1 почтение. Слава Бога беспредельна ( Пс. 56,6.12 ). Почитать Господа долг Его народа ( Пс. 28,1.2 ). бесславящие. Поведение, противоположное почитанию Господа и страху пред Ним (1,6.7.12.13). Это слово часто встречается в Притчах Соломона (1,7; 15,20; 23,22), где оно переводится как «презирают», «пренебрегают», «не пренебрегай» или «презрит» (23,9). См. 2Цар. 12,9.10 . 1 нечистый хлеб. По-видимому, эти слова относятся к жертвенным животным, см. ст. 8 (слово «хлеб» в Ветхом Завете иногда обозначает всякую жертву вообще, ср. Лев. 21,6 ; Чис. 28,2 ). «Нечистый» означает ритуально нечистое и потому неприемлемое. Оскорбления Богу наносятся не только нарушениями ритуала, но, в еще большей степени, тем отношением к Нему, которое стоит за такими нарушениями ( Быт. 4,3.5 и ком.; Евр. 11,4 ). трапеза Господня. Это выражение применительно к алтарю употребляется в Ветхо Завете только здесь и в 1,12. 1 больное. Закон строго запрещал подобные жертвоприношения ( Лев. 22,22 ; Втор. 15,21 ). 1 велико будет имя Мое между народами. Бог обещает грядущее торжество Его царства славы. Выражение «от востока солнца до запада» часто указывает на Его эсхатологически предопределенное явление всему миру ( Пс. 49,1 ; Ис. 45,6; 59,19 ). на всяком месте. Прославление Бога «на всяком месте» противопоставляется поклонению, которое, по слову Господа, должно быть в Иерусалиме ( Ис. 2,2–4; 66,19–21 ; Зах. 14,16–21 ). Недостойные Бога жертвоприношения, которые совершаются в настоящем, противопоставляются чистым жертвоприношениям в будущем. Обетование, данное в этом стихе, исполняется ныне, когда Христос собирает Свое Царство священников из всех народов ( Откр. 5,9.10 ); окончательно же оно свершится в будущем, когда народы соберутся воедино, чтобы прославить Бога ( Откр. 21,27 ). 1 Я Царь великий. Бог есть не только Отец (1,6; Исх. 4,22 ) и Владыка, и Царь. Представление о Боге как о Царе сформировалось в ветхозаветной религии уже в ранние времена ( Исх. 5,18 ; Чис. 23,21; 24,7 ; Втор. 33,5 ). См. Пс. 92–99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Исаии (7, 14): се Дева во чреве приимет и родит Сына, а также слов прор. Михея (5, 3) доколе не родит имеющая родить. Дева, носящая во чреве Мессию, есть в собственном смысле жена, окружающая мужа. Контекст речи, полагает Кнабенбауер, подтверждает такое толкование. Во всей 31-й гл. кн. прор. Иеремии и даже в предшествующей речь идет о временах мессаинских; поэтому и ст. 21-й 31-й главы имеет мессианский характер. Выше в 30, 9 и 21 пророк предвозвещал, что иудеи после возвращения из плена будут служить Давиду царю, что из среды их самих произойдет «вождь и владыка». Если в 31, 21 пророк снова обращается ко временам послепленным и говорит о муже сильном (geber), то, по мнению Кнабенбауера, он, очевидно, имеет в виду того же будущего царя Давида, владыку и вождя, явление которого он уже предсказал. При таком толковании слов пророка становится ясным, почему то, что «жена окружит мужа» он представляет делом Божиим, чем-то новым на земле и выставляет это, как мотив для возвращения иудеев в отечественную землю 7 . Другие сторонники разсматриваемого толкования, кроме оснований, указанных Кнабенбауером, приводят в пользу его еще некоторые свидетельства предания. Так, Кастро указывает речь св. Софрония de annuntione virginis, Аллиоли ссылается на Иустина мученика , Трошон цитует sermo de nativitate Domini св. Киприана, sermo IX de tempore блаж. Августина и толкования св. Григория Великого на 1 Цар. 8 . Как ни многочисленны изложенные основания, однакоже их нельзя признать достаточными. Прежде всего, несомненно, что если-бы под женою пророк разумел Деву Марию, то он не употребил бы слова nekebah. Происходя от nakab (колоть, сверлить), nekebah выражает общее понятие о женщине со стороны ея половой особенности и употребляется в этом смысле не только о людях ( Быт. 1, 27; 5, 2 ; Лев. 12, 5. 7; 15, 33 ), но и о животных ( Быт. 6, 19; 7, 3. 9. 16 ; Лев. 3, 1. 6; 4, 28. 32 ). Вместо неопределенного nekebah у пророка, нужно ожидать, стояло-бы специальное betulah (дева) или, по крайней мере, almah.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Употребление в Новом Завете слова харизма по количеству относящихся сюда мест довольно ограничено, сравнительно со словом χρις. Именно, харизма в Новом Завете употребляется всего только 17 раз. Из них только один раз слово это употреблено ап. Петром в его Первом послании 4:10, а все остальные случаи приходятся на долю ап. Павла 36 . В Послании к Римл. апостол употребляет это слово шесть раз; в 1 Кор.