И. Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей). 12 . Пятидесятница. День Святой Троицы (50-й день по Пасхе, воскресенье). 13 .День Святого Духа (понедельник после Пятидесятницы). 14 . Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. К числу служб подвижного годового цикла относится и Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. 15 VI Вселенский Собор снял разногласия по этому вопросу, определив общее время окончания поста – в полночь. 16 Согласно Седьмому Апостольскому правилу, которое является древнейшим церковным установлением, Пасха Христова должна праздноваться в первый воскресный день за весенним полнолунием, которое может быть либо в самый день весеннего равноденствия, либо непосредственно после него, но ни в коем случае не ранее. 17 Суббота (от евр. шаббат – покой) – первый день недели, он посвящался Богу. После Христова Воскресения таким днем стал следующий после субботы деньвоскресенье. 18 8 Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова (которое имеет 5 дней предпразднства) и Богоявления (имеющего 4 предпразднственных дня). Пятидесятница предпразднства не имеет, поскольку накануне совершается поминовение усопших. 19 На следующий день после некоторых Господских и Богородичных праздников прославляются участники священного события, в честь которого был установлен праздник: после праздника Рождества Пресвятой Богородицы следует праздник в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны; после праздника Рождества Христова – Собор Пресвятой Богородицы; после праздника Крещения Господня – Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после праздника Сретения Господня совершается память святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы – Собор Архангела Гавриила. 20 Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднства не будет, а если случится в Вербное воскресенье, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднства, ни попразднства, а только один день праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 мая 2024 года 6. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы, первого архиеп. Сербского. Прп. Иова Почаевского (службу зри 28 августа) . Мч. Варвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»). Служба совершается по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси Иосиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Пение антифонов Пасхи на литургии показано только в понедельник и вторник; 120 в понедельник же пред литургией полагается крестный ход. 121 На утрени в неделю антипасхи, тропарь трижды: «Знаменану гробу», а «Бог Господь» не поется: «пения псалтирного не бывает, но по тропаре поется канон»... По шестой песни канона поется: «Воскресение Христово видевше» и читается 50 псалом; Евангелие не читается. 122 Вся воскресная служба этого дня с чтением воскресного евангелия, канона и стихир отправляется в понедельник по антипасхе. 123 Начиная с недели антипасхи до дня Вознесения Господня в простые дни недели поются вместе с каноном трипесницы, 124 а также во все это время по средам и пяткам седальны и стихиры поются сначала крестны и потом воскресны, а в другие дни наоборот. 125 Во вторник Фоминой недели читается на утрени только одна кафизма. 126 В неделю Муроносиц особенность в отправлении вечерни та, что вместо Богородична второго гласа на слава и ныне поется стихира великого пятка: «Тебе одеющагося». На утрени Евангелие от Луки (а не от Марка, как в настоящее время); канон поется великой субботы. На литургии, на блаженных, поется трипеснец великой субботы. 127 В неделю о расслабленном точно так же, как в неделю о самарянине, на вечерне тропарь не поется. 128 На литургии в эту неделю прокимен: «Велий Господь наш», а не «Буди, Господи, милость Твоя на нас», как в настоящее время. 129 Во все седмичные дни недели о самарянине ни в конце утрени, ни в конце вечерни тропарь не поется. 130 В неделю о слепом на литургии прокимен: «Ты Господи сохраниши ны» вместо «Помолитеся и воздадите». 131 В среду шестой недели по Пасхе богослужебный порядок не имеет вида отдания праздника Пасхи. 132 На литургии в день вознесения антифоны псалмы 44, 45, и 46, а не 46, 47, и 48, как в настоящее время. 133 В тот же день на вечерне положено читать стихиры на стиховне крестины в октоихе, а не праздника в триоди. 134 В день пятидесятницы на вечерне на «Господи воззвах» полагается только три стихиры, именно те, которые в настоящее время поются на стиховне, а поемые в настоящее время на Господи воззвах не упоминаются в уставе. На стиховне же полагается только одна стихира: «Параклита имуще». 135

