Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Ветхого Завета о посте вообще Претыкание первое В Книге Бытия в главе 1, и снова в главе 9, и снова в псалме 8 Священное Писа­ние гласит, что Господь Бог все создал для человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами мор­скими, и над птицами небесными, и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1, 26 ). И снова: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все ( Быт. 9, 2–3 ). И снова: все покорил под ноги его, овец и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими ( Пс. 8, 7–9 ). Из этих слов Писания ясно, что Господь Бог все дал человеку на пользу и для употребления. Но некоторые животные не приносят человеку пользы кроме той, что их можно съесть, например, куры, гуси и так далее. И когда Церковь запрещает есть эти дары Божии, то тем самым она противится благодетельному Богу и, отвергая Его дары, проявляем свою неблагодарность. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, во-первых. Не все животные созданы Богом для того, чтобы человек использовал их в пищу: одних для лечения, других для украшения вселенной и похвалы их Создателю, чтобы мы, видя такое разнообразие животного мира, возвеличили Пре­мудрость Творца. Если же должно съедать всех животных, от которых человек не получает видимой пользы, то почему тогда вы, противники, не едите мяса пресмыкающихся, змей, червей, пауков и так далее? Почему вы не едите мясо ворон, летучих мышей, сов и многих других птиц? Все они, по общему мнению, не приносят роду человеческому никакой пользы. ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Всякая пища создана Богом для человека, она употреб­ляется в разное время и на разном месте. Итак, церковный закон не противоречит воле Божией, когда только в некоторые дни запрещает некоторую пищу, но он же и разрешает принимать ее в другое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В древней церкви был установлен тот минимум, который обязателен для каждого, входящего в Святую церковь :« Воздерживаться от идоложертвенного », то есть от участия в любом нехристианском культе. Из пищи – воздерживаться от вкушения « крови, и удавленины ». А также не допускать в своей жизни «блуда», то есть внебрачных связей с лицами другого пола, « и не делать другим того, чего себе не хотите » ( Деян. 15, 29 ). Все дальнейшее – по мере совершенствования, по мере возрастания и желания потрудиться ради Христа. Как сказано,« не человек для субботы, а суббота для человека ». Как хлеб для голодного, так и « суббота для человека ». Слово Божие предписывает постепенно приводить жизнь в надлежащий порядок, по такой методике: « Все мне позволитёльно, ноне все полезно; все мне позволительно, но не все назидает » ( 1Кор. 10, 23 ). « Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » ( 1Кор. 6, 12 ). « Все испытывайте, хорошего держитесь » ( 1Фес. 5, 21 ). Вот и испытывай, полезно ли, например, это дело? Назидательна ли эта книга или это зрелище? И не стал ли ты рабом чего-либо ? Также купи книгу, называемую молитвослов. Молитвослов Здесь ты найдешь образцы молитв, которые в употреблении у христиан. Конечно, молитва к твоему Богу должна исходить именно из твоего сердца. Но всему на свете надо учиться, тем более таким вещам, которые для нас совсем уж внове. Апостолы тоже просили Иисуса Христа научить их молиться, хотя перед этим Он и сказал: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 6, 8 ). Дело в том, что Он-то знает, в чем наша главная нужда, но беда в том, что мы сами этого не знаем! для того-то и дал Господь ученикам молитву «Отче наш…», чтобы и они, и все мы научились и желать, и просить именно того, что нам совершенно: необходимо. И Церковь , давая нам, вслед за Иисусом Христом, «Молитвослов», тоже учит, как обращаться к Богу, о чем просить, за что благодарить. Полистай эту книгу постарайся понять все молитвы. Не ропщи, что они опять же не на современном русском, а