Сер. XVI в. датируются 2 храмовые иконы кафоликона И. м.: Богоматерь Одигитрия и Христос Всевидящий (ΠΑΝΤΕΠΟΠΤΗΣ - Пантепопт). Богоматерь с Младенцем изображена традиционно для данного извода: по пояс, с Младенцем на левой руке, правой указует на Него, Младенец, в одеждах, покрытых золотым ассистом, благословляет правой рукой, в левой держит свиток, Его ножки чуть приподняты одна над другой, ступни приоткрыты. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Иконы имеют золотые фоны и рельефные нимбы, напр. на нимбе Богоматери между цветочными изгибами размещены круглые медальоны с символами евангелистов. Иконы из кафоликона И. м. имеют большое сходство с иконами подобных изводов из Великой Лавры, написанными в 1535 г. Феофаном Критским. Поэтому обе иконы атрибутируют как работы этого мастера, созданные между 1535 и 1545 гг., когда он расписывал кафоликон мон-ря Ставроникита. Образы Христа и Богоматери являются повторением классических типов, созданных в позднепалеологовский период визант. искусства: рисунок ликов и драпировок отличается классической правильностью, чистотой передачи пластической формы, что особенно очевидно на иконе Христа Всевидящего. Изображение Его благородного облика восходит к визант. иконе Христа из собрания ГЭ (1363), но без чрезмерной штриховой белильной разделки и напоминает монументальные пластические образы искусства XIII в. На раскрытом кодексе в руках Христа помещен текст из Евангелия от Матфея (Мф 11. 28-29). Чрезвычайно важны эпитеты, к-рые сопровождают изображения на храмовых иконах кафоликона И. м. Названия икон Божией Матери Одигитрии и Христа Всевидящего восходят, вероятно, к названиям прославленных икон визант. столицы. Почитание к-польской иконы в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон было широко известно паломникам, посещавшим К-поль (Царьград), оно также нашло отражение в распространении списков этой иконы, в т. ч. с наименованием «Одигитрия», на территории правосл. Балкан и на Руси. Образ Христа Всевидящего повторяет извод или наименование иконы, к-рая могла почитаться в к-польском мон-ре с таким посвящением, основанном близ мон-ря Пантократор в кон. XI в. Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (в наст. время мечеть Эски-Имарет-джами). Подобная обитель должна была иметь иконы, исполненные столичными мастерами, ставшие на закате империи объектом почитания, в т. ч. за пределами столицы. Возможно, в этом храме почитались иконы Христа разных изводов, но под общим эпитетом «Пантепопт». Еще один пример использования такого же наименования известен по стеатитовой иконе позднепалеологовского времени (XIV-XV вв., музей Метрополитен - см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of Exhib. N. Y., 2004. P. 235-236. N 143) с образом Христа на престоле в окружении сцен праздников и ликов святых.

http://pravenc.ru/text/293365.html

В области дворцового строительства при Комнинах произошел важный разрыв с традицией использования Большого дворца как главной имп. резиденции. Имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) еще жил в Большом дворце ( Magdalino. 1993. P. 79). Имп. Исаак I Комнин (1057-1059) построил храм св. Феклы во Влахернах, где в XI в., возможно, находился частный дворец Комнинов. С этого времени Влахернский дворец постепенно стал основной имп. резиденцией отчасти из-за того, что оттуда легко было покинуть город в случае мятежа. До 1094 г. имп. Алексей I построил во Влахернском дворце Парадный зал, а имп. Мануил I между 1143 и 1153 гг. добавил к нему еще один. Вокруг дворца поселились представители знатнейших семей ( Magdalino. 1993. P. 76-77). С Влахернским дворцом связан и единственный в этот период пример фортификационного строительства. В 1146-1147 гг. была построена новая сухопутная стена от Текфур-сарая до Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 231-232). В 1162 г. она была частично разрушена землетрясением и вскоре после этого восстановлена ( Asutay-Effenberger. 