Да, сегодняшний праздник - это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он - и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого - на Господа Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос - вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. - «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира». Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах. Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? - Вот Оно - Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг - те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, - такой! Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелие между евангелистами Христовыми.

http://zavet.ru/usekn1.htm

Отпевали отца Александра Меня 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Именно поэтому, когда на месте мученической кончины священника было решено построить памятную часовню, освятили ее в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство часовни началось в 1995 году по проекту главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. В 1997 году при финансовой поддержке благотворителей и добровольных помощников к часовне были пристроены алтарь и притвор. В сентябре 1998 года храм был торжественно передан Фондом имени о. Александра Меня в дар Московской епархии Русской Православной Церкви. 25 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Престола. Со временем сюда стали приезжать паломники не только из Москвы и Подмосковья, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Небольшая часовня уже не могла вместить всех прихожан. Тогда было принято решение построить рядом с часовней более просторную церковь. 9 сентября 2000 г., в 10-ю годовщину со дня мученической кончины протоиерея Александра Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил основание новой церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству историков, в древние времена именно в этом месте проходила Переславская дорога, соединявшая Московское и Ростовское княжества. По ней из Радонежа шел преподобный Сергий, чтобы найти место для молитвенного уединения. Древняя дорога отмечена здесь Поклонным Крестом и памятным камнем с надписью: «Здесь во времена преподобного Сергия проходил древний путь, соединявший Радонеж с Троицким монастырем». Проект храма был выполнен архитектором-дизайнером Ю.В. Серегиным под руководством главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. Автор проекта взял за основу тип бесстолпного кубического одноапсидного храма с трехлопастным завершением фасада. На территории России такие церкви начали строиться в первой половине XVI века, сначала в Москве, а затем и за ее пределами. Ярким примером подобного сооружения являются церкви мученика Трифона в Напрудном и святителя Николая в Мясниках. Характерным отличием подобных храмов является крестчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами. На их пересечении стоит глава со световым барабаном. Снаружи фасады расчленены пилястрами. К западному фасаду храма примыкает притвор с четырехгранной открытой шатровой колокольней над главным входом.

http://sobory.ru/article/?object=00088

   Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Потому святой Предтеча и есть первый евангелист между евангелистами Христовыми.    Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти, земного Ангела и небесного человека, — святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40:3; Мф. 11:10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка — Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча — это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми.    Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников. Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом.    Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть — это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела. Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г. 2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=54523

Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни 1587 . Она-то и святую гору привела в цветущее состояние. В это время два инока, подвизавшихся на Востоке, сговорились вместе идти в Иерусалим поклониться там честному Кресту, обретенному царицей Еленой, и Гробу Господню и увидеть все святыни той земли. Достигнув Иерусалима, они стали обходить святыни, поклоняясь им и молясь Господу. Здесь одному из них, в сонном видении, явился святой Иоанн Предтеча, открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел взять ее из недр земных. Пробудившись, инок рассказал о видении своему товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому внушил то же. На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому иноку, и притом отдельно, и сказал: «Воспряньте, оставьте ваше неверие и леность и сотворите то, что было вам возвещено». Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они начали там копать землю и обрели бесценное сокровище – святую главу Крестителя Христова. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. В это время один бедный скудельник из города Емесы 1588 был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище 1589 с главой Крестителя. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: «Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках». Святой потому повелел это, что видел леность и нерадение тех иноков, которые сначала не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, но вверили ее человеку простому, им неизвестному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А вот еще виновник смерти Предтечи – дочь Иродиады. Юная де­вушка, а такое жестокое сердце! Неужели ты не понимаешь, что ты просишь у Ирода? Ты просишь смерти ни в чем неповинного Правед­ника! Откуда такое бессердечие у девушки? У нее в душе нет ни святы­ни, ни совести, ни Бога! О, бойтесь опустошить свою душу, оставить ее без Бога! Для того Господь и создал всех людей по Своему образу и по­добию, чтобы мы стремились к Нему, чтобы Бог был нашей Святыней и идеалом! Святой Пророк убит рукою злых людей. Зачем эта ранняя кончи­на? Почему Господь не остановил этого злодеяния? Господь попустил ему совершиться. Но в этом и премудрость Божия, что Господь и зло направляет к добрым последствиям. Злодеи получают по своим делам, но доброе не посрамится. Святой Иоанн Предтеча умер за год до крестной смерти Спасителя. И после своей смерти святой Иоанн сошел во ад и там возвестил радост­ную весть о Боге, явившемся во плоти, и всем ветхозаветным праведни­кам, ожидавшим Мессию, святой Предтеча сказал: «Я принес вам вели­кую радость: Мессия, Обетованный Спаситель мира, Которого вы так давно ждете, – уже пришел. Я сам видел Его и своею бренной рукой ка­сался пречистого верха Его главы, когда крестил Его в струях Иордана». Святой Иоанн был Предтечею Спасителя мира и на земле, и во аде. А когда через год туда, во ад, сошел после Своей крестной смерти и преславного воскресения в незримой славе Господь Иисус Христос – вместе с другими узниками ада на свободу, к вечной блаженной жизни на небе вышел и великий Иоанн, осиянный светом подвижника, пост­ника, пророка, праведника, предтечи, крестителя, мученика и ближайшего друга Христова! Молитвами святого великого Иоанна, Предтечи Господня, да со­хранит нас всех от зла Христос Спаситель и удостоит Небесного Свое­го Царства. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения. Т. 2. Тверь, 2005. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/870-...