на церковно-славянском языке. Впоследствии ты оценишь это и полюбишь. Обычно в конце молитвослова помещается словарик наиболее трудных для понимания слов. Когда будешь покупать, по смотри, чтобы такой словарик был. А есть еще так называемые «толковые молитвословы». В них дается объяснение и перевод тех или иных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И смоковница тотчас засохла.» Мф.21:20 . «Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» Мф.21:21 . «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;» «Ст. 19. Увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок» 129]. »Аще имате веру и не усумнитеся ( Мф. 21:21 ), – говорит Господь, – то и горы можете переставлять. Смотри же: крепись, верный, и бойся единого мгновения усумнения; за мгновение сомнения будешь платиться многими часами сердечного мучения» 42]. «Господь говорит, что аще имате веру и не усумнитеся ( Мф. 21:21 ), то и гору сдвинете с места; а я, маловерный, часто усумняюсь, несмотря на старание крепиться в вере: так слабо мое сердце стоит в истине. На меня часто нападает дух неверия и, приражаясь ко мне, уязвляет меня и долго мучит меня. Господи! Даруй мне веру несомненную» 145]. Мф.21:22 . «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» «Молящиеся! разве мало есть вам труд даяти человеком и како даете Господеви труд [ Ис. 7:13 ]? Мало еще разве для вас видеть бессилие в человеках: как вы еще хотите видеть бессилие в Самом Боге и тайно помышляете, что Бог не исполнит вашего прошения? – Пусть для людей многое трудно, весьма многое невозможно, – но как же вы считаете что-либо трудным для Бога? Есть разве для Него что-либо трудное и невозможное? Все для Него возможно и легко. Вся возможна суть у Бога [ Мк. 10:27 ]. Итак, молясь, будьте уверены твердо, что для Господа все легко, все Он может во мгновение сделать. Вашей собственной немощи что-либо сделать, в чем-либо помочь себе или ближнему не приписывайте Богу. Для вас почти все трудно, как для слабых, ничтожных тварей: вы это сами на себе и на других испытывали тысячу раз, но разве мало вам еще даяти (приписывать) труд человекам, что вы даете еще и Господеви труд, – Господу, Который все создал мыслью и словом? Для Него, помните, ничто не трудно: всего смело просите; все надейтесь получить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь (1Кор.14:21). В законе нигде этого не написано; но он, как я сказал прежде, всегда называет законом все ветхозаветное Писание, и пророческие и исторические книги. Приведенное свидетельство он заимствует из пророка Исаии, чтобы опять ограничить славу дара (языков), для пользы слушателей; и здесь впрочем, говорит о нем с похвалой. Слова но и тогда показывают, что чудо было достаточно для того, чтобы тронуть их; если же они не убедились, то это их вина. Для чего же Бог сделал это, если они не хотели убедиться? Чтобы сделать со своей стороны все нужное. Доказав пророчеством, что упомянутое знамение не очень полезно, (апостол) продолжает: итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: " истинно с вами Бог " (ст. 22-25). Сказанное здесь может возбудить в ком-нибудь большое недоумение. Если языки служат знамением для неверных, то как он говорит: если неверные увидят вас говорящими на языках, то скажут, что вы беснуетесь? И если пророчество не для неверных, но для верующих, то как получат от него пользу и неверные? Но когда , говорит, все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится . И не только этот, но, кроме того, и другой здесь рождается вопрос: языки опять, по-видимому, больше пророчества, потому что если языки служат знамением для неверных, а пророчество для верных, то дар, обращающий и делающий своими чужих, больше дара, назидающего своих. Что же означают сказанные слова? Они не затруднительны, не темны и не противоречат предыдущему, но весьма согласны с ним, если мы вникнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2070...

