бб) Недеятельность Египтян и робость духа их Ст. 16. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. Ст. 17. Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем. Второю ближайшею причиною бедствия была недеятельность, или женоподобная слабохарактерность Египтян, соединенная с робостью и страхом (ст. 16). А это происходило от сознания тяготеющего над ними суда Бога Израилева, праведному гневу Которого они подверглись (ст. 16, 17). Египтяне, долго стеная под тяжестью бедствий, увидят бессилие своих богов для избавления их, увидят, что бедствия эти происходят не от обыкновенного стечения обстоятельств, что поражает их рука высшая – Божия; вспомнят предсказания Пророков об этих бедствиях и сознаются, что наказания их происходят от Бога Израилева, обитающего в Иудеи; от того будут страшиться величия и всемогущества Божия. Даже при напоминании об Иудеи, в которой почитают истинного Бога, Египтяне впадут в страх, хотя сначала рабский, но спасительный, который потом может обратиться в страх религиозный, сыновний, о котором говорится ниже. Из истории известно, что Пророк Иеремия в самом Египте предсказывал об этих бедствиях; из его-то предсказаний Египтяне узнали, что бедствия их происходят от Бога Израилева ( Иер.43, 5–13 . гл. 44, 46, 25 и др.). Вторая часть, в которой описываются благодеяния как временные, так и духовные, которые Бог определил оказать Египту после долговременного бедствия. а) Предложение касательно сообщения Египтянам благодати Божией и познания истинной религии. Благодеяния эти следующие: 1) Познание истинного Бога. Ст. 18. В тот день пят городов в земле Египетской будут говорит языком Ханаанским, и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца. После печальных предсказаний Пророки часто предлагают утешения. Так и Пророк Исаия утешает теперь надеждою на лучшие времена особенно по причине сообщения язычникам познания истинной религии. Выше Пророк говорил, что некоторые Египтяне, долго стеная под тяжелым игом жестокого рабства Персидского, увидят бессилие своих богов для избавления их, узнают, что бедствие послано на них от Бога Израилева; и потому будут бояться Его. Но этот рабский страх, говорит Пророк, современен обратится в страх религиозный – с таким действием, что многие Египтяне будут говорить Ханаанским языком, т. е. станут исповедовать истинную религию. В этой речи содержится а) предложение касательно благодеяний Божиих (ст. 18–20); б) показываются причины, принадлежности (ст. 20) и в) следствия благодеяний (ст. 23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Иез.16:3 .  и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; Пророк мог сказать об Иерусалиме, что он происхождения ханаанского, на том основании, что первоначально он был ханаанским, именно иевусейским городом; да и колено Иудино с самого начала приняло в себя много не израильских элементов. Но выражение имеет не столько этнографический, сколько религиозный смысл и относится к народу в целом: все религиозные и нравственные склонности у Израиля таковы, как будто он был ханаанского происхождения; он духовный сын Ханаана; ср. Ис 1.10 ; Ин 8.44 . Пророк Иезекииль здесь предвосхищает Иоанна Крестителя и Спасителя в борьбе с еврейской гордостью благочестивыми предками, особенно Авраамом, следы которой хотя не такие сильные, как во время Христа, указывает напр., Иез.23.27 . Сам Иезекииль об этих предках, как ни часто был к тому повод, говорит только совершенно случайно: Иез.28:25, 37:25 , что и вполне естественно при учении Иез.18 гл. Из ханаанских народов у пророка названы главнейшие аморреи и хеттеи в качестве представителей всех. Аморреи, хотя жили и по ту сторону Иордана, но главным образом по эту и именно в области колена Иудина ( Втор 1.19 и д. Нав 10.5 ); наиболее могущественный и развитый из ханаанских народов, он поэтому был и более других испорчен, и должно быть дал из себя Содом и Гоморру, хотя при Аврааме «мера беззакония его ...еще не исполнилась» ( Быт 15.16 ); именем его часто называются все ханаанские племена. Хеттеи по египетским и ассирийским известиям жили между Евфратом и Оронтом, но сфера их влияния простиралась и на Ханаан, который со времени Саргона включался ассириянами в понятие «Хати», «Хеттей»; во всяком случае хеттеи жили севернее аморреев и иевусейский Иерусалим может быть приходился на границе этих двух племен; хеттеянкой была жена Исава, причинявшая огорчение Ревекке ( Быт 27.46 ). «Корень» соответствует «отец», «родина» – «мать». Иез.16:4 .  