Завещание Моим детям: Анне, Василию и Кириллу, и Олечке – на случай моей смерти   1917 .IV.11. Сергиев Посад 1 . Прошу вас, мои милые, когда будете хоронить меня, – приобщиться Святых Таин в этот самый день, а если уж будет никак нельзя, то в ближайшие дни. И вообще прошу приобщаться вскоре после смерти моей чаще. 2 . Обо мне не печальтесь и не скорбите по возможности. Если вы будете радостны и бодры, то мне этим доставите успокоение. Я всегда буду с вами душой, а если Господь позволит – буду часто приходить к вам и смотреть на вас. Но вы уповайте на Господа и на Его Пречистую Матерь и не печальтесь. 3 . Самое главное, о чем я вообще прошу вас, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю все, что я имею сказать. Остальное – либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда. 4 . Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. 1917 .V.08. Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книги т. д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду, знакомых, родных, друзей. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного. 5 . Дома, библиотеки, вещей не продавайте, без самой крайней нужды. Главное же мне хотелось бы, чтобы дом оставался долго в нашем роде, чтобы под крылом Преподобного Сергия вы, и дети, и внуки ваши долго-долго имели крепость и твердую опору. 1917 .07.06. Сергиев Посад 6 . Мое убеждение – что роду нашему должно иметь предстоятелей у Престола Божия. Мое чувство – что тысячи вразумлений Божиих и тысячи подстерегающих враждебных глаз направляют наш род к одной Цели – не изменять назначенному нам стоянию в алтаре Господнем. Отказ от этого стояния, бегство алтаря поведет к тяжелому року над нашим домом. Мне думается, то тяжелое, что пережил наш род, начиная от деда, есть следствие уклонения от алтаря Господня. Пусть же в каждом поколении хоть один будет иерей, лучше всего – как я, т.е. иерей для себя, Иерей ради службы Божией, имеющий ремеслом что-нибудь особое! Подумайте об этом, сыны мои!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождая православные трезвеннические традиции Состоялась очередная онлайн-конференция «История праздника трезвости в моем городе» 15.09.2022 472 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников 11 сентября, в праздник Усекновения честныя главы святаго и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня и во Всероссийский день трезвости, в режиме онлайн на платформе «Zoom» состоялась очередная конференция «История праздника трезвости в моем городе», сообщает наш корреспондент. Напомним , что аналогичная конференция состоялась 2 января с.г., в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Организовал мероприятие руководитель Православного братства трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин. Конференция была посвящена организации праздников трезвости в прошлом и настоящем. Предваряя конференцию, В.М. Белошапкин отметил важность возрождения православных трезвеннических традиций, в том числе и касающихся проведения праздников трезвости. Необходимо привлекать к работе ученых-историков, краеведов, которые могли бы на основе архивных и других исторических источников раскрыть особенности проведения праздников трезвости до революции в различных городах России. Опыт проведения праздников трезвости может быть востребован и сегодня. Привлечение в ряды новых сторонников трезвости немыслимо без демонстрации позитивных сторон трезвеннического движения. Нужно говорить и писать не только о вреде алкоголя и курения, но и предложить обществу достойную альтернативу – жизнь в православном трезвении. Затем на конференции выступил к.и.н., доцент, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов. Он рассказал о прошедшем 29 августа (ст.ст.) 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, празднике трезвости в Санкт-Петербурге. Ранним утром крестные ходы из различных районов Санкт-Петербурга и из его пригородов двинулись к Казанскому собору, а оттуда – к Исаакиевскому собору. Как отмечалось в отчете Александро-Невского общества трезвости (АНОТ) за 1913 год, «отсюда соединенная процессия с множеством хоругвей, запрестольных крестов и образов, усиленная по пути еще несколькими крестными ходами из-за Невской заставы, с Выборгской стороны, из церквей Литейного района и центральных столичных храмов, проследовала к Казанскому собору».