Содержание Предисловие ко второму изданию (Сергиев Посад, 1914) Введение Отдел I. Москва – Третий Рим Глава 1. Соборное утверждение царского венчания Ивана Васильевича Грозного Константинопольским патриархом Глава 2. Учреждение в России патриаршества Глава 3. Перенесение в Москву святыни с православного Востока Отдел II. Русский царь есть опора и покровитель всего Вселенского Православия Глава 4. Благотворительность русских государей православному Востоку в XVI и XVIIcmoлemuяx а) Русская милостыня православному Востоку в течение XVI и XVII столетий б) Разные иерархи и другие лица, приезжавшие с Востока и остававшиеся в России на вечное житье Глава 5. Злоупотребления русскою милостынею со стороны различных просителей с Востока Глава 6. Постановления правительства относительно пропуска в Москву различных просителей милостыни с Востока в XVI и XVII столетиях Глава 7. Восточные патриархи, митрополиты, архиепископы и прочие как политические агенты русского правительства с конца XVI и до начала XVIII столетия Глава 8. Признание русским правительством в конце XVII века своею историческою миссиею освобождение православного Востока от турецкого ига Отдел III. Русское благочестие есть высшее и совершеннейшее в целом мире Глава 9. Взгляд русских XVI и первой половины XVII столетия на греков и греческое благочестие Глава 10. Перемена в воззрениях русских на относительное достоинство греческого и русского благочестия, произведенная церковною реформою Никона Глава 11. Упадок значения греков на Руси после церковной реформы Никона и окончательное утверждение у нас в конце XVII и начале XVIII века западного влияния Приложение Грамота первая 1701 года Грамота вторая 1701 года Грамота третья 1702 года Грамота четвертая 1703 года     Предисловие ко второму изданию (Сергиев Посад, 1914) Настоящее исследование имеет свою историю. Когда в журнале Чтения в Обществе любителей духовного просвещения в 1883 году стали печатать третью главу этой книги под заглавием: Перенесение в Москву святыни с Востока, где на основании архивных документов мне пришлось признать, что под видом святыни, за которую московское правительство всегда давало подносителям ту или другую «денежную дачу», иногда привозили и вовсе не святыню, тогдашний духовный цензор архимандрит Амфилохий остановил дальнейшее печатание книги, так как она, по его мнению, дискредитирует святыню, привезенную с Востока, а между тем эта святыня и сейчас хранится в московском Архангельском соборе и пользуется почитанием со стороны русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Таких списков до настоящего времени известно два. Первый из них – список Коншина, напечатанный, как выше сказано, Голохвастовым, второй – принадлежит Обществу Истории и Древностей Российских 5 . Список Коншина отнесен издателем, а также г. Забелиным, к XVI веку 6 , а г. Некрасовым – к концу этого столетия, и даже – к началу XVII века 7 ; что же касается списка Общества Истории, то, по мнению г. Некрасова, он, относится, если не к первой четверти, то к первой половине XVI века 8 . Так как Коншинский список, говорят, утерян, то прав ли автор «Опыта» относительно времени его появления – решать не беремся, но мимоходом заметим следующее: 1) Голохвастову было виднее знать век рукописи издаваемого им Домостроя, при содействии Н. М. Коншина. Не задаваясь вопросом, к какой четверти или половине столетия отнести список, вопросом, который требует самого кропотливого труда, большого навыка и даже в этом случае едва ли когда точно решается, Голохвастов категорически сказал: „Вся рукопись и оглавление чистого славянского кнажного почерка XVI века, без знаков препинания " 9 . 2) По мнению г. Забелина, Коншинский список «бесспорно» относится к XVI веку 10 . 