§ 51. Если бы когда обратился ко священнику за крещением человек, страждущий беснованием, то священник должен при этом, по возможности, откладывать крещение такового до его выздоровления (Тимоф. Алекс. пр. 2). Таким же образом священники не должны допускать ко крещению также и женщин, когда у них находится «обычное женам», т. е. менструация или, так называемое, месячное очищение и вообще кровотечение. (Там же пр. 6). И только в случае смертной опасности, все больные этого рода, как бесноватые, так и женщины, страдающие кровотечением должны быть крещаемы тут же немедленно, без всякого препятствия (Лаодик. Собор пр. 47). Женщины беременные крещаются, как и всякие другие, без всякого отлагательства (Неокесар. Соб. пр. 6). § 52. Ко всему этому надобно присовокупить, наконец, что если бы когда случилось так, что дитя православных родителей почему либо не было крещено до семилетнего возраста, то оно так же, как и неверные вообще, не иначе может быть допускаемо ко крещению, как по обычном изучении основных молитв и оглашении в истинах веры христианской (Тимоф. Алекс, прав. 1). Впрочем, детей не свыше шестилетнего возраста можно крестить и без оглашения, под ответственностью родителей и восприемников, по обычаю. § 53. В частности, но распоряжению Правительствующего Сената от 22 Января 1862 года, на счет крещения иноверцев у нас существуют следующие правила: 1) Евреи, магометане и язычники, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, крещаются не иначе, как с письменного согласия их родителей или опекунов. Исключения из этого делаются только с разрешения Св. Синода. 2) Достигшие 14-летнего , возраста неверные крещаются по их собственному изволению, на основании общих правил о крещении возрастных (сравн. выше §§ 46, 52). 3) Не достигшие гражданского совершеннолетия, т. е. 21 года, иноверцы приготовляются ко крещению не менее шести месяцев; остальные могут приготовляться только 40 дней, хотя впрочем, тот и другой сроки могут изменяться, смотря по степени восприимчивости и убеждения готовящихся ко крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

пр. 50 и 58 сн. VI Всел. Соб. пр. 29). Строгость поста пред причащением Св. Таин доходила до того, что требовалось каноническое разрешение вопроса: может ли причаститься Св. Таин тот, кто измывая уста или моясь в бане, не хотя – соблюдая пост проглотить воду? – На каков вопрос Тимофей Александрийский дал ответ такой: «Должен, ибо иначе сатана, обретши случай удалити его от причастия, чаще будет делать тожде» (16-й вопр. Тимф. Алекс.). Также как и пост строго предписывается и чистота телесная: плотское, брачное невоздержание, накануне причащения безусловно запрещается (Тимф. Алекс. вопр. 5) Запрещается приступать к Св. Тайнам женщинам, находящимся в состоянии очищения, доколе не очистятся (Тимоф. Алекс. пр. 7; Дионисия Александр. пр. 2-е), – мужчинам, имевшим нечистые сновидения в подвергшимся ночному осквернению, если это произошло от нечистых пожеланий (Тимоф. Алекс. пр. 12; Дионис. Алекс. пр. 4-е). От приступающих ко св. Причащению хотя и требуется чистота телесная, но она имеет значение только при чистоте внутренней, когда человек внутренне надлежащие образом приготовлен ко св. Причащению, когда совесть его не обременена сознанием грехов. Посему, кроме чистоты телесной, требуется предварительное очищение совести покаянием. Больные в случае смертной опасности могут быть приобщаемы Св. Таин и без соблюдения во всей строгости правил, положенные для приготовления ко св. Причащению, но не иначе как по разрешении совести от грехов. Пресвитеру предписывается строго наблюдать, чтобы умирающие не лишались последнего и нужнейшего напутствуя. В этом случае разрешается преподавать Св. Тайны находящимся под запрещением, – впрочем, с тем условием, если они выздоровеют, то должны выполнить прежде наложенную на них епитимию (1 Всел. Соб. пр. 13; Григория Нисск. пр. 2). Так как епитимия бывает явная и тайная, а явной епитимье – открытому отлучению может