Извлечены архимандритом Порфирием Успенским : 1) Из рукописного греческого Синаксаря, составленного неким Петром во второй половине десятого века, и переписанного в 1249 году монахом и чтецом Ионою;(принадлежит А.Порфирию.) 2) Из церковноживописных древностей Елпия Ромея; (греческая рукопись 12 века в парижской императорской библиотеке под 296. Список с неё из Парижа прислан А.Порфирию.) 3) Из непечатного греческого Синаксаря, с сентября по март, написанного во второй половине 12 века; (принадлежит А. Порфирию.) 4) Из такого же Синаксаря, написанного в 1414 году монахом Антонием, и хранящегося в Каирской патриаршей библиотеке; 5) Из печатного Синаксаря, составленного Никодимом святогорцом , и изданного в Венеции в 1819 году; 6) Из русского списка с подлинника, принадлежащего А. Порфирию. (Список с подлинника есть описание внешнего вида святых, составленное не по книгам, а по иконам. Составитель такого подлинника смотрел на изображения на иконе, и как они написаны тут красками, так он описывал их словами на бумаге; например: на иконе святой написан с длинною бородою и с проседью на голове, и в рукописном подлиннике поставлена заметка, что у него борода длинная, а на голове проседь). Месяц сентябрь – 1 дня. Иисус Навин скончался в мире ста десяти лет. (Из Синаксаря 1249 года). Итак изображай его глубоким старцем. – 3 дня. Св. мученица Василисса, девяти лет от роду, была брошена в огонь, но спасена Божьею силою, и молитвою своею извела воду из камня, и напившись её предала душу свою Богу. (Из Синаксаря 1249 года). В греческом Синаксаре 12 века прибавлено: «св. мученица Василисса, нашедши камень, стала на нём, и как только помолилась, камень источил воду...». В Русском Списке с подлинника верно сказано о ней: «сея 9 лет пострадала за Христа... под ногами её камень (скала). Из-под камня течет вода». – 17 дня. Святые мученицы, Вера, Надежда, Любовь , скончались, первая 12-ти лет от роду, вторая 10-ти, третья 9-ти лет. (Из Синакс. 12 века). – 24 дня. Св. первомученица Фекла скончалась 90 лет. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Н.Ф. Корольков Чтение первое Большой известностью в православной России пользуется обитель Соловецкая. Она славится своими святынями, дорогими русскому сердцу, своим благоустройством, трудолюбием живущих в ней монахов. Историческое прошлое её замечательно во многом. Всё это заинтересовывает и вызывает желание ближе познакомиться с нею. Архангельская губерния, в пределах которой находится Соловецкая обитель, составляет часть северного края нашего отечества. Жители этого края во время основания Соловецкой обители были инородцы финского племени. Различаясь образом жизни, языком, нравами и обычаями, они жили в глубоком невежестве и были идолопоклонники. Большая часть Архангельской губернии лежит по берегу Белого моря, называвшегося прежде Ледовитым, Студёным. На острове этого моря Соловки находится, получив от него и название, Соловецкая обитель. Самое близкое от Соловков населенное место в настоящее время город Кемь в 60-ти, посад же Сумы в 180-ти, город Архангельск в 350-ти, город Кола в 1200 вёрстах. Остров Соловки имеет в окружности 100 вёрст, около него есть ещё другие острова: Анзерский – 35 вёрст, Большой и Малый Муксальма, Большой и Малый Заяцкий – от 5 до 10 вёрст. На островах Соловецком, Анзерском и Большом Муксальмском насчитывается до 300 пресноводных озёр. Все эти острова, до основания монастыря поросшие лесом, скудно населённые лисицами и зайцами и несколькими породами птиц, представляли дикую пустыню. Люди появлялись здесь очень редко – только летом: то были промышленники, заносимые сюда морскими бурями, или приезжавшие сюда для промыслов. Восьмимесячная зима, незамерзающее море с плавающими льдами, длинные полутёмные ночи, холод, сильные частые ветры и метели, отдалённость от материка – всё это, казалось, такие преграды, при которых невозможно жить на этих островах. В 1429 году поселился на Соловецком острове инок Савватий. Преподобный Савватий первоначально подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Прилежное исполнение монастырских послушаний, жизнь в посте и молитвах доставили ему общее уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 70  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Преподобный Антоний Киево-Печерский 1. Что из перечисленного сделал при жизни прп. Антоний Киево-Печерский? 