Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Вероятно, И. был прославлен как местночтимый святой после общерус. канонизации прп. Паисия Галичского, состоявшейся ок. 1682 г. «Описание о российских святых» (по списку Савваитова, XVIII в.) называет И. «новым чудотворцем»: «На посаде на Староторжи, под церковию Бориса и Глеба, под олтарем. Подобием аки Зосима Соловецкий. Положен на правой стране, на гробе его образ, а в церкви другой. Схима на плечах» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 236). И. изображен вместе с прп. Паисием Галичским на вост. вратах ограды Паисиева мон-ря (кон. XVIII в.). Описание образа святого помещено под 4 апр. в Строгановском иконописном подлиннике (БАН. Строг. 66. Л. 94, кон. XVIII в.) и в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII в., изданном Г. Д. Филимоновым ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). В сб. РНБ. Колоб. 578. Л. 137-143 об., XVIII в., включены посвященные И. канон («Канон Иякову праведному») и тропарь («Отечество и род оставил еси...») (см.: ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»). В 1668 г. Староторжский мон-рь был преобразован в женский. По штатам 1764 г. он был отнесен к числу третьеклассных. В 1766 г. Костромской и Галичский еп. Дамаскин (Аскаронский) сообщил в Святейший Синод, что при Староторжском жен. мон-ре существует ветхая деревянная Борисоглебская ц., в к-рой под алтарем «от давних лет» устроена гробница с написанным на ней образом И. Еп. Дамаскин выразил мнение, что церковь следует сломать, а образ хранить в приличном месте. Синод согласился с этим предложением, и в 1770 г. Борисоглебскую ц. разобрали. В 1824-1833 гг. над местом погребения И. на территории Староторжского мон-ря был возведен небольшой 2-этажный каменный храм. В 1833 г. верхний храм освятили в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», нижний храм, где была устроена гробница И., в 1858 г. был освящен во имя первомч. Стефана. В 1857 г., незадолго до освящения нижнего храма, жители Галича обратились к Костромскому и Галичскому еп. Платону (Фивейскому) с ходатайством о разрешении церковного чествования И. В прошении говорилось, что ранее над ракой святого служили молебны и 30 мая (память прп. Паисия Галичского) праздновалась память И. Еп. Платон наложил на прошение резолюцию: «Не вижу в настоящее время возможности заняться исследованием по сему прошению... Может быть, некогда Сам Господь укажет время сему делу» (цит. по: Орлов. 1913. С. 9). До закрытия Староторжского мон-ря у гробницы И. служились панихиды. В 1884 г. в нижнем храме был освящен еще один престол - во имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая. К нач. XX в. в Староторжском мон-ре имелись 2 почитаемые иконы И.: одна находилась на гробнице святого, а вторая - в медно-посеребренной ризе с серебряным венчиком - в Никольском приделе Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Однако грекам тоже некем было заселить К. м., и он превратился в гостиницу для паломников. В К. м. жили 2 или 3 старца, которые вели хозяйство и обслуживали богомольцев. В XVIII в. монастырь описали паломники Иван Лукьянов (1701), свящ. Андрей и Стефан Игнатьевы (1709), паломник В. Г. Григорович-Барский (1726), инок Серапион (1750) ( Григорович-Барский. 1800. Ч. 1. С. 335). Мн. исследователи считают, что греческими груз. мон-ри в Иерусалиме оказались уже после их выкупа патриархом Досифеем II в сер. 80-х гг. XVII в. Крестовый мон-рь. Фотография. 2-я пол. XIX в. Крестовый мон-рь. Фотография. 2-я пол. XIX в. В 1766 г. К. м. посетил еп. Руисско-Урбнисский Тимофей (Габашвили). Он составил описание кафоликона К. м., его святынь, рукописного фонда, хранящегося в б-ке, скопировал фрески и надписи (нек-рые утрачены), собрал и записал местные предания. По сведениям епископа, в то время в К. м. не было ни одного груз. монаха ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 78, 84). Предания сер. XVIII в. сохранили память об иноках, убитых в мон-ре разбойниками; источники кон. XVIII в. также свидетельствуют о конфликтах с мусульм. жителями соседнего сел. Айн-Карем: в 1794 г. они ворвались в мон-рь, разграбили его и убили игум. Иеремию, в 1802 г. срубили 43 маслины, принадлежавшие К. м. ( Мелетий, иером. 