Когда в 1922 г. греч. правительству было необходимо разместить на территории Греции 1,3 млн беженцев из М. Азии и оно обратилось с просьбой предоставить во временную аренду монастырские подворья, отцы Д. оставили для своих нужд 2 подворья, а остальное передали в аренду (22 сент. 1923). Процесс оформления «аренды» продлился 10 лет, в результате чего Д. почти полностью лишился крупнейших подворий, не удержав даже того, что собирался оставить. Постепенно были проданы по низким ценам и др., более мелкие владения, средства от их продажи Д. не смог выгодно вложить (как правило, в строительство зданий в Фессалонике, к-рые в наст. время не приносят Д. заметного дохода). В 1926 г., вскоре после принятия «Уставной хартии» (1924), Свящ. Кинот обратился ко всем афонским мон-рям с требованием составить устав внутренней жизни и самоуправления, согласовав его с общими правилами. Этим уставом, утвержденным Свящ. Кинотом в 1927 г., Д. руководствовался в течение 53 лет. Новый внутренний устав Д. из 64 пунктов, составленный в 1944 г. в конце периода нем. оккупации и во время захвата Афона отрядами коммунистической оппозиции, просуществовал лишь неск. месяцев, затем стал действовать прежний устав. В посл. трети XX в. в связи с сокращением числа приходящих в мон-рь для пострига, постепенным уходом из жизни старых насельников, уменьшением доходов и продолжением процесса продажи монастырской собственности возникла необходимость введения в Д. общежительного устава - преобразования, давшего результат в др. святогорских обителях. В 1975 г. рассматривался вопрос о заселении Д. путем приема иноков из мон-ря Филофей с условием, что при переходе обители на общежительный устав образ жизни старых монахов не изменится. Однако у этого проекта нашлись противники, и он не был осуществлен. Попытки начальствующих Д. решить проблему нехватки людей путем приема сомнительных братьев (зилотов из мон-ря Эсфигмен и др.) привели руководство мон-ря к противостоянию с правлением Св. Горы. В ответ на это и нек-рые др. действия, противоречащие внутреннему уставу Д., Свящ. Кинот в сент. 1979 г. назначил комиссию из 3 членов для принятия участия в собраниях старцев Д. с целью решить вопрос заселения обители. После достижения согласия среди членов собрания был назначен 15-дневный срок для переговоров с различными обителями, и в сент. 1980 г. с благословения игумена мон-ря Кутлумуш архим. Христодула в Д. перешли 6 монахов и 2 послушника. Затем был поднят и положительно решен вопрос о переходе на киновийный устав, к-рый был официально утвержден патриаршим сигиллием от 26 февр. 1980 г. с назначением наместником Д. иером. Кирилла.

http://pravenc.ru/text/180375.html

был изъят из юрисдикции Трирского архиепископа и получил статус королевского аббатства ( Anton. 1987. S. 181-182, 186-187). В 1-й пол. IX в. мон-рь предположительно возглавлял Элизахар, канцлер имп. Людовика Благочестивого, который был также аббатом мон-рей св. Альбина (Сент-Обен) в Анже и св. Рихария (Сен-Рикье) (Ibid. S. 200). Самое раннее достоверное упоминание о мон-ре М. содержится в дарственной грамоте Эрканфриды, вдовы Трирского гр. Нитхада, «монастырю св. Максимина, где почивает [этот] святой... вместе со св. Агрицием и св. Ницетием» (1 апр. 853 - Urkunden- und Quellenbuch zur Geschichte der altluxemburgischen Territorien bis zur burgundischen Zeit/Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 80-84. N 88). В завещании Эрканфриды «св. Максимин» назван среди др. мон-рей Трирского архиеп-ства (Ibid. S. 84-90. N 89). В этом документе упомянут также гр. Адальхард, к-рый, согласно договору об обмене земельными владениями с мон-рем Прюм, был светским аббатом мон-ря М. (18 июня 855 - Urkundenbuch zur Geschichte der, jetzt die Preussischen Regierungsbezirke Coblenz und Trier bildenden mittelrheinischen Territorien/Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 73-74. N 65). Согласно Мерсенскому договору (870), аббатство М. было среди королевских мон-рей, отошедших под власть восточнофранк. кор. Людовика Немецкого (843-876). В апр. 882 г. Трир был захвачен норманнами, к-рые разграбили городские церкви и мон-ри, в т. ч. аббатство М. (MGH. SS. T. 2. P. 213; см.: Anton. 1987. S. 180). По свидетельству Ноткера Заики, среди утраченных монастырских реликвий было богослужебное облачение М. (PL. 131. Col. 1091-1092). Мон. Сигехард сообщает, что мощи святого были спрятаны монахами, к-рые затем погибли от рук норманнов. Во время восстановительных работ место, где находилась святыня, было случайно обнаружено неким строителем из Аквитании, жившим в мон-ре ради служения М. О находке известили архиеп. Радбода (883-915), к-рый после совещания с монахами велел всем жителям города и окрестностей соблюдать 3-дневный пост.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