при рожде­нии твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очище­ния, и солью не была осолена, и пеленами не по­вита.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт». Объяснение. Говорится здесь о неверующих в воздаяние за гробом, которые провели всю жизнь свою в нечестии и при конце жизни не обнаружили раскаяния, за что они безвозвратно и уйдут во ад: ср. Лк.16:25–26 . Далее Екклесиаст говорит, что человек после своей смерти сам по себе не может изменить своего положения в загробной жизни. И Православная Церковь согласно сим словам верует и учит, что умерший человек, без помощи молитв святой Церкви, милостыни за него и принесения бескровной жертвы, не может спастись от ада, если он не успел принести плодов, достойных покаяния. Слово Божие представляет нам ясные примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: Ин.11:32:40 ; Лк.8:41:49, 54–55 ; Вар.3:4:12:43–45 . О бодрственном состоянии умерших Дан.12:13 . «А ты иди к твоему концу, и упокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней». Объяснение. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Фес.4:13–17 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии, так, например, Лазарь и богач после смерти не были в состоянии сна, а несчастный богач даже заботился о своих братьях: Лк.16:27 . Хотя это сказано и в притче, но Христос в Своих притчах брал примеры из действительных, а не вымышленных событий и преподавал учение, относящееся к Новозаветной Церкви. О бодрственном состоянии умерших свидетельствуют: явление пророков во время Преображения Господня: Мф.17 гл.; да и Сам Господь: Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В это блаженное состояние веровал апостол Павел: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23. 24 . О поминовении умерших Иер.16:6–8 . «И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отцу их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

" Кто любит Меня, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам " (Ин. 14, 21), - говорит об этом Спаситель ( " Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам " (Ин. 14, 21). - Прим. ред.). Это высшая награда человеку на земле за его любовь к Богу. Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней - сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться. Но молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной. Из примера Господа нашего Иисуса можем получить наставление об этих трех видах молитвы, если мы внимательно рассмотрим, как Он молился. Часто Господь проводил в молитве подряд несколько дней и ночей (Лк. 6,12), молился Он изо всех сил (Лк. 22, 44), в молитве радовался (Лк. 10, 21). Сам предаваясь молитве, Он и нас и словом, и делом учил этому (Мф. 6, 9-13). Как говорил Он Своим ученикам: " Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение " (Мф. 26, 41). Побуждая нас к молитве, Спаситель показывает, что для Него нет ничего дороже и приятней нашей молитвы, и что за нее Он нас так любит, что мы можем получить от Него всякое благо для души. А чтобы мы не могли иметь никакого сомнения, будто бы нельзя получить этот высокий и благородный плод молитвы, Он не только сказал: " Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна " (Ин. 16, 24), но даже собственным примером побуждал нас к молитве. Молился о нас во время Своих страданий, как говорит евангелист: " И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю " (О молитве Господа нашего Иисуса Христа имеются указания в Св. Евангелии: Мф. 6, 5-15; 7, 12-17; Мк. 1, 35; 6, 46; 14, 32-40; Лк. 6, 12; 9, 28-29; 11, 5-11; 18, 1-15; 21, 36-37; 22, 41-45; Ин. 5,22; 15,4-8; 16, 23-25.0 молитве находим сведения: в Деяниях апостольских: гл. 4, ст. 8,10,16, 31, 32; в посланиях апостолов: Иак. 5, 13-14; Иуда, 1,20-21, Павла: Рим. 12, 12; Еф. 6, 8; Фил. 4, 6-7; 1 Фее, 5,18; 1 Тим. 2, 1-2. - Прим. авт.). Вся жизнь Христа была не что иное, как непрестанная молитва и воздыхание о том, чтобы исполнить волю Божию. И окончил Он на кресте Свою жизнь с молитвою (Лк. 23, 46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

