Бесславный Вьеннский собор призвал временно помирившихся между собой французского и английского королей начать новый крестовый поход. Для целей похода папа предоставил в их распоряжение церковную десятину сроком на шесть лет. Из похода, естественно, ничего не получилось. На соборе значительное место заняла так называемая дискуссия о бедности, развернувшаяся со всей остротой внутри францисканского ордена и становившаяся все более острой; эта дискуссия постепенно распространилась на всю церковь. Собор выступил против неимоверных требований миноритов и в вопросе о следовании бедности предложил избрать средний путь. Вселенские соборы в Западной Европе в XII-XIII веках, следовавшие один за другим, созывались самим папой; эти соборы обычно вел лично папа. С точки зрения их теологического и канонического значения по своему уровню они оказались намного ниже восточных соборов античного периода. На западных соборах обсуждались второстепенные вопросы церковно-политического характера и вопросы управления церковью; на их деятельность наложил свою печать папский абсолютизм. Они выполняли лишь роль консультативного органа и являлись орудиями пап в борьбе против императоров и королей. Хотя открыто это и не было высказано, но фактически и однозначно до Вьеннского собора включительно действовал сформулированный Григорием VII в его «Диктате» принцип, согласно которому папа стоит над собором. Переезд папства в Авиньон и односторонняя политическая зависимость от французского короля привели и к изменению отношений между Святым престолом и Германо-римской империей. В первом десятилетии XIV века экспансия Габсбургов в Италии провалилась из-за развернувшейся борьбы швейцарских кантонов за свободу. Когда в 1308 году был убит Альбрехт Габсбург, Филипп Красивый ждал от Климента V, что тот в борьбе за императорскую корону поддержит кандидата французского короля Карла Валуа, выступавшего против германских притязаний. Однако германские князья в 1308 году избрали германским королем члена люксембургской графской семьи Генриха, в связи с чем на протяжении последующего столетия императорскую корону наследовали члены семьи люксембургских графов. Основной базой люксембургских королей были Чехия и Силезия; кроме того, Сигизмунд заполучил и венгерский трон. Против них выступила другая, соперничавшая династия - Виттельсбахи, одному из представителей которой, Людвигу Баварскому, в середине XIV века удалось короноваться императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/441623/

О церковно-канонических правилах древних русских митрополитов Содержание Сравнительное обозрение старинных типиков или церковных уставов, употреблявшихся в русской Церкви до патриарха Никона Правила митрополита Кирилла II (1246–1280) Правила митрополита Максима (1283–1308) Правила св. Петра митрополита (1308–1326 г.) Правила митрополита Киприана (1376–1406) Правила митрополита Фотия (1410–1431)     Высшее управление русской православной Церковью в древние времена принадлежало патриаршему престолу константинопольскому, в отношении к которому Церковь русская составляла одну из митрополий, ему подведомых 1 . Но непосредственное участие патриарха в управлении Церковью русскою выражалось в избрании и поставлении митрополита и в некоторых необыкновенных случаях 2 . Вторую степень церковно-правительственной власти в России составляли соборы русских пастырей. Но соборы русские собираемы были не часто, только по требованию особенно важных обстоятельств. Постоянное, ближайшее и непосредственное управление Церковью русской в древние времена принадлежало русским митрополитам. Как и в Церкви первенствующей, русский митрополит пользовался правом самостоятельного управления делами Церкви русской. Относясь к патриарху только в случаях важных, он собором поставлял епископов во все епархии своей митрополии, имел право суда над ними, созывал соборы для решения важных церковных вопросов. Народ русский смотрел на митрополита с величайшим уважением. Великие князья имели к нему искреннее доверие и называли его отцом 3 . Пользуясь своими правами и своим влиянием на народ и князей, митрополиты русские постоянно старались употреблять свою власть и влияние на пользу Церкви. Обязанности верховного пастырства нередко призывали русских митрополитов давать свои решения и определения по разным делам церковного управления, указывать приложения общих церковных правил к частным обстоятельствам и нуждам Церкви. По различию случаев и обстоятельств русские митрополиты давали канонические определения то в виде ответов на вопросы, предложенные пасомыми и подчинёнными, то в виде окружных посланий и поучений духовенству и народу, то в виде частных посланий и грамот, назначавшихся для частных церквей и лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Именины в мае, православные праздники в мае На 3 мая в этом году выпадает Радоница – день поминовения всех усопших, отмечаемый на девятый день после Пасхи. 1 мая, 2011 На 3 мая в этом году выпадает Радоница – день поминовения всех усопших, отмечаемый на девятый день после Пасхи. Именины в мае: какое имя дать ребёнку, рожденному в мае по православному календарю? Полный список майских имен по святцам Вы найдёте в нашей статье. Именины в мае Календарь православных женских и мужских имен мая 1 — Антон, Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Тамара, Феликс. 2 — Антон, Виктор, Георгий, Иван, Матрона, Никифор, Трифон, Христофор. 3 — Александр, Анастасий, Гавриил, Григорий, Николай, Федор, Феодора, Феодосий. 4 — Александр, Алексей, Денис, Иван, Кондратий, Николай, Федор, Яков, Януарий. 5 — Виталий, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Климент, Лука, Платон, Федор. 6 — Александра, Анатолий, Иван, Георгий, Лазарь. 7 — Алексей, Валентин, Елизавета, Иннокентий, Леонтий, Лука, Николай, Савва, Сергей, Фома. 8 — Василий, Марк, Ника, Сергей, Сильвестр. 9 — Василий, Глафира, Иван, Нестор, Николай, Петр, Степан. 10 — Анастасия, Георгий, Иван, Иларион, Мария, Николай, Павел, Петр, Семен, Сергей, Степан. 11 — Анна, Виталий, Кирилл, Максим. 12 — Артемий, Василий, Федот, Филимон. 13 — Василий, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков. 14 — Герасим, Еремей, Ефим, Игнатий, Макар, Нина, Тамара. 15 — Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Зоя, Михаил, Роман. 16 — Мавра, Николай, Павел, Петр, Тимофей, Феодосий. 17 — Антон, Афанасий, Валериан, Иван, Кирилл, Климент, Лазарь, Леонтий, Мария, Никита, Никифор, Николай, Пелагея. 18 — Адриан, Ирина, Яков. 19 — Василий, Денис, Иван, Илларион, Касьян, Пахом, Савва. 20 — Антон, Давид, Иван, Илья, Иосиф, Михаил, Пахом, Сидор, Степан. 21 — Адриан, Арсений, Иван, Никифор. 22 — Василий, Гавриил, Дмитрий, Иосиф, Николай, Христофор. 23 — Анисим, Василий, Лаврентий, Симон, Таисия. 24 — Александр, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Михаил, Никодим, Ростислав. 25 — Герман, Денис, Иван, Петр, Семен, Федор, Филипп.

