Грех произошел от сознательного нарушения человеком, а прежде еще его диаволом, воли Божией ( Ин.8:44 ), и, повредивши природу человека, перешел на весь род человеческий: «единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» ( Рим.5:12 ). В настоящем нашем положении источником греха является наша, поврежденная грехом природа, внешний мир и враг нашего спасения – диавол ( 1Петра 5:8 ). Основа и корень греха – себялюбие. Как основу добродетели составляет любовь, так основу и корень греха составляет себялюбие или эгоизм, который развивается в человеке то с перевесом чувственной стороны, то духовной. Отсюда страсть к чувственным наслаждениям – похоть плоти и страсть к наслаждениям духовным – гордость житейская. Под похотью плоти разумеется не только какой-либо определенный вид греха, напр., пьянство, но вообще нравственная усыпленность, склонность к праздности. Гордость житейская есть грех не только по отношению к людям, но и по отношению к Богу, потому что гордый человек, находясь в величии и славе, считает это своим и забывает о Боге, Подателе благ. Гордость может развиться у человека до того, что он начинает смотреть на себя, как на центр всего существующего, а все, в том числе и ближних, ставит средствами к достижению своих целей. Как бы средину между этими двумя главными формами греха занимает – похоть очес, когда человек духовно услаждается грехом, видя предмет этого греха своими чувственными очами. ( 1Ин. 2:15–18 ). Постепенное развитие греха и переход его в страсть и постоянную настроенность. Зарождение и развитие греха подробно изображает ап. Иаков: « никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есмь: Бог δο несть искуситель злым не искушает же Той никогоже. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши рождает грех; грех же содеян рождает смерть» ... ( Иак.1:13–15 ). Значит, грех начинается в искушении человека от своей плоти, во влечении ко греху, возбудителем которого может быть диавол. Но человек может подавить возбужденную в себе похоть, или поддаться: ей. Если человек ей поддастся, то его чувство и воображение уже начинают услаждаться предметом искушения, и воля увлекается им, а произведенный грех несет человеку смерть, т. е. внутренние и внешние бедствия. Тем легче греху становится увлечь человека, чем чаще человек начинает ему поддаваться и, наконец, проявляется в человеке в виде привычки. Как скоро человек приобрел навык грешить, у него является страсть , и человек делается уже ее рабом, теряет совершенно равновесие и идет по наклонной плоскости. Такое состояние, по апостолу, есть состояние проданного греху ( Рим.7:17 ). Такое расположение ко греху называется пороком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

– Тогда убо отключи Бог ложесна Саррина, и заченши роди Исаака, свободнаа свободнаго. Присетившу Богу человечьска естества, явишася уже безвестная и утаеная 107 , и родися благодать и истина, а не закон; Сын, а не раб. – Яко отдоися отроча Исаак и укрепе, и створи Авраам гостивству велику, егда отдоися Исаак сын его. Егда бе Христос на земли, и еще благодать не укрепела беаше, но дояашеся еще, за л7 лет, в няже Христос таяшеся; егда же отдоися и укрепе, явися благодать Божиа спасеннаа всем человеком в Иерданстей реце; створи Бог гостиветву велику и пир велик тельцем упитанным от века, взлюбленныим Сыном своим Иисус Христом, сзвав на едино веселие небесныа и земленыя, съвъкупив в едино Ангелы и человекы. – По сих же видевши Сарра Измаила, сына Агарина, играюща с сыном своим Исааком, и яко приобиден бысть Исаак Измаилом, рече к Аврааму: отжени рабу и с сыном ея: не имать бо наследовати сын рабынин сына свободныа. По взнесении же Господа Иисуса, учеником и инем уже веровавшим в Христа сущим в Иерусалиме, и обоим смесь сущим, Иудеом же и Християном, и крещение благодатьное обидимо беаше от обрезаниа законнаго, и не приимаше в Иерусалиме Христианскаа Церкви Епископа необрезания (4): понеже старейше творящеся, сущеи от обрезаниа насиловааху на Христианыа, рабичичи 108 на сыны свободныа, и бывааху между ими распря многы и которы. Видевши же свободнаа благодать чяда своа Христианыя обидимы от Июдей, сынов работнаго закона, взопи к