2007. P. 118-127). Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина построили большой мон-рь Христа Пантократора (ныне Зейрек-килисе-джами), к-рый с 30-х гг. XII в. стал новой имп. усыпальницей. Тем самым была окончательно прервана древняя традиция погребения визант. василевсов в соборе св. Апостолов. Эпоха Комнинов становится временем основания многих ктиторских мон-рей в К. До наст. времени сохранились типиконы 5 городских мон-рей XI-XII вв.: Пресв. Богородицы Евергетиды, Паниктирмон, Пресв. Богородицы Кехаритомени, Христа Пантократора и Маманта святого . Сохранились храмы этой эпохи, находившиеся в мон-рях Пантократора, Килисе-джами (визант. посвящение спорно), Феодосии святой (Гюль-джами), Иоанна в Трулле (ныне Хырами-Ахмет-Паша-месджиди), Календерхане-джами (вероятно, мон-рь Пресв. Богородицы Кириотиссы), а также остатки неизвестного храма близ ворот Аякапы ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 97). Адриан Комнин, брат имп. Алексея I, построил монастырь Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), а его сын Исаак перестроил собор мон-ря Хора (Кахрие-джами). К комниновскому времени относится, вероятно, храм Эски-Имарет-джами (вероятно, мон-рь Христа Пантепопта, основанный матерью имп. Алексея I Анной Далассиной). Сохранился также неизвестный храм близ ворот Аякапы. Неск. мон-рей было основано представителями знати ( Magdalino. 1993. P. 78). В этот период, особенно к сер. XII в., в храмовом зодчестве К. вырабатывается новый стиль декорации (при сохранении прежних плановых решений): ниши на фасадах становятся высокими и узкими, число закомар и апсидиолей увеличивается, распространяется кладка «с утопленным рядом».

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Выступающие за линию фасадов массивные полуколонны придают особую монументальность маленькому храму. Композиция и стиль этих построек развивались в К-поле и в кон. XI в., напр. в ц. Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) (1081-1087). Величественности ее облику добавляют прямоугольные лопатки на фасадах. Галерея над нартексом вела в молельни, имевшие небольшие купола, над сводами зап. угловых ячеек. Как и в Мирелейоне, тройные аркады рукавов креста снаружи, вероятно, прикрывались портиками. На фасадах использована кладка со скрытым рядом, частично техника клуазонне, воспринятая из Греции,- кирпичный меандр и зигзагообразный орнамент. Близка по технике исполнения и стилю Килисе-джами (ц. св. Феодора), постройка типа вписанного креста, вероятно комниновского времени. В 1-й пол. XI в. в столице создавали постройки, выделявшиеся размерами, сложностью структуры и роскошью отделки, напр. несохранившаяся ц. Богородицы Перивлепты, возведенная имп. Романом III Аргиром (1028-1034). Согласно описаниям XI-XIII вв., она имела центричный план, 3 нефа, купол на колоннах и пышную декорацию, но о ее объемной композиции можно лишь догадываться. Описание возведенной имп. Константином IX Мономахом (1042-1055), несохранившейся ц. вмч. Георгия в Манганах можно сопоставить с ее раскопками 20-х гг. XX в. Это была самая большая из средневизант. церквей: композиция в целом напоминает ц. Успения в Никее, но имеет 9-дольную структуру, развитый вариант крестово-купольного типа. Необычна планировка: подкупольный квадрат со стороной 10 м ограничен стенами, в к-рых прорезаны арки по ширине в 2 раза меньше стороны квадрата, его углы скруглены. Церковь предварял прямоугольный атрий, его стены внутри были оформлены чередованием ниш разных глубины и очертаний, их простенки превращены в пучковые лопатки, ближайшую аналогию им представляет резьба на стенах памятников X в. в Ани ( Mango. 1976. P. 128-131). Большей компактностью обладает композиция сев. ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (сер.