1 Построил каменный Успенский собор Киево-Печерского монастыря 2 Выкопал первую пещеру под Киевом для монашеских подвигов 3 Принял первых насельников будущего Киево-Печерского монастыря 4 Ввёл Студийский устав в Киево-Печерском монастыре Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Житие преподобного Антония Печерского Комментарий: Преподобный Антоний начал... Тест на проверку ударений в словах 1. Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже. 1 припадаем 2 припадаем Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Молитвы утренние. Комментарий: Тропари Троичные: ... Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас ... Ответить Пройти весь тест 2. Тока слез моих не отвратися,... Тест: Как это называется в Церкви? 1. Участие Бога в нашей жизни. 1 Синергия 2 Помысел 3 Промысл 4 Промысел Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Промысл Божий. Комментарий: Промысл Божий – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, действие Божие, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в... Тест: Страстотерпцы Борис и Глеб 1. Расположите по старшинству имена братьев-владимировичей, о которых повествует история гибели страстотерпцев Бориса и Глеба. 1 2 3 4 5 Глеб Святослав Святополк Ярослав Борис Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Материалы для изучения: Соловьёв С.М.... Тест: Пословицы и поговорки Вставьте пропущенные слова в популярные русские пословицы и поговорки. 1. Согрешающих видим, о ... Бог весть. 1 праведниках 2 кающихся 3 грешащих 4 молящихся Правильный ответ: Верно! Комментарий: Согрешающих видим, о кающихся Бог весть. Ответить Пройти весь тест 2. ... любезны доводят до бездны. 1 Друзья 2 Грехи 3 Дела Правильный ответ: Верно!...

http://azbyka.ru/test/page/7

Скачать epub pdf 9.08 Служба святому священномученику Амвросию, епископу Свияжскому На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: поставим стихов 8 со стихирами, глас 5. Подобен: Р адуйся: Радуйся, священномучениче Амвросие,/крест свой взем, Христу последовал еси,/даже до смерти верен пребыв, блаженне./В смирения ризы облеченный/непрестанныя злохуления бесовския посрамляше,/имея непобедимое оружие – Крест Господень,/имже вооружився к небесным от земли вознеслся еси./Предстоя же Христу моли о нас,//почитающих память твою. (Дважды) Радуйся, священномучениче Амвросие,/бисера Христа Единаго в сердце своем ношаше,/о Немже немалорадев, но пострадав радуяся,/в небесных воцарился еси./О, отче блаженне,/изгнание правды ради,/мучения страх не объят души твоея,/понеже Словом Божиим,/мечем обоюдуострым,/разсекл еси тму неверия./Радуемся ныне, пребогате,/тя имуще молитвенника,//выну за ны ходатайствующа. Ины стихиры, глас 8. Подобен: Ч то вас наречем, святии: Что тя ныне именуем, богомудре Амвросие?/Камень, на немже Господь Церковь Свою основа,/юже адовы враты не одолеют./Мирови светильник на свещнице церковнем сияй/и просвещаяй, приходящих к тебе верою./Соль земли, яко осоляеши вся концы вселенныя познанием Бога Истиннаго:/вышних селений сожителю,//моли спастися душам нашим. Что ти ныне провещаем, богомудре Амвросие?/Мученик добльственных сословие умножил еси,/добродетелей сосуде,/исполнь масти благовонныя,/яже слезныя моления/и крови пролитие суть./Сошедшеся днесь восхвалим тя/победы венец приявша:/елеем радования угобзи сердца наша, язвы грехов носящыя,/да избавимся от тления и бед молитвами твои//совершающе верою всечестную память твою. Что ти ныне//богомудрие Амвросие, воспети?/Заре ли еси Солнца мысленнаго,/теплоту Духа носяща и вся согревающа?/Свещник позлащенный,/Христа мирови свет являюща,/поборник еси борющим противу злочестия,/в жертву благоприятну себе принесый,/но и ученик множество яве образ предлагая привел еси,/с нимиже моли даровати душам нашим//мир и велию милость. Что ти ныне принесем, богомудре Амвросие, в похвалу?