подвергать епископ, то пресвитер с дозволения только епископа может преподать Св. Тайны подвергшемуся открытому отлучению и находящемуся на смертном одре (1 Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Обида. Причиняющих другим обиды отлучать от Церкви, доколе не престанут, Феоф. 14. Обрученный. См. Брак. Дева. Жена. Прелюбодеяние. Общение. Общение с Церковью и с верными бывает несовершенное — только в молитвах, и совершенное — в причастии Святых Тайн, Анк. 5, 6, 7, 8, 9. Епископы и прочие клирики, находящиеся под судом, бывают вне общения, Карф. 90, 98, См. Суд. Обет. Должно воздерживаться от безрассудных обетов, каков обет не есть свиного мяса, Васил. 28. Обет признается действительным только тех, которые достигли совершенного разума, Васил. 18. Мужи и жены, давшие обет девства и нарушившие его, подлежат епитимии, Васил. 19, Анк. 19, Шест. 44, Васил. 18, 60. Оглашенный. Оглашенному потребно время, Перв. 2. между прочим для того, чтобы изучить веру. Лаод. 46. Об оглашенных должна быть молитва на Литургии, Лаод. 19. Все сделанное в житии оглашенных, прежде их оглашения, не подвергается истязанию, Васил. 20. но оглашенный, если согрешит, подвергается епитимии, Неок. 5, Перв. 14. Оглашенное отроча, или совершеннолетний, по неведению приобщившийся Святых Тайн, должен быть крещен, Тимоф. 1. Оглашенный, лишившись в болезни здравого ума, может быть окрещен, если не искушается от духа нечистого, Тимоф. 4. Жену, находящуюся в очищении, не должно крестить, доколе не очистится, Тим. 6. Оглашенный не должен есть от приношений для Бескровной Жертвы, Феоф. 8. Оглашенный, подвергнутый отлучению за грехопадения, в случае смерти должен быть удостоен Крещения и Причащения Святых Тайн, Кирил. 5. Одежда. Епископы и клирики не должны украшать себя пышными, светлыми и разноцветными одеждами, и воскрилиями иного цвета, Седьм. 16, Гангр. 21. Клирики не должны носить неприличную одежду, даже и в дороге, но определенную для клира, Шест. 27. Кто посмевается носящим простое и скромное одеяние, тот должен быть исправляем епи-тимиею, Седьм. 16. Суровой одежды не должно носить, ради мнимого подвижничества, ни осуждать тех, кои с благовением носят шелковое одеяние и общепринятую одежду, Гангр. 12. Мужчине не должно одеваться в женскую одежду, ни женщине в мужскую, Шест. 62. ниже ради подвижничества, Гангр. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

3. Все вышесказанное я говорю в предположении, что будет основан грандиозный орган. А только такой и может иметь успех; не внешний только, но и успех в смысле влияния и давления. Насчет непобедимости Каткова я с Вами не совсем согласен. Катков берет не столько газетою, сколько личными отношениями. 2261 Орган, каким я его предполагаю, упорным долблением сильно ослабит эту монополию влияния, если не сокрушит ее совсем. Пишу Вам, не говорив еще ни с кем. Но заключаю: Все дело в Вашем имени. Лишь только бы получить Ваше согласие, все отладится. Всякие предположения кандидатур вроде Васильевских должны быть откинуты. Васильев был намечен уже после того и потому, что Вы отказались. Это условие падает, падает и Васильев. Меня беспокоит одно: поздно; трудно повернуться в остающееся короткое время. Ваш Н. Гиляров-Платонов . Печатается впервые по автографу: РНБ. Ф. 847. 359. Л. 28–29 об. 3 . Аксаков – Гилярову-Платонову (19 сентября 1884 г.) 2262 Да, это совершенно верно, я думал не об основе совершенно нового органа, но о превращении «Руси» в ежедневную газету. Об этом меня часто просили мои подписчики, – многие вообще. Понятное дело, что для ежедневного издания нужны иные средства, чем для еженедельного или двунедельного, – и эти средства заимствуются – под условием, чтоб в газете был постоянный экономический отдел, что вообще желательно и вполне прилично. Такая газета, без сомнения, не могла бы назваться органом купечества, ихним изданием – и сохранила бы полную независимость. В то же время она бы упраздняла для купцов необходимость в особой купеческой газете, потому