Ос. 10 :8. Истреблены будут жертвенники 182 Она 183 , — грехи Израиля, — терны и колючки выростут на жертвенниках их, и скажут горам: покройте нас! и холмам: падите на нас 184 ! Ос. 10 :9. С тех пор (как появились) холмы 185 , согрешил Израиль, там они устояли 186 , не постигла их на холме война 187 на сынов неправды. Ос. 10 :10. (Но она) пришла 188 наказать их, по желанию Моему 189 : и соберутся против них народы, когда они будут наказываемы за две неправды свои 190 . Ос. 10 :11. Ефрем — телица, привыкшая непокаряться 191 , но Я наступлю на ея тучную 192 шею, наступлю на Ефрема, (но) умолчу об Иуде, окрепнет собою Иаков 193 . Ос. 10 :12. Сейте себе в правду, собирайте 194 плод жизни, просветите себя светом ведения, пока время 195 , взыщите Господа, прежде чем не пришел к вам плод правды 196 . Ос. 10 :13. Почему вы промолчали о нечестии 197 , и неправды его собирали и ели плод лживый? Потому что ты надеялся на оружие твое, на множество силы твоей. Ос. 10 :14. Но настанет погибель в народе твоем и все укрепления твои погибнут 198 , как (погиб) 199 князь Саламан 200 из дома Иеровоама 201 , (когда) во дни войны мать убивали вместе с детьми 202 . Ос. 10 :15. Так поступлю с вами, дом Израилев, по причине несправедливой злобы вашей. Глава 11 Ос. 11 :1. Поутру 203 они отверглись, отвергся 204 царь Израилев, поелику Израиль (был) молод, то Я возлюбил его и из Египта вызвал Сына Моего 205 . Ос. 11 :2. Как Я призывал 206 их, так 207 они удалялись от лица Моего: они приносили жертву Ваалиму 208 и истуканам кадили. Ос. 11 :3. Но Я связал 209 Ефрема и взял его на Мои руки, а они не уразумели, что Я исцелил их. Ос. 11 :4. Среди развращения человеческого Я привлекал их узами любви Моей и буду для них подобен человеку, бьющему другого по ланите его 210 , и призрю на него и помогу ему. Ос. 11 :5. Поселился Ефрем в Египте и Ассур сам царь его, потому что он не захотел обратиться 211 . Ос. 11 :6. И обезсилела оружие в городах его и перестало действовать в руках его, и вкусят они от замыслов своих.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

что мне делать, чтобы наследовать..? Т.е. «какими делами заслужить право наследования вечной жизни?» В основе его религиозных взглядов лежало учение о делах праведности. 10 что ты называешь Меня благим? Ответ Иисуса не означает, что Сам О не считал Себя благим. Скорее, Он хотел показать молодому человеку, что все его дела не могут сделать его «благим», и поэтому он не способен заслужить себе вечную жизнь. 10 одного тебе не достает. Любовь молодого человека к богатству (ст. 22) и отказ раздать его, чтобы следовать за Иисусом, показывают, что он нарушал величайшую из заповедей: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6,5 ; ср. Мф. 22,37 ). Поскольку у него нет абсолютной праведности, которую требует Бог, он подпадает под осуждение. Дела праведности не могут помочь ему в его величайшей нужде. 10 как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Это не потому, что богатство само по себе зло. Злом оно становится в том случае, если любовь к богатству преобладает над любовью к Богу. 10 верблюду пройти сквозь игольные уши. Разночтение в древних кодексах: в одних случаях здесь встречается слово «камелос» верблюд; в других «камилос» корабельный канат. Очевидно, второй вариант более верный. 10 человекам это невозможно. Спасение лежит за пределами человеческих возможностей. Оно может быть лишь Божиим даром, основанным на Его соизволении ( Пс. 3,9; 67,20.21 ). 10 мы оставили все. Хотя спасение нельзя заслужить, к нему необходимо всем сердцем стремиться. 10 Сын Человеческий предан будет. См. ком. к 8,31. язычникам. В этом предсказании о Своей смерти Иисус впервые упоминает о язычниках (т.е. о римлянах), и, таким образом, намекает, что будет распят на кресте (римская казнь). 10 сесть у Тебя... по правую. Учение Иисуса об истинном величии (9,34.35) в данном случае еще не дало результата. 