Рассказывает Лариса Гетьман, заведующая отделом реставрации предметов резной кости: Веер из музея Блока поступил к нам в достаточно руинированном состоянии, это был набор отдельных пластиночек, украшенных сверху перьями. Сложно было предположить, что в итоге у нас получится такой элегантный предмет дамского туалета. Это веер-плиан, остов которого выполнен из целлулоида – достаточно модного в начале века материала, а экран – из черных перьев страуса. Веер принадлежал оперной диве Л. Дельмас, которая запомнилась Петербургу в образе Кармен. Она поразила поэта. Сохранились строки Блока, адресованные певице: «…смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас…» Работать с этой вещью было и сложно, и приятно. Были куплены перья страуса, дополнены недостающие пластины и скреплены с оборота нитью. В ближайшее время он отправится в Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока. Текст и фото Анны Гальпериной Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 августа, 2021 5 мая, 2021 4 октября, 2019 4 января, 2019 28 ноября, 2018 30 июня, 2018 16 сентября, 2016 29 января, 2016 29 января, 2015 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/stol-gorkogo-kreslo-tu...

Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока в наши дни Да и сверх того, о чем говорил В. Солоухин, многое восстановлено или восстанавливается в последние годы. И не только усадьбы выдающихся, известных людей, а просто – старинные русские усадьбы, которых немало еще осталось по всей Руси, и многие из которых при наличии доброй воли и средств можно восстановить. К счастью, в последнее время наметилась такая отрадная тенденция – возрастание интереса к истории и культуре своего Отечества. И власти идут навстречу этому веянию, предоставляя возможность людям более-менее состоятельным брать в аренду бывшие усадьбы и реставрировать их, совмещая коммерческий интерес с бережным отношением к памяти и культуре предшествующих поколений. Создана даже «Ассоциация владельцев исторических усадеб» и несколько сопутствующих организаций (в том числе общественных), так что более 400 бывших усадеб передано в руки ответственных арендаторов только за последние несколько лет. Терем Асташово (до реставрации) Многие из них уже восстановлены в таком великолепии, что даже трудно представить, что они находились практически в руинированном состоянии. Один из ярких примеров такой реставрации – это «лесной терем Асташово», восстановленный по инициативе предпринимателя Андрея Павличенкова, усердием и старанием многих людей. Еще недавно это был покосившийся, заросший лесом и грозящий обрушением усадебный сруб, вернее, то, во что его превратило время и человеческое забвение. А теперь, после предельно бережной и грамотной реставрации, это – первая в России гостиница-музей, где кроме проживания, туристы могут воспользоваться разнообразными программами для активного отдыха. Терем Асташово Примеров возрождения, слава Богу, становится всё больше И таких примеров возрождения, слава Богу, становится всё больше. Когда в восстановленных усадьбах для самого широкого круга людей создается возможность окунуться если не в аутентичную атмосферу старинной усадьбы, то хотя бы уловить отдаленные отголоски минувшей эпохи и жизни, посетить музеи (которые часто создают при реконструкции), отдохнуть душой и телом от бесконечной сутолоки, насладиться великолепием русской природы…