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЕРЕЯ [франц. galerie, от итал. galleria], один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христ. храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход, соединяющий отдельно стоящие объемы. Используется для прохода вдоль (или обхода вокруг) основного пространства здания, в церковной архитектуре - для размещения части верующих (в ряде случаев для отделения их от общего числа молящихся) и для осуществления особых функций ( нартекс , кладбище , придел и др.). Г. обычно открыта внутрь или/и наружу здания, для чего одна (или более) из ее стен заменена колоннадой, аркадой или баллюстрадой; существуют полностью открытые Г., без кровли. Наиболее ранними в христ. архитектуре являются Г., представляющие собой проходы над боковыми нефами базиликальных храмов, отделенные от основного пространства колоннадами на уровне 2-го яруса; эти Г. ведут происхождение от дохрист. базилик (см. ст. Базилика ) и в свою очередь от греч. стои. Внутренние Г. 2-го яруса визант. и рус. храмов называют хорами , гиниконитами, матронеями, а средневек. европ. построек - эмпорами (от нем. empore - возвышение). Их назначение в служебно-литургическом строе до конца не выяснено; исследователи связывают их с местом в храме, предназначенным для женщин, новообращенных, императора и императрицы. Г. этого типа были в плане прямоугольными (базилика св. Гроба Господня, 325-326, освящена в 336; ц. св. Апостолов в К-поле, 337), И-образными, расположенными и над боковыми нефами, и над нартексом (храмы в К-поле: св. Иоанна Студита, 463; Богородицы Халкопратийской, 450-460; св. Ирины (Мира), после 532; Св. Софии, 532-537), или круговыми (ц. святых Сергия и Вакха в К-поле, 527-536). Постройки с центрическим планом окружали амбулаториями с Г. над ними (ц. св. Иоанна Предтечи (Продрома) в Евдаме, до 560), к-рые сохраняли свое значение и в крестово-купольных храмах (ц. Св. Софии в Фессалонике, 1-я пол. VII в.). Иногда Г. размещали только над нартексами крестово-купольных храмов (ц. Богородицы мон-ря Липса (Фенари-Иса-джами), 907; ц. Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) в К-поле, 1081-1087; ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028).

http://pravenc.ru/text/161519.html

Кроме уродливой круглой часовни, носящей и теперь имя Мухолиотиссы, Фанар не имеет старинных построек и гордится только громадным зданием своей школы в американском вкусе. В обширном, но крайне унылом здании патриархата есть на дворе несколько древних барельефов, а в самой церкви – две древние мозаические иконы: одна – Богородицы, другая – Иоанна Предтечи, и между ними часть столба Христовых бичеваний, перенесённая из Фетхие-Джами. В патриархате вас будут уверять, что это всё из Св. Софии, и даже удостоверять, что грубо сложенный из плит мраморного пола помост патриаршей кафедры и самая кафедра были некогда патриаршим троном Златоуста. В этих уверениях есть и значительная доля невежества, и доля притязательности, и обычная у византийцев традиция; но помост сделан так грубо, что бросается в глаза, а кафедра – начала прошлого века. Церковь патриархата – длинный сарай, окрашенный внутри в зеленую краску, с размалёванными под антик колоннами. Переезд от Фанара до первого моста лучше сделать в каике и идти всё время вдоль самого берега. Какие прелестные, благодатные места! Издали самые пожарища и уродливые бараки кажутся красивыми; всё это теснится к воде, влезает по пояс в воду, строится на сваях. Турок выдвигает узенькую террасу, насыпает на неё земли и разводит растения; на одном свободном конце стоят низенькие табуреты – принадлежность кейфа. Заметная по своей смелой архитектуре мечеть Гюль-джами или «Роза мечеть», построенная из остатков церкви Св. Феодосии, мученицы за иконопочитание, стоит как-будто на самом берегу. За нею несколько влево виднеется Эски-Имарет (т.е. древняя богадельня), уже разрушающаяся, некогда богатая церковь во имя Божьей Матери, с устоями из драгоценного красного мрамора. Рис. 21. Бывший монастырь Спаса Вседержителя Вот, наконец, и мост, бывший некогда единственным, а теперь, сравнительно с мостом Галаты, безлюдный и малодоходный. Вы пристаёте к месту, носящему, конечно, название ворот – Ун-Капан-Капу, т.