10 пить чашу. Чаша ветхозаветный символ страдания и гнева ( Пс. 74,9 ; Ис. 51,17–22 ; Иер. 25,15 ; Иез. 23,31–34 ; ср. 14,36). крещением. Здесь заключен образ Божиего суда: его приговором может быть смерть, но он дает надежду на конечное оправдание ( Рим. 6,3 ; Кол. 2,11–13 ; 1Кор. 10,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сува , город и область на севере Дамаска. Когда Адраазар, царь Сувский, двинулся к Евфрату, чтобы возвратить отторгнутую Саулом часть своего царства, Давид напал на него близ Емафа: «И взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив себе из них для ста колесниц» ( 2Цар.8:4 ; 1Пар.18:3 ). Авила , столица Авилинеи. Когда Иоанн Креститель начал проповедовать, Авилинеею управлял Лисаний: «В пятнадцатый же год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее. Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее (на юге Трахонитиды) и Трахонитской области (на юго-востоке Дамаска), а Лисаний четверовластником в Авилинее» ( Лк.3:1 ). Имаф или Епифания , знаменитый город, давший свое имя всей окружавшей его стране. Фой, царь Имафский, посылал Иорама, сына своего, к Давиду приветствовать его и благодарить за то, что он поразил Адраазара ( 2Цар.8:8 ). Заалаф или Гелиополь (город солнца), близ источников Леонта, на склоне Антиливана. Он был обстроен Соломоном ( 2Пар.8:6 ). В нем был храм, посвященный солнцу. Елам , город, около которого Давид разбил войско Сирийцев и убил предводителя их Совака, военачальника Адраазарова. «Когда все цари, покорные Адраазару, увидели, что они поражены Израильтянами, то заключили мир с Израильтянами и покорились им» ( 2Цар.10:16–19 ). § 39. Пустыня В пустыне, на востоке от Палестины, находилась земля Уц , где жил праведный Иов ( Иов.1:1 ). Эта земля находилась близ Халдеи, так как в книге Иова говорится, что Халдеи делали набеги на стада Иова ( Иов.1:15–17 ). Тов или Истов ( 2Цар.10:8 ), где жил некоторое время Иеффай, изгнанный из дома отца своего братьями своими, рожденными от другой матери. «Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты – сын другой женщины (незаконной жены). И убежал Иеффай от братьев своих, и жил в земле Тов» ( Суд.11:2–3 ; 2Цар.10:8 ). Земля Тов находилась между Сирией и землею Аммонитской, на северо-западе от Переи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Кто любит жизнь, и желает видеть благополучные дни, тот удерживай язык свой от зла, и уста свои от лукавых речей. ( 1Пет.3:10 ) Не слови шепотник, и языком твоим не уловляй; на тати бо студ есть, и зазор лукав над двоязычным. Сир.5:16–17 . В долготерпении благополучие царем: язык же мякок сокрушает кости. Притч.25:15 . На друга и на врага не поведай, и аще не будет тебе греха, не открывай: слышал ли еси слово, да умрет с тобою. Сир.19:8 и 10. Удаляйся от свара, и умалиши грехи: человек бо яр разжизает свар, и муж грешник возмятеть други, и посреди мирных вложит клевету. Сир.28:10 . 17. Истинный мудрец душой чист, со всеми в мире, во всем кроток, кому должно послушлив, ко всем милосерд, беспристрастен и нелицемерен (сл. Иак.11:1 ). 18. Кто любит наслаждаться внутренним Божиим миром, тот всякую добродетель совершает с любовию ( Кол.3:14, 15 ). Премудр сердцем приимет заповеди: непокровенный же устнама остроптевая запнется. Притч.10:8 . Гл. 4. Ст. 1. Чтобы не иметь раздоров и распрей, поступайте по духу, и похотей плотских не исполняйте ( Гал.5:16 ). Каждый заботься не о себе только, но и о пользе других. ( Флп.2:4 ) 3. Если мы не получаем от Бога, чего просим; то это значит, что не на добро просим, а на то, чтобы удовлетворить вожделениям нашим ( Мф.20:21, 22 сл.). 4. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет Божией любви ( 1Ин.2:15 ). Дружба с миром есть духовное прелюбодеяние и вражда против Бога, ревнующего о славе Своей. 4–5. Живущий в нас Дух Божий, обручив нас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор.11:2 ), ревнует о нас ревностью; и так кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5–6. Живущий в нас Дух Божий до ревности любит Бога ( Рим.8:16 ); Бог же чем более кто Его любит в себе самом, тем большую дает тому благодать. ( Рим. 8:14 ). Не гордый, а смиренный любит Бога; почему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Рим.8:14 сл.). 