http://pravoslavie.ru/144425.html

Основной добычей рыбаков Средиземноморья, как и в древности, оставался тунец. Ремесленное производство в эпоху Меровингов в связи с деурбанизаций претерпело более глубокий упадок, чем сельское хозяйство. На грани исчезновения оказалось изготовление стекла, керамики, кирпичей, мраморных плит – галло-римляне в строительстве нередко использовали кирпичи и камни от пришедших в руинированное состояние античных зданий, а для франков предпочтительным строительным материалом служили бревна: «…камень, который больше не умели добывать… уступил место возвратившейся в качестве главного строительного материала древесине. С прекращением ввоза соды из Средиземноморья рейнское стекольное искусство исчезло, выродившись в грубые поделки, производимые в лесных хижинах близ Кельна» 918 . В лучшем состоянии находилась металлургия, ее продукция в основном шла на военные нужды – на оружие и конские подковы, и лишь в малой степени на плуги: в земледелии вновь широко применялись деревянные плуги и сохи, а также на бытовую утварь. С большим уважением, иногда суеверным, смешанным со страхом, пользовались кузнецы, в особенности те из них, кто умел изготавливать мечи и плуги, к которым воины относились с небывалой любовью, порой как к своим лучшим друзьям. Ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней в основном импортировались, но существовала и местная техника ковки серебра, меди и бронзы. Одежда изготавливалась чаще из шерсти, чем изо льна, для зимней одежды простолюдины использовали выделанные шкуры домашних животных и зверей, а знать – меховые изделия. Обувью крестьян часто служили деревянные туфли – сабо. Люди состоятельные и среднего достатка, горожане обувались в кожаные сапоги и туфли, которые тачались в ремесленных мастерских. Роскошные ткани и готовые платья для знати привозили купцы с востока. В Галлии Меровингов существовала торговля, денежным орудием которой служили золотые солиды, завезенные из империи, либо их копии и подражания местной или вестготской чеканки. Имелась острая нехватка мелкой монеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Община Николы в Толмачах: вокруг храма Вспоминаю становление нашей общины. Мы начали с того, что, придя в галерею, нашли полностью разбитый, руинированный храм – ни окон, ни дверей, ни росписей – ничего. То есть это был брошенный храм, который на протяжении трёх-четырёх лет стоял так, что ветры продували, хотя он приписанный, считался храмом Третьяковской галереи. Но в 90-е годы галерея сама была закрыта, все было не так просто. Люди собирались, и мы по крупицам делали что-то. Каждый камень вытаскивали, колокольню вычищали, красили, составляли свой иконостас, кто что мог, приносил. Денег не было, ничего не было абсолютно, мы были кинуты на произвол судьбы, и просто Господь помог нам тогда найти людей, добрых, хороших, светлых, которые помогли приходу восстановить бóльшую половину того, что вы сегодня в храме видите. Вы, когда поднимались, наверху иконостас золотой, придельные иконостасы. Всё это сделано силами прихожан, то есть, их средствами; галерея на это денег не имела и не дала. А то, что оставалось, сделали с галереей. Слава Богу, у нас теперь и сигнализация галерейская. Но это были особые годы, и этот труд на восстановлении нашего храма, начиная от колокольни и заканчивая подвалами, где мы сейчас находимся – это все сплотило людей. Эти люди и остались. Они уходят, меняются, но костяк остается. Потому что труд, молитва и еще раз труд делают хорошую общину. О церковном пении И еще очень хороший момент, когда люди начинают понимать смысл богослужения. Для этого священник должен проповедовать, почаще говорить с людьми на простом русском языке. Проводить катехизацию, беседы, иметь по возможности приличный хор, который устраивал бы тех, кто случайно зашёл в храм. Я говорю для всех, не для себя лично. У меня хор, милостью Божьей все знают, не буду про него говорить. Это особый случай. Но, бывает, я захожу в другой храм, и застаю пение даже не греческое, а какую-то пародию на старообрядческое. Захожу в другой, в другом районе Москвы, где одни бабушки, – и там поют на греческом языке!

http://pravmir.ru/melochi-obshhinnoy-zhi...