SS. T. 15. P. 637). Благодаря высокой репутации аббатства, торжественности богослужений и регулярному поминовению усопших клюнийцы получали множество дарений, в т. ч. церквей с приходами и с правом собирать десятину. Мн. епископы выражали недовольство тем, что приходские церкви попадали под контроль монастырей (см., напр.: Constable G. Monastic Tithes from Their Origins to the 12th Century. Camb., 1964. P. 57-83). При О. аббатству Клюни принадлежали земельные владения с зависимыми крестьянами (villae, curtes), как правило находившиеся в непосредственной близости от аббатства, а также церкви и мон-ри (ecclesiae, cellae, monasteria; см. перечисление владений в грамоте папы Римского Григория V (998) - Jaff é . RPR. N 3895-3896). Заботясь о неприкосновенности монастырского имущества, О. велел составить картулярий; эта работа была завершена при его преемнике аббате Гуго I (ркп. Paris. Nouv. acq. lat. 1498). Однако во время голода (1033) аббат пожертвовал страждущим драгоценные церковные сосуды и др. сокровища, в т. ч. корону имп. Генриха II . По свидетельству мон. Йотсальда, О. призывал состоятельных людей поделиться богатствами с неимущими ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 8; ср.: PL. 144. Col. 929). При О. продолжало расширяться объединение клюнийских мон-рей, впосл. известное как Клюнийская конгрегация . Ко времени кончины св. Майоля аббату Клюни подчинялись 37 мон-рей, за годы настоятельства О. их количество увеличилось до 70 (см.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich; Düss., 1996. S. 124). Среди важнейших клюнийских мон-рей были приораты Паре-ле-Моньяль и Сен-Марсель близ Шалона (ныне Шалон-сюр-Сон), к-рый в 999 г. передал клюнийцам Гуго Шалонский, еп. Осера (999-1039) (Recueil. 1884. T. 3. N 2484-2485). Гийом V, герц. Аквитании, уступил клюнийским монахам аббатство Сен-Жан-д " Анжели; правом назначать настоятелей мон-ря пользовался О. ( Ademari Cabannensis Chronicon. 1999. P. 176-177). Аббат начал переговоры о включении в число клюнийских обителей крупного аквитанского аббатства Муассак (см.: Hourlier J. L " entré de Moissac dans l " ordre de Cluny//Annales du Midi. Toulouse, 1963. T. 75. P. 353-363). В 1025 г. О. основал мон-рь Лавут-Шийак в Оверни; его родственники даровали обители земли, за это им гарантировалось вечное поминовение. Согласно акту основания мон-ря, обитель находилась под покровительством св. апостолов Петра и Павла, под защитой Папского престола и под управлением аббата и монахов Клюни (Recueil. 1884. T. 3. N 2788; Iotsaldus. Vita Odilonis. I 13; см.: Iogna-Prat D. Odilon de Mercœur et l " Église clunisienne//Odilon. 2002. P. 61-72).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Киево-Выдубицкий мон-рь: Домонгольское время//ТКДА. 1913. Кн. Т. 3. 10. С. 204-246; 11. С. 339-352; 12. С. 523-565; он же. История Киево-Выдубицкого Св.-Михайловского мон-ря. К., 2011; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Бородулин Г. Памятники о свт. Феодосии Углицком, хранящиеся в Киевском Выдубицком мон-ре//Черниговские ЕВ. 1898. 10. Ч. неофиц. С. 404-412; Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности. К.; СПб., 1900 7; Миллер Г. П. Киево-Выдубицкий Свято-Михайловский мон-рь//ИВ. 1903. Т. 93. Авг. С. 644-653; П. Т. Архим. Евлогий, бывш. настоятель Киево-Выдубицкого мон-ря: (Некр.)//Киевские ЕВ. 1914. 33. Ч. неофиц. С. 819-822; Шероцкий К. В. Киев: Путев. К., 1917; Смирнов В. Завершить реставрацию Выдубицкого архит. заповедника в Киеве//Архитектура СССР. 1956. 11. С. 43-44; Тиманович В. Npaцi apximekmopa Юрасова у icmopiï apximekmypu та бyдibeльhoï mexhiku Украïни. К., 1959. С. 138-147; Каргер М. К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерус. города. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 287-310; Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII вв. М., 1967; Мироненко О. К. Дpebhi Buдyбuчi. К., 1971; Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 60-76; Мовчан I. I. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя на Видубичах//Cmapoдabhiй Киïв. К., 1975. С. 80-106; он же (Мовчан И. И.). Древние Выдубичи. К., 1982; он же. Давньокиïвська околиця. К., 1993; Жолтовський П. М. Украïнський живопис XVII-XVIII ст. К., 1978; Асеев Ю. С. Архитектура Древнего Киева. К., 1982; Логвин Г. Н., Логвин Н. Г. Ансамбль Выдубицкого мон-ря XI-XIX вв.//Мат-лы к своду памятников истории и культуры народов СССР по УССР. К., 1985. Вып. 3. С. 7-11; Логвин Н. Г. Михайловская ц. на Выдубичах в Киеве//Сов. Арх. 1986. 4. С. 266-272; Раппопорт П. А. Зодчество Др. Руси. Л., 1986; Комеч А. И. Древнерус. зодчество кон. Х - нач. XII в. М., 1987; Бикова Р. П. Видубицький мон-р//З icmopiï укр. pecmabpaцiï. К., 1996.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Образ жизни святогорских монахов подчинен главной цели их пребывания на А.- молитвенному служению Богу (см. также разд. «Богослужение»). Монашеская молитва бывает общей и частной. Во время общих молитв (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, божественная литургия) монахи собираются в главном соборном храме (кафоликоне) и малых храмах (параклисах) мон-ря. Основу частной молитвы составляет краткая Молитва Иисусова . Особо почитается на А. Богородица, считающаяся единственной Владычицей Св. Горы. Главным занятием подвижников является непрестанная молитва. Келейное монашеское правило (канон) обязательно для всех монахов; церковные последования насельники келлий служат не так полно, как в мон-рях (иногда они могут заменяться молитвами по четкам). Одной из особенностей монашеской молитвы считается молитвенное бодрствование во 2-й пол. ночи, когда большинство людей спят, и неусыпная всенощная молитва по важнейшим праздничным дням. Келейное правило в святогорских обителях совершается преимущественно по четкам и сопровождается земными поклонами (μετνοιαι, ср. слав.  ). В большинстве мон-рей правило имеет 2 степени: для послушников (3-5 четок, 30-50 земных поклонов) и для всех монахов (12 четок и 100-150 (для великосхимников 300) земных поклонов). В древнейших общежительных мон-рях Иисусова молитва читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва Пресв. Богородице - так: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». В мон-рях, недавно принявших общежительный устав, словесная форма молитв может незначительно отличаться. На 12 четок-сотниц молитвы распределяются следующим образом: 9 - Иисусу Христу, 3 - Пресв. Богородице. По святогорской традиции молитвы читаются достаточно быстро: на 100 Иисусовых молитв по четкам обычно уходит от 2 до 10 мин. Земные поклоны в греч. мон-рях совершаются во все, в т. ч. праздничные дни, кроме воскресений и Светлой седмицы. Келейное правило совершается стоя, с крестным знамением и малым поясным поклоном на каждой молитве. Правило ко св. Причащению в большинстве мон-рей читается в храме по книге (канон и молитвы); в мон-ре Филофея и нек-рых др. обителях (т. н. филофеитских мон-рях) - келейно по четкам (1200-1500 молитв Иисусовых). Др. особенность филофеитской традиции, основанной на духовном предании старца Иосифа Исихаста († 1959),- еженощное келейное бдение в течение 4 ч. до полунощницы: келейное правило по четкам, умная молитва (от 30 мин. до 1 ч., без четок), чтение Свящ. Писания и святоотеческих творений.