что все истинно законные и разумные интересы русской торговли и промышленности имели бы несомненно в «Руси» искреннюю, горячую защиту. На долю же «купеческой газеты», если б таковая, независимо от «Руси», основалась, досталась бы защита лишь самых узких и эгоистических интересов. Но так как я отягощаюсь издательством даже теперешней «Руси», то я и предлагал Вам взять все бремя на себя, предоставляя Вам, пожалуй, и большую часть выгод, если таковые будут; за собой же оставлял право veto и вообще охранения своего имени и т. п., помещения статей, когда вздумаю, и т. д. – Но Вы правы, во-1-х, что теперь уже поздно; во-2-х, хотя это еще надвое – что такая комбинация многим капиталистам будет, пожалуй, не по нутру, так они не будут чувствовать себя хозяевами, да и редактор – не нанятой, а такой, с которым нужно соблюдать всякие церемонии вежливости. Впрочем, не все такие капиталисты. Тимоф(ей) Сав(вич) Морозов, например, ничего бы другого и не желал, как моей ежедневной газеты, которая бы к своей общей программе присоединила и экономическую. Но он ведь стоит в купечестве почти особняком, в ссоре с Найденовым, 2263 не участвует в Биржев(ом) комитете 2264 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

При «изображении третьего случая хиротонии отмечается пророческое содействие, пост (и молитва), предварявший возложение рук на избранных. ( Деян.13:1–3 ). Термином «рукоположение» (χειροτονα) обозначено устроение пресвитеров по каждой церкви Апостолом Павлом и Варнавою ( Деян.14:23 ). О пророчестве и возложении рук пресвитерства, как моментах хиротонии, упоминает Ап. Павел в послании к Тимоф. ( 1Тим.4:15 ). Таковы положительные данные Писания относительно составных частей хиротонии, как церковного в собственном смысле акта, которым возводился бывший дотоле простым верующим, простым членом церкви «братом» в церковную должность, или в церковное служение (διακονα). В настоящее время, даже и в русской канонической литературе вполне установлено, что чип хиротонии в разные церковные должности, выработанный церковью в течении первых трех веков и затем санкционированный для Византии императорским законодательством, хотя и с значительной модификацией (См. Номоканон Фотия, Tum. I IX), совмещает в себе все указанные нами детали, сохраненные Писанием. См. Η.П. Аксакова: об избрании епископов в древней христианской Церкви (в журнале Церковный голос за 1906 г.), а также: Предание Церкви и предания школы». Сергиев посад. 1910 г. В какие именно должности актом хиротонии возводились члены церкви в век апостольский – отвечать на этот вопрос категорически – затруднительно. Но ближайшие к Писанию источники свидетельствуют ясно, что таким ак- —83— том поставлялись епископы 56 , епископы и диаконы 57 и пресвитеры 58 . Но достопримечательно, что ни о пророках, ни об учителях, ни о других харизматиках, которым будто бы принадлежала в первохристианстве правительственная функция, не говорится, чтобы они были рукоположены. Почему? Потому, что это только «дарования», а не должности или служения и подаются, по ясному свидетельству Писания, непосредственно крещением и возложением рук апостольских (позднее миропомазанием), как и другие дарования, напр. исцелений, различения духов и т. п. так что «из уверовавших в Бога чрез Христа нет человека, который не получил бы дарования духовного» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никодим приводят это место, хотя и не совсем точно, но в общем правильно, то нет нужды приводить его в греческом оригинале, и мы ограничимся лишь тем, что приведем его не в сокращенном виде, как приводят Бингам и еп. Никодим, а в полном, по русскому переводу (Моск. Академии), присоединив сюда и параллельные толкования Феодорита на I Тимоф. 