А как Он возлюбил нас, и как повелел нам любить друг друга? На это мы находим ответ в следующем Его изречении, сказанном, как и новая заповедь, в последней Его беседе с учениками: „Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» ( Иоан. 16, 26, 27 ). Бесконечная любовь Бога Отца, даровавшего Своего Единородного Сына для спасения нашего, и послушание Отцу от Сына, совершившего наше спасение, есть глубочайшее основание для нашей взаимной любви. Если Сам Отец любит нас, если Сын Его для Него возлюбил нас: то и мы должны любить друг друга прежде всего для Бога, т. е. в удовлетворение любви Божией к роду человеческому. Мы должны привлекать друг друга к Богу, как дети на громкий призыв отца, обращенный ко всем им, зовут и ведут к нему друг друга. Отсюда открывается обширное поле для подвигов любви к ближним – духовной. Сюда относятся все учреждения для просвещения наших ближних истинным богопознанием и полезными науками, для охранения их от заблуждений, для обращения ко Христу неверующих, для общественных молитв, для улучшения народной нравственности, для исправления преступников и т. п. Во всех этих видах любви не только заключаются верные средства для благоустроения нашей внутренней и внешней жизни, частной и общественной, но и открывается не иссякающий источник для удовлетворения материальных нужд наших ближних; так как любовь к Богу и сердечное желание послужить ближним во славу Его питает в душах наших любовь чистую, бескорыстную, наполняющую и услаждающую наше собственное сердце. Отсюда получают истинно нравственный характер, одухотворяются и все жертвы и учреждения для облегчения физических нужд и страданий наших ближних, каковы: больницы, богадельни, общества для попечения о раненых, слепых, прокаженных и т. под. В чем же состоит их одухотворение? В обращении призреваемых к вере в Бога и к благодарности Промыслителю, посылающему, в лице благотворителей, благовестников и служителей Его любви к человекам. Здесь невольно вспоминается древний христианский обычай просящих помощи и благотворителей обмениваться выражениями веры во Христа: „подай Христа ради! прими Христа ради»!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Или: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? [ Мф. 5, 46 ]. Равным образом, хотя воля начальства, родителей и наставников бывает противна для нашей греховной воли, но надо переломить ее и с охотою, безропотно, точно, скоро исполнять волю их, ибо повиновение им есть повиновение Богу. Когда говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь, тогда вспомни, что Отец Небесный есть Питатель (Кормилец) всякой твари, произращающий для нас и для животных всякого рода пищу, все хлебные семена и плоды, дающий нам в пищу рыб, птиц и разных животных, и возлюби и возблагодари Его всем сердцем за неисчетные Его щедроты. 1) Для чего внушается просить только хлеба, а не другого чего? Для того, что хлеб нужнее всего, существеннее, питательнее всех других плодов для тела человеческого, почему он и называется насущным: можно питаться только хлебом с похлебкою и быть живым и в силах; еще для того, чтоб мы избегали лакомства, изнеживающего душу и тело и расслабляющего, и не были чревоугодниками и не сделали бы чрева своим идолом; 2) отчего внушается просить хлеба для всех, а не для себя одного? – Оттого, что все мы братья между собою и должны заботиться сколько о себе, столько же и о других. Господь наш Иисус Христос этими словами научает нас заботиться друг о друге относительно житейских потребностей: например если у кого средств для насущного пропитания, вообще для жизни много, тот должен делиться с неимущими, и особенно тот должен подавать бедным: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, – говорил Предтеча Христов Иоанн [ Лк. 3, 11 ]; равно без скупости угощать, чем Бог послал приходящих гостей, или странников, или родственников, или знакомых, надеясь на общего всех Отца, что Он воздаст за убытие; 3) для чего внушается просить днесь, на нынешний день? – Для того, чтобы не беспокоили себя мыслями: что будем есть и пить или чем одеваться завтра, в той уверенности, что Отец Небесный постоянно, ежедневно печется о нас, и не о нас только, а и о всякой твари: о животных, о птицах и рыбах, и насекомых и пресмыкающихся, чтоб мы только трудились над снисканием себе пропитания, и особенно чтоб прежде всего искали Царствия в нас Божия и правды его, и всё нужное для жизни приложится нам [ Мф. 6, 33 ], то