е. ворота мучного рынка. Не советую, однако, медлить долго на пристани этой вонючей гавани, иначе – можно отравить всю поездку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Сераль, названный на плане gynaetium, представляет одно большое здание с аркадами в верхней его части, окруженное киосками; на СВ. от него небольшая церковь с портиком из 3 аркад. Следует св. София и за нею витая колонна, – представляющая Ипподром; на ЮЗ. – Кучук – Ая – София, в схеме довольно верной (однако, названа ц. храмом Луки); ниже к морю еще купольная церковь . На СЗ. от Софии какое – то большое здание вроде венецианского дворца дожей, из двухэтажного массивного корпуса, возвышающегося над нижним в виде открытых портиков, должно, несомненно, представлять собою дворец и приходится как раз на том месте, где находится цистерна 1001 колонны 189 . На ЮЗ. от цистерны видны две обломанные колонны и обелиск, сюда попавший или по ошибке, или же изображающий здесь Ипподром (на перспективе витая колонна названа ипподромом); за ними к берегу руина из двухэтажных аркад, весьма похожая на ту, с которой мы даем снимок, как с юго – западной субструкции Ипподрома (см. таб. 9). Далее по берегу, но внутри стен с шестью башнями, виден порт (или доки), и в нем два судна, и порт окружен рыбачьими навесами: нынешнее Кадрига Лимани – древний Софийский порт. Еще дальше видна Вланга, поросшая деревьями, и несколько на СЗ. от нее руина, стоящая поперек улицы, здесь проходящей над самою Вланкою, т. е. над древней гаванью Феодосиевой или Элевфериевой, следовательно заступающей место триумфального пути; эта руина представляет замечательное сходство с Киевскими золотыми воротами и приходится как раз в том месте, где древние Золотые ворота Константина должны были находиться. По той же улице видна какая – то высокая башня, значение которой мы определить не можем, а в северо – западном направлении от нее витая колонна на площади есть колонна Аркадия в Аврет – базаре. План оканчивается в углу Семибашенным замком и лагерем за городом – castrum novum. По сухопутным стенам на плане кратко обозначены лишь трое ворот и вблизи первых древняя церковь и большое огороженное место, которое, может быть, должно означать место древнего кладбища св. Луки, ныне застроенного. В углу виден palatium Consmanmini–mpexъяpychый Текфур Сарай и за ним вне города две мечети. Спускаясь затем, по берегу Золотого Рога, под буквою С встречаем мечеть Фетхие – джами, которая в боковой надписи объяснена – Wohnung der Patriarchen. Ниже виден холм Пантократора с аркадами, и напротив мечеть, вероятно, ЭскиИмарет (см. ниже), а мечети Феодосии нет вовсе, как сплошь по берегу до Сераля только дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

После своей смерти Нина Николаевна тоже не хотела оставлять мужа и завещала похоронить себя в его могиле. Но и на это власти не дали разрешения, и она была погребена в другой части кладбища Старого Крыма. Только через год ночью, тайком, в день её рождения друзья перезахоронили Нину Николаевну согласно её завещанию. Непростая судьба и невероятная сила духа этой маленькой хрупкой женщины — яркий пример того, что никакие беды, гонения и даже смерть не могут угасить истинную любовь. Имарет — хутор в 4 км от Старого Крыма. Уничтожен в годы Великой Отечественной войны. скрыть способы оплаты Комментарии Василий Н. 17 апреля 2016, 16:07 Геннадию. Посмотрите передачу о Грине из цикла " Библейский сюжет " . Василий Н. 16 апреля 2016, 21:02 Геннадию. Вот уж что-что, а творчество Грина никак нельзя назвать " плохими плодами " . Геннадий 30 августа 2012, 10:13 Наталия. Ваша статья написана очень в стиле А.