Порфирьевском Импер. публ. библиотеки IX-X в., Севастьяновском Рум. музея X-XI в. и Криптоферратском XIII в., молитвы, входящие в состав этой статьи в том же почти порядки присоединены к обычным молитвам утреннего богослужения без общего заглавия. По Барберинову списку они напечатаны Гоаром (Eucol. p. 55,56) вместе с краткими уставными замечаниями, содержащимися в заглавии первой молитвы. Молитва эта в Барбериновом Евхологие озаглавливается по гречески так: e„sTdou met тХ κα Eta met to to κα llou poio ntoj τν peЪcemai Р Непосредственно за этим следует молитва: EЩlTghson κα νν KЪriemoЭj doulouj sou moЭj – Благослови Господи рабы своя ныне оглашенные. (В славянском переводе помещенном ниже, молитва эта помещена после устава и молитвы отпустной). Греческий текст заглавия находит себе соответствие в начале славянского перевода: «бывшу бо входу» и проч. (см. ниже), хотя не совершенно полное. За молитвою оглашенных в Барбериновом Евхологие следуют: pist n ргитн – KЪrie KЪrie s» ™st„ – Молитва верных первая. Господи, Господи твой есть день... pist n T diamTxei sou KЪrie -Молитва верных вторая. Оуставлением твоим Господи пребывает день.., goun pTlusij. A uo meu, mno men..., в славянском переводе (указанная выше и стоящая прежде всех) Молитва еже есть отпусная. Хвалим и поем.... Далее: Ka… το diakoTnou Taj kefalaj m n t Kur…w kl…nate ™peШcemai Р KЪrie gie Р ™n Шfhlo j – Господи снятый, иже в вышних живый. Таким образом из греческих источников видно, что указанные молитвы, как принадлежность утреннего богослужения, существовали уже в VIII в. Но что касается имеющегося в славянском переводе устава, ограничивающая) употребление их, то в Барбериновом Евхологии; такого устава нет. Устав этот явился, очевидно, значительно позднее. В кратком виде он встречается в Криптоферраттском Евхологии XIII в. Там сказано: ti το rqrou kamhcoЪmenoi llote g…nontai e„ tib proke…mena 122 . Это только начало славянского устава: «Ведомо же буди я ко за утрении оглашении никогда же иногда бывают, развее внегда певаеми бывают прокимени».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Уже из того немногого, о чем мы упомянули, видно, сколь суровому ярму должен был покориться Янис. Впрочем, старец Неофит сам не уставал напоминать о трудностях и суровости такой жизни. Однако послушник был готов ко всему. В ушах его души непрестанно звучало слово святых отцов: «Отдай кровь и приими Дух». Вокруг каливы располагались сорок аров оливковых деревьев. Участок принадлежал им, и его возделывание было связано с большими усилиями. В самом деле, можно себе представить, какой заботы требовали оливковые деревья, в особенности молодые, посаженные самими подвижниками. Необходимо учесть еще и особенности почвы: бесплодную землю, расположенную на склоне следовало улучшать добавлением хорошей почвы и защищать от оползней с помощью подпорных стенок. Мало того, приходилось помогать и другим подвижникам, престарелым или больным, которые не могли выстроить эти стенки сами. Позднее, как мы увидим ниже, возникла потребность в постройке церкви. Все это в сочетании с недостатком воды, постами, бдениями, уставными молитвами и искушениями врага было настоящим ровом страстей 239 , возвести от которого могла лишь сила Божия, наделявшая их необоримым терпением. Из-за чрезвычайной усталости подвижники многократно забывались таким глубоким сном, что не могли подняться точно в полночь для совершения ночного богослужения. После службы полагалось прочесть келейное правило, за которым их в летнее время и заставала утренняя заря. Ученик рассматривал это как серьезное прегрешение и, взволнованный и обеспокоенный, сообщал о нем старцу. Тот успокаивал его: «Чадо, нет причин для беспокойства. Закрой окно, вот и наступит ночь. И ночная тьма, и дневной свет – от Бога. Ведь как говорит псалмопевец, Твой есть день, и Твоя есть нощь 240 ». Среди этих трудов старец Неофит любил вспоминать изречение Священного Писания, которые часто употреблял его наставник: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного... усмиряю и порабощаю тело мое...» 241 . И образ нетленного венца вдохновлял сердца подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник 12 . Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 13 . В особо важных случаях пелись особые псалмы, и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. Для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например, Пс.135 , где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов Пс.105–106 , Пс.112–118 , Пс.134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы – 134 и 135 14 . Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства 15 . По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса 16 , где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) 17 . В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из Пс.117–135 , или Пс.119–133 (степенные псалмы), или Пс.134–136 18 . Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) 19 . По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) 20 . Значение и характер ветхозаветного храмового пения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Жили мы в лагере не в палатках, как солдаты, а в деревянных офицерских барачках. Нам полагались (конечно, не в уставном, а лишь в бытовом порядке) и денщики, и верховые лошади для прогулок. Прекрасно помню веселую поездку в Бородино и невнимательный, не взволновавший ни ума, ни сердца осмотр бранного поля. Иной раз мне кажется, что многие из красных командиров, воюющих сейчас против Гитлера, чувствуют себя в гораздо большей степени законными наследниками и ответственными держателями русской славы, чем чувствовали себя ими мы, вольноопределяющиеся пятого мортирного дивизиона 6 1901–м году. Как почти вся интеллигенция начала века, мы ощущали русскую историю «профетически», как грядущую революцию, мало интересовались вопросами внешней политики и были преступно равнодушны к славе своей родины. В конце концов, мы ведь и Кутузова считали бессмертным только потому, что его гениально написал Толстой. Наша лагерная жизнь начиналась в дни, когда не было особых занятий, скорее по–дачному, чем по–военному, часов в 7, а то и в 8 утра. Разбуженные денщиками, мы еще в полусне закуривали. Накурившись и обменявшись утренними мыслями о вчерашнем дне, мы шли на крыльцо умываться, где нас уже ждали денщики с полотенцами у табуреток с тазами. Сильная струя холодной воды приятно лилась на шею, голову и грудь. Вокруг крыльца на легком ветру шепотно шелестели молодые березки. В такт покачивающимся веткам на вытоптанной перед крыльцом площадке и на деревянной лесенке переливалась сетчатая зыбь сине–желтых пятен. Голубело высокое небо; в нем нежно истаивали быстрые, перистые барашки и звенел жаворонок. Пахло жасмином и самоварным угольком. В лесу за задней линейкой свирелью заливалась иволга… Мы не спеша распивали чай со сливками и свежими калачами. По пути на занятия к нам подходили вольноопределяющиеся и офицеры других батарей выпить за компанию еще стаканчик чаю под последнюю папиросу… На земле мир и в человецех благоволение. Занятия в парке были и непродолжительны, и несложны. Стоя за хоботами своих орудий, мы механически повторяли команды занимавшегося с нами офицера и время от времени по его же приказу проверяли точность наводки и правильность трубки. Проверка большого смысла не имела. Опытные наводчики, да и все «номера», знали свое дело много лучше нас.

http://azbyka.ru/fiction/byvshee-i-nesby...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник [ 12 ].   Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 [ 13 ]. В особо важных случаях пелись особые псалмы и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например Пс 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105–106, 112–118, 134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы — 134 и 135 [ 14 ]. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства [ 15 ]. По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) — при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса [ 16 ], где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) [ 17 ]. В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс 117–135, или 119–133 (степенные псалмы), или 134–136 [ 18 ]. Стихи одного из этих псалмов —117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) [ 19 ]. По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) [ 20 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Какой отсюда следует вывод? Очевидно, что в Уставе находятся явно противоречащие друг другу предписания! И явно, что это не-нормальная (не-уставная) ситуация, ибо ВЫПОЛНЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ПРЕДПИСАНИЙ нарушает богослужебный чин, т.е. ПРОИЗВОДИТ БЕСЧИНИЕ! Следовательно, одно из этих предписаний ошибочно! Отсюда вопросы: Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним, что на утрене первых веков каждая из ее частей начиналась молитвой епископа, а в Иерусалимской утрени (IV века) особой молитвой, которую читали пресвитеры, сопровождался каждый псалом, так что вся Утреня представляла собой последование псалмов и песен, чередующихся с молитвами. Но к XV веку с появлением Иерусалимского Устава в Византии (в песенной Утрени) утверждается обычай прочитывать за один раз все утренние молитвы в самом начале службы, т.е. во время первых трех утренних псалмов (на месте нашего шестопсалмия). И вот что примечательно, до появления Иерусалимского Устава в древнерусских служебниках МЫ НЕ ВСТРЕЧАЕМ УКАЗАНИЙ НА ТО, ЧТО ВО ВРЕМЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ должны ЧИТАТЬСЯ КАКИЕ-НИБУДЬ МОЛИТВЫ! Сегодня же в наших Служебниках после оговорки «глаголем шестопсалмие, со всяким вниманием», тут же предписывается противоречащее этому указание: «По триех же псалмех иерей глаголет молитвы утренния». Напоминаю, что вашим домашним заданием было изучить содержание этих молитв. И… о чем же эти молитвы? — В основом в них совершается благодарение за дарованное утро: Благодарим Тя, возставившаго нас от ложей наших… приими всех нас утренняя моления,… благодарим Тя, яко превел еси сень нощную, и показал еси нам паки свет дневный… просвети ум наш, и чувства вся… и т.п. Ознакомившись с содержанием, вы не могли не заметить, что чтение вечером таких слов как возставивый нас от ложей наших и… сонное уныние отгнавый от нас… даждь нам видети утро и день в радовании, да Тебе утренния возсылаем молитвы – это или бездумное чтение, или верх абсурда! А еще обратили ли вы внимание на то, что все прошения совершаются от первого лица множественного числа и не являются личной молитвой предстоятеля. А раз они должны совершаться от лица всех собравшихся, то их должно быть и слышно ВСЕМ! Да и читаться они могут всеми в качестве утреннего молитвенного правила, ибо это не молитвы какого-либо Таинства!