Поскольку они руинированы, можно говорить скорее об их плане, чем о конструктивных особенностях; некоторые из них, вероятно, не имели сводов, а были перекрыты деревянными стропилами. Похожие памятники в Ингушетии, Сев. Осетии и Балкарии несомненно принадлежат к груз. архитектурной школе и имеют множество аналогий в Закавказье. Однако то, что храмы с не выраженной снаружи апсидой присутствуют на территории Зап. Алании, возможно, свидетельствует об их принадлежности к аланскому зодчеству. Пик строительства таких храмов приходится на XI-XIII вв. Не исключено, что на северо-западе региона этот тип стал известен в XII-XIII вв., после ослабления Аланского гос-ва. Аланские базилики сохранились только на территории К.-Ч. Они имеют по 3 нефа и по одной выраженной снаружи апсиде. Два таких храма находятся на Ильичёвском городище 3 и 6 - см.: Каминский, Каминская. 1996. Рис. 2-4, 3-1). Храм 3 был построен на месте древнего небольшого зального храмика и представлял собой базилику с изолированными нефами-приделами (согласно грузинской терминологии, «трехцерковную» - см.: Кузнецов. 2002. С. 35-36). Тесные боковые нефы не были предназначены для богослужения: северный был разделен на 2 части, и с востока в нем находился склеп. Устройство нефов и выраженная снаружи апсида отличаются от типологически близких храмов без апсид в боковых нефах (напр., Квемо-Болниси и Ванати в Грузии, Гагра в Абхазии), что вызывает сомнение в копировании плана груз. храма. Отсутствие др. убедительных аналогий изолированности нефов заставляет предположить, что храм 3 был построен абх. мастером по старому плану (типа храма в Гагре), но с учетом форм новой абх. архитектуры X-XI вв., т. е. с выраженной снаружи апсидой (наподобие Абаанта, не имеющего, к сожалению, точной датировки; базилики с изолированными нефами и 3 выступающими апсидами строились в X-XI вв. и в Северо-Абхазско-Сочинском регионе (храмы Абаанта, Леснянская I базилика и на горе М. Ахун). Судя по находкам в храме, он был построен до X-XI вв., но время его возведения остается предметом дискуссии. Сторонники «кавказской» модели (отсутствие обхода с запада и наличие выраженной снаружи апсиды, к-рая в груз. базиликах есть лишь на раннем этапе) датируют его VI-VII вв. (приверженцы еще более ранней датировки находят аналогии с эллинистической моделью). Однако такая ранняя датировка отличается от времени постройки и характера бытования остальных храмов Ильичёвского городища (X-XII вв.), а также не находит подтверждения в истории, учитывая, что базилика была построена на месте более древнего храмика. Вероятно, храм 3 был епископским (как крупнейший на городище) или княжеским (склеп в сев. нефе), однако и первое, и в меньшей степени второе предназначения были возможны лишь после нач. Х в.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Мы живем под молитвенным покровом бесчисленного сонма новомучеников, разрушенных Христа ради и руинированных храмов и монастырей, нам уже ничего не надо бояться и нет повода унывать: на небесах уже совершилось прославление Русской земли во образ Святой Руси и перед этой иконой ныне проходит наша земная жизнь. От нас требуется лишь быть достойными служителями этой святыни, не роптать от тягот переходного периода от России к Руси, не унывать от того, что по земным меркам все движется к добру не так скоро, как нам бы хотелось. (О.В. Кириченко) 2015/11/06, 16:48:44 ОТВЕТ ВАСИЛИЮ. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.» (А.С.Пушкин) Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. [На них основано от века, По воле Бога Самого, Самостоянье человека, Залог величия его]. (А.С.Пушкин) ЦИТАТЫ: 1. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее… (А. С. Пушкин) 2. Одно сегодня стоит двух завтра. (Франклин Б.) 3. Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (Белинский В. Г.) 4. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У. Фолкнер, американский писатель). 5. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ). 6. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (Д. Тальников, русский писатель). 7. Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писатель). АРГУМЕНТЫ: 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=215...

Состоялась III Bcepoccuйckaя конференция епархиальных древлехранителей и архитекторов 24 мая 2022 г. 12:19 23 мая 2022 года в Общественной палате Российской Федерации в Москве в рамках ХХХ Международных образовательных чтений состоялась III Bcepoccuйckaя конференция епархиальных древлехранителей и архитекторов , на которую были приглашены также руководители и представители епархиальных отделов культуры. Организаторами мероприятия выступили Патриарший совет по культуре  (ПСК), Общественная палата РФ и Фонд содействия сохранению христианских ценностей. В работе форума очно и дистанционно приняли участие более 130 человек — епархиальные древлехранители, архитекторы, руководители отделов культуры, их помощники и представители экспертного сообщества из более чем 90 епархий Русской Православной Церкви. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон . Владыка рассказал о совместной работе ПСК и епархиальных древлехранителей. Так, за время работы института древлехранителей было разрешено значительное число конфликтных ситуаций, возникавших в результате совместного использования памятников церковной архитектуры музеями и религиозными организациями Русской Православной Церкви, в Москве, Воронеже, Переславле-Залесском, Муроме, Пскове, Рязани, Санкт-Петербурге, Саратове, Ярославле и других городах. Теперь в публичном пространстве появляется все меньше информации о спорных ситуациях между музейным сообществом и Церковью, что свидетельствует о результативной деятельности Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви  с музейным сообществом и участвующих в ее рабочих совещаниях древлехранителей. Митрополит Тихон поделился информацией о формировании реестра памятников церковной архитектуры. Архипастырь отметил, что предметом особого попечения Святейшего Патриарха Кирилла стала судьба храмов, находящихся в аварийном и руинированном состоянии, и забота о восстановлении порушенных святынь становится сегодня формой общественного служения Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5928607.ht...