1798. С. 190; Серапион. 1874. С. 114; Цагарели. 1888. С. 65-72, 99, 116; Максим Симский. 1904. С. 94, 97; Мамиствалишвили. 2002. С. 41). Как отмечали путешественники кон. XVIII в., К. м. владел 2 десятинами земли за пределами мон-ря, урожай отдавали арабским властям. Путешественник Совёр Лузиньян сообщил, что в обители в это время было развито пчеловодство ( Давид. 1976. Т. 1. С. 315). В нач. XIX в. в К. м. подвизались 2 груз. монаха - Виссарион и Лаврентий, занимавшиеся составлением рукописных книг, им принадлежат неск. приписок к рукописному Синаксарю ( Цагарели. 1888. С. 158). А. Н. Муравьёв (1830) также застал в К. м. лишь 2 монахов; К. М. Базили (40-е гг. XIX в.) упоминает единственного насельника монастыря - игумена-грузина ( Муравьев.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Свт. Василий Острожский. Фреска. XVIII в. (мон-рь Острог) Свт. Василий Острожский. Фреска. XVIII в. (мон-рь Острог) В. О. является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к В. О. как православных, так и мусульман и католиков. В наст. время мощи находятся в пещерной церкви мон-ря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой правосл. ц. во имя св. Луки в Которе. Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены. Почитание В. О. широко распространялось в Черногории и окрестных областях со 2-й пол. XVIII в., после ликвидации тур. властями Печского Патриархата и прихода греч. епископов (1766), власть к-рых не признал Цетинский митрополит. Мон-рь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а В. О.- олицетворением борьбы за независимость страны от тур. владычества. Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 гг. Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон В. О. были написаны Патриархом Василием (Бркичем Йовановичем) во время его пребывания в Остроге, опубликованы в в 1861 г. В житии особое внимание уделено борьбе В. О. против «латинской ереси» и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя В. О. есть в общей стихире серб. святым, автором к-рой является митр. Карловацкий Иоанн ( Джорджевич; 1769-1773). «Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу» написан в 1947 г. свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу. В. О. посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная ц. в Никшиче, построенная в 1876-1877 гг. по проекту рус. архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода РПЦ черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900).

http://pravenc.ru/text/149759.html

Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1760–1764 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В кон. 50-х гг. XVIII в. обветшавший храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (XVI в.) был разобран, и в 1760-1764 гг. возведен одноименный 5-главый храм в стиле барокко. В 1756 г. были разобраны и 2 наиболее древние усыпальницы Годуновых, располагавшиеся у алтарей Богородице-Рождественской ц. Извлеченные при этом останки Годуновых перенесли в 3-ю усыпальницу, находившуюся в подклете Троицкого собора, и захоронили в месте, не отмеченном даже надгробной плитой. В 1808 г. в Новом городе была разобрана примыкающая к зданию консистории (бывш. вотчинной конторе) ц. свт. Иоанна Златоуста. Престол этой церкви перенесли в Рождественский храм: 11 дек. 1810 г. на паперти еп. Евгений (Романов) освятил Иоанно-Златоустовский придел. 15 мая 1767 г. И. м. посетила имп. Екатерина II. К ее приезду в средней части сев. стены Старого города, на месте прежних ворот, артель каменщиков из дер. Захарово Костромского у. «Яков Никитин сын Корытов с товарищи» возвела новые парадные ворота в стиле барокко, впосл. названные Екатерининскими (1766). Арку ворот украшал фронтон с лепным вензелем Екатерины II. По сторонам были установлены 2 небольшие часовни. 19-20 авг. 1817 г. И. м. посетил вел. кн. Михаил Павлович. Он оставил отзыв о скромных размерах палат и простоте интерьера, в к-рых пребывали царь Михаил Феодорович и его мать ( Вознесенский. 