В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле. В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно Православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком. На пятницу третьей недели у русских было принято, что молодой зять приглашает тестя к себе в дом и справляет обжорную пятницу. Для этого важного дела, чтобы пир был на славу, варили кисель с конопляным маслом и угощали им званых гостей. Отмечалась и обжорная суббота. Но вся еда была постной. В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Средокрестье (средопостье) отмечалось на четвертой неделе в середине Великого поста. Пекли обрядовое печенье (на постном масле, а иногда и без него) в виде крестов, чтобы оно способствовало севу и хорошему урожаю. Считалось, что такая выпечка давала силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным (лошади или волу), без которых мужик не мог ни вспахать, ни взборонить землю. Печенье в виде крестов (крестцы, хресты) пекли в среду (в некоторых местах в четверг) из ржаной муки (из пшеничной – в Малороссии) для каждого члена семьи и сверх того еще три или более. В кресты запекали различные предметы – зерна хлебных злаков, монету, крестик и т. д. Печенье в виде крестов полагалось съесть в тот же день, три креста оставляли до сева.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/16/soblyu...

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие (Мф.6:14–21) о прощении обид нашим ближним, без чего мы сами не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. В этот день в храмах совершается чин прощения : настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а затем все с поклонами просят прощения друг у друга, чтобы в мирном состоянии души вступить в подвиг поста. Великопостное богослужение значительно отличается от богослужения остального времени года. Службы становятся более продолжительными и менее тождественными. В храме зажигают только немногие светильники, редко открываются Царские врата, священнослужители облачаются в темные одежды. Песнопений бывает мало, службы большей частью состоят из чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина : “Господи и Владыко живота моего”… Земные поклоны положено делать и в другие моменты великопостных служб. В среду и пятницу Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня на Великом повечерии читается Великий канон святого Андрея Критского . В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество православия, установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресение Великого поста совершается память св. Григория Паламы (XIV в.), который в своих творениях показал значение поста и молитвы. Святитель Григорий учил, что за усиленный подвиг поста и молитвы Бог озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Спаситель на Фаворе. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным. На Всенощном бдении из алтаря выносится для поклонения Святой Крест. Этот день в середине поста установлен для ободрения верующих и укрепления их духовных сил, для напоминания о спасительных Страстях Господних и о последовавшем за ними преславном Воскресении.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Первая седмица отличается особой строгостью и духовной углублённостью богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается покаянный канон прп. Андрея Критского . В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива» в память вмч. Феодора Тирона. В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество Православия – праздник, установленный в память восстановления почитания св. икон, которые преследовались иконоборцами в VIII и IX веках. По окончании литургии совершается молебное пение Недели Православия – благодарение Богу за благодеяния, молитвы об обращении заблудших и анафема еретикам. Второе воскресенье поста посвящено памяти святителя Григория Паламы . Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной Неделей, так как на всенощной после великого славословия из алтаря выносится на середину храма святой крест и полагается на аналое для поклонения. Четвёртая Неделя Св. Четыредесятницы посвящена воспоминанию прп. Иоанна Лествичника . В среду вечером на пятой седмице вновь читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и предлагается вниманию верующих пример прп. Марии Египетской, великой грешницы, через покаяние достигшей величайшей праведности. Прп. Марии посвящено пятое воскресенье поста. Вся шестая седмица Великого поста есть приготовление верующих к достойному прославлению Господа, грядущего в Иерусалим, чтобы добровольно принять страдания ради нашего спасения. В пятницу на шестой неделе заканчивается св. Четыредесятница, как время, предназначенное для покаянного подвига. В воскресенье вспоминается вход Господень в Иерусалим, и начинается Страстная седмица – воспоминание последних дней земной жизни Спасителя. Издревле принято подкреплять великопостный подвиг исповедью и причащением святых Христовых Таинств, ибо Причастие даёт христианину большую духовную силу и оживляет душу. Человек должен подготовиться к исповеди, вспомнить свои грехи и с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой образ жизни исповедать их перед священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Недели Великого Поста    Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».    В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 г. приказал в гор. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.    В первое воскресенье Великого поста совершается так наз. «торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.    Во второе воскресение Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Значит, не всегда читается это евангелие в сочельник просто по недостатку места для него. Назначение такого евангельского чтения для сочельника хорошо объясняет уставное предписание о сочиве. Вкушать эту небогатую пищу положено в сочельник только после литургии, которая соединяется с вечерней, след. и после вечерни, вечерни уже Рождественской, когда, значит, уже начался церковный день Рождества. Таким образом часть сочельника, принадлежащая к церковному 24 декабря, проходит в полном неядении. Но если сочельник приходится в субботу или воскресенье, то в день его «пост не бывает» (по выражению устава), т. е. вкушение пищи дозволяется ранее вечера, именно: «по отпущении литургии снедаем по уломку хлеба и от вина вкушаем мало», а после вечерни «ядим совершенно», т. е. бывает настоящая трапеза. С такою пунктуальностью и истинно-отеческою заботливостью определяет устав степень воздержания в каждый день Филиппова поста 21 . Телесное воздержание, ограничение себя известным (более скудным и менее питательным) родом пищи, по взгляду Православной Церкви – только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важной стороной поста является то духовное, идейное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку воздержания. Такое содержание каждому посту дается священными воспоминаниями, соединяемыми с днями его, и церковными службами в период его. Известно, что не только с каждой неделей Великого поста, но и с целым рядом отдельных дней его соединяются соответствующие воспоминания, возвышающие настроение постящихся, «услаждающие горечь воздержания», по выражению церковных песнопений (таковы: память св. Феодора Тирона в первую субботу поста, православия – в первое воскресенье поста, память св. Григория Паламы с его учением о доступности для человека созерцания несозданнаго света – во второе воскресение и т. д.). Филиппов пост в этом отношении следует Великому, но естественно, что, уступая в значении и важности Великому, он не имеет и такого обилия специально приуроченных к нему священных воспоминаний. Тогда как решительно каждая неделя Великого поста имеет такое воспоминание, в Филипповом посту только два последние его воскресенья освящаются особыми памятями (недели свв. праотцев и отцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим. Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь.