есть надо стараться только любить Бога всем сердцем и ближнего, как себя самого, желая ему всего того, чего себе желаешь, – и нам всё пошлет Господь, что только необходимо для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Многие не шутя почитают лютеранское вероисповедание очищенным от преданий и нововведений человеческих и не уважают преданий и обрядов веры православно-кафолической, почитая их излишеством и бременем для себя и утверждая, что их произвел произвол человеческий, а не существенная потребность духа человеческого, не Дух Святой и не Церковь , а простое мудрование человеческое. Друже, так думающий! Кто сказал эти замечательные для нас с тобою слова о истине веры и Церкви: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину [ Ин. 16, 13 ]? Не есть ли Церковь , наставляемая и руководимая Духом Божиим, Духом истины, столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ]? И ты ли дерзновенно называешь раскол лютеранский очищенным вероисповеданием? Ты ли считаешь правыми тех, которые отвергли предание, когда сам апостол Христов говорит: братия, стойте и держите предания [ 2Фес. 2, 15 ]? Нуждается ли в очищении и исправлении чистая и правая вера апостольская? Тебя соблазняет множество наших обрядов? Скажи, что ты худого нашел в обрядах нашей Церкви? Не все ли они существенно необходимы для возбуждения духа веры, надежды и благочестия? (Ты сочувствуешь лютеранскому вероисповеданию потому, что оно льстит твоей грешной плоти, твоей чувственности: там нет постов, там много свободы в брачном соитии и разведении, там сидение в церкви и многое другое.) Не все ли они стройно вытекают из самого духа религии, как тело образуется душою? Так как мы состоим из плоти и духа, то для нас, при духовности нашей веры, нужны и видимые обряды, как тело веры. Если не нужны обряды, скажите, для чего вы сами совершаете обряды при Крещении? Для чего вода Крещения? Для чего хлеб и вино при Причащении? Для чего и самый храм и в нем обряды молитв? Мечтатели! Вы сами себя опровергаете своими собственными делами. Говорите: для чего у вас иконы? – Для того, что мы сами существа телесные, не [чисто] духовные; для того, что мы сами – живые иконы Божии, одушевленные Духом Божиим; для того, что иконы полезны для благочестия, ибо они помогают живой молитве; для того, что иконы некоторым образом заменяют для нас самые лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хор (все): Всё премудро сотворил Ты. Слава Тебе Господи, сотворившему всё. Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хор (все): и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. ПСАЛОМ 140 Чтец: Господи, к Тебе взываю, услышь меня! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Внемли молению моему, когда я взываю к Тебе! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Да вознесётся молитва моя, как фимиам, пред Тобою! Воздеяние рук моих, как жертва вечерняя! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Сохрани от злого слова уста мои, Господи, огради уста мои! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам, как люди беззаконные, да не уподоблюсь им! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Наставит меня праведник милостиво, и обличит меня, а елей льстивых слов грешника да не умастит голову мою, и молитва моя не будет с ними. Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Нечестивых поглотила земля, среди скал вожди их. Мои же слова услышаны будут слова мои, ибо в них сила.Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Как плугом рассекается земля, так рассыплются кости их у бездны ада. Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: На Тебя, Господи, Господи, обращены очи мои; на Тебя уповаю, не отвергни души моей! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Сохрани меня от сетей, расставленных для меня, от соблазнов людей беззаконных! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Попадутся в сети свои грешники. Я же по милости Твоей спасусь, доколе не пройду путь жизни моей. Хор (все): Услышь меня, Господи!Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хор (все): И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно во все времена воспевать Тебя голосами радостными, о Сын Божий, подающий жизнь. Потому и прославляет Тебя мир! Священник: К Тебе, живущему на Небесах, возводим очи наши, ко Господу Богу нашему. Помощь моя от Господа, сотворившего Небо и землю.

http://blog.predanie.ru/article/domashni...

