Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на каждой утрени, литургии и вечерни. Поются во всю Светлую седмицу и праздничные антифоны Пасхи, вместо «Изобразительных» и «Блаженных», произносится: «входный стих», по нем Тропарь Пасхи: «Христос воскресе»: (единожды), и «Предварившыя утро яже о Марии», Слава и ныне, Кондак: «Аще и во гроб…» Вместо Трисвятаго также во всю светлую седмицу поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».    Главной особенностью Пасхальной литургии в первый день является то, что Евангелие, 1-ое зачало от Иоанна, повествующее о Божестве Господа Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на кресте Спасителя. Читают все священники и все диаконы по очереди, по статьям, как расположит настоятель, причем на каждой статье ударяют в кандию, а вне церкви в великое било и великий кампан (колокол). При окончании чтения Евангелия звон во все колокола. (Чтение Евангелия на разных языках на литургии это русская традиция, у греков читают Евангелие на разных языках на Пасхальной вечерне, повествующее о Воскресении). Если совпадет с Пасхой Благовещение, то вторым читается уже просто Евангелие Благовещению. В конце литургии, вместо: «Благословен грядый во имя Господне», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша» и «Буди имя Господне» поется «Христос воскресе». Вместо: «Слава Тебе, Христе Боже…» священник поет первую половину тропаря: «Христос воскресе», а лик допевает, после чего священник произносит с крестом пасхальный отпуст, как и в конце утрени. Молитва: «Царю небесный:» на всех службах до праздника Пятидесятницы совершенно отменяется.    После заамвонной молитвы освящается Артос — хлеб, символизирующий невидимое присутствие Господа Иисуса Христа. Он носится во время крестных ходов, стоит всю Светлую седмицу на особом столике перед иконой местной Христа Спасителя, а в Светлую субботу, после литургии, по прочтении особой молитвы на раздробление Артоса, раздробляется и раздается молящимся, вместо антидора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Когда при пении произносят: «припадем ко Христу», архиерей и все прочие благоговейно преклоняют главы; в это же время архиерей дикирием и трикирием благословляет к востоку, западу, полудню (югу) и северу и с облачального места идет тихо в алтарь, поддерживаемый под руки двумя архимандритами или игуменами до Царских врат. Входят за ним Царскими вратами все сослужащие иереи, целуя икону одни на правой, другие на левой стороне их. Идя, архиерей благословляет народ, стоящий на правой и левой стороне. Диаконы кадят святое Евангелие, а певцы поют: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый» и т. д. Когда архиерей входит в Святые двери алтаря, он отдает трикирий протодиакону целует ту и другую половину Царских врат и произносит слова псалма (произносимые им при входе в храм и священником, пред облачением, при входе в алтарь): «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». И вшед в алтарь с дикирием, целует престол и поет со служащими: «Спаси ны, Сыне Божий». В Господские же праздники, егда поются антифоны, протодиакон возглашает: «Премудрость, прости» и потом «приглашает» и входный стих праздника. Тогда архиерей поет со служащими: «Приидите, поклонимся» и прочая по чину, якоже всегда на литургиях поется (Чиновн., лит. Злат.). Певцы в алтаре поют: «Ис подла эти деспота», т. е. «На многия лета, Владыко». Архиерей же, взяв кадильницу, кадит святую трапезу (престол) округ, и предложение (жертвенник), п весь алтарь, держа в левой руке дпкприн. Потом выходит пред Святые двери и кадит образа Спасителя и Богородицы, императора и народ. Находящихся же в алтаре кадит, стоя пред святою трапезою. Певцы же вне алтаря поют обычные тропари и кондаки, по чину и по дню. Оставляют же последний кондак; его не поют (его после поет сам архиерей с иереями и диаконами в алтаре). При служении же литургии иереем певцы в это время поют и последний кондак. Протодиакон же, выйдя из алтаря, станет ко Святым дверям ко стране, держа же и орарии тремя персты, мало воздвигнет, глаголя: «Господи, спаси благочестивыя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχορι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в. Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.). Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

Не случайно входный стих в службе Пятидесятницы, которым традиционно отмечен наиболее характерный момент богослужения, напрямую связан с предше­ствующим празднованием: Вознесися, Господи, силою Твоею (Пс. 20, 14). Ибо Сам Христос обозначил цель Своего восшествия к Отцу ради сошествия Святого Духа: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его: а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16-17). Отныне миссия Боговоплощения исполнена и наступила пора «икономии» Святого Духа, чему и по­священ праздник Пятидесятницы: «…пришествие Духа, предоставление обещанного, исполнение надежды, настолько же таинственное, насколько великое и драгоценное» (Служба Пятидесятницы, глас 1, стихира 1 на Господи воззвах). Как главное лицо праздника Святой Дух по праву занимает центральное место на иконе «Живоначальной Троицы», чем обусловлена особая праздничность Его