«Буквальный смысл апостольских слов позволяет полагать, что сатана обессилен Богом, что его злые действия в сем мире как будто парализованы Господом посредством заключения в вечные узы. – Между тем из бесчисленных примеров в св. Писании мы видим, что сатана в сем мире свободен совершенно. Значит давать буквальный смысл приведенным словам апостолов нельзя, а следует понимать их духовно. Буквальный смысл этих слов тождествен совершенно с текстом 2 стиха 20 гл. Откров. Иоанна, так, как и тут, и там говорится, что сатана связан, поэтому должен быть тождествен и их внутренний смысл». «Эти места старцы наши объясняют так: диавол действительно связан Богом от начала и до конца сего мира во святых Его над ними он власти не имеет, подтверждая это словами св. Иоанна: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). И еще: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ). «Духовное толкование нашими старцами прописанных текстов 20 гл. Откровения Иоанна сводится к тому, что, руководствуясь словами св. Петра: «одно не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ). и словами: «ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» ... ( Пс.89:5 ), они, старцы наши, признают, что время, исчисляемое и определяемое человеческою мерою, для Бога значения не имеет. Царствия Его нельзя ограничить никакою мерою, оно вечно и нескончаемо. Св. Псалмопевец восклицает: «Господь царствует, да радуется земля» ( Пс.96:7 ). «Господь царствует, да трепещут народы» ( Пс.98:1 ). «Господь будет царствовать во веки» ... ( Пс.145:10 ) и пр. и пр. Св. Давид доказывает этим, что царствие Господне было в его дни и будет продолжаться во веки». «Фарисеи спросили Господа, когда придет царствие Божие? Он отвечал им: «не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или вот там. Ибо вот царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

12. Кто соблазном (соблазнительным для другого примером) уязвляет слабую совесть другого, тот против него грешит, а вместе с сим согрешает и против Христа (Бога). 10, 13. Жертвы идольские состоят из мяса; но ни идол, ни приносимая ему жертва ничего не значат: посему мясо не должно служить соблазном для другого, а кто соблазняется, с тем и не есть вместе. Кто знает, что язычники, принося идолам жертвы из мяса, приносили бесам, а не Богу ( 1Кор.10:20 ), отвергнувшему все жертвы (из мяса): тот служа Богу, а не бесам, не жертвами, а в духе и истине, может в память сего не есть мяса во век. Гл. 9. Ст. 6. Всякий имеет право трудиться из награды; следственно всякий имеет право и требовать от людей за труд награды: ибо тому, кто делает, воздаяние дается не по милости, а по долгу ( Рим.4:4 ). 15. Будь верен своим бескорыстным побуждениям, и не изменяй своей чести, удаляясь от того, что может быть вредно для твоего доброго имени ( 2Кор.12:17 – 8:20 и 21 сл.). 16. Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали только должное ( Лк.17:10 ). 18. Господь повелел проповедникам благовествования, жить от благовествования же ( 1Кор.9:14 ), но кто не пользуется сим правом, и благовествует безвозмездно, тому великая от Бога награда. 25, 27. Нет сильнее того, кто воздерживается от всего, и никому так не прилично воздержание, как подвижнику Христову. 25. В телесном упражнении кратковременная польза, а благочестие навсегда полезно; ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни ( 1Тим.4:8 ). 24, 26. Смотрите за собой, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но, чтобы получить полную награду ( 2Ин.1:8 ). Гл. 10. Ст. 3–4. Иисус Христос (для веры) есть (один и) Тот же, вчера и сего дня (в прошедшее и настоящее время), и во веки (до скончания века ( Евр.13:8 ); кто верует в Него, тот вкушает одну и ту же духовную пищу ( Ин.6:31 ), пьет одно и то же духовное питие ( Ин.4:11 – 6:47–51 – 7:38 ). 