Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище. С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию. Особенности богослужения праздника Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». 2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу. 3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа. Вознесение Господне На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

" Всякий,... кто не признает, что Иисус Христос пришел в плоти,... есть антихрист» ( 1Ин.4:3 ). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем «бодрствовать в молитвах» ( 1Пет.4:7 ), пребывать в постах; в молитвах будем просить всевидящего Бога »не ввести нас во искушение« ( Мф.6:13 ), как сказал Господь: »дух бодр, но плоть... немощна» ( Мф.26:41 ; Мк.14:38 ). Глава 8. Пребывайте в надежде и терпении. Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Который «грехи наши... вознес на Своем теле на древо " . Который «не сделал... греха» и в устах у Которого не было лжи ( 1Пет.2:22, 24 ), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому. Глава 9. Оказывайте терпение по примеру Игнатия и других. Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас, и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но Того, Кто за нас умер и для нас был воскрешен Богом. Глава 10. Увещание к добродетелям. Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти ( Тов.4:10, 12:9 ). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников ( 1Пет.2:12 ), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в котором, впрочем, вы и живете. Глава 11. Скорблю за Валента; остерегайтесь любостяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

Глава 12 1. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. 2. Если приходящий - странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. 3. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. 4. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых! Глава 13 1. А всякий истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания. 2. Точно так же и истинный учитель, и он достоин, как трудящийся, своего пропитания. 3. Поэтому всякий начаток - от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. 4. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. 5. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди. 6. Точно так же, когда ты открыл сосуд вина или елея, то, взявши начаток, отдай (его) пророкам. 7. И от серебра, и от одежды, и от всякого имения взявши начаток, сколько тебе угодно, отдай (его), по заповеди. Глава 14 1. В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. 3. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах. Глава 15 1. Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. 2. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/25/h...

Глава 1 …в месяце первом, в особливый день месяца первого… – Еврейский календарь знал в древности две соперничавшие традиции – весеннего новолетия (1 нисана) и осеннего новолетия (1 тишри). В конце концов победила вторая традиция; здесь имеется в виду первая. Месяц первый – нисан (март-апрель); особливый день нисана -либо 1-й день Пасхи, т.е. 15 нисана (полнолуние), либо 7-й день Пасхи, который полагалось проводить в удалении от всех дел. Середина месяца нисана -время года, особенно важное и для христиан, потому что на него приходится распятие Иисуса Христа (согласно трем первым Евангелиям – 15 нисана, согласно Евангелию от Иоанна – 14 нисана) и его воскресение. Глава 2 Мафусаил упоминается в Библии ( Быт. 5:25–27 ) как сын Еноха и дед Ноя. Ригим -имя, отсутствующее в Библии. Ниже – и не (слав.). Глава 3 …на небо первое… – Многоярусное строение небес – мотив, заимствованный из месопотамской космологии (как известно, зиккураты Вавилона, т.е. башни, у которых этажи уступами возвышались один над другим, – архитектурные модели именно такого образа мира). В греческой космологии этому соответствуют небесные сферы. Хранилища снега и града. – Ср. Иов 38:22–23 : «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» Глава 5 …на третье небо… – Локализация рая именно на третьем небе находит основание в новозаветном тексте: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о том человеке (…), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Четыре реки. – В библейской и общехристианской традиции этот мотив отнесен к саду Эдему, или земному раю ( Быт. 2:10–14 ); принимая во внимание, что реки, имеющие райский исток, получают земную географическую идентификацию (Тигр и Евфрат и др.), перенесение мотива на рай третьего неба выглядит довольно странно. Четыре -число стран света и четырех стихий, т.е. дольнего мира в противоположность горнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Глава 7 Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это  70 , крестите в живой воде  71 во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой  72 . А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два. Глава 8 Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров  73 ; ибо они постятся во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний)  74 . Также не должны вы молиться как лицемеры, но как повелел Господь в своем Евангелии, так и молитесь  75 : Отче наш, сущий на небе  76 , да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе: хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш  77 , как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избави нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки  78 . Молитесь так трижды в день. Глава 11 Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть (т. е. разрушить) ваше учение, такого не слушайте  96 . Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его, как самого Господа  97 . Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу  98 Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк  99 . Уходя  100 , апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится  101 . Если же потребует денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте  102 ; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится  103 . Но не всякий говорящий в духе есть пророк, а только кто имеет нрав Господень  104 , ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк  105 . И никакой пророк, назначая в духе трапезу  106 , не станет есть с неё, если только он не лжепророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк  107 . Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно с всемирною тайною церкви  108 , но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег или чего-нибудь другого, не слушайте его  109 ; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его. Глава 12

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe...