IV. Посмотри теперь, что поразит их в последние дни, когда придет день Бога. И будут в день суда Божия все люди собраны от востока до заката пред Отцом Моим, вечно живым, и Он повелит аду, чтобы отверз он свои стальные засовы и отдал все, что есть в нем. И диким зверям и птицам повелит Он, чтобы отдали они все мясо, которое съели, ибо пожелает Он, чтобы вновь стали видимы люди. Ибо для Бога ничто не умирает, и ничто не бывает невозможно для Него, ибо все Его. И все будет в день суда по слову Божию, и все происходит, как Он сотворил мир и все, что в нем, – повелел Он и все стало – так же будет и в последние дни, ибо для Бога все возможно, и так говорит он в Писании: «Сын человеческий, изреки пророчество о разделенных костях и скажи костям: кости к костям в члены, мышцы, жилы, плоть и кожу и волосы на ней» 253 . И душу и дух даст им великий Уриил 254 по велению Бога. Ибо Господь призвал его для служения в день суда при воскресении мертвых. Смотрите и вспомните о семенах, посеянных в землю. Сухими и бездушными сеют их в землю. И прорастают они, приносят плод, и земля возвращает их как доверенный залог. И то, что умирает, что сеется в землю как семя, оживает и возвращается к жизни, – это человек. Насколько же больше воскресит Бог из тех, кто верят в Него и кто избраны Им, ради которых создал Он землю, в день суда, и все вернет земля в день суда, ибо она будет также судима в тот день, и небо с нею. V. И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех: огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и все на земле будет гореть, и море станет огнем, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева. И звезды расточатся от пламени огненного, словно бы и не были они сотворены, и тверди небесные прейдут от недостатка воды и станут как несотворенные. И будут молнии на небе, и колдовство их испугает мир. И дух трупный будет им подобен и станет по велению Бога пламенем. И когда все творение уничтожится, побегут люди, что на востоке, на запад, а те, что на западе, – на восток; а те, кто на юге, побегут на север, те же, кто на севере, – на юг, и повсюду встретит их гнев ужасного огня. И погонит их пламя неугасимое, и принесет их к суду гнева ручьем неугасимого пламени, что течет и одновременно огонь в том ручье пылает; и оттого, что разойдутся в кипении волны его, великий скрежет зубов будет у сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

е. и планеты и неподвижные звезды выкинут огненные хвосты, подобно кометам, на восьмой день произойдет великое землетрясение и все животные будут свалены, на девятый день все растения будут обрызганы как бы кровью, на десятый день все камни, малые и большие, будут разделены на четыре части, несущиеся друг на друга, на одиннадцатый день все холмы и горы и строения будут превращены в прах, на двенадцатый день все животные придут из леса и с горы на поля, рыча и не прикасаясь к еде, на тринадцатый день откроются все могилы с востока до запада, чтобы тела могли воскреснуть, на четырнадцатый день все люди покинут свои убежища, не понимая ничего и не говоря, но бросаясь туда и сюда, подобно безумным, на пятнадцатый день все умрут и воскреснут с теми, которые умерли давно перед этим. Когда придет Христос для Суда, Он явится во славе из-за той власти и силы, которые надлежат Судье. Достоинству судебной власти присуще иметь некоторые признаки или знаки, которые побуждают людей к почтению и подчинению, а поэтому пришествию Христа и Его Страшному Суду будут предшествовать многие признаки или знамения для того, чтобы сердца людей были приведены в подчинение грядущему Судии и были приготовлены к Суду, будучи предупреждены этими знамениями» . Свидетельство Иеронима интересно многоплановостью образов и символов, хотя и не всегда соответствующих библейским реалиям. Человеческая природа перестанет быть смертной и облечется в бессмертие Так, в отличие от Иеронима, Библия сообщает нам, что «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 5152). Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на подобное несоответствие, наставляет: «Смысл его слов таков: не все мы умрем, но все изменимся даже и те, которые не умрут, ибо и они смертны» . То есть изменения коснутся всех: и некогда умерших, и живых. Входя в Новый Мир, мы изменимся. Человеческая природа перестанет быть смертной и облечется в бессмертие – для одних благостное и блаженное, для других страстное и страдающее.

http://pravoslavie.ru/114968.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010