До того же времени их постоянно соблазняло все человеческое во Христе. Поэтому-то, как сказано, Он тогда не желал, чтобы было известно народу, что Он — истинный Сын Божий, по естеству Бог, — но разными способами преподает это ученикам. Когда же, по удалении всех соблазнов, должны были ясно свидетельствовать о том, что Он по естеству Бог — померкшее солнце, раздравшаяся церковная завеса, потрясшаяся земля, рассевшиеся скалы, и воскресшие тела многих умерших святых и Сам Он, чудесно воскресший из мертвых (и в то время уже ясно воссияла сила Его Божества и доказательство было несомненно; но еще и Дух Святой должен был сообщить разумение не только ученикам, но и всем верующим), тогда только Он пожелал открыть всем тайну Своего Божества и страдания, чтобы проповедь о Нем распространялась беспрепятственно. Мф.16:21.   Оттоле начат Иисус сказовати ( . С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. С того времени, когда ученики твердо знали, что Он есть Сын Божий по естеству, Он начинает показывать, или предсказывать им, что Он должен претерпеть, чтобы, заранее зная это, они не соблазнялись во время страдания и не предполагали, что Он страдает по слабости природы. И как это можно было предполагать относительно Того, Который заранее знает, предсказывает и даже спешит пострадать? Мф.16:22.   И поемь Его Петр, начат пререцати Ему …, И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему_ «поемь» , т. е. взяв отдельно. Услышав, что Христос должен умереть, он не мог этого перенести, потому что считал это недостойным Его Божества. Поэтому, получив некоторую смелость вследствие того, что был назван блаженным, прекословил, т. е. упрекал Его наедине. Нужно знать, что слово επιτιμαν (пререцати, прекословить) у евангелиста иногда значит — «заставлять молчать» , как сказано о нечистом духе, который говорил, что знает Христа, что Он — Святый Божий: «и запрети ему» (Мк. 1:25), т. е. заставил молчать; «запрети ветром и морю» (Мф. 8:26); иногда — «подтверждать» , напр., «и запрети им, да ни комуже глаголют о Нем» (Мк. 8:30); иногда — «упрекать» , как напр, в этом месте, о котором теперь идет речь; иногда «порицать» , как, напр.: «запрети Петровы» (Мк. 8:33), о чем сейчас будет сказано; а иногда — «не допускать» , как это мы найдем в 19 гл. 13 ст. Мф.16:22.   Глаголя: милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие . будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Говорит это, без сомнения, заботясь о Нем, как истинный друг. «Милосерд Ты» — сказал по обычаю; потому что был обычай упрекать так того, кто говорил что-либо неожиданное; т. е. пусть Бог будет милосерд к Тебе. «Не имать быти Тебе сие» , т. е. да не случится с Тобою того, что говоришь. Мф.16:23.   Он же обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано … Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Четвертая. Простить нет никакого труда, а месть немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся. Пятая. Невозможно тому и молиться, кто ближнему не оставляет согрешений. Как же он скажет: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Отпусти ближнему твоему сто пенязей, чтобы тебе тьму, то есть десять тысяч талантов отпустил Господь (Мф. 18:23—35). Как хочешь, чтобы к тебе относился Бог, так и ты относись к ближнему твоему (См. еще об этом в рассуждении о любви к врагам). XXVI. Узкий и пространный путь «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13—14). «Знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13:24). «Но Авраам сказал богатому, в пламени мучимому: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь " " (Лк. 16:25). «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Святой Златоуст об этом Узким и тесным путем должно нам шествовать (Слово 7 о богатом и Лазаре). Путь к смерти — широкий и пространный в начале, но тесный при кончине (Там же). Каким образом тесный и прискорбный путь удобным бывает? Тем, что он есть и путь, и врата в блаженство (Беседа 23 на евангелиста Матфея; на слова: «Не судите, да не судимы будете» — Мф. 7:1). Войдем тесным путем с надеждою и страхом: со страхом, потому что опасности отовсюду; с надеждою же, ради Предводителя в пути, Иисуса (Беседа 6 на евангелиста Матфея, гл. 8). Рассуждение об узком и пространном пути Есть два пути, по которым странствующие в мире сем идут к своему концу, а именно: тесный и пространный. Тесный путь преисполнен терниями бед и скорбей; пространный устлан цветами сластей и роскоши мира сего. На тесном пути Предводитель Сам Христос, Крест понесший, и на Кресте распятый, по этому пути идут верные Его, от мира сего и его прихотей отрекшиеся, и крест свой взявшие. На пространном пути миродержец — князь тьмы, по нему идут живущие привольно и во всяких сластях. Тесный путь к блаженству вечному ведет; пространный к вечному неблагополучию приводит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Значение закона в истории спасения чрез Иисуса Христа . 