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/15/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воскрешатели Руси 14.01.2004 376 Время на чтение 3 минуты Ольге Павленко, в недавнем прошлом практикующему целителю и экстрасенсу с многолетним стажем (см. " Православную газету для простых людей " " 3, 4 2003 г. и книгу " Искушения наших дней " , подготовленную к выпуску издательством " Даниловский благовестник " ), случилось известное видение. Может, правда случилось, и она, крепко покаявшись, действительно удостоилась откровения Божия. (Тут надо быть осторожным, ведь прельстятся и избранные). Пока эксперты гадали, что же сие значит, а официальная Церковь молчала, смекалистый Александр Головков видение Ольги решил улучшить - украсить некими безымянными " св. девами " , изделиями из цветных металлов на нитках и черненькими фигурками внизу. Фантазию товарищу полковнику удовлетворили и " нарисовали " (как написано в их книжице с акафистом). С тех пор иконотворец колесит по России с воплощенной фантазией и ее уменьшенной заляпанной грязью копией на капоте. Кстати, если это для них икона _ то почему на капоте? А если не икона, то что? Гастроли " чуда " многим известны, но лучше самому один раз увидеть. А лучше несколько раз, чтобы не ошибиться в оценке (хотя, если честно, еще лучше - это не видеть вообще). Трудности многодневного пешего крестного хода специфические: люди разные и новые, обстоятельства сложные и постоянно меняющиеся. Во Славу Божию и ради людей православных он готовится месяцами и проходит непросто, словно рейд по тылам (к примеру, два раза пришлось менять почти тысячекилометровый маршрут, согласовывать так, чтобы удалось пройти пешком по территории " красных " губерний). Сознательная или нет провокация какого-нибудь суперпатриота может быть использована как повод ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Так уже бывало. Для обеспечения порядка с учетом опыта были специально разработаны письменные правила, благословленные митрополитом Иувеналием, из которых главное: " Все делается только с разрешения руководителя и благословения духовника " . Но правила хороши для людей православных, элементарно дисциплинированных.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воскрешенное варварство Роман Заболотный и Григорий Цуркану, следуя примеру Фомы Данилова, Михаила Черниговского и Михаила Тверского, не отреклись от Христа 09.10.2017 1576 Время на чтение 3 минуты «Под видеозапись им подсовывали бумагу, с которой они должны были прочитать текст, отказаться от веры православной, отречься от Родины, принять ислам и вступить в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. – РНЛ). Они оказались верны православию и родине до конца, за что были лишены жизни этими бандитами», – рассказал журналистам о судьбе двух попавших в плен к ИГИЛовцам в Сирии россиян заместитель председателя комитета Государственной думы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. Мне сразу вспомнился «Дневник писателя» Федора Достоевского за январь 1877 год: «В прошлом году, весною, было перепечатано во всех газетах известие, явившееся в «Русском инвалиде», о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового баталиона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками и варварски умерщвленного ими после многочисленных и утонченнейших истязаний, 21 ноября 1875 года, в Маргелане, за то, что не хотел перейти к ним в службу и в магометанство. Сам хан обещал ему помилование, награду и честь, если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить он кресту не может и, как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить к царю и к христианству свою обязанность. Мучители, замучив его до смерти, удивились силе его духа и назвали его батырем, то есть по-русски богатырем». Спустя 140 лет – какое повторение трагических событий! Русский солдат на пустынных, дальних южных рубежах, варварский фанатизм, требование вероотступничества и гордое желание «умереть, но не сдаться», явленное позже геройским экипажем «Варяга»… Проходят века – но русский солдат остается русским солдатом, а враг – врагом. Известно, что еще в середине XIX века Российская империя категорически не хотела расширяться далее пределов Оренбургского края и лесостепной Южной Сибири. Однако постоянные набеги кочевых орд и войск Хивинского ханства на наши рубежи – их повседневность хорошо описана графом Алексеем Толстым в «Двух днях в киргизской степи» (1842 год, киргиз-кайсаками тогда называли в России казахов) – вынудили русских генералов перенести военные действия на территорию противника, что закончилось завоеванием и Хивинского и Кокандского ханств, и Бухарского эмирата, и вольных кочевий.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/09/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть III. Духовное золото Колымы 24.08.2021 1341 Время на чтение 21 минут Рисунок 1. Епископ Вениамин (Новицкий) после ссылки. 