Когда с такими мыслями и с таким расположением сердца встретите праздник: то встретите его достойно, по христиански и с пользой для души своей. Аминь. Приидет Сын человеческий в славе Своей. ( Мф.25:31 ). 74. Поучение о втором страшном пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа 7 Недавно, возлюбленные, мы праздновали первое пришествие Христово, т.е. Рождество Господа нашего Иисуса Христа, а теперь творим память второго пришествие Его; (недавно мы славили Рождество Христово, а теперь слышали, что Иисус Христос приидет с небес на землю с силой и славой многою). Недавно радовались мы о первом Его пришествии, а ныне пришлось трепетать второго Его пришествия. Один и Тот же – и в первый раз пришедший и имеющий придти в другой раз; но не одинаково то и другое пришествие. В первый раз Он приходил, как агнец, кроткий и незлобивый; во второй раз придет, как лев, грозен и мстителен. В первый раз пришел взять на себя грехи всего мира и даровать всем прощение; в другой раз придет судить грехи всего мира и воздать каждому по делам. Прежде Он приходил грешников спасти; во второй раз приидет судить грешников и предать их вечной смерти. Тогда Он пришел не нечаянно, но тогда, как исполнялись одно за другим пророчества и пришло время Пречистой Деве родить Его; пришел тихо, без шума и молвы, как говорит премудрый: молчанию содержащу всех, и нощь своего течение пол пути имешие, всемогущее Слово Твое, Господи, исходящи от небеси, от престол царских, прииде ( Прем.18:15 ). Во второй раз Он придет уже внезапно, со страшным шумом: будет колебаться земля, потрясутся горы, будут восставать из гробов мертвецы; все дела рук человеческих будут объяты пламенем, моря будут необыкновенно сильно волноваться, небеса страшно изменятся, все стихии придут в возмущение и беспорядок. О! как страшно будет второе пришествие Господне! Второе пришествие обыкновенно называется страшным судом: и справедливо: потому что на нем будут судимы живые и мертвые. Страшен суд: ибо устрашит всякое создание небесное и земное, невидимое и видимое. Страшен будет небесным тварям: ибо силы небесные подвигнутся. Страшен – земным: ибо земля будет колебаться в самых основаниях своих. Страшен Ангелам: потому что апостол Павел говорит: не весте ли, яко Ангелом судити имамы ( 1Кор.6:3 ). Страшен святым и праведным: ибо тогда и праведник едва спасется; но особенно будет страшен грешным: нечестивый же и грешный где явится ( 1Пет.4:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

15. Труп, вокруг которого собираются орлы, символизирует Христа, убитого Праведника, вокруг которого собираются души орлиного духовного полета. 16. Молния и тать символизируют неожиданность второго Пришествия Христа. В Своем втором Пришествии Христос явится стремительно, как молния, и скрытно, как тать в ночи. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.21:42). 17. Оборот капитала - это символ обретения Царства Небесного: обретения нетленного взамен бренного, вечного взамен преходящего, небесного взамен земного. В Евангелии сказано, как господин, наделив слуг талантами, отправился в дальние страны и повелел им пустить этот капитал в оборот. 18. Еда и питие - это символ духовного наслаждения в Царстве небесном. Я завешаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк.19:29-30). 19. Предварительный расчет строительства некого здания есть символ предварительного подсчета своих сил, потребных для свершения духовного подвига, как сказано в Евангелии: кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее (Лк.14:28). 20. Дева, девственность означает душевную чистоту. Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам выражает желание представить их Христу чистою девою, подразумевая при этом души верующих. Часть вторая. Сигналы Глава 10. Сны как сигналы 1. Согласно Библии, Елиуй, друг Иова, поучал его: " Господь говорит с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей... тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом " (Иов.33:15-17). Справедливость этих слов была множество раз подтверждена на опыте. 2. В книге Бытия сказано: когда царь Авимелех, ни о чем не подозревая, приблизил к себе Сару, жену Авраама, которую тот назвал сестрой своей из боязни, пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа (Быт.20:3). Царь испугался и утром следующего дня отпустил Сару к мужу ее Аврааму. Так Господь дал знак и удержал царя Авимелеха от греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