3) Уверение г. Некрасова о письме снимка, приложенного к изданию Голохвастова, что «такое письмо и такие начертания букв полуустава встречаются и в начале XVII века», малоубедительно. Чтоб определить более или менее точно четверти, или полустолетия Коншинского списка, нужно, во-первых, либо видеть весь список, либо с особенной тщательностью разобрать, как общий вид, так и отдельные начертания упомянутого списка и, во-вторых, обратить серьезное внимание на бумажные клейма, взятые из рукописи Домостроя и приложенные Голохвастовым к изданию. Решать первый вопрос в его последней части мы не можем: мало опыта и подходящих знаний; что же касается второго, то и тут встретилось непреодолимое затруднение. Нам неизвестны сочинения, как русские, так и иностранные, из коих мы могли бы узнать: откуда и каких преимущественно фабрик доставлялась бумага в Россию, в какой промежуток времени существовали эти фабрики, какие у них были клейма и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

С кон. XIV в. в деловой письменности получает распространение скоропись, рассчитанная на существенное ускорение процесса письма. Появление скорописи связывается с применением письменности для деловых целей (дипломатических, административных, судебных, хозяйственных). Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв и многочисленными сокращениями. Слав. книгопечатание кириллическим шрифтом было начато в кон. XV в. в Кракове в типографии Швайпольта Фиоля, который издал 4 книги на церковнослав. языке: Октоих (1491), Часослов (1491), Триодь постную (1492-1493), Триодь цветную (недатированную). В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в Цетинском мон-ре, основанная Иваном Черноевичем и продолжившая работу под рук. его сына Джурджа. В этой типографии «священником мнихом Макарием от Черной Горы» были выпущены Октоих первогласник (1494), Октоих пятигласник (1494 (?)), Псалтирь с восследованием (1495), Требник (1496). Третья типография кириллического шрифта была открыта в 1508 г. повелением Раду Великого, воеводы Валахии, в г. Тырговиште. Известны 3 изданные там книги: Служебник (1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512). В 1516 г. в Праге открылась слав. типография Ф. Скорины, где в 1517 г. вышла Псалтирь на церковнослав. языке. С 1517 по 1519 г. Скорина издал 23 ветхозаветные книги, переведенные им на «русский» (гибридный церковнославянский) язык,- «Библию руску». В нач. 20-х гг. XVI в. Скорина основал в Вильно 1-ю на территории Великого княжества Литовского слав. типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и Апостол (1525). В Сербии и Валахии в 1-й пол. XVI в. известны типографии в мон-рях Руйно, Милешевском, в Горажде, в Мркшина-Црква, в Белграде. Важную роль в распространении книжной культуры в слав. мире на протяжении XVI в. играли венецианские типографии Божидара Вуковича и его сына Виченцо. В Москве кириллическое книгопечатание возникло ок. 1553 г. в т. н. Анонимной типографии, от которой сохранилось неск. книг без выходных данных (Евангелие, Постная Триодь). Первой же авторизованной и точно датированной московской книгой стал Апостол (1564) Ивана Фёдорова. Им же после переезда в Великое княжество Литовское было подготовлено в Остроге издание 1-го полного церковнослав. библейского кодекса - Острожской Библии (1580-1581). Активное развитие кириллического книгопечатания в Речи Посполитой относится ко 2-й пол. XVI в. Важнейшие типографии были во Львове, в Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Ср. там же Селюкины и Селюхины Селянинов Иван Селифонтович, 1524 г., Дмитров; Селяниновы Чегодай [см. Чегодай] Васильевич и Василий Иванович, 1556 г., Кашира [см. Деглин, Некормигость, Шах] Селянка , холопка Тимофея Волынского, 1541 г. Селянкин Алексей, холоп, 1596 г., Новгород Селята , митрополичий коровник, вторая