1956 год Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Продолжаем знакомить читателей с жизнеописанием видного пастыря Русской Православной Церкви архиепископа Вениамина (Новицкого), постриженика Свято-Успенской Почаевской лавры, всю свою жизнь посвятившего Церкви и борьбе за чистоту Православия. В 1944 году Владыка был арестован и отправлен в ссылку на Колыму, где провел 12 лет. Этому мученическому периоду его жизни посвящен данный очерк. Через Колыму прошли тысячи невинно осужденных людей, многих из которых, по словам апостола Павла, «весь мир не был достоин» (Евр. 11:37). По рассказам и воспоминаниям светских людей, писателей мы знаем тяжелую физиологию той жизни, знаем ее звериную психологию, знаем о законах ада и власти тьмы там, где в сердцах масс и даже целого народа нет Бога. Но мало осталось свидетельств духовных событий и духовной жизни на Колыме, которую порой называют мученическим «антиминсом России» . Май 1944 года. Остался год до Великой Победы. Волынь и Почаев освобождены Красной армией от оккупантов. В Свято-Успенской Почаевской лавре, под Покровом Божией Матери – как на духовном незыблемом острове среди всех бурь и страшных трагедий военного времени льется неустанная молитва. В эти весенние дни 1944 года вместе с братией молился и епископ Вениамин (Новицкий) – в прошлом архимандрит и наместник лавры. Последние несколько месяцев он занимался пастырскими курсами при лавре, организовывал подготовку будущих священников. Пришел день, когда после богослужения он прощался с обителью и ее святынями, не зная, увидит ли свою родную лавру и братию еще когда-нибудь… «Я разделяю участь Православной Церкви в полной мере…» Период испытаний и страданий для православных не завершился. Из «пламени» фашистского режима, давившего на Церковь, пришлось окунуться в «лед» советских гонений, где Православная Церковь считалась опасной и «контрреволюционной», участие в ней каралось «высшей мерой наказания» или большими сроками заключения.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Закон диавольский " разделяй и властвуй " никто не отменял» По словам митрополита Запорожского Луки, нас ждет тотальное уничтожение, если мы потеряем единство внутри Церкви 31.05.2022 4286 Время на чтение 6 минут Фото: СПЖ «Всечестные отцы, матушки игуменьи, братья! Христос Воскресе! Все наши мнения, догадки, предположения о том, каким путем дальше Бог поведет корабль Церкви, могут легко разбиться о события, которые будут проходить в стране. К примеру, мы не можем исключить того, что ни сегодня, завтра, РНБО своим решением или Верховная Рада санкционируют богоборческие проекты и нашу Церковь запретят на всей территории подконтрольной Украине . Даст Бог этого может и не быть, но мы должны быть к этому готовы. Поэтому я бы сегодня хотел задать вопрос каждому из вас: " Как вы видите жизнь своего прихода в том случае если деятельность УПЦ будет запрещена в нашей стране " ?» - говорится в обращении к духовенству епархии митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, которое поступило в редакцию РНЛ. По словам владыки, следующий вопрос, с этим связанный, «Являемся ли мы Церковью»? «Не спешите отвечать утвердительно. Кто помнит определение пространного катехизиса, что такое Церковь?» - вопрошает он. «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами», - отмечает митрополит. «Скажу сразу: я лишь высказываю перед вами свое мнение по ряду вопросов, но никому его не навязываю», - пишет владыка Лука. Итак, отмечает он, Церковь в своем «земном аспекте»: 1) есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами; 2) это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца; 3) все члены этого общества соединены с Господом как со своим Главой и в Нем – друг с другом, а также с небожителями; «Здесь нет ни слова ни о поддержки власти, ни о государстве, ни о чем том, без чего мы уже не представляем себе жизни прихода. Это может показаться для нас странным, но я хочу вернуть нас к истокам, понимания веры. Апостолы, проповедуя Христа и организовывая общины не переживали по поводу того, будет ли у них поддержка кесаря или нет. Церковь жила своей жизнью согласно четырём приведённым выше пунктам. Община умела сама решать внутри себя все вопросы, связанные с жизнеобеспечением своих как духовных, так и финансовых нужд. Я хочу, чтобы мы поняли очень важную вещь. Если наши приходы были направлены не на достижение духовных целей, а превратились в предприятия религиозно-коммерческой деятельности, обеспечивающие материальные нужды настоятеля и клира, и мы не можем представить своего существования без льготного налогообеспечения, то мы уже перестали быть Церковью. Такая церковная бутафория так или иначе предопределена к погибели. То, что мы имеем сейчас – это наше нежелание создавать приход в прошлом, погоня за сиюминутным», - сказано в обращении

