Власть соборная. Всероссийский церковный Собор Преподав Апостолам равную власть пастырства и учительства, Иисус Христос даль указание и на то, где должна заключаться высшая церковная власть. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их: скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будете он тебе, как язычник и мытарь». ( Мф. 18:15– 17 ). На основании учения Иисуса Христа и Его святых Апостолов видимая Церковь есть единый духовный организм состояний из главы, души и тела. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос. Апостол Павел говорит, что Бог Отец поставил Его [(Иисуса Христа) «выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его. ( Eф. I:22–23 ). Другой Главы, другого Основателя и основания Церкви, кроме Иисуса Христа, не может быт. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, «ничего не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». ( 1Кор. 3:11 ). Иисус Христос называет Себя единым Пастырем, а Церковь единым стадом ( Ин. 10:16 ); Себя – единым Учителем и Наставником (МФ. 23:8–10), а всех верующих в Него – братьями; Он возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ) на страдания и позорную крестную смерть. Он установил Таинства, в которых сообщается верующим спасительная благодать Божия. – Душу Церкви составляют благодатные дары Св. Духа, Который всегда невидимо пребывает в Церкви, путеводит ее членов в царство небесное и поставляет для нее пастырей Церкви. – Как душа животворит тело и управляет им, так, только в несравненно большей степени, благодать Св. Духа животворит тело Церкви, состоящее из пастырей и пасомых. «Все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом». ( 1Кор.12:13 ). В чин присоединения иноверцев к православной Церкви исповедуется: «верую, яко сея Церкви Правитель и Кормчий есть Дух Снятый». Тело Церкви составляют все право-верующие в Иисуса Христа – как праведники, так и грешники. Апостол Павел пишет к Коринфянам: «вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). В Церкви Христовой видимое и невидимое, божественное и человеческое соединены так же, как и в Лице Иисуса Христа, нераздельно, неслиянно, непреложно и неразлучно. Поэтому Церковь называется невестою Иисуса Христа, плотью от плоти Его, костью от костей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Глава XLIX В главе этой с 1 по 13 стих, „призванный от Господа“,– Мессия,-глаголет о том, что Он послан ко всем народам; с 14 по 26 ст. Он утешает огорченный Сион, провозглашая, что Он, Господь,-Спаситель и Искупитель его. 1 . Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей, назвал имя Мое; 2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3 . и сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. В первом стихе под именем островов,-как в Быт. 10 (ср. прим. наше в 1 т. Св. Лет.) – разумеются все племена земные, жившие обособленно друг от друга, отделенные и языками и суевериями и поклонением разным идолам и племенною или родовою ненавистью. Таков был весь ветхозаветный мир земной, не имевший никакого объединительного начала, ибо предание Ноево было забыто, а „благодать и истина Иисусом Христом бысть“. Ко всем народам взывает Мессия, говоря, что Бог Отец призвал его,-как человека, коего зрак Он восприял,– от утробы Матери, „назвав Его по имени“. Мы при этом напомним Лк. 1о словах Архангела, благовествующего Пресвятой Деве: „родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус“ 1559 . Воззванием Господа к народам в первом стихе устанавливается непреложный закон, не понятый Иудеями, что Мессия грядет для спасения всего человечества, а не для земной славы одних Иудеев. Обратим еще внимание на то, что, начиная с этой главы, более нет упоминания о падении Вавилона и о миссии Кира. Это были события-преходящие; пророк же начинает вещать о высших тайнах, которых лишь прообразованием были земные события, при чем Вавилон был, как мы видели выше, символическим именем лжи и зла. В псалмах и пророчествах мы встречаем образ Мессии, вооруженного мечем. Так изображает Мессию псалом XLIV, озаглавленный „песнь любви“, о котором мы подробно говорили в четвертом томе Св. Летописи 1560 . Так говорит о Господе Иисусе и Слове Божием Откр. 1:16 , повторяющее почти буквально стих 2-й этой главы Исаии и изображающее Господа с обоюдоострым