1859. С. 48-49). После посещения И. м. (7 окт. 1834) имп. Николай I распорядился привести мон-рь в состояние, достойное «колыбели Дома Романовых». В февр. 1835 г. в Кострому был направлен архит. К. А. Тон, разработавший масштабный проект переустройства мон-ря, к-рый царь утвердил в марте 1835 г., в день памяти сщмч. Ипатия. Решением Синода от 31 марта 1835 г. И. м. был преобразован в первоклассный общежительный мон-рь. В июне 1835 г. указом имп. Николая I мон-рь получил статус кафедрального (на правах московского Чудова мон-ря),- переведен «в лучшее и прочное положение, соответствующее знаменитости места, но с тем вместе сохранив остатки архитектуры и вкуса древнего времени, применяясь к ним и в новой отделке монастыря» (Костромские ГВ. 1840. Ч. неофиц. 25. С. 70). Костромской архиерей по-прежнему пребывал в И. м., но кафедра из монастырского собора была перенесена в городской Успенский собор бывшего Костромского кремля. В 40-х гг. XIX в. в числе служащих архиерейского дома упоминались: певчие (женатые и холостые), истопники, повара, водовоз, садовник, хлебопекари, различные служители. Большинство из них имели семьи и проживали в находившихся поблизости Богословской и Андреевской слободах. В 1851 г. в штате архиерейского дома находилось 68 чел., в т. ч. 9 монашествующих, 4 послушника, 10 певчих, 5 штатных служащих и 40 служителей (ГА Костромской обл. Ф. 132. Оп. 1. Ед. хр. 1039. Л. 35-47, 86-99).

http://pravenc.ru/text/673737.html

Поддерживая его, сеймик шляхты Брацлавского воеводства в 1732 г. запретил землевладельцам Подолья принимать в имениях странствующих правосл. священнослужителей. Часть «волошских» монахов селилась в единственном действовавшем в кон. 30-х гг. XVIII в. правосл. монастыре Подолья - бершадском Преображенском, насельников которого в 1737 г., после смерти игум. Венедикта (Дашкевича), польск. власти разогнали, в 1744 г. мон-рь был окончательно закрыт униат. официалом Билинским. Конгрегации, созванные во всех униат. деканатах Подолья в 1736 г., оповестили клириков о недопустимости покупать церковные книги за границей и привозить их в Подолье. В условиях нормализации отношений России и Речи Посполитой правосл. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) , викарий Киевского митрополита, 26 авг. 1761 г. назначил Мелхиседека (Значко-Яворского) , настоятеля Матронинского (Мотронинского) во имя Св. Троицы монастыря , управляющим правосл. церквами «Украйны и Брацлавщины» («правителем духовных дел польской Украйны»). В 1761-1765 гг. игум. Мелхиседек предпринимал путешествия по юж. Киевщине, к-рые имели резонанс в Подолье. При его участии в 1761 г. в Православие вернулись 22 униат. прихода Чигиринского староства со священниками, в 1762-1763 гг. движение за воссоединение охватило униат. приходы Смелянского и Жаботинского деканатов, несмотря на противодействие польск. властей, в 1764 г. в Православие вернулись общины в селах Телепин и Адамовка Чигиринского повета, всего же в 1764 г. к правосл. Церкви присоединились 7 униат. священников юж. Киевщины. В февр. 1766 г. игум. Мелхиседек распространял слух о том, что на сейме в Варшаве он выхлопотал новые «свободы и вольности» для православных (хотя фактически он получил в Варшаве грамоту, подтверждавшую прежние, существенно урезанные права православных). В результате в 1766-1767 гг. имели место первые попытки перехода в Православие униат. приходов Брацлавщины: из Николаевской ц. в Старом городе - предместье Винницы - прихожане удалили униат. свящ.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Монахини у стен Троицкого собора. Фотография. 1900-е гг. Монахини у стен Троицкого собора. Фотография. 1900-е гг. Согласно описи 1646 г., в М. Т. м. находилось 7 келий, а «живут в них черн[и]цы, питаютца от церкви Божии и в мире» (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 107 об.). На монастырской земле стояло 4 бобыльских двора, в к-рых проживали 9 чел. В 1649 г. 3 бобыльских двора перевели на посад с требованием «всякие подати платить с посадскими людьми». Др. дворы стояли пустыми и считались выморочными (Список со Строельной книги г. Мурома 1649 г. 2010). Первоначально, в сер. XVII в., мон-рь не имел постоянного источника дохода и зависел от ктиторов и жертвователей. Жалованными грамотами 1662 и 1672 гг. земля, на к-рой стояли бобыльские дворы, была передана мон-рю и освобождена от гос. пошлин ( Травчетов. 