– семь; в рассматриваемом нами отделе 1Кор. 12–14 – пять. Отсюда видно, что слово харизма – любимое ап. Павлом. Другие новозаветные писатели, за исключением 1Петр. 4:10 , хотя и говорят о духовных дарованиях, но их не называют харизмами. По словам Гейнрици, под учение о духовных дарованиях можно подвести даже притчу о талантах, хотя и осторожно 37 . В некоторых случаях и сам ап. Павел употребляет, вместо харизмы, другие подходящие выражения. Напр., в 1Кор. 12:7 , вместо слова харизма, употреблено выражение, «явление Духа», или вместо харизма пророчества или дар пророчества говорится просто: пророчество (ст. 10). Как и у церковных писателей, харизма в Новом Завете имеет различные, хотя, может быть, и не столь разнообразные значения. Слово это в Новом Завете означает: дар божественной благодати; так называется естественный дар воздержания, обязанный своим происхождением милости Бога Творца, 1Кор. 7:7 ; освобождение от великой опасности для жизни, 2Кор. 1:11 ; дар веры, Рим. 1:11 ; дар божественной благодати, освобождающей грешника от наказания за его грех и доставляющей ему вечную жизнь, Рим. 5:16 и след.; 6:23; множеств. χρισματα употребляется об отдельных благодеяниях христианского спасения, Рим. 11:29 ; в специальном смысле у апостола Павла харизмами называются чрезвычайные способности, которыми отличались христиане. Они сообщались ради духовной пользы отдельных лиц или всего христианского общества, и получение их относилось к влиянию на душу божественной благодати чрез Св. Духа, Рим. 12:6 ; 1Кор. 1:7; 12:4,31 ; 1Петр. 4:10 . Сюда относятся еще харизмы исцелений 1Кор. 12:9, 28, 30 ; специальные способности, необходимые для евангельской проповеди , 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Церковная традиция вслед за евангелистом Лукой связывает образование ИПЦ с явлениями Воскресшего Спасителя в Иерусалиме и Его наставлением ученикам не покидать Св. град, ожидая начала эсхатологических событий (Лк 24. 36-53; Деян 1. 4, 8, 12). Однако др. евангелисты говорят о явлениях Христа в соответствии с Его пророчеством в Галилее (Мф 28. 16; Мк 16. 7). В Евангелии от Иоанна хотя и описывается явление Христа ученикам в Иерусалиме (Ин 20. 11-29), но затем повествование переносится в Галилею (Ин 21). Также обращает на себя внимание тот факт, что в греко-рим. традиции христиане долгое время (начиная с Эпиктета во II в. и заканчивая имп. Юлианом Отступником в IV в.) были известны под именем «галилеяне». Управление и структура общины Согласно кн. Деяния св. апостолов, управление ИПЦ изначально осуществлялось группой из Двенадцати (Деян 2. 42-43; 4. 33, 35, 37; 5. 1, 18, 29, 40; 6. 6; 8. 1, 14; 9. 27; 11. 1), среди к-рых особо выделялись ап. Петр, чаще всего выступавший от лица всей Церкви (Деян 1. 15; 5. 1-11, 15, 29), а также Иаков и Иоанн Зеведеевы. По словам автора Деяний, даже во время гонений эти апостолы оставались в Иерусалиме (Деян 8. 1). Кроме того, особую роль в общине играли «братья Господни», и прежде всего Иаков Праведный (в зап. традиции, к-рая следует за блж. Иеронимом, Иаков считается принадлежащим к 12, поскольку отождествляется с ап. Иаковом Алфеевым, тогда как вост. традиция относит его к числу апостолов от 70 либо ставит отдельно от апостолов). По словам ап. Павла, во главе ИПЦ стояли «столпы» Иаков, Петр и Иоанн (Гал 2. 9) (вероятно, за этим образом кроется представление о христ. общине как об эсхатологическом храме (ср.: Притч 9. 1); в кумран. текстах лидеры общины также называются «основаниями» и «столпами» - 1QS 7. 17; 1QSa 1. 12; 4QpPsa 1-10/3. 15-16). После убийства в 44 г. по Р. Х. ап. Иакова Зеведеева (Деян 12. 1-2) Иаков, брат Господень, становится главой ИПЦ (поэтому в более поздней традиции именуется 1-м епископом Иерусалима). Вокруг него формируется совет из «пресвитеров» (Деян 11. 30; 15. 2, 4, 6, 22, 23; 16. 4; 21. 18; ср.: Иак 5. 