/Лицы бо ангельстии предъидуще/крепость твою воспевают, хваляще тя,/яко Христу последующа и душу свою полагающа,/пастырю добрый,/о них же Господь Кровь Свою пролия./Сего ради, стяжав нетленную славу,/венчаешися во граде Царя Небесного://молися непрестанно, спастися нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава I. Приветствие читателям (1–5). Повод к написанию послания (6–10). Апостол Павел не от людей принял свое Евангелие (11–24) Гал.1:1–5 . В приветствии Апостол сразу намечает основное содержание следующих глав. Он говорит о себе, что он – настоящий Апостол Христов – что не хотели признать за ним иудействующие, пользовавшиеся в то время в Галатии влиянием – и что Христос отдал Себя на смерть для того, чтобы искупить людей от подчинения настоящему лукавому веку. Последнюю мысль Апостол высказывает, опять имея в виду иудействующих, которые, можно сказать, лишали надлежащего достоинства подвиг Христа, выставляя на вид необходимость для спасения еще и закона Моисеева. Гал.1:1 .  Павел Апостол, избран­ный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресив­шим Его из мертвых, Апостолами в первенствующей Церкви назывались вообще проповедники Евангелия, а не только ученики Самого Христа. Апостола Павла иудействующие и хотели приравнять к обыкновенным проповедникам Евангелия, говоря, что он не слушал Самого Христа и стоит ниже какого-либо Апостола из числа 12-ти. Поэтому-то Павел и выставляет на вид, что он – Апостол в полном смысле этого слова, равный всякому Апостолу из числа 12-ти. Он, во-первых, избран на свое служение «не человеками», т. е. или другими Апостолами, или собранием верующих, как избраны были напр. церквами Тит и Епафродит ( 2Кор.8:23 ; Фил.2:25 ). Во-вторых, он призван и «не через человека», т. е. Христос не через чье-нибудь посредство поставил его на апостольское служение, а Сам непосредственно призвал его. Впрочем, первым виновником своего призвания Павел называет «Бога Отца, Который воскресил Христа из мертвых». О последнем факте Апостол упоминает в тех видах, чтобы показать, что на его стороне стоит и Христос, и Бог Отец: его, собственно, призвал Христос, а Христа поставил в такое состояние, что Он может призывать снова, по воскресении, себе Апостолов. – Бог Отец. Апостол говорит здесь, что Христа «воскресил» Бог Отец, как и посл. к Рим. ( Рим.8:11 ), имея в виду, что Христос был действительно воскрешен Отцом, так как Он, как Богочеловек, во всем ставил Себя в зависимость от Отца ( Ин.5:19 ). Но Ап., тем не менее, был в то же время вполне убежден, что Христос, как Бог , воскрес Сам ( Рим.4:25, 8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Престолов в ней три: в настоящей, во имя Воскресения Христова; в приделах, с южной стороны, во имя Святителя и Чудотворца Николая; а с северной – во имя Великомученика и Победоносца Георгия. От сей церкви, расстоянием в полуторья саженях на запад, другая, которая: А) Построена на Всемилостивейше пожалованную сумму блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Екатерины 2-й в 1804 году. Б) Зданием каменная, с таковою [же] колокольнею. Церковь прочна, равно и колокольня, исключая одной крыши с Северо-восточной стороны, которая требует поправки. С) Престолов в ней два: в настоящей – холодной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; а в приделе теплом, во имя Алексея Человека Божия. 4. В утвари, как та, так и другая не имеют изобилия и великолепия, но нет в оных большого недостатка. 5. Причта издавна положено: Протоиерей, Священник, Дьякон и два причетника; но по скудости содержания причетников нет. 6. Земли, при сей Церкви Соборной, усадебной и пашенной нет, а сенокосной, вверх по реке Туломе, в 5-ти лоскутах, бывает на две коровы с прибавлением оленьего мха; на каковую землю ни плана ни межевой книги нет. Священно и церковнослужители владеют оною сами. 7. Дома для Священно- церковно служителей ни общественного, ни казенного и ни наемного от прихожан нет. А в замен сего, Священник и Дьякон, [за] наем квартир пользуются процентами до 125 руб. ассигнациями, с положенного бывшим Кольским купцом Алексеем Поповым капитала 2500 рублей ассигнациями. Протоиерей же жительство имеет в доме покойного Священника – Симеона Плотникова, оставленном им по духовному завещанию, в пользу Соборной Воскресенской церкви. 8. На содержание Священно и церковнослужителей, сверх поступающих за требоисправление денег, положено от причисленных к Собору Лопарей денежной руги 200 рублей ассигнациями, Священно–церковнослужители содержание имеют довольно скудное. 9. Зданий, принадлежащих сей Соборной Церкви, кроме Упомянутого Священнического дома нет. 10. Расстоянием сей Собор от Духовной Консистории в 1065 верстах, а от Духовного Правления – в 514–ти.

