И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Обманывая народ, книжники говорили, что Он не Христос, ибо если бы Он был таковой, то Илия заранее пришел бы. Они не различали двух пришествий Христа: первого из них предтеча Иоанн, второго же - Илия. Это и Христос объясняет ученикам. Ибо слушай! Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Говоря: " правда, Илия должен придти прежде " , показывает, что он еще не пришел, придет же, как предтеча второго пришествия, и устроит в вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, устрояя их как бы в отеческое наследие, которого они давно лишились. Говоря же: " Илия уже пришел " , намекает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что и хотели, убив Его, ибо, позволив Ироду убить его, хотя имели возможность воспрепятствовать, они сами убили. Тогда ученики, став вдумчивее, поняли, что Господь назвал Иоанна Илиею, потому что он был предтеча первого, как Илия будет предтечей второго пришествия Его. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Этот человек, по-видимому, был весьма неверующий, судя по тому, что Христос говорит ему: " о, род неверный " , как и по тому, что он обвиняет учеников. Причиной же болезни его сына была не луна, но демон; он подстерегал полнолуние и тогда нападал на больного для того, чтобы творение Божие хулилось, как зловредное. Ты же пойми, что каждый безумный изменяется, по Писанию, как луна, являясь то великим в добродетели, то малым и ничтожным. Итак, он делается лунатиком и бросается то в огонь гнева и страсти, то в воду - в волны многочисленных житейских забот, в которых обитает левиафан - дьявол, то есть царь над водами. Разве не волны - постоянные заботы богачей?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Изъясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст пишет: “Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся; так точно и Христос, одним своим повелением и пришествием убьет антихриста. Довольно только того, что Он явится, – и все это погибнет”. Когда все это будет, неизвестно. Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ), – сказал Иисус Христос Своим ученикам, когда они вопросили Его о наступлении последнего времени. В другой раз о времени Своего второго пришествия Господь сказал апостолам: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Так же учили о неизвестности времени второго пришествия и апостолы: Придет же день Господень, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). Апостол Павел писал, что нет нужды писать о времени пришествия Христова, потому что оно неизвестно: День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут ( 1Сол.5:2-3 ). Поэтому-то Спаситель внушал ученикам Своим, а в лице их и всем верующим всех времен всегда бодрствовать духом в ожидании Его пришествия, чтобы страшный день не застал кого-либо неготовым: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет ( Мф.24:42 ). Но если Священное Писание не открывает нам времени второго пришествия Христова, то оно ясно изображает образ этого пришествия. Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). Так говорит Сам Сын Божий о Своем славном втором пришествии: Придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими ( Мф.16:27 ). Этому будет предшествовать явление на небе знамения Креста Христова. При взоре на это знамение и на Сына Божия, грядущего с небес со славою судить живых и мертвых, восплачутся все племена земные ( Мф.24:30 ),потому что времени для покаяния и, тем более, принесения благих плодов его уже не будет.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Беседа 57 «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» ( Мф. 17:10 ) Изъяснение 17:10–21. Двоякое пришествие Христа. – Илия – предтеча второго пришествия. – Почему Иоанн называется Илиею. – Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца. – Маловерие отца бесноватого отрока. – Почему бесноватые называются лунатиками. – Апостолы не всегда были одинаково совершенны. – Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою. – Роскошь и пьянство источник всех зол. – Должно осуждать не вино, а пьянство. – Пагубные следствия пьянства. Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, – и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самарянка сказала: «Придет Мессия...; когда Он придет, то возвестит нам все» ( Ин. 4:25 ); и книжники вопрошали Иоанна: «Ты Илия?... Пророк» ( Ин. 1:21 )? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:11–13 ). Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею – не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот – Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Личное пребывание Христа на земле среди учеников Своих на Тайной Вечери не было препятствием к причащению их жертвенным Телом и Кровию, как оно не является им и после Второго Его пришествия и нового и явного Его присутствия среди учеников, пред лицом всего человечества. В главе 6-й Евангелия от Иоанна без всякого ограничения говорится, что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (56), «имеет жизнь вечную» (54), «ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (6, 55). Это относится собственно к причащению. Менее уверенно можно это сказать о словах Господа на Тайной Вечери: «отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф. 26: 29 = Мк. 14: 25 : «в Царствии Божием», ср.: Лк. 22: 18 , то же по отношению к евхаристической Чаше). Во всяком случае, из этого ясно, что слова «дондеже приидет» не относятся ни к вкушению Хлеба и питию Чаши, то есть к причащению, но лишь к определенному воспоминанию о Крестной смерти. Последнее вытесняется пришествием Христа, Воскресшего и воскресающего. Напрашивается на сопоставление еще и следующее. Христос причащал учеников в Своем личном присутствии, после же Его смерти, Воскресения и Вознесения причащение уже не повторялось до самой Пятидесятницы, пришествия Утешителя. Лишь последнее явилось условием Евхаристии, однако лишь в качестве «возвещения смерти Господней». После же Второго пришествия установляется новое со Христом евхаристическое общение, в «возвещение» и «воспоминание» Второго и Славного Его пришествия. Этому соответствует и новый образ соединения со Христом в причащении. Об этом таинственные, однако достаточно внятные указания даются и в заключительных словах Откровения (гл. 21–22) о новом Иерусалиме, скинии Бога с человеками и обители Его с ними, – в связи с обетованием Седящего на престоле: «жаждущему дам даром от источника воды живой», – и о древе жизни, 12 раз приносящем плоды и листья дерева для исцеления народов: «И узрят лице Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Если верить википедии, после второго пришествия Иисуса Христа все христиане будут пребывать в блаженстве с Богом. Правда ли это и можно ли его приблизить? 6 Ответов Приближение Второго пришествия Христа (т.н. Парусии) можно ускорить ведением омерзительной жизни, всё большего количества людей. Как об этом сказал Христос: “найду ли Я веру, когда приду” Лк. 18:8 Но перед Парусией будут войны, болезни и мучительные смерти. Благочестивым людям будет очень трудно. Дарья, узнавайте о Боге из Священного Писания, а не из Википедии. На Ваш вопрос ответил Господь Иисус Христос: “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий” ( Мф.25:13 ). День Второго пришествия уже предрешён Богом от вечности и его бессмысленно как-то искусственно пытаться приблизить. Сергий, скажите, а отодвинуть этот день тоже нельзя? Даже если мы попытались бы это сделать, то не узнали бы об этом. Так как этот день скрыт даже от ангелов. День скрыт, а искусственно отодвинуть его можно. Покаяние допускает отмену принятого Господом решения: Ион.3:4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Ион.3:5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Ион.3:10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Так этот день предопределен, исходя из нравственного состояния человечества. Я думаю, что судный день наступит тогда, когда большинство людей настолько уподобятся демонам, что Христу останется только забрать остаток праведников и сжечь этот мир огнем. Согласен. Предполагаю, что от безумия человеков случиться всемирная война. Останется одно государство. Уставшие от войны люди возопиют — выберем одного царя и да будет мир. Взойдет на трон последний правитель всей земли, который будет исполнять волю сатаны. 3 года и 6 месяцев будет править он. Затем — конец земли и Страшный Суд.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pribli...