3 . А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть. Тот же признак Апостол излагает отрицательно, прилагая его к обличению заблуждающихся лжеучителей. А всякий дух, т. е, всякий учитель, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, – не признает того, что обетованный Спаситель, Сын Божий, воспринял наше человечество и жил на земле между человеками, как истинный Бог и истинный человек, – всякий такой дух не есть от Бога; всякий такой учитель не водится Духом Божиим, и проповедует не Божеское учение; он не истинный учитель,-но это дух анти Христа, это лжеучитель, говорящий по внушению противника Христова, или диавола; это один из тех лжеучителей, которые, по действию диавола, предшествуют антихристу, или Христову противнику, о котором вы слышали, что он приидет, и теперь есть уже в мире. О котором вы слышали, что он прийдет. Об антихристе предсказывал Сам Иисус Христос, говоря: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Также апостол Павел во втором послании к Солунянам писал об антихристе ( 2Сол.2:3–9 ). Без сомнения, писанию предшествовала устная проповедь Апостолов об антихристе, как говорит об этом святой Павел ( 2Сол.2:5 ). Потому ожидание пришествия антихриста в Церкви Христовой было общее. И теперь есть уже в мире. Сперва сказал Апостол: о котором вы слышали, что он приидет; а потом присовокупляет: и теперь есть уже в мире. В первом случае Богослов говорит о пришествии антихриста, как особого лица, Христова противника, которого пришествие, как предсказывает апостол Павел, по действию сатаны, будет со всякою славою, знамениями п чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих ( 2Сол.2:9. 10 ), и которого Господь Иисус убиет духом уст Своим, и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). А во втором случае, где говорится: и теперь есть уже в мире, разумеется дух антихриста, т. е. лжеучители, еретики, проповедующие не по внушению Духа Божия, но по внушению диавола, как предтечи антихриста, приготовляющие ему путь, и ведущие брань против Церкви Христовой. Об антихристе и лжеучителях, ему предшествующих, св. Иоанн выше сказал так: Дети, последнее время. И как вы слышали, что приидет антихрист; и теперь появилось много антихристов ( 1Ин.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

72. ДЛЯ ЧЕГО СОЗЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны: первый — для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария; второй — для утверждения учения о Св. Духе против ложного учения Македония. 73. СКОЛЬКО ПРАВИЛ СОСТАВИЛИ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), второй Вселенский Собор составил 7 правил. О членах Символа веры. 74. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧЛЕНОВ СОСТОИТ СИМВОЛ ВЕРЫ? Чтобы лучше понять Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов (частей) и рассмотреть отдельно каждый член. 75. О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КАЖДОМ ИЗ ЧЛЕНОВ СИМВОЛА ВЕРЫ? В первом члене говорится о Боге, а именно, — о первой ипостаси Св. Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене — о второй ипостаси Св. Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене — о воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом члене — о втором пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о третьей ипостаси Св. Троицы, Св. Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем воскресении мёртвых. В двенадцатом члене — о жизни вечной. О первом члене Символа веры. 7б. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода. 77. Из св. Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Ап. Павел пишет: “Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр 11:6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши” (Еф 3:16-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

В первом сновидении Ангел развеял сомнения Иосифа относительно неожиданной беременности Девы, доверенной его покровительству под именем жены. Когда Иосиф помыслил тайно отпустить Марию, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус ( Мф.1:20–21 ). Ангел называет Иосифа сыном Давидовым, чтобы напомнить ему о пророчествах, предвещавших пришествие Мессии из колена Давидова. Другими словами, он как бы говорит ему: «Знай, что чадо, зачатое в Марии, Которая и Сама из колена Давидова, – это обетованный Мессия». Со страхом и трепетом принял Иосиф это известие и повиновался воле Господней. Во втором сновидении Ангел сообщил Иосифу, что царь Ирод хочет погубить Младенца; посему и молвил: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе ( Мф.2:13 ). И плотник Иосиф тут же послушался повеления небесного Вестника и спешно удалился в далекую страну, в которую никогда не намеревался идти. В третьем сновидении Ангел Господень явился Иосифу в Египте и сказал ему: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца ( Мф.2:20 ). Итак, в первом случае Бог через сновидение избавил Марию от того, чтобы не осталась Она без защитника, а Иосифу не позволил взять грех на душу. Во втором – спас Младенца от кровавого меча Ирода, и опять же посредством сна. В третьем же случае не дал Он Святому Семейству паче надобности скитаться в земле чужой и языческой. Четвертого сновидения удостоились волхвы-звездочеты с Востока: Ангел во сне повелел им не заходить к Ироду в Иерусалим, когда они будут возвращаться к себе на родину ( Мф.2:12 ). И сей сон был от Бога в целях спасения Младенца Иисуса от беспощадного меча Ирода – как и тот, второй, сон Иосифа, имевший место ранее 1 . Все эти сны имели характер срочных предостережений и касались непосредственно Христа, вследствие чего святой Евангелист и получил вдохновение записать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Возражая