23 ст. «До пришествия веры (т. е. евангелия) мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере». Закон, таким образом, имел значение стража, он остерегал от греха. 24–25 ст. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Воспитательное значение закона состояло в том, что он руководил людей ко Христу и располагал к вере в Него. 26–27 ст. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Вера во Христа Иисуса делает человека чадом Божиим, исполняющим закон по одной сыновней любви; она возвращает людей к тому детству, которое сам Господь ставит в образец для всех взрослых. 29 ст. «Если же вы Христовы (а Христос есть потомок Авраама), то вы семя Авраамово, и по обетованию наследники», т. е. в качестве духовных детей Христа, потомка Авраама, и христиане суть истинные потомки Авраама; а потому несомненно унаследуют и то благословение, которое обещано потомству этого праотца. Исполнение же закона обрядового этому нисколько не посодействует. Он является вещью ненужною. Далее идет увещание Галатам принять доказанную истину о ненужности закона и о том, что более не следует вязать себя обрядностью ветхозаветною (гл. Глава 5-ая, 13–25 cm. Общее начало христианской жизни. 13 ст. Таким началом, по Апостолу, должна быть вовне – служба ближнему, или деятельная любовь к ближнему, а внутри – борьба со страстями и похотями своей собственной падшей природы. 14–15 ст. «Ибо весь закон в одном заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Почему же апостол не упоминает о любви к Богу? Потому что любовь к ближним, как видимая и осязаемая всеми, необходимо предполагает любовь к Богу. 16 ст. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Этим апостол выражает внутреннюю сторону христианской свободы. 18 ст. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

над тобою воссияет Господь, и слава Его (ср. 42:8; 49:5: – «Я прославлен», 52:13; 55:5; 58:8; 61:11; 63:1; 40:5...) на тебе явится». «Приносимо будет к тебе достояние народов» (60 гл., ср. 53:12; 61:6...), и «веселие вечное будет у них» (сынов Сиона – 61:7; 51:11 и др.). – Теми же чертами изображается царство Эммануила. При Нем найдут себе правый суд и будут «утешены» «бедные народа» и «страдальцы земли» (11:4; ср. 10:2; 30:18–20; 25:8... 29:19), «сокрушено будет ярмо и жезл притеснителя» (9:4; ср. 11:4; 14:1–5, 25...), народ будет возвращен из плена и освобожден от рабства (11:11–12; 14:1–5...), получит снова свое наследие (14:1; 34:16–17) и богатую «добычу» народов (9:3; 33:4, 23). Мира в царстве Эммануила «не будет предела». (9:7, ср. 32:17–18; 26:12...), так как Сам Он будет «Князь мира» (9:6), во дни Его «волк будет жить вместе с ягненком, – и барс будет лежать вместе с козленком... корова будет пастись вместе с медведицею» (11:6–7). Его царству будет принадлежать «слава» и «радость» (9:1, 3; 4:2; 11:10; 35:2; 28:5; 29:19...). – Еще нагляднее можно видеть сходство пророчеств о «Рабе Господа» с пророчествами об Эммануиле, если прочитать их не в систематическом извлечении, но в целостном виде 350 . Можно ли, например, не находить близкого сходства в кротком (ср. 11:6–7: «волк будет жить вместе с ягненком») «Рабе Господа» (42:1–4), о Котором Господь говорит: «положу дух Мой на Него (ср. 11:2), и возвестит народам суд (ср. 11:3)... и будет производить суд по истине (ср. 11:3–5)... и на закон Его будут уповать острова (ср. 11:10–11) с «отраслью из корня Иессеева»? А слова: «Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя» сходны со сказанным о Мессии же в 8:11 и 5:1 («Возлюбленный») 351 . Слова: «буду хранить Тебя» (42:6; ср. 49:2, 8) весьма напоминают слова Господа о «возлюбленном винограднике»: «Я Господь хранитель... днем и ночью берегу его» (27:2–3, ср. 31:5 