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

Что касается рукописи Устава литургии (Διταξις της θεας Λειτουργας) патриарха Филофея , якобы также связанной с литургической реформой митрополита Алексия, то нами было предпринято специальное изучение этого Служебника, поступившего в библиотеку Ватикана в период 1508–1513 гг. вместе со Следованной Псалтирью . Наше исследование кодекса, отреставрированного в октябре 1992 г., позволило обнаружить в заголовке автограф протодиакона московского Успенского собора Спиридония . Имя этого писца, тогда еще диакона, впервые встречается на л. 207 в рукописи Евангелия , созданного в 1393 г. «благословением Киприана, митрополита всея Руси», и «повелением благоверного князя Владимира Андреевича». Согласно летописи, в 1396–1397 гг. Спиридоний сопровождал митрополита Киприана в его поездке в Киев, где им была выполнена для Смоленского епископа Михаила Киевская Псалтирь 1397 г. , после чего в конце 1397 г. он вернулся в Москву. На л. 111 в рукописи Vat. Slav. 14 находится список (на греч. яз.) 18 епархий Киевской митрополии, в том числе названа Пермская, учрежденная лишь в 1383 г., то есть уже после митрополита Алексия. Следовательно, рукопись «филофеевского» Устава также не может быть атрибутирована митрополиту Алексию, что ставит под сомнение и гипотезу о проведенной им литургической реформе. Рукопись Типикона вместе со славянскими рукописями Син. 328/383 и 332/385 ближе всего к греческой рукописи Иерусалимского устава . Последнюю рукопись следует датировать 1289–1309 гг. на основании упоминания в чине литургии патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309) и «благочестивых и христолюбивых царей наших Андроника и Ирины» (Андроник II Палеолог (1282–1328), императрица Ирина (1285–1317). В мае-июне 1308 г. патриарх Афанасий I рукоположил в Константинополе митрополита Петра. В житии митрополита Петра († 1326) упоминается последняя литургия, совершенная им, где он прежде имени своего князя поминал «благоверных царей», в каковых одни ученые видят золотоордынских ханов, другие – византийских императоров. На самом деле здесь калька с греческого источника, которая указывает на появление Иерусалимского Типикона в Русской Церкви уже при митрополите Петре .