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/31/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как российский патриотизм сдают в чужие руки Харизматическая «Юнармия» Ярославля. 5 часть 29.08.2018 710 Время на чтение 21 минут 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть Ярославский «агент влияния»: первое знакомство Характерно, что в отношении Н.Н. Чупина, главного героя нашего повествования, термин «сектант» имеет абсолютно стопроцентное юридическое обоснование. Ещё девять лет назад его «попросили на выход» из областной военно-патриотической организации «Защитник», руководство которой стало подозревать, что Николай Николаевич ведет кукую-то странную и не особо патриотическую квазирелигиозную пропаганду среди несовершеннолетних. Председатель «Защитника» тогда прямо заявил в СМИ: «Чупин - сектант». Тот оскорбился и подал на бывшего своего руководителя в суд. Но при этом вовсе не отрицал, что является прихожанином религиозной организации неопятидесятников «Церковь Божья». Его, видимо, возмутила формулировка его причастности к неопятидесятникам, что кто-то на этом основании смеет именовать его публично сектантом. Однако рассмотревшие жалобы Фрунзенский районный суд Ярославля и Ярославский областной суд Н.Н. Чупину в удовлетворении искового заявления отказали, поскольку ничего оскорбительного в данном термине не обнаружили. Логика ярославской Фемиды была безупречной: раз Чупин сам признает, что является членом «Церкви Божьей», а та, с точки зрения религиоведов, является сектой, значит, Чупин и есть сектант. Обижаться не на что. Но ситуация на тот момент не имела завершения И вот теперь официально признанный сектантом по суду человек возглавил в Ярославской области ни много, ни мало - юнармейское движение. И даже деньги из бюджета получает. А вот отчитываться за их расходование категорически не желает. Сведения об этой ситуации не могли не дойти и до федерального центра, до Москвы. В прошлом губернатор Ярославской области, ныне член Совета Федерации Анатолий Лисицын обратил на внимание на этот казус и 1 ноября 2016 года отправил действующему главе региона Дмитрию Миронову запрос: а правда ли, что местную «Юнармию» возглавляет сектант-неопятидесятник? Практически одновременно такой же запрос адресовал в областное правительство руководитель «Союза десантников России», герой Советского Союза, генерал-полковник Валерий Востротин.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конституционный суд Болгарии: болгарское законодательство построено на понимании бинарного существования человека 29.10.2021 588 Время на чтение 3 минуты Источник: Хризма Фото: Хризма. Члены Конституционного суда Болгарии. Понятие «пол», согласно Конституции, следует понимать только в его биологическом смысле – постановил Конституционный суд Республики Болгарии на своем заседании 26 октября 2021 г. Конституционное дело было образовано по запросу общего собрания Гражданской коллегии Верховного кассационного суда о даче обязательного толкования ст.6 п.2 и ст. 46 п.1 Конституции РБ в связи с вопросом: как следует понимать понятие «пола», использованного в Конституции, и есть ли смысл, отличный от биологического пола. Отправные точки Конституционного суда в ответе на данный вопрос – брак, охрана материнства и православие. Первое – брак есть союз между мужчиной и женщиной, это является традиционной ценностью болгарского народа, « так как именно дом и семья всегда были естественной опорой и убежищем при всевозможных испытаниях на выживание общества». Материнство также защищено Конституцией. А третья отправная точка связана с традиционными ценностями и исповеданием большинством граждан страны православия. КС подчеркивает, что Церковь в Болгарии отделена от государства, а в стране есть люди, исповедующие и другую религию. Но « провозглашение в Основном законе, являющемся правовой системой государства, определенного вероисповедания в качестве традиционного, имеет значение, и в основном оно используется при толковании и прояснении понятий, которые в недалеком прошлом были объектом правового урегулирования (признанного государством) именно по нормам этого вероисповедания». И после исторического анализа взаимоотношений болгарского государства и Православной Церкви, Конституционный суд указывает, что его подход в толковании по данному случаю должен быть « ценностно-нормативным», т. е. с учетом « утвердившихся в обществе ценностей, происходящих из прочих нормативных систем, каковыми являются религия, мораль и обычаи».