1902. С. 8). В 70-х гг. XVII в. обители была пожалована денежная руга, рыбные ловли и сенные покосы. По грамотам царя Алексея Михайловича 1670 и 1672 гг. М. Т. м. ежегодно стал получать рубль денег, по четверти ржи и овса из муромских таможенных доходов ( Он же. 1903. С. 99-100). Хлеб и деньги шли на содержание 44 чел., проживавших при обители (игумения с сестрами, 2 священника, диакон, 3 дьячка, пономарь и просфорница). В 1704 г. по указу Петра I эта руга была сокращена наполовину. В документе 1731 г. упоминается, что небольшой участок монастырской земли использовался сестрами в качестве огорода: «...насадили они в оную обитель, ради своея нищеты, огурешным семенем и капустою» ( Он же. 1902. С. 10). Участок земли, находившийся перед мон-рем, приобретенный Цветновым для переноса древней Иоанно-Предтеченской ц., в 1-й четв. XVIII в. был приписан к обители. С 20-го до нач. 30-х гг. XVIII в. им пользовались церковнослужители Предтеченского храма. С 1732 по 1766 г. на нем был разбит монастырский огород и стояли дворы причта. В 1766 г. территорию закрепили за храмом св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 15). Непростое финансовое положение М. Т. м. усугубилось в 1764 г., когда с введением новых штатов в Муром перевели сестер из упраздненных обителей (из вязниковского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря - игумению и ок. 15 монахинь, из муромского в честь Воскресения Христова монастыря - игумению и 4 монахинь, из Входоиерусалимской пуст. Муромского у.- 4 монахинь). На содержание обители и прибывших монахинь шло то же сокращенное жалованье. Согласно новому штатному расписанию, М. Т. м. был отнесен к 3-му классу, где положено быть игумении, казначее и 15 рядовым сестрам ( Он же. 1903. С.100).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Др. заботой К. было правильное распоряжение владениями и преумножение монастырской собственности. В т. ч. он отстроил подворье Джувания в Каире, достиг договоренности с Критским митрополитом относительно положения синайских подворий на этом острове, установил связи с Грузией. Архиепископ лично посещал монастырские подворья, расположенные в разных регионах, принимая необходимые меры для их устроения. В 1766 г. Синайский монастырь взял под покровительство обитель Иерусалим в Беотии. В 1767 г. было приобретено подворье в Афинах с храмом во имя великомучеников Феодоров (переименован в ц. вмц. Екатерины), в 1780 г.- Андромонастиро в Мессинии. Во время путешествия в Италию в 70-х гг. XVIII в. К. безуспешно добивался выплаты субсидий, предоставленных монастырю королями Испании, к-рые не поступали с 1700 г. В 1772 и 1777 гг. общины греч. купцов Калькутты и Бомбея пригласили синайских монахов для службы в построенных в этих городах храмах, которые посвятили Синайской обители. В 1786 г. синайское подворье в Киеве - киевский (Киево-Синайский) во имя вмц. Екатерины муж. мон-рь - получило статус архимандритии и в 1787 г. было переведено на территорию упраздненного киевского Петропавловского муж. мон-ря (прежнее подворье с церковью было также оставлено синаитам). Архиепископ сумел получить от османских властей ряд указов, подтверждавших права и привилегии обители, в частности освобождение монахов от уплаты хараджа (1764), право поднимать свой флаг на море, т. е. осуществлять беспошлинные морские перевозки (1778), и право наследования мон-рем имущества умерших иноков (1790). Александрийский патриарх Киприан (1766-1783) заявил синаитам о своем желании включить Синайскую архиепископию в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви, но те воспротивились. Во время поездки в К-поль К. объявил Киприану волеизъявление собора монахов-синаитов, но тот не отказался от своего намерения (в т. ч. составил и распространял «Манифест»). Однако его действия не увенчались успехом. Несмотря на тяжелое финансовое положение Синайского мон-ря, были предприняты попытки по украшению и ремонту обители. Планы найма каменщиков в Дамаске и реконструкции обветшавших стен (1771), видимо, так и не реализовались. Однако в 1770 г. западная стена придела Неопалимой Купины была облицована изразцами на деньги митрополита Хомса, а в 1783 г. на средства, предоставленные одним из христ. шейхов Дамаска, паперть монастырского собора была выложена мрамором.