12. Один падает от неверия, а другой стоит верою; но кто думает о себе (гордится тем), что стоит, берегись, чтобы не упасть ( Рим.11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В параллельных повествованиях книг Царств об этих фактах не упоминается ( 3Цар.15:1–7 ; 4Цар.12 гл.; 14:7). Даже о благочестивейшем царе Езекии, почитателе священства, культа, храма, праздников, вообще по взгляду критиков «любимце» писателя Паралипоменон, и то не постеснялся последний заметить: «не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его и был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим… и оставил его Бог , чтобы испытать его…» ( 2Пар.32:25–31 ). Подобных замечаний в параллельном, хотя и более подробном, повествовании книг Царств нет (срав. 4Цар.20 гл.). – Кажется, из приведенных примеров ясно, что тенденциозностью писателя Паралипоменон пропуск или пополнение повествований нельзя объяснить и чрез то заподазривать историчность его дополнительных повествований. Нет, он в своих повествованиях так же беспристрастен, как писатель книг Царств. Чтобы убедиться в этом, стоит только прочесть его заключение к истории иудейского царства во 2Пар.36:14–17 : (Седекия) да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили… и осквернили дом Господень… и посылал к ним Господь пророков… но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения… Может ли тенденциозный панегирист так заключать и заканчивать историю «прославляемых» им царей и своего отечества? Нет и нет! Видна ли «ненависть» к израильскому царству? О существовании ее заключают из упоминания в Паралипоменон о союзе Иосафата с Охозией израильским царем и погибели их союзных кораблей в «наказание» за этот союз ( 2Пар.20:35–37 ). О погибели этих кораблей говорится и в книгах Царств ( 3Цар.22:49 ), только о союзе не говорится. Таким образом, причинная связь, заимствованная в Паралипоменон из речи пророка Елиезера, обличавшего этот союз ( 2Пар.20:35–37 ), ставится в вину писателю Паралипоменон. А выводы отсюда (собств. из причинного союза) очень не малые: писатель Паралипоменон, говорят, «по ненависти к израильскому царству, сочинил» сам речь Елиезера, а затем по той же «ненависти» он намеренно «опустил» всю историю израильского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В первом случай более выражается диалектико-риторический характер книги, в последнем – поэтический. Риторический характер книги Екклесиаст впервые с ясностью понят был Евальдом, который разделил книгу на речи и старался доказать, что все четыре речи, на которые распадается вся совокупность изложенных в ней истин, хотя в сущности развивают одну главную мысль, но каждая из них освещает ее с новой стороны, так что развитие ближе и ближе подвигается к своей цели, пока не достигает ее в последней речи. Но пользуясь заслуженной похвалой за уяснение риторической формы книги, Евальд заслуживает упрека за то, что не воспользовался сделанным до него счастливым открытием Кестера относительно поэтического характера книги Екклесиаст Когда у нас говорят о поэтических книгах В. З., то разумеют, применительно к мазоретской акцентуации, собственно только книги Иова, Притчи Соломона и Псалмы ; поэзия книги Екклесиаст совершенно игнорируется. Между тем эта книга по всему праву может занять место в ряду поэтических книг. Как мы заметили, поэтический характер ее яснее всего выражается в гномологических частях. Если так, то он движется в прогрессивной мере, параллельно степени развития основной мысли автора, к концу книги становящейся все яснее и чище; потому что гномов менее всего мы встреча-ем в первой речи (1:15, 18), более – во второй (4:17–5, 6), еще более – в третьей (7:1–9, 11, 12, 14, 16, 17), наиболее – в четвертой (9:17–10, 15, 18–20; 11:1–4, 6–7; 12:1–7); к концу книги мы встречаем стихи, которые напоминают нам поэзию книги Иова, и в которых гений автора возвышается до чисто поэтического полета. Вот для примера: гл. 10:20:       И в мысли твоей не злословь царя, И в спальной комнате твоей не злословь богатого; Потому что птица небесная перенесет слово, И крылатая передает речь! гл. 11:1–4: Бросай хлеб твой на поверхность воды. Потому что чрез многие дни найдешь его! Дай часть семи и осьми, Ибо не знаешь, какая беда будет на земле. Когда облака будут полны, То они прольют на землю дождь; И упадет ли дерево на юг, или на север, То оно там и останется, куда упало.