Богу: отжени Июдеа 109 и с законом, расточи по странам. Кое бо причастие стеню с истиною, Июдейству с Христианьством? – Отгнана бысть Агарь раба с сыном ея Измаилом, и Исаак, сын свободныя, наследник бысть отцу своему Аврааму. И отгнани бышя Июдеи и расточени по странам, и чяда благодатная Христиании наследницы бышя Богу 110 и Отцу. Отъиде бо свет луны, солнцу въсиавшу, тако и закон, благодати явльшейся, и студенство нощное погибе, сълнечней теплоте землю съгреявши. И уже не гордится 111 в законе человечетво, но в благодати пространно ходить. Июдеи бо при свещи законней делааху свое оправдание: Христиании же при благодатьнеем сълнци свое спасение зиждуть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос 16. Что есть грех? Ответ. Грех сам по себе не существует; поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола, или, как говорит Священное Писание: «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3, 4 ), т.е. грех есть преступление закона Божия, и сие преступление собственно есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть, и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: «похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» ( Иак. 1, 15 ). Вопрос 17. Как разделяется грех? Ответ. По свидетельству Священного Писания, «есть грех к смерти... и есть грех не к смерти» ( 1Ин. 5, 16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Вопрос 18. Что есть грех смертный? Ответ. Смертный грех делает человек тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедию Божиею, или когда не исполняет самохотно и самопроизвольно повелений Божиих, от чего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает человека от благодати Божией, и умерщвляет того, кем приводится оно в действие. Потому мы и называем таковый грех смертным, – согласно с словами Апостола: «Оброцы бо греха смерть» ( Рим. 6, 23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех, хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Вопрос 19. Как разделяется грех смертный? Ответ. Грех смертный есть первородный и произвольный. Вопрос 20. Что есть первородный грех? Ответ. Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: «от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2, 17 ). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, чрез одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и начинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» ( Рим. 5, 12 ). Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благодатию Божиею, чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа, и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по словам: «аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и духом, не может внити во Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы («Всецарицы») на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й; седален Богородицы («Всецарицы»), глас 8-й: «Днесь празднуем пришествие...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Яже Бога заченши...» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). По 6-й песни – кондак и икос Богородицы («Всецарицы»), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы («Всецарицы»): «Светел есть честный праздник...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Апостоли, от конец...» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе мчч. Флора и Лавра), и Богородицы («Всецарицы»), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестное Твое успение...» (см. в службе мчч. Флора и Лавра). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы («Всецарицы»), глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы («Всецарицы»). Кондаки праздника и Богородицы («Всецарицы») читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я – 4 (1-го канона со ирмосом), и Богородицы («Всецарицы»), песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»); кондак храма. «Слава» – кондак Богородицы («Всецарицы»), «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»). «Слава» – кондак Богородицы («Всецарицы»), «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы («Всецарицы»), тропарь храма; кондак Богородицы («Всецарицы»). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен и причастен – праздника (и Богородицы («Всецарицы»)) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-31/