http://sobory.ru/article/?object=38888

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа 51. Евангелие от Матфея, глава 14, 22–33. «Хождение по водам» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И наименование сегодняшней темы: «Хождение по водам». И мы будем читать 14-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 33-й стих. Итак, в прошлый раз мы читали о насыщении хлебом и рыбою 5-ти тысяч человек, не считая женщин и детей. Конечно, такое чудо, сотворенное в пустыне, напомнило иудеям о том, как Бог питал их манною в пустыне в дни пророка Божия Моисея. Теперь, видя чудесное умножение 5-ти хлебов и 2-х рыб, они как бы воочию переживали то, что в глубокой древности пережили их отцы, выходя из Египетского плена. И им становилось более понятно то, что Бог Израиля по-прежнему обитает среди Своего народа и проявляет отеческую заботу о них. Как важно, чтобы и мы пережили веру своих отцов, чтобы в этой безысходной жизни современной России на нас повеяло бы дыханием Святой Руси. Той самой древней, Святой Руси, которая затерялась для многих и многих россиян среди суеты современного растленного и гибнущего мира. Гибнущего нравственно, экологически и духовно. Она, Святая Русь, остается, где-то там, среди белоснежных берез, в сини чистого русского неба, овеянная запахом ладана, воска, яблок и меда; она, Святая Русь, остается нашей Матерью, она, говорящая с нами в перезвоне колоколов малиновым звоном, журчащая в святых источниках, смотрящая на нас с древних образов икон, – глас, который мы слышим и в шелесте древних книг, и в движении собственной совести. «Свет невечерний» – это таинственное словосочетание как бы подводит нас к тайне надмирной и неземной, подводит при раскрытых царских вратах к тайне Царя Славы и Господа нашего Иисуса Христа. Насыщение хлебами как бы перенесло иудеев через толщу веков и столетий в дни Боговидца Моисея, когда хлеб, небесная манна падала с неба, когда Бог разговаривал с людьми. Когда над Синайской горой огненные буквы складывались в слова Божиих заповедей, как и сказано, что «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный…» ( Исх.20:18 ). Как можно видеть громогласные звуки, если это не буквы, сотканные в слова и предложения Святого Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Драмы. Сценарии Собрание драм и сценариев Д. С. Мережковского. Борис Годунов (киносценарий) Будет радость (пьеса в 4-х действиях) Гроза прошла (драматические сцены в 4-х действиях) Данте (киносценарий) Маков цвет (драма в 4-х действиях) Митридан и Натан (драматический этюд) Осень (комедия в 2-х действиях) Романтики (пьеса в 4-х действиях) Сильвио (фантастическая драма) Царевич Алексей (трагедия в 5-ти действиях) Юлиан Отступник («Смерть богов») (трагедия в 5-ти действиях) Драмы. Сценарии Дмитрий Сергеевич Мережковский Дмитрий Сергееевич Мережковский Борис Годунов киносценарий, сцены I–XVI I. Пролог Экран светлеет. Руки Пимена, развивающие свиток, на котором написано: «В 1598 году со смертью царя Феодора , сына Иоанна Грозного , древняя династия русских царей пресеклась. Феодор был бездетен, а его младший брат, царевич Дмитрий , который должен был ему наследовать, загадочно погиб еще при жизни Феодора от руки убийцы. Россия осталась без царя. По обычаю страны народ должен был избрать нового. Было решено предложить власть любимцу Иоанна Грозного шурину царя Феодора – боярину Борису Годунову. Экран медленно темнеет. Яркий летний день. Но будет гроза. На холме, с которого открывается вид на всю Москву, всадник на черном коне, князь Василий Шуйский С ним несколько приставов, тоже на черных конях. Конская сбруя звенит и сверкает на солнце. На небе появляются первые грозовые тучи. Тени от них пробегают по городу, пятнами ложатся на Москву-реку. Шуйский подымает голову, смотрит на небо. Шуйский. Будет гроза!   Подъезжает князь Воротынский, статный боярин с черной густой бородой и с умными, живыми глазами. Он и сопровождающие его пристава – на белых конях.   Воротынский. Наряжены мы вместе город ведать.   Шуйский. Но, кажется, нам не за кем смотреть.   Воротынский. Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Е. М. Скитер Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы — недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить “генеральную” уборку в доме в Великий (“Чистый”) четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви. Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название “четверговых” (бытует также название “четверговый огонь”). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от “четверговой” свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от “четверговой” свечи надо начертать дома крест над дверью, — “для охранения от зла”. Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. “Согласно православным богослужебным книгам, — пишет священник Михаил Желтов , — служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: “Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа””… Служба 12-ти Евангелий “восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому” . “Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве” .

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010