го часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

I. Введение: обзор истории чинов обручения и венчания в византийской традиции В своих основных частях византийские чины обручения и венчания сложились не позднее, чем к концу VIII в. 1 – так, эти чины приводятся, например, в датируемом указанным временем знаменитом «Евхологии Барберини» 2 . В последующей рукописной традиции они претерпели существенное развитие 3 . Различные редакции этих чинов отличаются большой вариативностью – в первую очередь, за счет пополнения первоначальной константинопольской основы различными дополнительными молитвами, а также за счет включения в состав чина венчания тех или иных новых элементов (одной из подобных пополненных редакций соответствуют, в том числе, чины обручения и венчания в современных печатных богослужебных книгах). Среди этих дополнительных молитв обручения и венчания одни были написаны в позднейшую эпоху, другие происходят из древних неконстантинопольских традиций – иерусалимской 4 , александрийской 5 и иных. В уже упомянутом выше «Евхологии Барберини» засвидетельствована древнейшая сохранившаяся форма чинов обручения и венчания согласно константинопольской традиции. Чин обручения, озаглавленный в этой рукописи как Εχ π μνηστεας, состоит здесь только из двух текстов: 1) молитвы Θες ανιος, τ διρημνα συναγαγν ες νοτητα; 2) главо-преклонной молитвы Κριε Θες μν, τν ξ θνν αυτ μνηστευσμενος κκλησαν; какие-либо иные элементы последования (хотя бы даже простое указание об обмене кольцами или чем-то подобном) не зафиксированы 6 . Чин венчания 7 , озаглавленный в «Евхологии Барберини» как Εχ ες γμους, открывается мирной ектенией с особыми прошениями, за которой следуют две молитвымолитва Θες γιος, πλσας, πλσας τν νθρωπον κα κ τς πλευρς ατο νοικοδομσας γυνακα и главопреклонная молитва Κριε Θες μν, ν τ σωτηριδει σοι οκονομ καταξισας ν Καν τς Γαπιπσας τμιον ναδεξαι τν γμον, – разделяемые, помимо указания о главопреклонении, краткой рубрикой о совершении иереем 8 обрядов венчания и dextrarum iunctio 9 . Отличия структуры чина венчания от структуры чина обручения не ограничиваются наличием ектении перед молитвами и эксплицитного описания совершаемого священнодействия – вслед за двумя упомянутыми молитвами ες γμους в Евхологии Vatican. Barberini. gr. 336 выписана также молитва «общей чаши» (το κοινο ποτηρου), завершаемая указанием о преподании молодым Св. Причащения и отпусте 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010