http://ruskline.ru/opp/2021/10/29/konsti...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы поддерживаем и будем поддерживать каноническую Церковь на земле Черногории 07.08.2020 875 Время на чтение 15 минут Вечером 2 августа 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в прямом эфире черногорской программы «E-ЛUTUJAE» («Интернет-Лития»). — Ваше Высокопреосвященство, позвольте, прежде всего, от имени митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия и других иерархов Сербской Православной Церкви , юрисдикция которых распространяется на Черногорию, выразить благодарность за то, что Вы нашли возможность, несмотря на высокие обязанности, возложенные на Вас как председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в этот праздничный день, в день памяти пророка Илии, встретиться с нами в программе «Интернет-Лития». После принятия в нашей стране закона о свободе вероисповедания и правовом статусе религиозных общин, согласно которому государство может конфисковать имущество черногорских епархий Сербской Православной Церкви, жители Черногории вышли на улицы, чтобы выразить свой протест против несправедливости, которая навязывается нашей Церкви. Против антицерковного закона наша Церковь и наш народ выступили мирно, с достоинством, молитвенно шествуя в крестных ходах. В течение нескольких месяцев, каждый четверг и воскресение наш народ в братской любви и молитве призывал наши власти отменить этот противоречивый закон или изменить самые спорные его пункты. В связи с мерами, связанными с эпидемией COVID 19, молитвенные шествия были временно приостановлены и переведены в интернет-пространство. Знаем, что Вы хорошо ознакомлены с процессом, происходящим в Черногории на протяжении многих лет, который усилился в прошлом году в связи с принятием в конце 2019 года в одностороннем порядке закона, ущемляющего права Сербской Православной Церкви. О том, насколько Вы посвящены в данную проблематику, лучше всего свидетельствуют Ваши публичные выступления, а также заявления высших органов Русской Православной Церкви, Священного Синода и Его Святейшества Патриарха Кирилла.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/07/my_pod...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша архиерейская совесть требует, чтобы мы предотвратили грех раскола» Кипрские митрополиты Никифор, Афанасий, Исаия и епископ Николаос выступили с совместным заявлением в связи с поминанием архиепископом Хризостомом главаря т.н. ПЦУ 26.10.2020 738 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , в субботу, 24 октября, Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II впервые помянул за богослужением главаря т.н. ПЦУ Сергея Думенко. Четыре иерарха — митрополиты Киккский Никифор, Лимасольский Афанасий, Тамасский Исаия и епископ Амафунтский Николаос в совместном заявлении призвали архиепископа Хризостома немедленно отменить антиканонический и недействительный акт. Портал Православие.ru опубликовал полное обращение кипрских иерархов к архиепископу Хризостому: «С немалым беспокойством и глубокой печалью мы услышали, как его блаженство архиепископ Кипрский кир Хризостом помянул Епифания в качестве " предстоятеля Украинс кой Церкви " сегодня, в субботу 24 окт. 2020 г., во время Божественной Литургии в монастыре Панагии Хрисорроятиссы при рукоположении во епископа боголюбивейшего епископа Арсинойского кир Панкратия. 1. Рассматриваемое деяние архиепископа представляет собой прямое и открытое попрание соборного, коллегиального и демократического образа жительства Православной Церкви и служения Православной Церкви Кипра, осуществляющегося на основании этого устроения. 2. Этот вопрос блаженнейший выставил на обсуждение на предыдущем заседании Священного синода (9 сент. 2020 г.), и тогда было принято решение рассмотреть его на следующем заседании, чтобы заслушать мнения и позиции всех членов Священного синода и принять соборное решение по вопросу. 3. Провозглашение Епифания " предстоятелем Украинской Церкви " со стороны всесвятейшего Вселенского патриарха Константинопольского кир Варфоломея, произошедшее в прошлом, заставило треснуть единство Православной Церкви. На данный момент только Элладская Церковь и Александрийский Патриархат признали его — по причинам, которые здесь обсуждать представляется неуместным. Все прочие Поместные Церкви занимают отрицательную позицию по этому вопросу. Следует отметить, что при епископской хиротонии упомянутого Епифания не присутствовал представитель ни одной Поместной Православной Церкви — со всеми вытекающими последствиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/26/na...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010