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Глава 17 Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона. Чис.17:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.17:2 .  скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; Чис.17:3 .  имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; Чис.17:4 .  и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; Чис.17:5 .  и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую избранному и через избранного всем верным сынам Израиля. Чис.17:6 .  И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. Берутся жезлы, как выражение власти. Жезл Левиина колена был тринадцатым. Чис.17:8 .  На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), – соделываясь «подобием будущего воскресения» человеков (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое понимание структуры Церкви в апостольское время подтверждается новозаветной терминологией для обозначения предстоятелей Церкви. В книгах Нового Завета они именуются и пресвитерами, и епископами. Примером может быть то, что апостол Павел приглашает в Милит пресвитеров церкви из Ефеса (Деян 20:17) и обращается к ним:внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами (в рус. переводах обыкновенно: “блюстителями”), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян 20:28). Попытка определить основные черты учения о Церкви в книгах Нового Завета не может быть полной без учета роли святых Апостолов. Апостолы как проповедники Евангелия и основатели Церквей не оставляют их своим попечением и тогда, когда переходят в другие города и страны. Особо ярко показывает это деятельность апостола Павла. Апостол пишет Коринфянам: Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор 11:28). Для территории Малой Азии можно даже на основании книг Нового Завета воспроизвести преемственность в среде Апостолов. На основании 1 Пет 1:1 и 2 Пет 3:15–16 можно утверждать, что во время тюремного заключения апостола Павла апостол Петр принял на себя попечение о малоазийских Церквах. После апостола Петра Церкви эти опекал апостол Иоанн Богослов. Замечательны слова этого Апостола в его Третьем Послании: Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви (3 Ин 9–10). По всей вероятности, это первое столкновение установленного Господом Иисусом Христом апостольского попечения о Церкви с церковным бюрократом. Апостольское преемство позволяет лучше понять роль епископа как ее видят мужи апостольские и позднейшие Отцы Церкви. В послании к Филадельфийцам святой Игнатий Богоносец пишет: “Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом” (гл. III). В апостольском преемстве епископов усматривает священномученик Ириней Лионский критерий истинности веры (Против ересей. Книга III, гл. З).

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Иез.12:11 .  Скажи: я знаме­ние для вас; что делаю я, то будет с ними, – в пере­селе­ние, в плен пойдут они. Знамение относится прежде всего к пленникам (отнимая у них надежду на скорое возвращение в отечество), хотя исполнится оно только на оставшихся в Иерусалиме; отсюда 2 и 3 лицо в местоимениях. Иез.12:12 .  И началь­ству­ю­щий, который среди них, впотьмах поднимет ношу на плечо и выйдет. Стену про­ломают, чтобы отправить его через нее; он закроет лице свое, так что не увидит глазами земли сей. От судьбы народа переходит к судьбе царя. «Начальствующий» – Седекия (ст. 10). – «Среди них» ­­ из них. Судьба царя будет не такая, как подданных. – «Впотьмах» – бегство Седекии из осажденного города произошло ночью. – «Поднимет», что, не сказано в евр.; может быть разумеется что-либо из имущества, или: грех и проклятие. LXX: «взять будет на плечах», т. е. вьючных животных или своих соотечественников; такой подробности в рассказе о бегстве Седекии не передается. – «И выйдет». Царь покидает свою столицу, являясь