8. Бог не принимает нашей молитвы, если у нас и руки и сердце нечисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Заключительные слова наставления имеют многообразные параллели во всех четырех Евангелиях (ветхозаветный прототип — 1 Цар 8:7), и очевидно, что единое по своей структуре речение сохранялось в нескольких вариантах в устном предании: Кто принимает ( Мф 10:40; 18:5=Мк 9:37=Лк 9:48; Ин 13:20) Слушающий ( Лк 10:16) вас (Мф 10:40; Лк 10:16) кого Я послал (Ин 13:20) одно такое дитя во имяМое (Мф 18:5, ср. Мк 9:37; Лк 9:48) Меняпринимает слушает, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (см. Мк 9:37 с синоптическими параллелями; Ин 13:20, ср. Ин 12:44–45), отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк 10:16, ср. Ин 5:23). Возвращение учеников и благодарение Отцу (10:17–24) Возвратившись к Иисусу, ученики выражают радость и удивление, говоря и бесы повинуются нам о имени Твоем. В рассказе об отправлении Семидесяти не упоминается власть изгонять бесов, но об этом сказано раньше, в связи с отправлением Двенадцати (9:1). Чтобы объяснить ученикам духовный смысл изгнания бесов, Иисус использует широко распространенный в Евангельскую эпоху, укорененный в ВЗ (Ис 14:12) и отраженный в ряде таргумов и апокрифов мотив поражения сатаны и образ молнии как символ падения его с неба на землю, ср. Ин 12:31; Откр 12:7–10,13; 20:1–3,10; Рим 16:20. Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью — под змеями и скорпионами подразумеваются бесы; очевидные параллели в ВЗ — Пс 90:13 в переводе Семидесяти: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона, а также Быт 3:15 и Ис 11:8. Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах — подразумевается небесная “книга жизни”, содержащая список народа Божиего (Исх 32:32–33; Пс 68:29; Дан 12:1 и в ветхозаветных апокрифах; Флп 4:3; Евр 12:23; Откр 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27). Возрадовался духом (во многих древних рукописях: Святым Духом) Иисус — употреблен тот же глагол ‘радовать­ся’, что и в 1:47 (возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем). В основе благодарственного псалма, который начинается словами Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам, лежит ветхозаветное учение о Премудрости Божией.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40 . Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10 , освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54 , ходить во всём чине христианском. Евр.7:18 . «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности». Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн.: Мф.26:28 ; Евр.10:9 . Евр.10:35 . «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33 . Откр.22:14 . «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением ( Лк.10:16 ), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники ( Ин.10:1 ), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Человекам невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу: Мк.10:27 . Ему возможно и богатого привести к покаянию: Лк.8:3 , и за доброе употребление неправедного богатства похвалить: Лк.16:8–9 . Лк.6:24 . «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение». Объясн. Господь возвестил горе богатым не за то, что они богаты, а за то, что они только в богатстве находят свою утеху и отраду: Лк.16:19 ; и неправедное богатство при добром употреблении может принести пользу: Лк.16:9 ; конечно, самое высшее богатство – это сокровища небесные: Мф.6:19–20 . Лк.12:15–16 . «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле...». Объясн. Эта речь Господа направлена против любостяжания. Дурно собирать сокровища, но только для одного себя, а богатеть для Бога не зазорно: Лк.12:21 ; 1Тим.6:17–18 . Доброе употребление богатства похвально: Лк.8:3:19:8–9 . Лк.16:19:25 . «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно... Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе своё в жизни твоей, а Лазарь злое». Объясн. Притча о богатом и Лазаре заключает в себе осуждение не богатства, а беспечного веселья, в котором богатый забывает о нуждающихся собратьях своих и не заботится о вечном крове. Не богатство само по себе гибельно, а злоупотребление им (ст.19): Лк.8:3:19:8 . Иак.2:6 . «А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» Объясн. Было бы несправедливо здесь видеть безусловное осуждение богатых и богатства: 1Тим.6:6:17 ; Мф.27:57 ; осуждается здесь не само богатство, которое может и пользу приносить: Лк.8:2–3 , а неправильное приобретение и пользование им: Иак.5:4 ; Лк.16:19–21 . Иак.5:1–3 . «Послушайте, вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