3:12; 5:9; Тит. 1:6 , и в некоторых, более важных, местах сопоставив с греческим оригиналом (по изданию Миня). «Единыя жены мужу». Проповедь была в начале. Язычники не упражнялась в девстве; Иудеи но дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением. И так, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту (τος τν γνεαν σχοντας), Апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, которые искали целомудрия. Хорошо, по моему мнению, сказано: «единыя жены мужу» 150 . Ибо в древности иные, и язычники, и Иудеи, имели обычай по закону брака жить вместе с двумя, тремя и более женами. А иные и ныне, хотя царские законы запрещают иметь в одно время двух жен, живут со многими и имеют наложниц. Посему говорят, будто бы, по апостольскому слову, целомудренно живущий с одною только женой достоин апостольского рукоположения; потому что, говорят они, Апостол не отвергал и второго брака, а многократно повелевал вступать в оный; так говорит: жена привязана есть законом в елико время живет муж ея; аще же умрет муж ея, свободна есть, за него же хощет посягнути, точию о Господе ( 1Кор. 7:39 ); и еще: глаголю же безбрачным и вдовицам (8), и, совокупив тех и других, положил он один закон, потому что двоебрачие, в действительности, бывает, не от произвола, но ради воздержности 151 . Если кто сам, оставив первую жену, сопрягается с другою, то достоин он порицания, и подлежит обвинению, а если смерть расторгла союз с первою женою и потребность естества (φσις πικειμνη) принуждает вступить в союз с другою женою, то второй брак совершается не по произволу (κ γνμης), но по обстоятельствам (κ περιστσεως).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Возвращение Никитенко и привело, повидимому, к изъятию предисловия. Возможно, что, узнав о возвращении Никитенко, Гоголь и сам изъял предисловие во избежание недоразумений. Письмо Гоголя к Никитенко от 24 января 1835 г., т. е. вскоре после освобождения Никитенко, может быть поставлено в связь с этими обстоятельствами. Гоголь в этом письме выражает сожаление о том, что не застал Никитенко лично и пишет: «мне бы нужно было о многом переговорить с Вами таком, что на бумаге как-то не может говориться». Поскольку изъятие предисловия произошло, как с полной уверенностью можно полагать, по причинам цензурного порядка, мы вправе восстановить предисловие в основном тексте гоголевской повести. Невключение предисловия в издание 1842 г. может быть объяснено как неотпавшими цензурными соображениями, так и тем, что обстоятельства, которыми было вызвано полемическое предисловие, утратили для Гоголя значение. Наибольшие трудности вызывает вопрос о времени написания «Повести о том, как поссорился…». В альманахе «Новоселье» повесть подписана псевдонимом «Рудый Панько» и датирована 1831 г. В письме к М. А. Максимовичу от 9 ноября 1833 г. Гоголь, извиняясь в том, что не может ничего дать для его альманаха «Денница», писал: «У меня есть сто разных начал, и ни одной повести, и ни одного даже отрывка полного, годного для альманаха. Смирдин из других уже рук достал одну мою старинную повесть, о которой я совсем было позабыл и которую я стыжусь назвать своею; впрочем, она так велика и неуклюжа, что никак не годится в ваш альманах». На ряду с этим Пушкин в своем дневнике записывает 3 декабря 1833 г.: «Вчера Гоголь читал мне сказку как Ив Ив поссорился с Ив Тимоф – очень оригинально и очень смешно» («Дневник А. С. Пушкина», ГИЗ, М., стр 38). Сопоставив историю возникновения альманаха «Новоселье» с записью в дневнике Пушкина, Тихонравов пришел к следующему выводу: «Нельзя допустить, чтобы Гоголь решился читать Пушкину повесть, которой „сам стыдился“. Полагаем, что повесть отдана была на суд Пушкина в окончательной уже редакции. Крайним пунктом, к которому может быть приурочена эта редакция, на основании письма к Максимовичу и заметки Пушкина, можно принять или начало ноября 1833 г., или начало апреля 1834 г. К более ранней эпохе мог относиться лишь первоначальный набросок повести» (Соч., 10 изд., т. I, стр. 703). Вслед за Тихонравовым относит время написания повести к концу 1833 г. и Н. Коробка, указывая, что «датирование более ранним временем – обычный прием Гоголя» («Собр. соч. Гоголя», изд. «Деятель», т. II, стр. 422).