С. Грина и поэтому должное место ее размещения конечно не в материалах православного сайта, а, к примеру где-нибудь в бесконечных пределах культурных порталов или изданий. Вы формируете миф об " удивительном человеке " . Он действительно может быть " удивителен " , но объяснение таковой " удивительности " в душевной и духовной болезнях этого несчастного человека, заслуживающего на самом деле не удивления, а психиатрической диагностики и жалости. Если Вы не знаете, кем был на самом деле этот человек, то обратитесь более внимательно к изучению фактов биографии писателя. В Евангелии есть такие слова: " плохое дерево приносит плохие плоды " . Так вот А.С. Грин к сожалению только в последние дни своей жизни, будучи практически недвижимым, тяжело больным, сумел найти в себе то, что вложил в нас Бог - дух Истины. А всю свою " творческую и сознательную " жизнь провел под управлением духов иных - поднебесных. Наталия, не стоит столь необдуманно (я надеюсь, что необдуманно), вкраплять ложь туда, где люди ждут и ищут правды. Ольга 30 августа 2012, 08:28 Замечательный писатель! Жаль, что его далеко не все правильно понимают. " Алые паруса " почему-то воспринимаются как история о принце. А на самом деле это произведение может понять лишь тот, кто прочитал и осмыслил " Бегущую по волнам " . Ведь главное, что хотел нам сказать А. Грин - это необходимость понять человека! " Человека не понимают! "

http://pravoslavie.ru/55754.html

Храм святого Климента (Охрид) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Климента находится рядом со знаменитыми Верхними воротами в старой части города. Храм был построен как монастырский в 1295 году. В конце XIV века Охрид перешёл под контроль Османской империи, и в XV веке Пантелеимоновский монастырь был перестроен в мечеть. Храм был восстановлен в 2000-2002 годах. Содержание История [ править править код ] В 866 году святой Климент, ученик святых Кирилла и Мефодия, прибыл в Охрид по просьбе болгарского царя Бориса I, чтобы заняться там миссионерской деятельностью. В 893 году в Охрид прибыл его ученик святой Наум. В том же 893 году святым Климентом был предположительно основан монастырь и Охридская книжная школа при нём, где обучали славянской литературе и литургии. Традиция приписывает создание кириллицы Клименту Охридскому (в его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл»), но большинство исследователей не разделяет эту точку зрения. Археологические раскопки на территории монастыря Число его учеников доходило до 3500 человек, впоследствии они распространяли знания о славянской письменности, что сделало монастырь культурным центром. В одном из источников монастырь даже назван старейшим в Европе университетом. Святой Климент скончался в 916 году и был похоронен в склепе монастыря. В конце XIV века Охрид перешёл под контроль Османской империи, и в XV веке монастырь был перестроен в мечеть. В начале XVI века, когда было принято решение о восстановлении ранее разрушенных церквей и монастырей, монастырь святого Климента был восстановлен, но на рубеже XVI и XVII веков вновь оказался разрушен (мощи святого Климента при этом были перемещены в другую церковь), а на его месте османами была возведена мечеть Имарет. Время шло, все менялось, вот и власть в городе изменилась, и церковь была восстановлена в прежнем образе, она стала главной церковью Великого собора Архиепископства Охрида. Хочется отметить, что в этом прекрасном здании находится множество красивых ион и старинных книг. Кстати, именно в этой достопримечательности Македонии располагалась библиотека Архиепископства, которая бережно хранила в своей коллекции редкие рукописи папируса и множество музыкальных нот церковных песен Византии. Нужно заметить, что часть из вышеупомянутых реликвий сохранились, хотя многое и было разграблено и сожжено. Престольные праздники [ править править код ] Климент Охридский, равноапостольный — 9 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Кузман Капидан, Охрид 6000, Северная Македония Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_К...