мечем, исходящим из уст Его. Вспомним слово Апостола „Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого“ ( Евр. 4:12 ) 1561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Для Израиля, закоснелого в неправде близился гнев Господень: грядет Господь и куда скрыться от гнева Его? В пещерах под землею скрывались люди от неприятелей (ср. Суд. 6:2 ; 1Цар. 13:6 ) – но вот грядет Сам Господь. Куда идти? От гнева Божия есть одно бегство: бежать к Богу. Кей (комментатор Исаии в Speaker’s Commentary), указывает, что в стихе 10 этой главы лучше переводить слово скала, словом твердыня (цур), как во Втор. 32:4 , а вместо слов: „сокройся в землю“, переводить: сокройся в прах или в персти смертной, как это выражено в Пс. 21:16 . Тогда стих 10-й второй главы Исаии получает новое освещение. Слово твердыня во Втор. гл. 32-й (см. прим. в III т. Св. Лет.) есть имя Божие: Он твердыня; и в этом же смысле оно стоит и у пророка Исаии Ис. 17:10 : „Скала прибежища твоего“; и Ис. 30:29 : „твердыня Израилева“. То же выражение употреблено в Исх. 33:21–22 об расселине скалы, в которой стоял Моисей, когда слава Господня проходила мимо его. Если с этой точки зрения рассматривать стих 10: „Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его“, тогда он будет иметь такое значение: беги к Богу милосердому и сокройся под сению Его могущества, и смирися в прахе перед ним и пережди, и Господь помилует тебя 279 . Очевидно, что это увещание может быть обращено лишь к верующим, тем, кои могли с чистым сердцем укрыться под сению Божия милосердия, ибо как говорит Ис. 26:20–21 : „Пойди народ Мой.... запри за собой двери.... укройся, на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот грядет Господь.... наказать обитателей земли за их беззакония.... „Подобный по мысли стих мы находим и у Иова XIV, 13: „О если бы Ты Господи.... сокрыл меня, пока пройдет гнев Твой“ 280 . 11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. 12 . Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – „Высок Господь, живущий в вышних!“ восклицает пророк Исаия ( Ис. 33:5 ). „Восшумели народы, говорит Псалмопевец, – двинулись царства: Всевышний дал глас Свой и растаяла земля....

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Если последнее выражение шестого стиха: во свет языком предполагает языческие народы, а в этом не может быть сомнения, то становится очевидным, что дальнейшее предложение цели скорее относится именно к этим языкам. Тот несомненный факт, что слепота, о которой говорится в седьмом стихе, означает не одну физическую, но и духовную, интеллектуально-моральную близорукость, еще более дает право относить настоящие слова к язычникам. Впрочем, отсюда еще далеко не следует, что еврейский народ, согласно такому пониманию, не будет служить предметом попечения Раба Иеговы. Неразрывная связь между народом и языками в предшествующем стихе заставляет предполагать в седьмом последних в такой же степени, как и первых. Кроме того, в 16 стихе 42 главы Иегова говорит о евреях: и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их, мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути прямыми. Отсюда естественно заключать, что и в настоящем стихе вместе с язычниками разумеются евреи 128 . Последнее предложение седьмого стиха представители отрицательного направления стараются объяснять буквально, но совершенно неудачно. Кнобель по поводу слов пророка: извести из дому темницы седящих во тьме замечает: граждане Иуды в значительном количестве были подвергнуты заключению; пророк надеется на их освобождение“. В качестве подтверждения своего объяснения он приводит 22 стих 42 главы, где говорится: это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею и нет избавителя“... Однако аналогичные случаи употребления подобных оборотов свидетельствуют, что заключение в темницу“, пребывание в местах мрачных“ служит общим фигуральным обозначением бедственного положения страдальца. Причинами, обусловливающими такое положение, могут быть не только насильственное лишение свободы посредством тюремного заключения, но вообще то или другое несчастное стечение обстоятельств, причиняющее страдание известному лицу. В псалме 107 мы напр. читаем: подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна“ ( Пс. 107:13 ); в 36 главе книги Иова находим: если они (угнетенные) окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он (Господь) указывает им на дела их“...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