причиною гибели народа. – «Стену проломают», т. е. окружающие Седекию (LXX – ед. ч). В 4Цар 25.4 ; Иер 39.4, 52.7 говорятся, что Седекия бежал «через царский сад в ворота между двумя стенами», т. е. должно быть через калитку, которая вела из царского сада в ю. в. углу городской стены за город, потому что все большие ворота охранялись осаждающими; калитка, устроенная может быть во время осады, вероятно, была потайная, чем объясняется выражение пророка: царь, въезжавший всегда в город торжественно через главные ворота, теперь как преступник должен бежать по задворкам. – «Закроет лице свое» – инкогнито, может быть указание и на ослепление. – «Земли сей» – Палестины; не только впрочем ее, но и земли пленения, о чем будет сказано в ст. 13. Иез.12:13 .  И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет. Плен Седекии представляется под видом охотничьего лова его Господом, сравнение, имеющее целью выразить великий гнев Божий на этого царя, главным образом, как показывает гл. XVII, за его вероломство и клятвопреступление по отношению к Навуходоносору. Сравнение очень сильное и любимое у Иезекииля ( Иез.17:20, 16, 19:6, 32:3 ), но не новое: Ос 7.12 ; Иер 18.22 ; Плач 1:13, 4:20 . Как Господь сам в гл. IV осаждает Иерусалим, так и здесь халдеи только исполнители Его воли. Бог отнимает у царя всякую возможность ускользнуть от халдеев. – «В Вавилон». Это и есть, следовательно, «другое место» ст. 3. – «Но он не увидит ее», Халдейской земли. С едва ли разрешимой для слушателей, искусною и истинно-пророческою загадочностью предсказывается ослепление Седекии. – «И там умрет». Выходит за пределы символического действия ст. 3–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. (Приступите ко мне и слышите сия, исперва не отай глаголах: егда бываху, тамо бех, и ныне Господь Господь посла мя и Дух Его). Утверждая истинность Божественного откровения, с его внутренней стороны, указанием на исполнение того, что им возвещается, пророк удостоверяет и внешнее достоинство своего слова, как священного, полученного непосредственно от Бога. Народ должен слушать Бога в лице Его пророка, а что пророк говорит истину Божественную, это свидетельствуется тем, что он как прежде говорил, так и теперь проповедует ее не отай – не тайно, а явно, без сомнения, без смущения и страха; и егда бываху, тамо бех, говорит пророк – когда Господь открывал Свою волю, пророк всегда там или при том тогда находился «И ныне послал меня Господь Бог и Дух Его», говорит пророк. Что пророка Исаию послал Сам Бог, это очевидно из его рассказа о своем призвании. Когда Господь спросил Исаию, «кого Мне послать», а Исаия ответил: «вот я, пошли меня»; то Господь сказал: «пойди»! Но в послании Исаии было и непременное участие Духа Божия. Когда Исаия, сознавая свою греховность и нечистоту, сказал: «я человек с нечистыми устами», тогда один из Серафимов взял клещами с жертвенника горящий угль, коснулся уст его и сказал: «вот это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (гл.6). Так, под видом «горящего угля» Исаии был сообщен дар чистого святого слова от Духа Божия и оно горело и пламенело в нем во все время его служения (ср. Иер.20:9 ). Слова пророка Исаии глубоко знаменательны. Прикровенно (тайно) и, однако же, понятно Пророк дает увидеть троичность Лиц Божества: Пророка посылают Господь – Адонай, как в пророчествах называется Сын Божий, потом Бог – Иегова, как именуется Бог Отец ( Пс.109:1 ), и Дух Его или Святой Дух, три Лица с одинаковой властью в одном и том же деле и, поэтому, равносильные и равночестные (достойны одинакового почитания, одинаковой чести). Пророк упоминает здесь об этом потому, что здесь он особенно ясно и торжественно возвещает всем народам величайшие истины откровения – Триипостасного Божества Державу и предвечный совет Его об устроении вечного спасения для всех народов земли (ст.12–14,17,20, ср. гл.45:22–26). 71