Дьяк Александр об Апостольской церкви пишет: «Во Апостольской церкви мощи Святых Апостол в алтаре призданном: мощи Святого Спиридона, мощи Святаго Полиевкта, гроб Святаго Иоанна Златоустаг о, гроб Святаго Константина Царя и матери его Елены. Тут столп есть мраморяный, у него же привязан был Спас, коли мучали его Жидове. Туто же есть камень, у него же плакал Петр Апостол об отвержении Господни, коли петель возласи». «Во святей же Апостольстей церкви, – пишет Иеродиакон Зосима , – стоит столпец, у него же Петр Апостол плакася, егда отвергся Христа. В той же церкви великий Спиридоний и Святой мученик Полиевкт лежат; и ту гроб Царя Константина и матери его Елены, и многих Царей Правоверных. И образ Господа нашего, Иисуса Христа, ему же исповедася мних, иже в Патерице написано, иж пред образом исповедался. И пред враты церковными стоит Ангел страшен велик, и держит в руце скипетр Царьграда, и против его стоит Царь Константин, аки муж живой, а держит он в руках своих Царьград, и даёт его на соблюдение тому Ангелу». Известно, что церковь Святых Апостолов, в которой обычно погребались Императоры, соперница в красоте и величии со Святой Софией, была, по приказанию Магомета II, переделана в Патриарший дворец, и служила Патриарху жилищем в течение двух лет. Но так как она со всех сторон была окружена домами Магометан, то Патриарх Геннадий, с позволения Султана, в 1455 году, перенёс Патриархию в монастырь Паммакариста, вскоре после чего церковь Святых Апостолов была разрушена, и на самом том месте была воздвигнута, по образцу Святой Софии, Архитектором Христодулом, большая мечеть (Махмудие), а также и Имарет или дом для бедных. Монастырь Пандократора (το Παντοκρτορος, Вседержителя) Стефан Новгородец описывает так: «оттоле (от церкви Святых Апостолов) идохом к Спасу, великому монастырю, рекше, Вседержителю: внити во врата первые, и есть над вратами Спас мусиею утворен, велик бо образом и высок, также и в другие врата внити, тажь в монастырь, видети здание чудно и красно, а церковь мусиею удивлена изовну, аки сияет; тут доска Господня лежит, иж привезена бысть Святой Еленой Царицей; ту жь три главы лежат: Флора и Лавра и Иакова Перскаго; тут лежит тело Михаила черноризца без главы 29 ; тут же стоит в алтаре чаша от бела камени, в ней же Иисус от воды вино сотвори вельми чудно».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Его память живет даже среди мусульманского населения Македонии. Турки иногда приводят на гробницу святого своих больных а потуреченные албанцы, особенно племя Кременте, до сих пор справляют ему «славу». 2872 Особенно много поклонников привлекает к себе Плаошник с уцелевшими остатками большой мечети «Имарет», где некогда красовался монастырь, построенный Климентом, с его мощами. Вблизи Имарета приютилась гробница одного Синан-паши, турецкого святого, прославившегося своим милосердием. Турецкие легенды о нём, по-видимому, смешались с христианскими рассказами о Синан-баба (св. отец) Клименте. 2873 В результате явилось всеобщее чествование одного святого, память которого поддерживается здесь традиционной благотворительностью в честь его. Владельцы этой местности и другие богатые люди кормят в Имарете охридскую и окрестную бедноту. Два раза в неделю сюда приходят «сиромаси» (бедняки), к какой бы нации и религии они ни принадлежали, и получают здесь хлеб и «кашчег», вареную пшеницу, в память великого Синан-баба (или Синан-паша), который оставил им «задужбина», т. е., свои милости. Здесь же в память Синан-баба устроено училище для детей. Культ Климента, несколько затемненный примесью мусульманских традиций, настолько глубоко укоренился в турецком населении Охриды, что даже турецкое правительство иногда поддерживает своими субсидиями благотворительность в честь его в Имарете. 2874 Н. Туницкий Введенский Д.И. Сокровища ветхозаветного храма: (Библейско-историческая справка) 2875 //Богословский вестник 1911. Т. 3. 11. С. 462–477 (2-я пагин.) —462— Волны мировой истории, как и волны моря, изменчивы. Они то утверждают основания царств и народов, то колеблют их, понижая и погребая в безвестных могилах былое великолепие и славу этих царств. И потом, время от времени, та же история, словно по непонятному капризу, как бы делает напоминание о забытых царствах, о поверженных, стихиями и временем, в прах городах, служивших главными центрами жизни, некогда славных народов. Это же нужно сказать и о Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002