одежд, украшенных «клавием». Необходимо отметить, что преподобный Андрей Рублев с особой тщательностью подошел к цветовой семантике одежд, выявляющей внутренние отношения Триипостасного Божества. Так, левый и правый ангелы, сим­волизирующие соответственно Бога Отца и Бога Сына, изображены в одинаковых хитонах небесного цвета. В то же время сочетание синего и красного цвета присуще лишь одеждам центрального и левого ангела, то есть Святому Духу в синем гиматии и вишневом хитоне и Богу Отцу, одежды Которого окрашены в обратной последо­вательности, а цвет одежд правого ангела разнится от центрального, в противном случае было бы допущено каноническое нарушение в духе filioque. Наконец, зеленый гиматий правого ангела, символизирующего Сына, словно знаменует собою «земное естество», вознесенное Им к небесному престолу. Особо­го внимания заслуживает то, что гиматий правого ангела препоясан справа налево, ведь по русскому обычаю только на мужчине-покойнике одежду застегивали не на правую (как при жизни) сторону, а на левую, как на женщине . Вот почему на руб­левской «Троице» крилия центрального ангела – Святого Духа и правого ангела – Христа разделены жезлом, в то время как крилия левого и центрального ангелов – Бога Отца и Святого Духа – взаимно пересекаются.

http://bogoslov.ru/article/2602946

По девятой песни канона нет светильна. «Светильна не глаголем, но абие: Свят Господь Бог наш», – говорится в богослужебных книгах. Божественная литургия в этот день совершается по чину Иоанна Златоуста , на ней поются праздничные антифоны и возглашается входный стих. Особенность ее также в том, что поется задостойник, произносится праздничный отпуст. Кончилась литургия в Неделю ваий, и мы с вами уже вступаем в течение Страстной седмицы. Прежде всего мы будем говорить о богослужении ее первых трех дней – Понедельника, Вторника и Среды. Они обладают единством в Уставе богослужения и многими общими чертами. Но прежде всего следует обратить внимание на то, что вечерня, совершаемая в Вербное воскресенье – в Неделю ваий вечера – еще раз являет нам главную особенность вечерни, ее положение между богослужебными днями. День кончается не до или после вечерни, а внутри нее. Это особенно заметно тогда, когда литургия совершается на вечерне, но и в некоторых других случаях – например, в неделю сырную вечера, в Неделю ваий вечера. На Господи, воззвах поются еще стихиры на Вход в Иерусалим: «Прииде Спас днесь во град Иерусалим, исполнити Писание, и вси прияша в руки ваиа: ризы же постилаху Ему...» (2-я стихира на Господи, воззвах). Стихиры на стиховне декларируют переход – и в жизни Господа, и в богослужении, и, следовательно, в нашей собственной жизни: «От ветвий и ваий, яко от Божественна праздника, в Божественный прешедше праздник, честному Христовых Страстей, вернии, стецемся таинству спасительному», – давайте от Божественного праздника Входа Господня в Иерусалим перейдем к другому Божественному празднику – Страстей Господних. Последующие стихиры совсем другие. Они говорят и о событиях Страстной, когда замышляется сонмом лукавых осуждение и казнь Господа, и начинают тему единонадесятого часа для каждого из нас, когда еще можно что-то исправить, можно опомниться. Так, первая стихира на стиховне говорит нам о переходе от праздника ваий к Страстной седмице, а вторая начинается такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пн 12 березня 2024 р. 21:00 13 лютого 2024 р. 18:40 25 серпня 2022 р. 13:08 14 березня 2022 р. 16:54 20 травня 2021 р. 18:25 5 лютого 2021 р. 17:40 11 березня 2020 р. 22:13 11 березня 2020 р. 21:47 3 лютого 2020 р. 17:45 24 червня 2019 р. 15:02 15 жовтня 2018 р. 23:39 15 жовтня 2018 р. 23:17 28 березня 2018 р. 17:24 12 серпня 2017 р. 10:22 29 липня 2017 р. 23:13 Календарь ← 28 апреля 2024 г. (15 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Сухия и дружины его – Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930). Литургия св. Иоанна Златоуста. Утр. – Мф., 83 зач. (первое), XXI, 1–11 , 15–17 . Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9 . Ин., 41 зач., XII, 1–18 . На трапезе разрешается рыба. На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне». «Воскресение Христово видевше» не поется. После Евангелия во время 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех...», затем окропляются вайи святой водой с произнесением слов (трижды): «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Канон и катавасия праздника. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни и ектении – «Свят Господь Бог наш» и сразу хвалитные псалмы (со слов «Всякое дыхание...») и стихиры на хвалитех. В конце утрени и на литургии отпуст: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш...». На литургии антифоны праздника. Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Поется Трисвятое. Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Бог Господь, и явися нам, составите праздник...». Заимствованный из грузинского языка префикс «ме» указывает здесь на отношение принадлежности: Месукевийцы – пострадавшие вместе с мч. Сухием (ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903. С. 48). 27 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/intersobor/1...