четверть XVI в., Москва Семага Клим, холоп, 1596–1603 гг., Новгород Семак Максимов, крестьянин, 1612 г., Арзамас Семейка – очень распространено в XV–XVII вв.; кн. Иван Юрьевич Семейка Засекин [см. Засека], помещик, 1550 г., Москва; Иван Федорович Семейка Вельяминов-Зернов [см. Зерно], первая половина XVI в. [см. Суемнев] Семейка – 1) уменьшительное от Семен, 2) семья Семендяй Лихачев [см. Лихачевы] холоп, 1533 г., Бежецкий Верх Семенча, Семча – Семен Семериков Григорий, посадский человек, 1625 г., Устюг Семерин, Семерня : Семен Федоров, крестьянин, 1545 г., Новгород Семехов Жук [см. Жук], крестьянин, 1631 г., Переяславль Семибратеник Елисей, посадский человек, 1624 г., Тверь Семихвост Никифор, крестьянин, 1634 г., Курмыш Семичев Осип Логгинович, середина XV в., Дмитров; Василий Дмитриевич, 1532 г., [см. Горох, Капуста, Кувалда, Нехорош, Редька, Таскай] Семушкин Негодяец [см. Негодяй], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Семыга Евский [см. Евский], помещик, 1575 г., Шуя Семыка, Семыкин : Семыка Иванович Тутыхин [см. Тутыха], середина XVI в.; Проня Семыкин, пристав, 1660 г., Москва Семья Иван Федорович Вельяминов, вторая половина XV в. Ср. Семейка Семьянин Васильевич Артемьев, 1550 г. Сенчуков Гридя [см. Гридя], холоп, 1498 г., Новгород Сенява ( Сенявин ) Алехно (Александр), смоленский шляхтич, конец XV в.; его сыновья в начале XVI в. стали служить в Москве, от них – фамилия Сенявины [Ср. Синявины] Сердитый Харлам, земский судья, 1660 г., Устюг Сердце Григорий Иванович Наумов, 1550 г., Коломна Серебряный кн. Семен Дмитриевич Оболенский, боярин, 1524–1535 гг.; от него – князья Серебряные Середоха Василий, холоп, 1603 г., Новгород Середуха – горшок среднего размера

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Известны также демественные М. «сановным людем» («...господина дома сего... с женою и с чады и с домочадцы...») и игумену «с братиею» (ГИМ. Син. певч. 165. Л. 110 об., 111, XVII в.; см. расшифровки: Пожидаева. 1999). Набор монодийных М. царю (с перечислением мн. титулов), «царицам и великим княгиням», царевичу, правосл. патриархам, местному епископу и архимандриту содержится в соловецком певч. сборнике петровского времени (ГЦММК. Ф. 283. 237. Л. 208 об.- 209 об.). В западнорус. нотолинейных Ирмологионах XVI-XVIII вв. встречаются монодийные М. архиерею с греческим текстом, записанным кириллицей: «        » (ЛНБ. МВ. 50. Л. 119 об., кон. XVI - нач. XVII в.; Bucur. Bibl. Nat. Slav. 10846. Fol. 199, 1675-1676 гг.; 10845. Fol. 229, 1684 г.) и «  » греческого распева (СПбДА. 223-Р. Л. 284, 1671 г.). Следующий этап в муз. развитии М.- появление его в многоголосном варианте («триличное согласие»; см. Строчное пение ). Известно М. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, изложенное в виде 3 партий - пути , верха и демества (РНБ. Солов. 690/763. Л. 276-277, 70-е гг. XVI в.; на л. 277-277 об. содержатся 3 одноголосные «Ис полла эти деспота» митрополиту и архиепископам Новгородскому и Казанскому; см.: Успенский. 1971. Илл. XXIXa, XXIXб; с. 280-281 (коммент.)). В рукописи РГБ. Ф. 354. 140 имеется подобное песнопение в честь царя, а также 3-голосное «Ис пола ити деспота» архиеп. Казанскому и Свияжскому (Л. 334-335, 355). Все 3 голосовые партии совпадают, представляют единый распев. Троестрочные М. помещали также в Обиходах (напр.: ГИМ. Муз. 1845. Л. 27-27 об., 3-я четв. XVII в.). Рукописи XVI в. впервые содержат М. в изложении демественной нотацией , В состав более позднего списка (ГИМ. Син. певч. 375/Л. 120-120 об., 1700 г.) входит демественное 4-голосное М. имп. Петру I (расшифровки см. в изд.: Успенский. 1971. С. 277-279 (начало); Беляев. 1997. С. 154-157 (полностью)). Многоголосное исполнение этого песнопения позднее стало устойчивой традицией в крупных хоровых коллективах (напр., в придворных). Так, в рукописях из б-ки государевых певчих дьяков имеется «Многолетие большое, верхом» (РГАДА. Ф. 188. 1702. Л. 1), посвященное царю Борису Феодоровичу Годунову (1598-1605). Об интереснейших вариантах М. говорит наличие партий «путь против демества» к песнопениям «триличного» и «четвероличного согласия» (М. к пещному действу, «меньшое царю и прочим», «светительское, глаголемое тройное») в сборнике из собрания царских певцов (Там же. 1696. Л. 26 об.- 27 об.).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