Рубрики Коллекции Фото: Владимир Ештокин/Журнал " Фома " Сохранение храмов Русского Севера имеет не только культурное, но и воспитательное значение, – патриарх Кирилл 2 мин., 05.04.2023 Поделиться Проект по сохранению уникальных деревянных храмов Русского Севера «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» имеет не только большое культурное значение, но и духовное, и воспитательное, об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл. – То, чем вы занимаетесь, имеет не только большое значение для сохранения культурного наследия России, но – еще раз подчеркну – духовное и воспитательное значение, – сказал Первосвятитель 4 апреля 2023 года на встрече с добровольцами проекта в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве. Как отметил Святейший, часто современному человеку, особенно городскому жителю, «очень непросто выйти за пределы зоны комфорта и другими глазами посмотреть на Божие творение». – Отрадно, что проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» помогает людям приобщиться к удивительной красоте суровой северной природы, прикоснуться к православным святыням и, надеемся, через это прикосновение обрести веру в Бога – тем, кто этой веры не имеет, – добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл подчеркнул, что яркая и самобытная культура Русского Севера «совершенно немыслима без этих уникальных памятников деревянного зодчества, которые являются ценнейшим культурным сокровищем нашего народа и наследием мировой культуры». Как напомнил Первосвятитель, до наших дней сохранились «удивительные по красоте и архитектурным решениям деревянные храмы и часовни, построенные 300 и даже 400 лет назад, высотой более 40 метров». При этом, правда, на сегодня сохранилась лишь треть памятников, существовавших до 1917 года и многие из них находятся «в весьма плачевном руинированном состоянии и остро нуждаются в нашей помощи». Именно поэтому, продолжил Святейший Патриарх, так важен проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», действующий с 2006 года, участники которого выезжают в Вологодскую, Архангельскую, Костромскую, Тверскую, Кировскую и Ленинградскую области, в республики Карелию, Коми и Марий Эл.

http://foma.ru/sohranenie-hramov-russkog...