О десятой заповеди ныне, братия, буду говорит вам. Десятая заповедь читается так: не пожелай жены ис­кренняго твоего: не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх.20:16,17 ). В предыдущих заповедях запрещались преимуще­ственно беззаконные дела, как: не убий, не прелюбы сотвори, не укради, не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна; а в десятой заповеди запрещаются самые желания, противные христианской любви. Это по­тому, что мы должны служить Богу не внешними только делами, но и внутренними чувствованиями, желаниями и помышлениями. Иисус Христос учит: Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися ( Ин.4:24 ). Внешние дела служат выражением внутренних мы­слей чувств и желаний. Кто здраво мыслит, питает чистые чувствования и желания; тот по своим мыслям и желаниям предпринимает и совершает добрые дела. А кто не здраво мыслит и питает в своей душе худые чувства и желания: тот неспособен к добрым делам; по свойству худых желаний он предается порочным делам. Поэтому десятая заповедь, запрещая худые желания, пресекает корень худых дел, запрещаемых другими заповедями. От сердца бо исходят помышления злая, учит Господь Спаситель, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 ). Когда в сердце не будет худых или порочных желаний, тогда не будет и самых пороков, ни убийств, ни прелюбодеяния, ни любодеяния, ни тать­бы, ни лжесвидетельства и хулы. Потому чистые сердцем, то есть чуждые худых желаний блаженны: ибо они удостаиваются созерцания всеблаженного Бога: бла­жени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). Напротив, о худых помышлениях в Писании ска­зано: строптивыя помышления отлучают от Бога ( Прем.1:3 ). В другом месте: мерзость Господеви помысл неправедный (Причт.15:26). Апостол Иаков пишет: кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем; таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть ( Иак.1:14,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Антифон 2, глас 2: На небо очи пущаю моего сердца, к Тебе, Спасе, спаси мя Твоим осиянием. Помилуй нас, согрешающих Тебе много на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаятися Тебе. Слава: Святому Духу, еже царствовати подобает, освящати, подвизати тварь; Бог бо есть единосущен Отцу и Слову. И ныне, тойже. Стихиры, глас 2. Подобен: Егда от древа: Стремление смертное и тлю Твоею живоносною смертию низложил еси, Владыко, всем же источил еси живот вечный, и мертвых воскресение смертным даровал еси. Темже Тебе молимся, Спасе, упокой верою к Тебе преставльшагося, и сладчайшия Твоея доброты сего ( или, сию) сподоби, Человеколюбче. Да человеки общники Божественнаго Царствия соделаеши, Крест претерпел еси, смерть вольную восприим; сего ради молимся Твоему благоутробию: причастника яви Царствия Твоего верою к Тебе преставльшагося, и сладчайшия Твоея доброты сего ( или, сию) сподоби, Человеколюбче. Трепетом ужасным и страшным, судилищу Твоему предстояще от века мертвии, ответа ожидают праведнаго Твоего, Спасе, и божественнаго чают правосудия; тогда пощади, Владыко Спасе, раба Твоего ( или, рабу Твою), верою к Тебе преставльшагося, и присносущнаго наслаждения Твоего и блаженства сподоби. Слава, и ныне, Богородичен: Евы праматере, Чистая, Ты долг, заченши Бога, отдала еси, нетление же и воскресение верным дарующа, и безсмертия славою венчающа Тя величающыя; егоже ныне молящи не престай, сего ( или, сию) во свете вчинити Своея светлости, Богоневестная. Антифон 3, глас 3: Плен Сионь Ты из " ял еси от Вавилона, и мене от страстей к животу привлецы, Слове. В юг сеющии слезами божественными, жнут класы радостию присноживотия. Слава: Святому Духу всякое благодарие, якоже Отцу и Сыну сооблистает, в Немже вся живут, и движутся. И ныне, тойже. Стихиры, глас 3. Подобен: Образу Креста: Славлю Крест Твой Честный, имже живот даровася, и пищи восприятие, верою и любовию Тя поющым, Едине Многомилостиве. Темже вопием Ти, Христе Боже: преставльшагося ( или, преставльшуюся) от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище в Тебе, еже славити Твое Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 28 Января, Ин канон Глас 6 Песнь 1 Ирмос: Сеченое, сечется/море Чермнное,/волнопитаемая же изсушается глубина,/таяжде купно безоружным бывши проходима/и всеоружным гроб./Песнь же Богокрасная воспевающа:/славно прославися Христос, Бог наш.  