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Но суд Божий за это преступление не заставил себя долго ждать и совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. В этот же день в Церкви поминаются усопшие воины. Казалось бы, это древнее трагическое событие должно стать напоминанием для всех о том, что любой нераскаянный грех влечет за собой новое, более тяжкое преступление, но противнику Бога, тому, кого мы в молитве Господней называем «лукавым», подобная трактовка не нравится. Результат этого противостояния – гроздья суеверий, окружающих день 11 сентября. Наверное, многие слышали об этих «указаниях» на день Усекновения: круглое не есть, ножики убрать, ничего не резать, хлеб только ломать и тому подобное. Результат данных суеверий катастрофичен: о подвиге и исповедничестве пророка ни слова, о том, что грех убивает – ни строчки, главное – арбузы не резать, ножи в руки не брать и всё, что имеет форму круглую, – отвергать. И это отнюдь не суеверия дня нынешнего.

http://pravoslavie.ru/106312.html

Это была первая встреча готовившихся явиться в мир для исполнения воли Божией о спасении мира Сына и Слова Божия, воплощенного в человечестве, и Гласа Господня, возвещающего явившуюся Истину,– Иоанна, земного Ангела и небесного человека от самого своего рождения. Они встретились – Слово и Глас – на пороге жизни и разошлись в безвестность до времени, чтобы возрастать каждому для исполнения назначенной им свыше миссии. Они разошлись, чтобы снова в свое время встретиться. Иоанн Предтеча всегда будет являть Спасителя миру и свидетельствовать о Нем дерзновенным гласом пророка и апостола. Иоанн Предтеча всегда будет предвозвещать миру его учение, чтобы затем отойти в безвестность мученической кончины за Истину до дна адова, чтобы и там стать Предтечей Христовым. Святое Евангелие сохранило о жизни Иоанна Крестителя только то, что непосредственно было связано с жизнью Христа Спасителя, а потому сведения о нем скудны. Под кровом материнской любви возрастал к служению Своему Христос. Пустыня стала матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова. И в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской. И кто как не Бог ангельским окормлением возрастил его, дал силу, мудрость и дерзновение Илии. “Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса... а пищею его были акриды и дикий мед”,– свидетельствует Святое Евангелие о Предтече по выходе его на служение людям ( Мф. 3,4 ). И громом прозвучало первое слово проповеди Иоанна: “...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” ( Мф. 3, 2 ). Строго, но и утешительно обращается Иоанн к своим единоплеменникам: “...порождения ехиднины!.. Со- творите же достойный плод покаяния...” ( Мф. 3, 7, 8 ). Грешнейшие из грешнейших, и вам ныне открывается путь ко спасению, к жизни. Покайтесь, только покайтесь! И живительными водами Иордана впервые омылись кающиеся во грехах люди. И как взыгралось сердце Иоанна при первой встрече Господа своего. Трепетом приник Иоанн к ногам Спасителя, явившегося на Иордане и требующего крещения. И вера его подтвердилась свыше и стала ведением – знанием, ибо узрел Иоанн разверзшиеся небеса и увидел Духа Святаго в виде голубя, ниспускавшегося на Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти земного Ангела и небесного человека, - святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40, 3; Мф. 11, 10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка - Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми. Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников, Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом. Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть - это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

http://zavet.ru/usekn1.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010