«Потребность в такой книге существует лет тридцать» Предисловие редактора книги «Миссия экскурсовода» Дмитрий Соколов-Митрич Даже странно, что эта книга появляется только сейчас. Ведь потребность в ней существует уже лет 30, как минимум с тех пор, как турист в России получил возможность, ничего не опасаясь, задавать экскурсоводу вопросы не только об истории и архитектуре, но и о вере. А может быть, наоборот, ее нынешнее появление абсолютно закономерно. Ведь именно теперь, когда за человеческое внимание грызутся сотни СМИ, тысячи топовых блогеров и миллионы аккаунтов в соцсетях, когда новые медиа в этой борьбе вооружены до зубов последними информационными технологиями — именно теперь, как никогда, люди все больше готовы слышать тихий голос обыкновенного экскурсовода. Наша жизнь состоит из тысячи вроде бы мелких деталей, и невозможно предугадать, какая из них станет для твоей биографии определяющей. Можно лишь предположить, что преимущество имеет то впечатление, которое будет передано живьем, напрямую, из рук в руки. Именно поэтому у обыкновенного экскурсовода, который стоит перед группой из 5, 20, 30 человек, сегодня больше шансов быть услышанным, чем у тик-токера с миллионной аудиторией. Я взялся редактировать эту книгу еще и потому, что сам являюсь живым примером того, как слово экскурсовода может спустя многие годы отозваться в душе человека. Моя мама всю жизнь проработала в бюро путешествий в подмосковном городе Электросталь. И поскольку ей часто не с кем было оставить сына, она брала меня с собой в поездки, так что все мое детство прошло в экскурсионном автобусе. Еще дошкольником я выслушал десятки экскурсий о великих писателях, художниках, героях и злодеях. Побывал во всех городах Золотого кольца, заходил в немногочисленные действующие храмы, но еще больше видел руинированных церквей с молодыми деревьями, растущими прямо на крыше. Миссия экскурсовода : о чем рассказать группе туристов, стоящих на пороге храма/сост. иеромонах Анастасий (Байков). — Москва : Вольный Странник, 2022. — 368 с. : ил. ISBN 978-5-00178-123-3 Конечно, ничего религиозного в тех экскурсиях не было, но, стоя на крыльце какого-нибудь очередного храма с заколоченными дверьми, я задавал иногда гидам глупые вопросы о Боге — и получал на них, как правило, столь же некомпетентные ответы. Но прошло 20 лет — и я снова приехал в Сергиев Посад, в Боголюбово, в Козельск, в Нило-Столобенскую пустынь. Уже как паломник. Всё, что я видел на тех советских экскурсиях — храмовые стены с фарисейскими табличками «Охраняется государством», истерзанные фрески с изображением загадочных святых — все это в сознании осталось и лет через 20–30 проросло. Видимо, иногда достаточно вовремя «покормить глаза» маленького человека, даже не прибегая к помощи умных слов, чтобы этого потом хватило на всю последующую жизнь.

http://pravoslavie.ru/149710.html

Что изобразили заключенные ГУЛАГа на стенах столовой. И для чего сохранять эти росписи Открытие росписей в Степлаге, который описывал Солженицын 10 октября, 2019 Открытие росписей в Степлаге, который описывал Солженицын Не так давно на стенах в развалинах Степлага под слоем штукатурки обнаружили росписи начала пятидесятых годов – подъемные краны, мчащийся паровоз, заводские строения – монументальная картина уже наступившего «светлого будущего» в отдельно взятом подразделении ГУЛАГа. Степлаг – лагерь для политических заключенных в системе ГУЛАГ, который располагался в поселке Кенгир, теперь это в пределах города Жезказган Карагандинской области Казахстана. Там в 1954 году состоялось восстание заключенных, описанное Александром Солженицыным в романе «Архипелаг ГУЛАГ», которое подавлялось с помощью танков.  Но до восстания была будничная лагерная жизнь, с ежедневной тяжелой работой – заключенные строили горно-обогатительную фабрику, деревообделочный завод, кирпичный завод. Заключенные сами возводили и те здания, которые были в лагере, а потом сами же их расписывали. Степлаг. Вид с высоты – На территории нашей страны и на территории других стран бывшего Советского Союза, где располагались лагеря ГУЛАГа, сохранилось совсем немного подобных объектов, – рассказывает директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов. – Началось все с того, что нашему другу Ермолаю Александровичу Солженицыну в Жезказгане местные исследователи и краеведы показали остатки разрушенных бараков и столовой. На одной из стен были обнаружены фрагменты росписи. Мы поняли, что эти росписи необходимо сохранить.  В июне 2019 года группой московских специалистов, в которую входили реставраторы К.И. Маслов и В.Р. Сабиров, химик-аналитик В.Н. Киреева и геолог Р.В. Лобзова, было проведено исследование живописи руинированного здания столовой 3-го отделения Степлага, инициатором которого выступил Музей истории ГУЛАГа. Фрагменты росписей на стенах – Настенные росписи были, возможно, и в других постройках лагеря, – рассказывает реставратор Константин Маслов, научный руководитель работы, – сохранившиеся фрагменты росписи были обнаружены лишь на одной из стен столовой. 

http://pravmir.ru/chto-izobrazili-zaklyu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010