14), к-рых нельзя полностью отождествлять со священным чином последующей эпохи. Вероятно, пресвитеры были старейшинами, поскольку в результате смены поколений внутри общины наряду с группой тех, кто раньше обратились ко Христу и обладали большим опытом духовной жизни, появились и более молодые участники. Подобная модель управления постепенно упрочилась и в др. Церквах, так что наименование Иакова Праведного «епископом» допустимо, если учитывать и дохрист. аналоги этого служения (в т. ч. в кумран. текстах; подробнее см. ст. Епископ ).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Акафист Л. и. составила в годы после Октябрьской революции в Петрограде насельница монастыря мон. Анастасия. Описания чудес, происшедших от Л. и. (многочисленные исцеления и даже воскрешение младенца), были опубликованы в 1900 г. прот. Николаем Страшевичем, наиболее ранние из них, очевидно, относятся к кон. XVII в.; запись чудес была возобновлена насельницами Леснинского монастыря (см.: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973), продолжается и в наст. время. В правосл. ц. арх. Михаила (св. Анны) в дер. Ст. Корнин (совр. с. Стары-Корнин Подляского воеводства, Польша) находилась чудотворная Корнинская икона Божией Матери (1709), которая, по сведениям историков XIX в., была копией Л. и. Эта икона также славилась чудесами исцелений: «...до воссоединения униатов, при церкви (тогда униатской) хранилась… масса костылей, оставляемых больными, после получения пред иконой исцеления» ( Покровский Ф. В. Археологическая карта Гродненской губ. Вильна, 1895. 71); в кон. XIX в. в церкви находились кандалы, упавшие с ног невинно осужденного после молитвы пред иконой (Там же). В наст. время в Лесьна-Подляска в костеле находится еще одна копия Л. и., к-рую католич. паства считает той самой, явленной в 1683 г. иконой. Однако с художественной т. зр. «вторичный» характер исполнения иконы, не несущей определенных стилистических черт эпохи в отличие от иконы из Шовенкур-Провмона, свидетельствует против этого предположения. Лит.: Фратеркулюс (псевд., Лебединцев Ф. Г.). Явление чудотв. иконы Богоматери в Лесне, в связи с др. совр. событиями на Руси//Киев. старина. 1883. Т. 7. 9/10. С. 294-297; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887. С. 118, ил. на с. 173. Прил. С. 11-12, 45; Рус. паломник. 1887. 3. С. 15; Поселянин Е. Богоматерь. С. 591-593; Православные рус. обители. С. 633-635; Маевский В. Лесна, Хопово - Фуркё: Подвижницы любви. Сан-Паулу, 1962. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/2463593.html

е. ею постоянно руководствуйтесь ею повторяйте каждый шаг в своей жизни. А что есть воля Божия о нас? К чему призывает она нас в жизни вообще? Воля Божия о нас по апостолу, есть святость наша (1 Фессал. 4, 3), т. е. чтобы мы, как освященные, во всем поступали согласно с Божией правдой и истиной. Не сообазоваться веку сему, но преобразоваться обновлением ума нашего ( Римл.12, 2 ) быть светом мира ( Мф. 5:14 ) солью земли (ст.13) – вот к чему призываемся мы в жизни, как христиане; поэтому-то и в молитве Господней научены мы молиться Отцу небесному прежде всего о том, “да святится имя твое; да прийдет царствие твое; да будет воля твоя, яко на небеси и на земли”. Кто так живет и трудится в жизни, – живет и трудится именно постоянно во славу Божию и для своего вечного спасения, для укрепления и расширения царства Божия на земле, – тот, во-истину, может также сказать о себе, подобно св. апостолу, при конце жизни, что он жил не напрасно, не бесплодно, – подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру сохранил; и если но с дерзновением, то с смиренным упованием может также ожидать себе от своего праведного Судьи венца правды, как обетованной награды всех возлюбивших явление Его ( 2Тим. 4:8 ). Итак, кто же, спросишь в заключение, мудро и осмотрительно пользуется в жизни временем? Тот, повторим, кто дорожит временем, не попуская и малым промежуткам его приходить без того или другого и полезного дела; кто далее, среди изменчивых и иногда весьма злых обстоятельств времени наступает всегда мудро и осторожно, направляя все встречающиеся в жизни во благо себе и другим; кто в особенности, руководимый всегда ясным разумением и памятованием воли Божией, умеет управлять временем, не идет рабски вслед его, а держит, напротив, его в своей власти, не побеждается злом его, на сам побеждает постоянно зло добром, так что светом своих христианских дел и подвигов не только сам прославляет, но и других побуждает также прославлять Отца нашего, иже на небесах. Какое, спросить, быть