Глава LVIII Глава эта обращена к Израилю и связуется с первой главой Исаии, указывающей на обрядовое благочестие, которое не принимается Господом, если человек остается внутренно злым, коварным и немилосердым. Она связуется с песнью о винограднике Ис. 5:1–7 (и ср. стихи 18–23 начинающиеся словом: горе); с Ис. 10:1–2 и со всеми другими обличениями Израиля. Глава эта имеет также связь с главой LIV, ибо, несмотря на беззакония Израиля, Господь жалеет его (ст. 11) и указывает ему на путь спасения. Наконец глава LVIII есть прямое развитие и разъяснение последних стихов предыдущей главы с указанием, как избежать Израилю наказания, ожидающего нечестивых, войти в радость Господню 1737 и приобрести желанный мир. 1 . Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву – на грехи его. И после Исаии Иеремия и Иезекииль и позднейшие пророки получали подобное же повеление возвещать неумолкаемо Израилю неправедность путей его 1738 . В особенности же торжественно было послание на проповедь Иоанна Крестителя, Предтечи Господа нашего Иисуса Христа, о котором произнесено (как мы видели) пророчество в гл. XL Исаии, и о котором пророчествовал и Малахия ( Мал. 3:1 ), говоря: „Се Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною“. Наконец мы знаем из Евангелий, что и сам Иоанн Креститель сказал спрашивавшим его Иудеям кто он и по какому праву он крестит? „Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“ (Ин. 1со ссылкой на Ис. 40:3 ). „Взывай.... возвысь голос твой, обличи народ!“ читаем мы в 1 стихе наст. главы глас Господа, устами Исаии передаваемый через века Предтече Господню. Но „не все послушались благовествования“, восклицает Апостол Павел ( Рим. 10:16 ) и вслед за сим приводит слова Исаии LXV, 2 говорящего именем Господним: „целый день Я простирал руки к народу непослушному и упорному“. И Ев. Иоанн XII, 38 приводит слова Ис. 53:1 , „Господи, кто поверил слышанному от нас?“ Останавливаясь перед столь ясным пророчеством о том, что народ обетования не выполнит обязанностей, Господом на него возложенных, и не поверит Призывающему, не смотря на неоднократные предупреждения о том, чтобы „он не ожесточил сердца своего“ 1739 , мы смиренно спрашиваем, почему же Израиль удостоился быть народом, среди которого родился Еммануил, несмотря на неблагодарность свою, на недостоинства свои? На это отвечают Евангелия и послания, указывая на обетования, и в особенности отвечает в посл. к Puм. XI , Апостол Павел, указывая на то, что самое ожесточение Израиля было началом спасения язычников: „Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать“ 1740 ! „Громко взывай!“ говорит Господь пророку, ибо „огрубело сердце народа сего“ 1741 . Что именно должен вопиять пророк, изложено в последних словах стиха I-ro: „укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву на грехи его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иосиф снова прибыл с Марией и Иисусом в Вифлеем для записи и поместился уже в доме. В это время и последовало избиение младенцев и бегство святого семейства в Египет: и было это, по нашему мнению, чрез два года по зачатии Спасителя и в год смерти Ирода (750 по Р.). Время это, как раз, совпадает со временем недостающих у Иосифа Флавия правителей Сирии, в числе которых был, несомненно, и Цирений (Curenius или по-гречески: Κυρνιος – Кирений или Кириний). Ст. 49. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»? – Разве вы не знали, что Мне следовало быть в доме Отца Моего (ν τος το Πατρς μου)? Полагаю, что под членом τος вернее всего разуметь слово: δμασι. Глава третья Ст. 3. «И он проходил по всей окрестной стране иорданской». – И он прошел по всей прииорданской области. Ст. 13. «Ничего не требуйте, более определенного вам». Ничего не делайте больше того, что повелено вам. Глава четвертая Ст. 18. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня»... Дух Господа на Мне, ради которого (Духа) Он (Господь) помазал Меня... Ст. 22. «И все свидетельствовали Ему это». – И все соглашались с Ним. Ст. 29. «На вершину горы». – На обрыв горы. Ст. 40. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, привели их к Нему; и Он, возложив на каждого из них руки, исцелил их. Глава шестая Ст. 40. «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». – Ученик не бывает выше своего учителя: достигнув же зрелых лет, всякий будет подобен учителю. Ст. 41. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?» – Почему ты видишь сучок в глазе брата своего, а в собственном глазе не замечаешь бревна? Ст. 48. «Копал, углубился» –Выкопал место, углубил его. Глава седьмая Ст. 24–26. Слич. Мф. 11:7–9 . Если по евангелисту Матфею можно было заключить, что Спаситель Сам явился в те места пустыни, где проповедовал Иоанн, и обратился с этими словами к народу, не знавшему еще о заключении Иоанна и потому продолжавшему стекаться к нему; то, при чтении евангелиста Луки, не остается в том уже никакого сомненья.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на этот путь (8–9: ср. 34:13–14: «звери пустыни»... и др.). По нему «возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие; а печаль и воздыхание удалятся» (10 ст. ср. 30:29; особ. 51:11; 65:14, 18–19: ср. также в Откр.5:9 «песнь искупленных»). Главы с 28-й по 35-ю имеют между собою то общее, что все они находятся в непосредственном отношении к нашествию на Иудею царя Ассирийского Сеннахерима и отчасти также к заключенному в Иудее в виду этого нашествия союзу с Египтом. Однако не все они могли быть написаны в одно время, как думает Гитциг, который относит гл. 28–33 ко времени похода Сеннахерима. Так, глава 28 написана, по-видимому, в то время, когда Самария была близка к падению (1–4: «вот крепкий и сильный у Господа... повергает его, т. е. венец царства Ефремова на землю»). Глава 29-я могла быть написана через несколько времени после этого события – еще до нашествия Сеннахерима в 14 г. Езекии (ср. 29:1: «приложите год к году», и «Я стесню Ариил»; в ст. 3–4 тоже нашествие Сеннахерима только еще предсказывается 180 . Затем, из слов 33:7–8: «вот, сильные их кричат на улицах, послы для мира горько плачут, опустели дороги, не стало путешествующих»,... можно заключать, что эта глава написана в то время, когда Сеннахерим уже пришел в Иудею и опустошил ее, т. е. в 14-й год Езекии. Главы 34-я и 35-я также предполагают, что страна уже опустошена, стала «пустынею», и что наступает уже день «мщения за Сион» (34:8). Напротив, в главе 32:9–20 предполагается, что Ассур еще не пришел, так как на полях еще женщины «беспечно» собирают жатву, и пророк еще только предсказывает опустошение страны, ср. ст. 14, 15. Поэтому главы 30–32 могли быть написаны в какой-нибудь из годов Езекии с 6-го до 14-го. 181 Если уже следы времени, отпечатлевшиеся на всех главах с 28-й по 35-ю, свидетельствуют о написании их пророком Исаией; то свидетельство это подтверждается еще более отношением их к основной мысли пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Наконец, четвертый термин из разбираемых: «душа живая». … и стал человек душею живою. «Живая душа» ( нефеш хайах ) просто означает «живой человек». Как мы показали выше, нефеш не является особым обозначением души, как это отождествили переводчики Библии на греческий язык, а просто указывает на живого человека. Итак, ввиду всего вышесказанного, сделаем подробный пересказ вот этого библейского текста: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). И слепил Господь Бог человека из глины, как искусный мастер. И дунул в него, как вдыхает Бог в любое живое существо жизнь. И дал ему особое человеческое измерение – «дыхание жизни»: сознание, способность различать добро и зло, тягу к высшему и к Творцу. И стал после всего этого человек – живым, настоящим человеком. Мы разобрали ключевой текст для понимания того, что же такое человек и есть ли у него душа. Но у нас есть еще один текст, который тоже говорит о создании человека. Это 1-я глава книги Бытие. Эта глава была создана позднее той, которую мы только что разбирали. Дело в том, что 2-я глава относится к древней традиции библейской мысли, она уходит корнями в 8-й или даже в 10-й век до Рождества Христова. А 1-я глава принадлежит традиции, называемой в библеистике «священнической», и эта традиция возникла во время переселения евреев в Вавилон в 6-м веке. После Вавилонского плена шла работа над объединением всех традиций в одну, и так возникла книга Бытие в своем нынешнем виде. Вот интересующий нас текст: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Здесь говорится, что человек имеет в себе нечто, что отличает его от животных. Это нечто связывает его с Богом. Это образ и подобие Божии в человеке. Что это такое? Если говорить, самым простым языком, это похожесть человека на Бога. В Быт. 5:3 читаем: Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