http://patriarchia.ru/db/text/86929.html

Во вторник наблюдали появление звезд и по приметам предсказывали предстоящую на лето погоду. В среду прослушивали воду в реках, прудах и родниках. Если вода шумит, как жернов на мельнице, – считали, что летом будут большие дожди и грозы. Если в шуме воды слышался как бы человеческий голос – лето будет благополучное. В четверг начинали улетать на север зимние птицы. В пятницу во имя своего спасения ели только коливо с медом – обрядовую пищу из вареной пшеницы. По преданию, имп. Юлиан Отступник через 50 лет после сожжения Феодора Тирона, надругаясь над христианами, приказал в этот день все продукты на рынках окроплять идолопоклонной кровью. Но св. Феодор явился во сне архиеп. Евдоксию и повелел через него ничего в этот день не покупать на рынках, а вкушать только коливо с медом. В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле. В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры (в т. ч. масонов и экуменистов), и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры Православной, а «многая лета» – живущим. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , жившего в XIV в. Согласно с Православной верой, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но всё-таки вернёмся к самому его началу – к Пепельной среде и первому воскресенью после Пепельной среды. В этот день читается Евангелие от Матфея об искушении Иисуса в пустыне. Вот с чего начинается пост: с размышлений о том, как Иисус преодолевает главные искушения, с которыми столкнется каждый человек и которые каждый должен преодолеть. Второе воскресенье посвящено Преображению. В восточной традиции есть праздник Преображения, который празднуют шестого августа по старому, как у Пастернака в «Докторе Живаго» написано; это один из самых больших праздников в церковном году – не просто двунадесятый, но выделяющийся среди двунадесятых. А в латинской традиции, хотя этот день является праздничным, он особенно не выделен. В латинской традиции, скорее, с Преображением связывается вот это второе воскресенье Великого поста: оно всецело посвящено Преображению. Третье воскресенье посвящено тому, что Иисус вступает в борьбу с сатаной, и в течение всех этих воскресных дней (так было в период до 1969 года, то есть до того как была проведена литургическая реформа), всё это время не только не поются Аллилуйя u Gloria, но и молчит орган. И вот наступает четвёртое воскресенье поста, которое haзыbaemcя laemare, веселись, радуйся – по первому слову интроита. Это четвёртое воскресенье поста, оно носит совершенно особый характер: начинает звучать орган, фиолетовые облачения меняются на розовые и алтарь украшается цветами. Понятно, что в условиях Европы это уже возможно: весенние цветы в это время уже появляются. На середине поста, на середине этой дороги делается остановка, и я не знаю, как это сказать по–русски, у нас нет подобного глагола – anticiper; антисипация – нельзя сказать, наверное, всё-таки, предвосхищение. Таким образом, предвосхищается Пасха, когда снова зазвучит орган, когда снова запоют Аллилуйя и когда, наконец, духовенство снимет фиолетовое. Вот в это четвёртое воскресенье поста происходит такое совершенно особое событие: церковь во время мессы наполняется радостными настроениями. Пасха настанет ещё нескоро, в сущности, ещё месяц будет длиться пост, но вот этот момент заставляет верующего пережить пасхальные события заранее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы (IV в.). Святой Григорий Палама учил Господь награждает верующих, соблюдающих пост и молитву, благодатным светом, которым сиял Сам Господь на Фаворе. Третья Седмица Великого поста (25 — 31 марта) В третье воскресенье Великого поста после Всенощной для поклонения верующим выносится после Великого славословия Св. Крест. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы Крест, чтобы напомнить о страданиях и смерти Господней и укрепить дух молящихся. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, а в часы перед Литургией его вносят в алтарь. Четвертая Седмица Великого поста (1 -7 апреля) В четвертое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает Св. Иоанна Лествичника, который показал в своем сочиненит лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Читайте также — О Великом посте: суть Великого поста Пятая Седмица Великого поста (8 — 14 апреля) Пятая суббота Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста) , накануне, в пятницу вечером служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота — воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного. 17 апреля совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие. Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно.

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010