может, кто-либо, отношение имеет предмет нашей беседы к сегодняшнему торжеству нашему? Очень близкое и понятное. Сегодня не долгом только христианским, но и долгом верноподданическим призываемся все мы помолиться с особенным усердием и любовью о Благоверном Государе нашем Наследнике Цесаревиче, по случаю дня его рождения. Не будем же не внимательны, – исполним в точности лежащий на нас на сей час важный долг. Помолимся, да управит Господь путь его жизни всегда во благое, да дарует ему силы и крепость совершать многотрудное и высокое течение свое во славу, на радость и счастье и себе, и царственным родителям своим, и всему дорогому отечеству нашему! Аминь. Читать далее Источник: Рождественский В.Г. Как пользоваться временем : Слово в день рождения Благоверного Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича//Христианское чтение. 1886. 7-8. С. 3-10. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Молченская чудотворная икона Божией Матери. Молченская икона Божией Матери Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы). Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии. Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года. Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов. По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени. Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм. Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений. На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии - церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь - Молченская пустынь. В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону. Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Ст. 15–17. …Как поступить по закону с царицею Астин?... И сказал Мемухан:... поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими… Опасение, конечно, неосновательное и лицемерное. Так и видно, что раболепный царедворец применяется к страстям своего повелителя и хочет законом утвердить то, что угодно было разгневанному Артаксерксу. Ст. 22. …И посланы были во все области царя письма (указы) ,... чтобы всякий муж был господином в доме своем… Главная цель этих писем, или указов, состояла в извещении народа о низложении царицы. Прибавка же о повиновении жен мужьям, представляющаяся с нашей точки зрения весьма несерьезной и не имеющей государственного значения, имела всю свою важность в древние времена в деспотических государствах востока, где основным началом в семейной жизни был деспотизм мужей, а в жизни государственной – деспотизм царей. Глава 2. Обстоятельства возвышения Есфири а) Царское повеление о собрании молодых и красивых девиц в престольный город Сузы для избрания новой супруги царя (ст. 1–4). б) Известие о Мардохее, его родстве, о времени его пленения и о прекрасной родственнице его, Есфири, взятой им на воспитание, по смерти ее родителей (ст. 5–7). в) Есфирь в царском доме вместе с другими девицами, и предпочтительное внимание, приобретенное ею у Гегая, стража жен (ст. 8–11). г) Двенадцатимесячное приготовление девиц к царю, и обряды, с которыми они являлись к нему (ст. 12–14). д) Явление Есфири к Артаксерксу в седьмой год его царствования, провозглашение Есфири царицей и большой пир у царя, по этому случаю (ст. 15–19). е) Возвышение Мардохея, озлобившее двух евнухов; заговор их против царя, открытый Мардохеем, и казнь их (ст. 20–23). Ст. 7. …И был он (Мардохей) воспитателем Гадассы,– Она же Есфирь... Гадасса – было еврейское имя Есфири; по словопроизводству, оно значит – мирт. Есфирь же – слово персидское, и значит – звезда. Полагают, что это имя приняла Есфирь после того, как приблизил ее к себе царь персидский. Ст. 10. …Не сказывала Есфир ни о народе своем, ни о родстве своем; потому что Мардохей дал ей приказание, чтоб она не сказывала… Очевидно, что при выборе девиц для царского гарема, не считалось нужным собирать сведения, насчет их национальности и происхождения; в противном случае, Есфири нельзя было бы укрыться. Скрывать же свое происхождение ей советует Мардохей для того, чтобы не было ослаблено впечатление на царя от ее красоты; ибо евреи, бывшие пленниками персидскими, внушали к себе презрение за веру и за прочие национальные особенности, резко отделявшие их от язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