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Журналы заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе в 1899 г. Приложение V, стр. 31–49 (доклад В. В. Болотова о пасхалии, читанный в 3-м заседании Комиссии 31 мая 1899 г.). – День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христ. Чт. 1893, II, 143–174 (отд. отт. 281–312), 409 (317) прим. 71. – Настоящий отдел редактирован свящ. Д. А. Лебедевым , которому принадлежат и все дальнейшие примечания, отмеченные инициалами Д. Л. (А. Б.). 141 Спор этот, по предположению В. В. Болотова, Из эпохи споров о пасхе в конце II в., в Хр. Чт. 1900, I, 450–454, возгорелся по поводу пасхи 189 г., которая в Александрии праздновалась, вероятно, 20 апреля, а в Малой Азии 20 марта. (Д. Л.). 142 Мнения [K. L. Die Christliche Passafeier der drei ersten Jahrhunderte. Pforzheim 1848], что сверх 14 нисана малоазийские христиане праздновали еще следующий воскресный день, как годичный праздник воскресения, что в Малой Азии были во II в. кроме четыренадесятников – кафоликовеще четыренадесятники иудействуюшие (евинитствуюшие), – не имеют оснований в исторических данных. 143 Например, одна ветвь четыренадесятников на основании актов Пилата рассчитала, что Христос пострадал 25 марта (a. d. VIII kal. apr.) (Epiph. haeres. 50, I). Вероятно, один из представителей этого направления в начале IV в., Трикентий (против которого писал Петр александрийский † 26 ноября 311) говорил: «Нам нет никакого дела до иудеев и их календаря, мы желаем только одного: совершать ежегодно воспоминание страдания Христова в то самое время, в какое предали совершать самовидца от начала» (т. е. в исторически точный день). Предположение Weimzelя, Hilgenfelda, Schürera etc., что Трикентий совершал пасху всегда 25 марта, не имеет для себя твердых оснований в сохранившихся фрагментах его полемики с Петром александрийским . По всей вероятности, Трикентий был протопасхит. Ср. Е. Schwartz, Christliche und jüdische Ostertafeln, S. 109, 116. (Д Л.). 144 Эти слова четыренадесятников приводит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Для празднования сорокадневия после Пасхи, приходящегося в четверг, все накануне в среду, идут в Вифлеем для совершения бдения. Бдение совершается в той церкви Вифлеема, при которой находится пещера, где родился Господь...»(стр. 214). Пятидесятница т.е. 50-й день по Пасхе тоже был выходным и заканчивал собой период, когда не бывало коленопреклонений. В собственном смысле это был праздник в честь Св. Духа и потому в этот день тоже крестили. А мы на Литургии Пятидесятницы до сих пор вместо Трисвятого поём «Елицы во Христа креститеся...» По свидетельству Сильвии, праздник этот начинался обычной Утреней в храме Воскресения. Затем в Мартириуме совершалась Литургия, после которой все шли на гору Сион. Там, в церкви, стоящей на месте сионской горницы, читался отрывок из Деяний о сошествии Св. Духа и бывала проповедь епископа. А затем совершалась поздняя Литургия. 6. Неподвижные Праздники В 4–5 веках наблюдается настоящий взрыв празников. В это время появились: Рождество Христово, Сретенье, Крестовоздвижение, Благовещение и Успение Богородицы. Рождество Христово выделилось из праздника Епифании (6/19 янв.), который был просто перегружен различными смыслами и воспоминаниями. Достаточно сказать, что Августин в своих шести «словах» на этот день говорит только о Поклонении Волхвов (и до сих пор на Западе Богоявление – это «Праздник Трёх Царей»). Для Востока же это, прежде всего, праздник Рождества Христова (и Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество 6/19 января). Но в Египте , в основном вспоминали Крещение Христово. Вот эта рыхлость структуры и не выдержала растущей догматической нагрузки на каждый отдельный аспект праздника. Впервые это расщепление произошло в Риме, где при папе Юлии (337–352) начали праздновать Рождество Христово отдельно 25 дек./7 янв. (по свидетельству Иоанна, еп. Никейского). Следующий папа Либерий (352–366) при посвящении в иночество сестры Амвросия Медиоланского , Марцелины, уже указывал ей на значительность совпадения этого события с праздником Рождества (свт. Амвросий «О девстве» 3, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гам. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:1903. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Ижемский р-н, д. Гам, ул. Нижнегамская, д. 37. Координаты: 64.984229, 53.804884 Проезд:От Ижмы на левый берег через понтонный мост, затем 4 км вверх по течению, слева от дороги Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Гамская церковь была заложена и построена в 1887-1900 годах, освящена 31 января 1902 года. Деревянная. Престол: во имя Сретения Господня. Была приписана к Мохченской церки. Самостоятельный приход был образован по Указу Священного Синода от 06.06.1915 г. за присланному по Указу Архангельской Духовной Консисториии от 19.06.1915 за После 1918 года священником в Гамской Сретенской церкви был Попов Палладий Иванович. В 1933 году привлекался к ответственности по статье 59.12 УК РСФСР, но осужден не был. Арестован 31 июля 1937 года. Под следствием содержался в Ижемской тюрьме. Обвинялся в том, что " после опубликования новой конституции систематически вел среди колхозников антисоветскую агитацию, направленную против советской власти, искаженно истолковывал новую конституцию среди колхозников и единоличников, ждет войны и падения советской власти " . Осужден 21 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ижме в период с 22 по 25 сентября 1937 года. Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Палладия Попова к лику святых и включил в Собор новомученников и исповедников Российских XX века. Закрыта церковь в 1925 году. Разрушена колокольня, иконы, которые не успели спрятать местные жители, уничтожены. Здание использовалось как складское помещение. С 1962 года по 2007 год в нем был размещен сельский клуб. Храм старинной постройки жители деревни решили восстановить. Образовали общину Сретенской церкви, назначили старостой Рочева Михаила Григорьевича, с 7 января 2011 года храм открывается по церковным праздникам.Престол: во имя Сретения Господня. Отмечается 15 февраля (по новому стилю). Особо почитается праздник Пресвятой Троицы. Связано это с тем, что в церкви имеется чудодейственная икона Пресвятой Троицы, которая была сохранена местными жителями от уничтожения во времена советской власти и возвращена в храм в 2011 году. Отмечается в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В этот день в храме каждый год идет служба. В связи с тем, что Гамская церковь нуждается в восстановлении, общиной были приняты следующие решения:

http://sobory.ru/article/?object=12545

13. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Глас 3-й. Мц. Гликерии. Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Прав. Тавифы (службу зри 25 октября) . Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (службу зри 1 апреля) . Прав. Гликерии девы, Новгородской. Прпп. Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев. Служба совершается по Триоди. Примечание. Песнопения Недели о расслабленном поются в воскресенье, понедельник и вторник (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю 4-ю по Пасце на утрени», 1-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 7, и праздника (о расслабленном), глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «Взыде Иисус во Иерусалим на овчую купель...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праздника (о расслабленном), глас 5-й: «При овчей купели...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 3-й: «Страстию Твоею, Христе...», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника Триоди (о расслабленном), глас 8-й: «В притворе Соломонове...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе из мертвых...» – единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди). Непорочны . «Ангельский собор...». Ипакои, глас 3-й: «Удивляя видением...». Степенны – антифоны 3-го гласа. Прокимен воскресный, глас 3-й: «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися,/ибо исправи вселенную, яже не подвижится», стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля». Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-26/

Когда богослужение совершается для конкретных людей или по поводу их конкретных молений (а эти службы могут совершаться практически в любое время суток независимо от богослужений суточного круга), то смысл чтения соответствует содержанию службы или моления. Происходит церковное воспоминание о том, как в древности, описанной в Евангелии, Христос проявил ту или иную милость к тем, кто к Нему приходил, и на этом основании высказывается просьба «здесь и сейчас» вновь явить такую же милость. Например, если совершается молебен о болящем, то читается Мф. 8, 5–13 – о том, как Господь исцелил слугу сотника. Во время Таинства Брака читается Евангелие о посещении Иисусом брачного пира в Кане Галилейской ( Ин. 2:1–11 ). Соответствующим образом выбирается и Апостол. 77. Круг рядовых чтений Однако есть еще один, не менее важный по значению круг праздников, а значит, и связанный с ним круг новозаветных чтений. Это т.н. подвижный круг праздников и недель, называемый так по той причине, что его единственная точка отсчета – праздник Святой Пасхи – не имеет фиксированной даты, а каждый год попадает на разные числа апреля или начала мая. Пасха задает счет воскресеньям и неделям после Пасхи (недели и седмицы 1154 по Пасхе). Начиная со дня Пятидесятницы, которая, как и Пасха, празднуется всегда в воскресенье на 50-й день после нее, воскресенья и недели (недели и седмицы) считаются по Пятидесятнице. Начиная от Пасхи, распределяются и новозаветные (Апостольские и Евангельские) чтения на Литургии на каждый день всего года. Очевидно, что этот подвижный круг рядовых, как их принято называть, чтений представляет собой более цельное и единое расписание, охватывающее весь год и использующее буквально всю протяженность Священного Писания Нового Завета 1155 . Ведь выбор праздничных чтений обусловлен только содержанием конкретного «сегодняшнего» праздника, так что в совокупности праздничные чтения не представляют собой слитного повествования. Последовательность же рядовых чтений определяется последовательностью Евангельского или другого новозаветного текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