И попрах я гневом моим, и сведох кровь их в землю (6). Решением труднейшего вопроса о взаимном отношении мессианских пророчеств первой (1–39 гл.) и второй (40–66 гл.) части книги Исаии, вопроса о примирении в личности Мессии абсолютного божественного достоинства и конечного человеческого достоинства служит, по нашему предположению, настоящее пророчество 63-й главы. Противоположность между двумя сериями предсказаний Исаии – ассирийского и вавилонского периодов настолько значительна, что невольно обращаешь на нее внимание. Видимая дисгармония между природными качествами откровенной личности Мессии до того ощутительна, что читатель пророчеств остается в полном недоумении. Мессианское пророчество 63 главы открывает возвышенную тайну и решает непонятную загадку. Оно прежде всего утверждает беспристрастного читателя в том предположении, что всемогущее Божество, разрушающее царство зла, и невинно страждущий идеальный Праведник составляют единое Божественное существо всемогущего Искупителя, Судии и Страдальца, Спасителя-Мессии. Божеское достоинство грядущего от Едома“ и попирающего во гневе врагов“ несомненно. В Нем и Его действиях виден всемогущий Иегова, который во всем ветхозаветном откровении с такой ревностью ограждает царство добра и восстаёт против служителей зла; Иегова, о котором в 59 главе говорится: и видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.... и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностию, как плащем“ ( Ис. 59:16–17 ): – тот всесильный Бог, который говорит об Едоме у пр. Иеремии: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало света у разумных?.. бегите, обративши тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо погибель Исава Я наведу на него, – время посещения Моего“ ( Иер. 49:7–8 ), или который о том же Едоме говорит чрез пр. Иезекииля: простру руку Мою на Едома, и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею, от Фемана до Дедана все падут от меча“ ( Иез. 25:13 ). Но вместе с тем всякий глубокомысленный читатель легко замечает, что личность грядущего от Едома“, так приближающаяся к личности Иеговы, не вполне тожественна с Иеговою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Иоанн не объясняет своим ученикам, почему же Иисус крестит. Он лишь вновь говорит им о Его превосходстве над собой, продолжая своё прежнее свидетельство: «Ему должно расти, а мне умаляться. Свыше Приходящий – выше всех; сущий от земли – земной и от земли говорит. С неба Приходящий – выше всех» (3:30 – 31). Он призывает своих учеников к вере: «Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто нс принимает. Принявший Его свидетельство печатью своею заверил, что Бог истинен» (3:32 – 33). Те, кто не принимает проповедь Иисуса Христа, не верят тому, что говорит Бог: «Ибо Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына, и все дал в руку Его» (3:34 – 35). Для того чтобы «иметь жизнь вечную», необходимо не только согласиться креститься, но и стать учеником Иисуса Христа, «а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (3:36). Христология и сотериология третьей главы В обращении Иоанна Крестителя к ученикам мы встречаем те же положения, что и в беседе с Никодимом. Беседа с Никодимом Свидетельство Иоанна Крестителя 13 И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший. 31 С неба Приходящий – выше всех. 11 Что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете. 32 Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает. 2 Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним. 34 Ибо Тот, Кого послал Бог , говорит слова Божии; 8 Ветер, где хочет, веет. Так – каждый рожденный от Духа. ибо не мерою дает Бог Духа. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного. 35 Отец любит Сына, и все дал в руку Его. 15 Чтобы каждый верующий имел в Нем Жизнь вечную. 36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, 18 Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден. а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Тем самым Евангелие построено так, что Иоанн подтверждает сказанное ранее Иисусом Христом. В двух диалогах третьей главы мы находим все основные наименования Иисуса и ключевые положения сотериологии четвёртого Евангелия. Их можно сгруппировать следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

«Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет». Какое может быть сильнейшее побуждение беречь свое тело в чистоте от всякого греха нецеломудрия, как размышление о том, что мы члены Христовы; что мы всецело должны посвятить себя на служение Христу, чтобы всеми силами исполнять святейшую Его волю? Представляя свою зависимость от Христа Спасителя, свое столь тесное отношение к Нему, нашей главе, как свято должны мы хранить свое тело, чтобы, вместо служения Господу, не употреблять его на дела, противные воле Господней! Какое оскорбление святейшей главы, Господа Иисуса, когда тело употребляется на постыдное распутство. «Да не будет сего»! Кто, здраво помыслив, не повторит слов Апостола, – да не будет такого злоупотребления телом? да не будет такого оскорбления святейшей главы, Господа Иисуса! 16. Или не весте, яко прилепляяйся сквернодейце, едино тело есть (с блудодейцею)? будета бо, рече, оба в плоть едину. «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут, одна плоть» ( Быт.2:24 ). Апостол внушает отвращение от греха, представляя его недостоинство и его зловредное действие на человека. Что может быть постыднее и унизительнее, как из члена Христова сделаться одним телом с сквернодейцею? «Ибо сказано: два будут одна плоть». Сказано в книге Бытия о силе законного брака; а здесь приводятся слова в объяснение того, что также соединяются между собою в одно тело и противозаконно совокупляющиеся, к посрамлению себя и к оскорблению установителя брака, Бога. 17. Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Кто крепкою любовию к Господу и ревностным исполнением Его заповедей соединяется с Ним: тот имеет «один дух с Господом» или исполняется Духом Господа. Святый Иоанн Богослов учит: «кто сохраняет заповеди Его» (Господа Иисуса Христа); тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, которого Он дал нам» ( 1Ин.3:24 ; сл. 4:12–13). Соединяющийся с Господом водится Духом Божиим ( Рим.8:14 ), и под руководством Духа он мыслит, желает и действует согласно с учением Господа Иисуса Христа. В нем, скажем словами Апостола, мудрствуется, еже и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ); он, по внушению Духа Божия, старается уподобляться Христу и во внутренних своих расположениях, и во внешних делах. Как превосходно такое состояние! как вожделенно такое единение с Господом Иисусом Христом! и как противна этому священному единению всякая нечистота!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но алавастр был уже сокрушен, и не о мире говорит Господь: да соблюдет е, а о самом помазании, которое жена соблюдает, т. е. исполняет, как соблюдают или исполняют дела Богопочтения (9, 16). Господь как бы так говорит: «не мешайте ей, ибо она соблюдает этот обряд благочестия на день моего погребения, совершает то, что будет потребно совершить в день Моего погребения» (купить на праздник, 13, 29, – купить то, что пришлось бы покупать во время праздника). «Пусть вам кажется, что безумно тратить столь драгоценное миро для помазания главы Моей и ног Моих, пока Я – жив и с вами но покажется ли вам эта трата бесцельной, если Мое отшествие и погребение столь не далеко, что ко времени их не изгладятся следы благовонного помазания на теле Моем, и если неизвестно, можно ли будет воздать Моим останкам ту почесть помазания, в которой не отказывается самому бедному покойнику?» (В чудном предведении Своем Господь провидел, что Его ученики и ученицы не в состоянии будут в день смерти Его помазать тело Его ароматами). Иоан. 12, 7 . Да в день погребения моего соблюдет е. Местоимение е, ατ, должно быть относимо к миру, но миро-то должно быть разумеемо метонимически, т. е. как обряд помазания миром. Нищия всегда имате с собою ( Иоан. 12, 8 ). И егда хощете можете им добро творити: мене же не всегда имате ( Марк. 14, 7 ). «Вам кажется, что лучше помогать нищим, чем служить Мне помазанием главы и ног; но и это не так, ибо нищие с вами останутся, Я же мало времени буду с вами. Спешите обнаружить и запечатлеть делами свою любовь ко Мне». Марк. 14 гл. 8 ст. Еже име (возможе), сия сотвори, Она воспользовалась возможностию которую ей представил