на это положение, мы должны сказать: не отсутствие этой идеи в послании, а наоборот, присутствие ее говорило бы против принадлежности его Апостолу. Подобная идея неизвестна была Апостолу. Баур, Швеглер, Ритчл, Гольстен, Бидерман, Гильгенгфельд, Гольцман и др. называют ее Апостолу, основывалась главным образом на неправильном понимании 1Кор.15:47 : Они полагают, что словами: вторый человек Господь с неба – Апостол определяет домирную природу Христа. Но это неверно. Здесь “Апостол дает разуметь второе Его (Христа) пришествие” 88 . Это ясно из контекста. Апостол дает тут ответ на ранее поставленный вопрос: как воскреснут мертвые? и в каком теле прийдут? (35) Он говорит: сеется в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное: есть тело душевное, есть тело духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душой живущей” а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек из земли перстный; второй человек Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (42–49). Здесь Христос назван и последним Адамом и вторым человеком с неба. Сопоставляя оба эти названия, мы легко поймем, что здесь речь о Христе при Его втором пришествии. Упоминая о первом Адаме и о последнем, Апостол показывает, что он берет два пункта в истории человечества – начальный и конечный: грехопадение Адам и искупление, совершено Христом. Первое положило начало унижению, второе – славе. “Как стали мы участниками в клятве, наложенной на перстного праотца, и общниками в смерти его: так соделаемся причастниками славы небесного Владыки” 89 . Но царство славы начнется только со вторым пришествием Христа. А потому и слова: второй человек Господь с неба должно понимать сказанными о человечестве Христа при Его втором пришествии, о теле славы, – о теле, которому предшествовала смерть, которого будут носить христиане после своего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Глава 13 1–4. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира. – 5–13. Повод к речи. – 14–27. Время, предшествующее концу. – 28–32. Последние времена и наступление конца. – 33–37. Увещания к бодрствованию. Мк.13:1 .  И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Мк.13:2 .  Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Мк.13:3 .  И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Мк.13:4 .  скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? (См. Мф.24:1–3 ). Евангелист Марк здесь точнее, чем Матфей, изображает события. «Один» (а не все) ученик указал Христу на камни и здания храма. Четыре ученика, ближайшие ко Христу (а не все), обратились с вопросом ко Христу на горе Елеонской. Камни, из которых был выстроен второй храм, были чрезвычайно велики: около 25 локтей в длину, 12 – в ширину, и 8 – в толщину. «Против храма». С горы Елеонской был хорошо виден весь храм. «Петр, и Иаков, и Иоанн и Андрей». Как в начале открытой деятельности Христа ( Мк.1:16–20 ), так и при окончании ее евангелист Марк выводит на вид эти две пары братьев. Тогда они слушали весть, что время исполнилось и что Царство Божие приблизилось, теперь Христос возвещает им о будущей судьбе этого Царства. «Когда это будет», т.е. когда будет разрушен храм. «Какой признак, когда все сие должно совершиться?» Апостолы, без сомнения, сливали в своем представлении разрушение храма с концом мира и открытием славного Царства Божия. Поэтому-то они и говорят «все сие». Значит, в первом вопросе речь идет о времени наступления конца, во втором – о признаке, по которому можно ждать этот конец. Мк.13:5 .  Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, Евангелист приводит речь Христа с сокращениями, но при этом сообщает и некоторые изречения, опускаемые Матфеем. ( Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для распространения хилиастических верований в Англии XVII века сложилась весьма благоприятная почва. Чума неоднократно опустошала эту страну. Особенно губительными были два чумных года – 1665-й и 1666-й. Последний вообще пугал людей. Все со страхом ожидали тех несчастий, которые должны были случиться в 1666 году, получившем название «года зверя» (бестии) по вполне понятным причинам, ибо в Библии именно числом 666 зашифровано имя Антихриста. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо то число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть», – так говорится в Откровении Иоанна (13, 18). Именно в таком ключе был охарактеризован наступающий 1666-й год в известном по всей Западной Европе сочинении некоего Томаса Лаптона «ВаЬу1оп is Fallen», которое было написано в виде толкования знаменитой апокрифической второй книги Ездры, повествующей, в частности, о трехголовом орле. Последнего многие толкователи и пророки отождествляли с библейским зверем из Апокалипсиса, полагали одну голову орла символом Франции, другую – Испании, третью – Священной Римской империи. Т. Лаптон заверял своих читателей, что в страшный 1666-й год орел утеряет разом все свои главы, что означает гибель всех вышеназванных трех государств. Еще в XVI столетии многие толкователи Библии связывали апокалиптический образ «вавилонской