http://azbyka.ru/video/96-tajnoe-utrenne...

Познавать Его в творении, Видеть сердцем, духом чтить… Вот в чём жизни назначенье, Вот что значит: в Боге жить. (Три четверостишия — экспромт м(итрополита) Филарета, на стихи Пушкина: — Дар мгновенный, дар случайный; Жизнь, зачем ты нам дана…) Надо сказать, что немногочисленные стихи м. Филарета слабее его удивительной прозы, и он считал стихи свои шуткой. Впрочем, переведённые м. Филаретом отрывки гексаметров Св. Григория Нисского , V век, изобличают в поэте-переводчике вкус изысканный. И о сем до зде. …Поэзия светская может быть в каких-то планах молитвой. Но молитва уставная, чиновная, песнь церковная нередко даёт нам ключ к таинствам, скажем, красот природы. Вот акафист Иисусу Сладчайшему поёт: «Иисусе, всея твари Украсителю». Вот мы и увидели, узнали художника, творца картины, приведшей нас в такой восторг. И весь этот акафист не есть ли «похвальная» Сыну Божию, всея твари Украсителю, Иисусу Пречудному, который есть ангелов удивление. Хвалы Художнику предивному, претихому, пресладостному «Иисусе, красото пресветлая! — гремит песнь 3-го икоса, — … Иисусе, сердца моего веселие». Икос шестой вспоминает, как дети ветвями украшали дорогу Зиждителю своему, шедшему на страдания. …Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго, Иисусе, покрове радости, покрой мя, недостойного. Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущего. Творец небу и земли, — поэт Урана и Геи, как значится по тексту греческому Символа веры, всё сотворил Сыном. Во Христе скончаваются все наши желания. Христос наше счастье, воскресенье, жизнь, мир, радость. Во Христе цели стремлений наших. 27 июня. Понедельник Понудил себя при выходе солнышка вылезть на крылечко. Царственность природы ощутил, но и своё убожество. «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Велика мудрость сей пословицы. Бывало, в молодые годы каким подъёмом дух отзывался на высокие утренние часы Божьего дня. А теперь хоть знаю, вижу, что «входит Царь славы», что прозвучало заутре, как вчера (то же и во веки!), — «со страхом Божьим и верою приступите», хоть и знаю, что «душу Божьего творения радость вечная поит», а нельзя мне чашей той причаститься. Так грязен, что самому на себя противно. Людям врать-то устал, не то что Богу.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

В 1982–1983 гг. вышло пересмотренное издание «Чиновника архиерейского священнослужения» (2 т.): 1-й том содержит материал «Чиновника» издания 1907 г. с переработанными рубриками, 2-й – чины избрания, наречения и рукоположения архиерейского, освящения антиминсов, выходившие в синодальный период отдельными книгами, и другие чины. В кон. XX в., после обретения Русской Церковью свободы, было перепечатано множество старых богослужебных книг и напечатаны новые (в т. ч. разнообразные редакции Требника). Для келейного чтения издаются Молитвословы самого разного состава, популярные издания сборников акафистов. Современный комплект богослужебных книг соответствует принятому ранее. Службы суточного круга. Службы суточного круга в общем совершаются так же, как и в нач. XX в. Стала общепринятой плохо оправдываемая практика ежедневного совершения утрени с вечера. В большинстве мон-рей в кон. XX в. принято ежедневное совершение вечером вечерни и утрени, а утром – полунощницы, братского молебна, часов и литургии (при этом полунощница совершается не раньше, а позже утрени). Наблюдается возрождение интереса к уставному богослужению, выражающееся в тенденции совершать службы суточного круга с минимальными сокращениями, в некоторых храмах и мон-рях в праздники служат даже уставные всенощные бдения (ночью). Утренние и вечерние молитвы Молитвослова фактически приобрели статус неопустительно совершаемых служб суточного круга, заменивших для большинства церковного народа древние полунощницу и повечерие. Совершение литургии. Совершение Божественной литургии отличается от служб суточного круга строгостью и точностью исполнения по существующим Служебникам и Чиновникам почти без сокращений. Гонения в советское время привели к усилению благоговения перед тайной Евхаристии. Святые новомученики и исповедники Российские совершали литургию в самых тяжелых условиях. Известно множество случаев тайного совершения литургии в тюремных камерах и лагерных бараках или землянках, в специально устроенных домашних храмах. В последние десятилетия возрождение церковной жизни способствует усилению евхаристического благочестия. Причащение раз в две-три недели стало для многих нормой, так же как и причащение на Св. Пасху