http://pravenc.ru/text/1840413.html

В 1766 г. на средства надворного советника Апочинина поля иконы обложили серебром. В XVIII в. она была украшена множеством серебряных вотивных привесов. Позднее для нее изготовили жемчужную ризу с алмазами и драгоценными камнями. С постройкой теплого Воскресенского собора (1772-1776) икону в особом киоте поставили за правым клиросом, летом на 3 месяца киот переносили в холодный Софийский собор. Икона «В. с. Р.» (27,0 ´ 22,5 см; доска слегка покороблена и повреждена в нижней части) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим», но отличается нек-рыми особенностями извода: Богоматерь изображена в короне, в правой руке держит скипетр с крестом, в левой - хоругвь, над ней - Нерукотворный образ Спасителя. После закрытия собора в 30-х гг. XX в. икону перенесли в храм на Богородском кладбище. Лит.: Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих радости», находящейся в Вологодском кафедр. Софийском соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг.//Вологодские ЕВ. 1865. Приб. 22. С. 843-853; 23. С. 893-910; 1866. 2. С. 49-56; 3. С. 82-94; Суворов Н. И. Путев. по Вологде с указ. на ее церк. древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1874. С. 4. Икона «В. с. Р.», находившаяся в тюремной церкви, написана, очевидно, во 2-й пол. XVIII в. Первоначально была установлена в часовне, в ограде вологодской тюрьмы, куда не было доступа арестованным. В 1822 г. икону как храмовый образ перенесли в новую тюремную церковь и открыли доступ к ней всем желающим. В 1824 г. тюрьма и церковь были переведены на новое место; в 1860 г. церковь расширили, посторонних пускали только по воскресным и праздничным дням. Икона широко почиталась в связи с поздним преданием о том, что она принадлежала кн. Иоанну Андреевичу (в монашестве Игнатию), сыну угличского кн. Андрея Васильевича, бывшего по воле дяди, вел. кн. Иоанна III, 32 года в заточении в Прилуцком мон-ре. Предание появилось, очевидно, в связи с тем, что икона среди др. вологодских святынь принимала участие в крестном ходе в Прилуцкий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ (IV в.), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца). Житие Е. было обнаружено в пергаменной рукописи из ризницы мон-ря Иереев и частично опубликовано ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (Иерусалимский патриарх в 1766-1771). В наст. время рукопись утрачена. Согласно Житию, Е. вместе со свт. Николаем Чудотворцем в нач. IV в. построил на месте, где теперь находится мон-рь Иереев, ц. во имя Пресв. Богородицы. Рядом находился храм Геры, откуда Е. носил камни, а Николай Чудотворец, тогда еще мирянин, их обтесывал. Воздвигнув церковь, свт. Николай подвизался тут непродолжительное время и затем вернулся в Миры Ликийские, а Е. остался здесь до конца жизни. Почитание Е. подтверждается записью на полях в кодексе Paris. gr. 1588, нач. XII в. и упоминанием в «Хронике» Леонтия Махераса (1458) о том, что монастырь Иереев называется также монастырем св. Евтихия. В одном из списков труда Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших с Кипрского острова» XVIII в., сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (архиеп. Кипрским в 1759-1767), говорится, что в мон-ре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский мон-рь. В наст. время эта святыня утрачена: она или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. Ист.: BHG, N 2148; Εφραμ Αθηναος. Περιϒραφ τς σεβασμας κα βασιλικς μονς το Κκκου. Ενετα, 1751. Σ. 46-48. Лит.: Χατζηψλτης Κ. Περ τς ν Πφ Μονς