Припев: Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас. Агнче Пречисте, Божий Слове,/низпосли мне слово, недостойному, воспети чудеса преподобнаго Твоего Феодосия,/егоже в подвизех прославил еси, усердно к Тебе воспевающа:/славно прославися Христос Бог наш.  Припев: Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас. Весь возложся Зиждителеви/и славу временную презрети желая,/железы тело твое стягнув, к подвигу устремился еси,/Божественною разжегся ревностию, в молитвах же к Богу воспевая:/славно прославися Христос Бог наш.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Гордаго змия смирением твоим поправ,/плотская взыграния умертвил еси,/и житейския сласти терпением, аки мечем, посекл еси,/преподобне Феодосие, Господеви вопия:/славно прославися Христос Бог наш.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Девство сохранивши некрадомо,/от Духа Свята заченши, родила еси Бога Слова/и по Рождестве пребыла еси, якоже и прежде, Богоневесто Владычице./Темже спаси нас, вопиющих:/славно прославися Христос Бог наш.  Песнь 3 Ирмос: Господь Сый всех и Зиждитель Бог,/созданное Безстрастный, обнищав, Себе соедини,/и Пасха, за яже хотяше умрети,/Сам Сый, Себе предпожре:/ядите, – вопия, – Тело Мое/и верою утвердитеся.  Припев: Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас. Единаго возлюбил еси Христа, преподобне Феодосие,/во плоти безплотных полки посрамил еси/и по преставлении твоем чудеса точиши:/явлением бо со иконою Пречистыя Богоматере девицу разслабленную от одра возставил еси.  Припев: Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас. Житие непорочно на земли совершил еси, преподобне,/ныне же страсти недужных исцеляеши:/страждущему бо на новый месяц от лукаваго духа трилетное время здравие подал еси,/пришедшу ко святому гробу твоему. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

    «Еллины, чтобы обучиться словесным наукам, предпринимают дальния путешествия, переплывают моря; а нам нет нужды ходить далеко ради Царствия Небеснаго, или переплывать море ради добродетели. Господь еще прежде сказал: Царствие Небесное внутрь вас есть (Лук. XVII, 21). Поэтому, добродетель имеет потребность в нашей только воле, потомучто добродетель в нас, и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумныя силы действуют согласно с ея естеством. А сего достигает душа, когда пребывает, какою сотворена; сотворена же она доброю и совершенно правою. Если бы добродетель была чем-либо приобретаемым отвне, то, без сомнения, трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас, то будем охранять себя от нечистых помыслов, и соблюдем Господу душу, как приятый от Него залог, чтобы признал Он в ней творение Свое, когда душа точно такова, какою сотворил ее Бог. Будем же домогаться, чтобы не властвовала над нами раздражительность, и не преобладала нами похоть; ибо написано: гнев мужа правды Божия не соделовает. Похоть же заченши раждает грех, грех же содеян рождает смерть» (Iak. I, 20, 15).     «А при таком образе жизни будем постоянно трезвиться и, как написано, всяцем хранением блюсти сердце (Притч. IV:23). Ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов; с ними у нас брань, как сказал Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. VI:12). Великое их множество в окружающем нас воздухе, и они недалеко от нас».    «Посему, потребны нам усильная молитва и подвиги, чтобы, прияв от Духа дарование разсужде­ния духовóм (1 Коринф. XII:10), можно было чело­веку узнать о демонах, которые из них менее худы, и которые хуже других, какой цели старается достигнуть каждый из них, и как можно низло­жить и изгнать каждаго. Ибо много у них ухищре­ний и злокозненных устремлений. Блаженному Апо­столу и последователям его известны были козни сии, и они говорят: не неразумеваем умышлений его (2 Коринф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Когда сердце подавлено страстью, тогда в ней одной сосредоточиваются все его чувства и привязанности. Оно холодно ко всему постороннему, непроницаемо, как бы покрыто железной броней для всякого доброго и святого впечатления; чуждое сострадания, оно жестоко и даже бесчеловечно. И глас крип, их, яко глас колесниц, егда кони мнози текут на брань. Стремления страстей ужасны, ужасны и те люди в стремлениях своих, когда обладают ими страсти. Взгляните на зараженных честолюбием, любостяжанием, сладострастием и другими страстями! Как напряжены их усилия, когда действуют в угождение своим идолам! Как поспешно развертывают они свои средства и быстро несутся к своим целям! Поступки их порывисты, шумны, бранноносны. Имеяху ошибы (хвосты) подобны скорпииным, и жала бяху в ошибех их. Ничто так явственно не характеризует действие неистовых страстей, как это иносказание. Ошиб, или хвост, или конец, греховных наших ощущений, привязанностей и заблуждений так же смертоносен, как угрызение скорпиона. Обольщенный страстью не различает более добра от зла, испивает чашу греховную постепенно до самого дна и погибает... Ап. Иаков изображает весь ход страстей в немногих, но сильных словах. Когда человек увлекается и обольщается страстными своими пожеланиями, то, говорит он, похоть заченши раждает грех , грех же содеян раждает смерть ( Иак.1:14–15 ). И дана бе область им вредити человеки пять месяц. Число пять месяцев, а равно и все исчисления апокалиптические совершенно нам непонятны, но тем не менее истинны. Это – тайна Духа Божия, Которому не угодно еще открыть нам способы к ее уразумению. Мы только можем догадываться по выставляемому счислению о краткости или продолжительности описываемых событий. Буйные страсти, говорит пророчество, будут терзать людей пять месяцев. Не означало ли это кратковременности порочных удовольствий, в сравнении с теми мучениями, которые за ними последуют? Не сокращают ли порочные удовольствия жизни человеческой? Не делают ли жизнь скорбною, томительною от упадка нравственных и телесных сил, от беспрерывных тревог души, от болезней и угрызения совести? Не становится ли такая жизнь мучительною и безотрадною? Пророчество говорит: И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Посещения ради Богоматере радости исполнився, свет был еси стаду твоему и наставник новому Израилю, преводя нас, отче, от земли к Небесным обителем, идеже ныне наслаждаешися неизреченныя светлости. Матерня утроба освятися честным зачатием твоим, славный же град Ростов просветися рождеством твоим, великая же твоя и многославная обитель прославися подвиги твоими, вся же вселенная наполнися чудес твоих, преподобне отче Сергие. Богородичен: Мати Божия Пречистая, твердая Заступнице на Тя надеющимся, покрове и страж граду нашему, и необоримая стено святей обители сей, и оружие спасения отечеству нашему, спаси всех, благочестно покланяющихся святому образу Твоему. Песнь 6 Ирмос: Да не погрузит мене буря водная, ниже пожрет мене глубина, отвержен бо есмь во глубины сердца морскаго зол моих. Тем зову, яко Иона: да взыдет от тли зол живот мой к Тебе, Боже. Припев: Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас. От младаго возраста, отче Сергие, Христа возлюбив и Сего живоносным стопам последуя, мира всего избегл еси и достигл еси в незаходимый свет разума, идеже ныне дерзновенно Святей Троице предстоиши, Юже о всех нас умоли. Удивишася во плоти житию твоему Безплотнии чинове, и устрашишася бесовская полчища от Бога данныя тебе на них победы; мы же прославляем тя, преподобне Сергие, обстояще раку честных мощей твоих, и величаем Христа, чудесы тя прославльшаго. Иже любовию и чистою верою чтущим честное и славное обретение святых мощей твоих и празднующим светло священную память твою, отче преблаженне Сергие, молитвами твоими всем полезная испроси. Богородичен: Без семене во чреве Твоем заченши Творца всех и Спасителя, Богомати Владычице, и рождши плотию Христа Бога, Егоже молитвами Твоими милостива нам сотвори, и да сподобимся вси явления Его и Царствия. Кондак, глас 8 Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие Богомудре. Икос

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-na-ob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010