(Раздаяние артоса) Какая бывает особенность при богослужении в субботу светлой недели? В некоторых, особенно соборных и монастырских, храмах полагается на первый день праздника и целую св. неделю лежит на аналое артос, т.е. в переводе с греческого «квасный хлеб», с изображением наверху воскресшего Спасителя. Артос изображает собою Иисуса Христа, Который есть хлеб духовный, питающий верующих в жизнь вечную. Этот артос каждый день св. недели, при крестном ходе носится вокруг храма, в субботу благословляется и раздается верующим, как святыня. Присутствие артоса целую неделю в храме напоминает о том, что Иисус Христос, являясь и по Воскресении ученикам Своим, принимал пред ними пищу, как и до смерти; вообще же напоминает о явлениях Его ученикам, и о том, что Он и среди нас, как некогда среди апостолов, присутствует невидимо. Праздник Преполовения Какой праздник бывает в среду 3-й недели по Пасхе? Преполовение пятидесятницы. Что это за праздник и какое священное воспоминание соеднняется с ним? Преполовение это – половина, середина 50-ти дней между праздниками Пасхи и сошествия Св. Духа. Как середину четыредесятницы, или великого поста, церковь отличает так называемою средокрестною, или среднею неделей; так и пятидесятницу разделяет праздником Преполовения. Наименование праздника Преполовением заимствовано от евангелия, где благовествуется, что однажды в Преполовение ветхозаветного праздника кущей Иисус Христос вошел в храм и учил ( Ин. 7:14 ). Праздник кущей праздновался у евреев в память пребывания их в кущах (в палатках) во время странствования их по пустыне из Египта в землю обетованную. В праздник этот у евреев был обряд: при бесчисленном стечении народа, первосвященник выходил из храма к источнику (Силоамскому), золотою чашею черпал воду; при звуке труб, возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Возлияние воды было знамением излияния Св. Духа ( Ис. 12:3 ). Соответственно случаю в преполовение кущей и обряду евреев в праздник кущей, в христианский праздник Преполовения воспоминается проповедь Христова в храме Иерусалимском преимущественно о благодати Св. Духа, изливающейся на верных, подобно рекам воды: Аще кто жаждет, т.е. учения истины и душевного спасения, ко Мне да приидет и пиет ( Ин. 7:37 ), – слова этой проповеди . А сообразно сему воспоминанию, и также в воспоминание (в предыдущее воскресение) исцеления расслабленного при купели, в которой по временам Ангел освящал воду, в сей праздник бывает ход на реки или колодези для освящения воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   Лик – «Аминь». Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу.    В субботу вечером перед 9-м часом закрываются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа – «С высоты снизшел еси», кондак «Аще и во гроб». Глава 3. Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха    Вся служба по Триоди.    На всенощном бдении по возгласе «Слава Святей, и Единосущней» поется «Христос воскресе» (трижды). (В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе» поют священнослужители единожды, а затем повторяют его оба лика по единожды. В иных же храмах священнослужители поют тропарь два раза и в третий до половины, а певцы доканчивают: «и сущим во гробех живот даровав».) «Приидите, поклонимся» обычно не поем, но тотчас псалом 103-й: «Благослови, душе моя, Господа». Так начинается всенощное бдение до отдания Святой Пасхи. Кафизма 1-я «Блажен муж», вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10, глас 1-й, «Слава, и ныне», глас 6-й – «Дверем заключенным пришел еси, Христе». Вход. «Свете Тихий». Прокимен «Господь воцарися». На литии и на стиховне – стихиры праздника. Стихиры Пасхи не поются. По «Ныне отпущаеши» тропарь, глас 8-й:    «Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости» (трижды).    На утрене, на «Бог Господь» – тропарь «Запечатану гробу» (трижды). Кафизмы. Седальны праздника. Полиелей. Тропари «Ангельский собор» не поются.    Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго».    Степенны – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея». Прокимен, глас 4-й – «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Стих «Яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны Твоя в Тебе». Евангелие воскресное – Мф., зач. 116. «Воскресение Христово» (трижды), псалом 50-й. «Слава» – «Молитвами апостолов». «И ныне» – «Молитвами Богородицы». «Помилуй мя, Боже». Стихира «Воскрес Иисус» (единожды). Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Обычное целование Евангелия. Канон праздника, но не Пасхи, глас 1-й – «Поим, вси людие», с ирмосом на 12, ирмосы дважды. К тропарям канона припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасия «Воскресения день». По 3-й песни – ипакои. По 6-й песни – кондак, глас 8-й:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010