Еще один новозаветный текст, повлиявший на формирование христ. представлений об антихристе,- 2 Фес 2. Здесь говорится о «человеке греха» (2. 3: νθρωπος τς νομας или τς μαρτας в разных рукописных традициях), к-рый появится во времена отступничества (ποστασα). Далее сказано, что он будет превозноситься «выше всего, называемого Богом (περαιρμενος π πντα λεγμενον θεν) или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Здесь, возможно, аллюзия на Дан 11. 36 (LXX): «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества (ψωθσεται π πντα θεν), и о Боге богов станет говорить хульное» ( Yarbro Collins. 1993. P. 108). В Откр 13. 5 и в Дан 8. 10-14 сообщается о продолжительности восстания против Бога, причем в обеих книгах она примерно одинаковая. В Дан 8. 14 этот период состоит из 2300 «вечеров и утр», т. е. 1150 дней, что приблизительно составляет 3,5 года. 42 месяца в Откр 13. 5 также равны 3,5 года. В Книге пророка Даниила указания на этот срок с незначительными изменениями и в различных выражениях присутствуют еще неск. раз (Дан 7. 25; 9. 27; 12. 7; 12. 11 - 1290 дней, 12. 12 - 1335 дней). В Откр 11. 2 говорится, что язычники «будут попирать святой город сорок два месяца». 1260 дней будут пророчествовать 2 свидетеля (Откр 11. 3). В Откр 12. 6 называется 1260 дней, а в Откр 12. 14 - время, времена и полвремени (или 1260 дней в Откр 12. 6), в течение к-рых жена, одетая в солнце, была питаема в пустыне. Книга пророка Даниила наряду с др. ветхозаветными книгами повлияла также на Откр 4-5. Самая явная аллюзия содержится в Откр 5. 11, где сказано, что число «Ангелов вокруг престола и животных и старцев… было тьмы тем и тысячи тысяч» (μυριδες μυριδων κα χιλιδες χιλιδων); здесь почти дословное совпадение с Дан 7. 10: «...тысячи тысяч (χλιαι χιλιδες) служили Ему, и тьмы тем (μριαι μυριδες) предстояли пред Ним». Прор. Даниил. Икона. XVII в. (ГТГ) Прор. Даниил. Икона. XVII в. (ГТГ) В Откровении Иоанна Богослова имеется еще неск. мест, являющихся с большей или меньшей вероятностью аллюзиями на Книгу пророка Даниила: в Откр 20. 12 и Дан 7. 10 сообщается о том, что на суде были раскрыты книги; в Откр 12. 4 и Дан 8. 10 говорится, что в войне против воинства небесного на землю была сброшена часть звезд. В Откр 13. 11 зверь, выходящий из земли, имеет «два рога, подобные агнчим»,- возможно, аллюзия на Дан 8. 3.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Глава 10 1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения. Дан.10:1 . В третий год Кира, царя Персидского, было открове­ние Даниилу, который называл­ся именем Валтасара; и истин­но было это открове­ние и великой силы. Он по­нял это открове­ние и ура­зу­мел это виде­ние. По своему характеру откровение было совершенной истиной; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби ( «силы»). Дан.10:2 . В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Дан.10:3 . Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполне­ния трех седмиц дней. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею ( Быт.27:25 ; Ис.22:13 ), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости ( Еккл.9:8 ; Ис.61:3 ; Ам.6:6 ). Так проводил пророк три недели первого месяца ( Дан.10:4 ), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ( Дан.10:12 ), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина ( Дан.9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник ( 1Ездр.3:1–2 ), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе ( 1Ездр.3:12–13 ), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма ( 1Ездр.4:1–5 ). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010