и в большие праздники. В 90-х гг. XX в. стало возможным свободное причащение по домам, в больницах, в домах престарелых, местах лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Если ли же и в старости милостью Божиею вступивши в иночество, вознебрежет о Его долготерпении и человеколюбии, и так же пребудет нерадив, и не захочет понудиться противоборствовать своему мирскому нраву и прихотям, и будет поступать в противность чину иноческому, то как не повинен будет множайшему осуждению и мучению? Неужели уже последний год имея жизни своей, но если и это время жизни свой не захочет провести достодолжно (сообразно иноческому званию), как может ожидать получить оставление всех грехов своих и венец жизни вечной, если не потерпит ничего иноческого, то есть: ни смирения, ни кротости, ни согласия, ни безмолвия, ни соборных общих правил и моления, ни чтения и поучения, ни покорности и повиновения, ни трапезного уставного учреждения. Не будет ли такой сам для себя врагом и наветником, и не станет ли при смерти сам себя терзать стыдом и отчаянием за нечувствие и ожесточение свое, как за малое оставшееся уже время жизни, чтобы вседушно послужить Господу, своим нерадением лишив самого себя вечной жизни и наслаждения, и низвергается в пропасти адские и бесконечное мучение? Слово 23. О небрежной и страстной жизни, и о пребывании святых и последовании им Внемлите, любимицы мои, какое зло наследует тот, который, вступивши в иночество, противится правилам и преданиям святых отцов, и следует своей воле и рассуждению, и предается всяким слабостям и нерадению. Такой самую гибельную проводит жизнь, не обращая к Богу ни ума своего, ни сердца, но как бессловесное животное порабощается чреву, и все свое старание полагает о снискании и стяжании тленных земных благ и упокоении плоти и сладострастии. Такой, восставая от одра своего, тотчас, прежде всего, всем умом своим низводится к вымышлению качеств брашенного (пищевого) наслаждения, потом и самим делом трудится и старается приготовить сладостное и тучное брашно, чтобы угодить своему чревонеистовству. Чего ради и на утренних молениях, обеднях и вечернях стоя, бывает как истукан, без сокрушения, без страха, без умиления: потому что память о пище отъемлет и изгоняет из сердца его память Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Во-первых, в уставной молитве есть громадное разнообразие, тогда как в Иисусовой молитве есть порой очень мучительное  одно образие. Повторяется одна-единственная формула. Я не хочу сказать, что она беднее, но у человека непривычного рождается какой-то голод ума, голод чувства, голод к тому, чтобы молиться словами и образами и последованиями, которые его возбуждают. Если взять просто вечерние или утренние молитвы: там содержится целый ход мыслей; по их расположению идет переход от чувства к чувству; они не в случайном порядке расположены. В пределах каждой молитвы — слова, которые были написаны святыми, не надуманные, а вырванные с кровью из души или в моменты большого подъема, или в моменты мучительного страдания; через эти слова мы можем немножко прозреть, чем жил этот человек. Мы можем немножко приобщиться к тому, что составляло его душевно-духовную жизнь. Мы можем, если эти слова принять не только как выражение наших желаний, наших прошений, но также как мерку христианской жизни, стараться  жить  согласно с нашими молитвами. Если я утром сказал: “Господь, даждь ми терпение”, я должен учится терпению в течение дня, а не ждать, чтобы Бог мне дал просто так, — и т.д. Значит, эти молитвы питают нашу душу, и если мы к ним относимся вдумчиво, если мы их не только продумаем, но, как Феофан говорит, их “обчувствуем”, то наши мысли пронизываются понятиями, которые принадлежали отцам; и постепенно мы начинаем думать их мыслями, наше сердце склоняется к их чувствам, и мы меняемся соответственно. Наша воля, направленная по руслу этих молитв, выпрямляется и выправляется согласно Божией воле; поэтому они необходимы. Попутно скажу, что если мы хотим молиться этими молитвами плодотворно, надо, во-первых, их употреблять трезво, спокойно, из глубины внутреннего убеждения, и предоставляя Богу, а не нашей душевности родить в нас соответственные чувства. Другое, что необходимо (я уже об этом сказал): что бы мы ни говорили в молитве, мы  должны  осуществлять в жизни. Если этого не делать, то через самое короткое время слова молитв делаются приторными и вгоняют нас в уныние, потому что это пустые слова; и мы отлично понимаем, что ни Бог, ни мы сами ими не живем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010