блудницы» с римским папой, понимая под Вавилоном католическую церковь . Английский исследователь-прорицатель Т. Гудвин в 1639 г. продолжил изыскания в толковании библейских пророчеств, связав вместе уже два числа, о которых говорилось в Апокалипсисе – 666 и 1260. О природе первого из них мы писали выше. О втором говорится в следующем библейском фрагменте: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Отк. 12, 6 ). Гудвин в этом плане не изобрел ничего нового. Он, как и его предшественники – раннехристианские авторы – сторонники реального эсхатологизма, принял один библейский день за один календарный год и на основании этого решил, что в 1666 году падет царство Антихриста, которое существовало 1260 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Другую притчу сказал Господь Апостолам. Второе Пришествие Сына Человеческого подобно будет тому, как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать; итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими ( Мк. 13, 35–36 ). Оканчивая эти притчи, Христос сказал: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте . Не будем же беспечны, не будем говорить, что до кончины мира и Страшного Суда еще далеко, что еще будет время подумать об этом; ведь мы не знаем ни дня, ни часа, когда будем отозваны из этой жизни, то есть умрем; а после смерти нет места покаянию. Будем же наблюдать за собой ежеминутно, не дадим житейским заботам и благам мира сего порабощать нас; пусть дух наш постоянно бодрствует и охраняет нас от всяких соблазнов и уклонений с прямого пути, чтобы нам можно было во всякое время безбоязненно предстать на Суд Сына Человеческого. Говоря о слугах, которым господин поручил управление домом своим, Иисус, несомненно, называл Господином – Себя, домом – землю, а слугами – людей, населяющих землю; поэтому, если слуги, получившие в управление дом своего господина, должны всегда добросовестно исполнять свои обязанности, чтобы во всякое время безбоязненно дать господину отчет по управлению домом, то и мы, пользуясь благами жизни, должны всегда помнить, что блага эти принадлежат не нам, а Богу, и что все, чем мы владеем, дано нам лишь в управление, сопряженное с несением известных обязанностей; мы не должны забывать, что от нас потребуется отчет в исполнении возложенных на нас обязанностей, и потому мы должны поступать так, чтобы быть готовыми во всякое время дать этот отчет. Дадим мы его при Втором Пришествии Иисуса Христа, но заканчиваем его с окончанием нашей земной жизни; и если мы жили беспечно, не думая о своем Господине, если мы пользовались благами земными не как чужим достоянием, данным в управление, а как присвоенным или похищенным, и расточали его на удовлетворение своих прихотей, то, умирая и, так сказать, подписывая свой жизненный отчет, мы в ужасе вспоминаем, что все данное нам в управление расхищено нами и растрачено, что оправдать расход нам нечем, что нет у нас оправдательных документов; и уподобимся мы тем слугам, которых возвратившийся господин застал спящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Если же это настоящие мертвецы, то кто же этот Сын Божий, от голоса Которого они воскреснут?.. Никакой рационализм, далее, не в силах объяснить в каком-либо переносном смысле те изречения Спасителя, в которых Он говорит о Своем втором пришествии. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Все тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках, с силою и славою многою (Мк. 13, 26). Пошлет тогда Сын Человеческий ангелов, и соберут они всех людей (См. Мф. 24, 31). Христос говорит о действительном событии, которое ещё впереди. Он говорит ясно о том настроении людей, которое имеет быть при совершении этого события: Сын Человеческий пришедши, найдет ли веру на земле? (Лк, 18, 8). Когда же приидёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31-32). Тогда откроется страшный и всеобщий суд. Сам Штраус с досадой отмечает, что он не может понять и объяснить изречений Христа о Втором пришествии и Страшном суде. Он думает, что тот, кто вообразит, что он выше всех людей, кто надеется вернуться на землю в качестве судьи всех людей, как не возвращался ни один человек, тот, если он не сумасшедший, то, во всяком случае, праздный мечтатель. Почему же, однако, Спаситель как бы скрывал Свое Божество и избегал говорить прямо: " Я - Бог? " Да, Христос Спаситель, живя среди людей, до Своего воскресения таил Свое Божество от людей. А что бы было, спросим мы, если бы Иисус Христос начал свою проповедь, сразу объявивши людям, что Он - Бог? и если бы всегда Он только и делал, что говорил о Себе, как о Боге? Было бы то, что люди умирали от страха и ужаса. Слабый человек не может вынести непосредственного и полного откровения Божества. Бог говорил Моисею, желавшему видеть славу Его: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх, 33, 20). Пусть никому не покажется, что это рисует пред нами Бога с отрицательной стороны, как какое-то всесокрушающее существо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1471...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010