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(19 гл.). – Господь, восседая на облаке легком, грядет в Египет, и потрясутся пред Ним идолы египетские (1 ст.; ср. 2:18 и др.). Господь вооружит египтян против египтян, и дух Египта изнеможет в нем, и «прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывателям мертвых, и к гадателям» (2–3 ст.; ср. 8:19; 47:9, 12, 13...) и предаст их Господь в руки «властителя жестокого» (4 ст.), т. е. начнется в Египте борьба египтян с эфиоплянами, борьба династий, после которой Египет будет предан «властителю жестокому» или жестоким властителям – Навуходоносору (ср. Иер.46 гл. и особ. Иез.30:10, 13 , о чем еще ниже), Камбизу и др., прежде же всего Саргону, который поразил Фараона при Рафии (ок. 721 г.; ср. 20:1, 4) 121 . Тогда в Египте иссякнет река, от которой зависело благосостояние Египта, восплачут рыбаки, впадут в уныние обрабатывающие лен и ткачи белых полотен (5–11). Так, обезумели князья цоанские и мемфисские, «совет мудрых советников фараоновых» (ср. 47:13; 30:1–4) стал «бессмысленным» (ср. 29:14, 9 и др., 56:11...). «Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних?» (ср. особ. 23:7), обращается пророк к этим советникам. Где они? Где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, пусть узнают, что Господь определил об Египте?» (ср. особ. 41:21–23; 45:20, 21…). «Совратили Египет с пути главы племен его» (11–13 ст.; ср. 3:12; 9:16; 56:11...) «Господь послал в него духа опьянения; и они ввели Египет в заблуждение, во всех делах его подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей» (14 ст.; ср. особ. 28:7–8; 29:9; 56:11–12). «И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость» (15 ст.; ср. 9:14). Египтяне затрепещут, подобно женщинам, от руки Господа Саваофа (16 ст.). «Земля Иудина (в которой «жилище» Господа – ср. 18:4) сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем» (17 ст.). «В тот день» будут в земле Египетской пять городов говорить языком ханаанским (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Гл. 11. Ст. 1–7. В церкви мужчины молятся с открытой, а женщины с покрытой головой, по правилу Апостольскому. 7–12. Муж по непосредственному происхождению от Бога есть образ и слава Божия, а жена по происхождению от мужа есть слава мужа: но в отношении к Господу муж не имеет преимущества пред женою, ни жена (женщина) пред мужем ( Гал.3:28 ); ибо как прежде жена произошла от мужа, так после муж от жены, а все от Бога. 19. И возражения против веры полезны; потому что сим лучше открывается и объясняется истина, с опровержением лжи ( Ин.20:25 сл.). 28. Если сердце (совесть) наше не осуждает нас; то мы имеем свободный доступ к Богу ( 1Ин.3:21 ). 31. Кто открывает Богу грех свой, и вины своей не утаивает, но исповедается пред Господом в преступлениях своих; с того Бог снимает вину греха его ( Пс.31:5 ). Гл. 12. Ст. 3. Кто получил от Иисуса Христа благодатный дар, и уверовал в Него; тот не должен злословить Его ( Мк.9:39 ) своим богоотступлением, и сим хулить Духа Святаго, дарующего нам в Господа Иисуса веру ( Мф.16:17 ; Ин.20:28, 29 ). 4–6. Дары Духа Святаго в верующих различны, но Благодать одна и та же: и служения (Господу) различны ( Еф.4:11 ), но Господь один и тот же: и действия Благодати различны, но Бог, производящий все, во всех один и тот же. Премудрость, едина сущи, всяческая может, и пребывающи в себе, вся обновляет, и по родом в души преподобных преходящи, други Божия и пророки устрояет: никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Прем.7:27–28 . 8–10. Дары Святаго Духа верующим: мудрость, знание, вера, дары исцелений и чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки и истолкование их. 14–30. Благодать Божия в верующих многоразлична ( 1Пет.4:10 ), но никто кроме Бога (И. Христа), не может иметь всех дарований, а каждому дается открытое действие Духа Святаго только по мере дара Христова или по мере веры в Него. Все верующие, как члены одного тела Христова, должны служить друг другу полученным от Бога даром, как верные слуги вверенной (данной) им благодати ( 1Пет.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010