и др.): сказанное здесь об Израиле тем более имеет приложение к Происшедшему от Израиля – Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но такое отношение к кардинальному вопросу нашего спасения, к самой сути христианства – признак «обоморенности», теплохладности и мертвящего равнодушия. Об этой теплохладности в Откровении св. Иоанна Богослова Господь говорит: «И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч, и не холоден: то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:15–16 ). У настроенного так большинства духовенства является вопрос страха: «А чем я буду тогда жить, если буду репрессирован церковной властью, и меня лишат прихода? У меня не станет дохода. Если я стану в защиту чести и славы Имени Божия, похуленного Синодом, чем я буду тогда содержать свою семью? Ибо Своим последователям Иисус Христос предсказал: «Будете ненавидимы всеми народами за Имя Моё» ( Мф. 24:9 ). В такой отговорке явно сквозит малодушие и неверие, нежелание стать чадами Божиими, которыми становятся верующие во Имя Иисусово ( Ин. 1:12; 3:18 ; 1Ин. 3:23 ; Откр. 3 и 13 гл.). Они забывают последующие слова Господа: «Претерпевший же до конца спасётся». И ещё: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ). Нет теперь подражающих св. Апостолам, которые ни на что не взирали, не дорожили своею жизнью, проповедуя Евангелие благодати Божией ( Деян. 20:24 ), и с радостью принимали бесчестие за Имя Божие ( Деян. 5:41 ), готовы были даже умереть за Имя Господа Иисуса ( Деян. 21:13 ) . Второй вопрос страха: «А что люди скажут? Сейчас я в почёте у своего духовного начальства и у людей, которые целуют мне руку, а когда буду гоним за Имя Господне, от меня все могут отвернуться... Третий аргумент «обоморенных»: Синод согрешил, а причём тут я? Первые два аргумента – вопросы страха, не требующие комментариев. А на третий должно сказать следующее. Церковь Христова – не как светская организация, в которой каждый несёт ответственность за свои собственные поступки и каждый отвечает сам за себя. В Церкви не так. Все мы верующие – члены друг другу ( Ефес. 4:25 ), находимся в тесной органической связи между собой, и хотя нас много, составляем одно тело ( 1Кор. 12:12–20 ), все члены должны заботиться друг о друге ( 1Кор. 12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Русским по белому там сказано, что мир возник НЕ в результате одного мгновенного акта, а в результате длинной, растянутой во времени последовательности творческих действий Бога. И каждое из этих действий (кроме самого первого) было творением из чего-то, созданного ранее. Например: «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так . И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт 1: 24 – 25). Ни о каком творении «из ничего» здесь и речи нет. И если Вам «верится» во что-то другое (не верится в существование эволюции), то именно это неверие Слову Божьему и есть настоящий бич нашего времени, на что я Вам указывал в комментарии от 25/IV. Сергей, Москва 13 мая 2023г. 12:39 В Библии написано, что земля, вода произвела по повелению Божию, но не сказано, что это было долго - наоборот, чтобы мы не подумали о длительном творении, сказано - это были дни, обычные суточные дни, у которых есть утро и вечер! Алексей Владимирович Гоманьков 16 мая 2023г. 01:09 В Библии не сказано так же, что время творения было кратким. Наоборот, чтобы мы не подумали, что «дни» творения – это астрономические сутки, измеряемые по положению солнца на небосводе, сказано, что солнце «для знамений, и времён, и дней, и годов» (Быт 1: 14) было сотворено лишь на четвёртый «день» творения! Об этом очень хорошо сказал св. блаженный Августин – почитайте его «О книге Бытия буквально», кн. 4, гл. XXVI – XXVII. Сергей, Москва 23 мая 2023г. 00:17 Христос Воскресе! Блаженный Августин пишет, что это были обычные дни, из которых можно составить месяц: " И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1,5). В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: " нарече Бог день " , а так, как, например, мы говорим: 30 дней составляют месяц; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. " так, после того как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, то есть один день.

http://bogoslov.ru/article/6172806

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010