http://pravenc.ru/text/77102.html

К нач. XX в. в Г. м. находились каменный 3-этажный келейный корпус, 3 одноэтажных здания (кельи, трапезная и просфорная), деревянный на каменных столбах скотный двор, баня, каменная ограда XVIII в. с башенками по углам, декорированными ширинками с изразцами. В вост. части, где располагались св. врата с Покровской ц., было построено «двое местных ворот, одни для торжественных крестных ходов, другие для въезда», на юго-зап. стороне - въездные ворота, на северной - калитка. Братский корпус. Фотография. 2005 г. Штат мон-ря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов. По штатам 1764 г. мон-рю полагалось иметь 7 чел. братии. В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца. Материальное обеспечение Г. м. до 1764 г. складывалось из сумм, полученных за требы и за сдачу в аренду пахотной земли и угодий. Мон-рь владел 2 деревнями в Купленской вол. и Лухманском стане Гороховецкого у. В 1661 г. за Г. м. числилось 15 дворов, в 1700 г.- 18. По ревизии 1748 г., в них проживало 76 мужчин. Мон-рь владел также пустошами, лугами и покосами за р. Клязьмой, пользовался мельницами Опаринской, Белинской и Ширяевской в заречье «на Великои Печкурскои истоке». О ружном жалованье известно крайне мало. Сохранились грамоты о получении в первые годы существования мон-ря из Н. Новгорода по «безмену», а с 1661 г. по пуду воска в год на церковные нужды. С XIX в. Г. м. отчислялись небольшие штатные суммы и деньги за аренду пахотной земли и угодий. С 1804 г. Г. м. владел 40 дес. пахотной земли при дер. Крюковке Судогодского у.; 4 пожни в черте городской земли ему пожертвовали в 1819 г. гороховецкие мещанки Пелагея Петровна и Ульяна Афанасьевна Кожевниковы; мон-рь имел мельницу Золотуха на р. Люлих со смежной с ней землей и лесом на 85 дес. 1284 сажени, что было окончательно закреплено за мон-рем сенатским указом от 5 сент. 1898 г.; с 1819 г. мон-рь пользовался рыбными ловлями на р. Лух и у с. Лукино Мугреевской вол. Вязниковского у. Также Г. м. обладал неприкосновенным капиталом в доходных билетах, на 1917 г. составлявшим 23 530 р. 1918-1992 гг.

http://pravenc.ru/text/166259.html

Первоначально М. не поддерживал Григория , к-рый был поставлен на Киевскую кафедру в Риме униатским К-польским патриархом Григорием III Маммой . Вместе с Черниговским и Брянским еп. Евфимием (впосл. епископ Суздальский) М. был в числе наиболее последовательных сторонников поддержки в ВКЛ прав Киевского митр. Ионы. Известно неск. посланий Ионы, одним из адресатов к-рых был М. В 1459 г. через земли его епархии проходил путь московских послов - настоятелей Троице-Сергиева мон-ря игум. Вассиана I (Рыло) и Кирилло-Белозерского мон-ря Кассиана, направленных в Киев к вдовствующей Киевской вел. кнг. Анастасии Васильевне Московке, ее детям и братии Киево-Печерского мон-ря с целью агитации в поддержку митр. Ионы. В апр.-дек. 1459 г. в Москве проходили переговоры с королевскими послами писарем Якубом и киевским боярином Ивашенцем, которым сообщили о непризнании московской стороной прав Григория на Киевскую кафедру, о поездке митрополичьих московских послов в ВКЛ и мнении митр. Ионы о происходящих событиях (ПДРКП. 87-88/I. Стб. 645-664; РФА. 2008. 24. С. 137-140; 34. С. 160-161; 51. С. 193-196). 13 дек. 1459 г. по этому поводу М. было отправлено послание правосл. епископов Сев.-Вост. Руси (ПДРКП. 84. Стб. 632). Однако к апр. 1460 г., после Берестейского съезда, когда стало известно о постоянстве позиции кор. Казимира IV Ягеллончика в вопросе о митр. Григории, М. вслед за большинством правосл. архиереев (прежде всего Полоцким еп. Каллистом) изменил свою позицию и, по-видимому, формально признал его права на Киевскую кафедру. Вместе с тем в источниках нет сведений о прямых контактах между М. и Киевским митр. Григорием. Занятие М. Смоленской кафедры привело к увеличению внимания вкладчиков к его Черейскому мон-рю. В 1454 г. обители и «господину отцу своему и по плоти брату моему Мисаилу, владыце Смоленскому» его родной брат пожаловал «свое дельницо, што на мене пришло, отчины и дедины» (АСЗР. Т. 2. 1. С. 3). В 1465-1468 гг. обитель получила ряд пожалований от князей Друцких. В 1465 г. в мон-рь был сделан вклад матерью М. инокиней Агафией, к-рая «записала есми бонду свою, у Витебску, селце Улановичи» в Черейский мон-рь и «сыну своему Мисайлу, владыце Смоленьскому, со всим с тым, што к тому селцу слушает, с пашною землею и с водами и сеножатьми» для «своей души и на память и всему роду своему». За этот вклад М. должен «мене кормити и мною печаловатися до моего живота, а по моем животе душею моею печаловатися ему» (АЗР. Т. 3. 101/I-VII. С. 230-233). Расширение владений обители, созданной М., укрепляло его положение не только на Смоленщине, но и в Витебской губ., входившей в состав Полоцкой епархии, архиереи к-рой были очень влиятельны при Виленском дворе. В столице ВКЛ Смоленский архиерей добился подтверждения прав обители кор. Казимиром Ягеллончиком.