(обратно) 135 «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» (Чис. 21:9). (обратно) 136 «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:7-10) (обратно) 137 На Афоне расстояния измеряются не километрами, а временем. Говорят, что до такого-то места столько-то часов. (обратно) 138 Пантократор (Вседержитель). Расположен на северо-востоке полуо-ва Афон, рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха — командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде). О дате начала строительства монастыря ничего не известно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена Патриархом Каллистом L На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев — икона Христа Пантократора (Вседержителя) — хранится сегодня в Эрмитаже. Иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне, а святая икона Богородицы «Геронтисса» (Покровительница монастыря) — одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон. В монастырской библиотеке хранится редкое Евангелие, принадлежащее св. Иоанну Кущнику, много в ней и других древних рукописей. Пантократору принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, св. Архангел Гавриил воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Богоматери. В обители находится много святынь, среди них: часть Животворящего Древа Господня: частицы руки и ноги апостола Андрея; глава Иоанна Милостивого; часть руки Иоанна Златоуста: частица руки Афанасия Константинопольского и сщмц. Харалампия; глава прп. Иоанна Великого; глава мч. Феодора Стратилата; рука мч. Трифона; частицы мощей мчч. Меркурия и Артемия: часть руки мч. Евстафия Плакиды; части рук мч. Кирика и Иулитты: частицы прп. отцов, в Синае и Раифе избиенных; мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии; глава бесср. Космы; щит св. вмч. Меркурия.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010