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

Святую четыредесятницу Владыка держал строгий пост, а в седмицы первую, четвертую и Страстную вкушал пищу только один раз в день, и потому к Пасхе сильно ослабевал, но всегда, несмотря на слабость, всю Пасхальную седмицу служил сам. Воспитанник суровой и благочестивой школы начала IXX века, глубоко верующий христианин, от юности любитель монашества, преосвященный Софония был добрый инок-подвижник, глубокомысленный богослов, деятельный и учительный архипастырь. Сострадательный к ближнему человек, он обладал прекрасными качествами души, терпеливым и миролюбивым характером, добрым и некорыстным сердцем. И при конце жизни своей он мог вполне со Апостолом сказать: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее же соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный Судия» (2 Тимоф. 4, 7-8). Но может быть кто-либо из совопросников века сего, недоверчиво относящийся к человеческой добродетели, возразит: «Неужели не было у этого человека недостатков?» Конечно, как у всякого человека были недостатки и у преосвященного Софонии. Особенно в последние годы его жизни был заметен в нем один недостаток, происходивший исключительно от доброты его сердца и послуживший для него самого причиной многих тяжелых неприятностей и огорчений, сделавший годы его служения в Туркестане поистине многоскорбными для него. Недостаток этот – чрезмерная доверчивость к людям. Доверчивость преосвященного Софонии, желавшего во всех людях видеть одни только добрые, светлые стороны, бывала иногда чрезмерна: если он раз кому доверился, то впоследствии никакие уже поступки, хотя бы и непохвальные, доверенного лица не могли поколебать установившегося о нем мнения Владыки. Он делался в этом случае как бы слепым и глухим, но не притворялся таковым, а был в действительности: видел в известном человеке одно только хорошее. Пользуясь этим качеством, иные люди, вошедшие в доверие к Архипастырю, злоупотребляли этой доверчивостью и творили от его имени нелепые иногда вещи, умея ловко прикрывать свои действия от взоров доверчивого старца. Вследствие этого возникал иногда вокруг святительской кафедры ропот, кончавшийся не раз глубокими огорчениями для Преосвященного.