случай. Скоро не будет этой возможности, хотя бы любовь и усердие остались те же: погребение тела Иисусова совершится поспешно пятка ради ( Иоан. 19, 42 ), а в первый день недели Он восстанет и ангел скажет женам: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Матф. 26, 12 . Возлиявши бо сия миро сие на тело мое, на погребение мя сотвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Но если Господь проявляет сдержанность по отношению к Израилю, то соседи Израиля не могут ожидать того же по отношению к себе. Для них Господь готовит отмщение (используется четыре раза в этом разделе – ст. 35, 41:43). Перед тем как мы отвергнем этот взгляд как слишком примитивный и нехристианский, давайте вспомним подобные настроения в Новом Завете: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Отк.6:10 ), и «Он ... взыскал кровь рабов Своих от руки ее» ( Отк.19:2 ). Оба этих стиха из Апокалипсиса удивительно похожи на слова из Второзакония (32:43). Благословение Моисея (33) Вторую поэму Моисей также адресует Израилю. Но, в отличие от поэмы в 32-й главе, эта поэма обращена главным образом к отдельным группам, а не к Израилю в целом. Обращение ко всему народу содержится только в предисловии (ст. 1–5) и в заключении (ст. 26–29). В промежутке содержится отдельное слово Моисея к Рувиму, Иуде, Левию, Вениамину, Иосифу, Завулону, Гаду, Дану, Неффалиму и Асиру. Не первый раз в Пятикнижии подобные предсказания обращены к коленам Израилевым. Самой лучшей параллелью к этой главе является 49-я глава Книги Бытие – благословение Иакова. Но, сравнивая эти две главы, мы замечаем существенную разницу. Предсказания в 49-й главе иногда осуждают, иногда успокаивают. Напротив, предсказания 33-й главы Второзакония являются постоянно льстящими и многообещающими. Они обещают непрерывное существование (ст. 6); священнические права (ст. 10); безопасность (ст. 11); изысканные дары (ст. 13–16); богатство (ст. 18:19); награду земли (ст. 20:21); имущество (ст. 23); благосостояние и силу (ст. 24:25). Достаточно сопоставить слова Иакова, обращенные к Рувиму, со словами Моисея, обращенными к нему же. «Рувим ... ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел па ложе отца твоего; ты осквернил постель мою, взошел» ( Быт.49:3:4 ). Но потомкам Рувима Моисей говорит: «Да живет Рувим, и да не умирает, и да не будет малочислен» ( Втор.33:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Хотя гл. 2–4, и 5-я предшествуют описанию «видения», но указания на последнее в них уже есть 52 . Если же признать, что не 2–4 и 5-я главы, а 6-я глава есть первая по времени происхождения, то становится непонятным помещение главы 6-й, содержащей рассказ о призвании пророка, не в начале книги 53 . Отдел 7–12 гл. Слова, которые пр. Исаия послан был возвещать народу (6:9–13), вскоре же начали исполняться, и в 7-й главе пророк описывает уже начальное их исполнение. «И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя иудейского, Рецин, царь сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать» (7:1). Когда было возвещено об этом дому Давидову, то сердце Ахаза и «народа его» всколебалось, «как колеблются листья в лесу от ветра» (2). Тогда, по внушению Божию, вышел навстречу Ахазу к концу водопровода верхнего пруда пророк Исаия с сыном своим Шеар-Ясувом, (3 ст.), имя которого обозначает: «остаток спасется». Пророк, по откровению от Господа, внушал Ахазу не страшиться и не унывать «от двух концов этих дымящихся головней», т. е. царей сирийского и израильского, ибо замыслы их – воцарить на престоле Давидовом сына Тавеилова – «не состоятся и не сбудутся»: Дамаск останется главою лишь Сирии и Рецин главою только Дамаска, «а Ефрем чрез 65 лет 54 перестанет быть народом» (4–9). «Если вы не верите», продолжал пророк, видя неверие Ахаза, который уповал вместо Бога на помощь царя ассирийского, ( 4Цар.16:17 ), – «то вы не утверждены» 55 : «проси себе знамения у Господа». Но Ахаз не хотел ввериться помощи Божией и отказался от знамения (9–12). Тогда сказал Исаия: «слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь дает вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (ср. Мф.1:22–23 ). Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, оставлена (или: опустошена) будет земля та (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010