http://pravoslavie.ru/588.html

Дионисий I упом. в 1415 и 1416 гг. Алексий упом. ок. 1429 г. Феодосии II Евфимий упом. ок. 1450 г. Мартиниан упом. ок. 1450 г. Новгородские и псковские архиепископы Далмат рукоположен 25.05.1251; † 21.10.1274. Климент избран в 1274 г.; рукоположен 2.08.1276; † 22.05.1299. Свт. Феотикст избран в 1299 г.; рукоположен 29.06.1300; в начале 1308 г. отказался от кафедры; † 23.12.1310. рукоположен 5.06.1309; † 5.02.1325. Свт. Моисей избран в 1325 г.; рукоположен в начале 1326 г.; в мае 1330 г. ушел на покой. Свт. Василий (Калика) рукоположен 25.08.1331; † 3.07.1352. Свт. Моисей (вторично) 1352–1359 гг.; ушел на покой 28.08.1359; †25.01.1363. Свт. Алексий избран в 1359 г.; рукоположен 12.07.1360; ушел на покой 22.04.1388; † 3.02.1390. избран 7.05.1388; рукоположен 17.01.1389; ушел на покой 20.01.1415; † 24.06.1417. Свт. Симеон (в иноках Сампсон) избран 11.08.1415; рукоположен 22.03.1416; † 15.06.1421. Феодосий избран 1.09.1421; изгнан 30.08.1424, не быв рукоположен; † 29.09.1425. Евфимнй I (в иноках Емелиан) (Брадатый) избран в 1423 г.; рукоположен в сентябре 1424 г.; † 1.11.1429. Евфимий II (Вяжицкий) избран 13.11.1429; рукоположен 29.05.1434; † 10.03.1458. Перемышльские епископы Авраамий упом. в 1271 г. Мемнон упом. в 1289 г. Иларион упом. в 1292, 1301 г.г. упом. в мае 1328, в 1131, 1332 гг. Афанасий упом. ок 1405 г. Геласий упом. 15.11.1415. упом. 21.01. и 12.10.1422. Пермские епископы Свт. Стефан (Храп) рукоположен в 1383 г.; 1 26.04.1396 в Москве. Исаакий рукоположен 20.01.1398; упом. 22.03.1416. Свт. Герасим упом. на Соборе 1441 г. Свт. Питиоим упом. с 1447 г.; 19.08.1456 убит вогуличами. Полоцкие епископы Симеон упом. в 1274 г Григорий упом. в 1331 г Феодосии (архиеп.) рукоположен в 1392 г.; упом. в 1413–1415 гг. Ростовские, ярославские и белозерские епископы и архиепископы Свт. Кирилл II рукоположен в 1231 г.; † 1262. Свт. Игнатий рукоположен 19.09.1262; † 28.05.1288. Тарасий рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. оставил епархию; †1304. Симеон (владыка Владимирский) перев. в 1299 г.; упом. в 1300 г.; в 1311 г. оставил епархию; † 1314.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В заключение позвольте упомянуть о событиях июня 1923 г., связанных с так называемым «покаянным» письмом свт. Тихона. Уже отмечалось, что письмо было вызвано особенностями церковно-государственных отношений в этот момент, очень важную роль сыграла международная ситуация. Но я хотел бы остановиться на некоторых событиях этого времени, на которых обычно не заостряют внимания исследователи. Можно сказать, что эти события совпали по времени – но само это совпадение носит важное значение. Именно в июне 1923 г. на Дальнем Востоке прозвучали последние выстрелы открытой гражданской войны, перестала литься кровь в братоубийственной бойне. Также в июне 1923 г. Политбюро ЦК РКП(б.) было взбудоражено «завещанием Ленина», из которого фактически следовало, что своим преемником он считает Троцкого. Политбюро приняло решение не оглашать этот документ, а Троцкий впервые оказывается в изоляции в Политбюро. Это означало, что его курс на «перманентную революцию» (в том числе, в отношении Церкви) впервые потерпел поражение внутри самого большевистского руководства. Кроме того в это же самое время, в июне 1923 г., был окончательно разгромлен так называемый национал-коммунизм, украинский и башкирский. И центробежные тенденции при оформлении Советского Союза были окончательно побеждены. Окончательно стало ясно, что Советский Союз не станет конфедерацией. И в это же самое время начинается известная кадровая реформа, масштабная перетряска всего государственного советского аппарата, которая приведет к тому, что наиболее откровенные уголовные большевистские элементы будут из него вышвырнуты. Все вышеперечисленные события говорят о том, что в эти самые дни происходит очень важный перелом, который действительно превращает уголовную диктатуру в некий государственный режим – кровавый, тиранический, но все же государственный. И об этой государственной власти уже можно было молиться, хотя, конечно, скрепя сердце. «Покаянное» письмо свт. Тихона в июне 1923 г. в значительной степени обеспечило Церкви ту «тишину», о которой говорится в тропаре: «Церковь Русскую в тишине соблюди…» Эта «тишина» и благовещенская кончина Святителя были обетованием будущего духовного возрождения Русской Церкви и, будем надеяться, и всей России.

http://pravmir.ru/svyatitel-tixon-i-poli...