Выраженная здесь апостолом мысль та, что хотя Иудеи с ожесточением отвергли, прежде всего им предвозвещенное, Евангелие Христово, и вслед за сим отложились от царствия Христова, в которое естественнее всего было им прежде других войти, но тем не менее они не лишены возможности войти, и на самом деле войдут в него, только это, по особенному таинственному устроению Божию, случится не раньше того, как войдет в сие царство полное число язычников. А так как вступление в церковь полного числа язычников совпадает с концом проповеди евангельской всем народам и языкам, имеющим предварить собою и кончину мира с вторым пришествием Христовым, то и обращение или спасение сего Израиля, о котором предрек апостол, должно совпасть с этими последними временами, и послужить таким же признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. 5) Наконец, самым ясным и последним признаком близости второго пришествия Иисуса Христа для суда над миром будет служит появление антихриста, который мало того, что сам будет воплощенным злом и ложью, но находясь под особенным действием сатаниным, будет употреблять всевозможные льстивые и губительные средства для того, чтобы поколебать или совершенно ниспровергнуть нестерпимое для него Царство Христово, как царство истины и добра, и на его месте водрузить и упрочить свое собственное мрачное греховное царство, что имеет продолжаться до тех пор, пока не будет положен этому конец самым пришествием Христовым. «Да не обольстит вас никто никаким образом, – писал ап. Павел в послании к Солунянам, – ибо день тот (Христов) не приидет, пока не прийдет прежде отступление и не откроется человек греха ( νθρωπος τς μαρτας), сын погибели ( ις τς πωλεας), противящийся ( περιρμενος) и превозносящийся (κα περαιρμενος) выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» ( 2Сол. 2:3, 4, 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Действительно, если с этим вопросом соединяется домогательство и притязание определить, через сколько времени наступит царствование антихриста, в каком столетии или в каком году явится антихрист, то в таком виде этот вопрос – вопрос праздный. Потому что людям, живущим задолго до антихриста, невозможно определить время пришествия антихриста даже приблизительно, и тем менее можно дать точное указание года его пришествия. Бесполезно строить даже догадки о том, что антихрист может явиться через столько-то лет, и ещё менее имеют значения претензии указать время пришествия антихриста безошибочно, с уверенностью. Что нельзя определить время пришествия антихриста хотя бы приблизительно и догадочно, об этом свидетельствуют Священное Писание , исторический опыт и неспособность человека предузнавать с точностью отдалённое будущее. В Священном Писании решительно и неоднократно говорится о невозможности людям предузнать день второго пришествия Иисуса Христа, а так как царствование антихриста будет непосредственно предшествовать этому дню, то, говоря о невозможности предузнать наступление этого дня, Священное Писание тем самым косвенно и молчаливо даёт видеть, что нельзя предузнать и время царствования антихриста. Если бы люди знали, когда явится антихрист, то они знали бы и день второго пришествия Христа; потому что известно, что явление антихриста будет за три с половиной года до пришествия Христа. А что люди действительно не могут наперёд предузнать день второго пришествия Христова, и им даже воспрещено домогаться узнать, когда он наступит, об этом мы имеем двукратное свидетельство Иисуса Христа, позже повторенное Апостолами Павлом, Петром и Иоанном. О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24:36 ). О дне том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк. 13:32 ). Так сказал Иисус Христос Своим ученикам в речи о разрушении Иерусалима, о кончине мира и о Своём втором пришествии, увещевая их и всех людей бодрствовать и всегда быть готовыми, так как день Господень наступит неожиданно для людей, внезапно, как приходит вор ночью ( Мф. 24:37–51 ; Мк. 13:33–37 ). После, перед вознесением на небо, на вопрос Апостолов: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он ответил им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1:6–7 ). О временах и сроках нет нужды писать к вам, братия, – пишет Апостол Павел Фессалоникийцам, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью ( 1Сол. 5:1–3 ; Ср. 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но может быть Иисус Христос дал позволение и увещание наблюдать, нет ли признаков приближения Его второго пришествия, только тем людям, которые будут жить перед Его вторым пришествием, так как только тогда и обнаружатся эти признаки, подобно тому, как и листья развертываются только весною? Нет, Иисус Христос прямо сказал: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте ( Мк.13:37 ). Бодрствуйте, ибо не знаете, когда приидет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или по утру, чтобы, пришедши внезапно, не нашел вас спящими ( Мк.13:35–36 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время ( Мк.13:33 ), в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын человеческий ( Мф.24:44, 25:13 ). Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ). Невозможность предузнать время второго пришествия Господа и предсказание Его, что Он придет внезапно, именно и служат побуждением к бодрствованию, к тому, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа. Конечно, здесь разумеется преимущественно нравственное бодрствование: свобода от чрезмерного пристрастия к земному и от грубых пороков, нравственная чистота, религиозная настроенность и частое памятование жизни загробной. Но нравственная чистота и высота делает и ум чутким и проницательным. Святые люди и без обширных познаний лучше понимают дух времени и смысл совершающихся в мире событий, нежели люди знающие, но ослепленные страстями, предрассудками, односторонними и превратными учениями. При нравственном бодрствовании не может не быть здравого и широкого взгляда на вещи. А когда оно достигает высокой степени, то человек становится способным проникать в тайны бытия, напр., предузнает будущее. Увещание быть нравственно-чистыми и бодрствовать есть вместе с тем призыв чаще помнить о кончине мира и о втором пришествии Христовом и размышлять о направлении и строе современной жизни. Нравственно чистый имеет наиболее склонности и способности понять и оценить знамения своего времени и менее подвергается опасности впасть в грубое заблуждение по вопросу о времени второго пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но притом что долг следования за Христом выше родственного долга, сам этот долг не только не отвергается, но и ставится высоко в церковном учении; довольно посмотреть, например, Первое послание ап. Павла к Тимофею: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5: 8 ). Приобщение к победе Христа над миром: о хранении верности Богу Опасности и трудности, которым ученики подвергались, сопутствуя земному служению Христа, усугубятся впоследствии и будут сопровождать жизнь Церкви вплоть до Его Второго Пришествия; наступят времена, когда ученики будут желать возвращения хотя бы одного из дней, когда они пребывали со Спасителем и в тени Его служения были в безопасности. От христианина в грядущих опасностях требуется хранение верности Христу. Сами опасности будут иметь разный характер: это и внешние скорби, гонения на Церковь , и соблазны от внешних (то есть нехристиан, проповедь лжеучителей), и соблазн греха, искушение от собственных страстей, с которыми каждому христианину предстоит бороться до смерти. Эта часть наставлений Христа связана с обетованием Его Второго Пришествия, которое станет для учеников желаемым событием (см.: призыв «Ей, гряди, Господи Иисусе!» в Откр. 22: 20 ), окончательным и полным явлением победы Христа над миром (диаволом), окончанием периода испытаний. На протяжении всей жизни Церкви и в особенной мере накануне Второго Пришествия Христа и явления Его всему миру будут появляться лжеучителя, распространяющие ложные слухи о Нем, но Господь, исключая соблазн учеников, предупреждает, что Его появление нельзя будет не заметить: «И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» ( Лк. 17: 22–31 ). «День Свой» – это «День Господень», о котором говорили пророки и который нельзя отождествить с одним каким-то событием в служении Христа: в понятие Дня Господня вмещаются Страдания и Смерть, Воскресение, Вознесение и дарование Духа Святого ученикам как явление славы Царства верующим, но в особенной мере это Второе Пришествие и Суд как явление Христа во славе всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

О дни же том или часе. Здесь разумеется время второго пришествия Христова, а также и разрушения Иерусалима. Христос Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это но только бесполезно, но даже и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий : „Христос умолчал о времени суда потому только, что неполезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии“. В другой же раз Господь прямо заметил апостолам: не ваше дело знать времена или сроки ( Деян.1:7 ). Ни ангелы небесные (иже суть на небесех). Ангелы проникают в тайны Божии, но не знают того, что не открыто им (Мих.). Ни Сын. Как Бог и Сын Божий, Иисус Христос все знал; но слова: не знает ни Сын нужно понимать относительно Его человечества. Возможно ли, чтобы Сам Господь Иисус Христос не знал о времени Своего второго пришествия, а также и разрушения Иерусалима? Невозможно это и предположить, когда Он, как Сын Божий, и Бог Отец суть одно ( Ин.10:30 ). Да и как не знать Ему, когда Он вместе с Отцем сотворил самое время, веки ( Евр.1:2 )? „Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, пишет св. Григорий Богослов , приписывает же Себе незнание, как человек“. Блаж. Феофилакт замечает при сем: „Если бы Господь сказал апостолам: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни ангелы, ни Я не знаю, Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему“. Молитесь. В молитве Господь указывает самое действительное средство к поддержанию духовного бодрствования и готовности встретить наступление великого и страшного времени – второго пришествия и суда Его над родом человеческим. Мк.13:34 . Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010