http://pravenc.ru/text/2563368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАНЦ [Киранцванк; арм. Ki8anc vanq ], мон-рь на севере Армении (обл. Тавуш, историческая обл. Гугарк), в 12 км к юго-западу от сел. Киранц, в долине р. Воскепар. Был построен в 1-й пол. XIII в., в эпоху расцвета Армении при княжеской династии Захаридов (Закарянов) и являлся армяно-халкидонитской правосл. обителью. Об основателях и ктиторах мон-ря нет точных сведений; по косвенным данным, ктитором был Аваг, сын Иване из рода Захаридов. Название мон-ря восходит к греч. κρος - господин, может указывать и на правителей из династии Захаридов, и на их вероисповедание. Комплекс мон-ря состоит из 3 храмов, 2 притворов, трапезной, жилых и хозяйственных помещений, кладбища. Мон-рь обнесен каменной оградой со входом с юго-запада. Храмы выстроены из сырцового кирпича с использованием отдельных каменных деталей (напр., карниз барабана). Такая техника не характерна для Закавказья, но известна в некоторых постройках XIII в. (церкви Срвех, Воскепар, кафоликоны мон-рей Кинцвиси , Тимотесубани ). Использование кирпича могло быть следствием влияния мусульм. (сельджукской, иранской) архитектуры. Об этой же традиции свидетельствует и изразцовая мозаика барабана. Главный храм крестово-купольного типа, с 2 свободно стоящими опорами на зап. стороне. Фланкирующие апсиду 2-этажные пастофории имеют выход в наос, сев. пастофорий сообщается с апсидой, что может свидетельствовать о совершении литургии по визант. обряду (по ходу службы необходимо было, чтобы пастофорий был связан с апсидой; аналогичное строение церкви Кинцвиси). Согласно той же традиции, апсида храма К. низкая в отличие от высоких апсид арм. церквей. Купол храма опирается на паруса, а 4 подкупольные арки имеют стрельчатую форму. Барабан купола цилиндрический изнутри и 8-гранный снаружи. Храм освещается с помощью 8 узких продолговатых окон барабана, 3 окон в алтарной части (апсида и пастофории), а также окон сев. и юж. фасадов. Вход в храм - через зап. и юж. притворы, к-рые обложены тесаным камнем. Храм отличается вытянутыми пропорциями, в т. ч. удлиненным барабаном и его шатровым покрытием; тот же эффект создают и треугольные ниши вост. фасада. Фасады храма оформлены рельефными крестами простого очертания, поставленными на широкое ступенчатое основание, к-рое окаймляет центральное окно. На каждой грани барабана устроены широкие и неглубокие ниши с окнами в середине. Поверхность ниш украшена геометрической мозаикой из изразцовых плит бирюзово-голубого цвета.