И в тех же «Московских Ведомостях 1842 года, 15, читаем: «Декабря 31-го (прошлого 1841 года): Архиепископу Харьковскому, Смарагду, быть Архиепископом Астраханским, а Епископу Вологодскому, Иннокентию, быть Епископом Харьковским и Ахтырским, Викарию же Воронежеской Епархии, Иринарху, быть Епископом Вологодским». О. Б. 63 Иринарха, в мире Якова Попова, Старшего Кандидата Петербургской Академии 2-го выпуска (по списку 5-го) с правом на Магистерство за исправное прохождение ученых должностей; он принял монашество тогда же (1817 г.); 1831 г. Архимандрит; 1836 Епископ Старицкий, Викарий Тверской; вскоре за тем Викарий Рижский; 1841 Острогожский; 1842 Епископ Вологодский; 1844 Кишеневский; 1843 Архиепископ; 1858 Подольский; 1864 Рязанский; ныне на покое с 29 Августа 1867 г., в Рязанском Спасском монастыре. О. Б. 67 Евгений, в свете Андрей Казанцев, родился 30 Июня, 1778 г., в селе Белиницыне, от Священника Евфимия; учился в Троицкой Семинарии с 1791 г.; 1800 Учитель Синтаксиса там же, потом в Вифанской; 1802 Риторики; 1804 пострижен в монашество и сделан Префектом и Учителем Философии, за тем Иеродиаконом, 1806 Иеромонахом; в 1809 г. вызван в Петербург в Инспекторы новооткрытой Духовной Академии и Баккалавры Философии; в 1810 возвращен, по желанию Митрополита Платона, в Московскую Епархию Ректором Троицкой Семинарии и Учителем Богословия; в Июне Игумен, в Августе Архимандрит; в 1814 г. переведен тем же званием в Московскую Семинарию; 1817 г., по увольнении, сделан Настоятелем Донского монастыря, Председателем Духовной Цензуры и Членом Московской Синодальной Конторы; в Июне 1818 г. Епископ Курский и Белогородский; в Феврале 1822, Архиепископ Псковский; в Сентябре 1825, Тобольский; в Августе 1831, Рязанский; в Мае 1837, Ярославский, а в Декабре 1853 года на покое в Московском Донском монастыре, с управлением оного и пр. О. Б. 68 См. об этом: «Дневник его», помещенный в «Душеполезном Чтении» 1868–1869 годов, и особо. О. Б. 69 Владимир, в бельцах Василий Алявдин, род. 1791 г. в Июне от Священника Владимира Успенского девичья монастыря, воспитывался в тамошней Семинарии, из коей 1813 г. поступил в Троицкую, в Сентябре 1815, в Московскую Академию, вышел из нее Магистром н определен Профессором во Владимирскую Семинарию; в Генваре 1827 г., монах и вскоре Иеромонах; за тем Инспектор Семинарий Владимирской, Пензенской, Петербургской, и Ректор Калужской; в Генваре 1835 Епископ Чигиринский, Викарий Киевский; с Сентября 1846, Костромской; с Ноября 1843, Архиепископ Тобольский, где и скончался Мая 20 дня, 1845 года. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванович Клейнер (02.09.1823 — после 1865) по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешние размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками. В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия насчитывал всего 70 дворов. Известно даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат, и в 1810-1815 годах в Богоявленской церкви служили в очередь священники Богословского и Никольского храмов. Священнику Фоме Петропольскому удалось изменить ситуацию: при нем церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником дохода стали взносы на поминовение умерших. В 1870-80-е годы, при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове (1820-1905) была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. В начале XX века при храме было открыто церковноприходское училище. В начале 1920-х годов в Богоявленской церкви служили обновленцы. С 1922 года во главе общины стоял церковный исполнительный комитет, нанимавший по своему усмотрению священника и псаломщика. В июне 1924 года верующие решили вернуться к использованию в богослужении старого стиля. В мае 1925 года отец Сергий Соболев обратился в церковный совет с заявлением о невозможности существовать на доходы, получаемые им, и о крайней бедности прихода. Решить эту проблему исполнительный комитет так и не смог. В июне 1925 года во время богослужения из придельного алтаря святой Пелагии были украдены иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах. В июле 1928 года в губернский архив были переданы церковные документы с конца XVIII века — метрические книги, исповедные ведомости, приходо-расходные книги, все эти материалы сгорели в годы Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Известно, что около 1864 г. возле церкви была построена каменная караулка для церковного сторожа, а в 1870 г. вокруг храма усердием священника Митрофана Рудинского была выстроена каменная церковная ограда с металлическими решетками. В том же 1870 г. при горловской церкви было открыто приходское попечительство. В 1886-1887 гг. все три иконостаса горловской церкви были «возобновлены»: сначала в 1886 г. – четырехъярусный иконостас в главном приделе, а в следующем 1887 г. – двухъярусные иконостасы в северном и южных приделах. …В июне 1890 г. горловскому причту было разрешено окрасить кровлю церкви, возобновить штукатурку, окрасить внутренние стены храма и промыть стенную живопись, а июле 1893 г. – разрешено «разные обновления по их храму на средства церковного старосты Андрея Калашникова». Затем в мае 1895 г. разрешено распространить трапезную часть своего храма, что было обусловлено ростом численности прихожан. Если в 1862 г., когда было окончено предыдущее расширение горловского храма, их было 3 218 чел., то в 1895 г. прихожан уже было 5 359 чел. Освящение перестроенной трапезной с левым приделом в честь святителя Николая было совершено 26 ноября 1905 г. местным благочинным, священником Василием Волковым. В апреле 1907 г. был утвержден эскиз иконостаса правого придела, а 26 сентября 1907 г. тем же священником Василием был освящен сам придел – в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». Что касается придела св. Димитрия Солунского в так называемой «настоящей» церкви, построенной в 1827 г., то после постройки и освящения приделов в трапезной был заперт и богослужения в нем не совершались. В рамках расширения и обновления храма, в 1898-1901 гг., была также выстроена новая колокольня высотой 35.5 метров. …В июне 1910 г. причту села Горлово было разрешено оштукатурить приделы и устроить вокруг церкви новую кирпичную ограду, а в ноябре 1910 г. – два каменных помещения в ограде церкви для церковно-хозяйственных потребностей. В январе 1913 г. церкви села Горлово было разрешено приобрести колокол весом 200 пудов (около 3т 200кг), а в июне 1913 г. – промыть стенную живопись и окрасить церковную крышу.