6 ст. О сем радуйтесь, поскорбивши теперь немного, если нужно, от различных искушений. О сем, т. е. что вы избраны ко спасению и наследию небесных благ, радуйтесь, даже если бы вам привелось в этой временной жизни немного поскорбеть от различных искушений, т. е. если бы вам и привелось в этой жизни перенести гонения за веру, которым христиане подвергались как со стороны язычников, так и иудеев. 7 ст. Дабы испытанная вера ваша       оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа. Среди таких гонений ваша вера сделается лучше, чище, драгоценнее золота, потому что золото, хотя и очищается огнем и делается качественно лучше, но оно, как и всякое вещество, по времени погибнет, а вера, очищенная испытаниями и выдержавшая их, на суде Божием является драгоценнее золота. Такую-то веру и увенчает Господь во 2-е свое пришествие славою и честью. 8 ст. Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 9 ст. достигая наконец верою вашею спасения душ. Этого-то Господа Иисуса Христа вы, не видевши, любите, и если эта любовь к Господу, Которого вы не видели, и не видя, в Которого вы веруете, наполняет ваше сердце неизреченною радостью, т. е. которую и словами нельзя передать, то какую же радость вы испытаете, когда по вере вашей достигнете цели вашей жизни, спасения душ ваших. 10 ст. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати. Это-то спасение и было предметом изыскания, исследования пророков. Они-то и предсказывали о назначенной вам благодати, которая обильно изольется на вас – христиан. 11 ст. Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Вот почему они старались исследовать, т. е. точнее определить самое время, когда это будет и на которое им указывал, сущий в них, Дух Христов. Дух святой здесь называется Духом Христовым по единосущию со Христом и потому, что предметом откровения Духа Святого пророкам был Христос и Его искупление людей. Посему: Дух святой предвозвещал чрез пророков о страданиях Христовых, Его воскресении и прославлении, а они (пророки) старались указать, когда все это будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

33). Авв.3:4 . Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Ст. 4 изображает внешнюю, чрезвычайно блестящую обстановку грядущего явления Бога: и всей материальной природы только яркий свет солнца может приблизить к пониманию небесную величественность Богоявления; при этом лучи солнца, подобно разодевающие явление Бога (ср. Пс 103.2 ), уподобляются, – как это обычно и в арабской поэзии, – рогам (ср. Исх 34.29 ; Пс 21.1 ). Нечего и говорить, как приличен этот образ в предложении ко Христу – Солнцу правды. Последние слова ст. 4 – вместо евр. вешам хивион уззо, Vulg ibi abscondita est fortitudo ejus, русск. синод.: «и здесь тайник Его силы», – LXX имеют: και εθετο αγαπησιν κραταιανιαχυος αυτου, слав.: «и положи любовь державну крепости своея», откуда видно, замечает блаж. Иероним, что по чтению LXX «даже и эти слова следует понимать в отношении к Христу, (именно) что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и Сияние Свое сделал как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего и любить не слабою любовию, но крепко и сильно» (блаженный Иероним, с. 196–197). Авв.3:5–7 . Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и по­колебал землю; воз­зрел, и в трепет при­вел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Груст­ными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Ст. 5–7 указывают разные грозные явления, сопутствующие явлению Бога в мире, причем образы этих явлений очень употребительны в других священных писаниях. Так, для ст. 5, говорящего о язве т. евр. дебер, и убийственном зное, евр. решав, параллелями служат Исх 9.3 и Втор 32.24 . В тексте LXX слово дебер, прочитанное, очевидно, как дабар, слово (что всегда было возможно при отсутствии вокализации) передано через λογος, слово; иначе передается в греко-слав. тексте и вторая половина ст. 5. Блаженный Иероним замечает: «если согласно LXX мы прочитаем: Пред лицем его предидет слово, и по стопам его выйдет на поля, то это значит, что слово Божие пред пришествием Его, которое иносказательно теперь называется лицом, будет предшествовать Ему и уготовлять сердца верующих, чтобы исправить неправое и уравнять неровное, и чтобы душа слушателя, как бы подобная возделанному полю, могла воспринимать духовное семя» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010