τν Ιερων κα τν κατ παρδοσιν δρυτν ατς Ετυχου κα Νικολου//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1952. Τ. 16. Σ. 1-8; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ ϒιολοϒα κα μνοϒραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 200; Παπαϒεωρϒου Α. Ιερων Μον//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 79-80; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αϒα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 26; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 58; Κοκκινφτας Κ., Θεοχαρδης Ι. Μον των Ιερων Αϒα Μον. Λευκωσα, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187549.html

Инок Косма был прославлен как местночтимый святой по благословению Суздальских архиереев, в частности, возможно, неслучайно в синодике К. Я. м. упомянуты князья суздальские, архиереи Суздальской епархии, а также настоятели Евфимиева суздальского мон-ря (Владимирские ГВ. 1884. 5. С. 1). Летом 1445 г. в окрестностях Владимира воины казанского царевича Мамутяка (Махмуда) «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша люди изсекоша, а иных в плен поведоша» (ПСРЛ. Т. 26. С. 197-198). В июне 1445 г. в сражении под стенами Евфимиева суздальского монастыря было разгромлено войско вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, попавшего в плен к татарам. Очевидно, во время набега мон-рь был разорен и погибли его насельники, были уничтожены хранившиеся в нем книги и документы. Архив К. Я. м. и др. имущество было разграблено в Смутное время (нач. XVII в.). Из царской грамоты владимирскому воеводе следует, что с 80-х гг. XVII в. мон-рь становится домовым патриаршим, в XVIII в.- синодальным. В 1725-1726 гг. К. Я. м., разоренный в период секуляризационных реформ Петра I, был приписан к Волосову во имя святителя Николая Чудотворца монастырю . По штатам 1763-1764 гг., мон-рь был отнесен к 3-му классу. В янв. 1653 г., во время богомольного «похода» во Владимир, К. Я. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Никон , «слушал обедню, а после обедни... пожаловал милостыни» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 112-113). Впечатления о посещении К. Я. м. в 1836 г. оставил в автобиографических записках архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) . Братия До 2-й пол. XVII в. сохранились лишь случайные сведения о насельниках. В описаниях мон-ря 1665-1675 гг. впервые дается полный список братии: игумен, 4 черных священника, в т. ч. духовник, ризничий, 10 старцев, в т. ч. казначей, конюший, сушильный, житный, пономарь, подкеларник, 2 «крылосных», а также 6 служек. С 1665 по 1675 г. игуменом К. Я. м. был буд. Воронежский епископ свт. Митрофан . В 1-й пол. XVIII в. состав монашествующих менялся. Наиболее полно сохранились сведения за 30-40-е гг. XVIII в. Кроме игумена в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 8 монахов, 4 белых священника, белый диакон, послушник и белец-псаломщик. В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVIII в. состав братии фиксируется «офицерской» описью 1763 г., а также перечислены миряне: 3 колодника, присланные из Канцелярии тайных розыскных дел, 3 сторожа, «канцелярий» (подьячий и келейник), иконописец, 7 конюхов, столяр, повар, 3 скотника, 10 служителей без жалованья, отставные военные - 2 поручика, подпоручик, капрал, 4 солдата, кирасир. В 1759-1766 гг. в К. Я. м. проживали игумен, заштатный игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 2 белых священника, 3 бельца (пономарь, просвирник, звонарь).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010