http://sobory.ru/article/?object=18733

В 1535 г. Червини был рукоположен во пресвитера. В 1536 г. назначен писцом (scriptor) Ватиканской б-ки, а ок. 1538 г. получил должность апостольского протонотария. Он выполнял дипломатические поручения папы Павла III, целью которых было прекращение Итальянских войн, противостояния франц. кор. Франциска I (1515-1547) и имп. Карла V (1519-1556). В июне 1538 г. Червини находился в Ницце, где участвовал в переговорах, закончившихся подписанием перемирия между Францией и Испанией (18 июня 1538). В мае-июне 1539 г. он сопровождал кард. А. Фарнезе в Испанию (на встрече с императором обсуждалась возможность заключения династического союза между Габсбургами и Валуа). В нояб. того же года Червини помогал кард. А. Фарнезе в организации встречи франц. монарха и императора (встреча состоялась 12 дек. 1539 в замке Лош (совр. деп. Эндр и Луара, Франция)). Установление мира было главным условием созыва Собора католич. Церкви, вопрос о котором оставался актуальным в связи с попытками императора найти компромисс с нем. протестантами и созвать Собор без санкции папы Римского. Червини был убежденным сторонником церковных реформ, к-рые должны были обсуждаться на Соборе (см. ст. Контрреформация ). 17 авг. 1539 г. папа Павел III возвел Червини на епископскую кафедру Никастро (Калабрия). Епископского рукоположения проведено не было, Червини исполнял только функции администратора диоцеза (о подобной практике подробнее см.: Menniti Ippolito A. Il governo dei papi nel " età moderna: Carriere, gerarchie, organizzazione curiale. R., 2007. P. 73; Faggioli M. La disciplina di nomina dei vescovi prima e dopo il concilio di Trento//Società e storia. Mil., 2001. Vol. 24. N 92. P. 221-256). 19 дек. 1539 г. он был возведен в достоинство кардинала. В июне 1540 г. был назначен легатом a latere при дворе наместника императора, его брата Фердинанда I Габсбурга, эрцгерцога Австрии и короля Чехии (император в 1556-1564). Червини прибыл в Хагенау (Агно); 12 июня там началось «духовное собеседование» католических богословов с протестантами (см.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010