http://pravenc.ru/text/1840151.html

Свое положение обитель восстановила в 1929 г., при игум. Порфирии (Ильичком), приехавшем из России после революции. Помимо духовного руководства братией он занимался восстановлением здания и начал возведение новых, привел в порядок лес, основал пасеку, питомники и открыл производство растительных масел. Во время второй мировой войны обитель была вновь ограблена и подожжена, а игумен убит. После войны коммунистические власти отняли у обители ок. 2 тыс. га земли. В 1949 г. храм в Н. вошел в список национального богатства, а в 1979 г. был признан архитектурным памятником. В 1950 г. мон-рь был преобразован в женский; в нем поселилось неск. сестер из мон-ря Дивляне. В 1956 г. проведена консервация памятника, а в нач. 90-х гг. XX в.- археологические исследования и реставрация. В 1988-1991 гг. возведены новые конаки. В 2011 г. гос-во передало мон-рю 1479 га лесных угодий. В настоящее время в монастырский приход входит 3 села: Наупаре, Горни-Степош и Буковица. В обители проживает неск. сестер, иногда в ней проводятся научные конференции. Особенно сестры почитают основателя св. деспота Стефана. Декор зап. фасада кафоликона мон-ря Наупа-ре Декор зап. фасада кафоликона мон-ря Наупа-ре Храм в Н. является ярким памятником моравской архитектурной школы. Этот однонефный триконх на высоком цоколе с куполом и богато декорированными фасадами возведен из квадратных тесаных камней и напоминает ц. архидиак. Стефана в Крушеваце (т. н. Лазарицу). Алтарная часть сделана в виде многогранной апсиды, а диаконник и жертвенник устроены в толще стены. Доминирующая центральная подкупольная часть фланкирована 2 полностью открывающимися и поднятыми вровень с рукавами креста боковыми конхами. Стройный барабан прорезан множеством окон. Западная 2-этажная припрата (притвор) отделена от храма стеной. Вероятно, при обновлении храма была изменена форма купола над центральной частью храма, снижена высота здания, а над нартексом возведены глухой купол и 4-угольная башня с небольшим помещением внутри. Композиция фасадов Н. напоминает мон-рь Грачаница ступенчато возвышающимися полукружиями над каждой стеной. На вост. фасаде с очень узким центральным пряслом ступенями поднимается к своду конха, затем закомара, усиленная аркой и большим кокошником на постаменте барабана. На фасадах храма сохранились фрагменты росписи, имитирующей полосатую каменную кладку, и орнаментика цветочного типа: по всей видимости, эта роспись ранее покрывала всю площадь стен.

http://pravenc.ru/text/2564760.html

В ранних сборниках из униатских мон-рей также зафиксирован Г. р., напр. в Жировицком (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367, 10-40-е гг. XVII в.). Однако по мере насильственного перехода большинства белорус. правосл. мон-рей в унию традиция Г. р. во многих из них прекращается. Об этом говорит отсутствие Г. р. в нотных текстах, напр. в сборниках Супрасльского мон-ря (Вильнюс. Б-ка Литовской АН. F. 19. 116, 115, 1638-1639 и 1662 гг.) и виленского василианского Свято-Троицкого мон-ря (ГИМ. Син. певч. 32, 1652 г.). Изредка в греко-католич. Ирмологион включено 1-2 песнопения Г. р. (василианские мон-ри - РГБ. Ф. 205. 248, до 1643 г.). Репертуарный круг Г. р., определившийся в укр. и белорус. ареале в 1-й пол. XVII в., впосл. остался стабильным, хотя на протяжении XVIII в. традиция калофонического греч. пения в Юго-Зап. Руси постепенно угасла. Во львовские старопечатные Ирмологионы (1700, 1709) Г. р. в отличие от болгарского не был включен. В XVIII в. в приходских храмах Зап. Украины постоянно исполняли только гимн Αγιος Θες, др. песнопения Г. р. включали в сборники очень редко. Однако в поздней униатской практике было отмечено пение по-гречески на архиерейских службах ( Бажанський. С. 9, 10). Уже на начальном этапе адаптации греч. пения к традиции Юго-Зап. Руси был определен ряд важнейших признаков Г. р.: сопутствующее название; подтекстовка на греч. языке (греч. или церковнослав. буквами, гораздо реже - только в западноукр. Ирмологионах - латиницей); принадлежность всех песнопений Г. р. к системе греч. осмогласия; наличие черт калофонического стиля. Из этих правил могли быть исключения: отсутствие названия  /   использование церковнослав. текста (как в упомянутой выше «царигородской» херувимской); указания на глас одного и того же напева в разных списках не всегда совпадали, особенно если тексты были выписаны по 1-2, вне полного цикла. Для одного и того же напева херувимской Г. р. встречаются номера родственных гласов (4-й глас в Супрасльском Ирмологионе - 8-й глас в Манявском), или неродственных (3-й глас в Супрасльском Ирмологионе - 6-й глас в Манявском), или соседних (3-й глас в Ирмологионе Межигорского мон-ря - 4-й глас в Манявском) ( Васильченко-Михно. 1991; Шевчук. 2000).

http://pravenc.ru/text/166465.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010