В певч. сборнике 70-80-х гг. XVI в. РГБ. Троиц. 436, состоящем из Триоди и Обихода простого и целиком фиксированном путевой нотацией, указание «казанскои» в различных формах написания встречается 6 раз: в субботу мясопустную для стихиры на «Господи, воззвах» 6-го гласа «Егда хощеши прити» (Л. 7 об.), для стиха блаженн «Яко тех есть Царство Небесное», для причастна на литургии Преждеосвященных Даров «Благословлю Господа» (Л. 32 об.), в Великий четверг для славника на «Господи, воззвах» «Чадо ехидено» 6-го гласа (Л. 75), в Великий пяток для тропаря 3-го часа «Страха ради июдеиска» 8-го гласа (Л. 107 об.) и для тропаря 6-го часа «Придете христоносении людие» 5-го гласа (Л. 109 об.). В 2 случаях (Л. 7 об., 31 об.) это указание сопровождается появлением в записях песнопений 2-й строки крюков, выполненных красным цветом. На л. 7 об. количество дополнительно вписанных киноварных крюков небольшое - 5, на л. 31 об. киноварные крюки надписаны над всеми крюками стиха «Яко тех есть Царство Небесное» и эпизодически выписаны над крюками припева «Помяни нас, Господи». В 4 случаях (Л. 32 об., 75, 107 об., 109 об.) указание «казан» вынесено на поле, в каждом случае рядом с ним выписан небольшой фрагмент текста распеваемого песнопения, снабженный крюковой записью. Указание и текст здесь выполнены красным, а крюки - черным цветом. Размеры фрагментов, выписанных на полях, разные: на л. 32 об. выписано 10, на л. 75 - 14, на л. 107 об., 109 об.- по 3 крюковых начертания. Пример 2. Начало славника 6-го гласа «Чадо ехидено» в рукописи 70–80-х гг. XVI в. (РГБ. Троиц. 436) (1, 2 – с указанием «казанскои») и в путевом сборнике 1602 г. инока Христофора (ГИМ. Щук. 767) (3) Пример 2. Начало славника 6-го гласа «Чадо ехидено» в рукописи 70–80-х гг. XVI в. (РГБ. Троиц. 436) (1, 2 – с указанием «казанскои») и в путевом сборнике 1602 г. инока Христофора (ГИМ. Щук. 767) (3) Пример 1. Строка из стихиры 6-го гласа «Егда хощеши прити» в рукописи 70–80-х гг. XVI в. (РГБ. Троиц. 436) с указанием «казанскои» (1) и в путевом сборнике 1602 г.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Филигрань: Щит с лилией под короной, контрамарка FB — Гераклитов, 139 (1646 г.), Дианова и Костюхина, 923 (1646—1654 гг.). Разновидность образовалась в составе Великих Миней–Четьих: текст Пространной редакции сближен с Пятой Пахомиевской редакцией (по списку Великих Миней) и стилистически переработан. 1) ГИМ, Синодальное собр., 174 (л. 1112—1171) — начало 50–х годов XVI в. (Царский список Великих Миней–Четьих). Филиграни: Рука под звездой — Лихачев, 1666 (ок. 1553 г.); Рука под короной — Лихачев, 1743 (1551 г.); Козел (три варианта) — Лихачев, 1726 (1551 г.), 1727 (1551 г.), 1672 (ок. 1553 г.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 455 (л. 391—548) — 50—60–е roдыVI b. Филиграни: Рука в рукавчике под короной с 6 фестонами — Лихачев, 2860 (Патриарший список Никоновской летописи); Кувшин с двумя ручками под цветком — Лихачев, 1884 (1567 г.). 3) РГБ, ф. 292 (Собр. С.П. Строева), 29 (л. 21—309) — 20–е годы XVII b. Филигрань: Гербовый щит под короной, рассеченный на четыре части — Дианова и Костюхина, 210 (1626—1627 гг.). 4) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 259 (л. 183—274 об.) — начало 40–х годов XVII в. Список представляет соединение Минейно–го вида со списком вяземского вида Овчин. 282. Почерк Серапиона Дичкова—писца Казанского Хронографа 1642 г. (Музей им. Андрея Рублева). По листам вкладная запись 1650 г. старца Серапиона Дичкова. Филигрань: Двуглавый орел — Гераклитов, 128 (1642 г.). Соединение Пространной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции, приведшее к дублированию отдельных глав. 1) РНБ, собр. П. П. Вяземского, Q.273 (л. 126—247 об.) — начало 50–х годов XVI в. Филигрань: Сфера под лилией и литеры I и B — Брике, 14056 (1548—1552 гг.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 370 (л. 1—218) — 50–е годы XVI в. Первые листы отсутствуют, текст начинается словами: «касается, никто же от братия твоея и от сврьстникъ твоих сицево стяжа въздержание». Филигрань: Сфера под звездой=Брике, 14000 (1553 г.). 3) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 113 (л. 101—260 об.)—конец 50–х— начало 60–х годов XVI в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Такую высоту оброка можно объяснить только какими-нибудь особенно доходными угодьями или другими выгодами участков, не указанными в контрактах. При отрывочности дошедших до нас данных трудно различить случаи нормальные и исключительные. Впрочем, есть указания, склоняющие скорее к мысли о господстве высоких норм оброка. Француз капитан Маржерет, служивший царям Борису и Лжедимитрию 1, в своем сочинении о России изображал положение дел в Московском государстве конца XVI и начала XVII в. Он имел в виду, кажется, дворцовые и черные земли, когда писал, что с крестьян отдаленных от столицы местностей вместо сборов натурой собирают деньги по весьма высоким окладам: если верить ему, выть в 7 - 8 десятин платила столько, что по расчету на наши деньги приходилось платежей по 11 - 22 рубля на десятину. Здесь разумелись и оброки, и казенные подати, которых к концу XVI в. насчитывают до 1 1/2 рублей с десятины и даже больше. В эпоху освобождения крестьян выкупные платежи с подушной податью, государственным общественным сбором и с мирскими повинностями едва ли где достигали и минимального размера платежей по Маржерету. В XVI в. нередко крестьянин обязывался давать за землю вместо оброка долю урожая, пятый, четвертый или третий сноп. Из остатка он должен был выделить семена для посева, обновлять свой живой и мертвый инвентарь, платить казенные подати и кормить себя с семьей. Трудно уяснить себе, как он изворачивался со своими нуждами, особенно при господстве незначительных наделов. Тяжесть повинностей и недостаток средств отнимали у крестьянина охоту и возможность расширять свой скудный окладной участок; но он искал подспорья в ускользавших от тяглового обложения угодьях и промыслах, какие доставляло обилие вод, леса и перелога. Этим можно объяснить признаки некоторой зажиточности, тогда заметные даже в малоземельных хозяйствах. Не лишен интереса небольшой неизданный документ, лежащий, правда, за пределами изучаемого периода, но бросающий ретроспективный свет на конец XVI в., - это составленная в 1630 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

537–547 об.). Сборник 50-х годов XVI в. Филигрань: Сфера под звездочкой-Лихачев, 1758 (1555 г.), 1795 (1557 г.). Егоровский вариант Текст близок к варианту Ундольского, но имеется искажение в заглавии («забывшаго чюдеси»), Темир-Аксак собрался идти «таи на Русскую землю», сохранено чтение «вижь несмиренаго варвара». 