После канона поется Светилен: «Плотию уснув…», воскресные стихиры на хвалитех 50 и всем хорошо известные стихиры Пасхи «Пасха священная нам днесь показася» с припевами «Да воскреснет Бог». Далее читается знаменитое Слово св. Иоанна Златоуста на Пасху «Аще кто благочестив и боголюбив.». В этом слове на основании притчи о работниках виноградника ( Мф.20:1-16 ), все, трудившиеся с первого часа и пришедшие в одиннадцатый час, постившиеся и непостившиеся, призываются насладиться пасхальным торжеством, войти в радость Господа своего. Затем произносятся сугубая и просительная ектении и следует окончание утрени. В праздничном Пасхальном отпусте вступительной фразой является несколько измененный тропарь Пасхи «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех животдаровавый, Истинный Бог наш». После Утрени служится первый час. Нужно сказать, что часы Светлой седмицы (Пасхальные часы) – это совершенно особый вид часов. Они состоят не из обычных псалмов, а из пасхальных песнопений, одинаковых для каждого часа, и поются. Это же последование заменяет собою полунощницу и повечерие. Литургия св. Иоанна Златоуста. После возгласа: «Благословенно царство…» поется тропарь «Христос воскресе…» и стихи «Да воскреснет Бог», как в начале утрени. Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на каждой утрене, литургии и вечерне. Во всю Светлую седмицу поются праздничные антифоны Пасхи, произносится входный стих. Вместо Трисвятаго всю светлую седмицу поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Главной особенностью Пасхальной литургии в первый день является то, что Евангелие, 1ое зачало от Иоанна, повествующее о Божестве Господа Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов. (2, с. 174; 7, с. 284).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника. На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны – первый антифон 4 гласа. Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие: После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды). Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»). Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников. Канонов два: первый – святого Иоанна Дамаскина – «Спасителю Богу»; второй канон – святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем – остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу». На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Этот праздник, основанный на евангельском повествовании ( Лк. 2 ), известен с IV в., а с VI в., после того, как был страшный мор, его стали праздновать торжественно. В литургическом смысле мы застали совершенно особый момент: этот праздник является и Богородичным, и Господским. Называется он Сретение Господне, но ризы готовим голубые (впрочем, цветовая символика облачений, привычная нам, достаточно условна и не одинакова в разных Церквах; в Типиконе о ней почти ничего не говорится). Тропарь: «Радуйся, благодатная Богородице Дево...» обращен к Богородице, а кондак Господский: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый...» Антифоны на литургии изобразительные, но есть входный стих. Устав соединения с воскресной службой – как у Богородичного праздника, но есть праздничный отпуст. Этот праздник стоит на грани Господского и Богородичного, и очень интересно просмотреть его тексты и понять, что в них Господское, а что Богородичное. Эта двойственность сообщает Сретению совершенно особенный характер в ряду других двунадесятых праздников. Отдание Сретения не всегда бывает 9 февраля, потому что Сретение попадает на период, когда уже может начаться Постная Триодь, и в Типиконе относительно Сретения существует великое множество Марковых глав, в которых рассматриваются случаи совпадения Сретения с разными днями пения Постной Триоди. В зависимости от этого может и сокращаться попразднство Сретения. Второй день праздника имеет особое посвящение. На следующий день после Рождества – Собор Пресвятой Богородицы, на следующий день после Крещения – Собор Иоанна Предтечи, а после Сретения – память свв. праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. 25 марта по старому стилю – Благовещение Пресвятой Богородицы, и здесь мы опять застаем совершенно особый момент в истории богослужения, когда древний Господский праздник стал Богородичным. В древности Благовещение называлось днем Воплощения и праздновалось как Господский праздник, мы же празднуем его и воспринимаем как чисто Богородичный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.    На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».    На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны — первый антифон 4 гласа.    Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:    После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды).    Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).    Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.    Канонов два: первый — святого Иоанна Дамаскина — «Спасителю Богу»; второй канон — святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем — остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».    Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу».    На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) — ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010