http://pravoslavie.ru/36553.html

По возвращении лития и отпуст (Пособ. к изуч. правосл. богосл. Никольск. 752–754 стр.). Точно так же должно применяться и в прочих чинах погребения, изложенных в требнике особо; так, например, относящееся к младенческому погребению 82 нужно совершать по этому чину, а прочее, особенно начало и конец, заимствовать из чина погребения мирян на святую Пасху (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. III, стр. 312). Церковные и гражданские постановления Лица погребаемые . По чину священнического погребения отпеваются только священники (Требн.) и епископы (Указ. Синод. 1773 г. ноября 30); прочие чины клира и миряне – по чину последования погребения мирских человек; монахи – по чину погребения для монахов; младенцы до 7 лет – по чину младенческого погребения (Требн. Петр. Могил. чин. погр. млад.). Священник, умерший под запрещением, может быть отпеваем по чину священнического погребения, но не иначе, как с разрешения епархиального архиерея 83 . Лица неправославного вероисповедания не удостаиваются погребения по обрядам Православной Церкви,– и если умрет иноверец христианского исповедания, и не будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежит, ни иного, то препроводить труп с места до кладбища обязан православный священник по правилам, в своде церковных законов означенным (Полн. сбор. зак. т. XXVI, 19289, пунк.2:3), т.е. православный священник должен в таком случае сопровождать умершего иноверца до кладбища в ризе и епитрахили и опускать в могилу, с пением «Святый Боже...» 84 . Отпевать иноверцев по обряду Православной Церкви дозволяется только тогда, когда они обратятся к православной вере (Указ. Син. 20 февр. 1880 г. Треб. Петр. Могил, ук. о крещ. и некрещ. младенц. умерш. и о погреб. их). Не совершается также погребение по обряду Православной Церкви над младенцами – хотя имеющими и христианского исповедания родителей, но умершими до принятия крещения (Григ. Богос. слов. 48 на крещ.). Из православных лишаются христианского погребения вольные самоубийцы, как то: самовольно убившие себя, самовольно утопившиеся, умершие от пьянства и проч.; если только самоубийство их произошло не во время умопомешательства их (Тимоф. Александр. вопр. и отв. 14. Номок. пр. 178. Требн. Петр. Могил. о чин. погреб. Указн. ст. патр. Адриана п. 24, 1698 г. См. разреш. недоум. вопр. о самоубийцах).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

    148 Совершив это επειδη τατα πεπραχς, А. Райффершайд предлагает ονεδη вм. επειδ, т. е. «нанеся такую обиду».     149 Анна имеет в виду встречу Роберта и Григория VII в июне 1080 г. (см. Delarc, Saint Grégoire VII.. ., р. 521 sq.). Но состоялась она не между Беневентом и Салерно, как думает Анна, а в Кепрано на севере Кампании. В Беневенте Роберт и папа виделись в августе 1073 г. (Delarc, Saint GrégoireVII..., р. 23; Mathieu, Guillaume dePouille..., рр. 311— 312). Между этими двумя встречами отношения Роберта с папой были весьма напряженными. Норманнский вождь неоднократно совершал набеги на папские области, а Григорий VII дважды предавал Роберта анафеме (выше Анна упоминала о враждебном отношении папы к Роберту). См. Villars, Les Normands..., рр. 133—137.     150 Ландульфом Анна называет Рудольфа Швабского, графа Рейнфельдского, восставшего против Генриха и избранного германским королем в марте 1077 г. Вельф IV — с 1070 г. герцог Баварский. О том, что Рудольф и Вельф были вызваны к папе, можно заключить также со слов Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., р. 46—47). Однако Μ. Матье в примечании к этому месту «Деяний Роберта Гвискара» ставит под сомнение возможность свидания Григория VII с германскими вождями в это время. Упоминание об этом свидании двух разных памятников еще ни о чем не говорит, ибо сведения Анны и Вильгельма восходят к одному источнику (см. прим. 140).     151 После упоминавшегося Анной посольства Генриха к Григорию VII германский император вынужден был смириться и даже совершить в январе 1077 г. покаянное путешествие в Каноссу. Однако Генрих вымолил себе у папы лишь отпущение грехов и снятие отлучения, но не восстановление на троне. Поэтому борьба вспыхнула вновь. В этой войне папа опирался на значительную часть немецкого епископата и на южнонемецких герцогов (см. Неусыхин, Исторический миф..., стр. 85).     152 Тимоф., V, 22.     153 Представления Анны о борьбе Генриха IV с саксонцами весьма туманны. Битва, в которой был смертельно ранен Рудольф (у Анны — Ландульф), произошла 1 октября 1080 г. при Гогенмользене на р. Эльстер (см. Meyer von Knonau Jahrbucher..., Ss. 644—652).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010