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 950 (л. 94–99). Сборник 80-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с короной и 5-лепестковым цветком – Лихачев, 2702, 2706 (1480-е годы); Голова быка под стержнем с 5-лепестковым цветком, с подвешенным снизу треугольником – три варианта, один из которых близок к знаку рукописи ГИМ, Увар., 18 (1°) конца 80-х годов XV в. Заголовок: «Месяца августа 26, на память святыхъ мученик Андреяна и Наталии. Повесть полезна от древняго писаниа сложена, являющи преславно забывшаго чюдеси о иконе Пресвятыя Богородица, еже нарицаеться Владимерьская, яко прииде от Владимеря в боголюбивыи град Москву избавити град вашь (в других списках – нашь) от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) Ярославский музей-заповедник, 15326 (л. 201 об. – 209). Сборник конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. 3) РНБ, Соловецкое собр., 805 915 (л. 380 об. – 391 об.). Сборник 1557 г. 4) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 678 (л. 701– 718 об.). Сборник последней четверти XVI в. 5) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 564 (л. 561–576 об.) Сборник конца XVI – начала XVII в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 266 (л. 491 об. – 507 об.) – в части сборника, относящейся к концу 30-х – началу 40-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под цветком – Дианова и Костюхина, 839 (1638 г.); Щит с рожком и литерами МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). 7) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 408 (л. 267–280 об.). Сборник середины XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 1134 (1647 г.). В списке Темир Аксак назван «Железной ногой». 8) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 378 (л. 129–144). Сборник 1688–1689 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

43 В памятниках XVI века отмечаются и общие причины, по которым вотчины переходили во владение монастырей. В грамоте 1535 года указывается, что монастыри предлагали вотчинам большие деньги за их земли (Павлов, е. с, стр. 102–103). Курбский передает, что бояре захватили себе дворцовые села и волости и щедро раздавали их духовенству (там же стр. 103). Собор 1551 года жаловался также на захват земель государевых монастырями (А. Э. I, 227, стр. 218) – Вообще как ослаблению контроля над поземельною собственностью в государстве при Василие Ивановиче и в малолетство Грозного, так и экономические затруднения светских вотчинников были условиями, благоприятствовавшими развитию монастырского землевладения. (Ср. С. В. Рождественского , Служилое землевладение в Московском государстве XVI века, СПБ. 1897, стр. 78–120). Поэтому в истории вотчин разных монастырей повторялись однородные явления. Так, если судить по фактам сообщенным А. В. Горским в «Историческом Описании Троицко-Сергиевой Лавры» (М. 1878, Чт. Общ. Ист. и Др. Росс., ч. IV, стр. 195–196) с 1432 по 1515 год в ней было куплено вотчин на 228 рублей; с 1516 по 1551 год – на 6563 рубля; с 1551 по 1573 год – на 7395 рублей с 1575 по 1584 год – на 700 рублей. Наиболее ценные приобретения, таким образом, были сделаны в промежуток времени между 1551 и 1573 годами. 45 Сравн. слова соборного приговора 11 мая 1551 года по Строевскому списку Стоглава: «А что из старины по уложенью великого самая Ивана Васильевича всея Русии и по уложенью великого князя Василья Ивановича всея Русии, во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Беле озере, на Рязани, мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продовали и по душам в монастыри без докладу не давали» (А. Э. I, 227, стр. 219). Сравн. прим. на стр. 41. 47 Н. Д. Чечулин (Города Моск. государства в XVI в., СПБ. 1889, стр. 170, 348:345) подметил эту особенность в деятельности духовенства. 48 Покупке дворовых мест в Понизовых городах могло благоприятствовать понижение стоимости городской земли, происходившее под влиянием бегства посадских людей со своих мест в 70–90-х годах XVI века (Н. Д. Чечулин, 1. с., стр. 320, 322, 345 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010